Научная статья на тему 'Сибирские летописцы об основании «Первоимянитого» Тобольска (К истории книжной культуры азиатской России XVII – начала XVIII вв.)'

Сибирские летописцы об основании «Первоимянитого» Тобольска (К истории книжной культуры азиатской России XVII – начала XVIII вв.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
465
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сибирские летописи / город Тобольск / книжная культура XVII – начала XVIII вв. / Siberian chronicles / Tobolsk / book culture XVII - beginning of XVIII centuries / Asian Russia / Old Russia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодкин Яков Григорьевич

В статье выясняется, что, начиная с середины XVII в., сибирские летописцы, считавшие Тобольск столицей «русской» Сибири со времени его основания (вопреки документальным данным), неоднократно редактировали рассказ Саввы Есипова о возникновении этого острога – либо по собственным впечатлениям, уточняя его местоположение, либо пользуясь устной традицией, и утверждали преемственную связь между Кашлыком и центром Азиатской России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Siberian chroniclers on the foundation of Tobolsk (Glimpses into the literary culture of Asian Russia in the 17th – early 18th centuries)

The paper shows that, since the mid-17th century, the Siberian chroniclers that considered Tobolsk the capital of “Russian” Siberia from the time of its foundation (contrary to documentary sources), repeatedly re-edited Savva Yessipov’s report of this stockade settlement’s setting up, proceeding from either their own impressions to specify its location or referring to the folklore tradition, to assert a succession of Kashlyk and the capital of Asian Russia.

Текст научной работы на тему «Сибирские летописцы об основании «Первоимянитого» Тобольска (К истории книжной культуры азиатской России XVII – начала XVIII вв.)»

Я. Г. Солодкин

СИБИРСКИЕ ЛЕТОПИСЦЫ ОБ ОСНОВАНИИ «ПЕРВОИМЯНИТОГО» ТОБОЛЬСКА (К истории книжной культуры азиатской России XVII — начала XVIII вв.)*

На пороге XVII в. Тобольск — второй по счету острог, заложенный русскими служилыми людьми в Сибири, накануне сделавшийся городом, — превратился в центр разряда (образованного в России впервые), став таким образом столицей «далечайшей вотчины» московских государей. Недаром многие сибирские книжники постоянно интересовались прошлым Тобольска, начиная с его возникновения.

Владычный дьяк Савва Есипов, завершивший, по его свидетельству, 1 сентября 1636 г. «летопись Сибирское царство и княжение и о взятии, и о Тоболске граде»,* 1 «созданию» этого города отвел 31-ю главу, уже в названии которой упомянул «о начальстве его, яко начальный град наречеся».2 Как узнаем из ЕЛ, в 7095 г. «изволением» Федора Ивановича в Сибирь был послан воевода Д. Чулков,3 который, достиг-

* Исследование осуществлено в рамках исполнения государственных работ в сфере научной деятельности, задание № 2014/801.

1 Таково одно из названий Есиповской летописи (далее — ЕЛ) (ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. М., 1987. С. 72).

Следом ссылки на это издание произведений «группы» ЕЛ приводятся в тексте статьи.

2 В этом названии читаем и «о поставлении церкве», о чем в тексте главы не сказано.

3 В действительности, что отмечается в Сибирском летописном своде (далее — СЛС), Д. Чулков имел чин письменного головы.

В некоторых нарративных сочинениях основание Тобольска ошибочно приурочено к 7092 г. См.: Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869. С. 401; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 230, 231; Архив СПбИИ РАН. Колл. 115. № 236. Л. 42.

Солодкин Я. Г. Сибирские летописцы об основании «Первоимянитого»...

33

нув Иртыша, в 15 поприщах «от града Сибири» «поставил» Тобольск (о чем сообщается уже в следующей главе);4 он «вместо царствующаго града причтен Сибири»,5 является «старейшиной», «понеже бо ту победа и одоление на окаянных бусормен». В следующей главе поясняется, что эта победа — пленение недавно занявшего город Сибирь (Кашлык, Искер) князя Сейдяка из династии Тайбугидов, царевича Салтана (казахского султана Ораз-Мохаммада) и мурзы Карачи (бывшего визиря хана Кучума) (65-67).

