Научная статья на тему 'Сибирский период деятельности архитектора М.В. Рейшера'

Сибирский период деятельности архитектора М.В. Рейшера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.В. Рейшер / ТТИ / СТИ / Томск / Новосибирск / история советской архитектуры / художественная жизнь Сибири / M.V. Reisher / TTI / STI / Tomsk / Novosibirsk / history of Soviet architecture / Siberian artistic life

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атапин Иван Ильич, Шабатовская Александра Владимировна

Статья посвящена самому раннему, сибирскому периоду (1921–1927 гг.) деятельности архитектора М.В. Рейшера. Этот период его жизни и творчества до недавнего времени был мало освещен в научной литературе. На основе обширного круга источников авторами по-дробно рассматриваются и анализируются такие сюжеты, как учеба молодого архитектора на инженерно-строительном факультете Томского (Сибирского) технологического институ-та, участие в выставках архитектурно-художественного кружка под руководством акваре-листа В.М. Мизерова, студенческие строительные практики в Новосибирске. Специальное внимание уделено дипломному проекту М.В. Рейшера «Народный дом просвещения», науч-ным руководителем которого выступил известный архитектор К.К. Лыгин. В рамках иссле-дования архитектурное творчество Рейшера впервые рассматривается во взаимосвязи с его художественным и литературным наследием. Изучение сибирского периода деятельности архитектора позволяет взглянуть по-новому как на историю архитектуры Урало-Сибирского региона, так и на историю сибирской художественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Атапин Иван Ильич, Шабатовская Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Siberian period of the architect M.V. Reisher’s career

The paper examines the earliest, Siberian period (1921–1927) of the architect M.V. Reisher’s career. Until recently, this period of his life and work was little covered in the scientific literature. Using a wide range of sources, authors examine and analyze in detail such topics as the young architect’s education at the engineering and construction faculty of Tomsk (Siberian) Technologi-cal Institute, participation in exhibitions of the architecture and art group led by the aquarellist V.M. Mizerov, and student’s construction practices in Novosibirsk. Special attention is paid to V.M. Reisher’s diploma project “People's House of Education”, the scientific adviser of which was the well-known architect K.K. Lygin. Within the framework of the study, Reisher's architectural work is examined for the first time in connection with his artistic and literary heritage. The study of the Siberian period of this architect's career allows us to take a fresh look at both the history of ar-chitecture of the Ural-Siberian region and the history of Siberian artistic life.

Текст научной работы на тему «Сибирский период деятельности архитектора М.В. Рейшера»

Архитектурно-градостроительная практика советского времени

Architectural and urban planning practice of the Soviet epoch_

DOI: 10.37909/978-5-89170-287-5-2021-1018 УДК: 72.03

И.И. Атапин

Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории Пр. Менделеевская линия, 5, г. Санкт-Петербург, Россия, 199034

ivatapin@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5078-411X

А.В. Шабатовская

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,

пр. Ленина, 51, г. Екатеринбург, Россия, 620083

akorzni@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3729-7966

Сибирский период деятельности архитектора М.В. Рейшера

Аннотация

Статья посвящена самому раннему, сибирскому периоду (1921-1927 гг.) деятельности архитектора М.В. Рейшера. Этот период его жизни и творчества до недавнего времени был мало освещен в научной литературе. На основе обширного круга источников авторами подробно рассматриваются и анализируются такие сюжеты, как учеба молодого архитектора на инженерно-строительном факультете Томского (Сибирского) технологического института, участие в выставках архитектурно-художественного кружка под руководством акварелиста В.М. Мизерова, студенческие строительные практики в Новосибирске. Специальное внимание уделено дипломному проекту М.В. Рейшера «Народный дом просвещения», научным руководителем которого выступил известный архитектор К.К. Лыгин. В рамках исследования архитектурное творчество Рейшера впервые рассматривается во взаимосвязи с его художественным и литературным наследием. Изучение сибирского периода деятельности архитектора позволяет взглянуть по-новому как на историю архитектуры Урало-Сибирского региона, так и на историю сибирской художественной жизни.

