Научная статья на тему 'Сибирский сепаратизм конца ХIХ - начала ХХ вв. И взаимоотношения сибирских областников и политических ссыльных: взгляд советских историков'

Сибирский сепаратизм конца ХIХ - начала ХХ вв. И взаимоотношения сибирских областников и политических ссыльных: взгляд советских историков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / СЕПАРАТИЗМ / ОБЛАСТНИЧЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ССЫЛЬНЫЕ / СОВЕТСКИЕ ИСТОРИКИ / SIBERIA / SEPARATISM / OBLASTNICHESTVO / POLITICAL EXILED / THE SOVIET HISTORIANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильева Наталья Федоровна

Дается обзор историографии 20-80-х гг. XX в., посвященный взаимоотношениям сибирских областников и политических ссыльных, и их отношение к сепаратизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Siberian Separatism at the End Of 19TH - the Beginning of 20TH Centuries and Relations of Siberian Regionalists and Political Exiled: Soviet Historians View

The review of a historiography 20-80th XX century devoted to mutual relations Siberian oblastnikov both the political exiled and their attitude to separatism is given.

Текст научной работы на тему «Сибирский сепаратизм конца ХIХ - начала ХХ вв. И взаимоотношения сибирских областников и политических ссыльных: взгляд советских историков»

Серия «Политология. Религиоведение»

2009. № 1 (3). С. 176-180 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского

государственного

университета

УДК 930.1(571.1/5)

Сибирский сепаратизм конца ХТХ - начала ХХ вв. и взаимоотношения сибирских областников и политических ссыльных: взгляд советских историков

Н. Ф. Васильева

Иркутский государственный университет, г. Иркутск е-таИ:уа^И.п/@таИ.ги

Дается обзор историографии 20-80-х гг. XX в., посвященный взаимоотношениям сибирских областников и политических ссыльных, и их отношение к сепаратизму.

Ключевые слова: Сибирь, сепаратизм, областничество, политические ссыльные, советские историки.

В политической жизни России идеи федерализма, регионализма и сепаратизма появились во второй половине Х1Х в. Сибирское областническое движение, возникшее среди сибирской интеллигенции, провозгласило особые интересы Сибири в составе российского государства и ее самобытность. Отношение разных общественных групп Сибири к областнической идее проявлялось от полного согласия до полного неприятия и отторжения этих идей. Свое отношение к областнической идеологии и областникам прослеживается у ссыльных Сибири. На страницах местной печати революционеры отражали свое отношение к данной идеологии [1, с. 176]. Разгоревшаяся полемика между областниками и «новой» социал-демократической ссылкой показала, что они непримиримые соперники не только по влиянию на сибирское общество, но и политические перспективы России видятся ими по-разному.

Внимание к проблеме взаимоотношений областников и ссыльных нашло отражение и в советской литературе 20-х гг. ХХ в. - начала XXI в. Мемуары Н. Чужака «Ссылка и областничество», опубликованные в 1927 г. в сборнике «Сибирская ссылка», пожалуй, первая работа на эту тему [3]. Статьи об областничестве автор публиковал еще будучи в ссылке. Николай Федорович Чужак-Насимович родился в Нижнем Новгороде в 1876 г., за революционную деятельность был сослан в Архангельск. Несколько раз бежал, эмигрировал за границу. В Женеве вошел в гр. РСДРП (б), публиковался в революционном издании «Пролетарий». Вернулся в Россию, был арестован, в 1908 г. был сослан в Иркутскую губернию и до 1917 г. проживал в Тулуне, Усолье, на ст. Иннокентьевская, в Иркутске. Работал журналистом, одно время заведовал типографией. Большой журналистский стаж помог ему ярко и достоверно донести атмосферу общественно-политической жизни Сибири,