Заметим, что четырежды упоминавший о Москве как «царствующем граде» Есипов (43, 61, 68), да и редакторы его летописи, Тобольск ни разу прямо так не называли.6

На взгляд С. В. Бахрушина, дату основания Тобольска Есипов почерпнул из документации местной приказной избы.7 (Возможно, однако, что эта дата приводилась уже в «писании», которое «распространил» дьяк нового Софийского дома). Не исключено, впрочем, что летописцу была доступна роспись первых воевод Тобольска, где, судя по ранним редакциям СЛС, определялось время «седения» Д. Чул-кова в «зачатии» этого города (7095-7097 гг.) (139, 190, ср. 74).

4 Е. К. Ромодановская, стало быть, допускает преувеличение, утверждая, что «Есипов не сообщает никаких реальных фактов, даже не упоминает об основании города, ограничиваясь риторическим рассуждением» (Ромодановская Е. К. Погодинский летописец (К вопросу о начале сибирского летописания) // Сибирское источниковедение и археография. Новосибирск, 1980. С. 38; Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века. (История Сибири: Первоисточники. Вып. 10). Новосибирск, 2001 (далее — ЛП). С. 368).

5 В большинстве списков ЕЛ об этом говорится один раз, а не дважды, как в остальных (ПСРЛ. Т. 36. С. 66. Примеч. 5).

6 «Тобольский город» именуется «царствующим» в летописном сообщении об учреждении сибирской митрополии (1668 г.) (ПСРЛ. Т. 36. С. 163, 207, 296, 374; Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. Тюмень, 1999. С. 86). См. также: ЛП. С. 328-329; Конев Ю. М., Конев А. Ю. Роль Тобольска в формировании сибирской региональной идентичности // Тобольск — врата Сибири: Актуальные вопросы истории города и региона XVII-XX вв. Тобольск, 2012. С. 9.

7См.: Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. М., 1999. С. 475. Выдающийся сиби-ревед при этом писал про 7094 г. Точнее, как в другой работе указал сам С. В. Бахрушин, Есипов назвал 7095 г. (Бахрушин С. В. Научные труды. Т. 3. Ч. 1. М., 1955. С. 38).

Напомним, однако, что 9 декабря 1628 г., через 30 лет после первого известного нам крупного пожара в Тобольске, сгорели «дела старые» «в комнате» его приказной палаты (Первое столетие сибирских городов: XVII век. (История Сибири: Первоисточники. Вып. 7). Новосибирск, 1996 (далее — ПССГ). С. 57). В сохранившихся челобитных участников закладки Тобольска (восходящих, видимо, к их послужным спискам) нет даты его «поставления». См.: Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. С. 447; Т. 2. М., 2000. С. 283. Ср.: Полевой Б. П. Новое о Василии Тыркове, основателе Томска // Сибирские города XVII — начала XX века. Новосибирск, 1981. С. 58.

34

Вестник «Альянс-Архео» № 11

Примечательно, что одновременно с созданием ЕЛ в Тобольске был проведен сыск о дате и обстоятельствах «поставления» Березова. Свидетельства нескольких служилых «первоимянитого града» Сибири на этот счет вскоре подтвердили березовские старожилы.8 Но полвека спустя после возникновения Тобольска там, вероятно, уже не нашлось участников его сооружения, или они не смогли вспомнить, когда «рубили» город, названный «реки ради Тоболы».9 Это объясняет, почему в «сложении» Есипова, который провел в сибирской столице, как минимум, полтора десятилетия, весьма риторично говорится о ее возникновении.10 Тем не менее, софийский дьяк отказался следовать версии о постройке острога в устье Иртыша и Тобола

8 См.: ПССГ. С. 73-75.

9 Заметим, что, как утверждали в 1637 г. челобитчики из «старой станицы» пеших казаков Тобольска, они служат «лет по сороку и по пятидесят», но «от Ермакова взятья», а не «поставления» этого города (Никитин Н. И. О «старой» ермаков-ской сотне (к истории одного мифа) // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.). М., 2012. С. 226, 229-231. Ср.: ПССГ. С. 42).