Ключевые слова: М.В. Рейшер, ТТИ, СТИ, Томск, Новосибирск, история советской архитектуры, художественная жизнь Сибири

I.I. Atapin

St. Petersburg State University, Institute of History

5 Mendeleev Line, St. Petersburg, Russia, 199034

ivatapin@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5078-411X

A.V. Shabatovskaya

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin 51 Lenina Ave., Yekaterinburg, Russia, 620083

akorzni@mail.ru ORCID: https: //orcid.org/0000-0002-3729-7966

The Siberian period of the architect M.V. Reisher's career

Abstract

The paper examines the earliest, Siberian period (1921-1927) of the architect M.V. Reisher's career. Until recently, this period of his life and work was little covered in the scientific literature. Using a wide range of sources, authors examine and analyze in detail such topics as the young architect's education at the engineering and construction faculty of Tomsk (Siberian) Technological Institute, participation in exhibitions of the architecture and art group led by the aquarellist V.M. Mizerov, and student's construction practices in Novosibirsk. Special attention is paid to V.M. Reisher's diploma project "People's House of Education", the scientific adviser of which was the well-known architect K.K. Lygin. Within the framework of the study, Reisher's architectural work

126

is examined for the first time in connection with his artistic and literary heritage. The study of the Siberian period of this architect's career allows us to take a fresh look at both the history of architecture of the Ural-Siberian region and the history of Siberian artistic life.

Keywords: M.V. Reisher, TTI, STI, Tomsk, Novosibirsk, history of Soviet architecture, Siberian artistic life

Введение. Моисей Вениаминович Рей-шер (1902-1980) — один из выдающихся уральских архитекторов XX в., представитель конструктивизма, постконструктивизма и «сталинского неоклассицизма». В числе его работ — знаменитая «Белая башня» в Екатеринбурге, ставшая одним из символов этого города. Биография и архитектурное творчество М.В. Рейшера рассматривались в публикациях ряда авторов [Деминцев, 1977; Ток-менинова, 2000; Елагин, 2001; Смирнов, 2018], однако в них совсем не был затронут начальный период его деятельности, связанный с учебой и работой в сибирских городах Томске и Новосибирске. Между тем именно в Сибири в 1920-е гг. происходило становление Рейшера как архитектора, что, безусловно, заслуживает должного внимания.

Основу данного исследования составили материалы из личных архивов семьи Каза-чинских и А.В. Шабатовской, документы из фондов государственных архивов Свердловской (ГАСО) и Новосибирской (ГАНО) областей, а также периодическая печать. Часть источников впервые вводится в научный оборот. Эти материалы позволяют существенно дополнить описание жизни и творческой карьеры М.В. Рейшера.

Ранние годы, переезд в Томск и кружок Мизерова. Моисей Рейшер родился 1 (14) января 1902 г. в Троицке Оренбургской губернии в семье мещанина еврейского происхождения Вениамина Рейшера сына Нисона, занимавшегося торговлей. У Моисея были четыре брата — Абрам, Амадеус, Нисон и Ра-фаил1. Семья жила в двухэтажном деревянном доме с голубятней во дворе. Любопытно, что голубеводство стало юношеской страстью М.В. Рейшера и его первым серьезным увлечением, которому он даже посвятил автобиографический очерк «Голуби». По собственному признанию архитектора, до 14 лет эти птицы всецело занимали его помыслы и внимание: «Лишь добравшись до пятого класса гимназии, я сумел заставить себя поступать по известной народной пословице — „Делу время, а потехе час ", что резко отразилось в первую очередь на учебе» [Рейшер, 1978].

Среднее образование М.В. Рейшер получил в Троицкой мужской гимназии. С 1920 г. он работал заведующим книжным складом агентства «Центропечать» [ГАСО. Ф. Р-2682. Оп. 2. Д. 72. Л. 349], но оставаться в Троиц-

1 Рейшер Нисон Вениаминович (1899-1942) — участник Великой Отечественной войны; Рафаил Вениаминович (1916-1991) стал, как и его брат Моисей, архитектором.

ке не был намерен и осенью 1921 г. уехал в Томск поступать в университет. По воспоминаниям сына архитектора — Бориса Моисеевича, М.В. Рейшер сначала поступил на медицинский факультет, однако вскоре понял, что это не его специальность и со следующего семестра перевелся на инженерно-строительный факультет Томского (с 1925 г. — Сибирского) технологического института (ТТИ-СТИ)2. Этот вуз, как известно, долгое время являлся ведущим центром архитектурного образования в Урало-Сибирском регионе. В числе преподавателей Рейшера были выдающиеся сибирские архитекторы К.К. Лыгин и А.Д. Крячков.