показать взаимоотношения ссыльных с областничеством во второй половине XIX - начале XX в. по сложным идеологическим вопросам, в том числе идее сепаратизма. Автор подчеркивает, что взаимоотношения областничества и ссыльных прошли три этапа, и каждый из них имел свои особенности. По его мнению, старая политическая ссылка, за исключением «якобинской» части, не приняла классовой борьбы, как и сибирская интеллигенция в целом, «трещины» между областничеством и ссылкой не наблюдалось. «Все это - люди одной веры». «Дело о сибирском сепаратизме», по мысли автора, - это зенит дерзания областников. После чего начинается спад, чувство местного патриотизма вырождается в казенный патриотизм, пылкие речи о политическом и экономическом самоопределении Сибири, по мнению автора, становятся «безвредным застольным бахвальством», героический «диапазон федералистского периода» перерастает в аполитичное культурничество. Автор делает вывод, что массовая ссылка повернулась к областничеству своей колючей «классовой» щетиной. Журнальные статьи, написанные автором в ссылке и помещенные в мемуары, на наш взгляд, должны были усилить основную задачу мемуаров - показать непримиримость идеологии социал-демократов с их идеей классовой борьбы и мелкобуржуазной идеологии областников с «общесибирским демократизмом»: «Желая посильно работать для области... мы, тем не менее, не могли не бороться с вредной, на наш взгляд, идеей «областничества» в политике... Мы... называли эту идею мелкобуржуазной выдумкой, направленной к дроблению рабочих сил, - а значит, и к ослаблению единого удара, - к попыткам изолирования нарождающейся сибирской демократии, с целью снижения ее требований. против подмены идей классовой борьбы идеей «общесибирского демократизма» [3, с. 68]. Автор делает вывод, что вред областничества особенно проявился в самый ответственный момент для революции, когда оно «предательски осуществило затаенную свою мыслишку - сепарацию»: Сибирское временное правительство и чехословаки, бело-зеленые повязки и флаги, докатившие Сибирь до Колчака, «древле-сибирские иконы и печать», принявшие «верховного правителя», как освободителя «демократии» от «диктатуры большевизма». Работа Н. Чужака интересна тем, что автор дал оценку областничества и на конкретном примере показал, какой вред может нанести сепаратистская идея.

Новый этап исследований взаимоотношений сибирских областников и ссыльных начался в 80-е гг. XX в. Работы М. В. Шиловского «Взаимоотношения сибирских областников с политическими ссыльными во второй половине XIX - начале XX вв.» [4] и М. Г. Сесюниной «Политическая ссылка второй половины XIX в. и сибирские областники» [2] раскрывают эволюцию отношений и идейных позиций областников и ссыльных конца XIX - начала XX в.

М. В. Шиловский также делает вывод, что отношения ссылки и сибирских областников прошли три этапа и, в первую очередь, зависели от состава ссыльных и идеологии революционного движения. На первом этапе (18581868 гг.) - с момента оформления сибирского областнического движения в начале 60-х гг. XIX в. его сторонники, подчеркивает М. В. Шиловский, устанавливают дружественные контакты с политическими ссыльными, которые

способствовали формированию общественно-политических взглядов идеологов областнического движения. По мнению автора, этот этап характеризуется единством идейной платформы политссыльных и областников. Объединяет их, по мысли М. В. Шиловского, позиция идеолога народничества М. А. Бакунина, который высказал идею о необходимости децентрализации империи и возможности в будущем отделения Сибири от России.

На втором этапе (70-90-е гг. ХК в.), по мнению автора, взгляды народнической ссылки и сибирских областников особенно консолидировались на «общей народнической платформе»: возможности избежать полосу капиталистического развития в Сибири. Такое сближение, указывает автор, было возможно благодаря эволюции общественно-политических взглядов народников в сибирской ссылке в сторону либерализма. М. В. Шиловский подчеркивает, что поскольку в Сибири землевладение отсутствовало, капиталистические отношения развивались медленно в связи с преимущественно аграрным характером экономики, это способствовало возникновению у либеральных народников идей быстрого развития в Сибири «истинно-народных форм жизни» и производства. Областники также видели будущее региона через призму либерально-народнических доктрин. В доказательство автор приводит высказывание областника Н. М. Ядринцева, по мнению которого, «община» может выполнять не только экономическую роль, но и «создать самую здоровую интеллигенцию края и образовать народный капитал». На третьем этапе (с 90-х гг. Х!Х в.), по мнению автора, проявились расхождения между областниками и политическими ссыльными. Пропасть между политической ссылкой и областниками особенно расширилась в связи со сменой состава ссыльных. Новая ссылка, подчеркивает М. В. Шиловский, выступила противником сибирского областничества. В доказательство автор приводит высказывание ссыльного большевика В. А. Ватина о том, что областническая идеология «лишь затемняет сибирское население и отвлекает его от единственного пути, общего с населением всей России, который приведет к осуществлению его нужд». По мнению автора, основой разногласий стала «вредная иллюзия» областников о возможности некапиталистического развития Сибири, что привело к открытой конфронтации. На наш взгляд, историк слишком сузил основы разногласий и не показал, что они кроются в отрицании социал-демократами идей сепаратизма.