10 Сравнительно с ЕЛ в некоторых летописях содержатся отдельные подробности основания Тобольска. Согласно Вычегодско-Вымской летописи, в 7095 г. в Тобольск, то есть при его «поставлении», с Вычегды и Выми были взяты в казаки 50 человек с женами и детьми (Доронин П. Документы по истории Коми // Историко-филологический сборник. Вып. 4. Сыктывкар, 1958. С. 267). В Новом летописце по списку Оболенского говорится о сослуживце Д. Чулкова в пору основания крепости в устье Тобола — И. Самоедове, а также «посылке» с сеунчем к царю Федору И. Онучина (Новый летописец, составленный в царствование Михаила Феодоровича, издан по списку князя Оболенского. М., 1853. С. 23). Следом сообщается об отправке в Сибирь Б. В. Сукина и возвращении в Москву Ф. Глуховского (ср. 39). Речь, однако, должна идти о В. Б. Сукине, заложившем Тюмень годом прежде Тобольска, и И. Глухове, который пережил воеводу князя С. Д. Болховского и вывел уцелевших ерма-ковцев на Русь. Приведенное известие, думается, попало в позднюю редакцию Нового летописца, скорее всего, не из какого-то местного летописного источника (Вовина В. Г. К вопросу о сибирских статьях Нового летописца // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосибирск, 1987. С. 66, 69; Вовина-Лебедева В. Г. Новый летописец: история текста. СПб., 2004. С. 87, 94-96), а из разрядной записи. К примеру, в разрядной книге князей Барятинских имеется оригинальное сообщение о том, что в 1600/01 г. сургутский воевода князь Я. П. Барятинский отправил «в Пегую орду острогу ставить» голову М. В. Лодыгина, «а к Москве посылал к государю с сеунчем» князя И. А. Мещерского (Разрядная книга 1550-1636 гг. Т. 2. Вып. 1. М., 1976. С. 187. Ср.: Анхимюк Ю. В. Частные разрядные книги с записями за последнюю четверть XV — начало XVII веков. М., 2005. С. 335).

За конец XVI в. известно несколько Иванов Онучиных: дети боярские патриарха и ростовского митрополита, помещик Нижегородского уезда. См.: Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х годов XVI в. М.; Л., 1950. С. 238, 241; АФЗХ. Ч. 3. М., 1961. С. 129, 130, 147, 203; Антонов А. В. Нижегородские поместные акты конца XVI — начала XVII века // РД. Вып. 5. М., 1999. С. 214, 219, 220, 246.

Солодкин Я. Г. Сибирские летописцы об основании «Первоимянитого»...

35

головой Д. Чулковым, направленным из Тюмени воеводой В. Б. Сукиным, — версии, содержащейся в протографе Краткого описания о Сибирстей земли (далее — КО) (74, ср. 73, 78),11 — возможно, под влиянием свидетельств участников экспедиции 1587 г.

Заметим, что хотя в сентябре 1598 г. воевода Тары, очевидно, сообщил тобольским администраторам о состоявшемся накануне разгроме Кучума в Барабинской степи письменным головой этого города А. М. Воейковым, в изображении Есипова окончательное поражение сибирскому «царю» нанесли «рускии вои», выступившие из Тобольска (после того, как хан «поплени» «немногие веси агарянския» у Иртыша), «взяв» тогда две жены и сына «беззаконного» «салтана» (68, ср. 35, 41, 97, 127, 255, 313, 366). Документально, однако, известно, что в сражении близ озера Ик (Зайсан) на Оби в плен попали пять сыновей Кучума, восемь его жен и столько же дочерей.12 Вероятно, отписками тарских либо тобольских воевод и голов о «по-бое Кучюмове» автор ЕЛ не располагал.13 Ему, по всей видимости, было неизвестно и донесение Д. Чулкова о пленении в Тобольске уже в 1587 г. Сейдяка, Салтана и Карачи, почему об этом эпизоде ранней истории будущей сибирской столицы владычный дьяк поведал (66-67), излагая какое-то местное предание (что отмечали еще Н. М. Карамзин и С. А. Адрианов).

По мнению А. А. Галиуллина, Есипов, «объявляя Тобольск старейшиной», имел в виду не «его главенствующее положение», а «скорее всего ... древность и значение города» (якобы заложенного на месте Искера).14 Это суждение нетрудно оспорить. Ко времени создания ЕЛ Тобольск уже без малого четыре десятилетия имел статус сибирской столицы, упрочившийся с образованием в 1620 г. особой епархии на востоке страны. Владычный летописец, считавший Тюмень

11 См. также: Сибирские летописи. СПб., 1907 (далее — СЛ). С. 310; ПСРЛ. Т. 14. М., 1965. С. 34.