В институте Рейшер познакомился с будущими друзьями и коллегами — В.И. Смирновым3, П.А. Осиповым4, В.Н. Мурычевым5. Студенты скооперировались и самостоятельно снимали жилье в деревянном доме на берегу р. Ушайки близ её впадения в Томь. Там же жила семья будущей невесты архитектора — Зои Григорьевны.

Авторам удалось выяснить, что в годы учебы на инженерно-строительном факультете СТИ М.В. Рейшер занимался в архитектурно-художественном кружке, который, в свою очередь, входил в структуру научно-технического кружка (НТК) студентов технологического института. Руководителем кружка был Вадим Матвеевич Мизеров (1889-1954) — ключевая фигура художественной жизни Томска 1920-х гг. Он окончил живописное и архитектурное отделения Казанской художественной школы, где учился у знаменитого художника Н.И. Фешина. С 1920 г. Мизеров живет и работает в Томске, участвует в организации художественных кружков, преподает

2 Интервью с Борисом Моисеевичем Рейшером (1927-2020) проведены А.В. Шабатовской в 20172020 гг.

3 Смирнов Владимир Иванович (1904-1982) — выпускник СТИ (1926 г.), член УралОСА (с 1928 г.) и Союза советских архитекторов (с 1936 г.). Главный архитектор Свердловска в 1953-1961 гг., декан строительного факультета Уральского политехнического института в 1962-1967 гг. [Архитекторы Екатеринбурга..., с. 302-303].

4 Осипов Петр Алексеевич (1898-1951) — выпускник СТИ (1926 г.), член УралОСА (с 1928 г.). Работал в Управлении окружного инженера при Свердловском окрисполкоме, Горкомхозе, «Урал-жилстрое» [Архитекторы Екатеринбурга..., с. 250].

5 Мурычев Вениамин Николаевич (1903-1937) — выпускник СТИ (1928 г.), председатель УралОСА в 1928-1930 гг. Работал в свердловском Горкомхозе и проектной организации «Магнитострой». Репрессирован [Архитекторы Екатеринбурга... , 2003, о 230; Смирнов, 2018, с. 109].

в различных учебных заведениях и в собственной студии. В 1923 г. он по представлению профессора К.К. Лыгина был избран на должность преподавателя рисования на инженерно-строительном факультете ТТИ и по совместительству — заведующим рисовальным музеем института [Дейнеженко, 2018, с. 69; Хроника художественной..., 2019, с. 189].

В.М. Мизеров специализировался как акварелист, поэтому участники архитектурно-художественного кружка углубляли свое мастерство прежде всего в акварельном рисунке и графике. Среди выпускников кружка и частной студии Мизерова можно назвать известных архитекторов Е.А. Ащеп-кова, С.Е. Захарова и Н.А. Луппова, живописца А.Н. Либерова, а также будущего главного архитектора Москвы М.В. Посохина [Гладкова, 1984, с. 181-184]. Мизеров оказывал своим ученикам большую поддержку и неоднократно устраивал выставки, которые играли важную роль в его методике обучения изобразительному искусству.

Занимаясь в архитектурно-художественном кружке, М.В. Рейшер экспонировал свои работы на выставках, организованных Мизеровым. В личном архиве семьи Каза-чинских сохранилась фотодокументация совместной выставки архитектурно-художественного кружка при ТТИ и учеников мизеровской студии. Она открылась 27 апреля 1924 г. в главном корпусе института и стала заметным событием художественной жизни Томска. Газета «Красное знамя» писала: «По обилию и разнообразию материалов (от первоначальных набросков до архитектурных проектов) выставка обещает быть очень интересной и по своему ха-

рактеру, как учебно-показательная, заслуживает большого внимания» [Искусство, 1924]. К выставке был приурочен доклад А.Д. Крячкова о представленных работах; сам Мизеров выступил с докладом на тему «Краткий очерк по истории русской живописи: академизм, реализм, футуризм и новейшие течения» [Искусство, 1924; Извещения, 1924].