М. Г. Сесюнина попыталась выяснить основу контактов сибирских областников с политическими ссыльными, принципы их построения и характер их связей. Автор делает вывод, что основой сближения сибирских областников начала 60-х гг. ХК в. с политической ссылкой было их оппозиционное отношение к самодержавию и желание областников вовлечь ссыльных в борьбу за отделение Сибири от России. В 70-80-е гг. Х!Х в., подчеркивает автор, кроме оппозиционности, областников сближало с политическими ссыльными наличие общности взглядов, например, на уголовную ссылку (необходимость ее отмены), на «инородческий вопрос» (необходимость улучшения положения коренного населения Сибири), на вопросы, связанные с развитием просвещения и др. Правда, путь, которым надеялись решить эти

вопросы областники, подчеркивает автор, отличался в корне от стремлений части политической ссылки.

М. Г. Сесюнина, в отличие от М. В. Шиловского, высказала иную позицию по поводу идейных взглядов и взаимоотношений областников и ссыльных революционеров. Вслед за Р. Г. Круссером она подчеркивает, что «по линии идейной» не вызывает возражений мнение, что здесь «единства не было и не могло быть». По ее мнению, часть народнической ссылки оставалась на прежних идейных позициях и не могла мириться как с либеральными постулатами сибирского областничества, так и с его узкой местной ограниченностью. «Идейного сближения не могло состояться при явно отрицательном отношении идеологов областничества к течениям и теориям современной им русской общественной мысли, которые, по их мнению, могли лишь отвлечь сибиряков от служения интересам Сибири» [2, с. 108]. В доказательство автор приводит высказывания ссыльного Е. И. Яковенко о том, что политические ссыльные не проявляли достаточной твердости в сибирском сепаратизме, а увлекались интернациональными революционными идеями. М. Г. Се-сюнина высказала мнение, что разные идейные платформы исключали организационные связи между областниками и революционной народнической частью политической ссылки. По ее мнению, связи существовали только по линии научной и культурно-просветительской. Однако выводы автора, на наш взгляд, сужены. Опасность «сибирского патриотизма» советский историк видит только «в затушевывании вреда позиции областников для формирования общедемократического фронта прогрессивных сил страны». На наш взгляд, большая опасность «сибирского патриотизма» и областничества крылась в сепаратизме, который проповедовали областники.

Обе статьи написаны с позиций советской методологии. В них скупо прослеживаются основные идеологические разногласия областников и политических ссыльных; кроме того, авторы статей обеднили свои работы невниманием к досоветской историографии, особенно либеральных авторов.

Таким образом, советские историки, рассматривая проблемы взаимоотношений ссыльных и областников, исходили из идеологической установки: областничество неприемлемо с классовых позиций. Они подчеркивали, что ссыльные революционеры сотрудничали с областниками в сфере культурничества, но боролись с областнической идеологией, которая наносила вред формированию общедемократического фронта прогрессивных сил страны. Недостаток работ советских авторов - невозможность или нежелание доказать, что разногласия крылись гораздо глубже, массовая ссылка не могла согласиться с сепаратизмом и федерализмом областников.

Литература

1. Иванов А. А. Историография политической ссылки в Сибирь второй половины ХГХ - начала ХХ в. / А. А. Иванов. - Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 2001. - 275 с.

2. Сесюнина М. Г. Политическая ссылка второй половины XIX в. и сибирские областники // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX - февраль 1917 г.). - Иркутск, 1985. - Вып. 9. - С. 103-112.

3. ЧужакН. Ссылка и областничество // Сибирская ссылка. - М., 1927. - С. 51-87.

4. Шиловский М. В. Взаимоотношения политических ссыльных и областников с политическими ссыльными во второй половине XIX - начале XX вв. // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX -февраль 1917 г.). - Иркутск, 1983. - Вып. 8. -С. 115-124.

The Siberian Separatism at the End Of 19th - the Beginning of 20th Centuries and Relations of Siberian Regionalists and Political Exiled: Soviet Historians View

N. F. Vasil’eva

The review of a historiography 20-80th XX century devoted to mutual relations Siberian oblastnikov both the political exiled and their attitude to separatism is given.

Key words: Siberia, separatism, oblastnichestvo, political exiled, the Soviet historians.

Васильева Наталья Федоровна - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и отечественной истории Иркутского государственного университета, e-mail: vasil.nf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.