Научная статья на тему '«Сибирский Янус» с реки ИР Омской области в контексте палеоэтнографии'

«Сибирский Янус» с реки ИР Омской области в контексте палеоэтнографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
224
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НТРОПОМОРФНЫЙ ЖЕЗЛ / ЯНУС / ДОЛЬМЕН / ДВУГЛАВОЕ НАВЕРШИЕ / ПАЛЕОЭТНОГРАФИЯ / ANTHROPOMORPHIC SCEPTER / JANUS / DOLMEN / DOUBLE-HEADED POMMEL / PALEOETHNOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тишков Ю. В.

Излагается описание археологической находки эпохи бронзы, обнаруженной в Омской области в первой половине XX в., каменного жезла с двуглавым навершием. Прослеживается семантическая связь с двуглавыми артефактами и мифологическими представлениями о данном феномене у древних народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“The Siberian Janus” from Ir River in Omsk Region in Terms of Paleoethnography

The article presents a description of archaeological finding of the Bronze Age located in Omsk region in the first half of the XX century stone scepter with two-headed pommel. Observed semantic relationship with the two-headed artifacts and mythological understanding of this phenomenon of the ancient peoples.

Текст научной работы на тему ««Сибирский Янус» с реки ИР Омской области в контексте палеоэтнографии»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 1 (13). С. 156-164. УДК 39 (571.13)

Ю. В. Тишков

«СИБИРСКИЙ ЯНУС» С РЕКИ ИР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ПАЛЕОЭТНОГРАФИИ

Излагается описание археологической находки эпохи бронзы, обнаруженной в Омской области в первой половине XX в., - каменного жезла с двуглавым навершием. Прослеживается семантическая связь с двуглавыми артефактами и мифологическими представлениями о данном феномене у древних народов.

Ключевые слова: антропоморфный жезл; Янус; дольмен; двуглавое навершие; палеоэтнография.

Y. V. Tishkov

"THE SIBERIAN JANUS" FROM IR RIVER IN OMSK REGION IN TERMS OF PALEOETHNOGRAPHY

The article presents a description of archaeological finding of the Bronze Age located in Omsk region in the first half of the XX century - stone scepter with two-headed pommel. Observed semantic relationship with the two-headed artifacts and mythological understanding of this phenomenon of the ancient peoples.

Keywords: anthropomorphic scepter; Janus; dolmen; double-headed pommel; paleoethnography.

Ирский жезл - артефакт, получивший своё название по месту находки у реки Ир Крутинского района Омской области, хранящийся в фонде археологии Омского государственного историко-краеведческого музея (ОМК-5562) с середины XX в. Фотографии жезла (рис. 1), сделанные М. М. Фрумгарцем в 2008 г., опубликованы в юбилейном издании, посвящённом 130-летию ОГИК музея [1, с. 23]. Предмет датируется эпохой бронзы - раннего железа (I в. до н. э.).

Благодаря наличию особой детали у жезла в виде двуглавого навершия О. П. Ченчен-кова обозначила его как «Ирский жезл (яну-совидный антропоморфный) из Омской области» [2, с. 210], а Б. А. Коников напрямую сравнил с Янусом из древнеримской мифологии [3, с. 56]. Особо важный момент, что «Янус изображался... с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда его эпитет "двойной" (Оештш)» (полужирный мой. - Ю. Т.) [4, с. 683].

Примечательно и то, что материал изготовления жезла - зелёный кремнистый сла-

нец [5, с. 59-60], согласно более ранней версии, по определению П. Л. Драверта, - змеевик тёмно-зелёного цвета [2, с. 210]. Среди других находок археологических артефактов в Омской области двуглавое рельефное изображение, представляющее наиболее значимую часть композиции, не является распространённым, а материал изготовления жезла не считается типичным.

Учитывая, что на сегодняшний день место происхождения, символика, ритуальное использование данного предмета недостаточно изучены (большинством исследователей символизм артефакта однозначно трактуется как фаллический), необходимо обратиться к такому научному направлению, как палеоэтнография. Согласно А. А. Мансурову, археология это и есть палеоэтнология, доисторическая этнография [6, с. 4].