Реконструировать экспозицию выставки можно по двум фотографиям. На одной из них мы видим просторный зал с большими окнами и выкрашенными в светлый цвет стенами (ил. 1). В зале присутствуют преподаватели и студенты ТТИ, а также подростки из студии Мизерова. Среди позирующих — Рейшер (на переднем плане, в широкополом пальто) и Мизеров (в глубине зала). Стены плотно увешаны графическими и живописными работами, размещенными в пять-шесть рядов по вертикали. Часть работ экспонирована на деревянных щитах. Представлены пейзажи, портреты, натюрморты, бытовой жанр. Работ очень много, в общей сложности бо -лее 150. В «Красном знамени» сообщалось, что выставка открылась в рисовальном музее ТТИ, который располагался на третьем этаже главного корпуса [Искусство, 1924]. Фотография свидетельствует, что она занимала и дополнительное помещение — вероятно, одну из чертежных по соседству с музеем. На обороте подпись: «Художественная выставка ар-хит[ектурно]-худож[ественной] секции НТК и учеников студии художника В. Ми-зерова в ТТИ. 4-У-24 г.»

Ил. 1. Выставка архитектурно-художественного кружка при ТТИ и учеников студии В.М. Мизерова. Томск, главный корпус ТТИ, 4 мая 1924 г. Личный архив семьи Казачинских Fg 1. The exhibition of TTI architecture and art group and V.M. Mizerov's students. Tomsk, TTI main building, May 4, 1924. Kazachinsky family archive

Ил. 2. Участники выставки архитектурно-художественного кружка при ТТИ и ученики студии В.М. Мизерова. Томск, главный корпус ТТИ, 4 мая 1924 г. В верхнем ряду пятый слева — Мизеров,

второй справа — Рейшер. Личный архив семьи Казачинских Fg 2. Participants of the exhibition of TTI architecture and art group and V.M. Mizerov's students. Tomsk, TTI main building, May 4, 1924. In the top row, the fifth from the left is Mizerov, the second from the right is

Reisher. Kazachinsky family archive

На другой фотографии, сделанной в тот же день — 4 мая 1924 г. — запечатлены В.М. Мизеров и 17 участников выставки, включая М.В. Рейшера (ил. 2). Группа художников снята на фоне работ и гипсовых учебных пособий, что подчеркивает её профессиональную принадлежность1.

Еще две фотографии из архива Казачин-ских показывают архитектурно-художественный кружок и других студентов ТТИ за работой в помещении рисовального музея. На одном снимке, датированном 29 ноября 1924 г. — рисование с одетой натуры, среди присутствующих — Мизеров; на другом студенты рисуют с гипсовых моделей. Рейшер присутствует на обоих снимках. Наконец, на пятой фотографии В.М. Мизеров, М.В. Рей-шер и еще четыре студента рассматривают рисунок или этюд. Приведенные фотодокументы представляют несомненный интерес, поскольку проливают свет на малоизученные страницы сибирской художественной жизни 1920-х гг. и, в частности, на педагогическую и выставочную деятельность В.М. Мизерова.

Первые шаги в архитектурно-строительной практике. Как и другие студенты инженерно-строительного факультета, М.В. Рейшер в период своего обучения проходил производственные практики. С июня по октябрь 1924 г. он работал техником-строителем на Качканарских золотых приис-

1 Копии двух упомянутых выше снимков с выставки сохранились в фотоальбоме другой ученицы Мизерова - В.М. Кудрявцевой [ЦДНИ ТО. Ф. 6184. Оп. 2. Д. 34. Л. 4 об., 5 об.].

ках (ныне г. Качканар Свердловской области) [ГАСО. Ф. Р-2682. Оп. 2. Д. 72. Л. 349]. В дальнейшем Рейшер участвовал в возведении двух крупных объектов в административном центре Сибирского края — Новосибирске: в 1925 г. он работает десятником по каменным и железобетонным работам на строительстве конторы Текстильсиндиката (ул. Ленина, 6), в 1925-1926 гг. — помощником прораба на постройке здания Сибкрай-союза (Красный пр., 29) [ГАСО. Ф. Р-2682. Оп. 2. Д. 70. Л. 407]. Оба сооружения были спроектированы А.Д. Крячковым в формах рационалистического модерна. Восторженные отзывы о новых зданиях публиковались на страницах региональной прессы, а газета «Советская Сибирь» даже отметила, что они «могут быть украшением любого западноевропейского города с вековой историей строительства» [Новосибирск строится, 1926].

По воспоминаниям Бориса Моисеевича Рейшера, его отец также принимал участие в сооружении Сибревкомовского моста через р. Каменку в Новосибирске (1925-1926 гг.). Проект железобетонного моста составил декан инженерно-строительного факультета СТИ профессор Г.В. Ульянинский. На новосибирских постройках Рейшер приобрел ценный опыт, использованный им в дипломном проектировании.