Об этом протографе как источнике ЕЛ см.: Солодкин Я. Г. Становление сибирской летописной традиции (спорные источниковедческие проблемы). Нижневартовск, 2009. С. 72-74.

12 См., напр.: Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. С. 494; Трепавлов В. В. Сибирский юрт после Ермака: Кучум и Кучумовичи в борьбе за реванш. М., 2012. С. 58. Ср.: Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. Вып. 1. М., 1889. С. 341, 439; ПСРЛ. Т. 14. С. 51.

13 Такие документы не держали в руках и составители СЛС, которые, рассказывая о походе из Тары «на Кучюма царя», воспроизводили статью Нового летописца, иногда с отдельными дополнениями, в ряде случаев неточными (ПСРЛ. Т. 36. С. 98, 142, 190, 191. Примеч. 20-23; 259, 316, 370, ср. 141).

14 Галиуллин А. Тобольску больше 600 лет? К юбилею города // Семен Ремезов и русская культура второй половины XVII — XIX веков. Тобольск, 2005. С. 374.

36

Вестник «Альянс-Архео» № 11

преемницей татарского города Чингиден (Чингий) (46, 65), умалчивает о том, что Д. Чулков заложил крепость там, где прежде существовало какое-то поселение. Есипов, исходивший «из смысла созвучных слов татарского языка»,15 дважды отметил, что город Сибирь, давший имя необъятной стране, приказал «звати» «началным» князь Мамет. Он якобы основал этот город, прежде разрушив «град свой Чингиден», «сего ради, яко царя (Упака Казанского. — Я. С.) победи, храбрость свою показуя» (47, ср. 108, 118-119, 130, 178).16 В глазах софийского книжника «старейшиной» сибирских городов и Тобольск сделали «победа и одоление», теперь уже «на окаянных бу-сормен», в самом этом «граде».17

В Погодинском летописце (далее — ПЛ) дважды подчеркнуто, что «Тоболеск вместо царствующаго града Старой Сибири (удаленного на 12 «поприщ» по Иртышу. — Я. С.) именовася» (136, ср. 129). По мысли В. Н. Козлякова, говоря об этом, Есипов имел в виду, что «православные вои» взяли верх над сибирскими язычниками и му-сульманами.18 Такая интерпретация является искусственной хотя бы потому, что до начала XVIII в. московское правительство отнюдь не стремилось к христианизации коренного населения восточных уездов страны. Как утверждал Есипов, рассказывая о поездке сеун-чиков Ермака в «царствующий град», казаки «к [шерти] их («тотар и остяков, и вогуличь, и проч[и]я языцы. — Я. С.) по их вере привели многих» (57, ср. 61, 133, 168, 173, 259, 316, 346),19 да и уже

15 Сергеев В. И. Происхождение и эволюция понятия «Сибирь» (По восточным и европейским источникам) // Актуальные проблемы истории СССР. М., 1976. С. 5.

16 Считается, что Упак — это хан Саид-Ибрагим, убитый в конце 1494 или начале следующего года. См.: Исхаков Д. М. Позднеордынская государственность тюркотатар Сибирского региона: в поисках социально-политических основ // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири: Материалы Международной конференции. Курган, 22-23 апреля 2011 года. Курган, 2011. С. 53.

Заметим, что автор ЕЛ соотносил с Италом, по имени которого была названа «Римская страна Италия», не Мамета (Моамета) (Мыльников А. С. Итальянские параллели Саввы Есипова: К вопросу о вариантах римской темы в русской научной мысли XVI-XVII веков // Семен Ремезов и русская культура... С. 149), а город Сибирь.

17 Кстати, в конце XV в. Москва стала считаться «царствующим градом», поскольку Ивану III удалось сокрушить Большую Орду (Филюшкин А. И. «Царствующий град Москва.» // Российская монархия: вопросы истории и теории. Воронеж, 1998. С. 13).

18 Козляков В. Борис Годунов: Трагедия о добром царе. М., 2011. С. 94-95. По словам Есипова, «победиша окаянных бусурман» («окаянных идолопоклонник и агарян») и «ермаковы казаки» (ПСРЛ. Т. 36. С. 54, 56, 68, ср. 50-51, 55, 57, 69-71, 380).

19 См. также: Конев А. Ю. Шертоприводные записи и присяги сибирских «иноземцев» конца XVI — XVIII вв. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2005. № 6. С. 173-176.