По словам С. В. Студзицкой, «палеоэт-нографический подход заключается в умении находить и объективно осмысливать архео-лого-этнографические параллели при реконструкции тех или иных явлений археологи-

© Тишков Ю. В., 2017 156

ческой действительности. Особенно актуален этот подход при изучении духовной культуры и мировоззренческих традиций первобытного населения» [7, с. 9].

В мифологии и археологии есть примеры существования антропоморфных изображений с тремя и четырьмя головами / лицами. Исследования подобных феноменов в данном очерке не рассматриваются, учитывая их более сложную семантическую основу и сравнительно более позднее появление в древнем мировоззрении.

Одним из древних образов Януса, исток которого можно отнести к эпохе неолита, является дольмен - рукотворный трилит. «Дольмен - три камня: два опорных и один замыкающий, образующие дверь, которую археологи назвали порталом. <...> Эта дверь (дольмен. - Ю. Т.) олицетворяет римского Януса, являясь самым простым сооружением из тех, что связаны с его культом. Она всегда была сориентирована либо на восток, либо на запад... две её опоры соответствовали северу и югу» [8, с. 28]. Помимо аналогии с дверью или воротами, дольмен также имеет отношение к печи [Там же, с. 52-53] и гробнице [9, с. 257]. Вследствие такой трактовки Януса становится очевидным взаимосвязь двуглавой статуи и арки, возведённой в честь данного божества в древнем Риме во времена правления Нумы Помпилия [4, с. 683-684].

В преданиях народа манси есть представление о мифической «стране Юга». «Вход в страну Мортим ма, куда улетают на зиму птицы, загораживает асынг ахвтас ла-гылинг ахвтас - камень, который "стоит на двух ногах"; камень опускается и давит всех, кто хочет пройти в Мортим ма» [10, с. 179]. Интересную параллель читаем у Дж. Дж. Фрэзера: «Такое истолкование двуликого Януса подтверждается существованием двуглавого идола, которого "лесные негры" Суринама как часового устанавливают при входе в деревню. Этот идол представляет собой деревянный чурбан с грубо высеченными с двух сторон человеческими головами. Стоит он у ворот, состоящих из двух вертикальных столбов и поперечной балки. <. > С поперечной балки, кроме того, свешивается небольшое полено; оно предназначено упасть на голову всякого злого духа, который попытается проникнуть за ворота» [11, с. 181].

Однако наиболее архаичным образом Януса, исток которого теряется в эпохе палеолита, представляется всё же не столько дольмен, сколько проход между скал. «По чукотским (шире - палеоевразийским. -Ю. Т. ) представлениям, на краю горизонта имеются проходы между скалами (поддерживающими небо?), которые то размыкаются, создавая ветер и пропуская перелётных птиц, то смыкаются. Неподвижная Полярная звезда мыслится также в качестве прохода через все миры» [12, с. 275].

Среди разновидностей антропоморфных обликов двуликого Януса (следующего этапа развития образа) можно выделить три типа.

Первый - оба лица фигуры идентичны (изображения бывают безбороды или бородаты), выражение лиц можно охарактеризовать как бесстрастно-умиротворённое.

Второй тип - два лика фигуры выражают противоположные эмоциональные состояния (радость, воодушевление, веселье, ликование, с одной стороны, грусть, досада, сожаление, печаль - с другой). Примеры второго типа, как правило, безбороды. Символика примеров второго типа, их связь с Осью мира и точками солнцестояний исследована и подробно описана в традиционалистских очерках Рене Генона [13, с. 271-276].

Третий - два лица предельно антропо-морфизированы (что говорит о более позднем периоде их создания): одно из лиц представляет зрелого или пожилого мужчину с бородой, второе лицо - безбородого юношу. В некоторых случаях одно из лиц мужское, второе - женское. «В древнем Хорезме на керамических флягах из храмово-дворцо-вого комплекса Кой-крылган-кала был изображён гусь-оборотень (рис. 2. - Ю. Т.). На его туловище помещались две человеческие личины. мужская личина с бородой на спине птицы направлена вверх, женская -вниз» [14, с. 380-381]. Этот пример третьего типа изображения Януса важен не столько своей антропоморфной составляющей, сколько главенствующим присутствием в изображении головы водоплавающей птицы.