Об этом периоде жизни М.В. Рейшера мы знаем не только из делопроизводственных документов и воспоминаний сына, но также из неопубликованного литературного опыта зодчего — автобиографического «курортного» рассказа «Три рубля». Герой рассказа, молодой советский архитектор, в середине 1930-х гг. едет отдыхать в Гагры, где случай-

но встречает жену студенческого друга — инженера-строителя А.И. Боброва1. В этом коротком тексте непрофессиональному литератору удалось связать точные документальные свидетельства эпохи и личные чувственные переживания героя, что придало повествованию эмоциональную насыщенность и острый колорит. Приведем фрагмент (орфография, пунктуация и стилистические особенности источника сохранены):

«Новосибирск с [19] 23-го года бурно застраивался. Туда в небольшой уездный город Новониколаевск были переведены все правительственные учреждения из Омска. Проектных организаций не было, не было в городе и архитекторов. Все ведущие строительные объекты: здания Госбанка, Главпочтамта, Тек-стильсиндиката, Сибкрайсоюза, Сибкрайис-полкома, а позже и Железнодорожного вокзала проектировались архитектором профессором А.Д. Крячковым, а мы студенты архитектурного отделения Строительного факультета Т.Т.И. зимой вечерами в Томске работали у него над этими проектами, а летом в Новосибирске, отбывая практику на строительстве этих объектов в должности десятников, в вечернее время продолжали прорабатывать у Крячкова, в его летней резиденции, чертежи различных деталей, которые утром уже шли в дело» 2 [Рейшер, б.д.].

1 Бобров Алексей Иннокентьевич (1902-1964) — выпускник СТИ (1927 г.), работал в городах Западной Сибири. Автор ряда конструктивистских зданий в центральной части Новосибирска [Невзгодин, 2013, с. 302].

2 Рейшер упоминает известные работы А.Д. Кряч-кова — здания Главпочтамта (1914-1916 гг.), Тек-стильсиндиката (1925-1926 гг.), Сибкрайсоюза (19251926 гг.) и Сибревкома - Сибкрайисполкома (19251926 гг.). Краевая контора Госбанка некоторое время размещалась в другой постройке этого архитектора —

Доме Госучреждений (1923-1925 гг.). В те же годы Крячков работал над проектом новосибирского же-

Эта любопытная характеристика, дополняющая сухие архивные сведения, является одним из немногих личных свидетельств о новосибирской архитектурной жизни 1920-х гг.

Дипломный проект и дальнейшая деятельность. В июне 1926 г. М.В. Рейшер окончил инженерно-строительный факультет Сибирского технологического института по архитектурной специальности, защитив дипломную работу «Народный дом просвещения» [ГАНО. Ф. Р-999. Оп. 1. Д. 13. Л. 100-100 об.]. В личном архиве семьи Каза-чинских сохранились фотокопии перспективы здания, главного и восточного фасадов, а также планов первого и второго этажей. Они датированы 28 апреля 1926 г. и подписаны научным руководителем М.В. Рейшера — профессором К.К. Лыгиным3.

Народный дом просвещения — это многофункциональное здание, сочетающее в себе, как следует из названия, элементы учебного заведения и дореволюционного народного дома. Проектирование велось по сложной программе, которая включала помещения для музея и «народного университета». Поэтому в состав здания вошли актовый зал, несколько аудиторий, библиотека, научно-учебные лаборатории, кружковые комнаты (в т.ч. для кружка «нового быта»), кабинеты для занятий, гимнастический зал и т. д.

лезнодорожного вокзала, который в итоге был возведен в 1930-е гг. по другому проекту и с привлечением обширного авторского коллектива (Крячков являлся консультантом).

3 В Музее архитектуры и дизайна УрГАХУ хранится снимок, сделанный в день 25-летия научно-педагогической и 40-летия инженерной деятельности К.К. Лыгина (5 декабря 1925 г.). Участники торжества — студенты — собрались в рисовальном музее технологического института. М.В. Рейшер сидит позади профессора [МАиД УрГАХУ. Ф. 3. Оп. 1. № 17/48].