Солодкин Я. Г. Сибирские летописцы об основании «Первоимянитого»...

37

после вступления казаков «во град Сибирь» туда стали возвращаться многие татары с женами и детьми, «видяше, яко покори их бог православным християном» (56, ср. 93, 243-244, 308, 361). Мнение же, что русские в Сибири в конце XVI в. зачастую вели войну «на уничтожение» местных племен,20 должно считаться безусловным преувеличением.

Рассказ Саввы Есипова о закладке Тобольска подвергся сокращению в Румянцевском летописце обоих видов и повторен с незначительными дополнениями в других разновидностях Повести о Сибири и о сибирском взятии — Абрамовском (где о пленении Д. Чулковым Сейдяка, Салтана и Карачи речь идет, как и в ряде списков ЕЛ (66. Примеч. 8-12), в главе «О поставлении града Тоболска»)21 и Лихачевском летописцах (в последнем уточняется, что новый город заложили над Иртышом, в устье реки Тоболы). В Титовском виде ЕЛ читаем про возведение «церквей божиих» (35, 41, 88, 96-97, 126), о чем сказано и в двух списках «гистории» Есипова (65. Примеч. 56-63). Вероятно, создатель данной разновидности «сложения» «архиепи-скопля» дьяка располагал аналогичным списком.

В Забелинском виде ЕЛ вдобавок к процитированным строкам той же Повести сообщается, что Чулков пристал к берегу Иртыша, у которого «стоит гора высока зело, девяносто шесть сажен», и «при-иде воевода на ту гору превеликую,22 зряше место то зело лесно», «повеле град созидати» с деревянной Троицкой церковью, «и даде старейшинство сибирское граду Тоболску» (получается, его основатель) (115).23 Очевидно, это дополнение в текст есиповского «Сказания» внесено тоболяком, который, зная о первоначальном местоположении родного города, не имел, однако, каких-то иных данных о закладке острога Д. Чулковым.

В ПЛ — самой, пожалуй, любопытной из вторичных разновидностей ЕЛ — интересующему нас сюжету посвящена глава «О граде

20 Козляков В. Борис Годунов. С. 95. Вслед за С. Ф. Платоновым В. Н. Козляков пишет об «опустошении» (плацдармом для чего послужил Тобольск) города Сибирь (Там же. С. 96). Это явное заблуждение. См., напр.: Солодкин Я. Г. О судьбе Искера после 1587 г. (некоторые вопросы источниковедения и историографии) // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири: Материалы II Всероссийской научной конференции: г. Курган, 17-18 апреля 2014 года. Курган, 2014. С. 12.

21 В Абрамовском виде ЕЛ («Летописце тоболском») неверно сказано о «присылке» Д. Чулкова «в Тоболеск» (ПСРЛ. Т. 36. С. 96).

22 Ср.: ПСРЛ. Т. 36. С. 76.

23 О том, что «на старом городище» Тобольска «первоначальной» являлась Троицкая церковь, известно документально. См.: Тобольский архиерейский дом в XVII веке. (История Сибири: Первоисточники. Вып. 4) Новосибирск, 1994. С. 156. Ср.: С. 17, 40, 154.

38

Вестник «Альянс-Архео» № 11

Тоболске, о здании и о поставлении святых божиих церквей, и яко началный град той наречеся», которая гораздо обстоятельнее свидетельств владычного дьяка о возникновении столицы «русской» Сибири. Оказывается, Д. Чулков «обрете место на ... реке Иртише усть речки Курдюмки, против мало пониже устья реки Тоболу, яко еди-ныи версты,24 на велице горе и красно велми», где «под горою по реке Иртишу луги великие и озера все благополучные». На этом «строенном» богом «прекрасном» месте, по словам редактора ЕЛ, был воздвигнут «град» с Троицкой церковью, «дабы шедши», русские «взяша град Сибирь» и победили его «господина» Сейдяка, и он «ту в Тоболске взят бысть», то есть побежден, а Тобольск вместо Старой Сибири «именовася» «началный царствующий град» (136, 137). В ПЛ, таким образом, налицо «поэтичное описание ... места», избранного «в целях борьбы» с Сейдяком.25 В этом описании нетрудно расслышать «отзвук личных впечатлений о Тобольске».26 Но, в отличие от сообщений об экспедициях воевод князя С. Д. Болховского и И. А. Мансурова (133, 135), показания анонимного книжника о походе к Старой Сибири27 отряда Чулкова лишь воспроизводят сведения ЕЛ, то есть не содержат данных о численности либо о составе русского «полка».28 Мысль же об основании Тобольска «посреде всее Сибирской земли» как плацдарма в борьбе с Сейдяком могла воз-

24 Ср.: ПСРЛ. Т. 36. С. 36.