Первые два типа изображений, как правило, представляют мужских персонажей, хотя в ритуальной практике могут быть и явления прямо противоположные. Например, на медвежьем празднике у обских угров

«появляются танцоры с деревянными мечами, ряженые звери и птицы, среди которых лиса, петух, журавль, горбатая старуха с двумя лицами (одно на затылке)» [14, с. 411].

Ирский жезл относится к первому типу антропоморфных обликов Януса (рис. 3) и находит параллели с археологической находкой первой половины XX в. в Китае.

Среди многообразия фантастических существ, которыми изобилует древнекитайский источник естественнонаучных знаний, мифологии, религии, этнографии «Каталог гор и морей» (около 1У-Ш вв. до н. э.), антропоморфные двухголовые персонажи, подобные Янусу, встречаются в двух книгах. В шестой книге «Каталога Центральных гор» (ЦзюаньУ) на первой вершине горной цепи Белого Барана - горе Ровная Фэн среди песка и камня «обитает бог, он похож на человека, но с двумя головами. Зовётся Гордый Червь. Он Жалящий Червь» [15, с. 99]. С помощью этого божества прогоняют нечистую силу, принося ему в жертву живого петуха (птицу не убивают).

В «Каталоге Заморья Востока» (Цзюань IX) упоминаются Радуги-Хунхун. «Радуги живут к северу от него [царства Благородных мужей]. У каждой из них по две головы» [Там же, с. 131]. Здесь, возможно, речь идёт о народах, проживающих севернее Древнего Китая. «У нанайцев на верхушке посоха часто вырезалось изображение сына Аями-Гирки с двумя лицами. Это означает всевидение. Посох вырезали из специально отобранного дерева, украшали резьбой, ярко раскрашивали красками» [16, с. 26].

Переводчик и комментатор «Каталога гор и морей» Э. М. Яншина объясняет взаимосвязь двухголового божества, червя или змея, и радуги языковыми особенностями: «Радуга (Хунхун) - мыслилась в Древнем Китае змеевидным двухголовым божеством, о чём сохранили ясные свидетельства письменные памятники, памятники изобразительного искусства, а также сама письменность. <...> Знак, которым записано слово "радуга", состоит из двух графем, первая из которых означает "червь", "насекомое", "пресмыкающееся" (чун) и выступает в иероглифе детерминативом, а вторая -"бог". <...> Каждая из графем выступала самостоятельным словом, и понятие "радуга"

складывалось из слов "змея-бог" ("змеиный бог"). В надписях на иньских гадательных костях знак, отождествляемый с радугой, представлял собой изображение двухголового змея» [15, с. 258].

О персонажах двутелых (а следовательно, и двухголовых) упоминает сравнительно поздний китайский автор (IV-V вв.) Гань Бао в «Записках о поисках духов» [17, с. 175, 321]. Этот пример в определённом роде весьма показателен своим фундаментальным отличием от персонажей «Каталога гор и морей», где речь идёт о двухголовом образе божества, лица которого направлены в противоположные стороны, представляющем небесное начало мировой дуальности. У Гань Бао двутелые антропоморфные персонажи являются гермафродитами (материальным воплощением изначальной дуальности) земного происхождения, лица которых направлены в одну сторону либо друг на друга.

Единственным на сегодняшний день известным археологическим примером, представляющим китайскую аналогию Ирскому жезлу (по первому типу изображений), является бронзовое (полое сквозное. - Ю. Т.) на-вершие из могилы М 21 (рис. 4) в Синьцунь в уезде Цзюньсянь провинции Хэнань на северном берегу реки Цишуй, где происходили раскопки под руководством Го Баоцзюня в 1932-1933 гг. [18, с. 44].