Ил. 3. М.В. Рейшер. Вид фонтана «Четыре сфинкса» в Пулкове. Бумага, акварель. 1938 г. Личный архив семьи Казачинских Fg 3. M.V. Reisher. View of the Four Sphinxes fountain in Pulkovo. Watercolor on paper. 1938. Kaza-chinsky family archive

Большое трехэтажное здание, поставленное на высокий цоколь, имеет в плане форму каре с внутренним двором. Фасады выдержаны в духе рационалистического модерна (ил. 4). Центральная часть главного, западного фасада акцентирована протяженным балконом и ритмом витражных окон, разделенных лопатками. Подход к зданию решен в виде широкой лестницы, оформленной парными обелисками-светильниками. Дополни-

тельные входы в боковых крыльях выделены пилонами и многофигурными скульптурными группами. Совсем иную композицию имеет восточный фасад: он фланкирован двумя скругленными угловыми объемами, увенчанными ступенчатыми завершениями с куполами. В этих объемах расположены входы в музей и народный университет (ил. 5). Боковые (северный и южный) фасады решены в более простых формах.

Ил. 4. М.В. Рейшер. Дипломный проект «Народный дом просвещения». 1926 г. 1 — перспектива; 2 — главный (западный) фасад. Фотокопия. Личный архив семьи Казачинских Fg 4. M.V. Reisher. "People's House of Education" diploma project. 1926. 1 — perspective; 2 — the main (west) facade. Photocopy. Kazachinsky family archive

1

Влияние научного руководителя Рейшера — К.К. Лыгина — заметно в рациональном плане здания, тщательной прорисовке деталей и высококачественном графическом исполнении дипломной работы. В архитектурном же отношении проект Народного дома просвещения созвучен постройкам А.Д. Крячкова в Новосибирске — Сибревкому, а также зданиям Текстильсиндиката и Сибкрайсоюза, в строительстве которых Рейшер принимал непосредственное участие. К этим работам отсылают композиция главного фасада, элементы декора, оформление парадного крыльца обелисками (излюбленный прием Крячкова). Проект Рейшера свидетельствует о том, что пожилой мастер (в 1926 г. Лыгину исполнилось 72 года) внимательно следил за творчеством своих

коллег и тенденциями сибирской архитектуры. И всё же на проекте Рейшера лежит печать консервативной академической школы, особенно если сравнить его с дипломными работами 1926 г. ведущих советских архитектурных вузов — ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа (Академии художеств).

Надо сказать, что к настоящему времени выявлено очень мало курсовых и дипломных работ студентов инженерно-строительного факультета ТТИ-СТИ. Сохранившееся изобразительное наследие, рассеянное по музейным и частным собраниям, не всегда доступно для исследователей. Поэтому проект Народного дома просвещения является ценным источником для изучения творческой направленности сибирского архитектурного образования в 1920-е гг.

Ил. 5. М.В. Рейшер. Дипломный проект «Народный дом просвещения». 1926 г. 1 — восточный фасад; 2 — планы первого и второго этажей. Фотокопия. Личный архив семьи Казачинских Fg. 5. M.V. Reisher. "People's House of Education" diploma project. 1926. 1 — east facade; 2 — first and second floor plans. Photocopy. Kazachinsky family archive.

1

Вскоре после окончания СТИ М.В. Рейшер женился, однако в составе своего факультетского выпуска был призван в армию. В 19261927 гг. он служил сначала в строительном батальоне в Красноярске, затем сапером в Иркутске. Несмотря на свое отсутствие, Рей-шер не порывал связей с Томском и архитектурно-художественным кружком. Когда в конце 1926 г. в Новосибирске велась подготовка к Первой Всесибирской выставке живописи, скульптуры, графики и архитектуры, Рейшер вошел в число её участников от Томска. Газета «Советская Сибирь» сообщила, что в составе группы томских художников и скульпторов были И.А. Беляев, А.Г. Гамулин, С.Е. Захаров, Аф.И. Иванов, Е.Г. Мако-Тюменцева, В.М. Мизеров, М.В. Рейшер1, А.С. Сальвин и Чарухин [У сибирских..., 1926]. Выставка открылась в январе 1927 г., но, судя по всему, работы Рейшера на ней представлены не были. В текстовом каталоге выставки [Каталог..., 1927], как и в газетных рецензиях, Рейшер не упоминается.