25 Ромодановская Е. К. Погодинский летописец... С. 38; ЛП. С. 368. Но утверждать на этом основании, что рассказ о начале Тобольска «у Есипова вторичен по отношению» к ПЛ, как думает Е. К. Ромодановская (см., напр.: Ромодановская Е. К. Сибирское летописание и хронология похода Ермака // Сибирские огни. 1981. № 12. С. 138-139; История литературы Урала: Конец XIV — XVIII в. М., 2012. С. 212), кажется опрометчивым. К тому же мотивы редактирования текста протографа видной исследовательницей русской книжности Сибири XVII в. не были выявлены.

26 Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1986. С. 56. Ср.: Очерки русской литературы Сибири. Т. 1. Новосибирск, 1982. С. 81.

Кстати, как поясняется в следующей главе ПЛ, Княжой луг — «яко за 2 поприща» от Тобольска, «позать того места, что ныне Знаменской монастырь» (ПСРЛ. Т. 36. С. 136; ср. С. 66).

27 Она находилась, как заметил создатель «Повести летописной», «откуду начяся царство бисерменское в Сибири и чесо ради наречеся Сибирь.», то в 12, то (на что, повторим, указал Есипов) в 15 (но «по нынешнему содержанию») верстах или поприщах от города, «срубленного» Д. Чулковым на Иртыше (ПСРЛ. Т. 36. С. 129, 133, 136).

28 Эти показания, стало быть, не подтверждают атрибуции ПЛ Черкасу (Ивану) Александрову — казаку, дослужившемуся до чина головы тобольских юртовских татар, который якобы принимал участие в строительстве острога в устье Иртыша (Шашков А. Т. Погодинский летописец и начало сибирского летописания // Проблемы истории России: от традиционного к индустриальному обществу. Екатеринбург, 1996. С. 131 и др.).

Солодкин Я. Г. Сибирские летописцы об основании «Первоимянитого»...

39

никнуть у редактора ЕЛ потому, что вскоре этот татарский князь очутился в плену.29

Считается, что создатель ПЛ «образно и точно отразил» «геополитическую преемственность Тобольска от центра сибирского юрта».30 Однако Искер утратил такую роль еще осенью 1582 г., а Тобольск приобрел значение «старейшины» сибирских городов 17 лет спустя. К тому же «град» Сибирь при Кучуме рассматривался лишь как возможная стационарная столица «на самом севере подконтрольных хану земель», одно из мест, где могла расположиться его ставка.31 Вспомним также, что после того, как русские оставили Искер, его вначале занял не Кучум, а наследник хана — Али (64, 135).

С точки зрения А. П. Зыкова, Тобольск вначале называли Новой Сибирью.32 Про нее, насколько известно, речь идет лишь в наказе приставам у польско-литовского посла М. Гарабурды Е. Ржевскому и Г. Васильчикову за февраль 1586 г. Там сказано, что «поделал государь городы в Сибирской земле: в Старой Сибири и в Новой Сибири, на Тюменском городище и на Оби усть Иртыша тут город ... государевы люди поставили, и сидят по тем городам».33 Как думалось А. А. Преображенскому и А. Т. Шашкову, под Новой Сибирью здесь подразумевается будущий Тобольск,34 в представлении же В. И. Сергеева, — Тюмень.35 В КО и зависимом от его протографа начале Но-

29 С точки зрения Е. А. Рябининой, русским, начавшим строительство Тобольска поблизости от Искера, Сейдяк не противодействовал потому, что рассчитывал на сохранение за ним официального статуса вассала России, который имел дядя этого «начального князя» Кашлыка Едигер. См.: Рябинина Е. А. Внешняя политика Ку-чум-хана в 1582-1598 гг. // История, экономика и культура средневековых тюркотатарских государств Западной Сибири: Материалы Международной конференции. Курган, 22-23 апреля 2011 года. Курган, 2011. С. 91.