Их внешнее относительное сходство выражено в отношении к первому типу двухголовых антропоморфных изображений и датировке (первая половина I в. до н. э.), различие - в материалах изготовления (камень и бронза).

Другим интересным примером из северо-восточной части Евразии, но уже второго типа янусовидых изображений является головка древка из моржового клыка эскимосского «жилища» поселения Ванкарем III (рис. 5). В верхней части находки - противоположно направленные головы антропоморфных существ, а верхний край, как видно по фотографии, утрачен, что осложняет интерпретацию композиции в целом. «Антропоморфные, барельефно выполненные личины помещены в торцах изделия. <...> Морфологическая скудость образов: лишь два пробуравленных отверстия в зонах глаз. <...> Стилистика овалов лиц не оставляет

сомнений в антиподности их характеров (рис. 6. - Ю. Т.). Это ощущение усилено колоритом "поддерживающих" образов. Личины плавно переходят в пластические изображения головы змеи и клюва с надклювьем водоплавающей птицы» (рис. 7. - Ю. Т.) [19, с. 112].

Вполне возможно, что данные антропоморфные изображения имеют отношение к распространённому у азиатских эскимосов представлению о духах-хранителях - инуа, не являющихся душами людей и животных -тарнек и противоположных злым духам -тугныгат. «Инуа - хозяева или хранители предметов, животных, явлений природы. Инуа есть у скал, озёр, мысов и тому подобных особенностей рельефа, направлений ветра, у сна и других состояний человека и животных. Инуа может принимать вид маленького человечка с деформированными чертами лица или маленькой копии того предмета или животного, духом которого он выступает» (полужирный мой. - Ю. Т.) [20, с. 669].

Кроме уже упоминавшихся изображений «гуся-оборотня» на керамических флягах древнего Хорезма и головки древка из моржового клыка эскимосского «жилища» наличие водоплавающей птицы в композиции двуглавых антропоморфных янусовидных фигур присуще и европейским находкам.

«Из Прованса происходит группа ранних скульптур, гораздо более сложных и несущих на себе явные следы античного влияния. Например, двойная голова, первоначально раскрашенная (две головы наверху разделяет клюв хищной птицы) (рис. 8. -Ю. Т. ), обнаружена вместе с пятью другими фигурами размером больше, чем в натуральную величину, внутри святилища в Рокепер-тюзе» [21, с. 233].

Фигура Януса встречается также в кельтской нумизматике. Профиль двух бородатых лиц (первый тип) изображён на аверсе «золотой монеты из Паннонии, представляющей образец денежного обращения бойев и других кельтских племён, распространившихся от Богемии до Нижнего Дуная» [22, с. 220].

В свете изложенных выше сведений вряд ли можно настаивать на исключительно римском влиянии в изобразительной тради-

ции двухголовых антропоморфных фигур. «Археология полностью подтверждает этот наиболее важный для языческих кельтских народов культ. Из камня изготовлялись сотни голов; столько же или ещё больше делалось из дерева» [21, с. 186-187].

Особенно это справедливо для ирландских находок (Римская империя не покорила Ирландию), где «две фигуры, найденные на островах на озере Лох-Эрн, также обнаруживают сходство с североевропейским материалом. Одна из них также Янус, причём основной акцент сделан на голову с её огромными глазами, выделенными двойной линией, прямым носом и небольшим ртом. Голова имеет грушевидную форму, руки перекрещены над поясом. <...> Вторая скульптура не двойная, однако ей свойственны те же древние черты» [Там же, с. 232].

По-прежнему остаётся неясным ритуальное использование янусовидных артефактов. Кельтолог Г. В. Бондаренко предлагает следующее объяснение: «Всё описание последовательного положения голов в предании, при том что "верхушка" камня также по-древнеирландски дословно означает "голова" (сепф, скорее всего, восходит к описанию некоего неизвестного нам ныне языческого ритуала. <...> После описанного предварительного ритуала Коналл положил голову врага на свою голову. Одну за другой, взгляд его снова стал прямым, и он перестал быть косым. Видимо, подразумевается, что головы воинов соприкасались затылками, подобно двум каменным головам своеобразного кельтского двуликого Януса из упоминавшегося уже святилища Рокпертюзе в южной Галлии» [23, с. 116].