Завершив военную службу в 1927 г., молодой инженер-строитель М.В. Рейшер забрал жену с годовалым сыном из Омска, куда они временно перебрались по семейным обстоятельствам, и уехал в бурно развивающийся Свердловск вслед за студенческими друзьями. Здесь начался новый этап деятельности Рейшера. Он стал активным участником уральской группы Объединения современных архитекторов (УралОСА) — творческой организации последователей конструктивизма. Среди инициаторов создания этой группы были уже упомянутые выше С.Е. Захаров, В.Н. Мурычев, П.А. Осипов и В.И. Смирнов — однокурсники Рейшера и коллеги по архитектурно-художественному кружку в Томске; сам Рейшер занял должность секретаря группы. Всего же из 12 человек первоначального состава УралОСА 10 являлись выпускниками или студентами-дипломниками СТИ [Атапин, 2018, с. 540].

Выводы. Рассмотренные материалы позволяют заключить, что сибирский период (1921-1927 гг.) деятельности архитектора М.В. Рейшера был весьма многогранным и плодотворным. Во время учебы в Томском (Сибирском) технологическом институте Рей-шер взаимодействовал с известным художником В.М. Мизеровым и ведущими сибирскими архитекторами К.К. Лыгиным и А.Д. Крячко-вым. Занятия в институтском архитектурно-художественном кружке помогли Рейшеру включиться в культурную жизнь Томска и экспонироваться на выставках, а в конечном счете сформироваться не только как архитектору, но и как художнику-акварелисту. В Новосибирске Рейшер принял участие в строительстве трех значимых объектов: конторы Тек-

стильсиндиката, здания Сибкрайсоюза, моста через р. Каменку. В целом этот сюжет имеет важное значение как для истории архитектуры Урало-Сибирского региона, так и для истории сибирской художественной жизни. Вне всякого сомнения, в Томске и Новосибирске М.В. Рейшер приобрел практический опыт и уверенность в своих силах, что пригодилось ему впоследствии при работе на Урале.

Благодарности. Авторы глубоко признательны П.А. Ивановой (проект «Белая башня», Екатеринбург), предоставившей ряд ценных материалов.

Список литературы

1. Архитекторы Екатеринбурга и Свердловской области / под ред. А.П. Бандровской, Н.А. Вилесовой. — Екатеринбург: Урал. рабочий, 2003. — 430 с.

2. Атапин И.И. Сибирские инженеры-строители на Урале: к истории свердловской группы Объединения современных архитекторов // Баландинские чтения: сборник статей научных чтений памяти С.Н. Баландина. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т архитектуры, дизайна и искусств,

2018. — Т. XIII. — С. 539-544.

3. Гладкова В.М. Художник В.М. Мизеров. Воспоминания о педагогической деятельности // Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917-1945 гг.). — Новосибирск: Наука, 1984. — С. 181-191.

4. Дейнеженко А.Л. Вадим Матвеевич Мизеров. Судьба художника (к 130-летию со дня рождения) // Наука, образование и культура. — 2018. — № 9 (33). — С. 65-77.

5. Деминцев П.Д. Зодчий // Вечерний Свердловск. — 1977. — 5 янв.

6. Елагин Г.Н. М.В. Рейшер. Жизнь, посвященная городу // Стройкомплекс Среднего Урала. — 2001. — № 12. — С. 58-59.

7. Каталог 1-й Всесибирской выставки живописи, скульптуры, графики и архитектуры. — Новосибирск: Сибирское о-во художников «Новая Сибирь», 1927. — 24 с.

8. Невзгодин И.В. Конструктивизм в архитектуре Новосибирска. — Новосибирск: НГАХА, 2013. — 319 с.

9. Смирнов Л.Н. Авангардная архитектура Екатеринбурга и городов Урала в творчестве западносибирских зодчих. — Екатеринбург: Архитектон, 2018. — 190 с.

10. Токменинова Л.И. Рейшер Моисей Вениаминович // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд. — Екатеринбург: Академкнига; УрО РАН, 2000. — С. 455.

11. Хроника художественной жизни Томска. 1920-1926 / авт.-сост. Т.А. Бычкова, И.П. Тюрина, Л.Ю. Исаева. — Томск,

2019. — 224 с.

1 В тексте газетной заметки ошибочно: «Райшер».

References

1. Arkhitektory Ekaterinburga i Sverd-lovskoi oblasti [Architects of Yekaterinburg and Yekaterinburg Region]. Ed. by A.P. Bandrovskaya, N.A. Vilesova. Yekaterinburg: Ural. rabochii, 2003. 430 p. (in Russ.)