Реконструкция хода ритуалов с использованием образа двуглавого антропоморфного божества пока не является достаточно убедительной.

Стоит упомянуть и об использовании священных жезлов в ритуальной практике древнеирландских филидов. «Филид возлагал свой жезл на тело или голову (очевидно, мёртвую) и узнавал его имя и имя его родителей, а также узнавал ответ на любой вопрос, заданный ему через три дня» [Там же, с. 270]. Указания на наличие двуглавого на-вершия у жезлов филидов не подтверждено археологическим материалом.

Рис. 1. Ирский жезл (ОМК-5562) из фонда ОГИК музея

Рис. 3. Фрагмент навершия Ирского жезла

Рис. 4. Бронзовое навершие из могилы М 21 в Синьцунь (по Го Баоцзюню)

Рис. 6. Личины головки древка из моржового клыка

0 3 см

1_I_I_I

Рис. 7. Клюв с надклювьем «утки» с головки древка из моржового клыка

Рис. 8. Двойная голова из святилища в Рокепертюзе

«"Жезлы-посохи", вероятно, выступали как тотемные атрибуты родо-племенной власти. Можно предполагать, что "владетели" и "хранители" этих атрибутов, как явствует из самого археологического материала, были мужчины, которые имели высокий общественный статус и в функции которых входило отправление определённых религиозных ритуалов» [7, с. 11].

Форму жезла с двуглавым навершием можно по преимуществу охарактеризовать как осевую (Axis mundi - Ось мира), а не фаллическую символику. Подобно тому как позвоночный столб человека, будучи вместилищем спинного мозга, увенчивается двумя полушариями головного мозга, а данный пример является определяющим элементом восточных психофизиологических практик (соответствие микрокосма и макрокосма).

Иным примером осевого символа является столб дыма от костра в безветренную погоду, представляющий «лестницу», ведущую из земного мира в мир небесный.

Таким образом, фаллический символизм лишь частный случай осевого символизма, который не сводится исключительно к функции воспроизводства, но имеет прямое отношение к образу «прямого пути» к верному (небесному) ориентиру - единственному неподвижному объекту на небосводе -Полярной звезде. Кроме того, на показанных выше примерах двуглавое изображение не всегда сопутствует материальным воплощениям (жезл, стела, столб и т. п.), которые ассоциируются с фаллическими.

Образ Януса сближается с Чакраварти-ном («тот, который вращает колесо») - идеальным правителем в буддийской мифоло-

гии. «В песне салиев Янус именовался "богом богов" и "добрым создателем". Впоследствии он трактовался как "мир" - mundus. <...> Стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось. Возможно, что то были отголоски некогда существовавшего мифа о Янусе как творце мира. <...> У других народов имелись древнейшие двуликие боги неба, мыслившегося как металлический свод, подобный арке Януса» [4, с. 684].

И, наконец, к вопросу о местном урало-сибирском происхождении артефакта: изготовление и использование Ирского жезла могло иметь отношение к народам, населявшим Урал и Западную Сибирь в эпоху бронзы - раннего железа, в связи с Мир-сусне-хумом («человеком, обозревающим мир» за счёт присутствия в центре мира), который, как и Янус, так же имел отношение к функции привратника, отворяющего и закрывающего врата [24, с. 117]. Кроме того, утка, гусь и шире - водоплавающие птицы (присутствующие на керамических флягах древнего Хорезма, эскимосской головке древка из моржового клыка и двойной голове из святилища в Рокепертюзе) были жертвенными животными Мир-сусне-хума [14, с. 380].