2. Atapin I.I. Sibirskie inzhenery-stroiteli na Urale: k istorii sverdlovskoi gruppy Ob'edineniya sovremennykh arkhitektorov [Siberian Building Engineers in the Urals: To the History of the Sverdlovsk Group of OSA]. In: Balandinskie cht-eniya: sbornik statei nauchnykh chtenii pamyati S.N. Balandina. Novosibirsk: Novosib. gos. un-t arkhitektury, dizaina i iskusstv, 2018. Vol. XIII. Pp. 539-544. (in Russ.)

3. Gladkova V.M. Khudozhnik V.M. Mizerov. Vospominaniya o pedagogicheskoi deyatel'nosti [Artist V.M. Mizerov. Memories of teaching activities]. In: Khudozhestvennaya kul'tura i intelli-gentsiya Sibiri (1917-1945 gg.). Novosibirsk: Nauka, 1984. Pp. 181-191. (in Russ.)

4. Deinezhenko A.L. Vadim Matveevich Mizerov. Sud'ba khudozhnika (k 130-letiyu so dnya rozhdeniya) [Vadim Matveevich Mizerov. The fate of the artist (to the 130th anniversary of his birth)]. In: Nauka, obrazovanie i kul'tura. 2018. No. 9 (33). Pp. 65-77. (in Russ.)

5. Demintsev P.D. Zodchii [The Architect]. In: Vechernii Sverdlovsk. 1977. 5 yanv. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Elagin G.N. M.V. Reisher. Zhizn', posvyash-chennaya gorodu [M.V. Reisher. A life dedicated to the city]. In: Stroikompleks Srednego Urala. 2001. No. 12. Pp. 58-59. (in Russ.)

7. Katalog 1-i Vsesibirskoi vystavki zhivopisi, skul'ptury, grafiki i arkhitektury [Catalogue of the First All-Siberian Exhibition of Painting, Sculpture, Graphics and Architecture]. Novosibirsk: Sibirskoe o-vo khudozhnikov "Novaya Sibir'", 1927. 24 p. (in Russ.)

8. Khronika khudozhestvennoi zhizni Tomska. 1920-1926 [The chronicle of Tomsk artistic life. 1920-1926]. Comp. by T.A. Bychkova, I.P. Tyurina, L.Yu. Isaeva. Tomsk, 2019. 224 p. (in Russ.)

9. Nevzgodin I.V. Konstruktivizm v arkhitekture Novosibirska [Constructivism in the architecture of Novosibirsk]. Novosibirsk, NGAHA, 2013. 319 p. (in Russ.)

10. Smirnov L.N. Avangardnaya arkhitektura Ekaterinburga i gorodov Urala v tvorchestve zapadnosibirskikh zodchikh [Avant-garde architecture of Yekaterinburg and the Urals cities in the work of Western Siberian architects]. Yekaterinburg: Arkhitek-ton, 2018. 190 p. (in Russ.)

11. Tokmeninova L.I. Reisher Moisei Ve-niaminovisch. In: Ural'skaya istoricheskaya entsiklopediya. 2nd ed. Yekaterinburg: Akademkniga; UrO RAN, 2000. P. 455. (in Russ.)

Список источников

1. ГАНО. Ф. Р-999. Оп. 1. Д. 13.

2. ГАСО. Ф. Р-2682. Оп. 2. Д. 70.

3. ГАСО. Ф. Р-2682. Оп. 2. Д. 72.

4. Извещения // Красное знамя. — 1924. — 7 мая.

5. Искусство // Красное знамя. — 1924. — 26 апр.

6. Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ. Ф. 3. Оп. 1. № 17/48.

7. Новосибирск строится // Советская Сибирь. — 1926. — 15 сент.

8. Рейшер М.В. Голуби. 1978 [рукопись] // Личный архив А.В. Шабатовской.

9. Рейшер М.В. Три рубля. Б.д. [машинописная копия с рукописи] // Личный архив А.В. Шабатовской.

10. У сибирских художников // Советская Сибирь. — 1926. — 12 дек.

11. ЦДНИ ТО. Ф. 6184. Оп. 2. Д. 34.

Список сокращений

ГАНО — Государственный архив Новосибирской области.

ГАСО — Государственный архив Свердловской области.

УрГАХУ — Уральский государственный архитектурно-художественный университет.

ЦДНИ ТО — Центр документации новейшей истории Томской области

Материал передан в редакцию 21.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.