Вне всякого сомнения, Ирский жезл принадлежал представителям духовной элиты урало-сибирского ареала и использовался ими. А двуглавое антропоморфное навершие жезла свидетельствует об определённом сходстве мировоззренческой парадигмы и широком распространении у древних народов Востока и Запада образа двух голов, смотрящих в противоположные стороны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Музей и его коллекции: к 130-летию основания Омского государственного историко-крае-ведческого музея / [редкол.: П. П. Вибе (отв. ред.) и др. ; сост. Т. М. Назарцева, Р. А. Ша-нева ; фот. М. М. Фрумгарц]. - Омск : ОГИК музей, 2008. - 207 с.

2. Ченченкова О. П. Каменная скульптура лесостепной Азии эпохи палеометалла III—I тыс. до н. э. — Екатеринбург : Тезис, 2004. — 336 с.

3. Коников Б. А. Образ человека в древнем и средневековом искусстве Омского Прииртышья // Омский краевед. — 2006. — № 3. — С. 53—62.

4. Штаерман Е. М. Янус // Мифы народов мира : в 2 т. / под ред. С. А. Токарева. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. — Т. 2. — С. 683—684.

5. Фонд археологии Омского государственного историко-краеведческого музея : каталог

/ сост. Б. А. Коников ; науч. ред. Т. М. Назарцева. - Омск, 2003. - 100 с.

6. Библиография Рязанского края. Этнология и палеоэтнология (археология). - Ч. 1, вып. 1 / сост. А. А. Мансуров. - Рязань, 1930. - 199 с.

7. Студзицкая С. В. Археологические памятники как исторический источник // Труды ГИМ. -2000. - Вып. 113. - С. 7-13.

8. Грасе д'Орсе К. С. Язык птиц. Тайная история Европы / пер. с франц. В. Ю. Быстрова. -СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. - 334 с.

9. Кендрик Т. Д. Друиды / пер. с англ. С. В. Иванова. - СПб. : Евразия, 2007. - 288 с.

10. Гемуев И. Н., Бауло А. В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. - Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1999. - 239 с.

11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии / пер. с англ. М. К. Рыклина. -М. : ООО «Фирма "Издательство АСТ"», 1998. -784 с.

12. Мелетинский Е. М. Палеоазиатских народов мифология // Мифы народов мира. - С. 274-278.

13. Генон Р. Символы священной науки / пер. с франц. Н. Тирос. - М. : Беловодье, 2002. -496 с.

14. Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. - М. : Аст-рель : АСТ : Транзиткнига, 2005. - 463 с.

15. Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / предисл., пер. и коммент. Э. М. Яншиной. - 2-е изд., испр. - М. : Наталис : Рипол Классик, 2004. -349 с.

16. Конталева Е. А. Традиционные представления о мировом древе в культуре тунгусо-маньчжурских народов // Молодёжь XXI века: шаг в будущее : материалы XIII Регион. науч.-практ. конф. : в 4 т. - Благовещенск, 20122016. - Т. 1. - 2012. - С. 24-26.

17. Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / пер. с древнекит., предисл., примеч. и слов.-указ. Л. Н. Меньшикова. - СПб. : Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. - 576 с.

18. Комиссаров С. А. Комплекс вооружения Древнего Китая. Эпоха поздней бронзы. - Новосибирск : Наука. Сиб. отделение, 1988. - 120 с.

19. Шмидт И. В., Горбунова Т. А. Орнаментированные изделия из моржового клыка эскимосского «жилища» поселения Ванкарем III // Вестник СВНЦ ДВО РАН. - 2014. - № 1. -С. 107-116.

20. ФайнбергЛ. А. Эскимосов мифология // Мифы народов мира. - С. 669-670.

21. Росс Э. Кельты-язычники. Быт, религия, культура / пер. с англ. Н. Ю. Чехонадской. - М. : ЗАО «Центрполиграф», 2005. - 255 с.

22. Широкова Н. С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. - СПб. : Евразия, 2000. - 352 с.

23. Бондаренко Г. В. Повседневная жизнь древних кельтов. - М. : Молодая гвардия, 2007. -396 с.

24. Балакин Ю. В. Урало-сибирское культовое литьё в мифе и ритуале / отв. ред. В. И. Ма-тющенко, В. Б. Яшин. - Новосибирск : Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. - 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.