30Конев Ю. М, Конев А. Ю. Роль Тобольска... С. 7.

31 Маслюженко Д. Н., Рябинина Е. А. Почему Кучум не стал защищать Искер? // Присоединение Сибири к России: новые данные. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: Тюмень: 9-10 декабря 2014 г. Тюмень, 2014. С. 141, 143. Ср.: Матвеев А. В., Татауров С. Ф. Еще раз об отношении отечественной истории к сибирской государственности // Сулейма-новские чтения (пятнадцатые): Всероссийская научно-практическая конференция «Социально-демографическое и культурное состояние сибирских татар» (Тюмень, 17-18 мая 2012 года): материалы и доклады. Тюмень, 2012. С. 109-110.

32 Зыков А. Искер — забытая столица Сибири // Родина. 2004. Спец. вып.: Тобольск — живая былина (далее — Тобольск). С. 12.

33 Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI — начале XVIII века. М., 1972. С. 49.

34 Там же. С. 50; Очерки истории Югры. Екатеринбург, 2000. С. 120; Шашков А. Лодейный город // Тобольск. С. 8, 9, и др. Ср.: ПЛДР: XVII век. Кн. 2. М., 1989. С. 700.

35 Сергеев В. И. Источники и пути исследования сибирского похода волжских казаков // Актуальные проблемы истории СССР. М., 1976. С. 23, 24.

40

Вестник «Альянс-Архео» № 11

вого летописца мы читаем о закладке воеводой В. Б. Сукиным крепости на Тюменском городище (74),36 то есть руинах Чимги (Цимги)-Туры — бывшей столицы Тюменского ханства, но едва ли это склоняет в пользу второй из указанных трактовок. Кстати, в двух редакциях СЛС, где говорится про «царствующий град Старую Сибирь», Тобольск представлен «новым градом» (139, 368). Мнение, что его в XVII — начале XVIII вв. «именовали Новой Сибирью»,37 не подкреплено какой-либо аргументацией. Однако, видимо, тобольским книжникам (вслед за московскими дипломатами) казалась, что раз существовала Старая («Кучюмовская») Сибирь, пришедшая в упадок, а вскоре и вовсе запустевшая, то должна появиться и новая, опять-таки со статусом «начального» («началнейшего», «столнейшего») «града». (В конце XVI в., кстати, русские дипломаты вспоминали про Рим Старый и Рим Новый — «царствующий град Византию».38 Учтем также, что с 1672 г. Новой Мангазеей стали называть бывшее Туруханское зимовье, куда из заброшенной Старой Мангазеи или Тазовского города перебрался воевода обширного края, слывшего ранее «златокипящим». Основанный в 1599 г. Царев-Борисов же называли Новым Царевым градом39 сравнительно, видимо, с Борисовым городком40).

Согласно Книге записной (далее — КЗ) — старшей из сохранившихся редакций СЛС, с возвращением на Русь оставшихся в живых ермаковцев под предводительством И. Глухова Старая Сибирь была «покинута впусте ... по 94-й год», когда туда «для городовова постав-ления» отправился из Тюмени Д. Чулков и «на усть рек Тобола и Иртыша» заложил на горе «град» «по реке Тоболу именованием, потому что по той реке благодать божия в Сибирь прииде». Вероятно, подразумевается, что, плывя по этой реке, ермаковцы достигли Каш-лыка (ср. 52, 131). «Тобольский город» сразу же «старейшенство прият и столный наречеся». Небольшая крепость, при возведении которой «из судоваго лодейнаго лесу ... острогом»41 («и нос забиран»)

36 См. также: СЛ. С. 309; ПСРЛ. Т. 14. С. 34.

37 Конев Ю. М., Конев А. Ю. Роль Тобольска... С. 7.

38 Карамзин Н. М. История Государства Российского. Кн. 3. Т. 10. М., 1989. Примеч. 161.

39 См.: АИ. Т. 2. СПб., 1841. С. 425; Акты времени Лжедимитрия I-го (16031606 гг.) // ЧОИДР. 1918. Кн. 1. С. 255, 261; Разрядная книга 1475-1605. Т. 4. Ч. 1. М., 1994. С. 71, 91, 137; АСЗ. Т. 2. М., 1998. С. 188, и др. Ср.: Сторожев В. Н. Материалы для истории русского дворянства. Вып. 1. М., 1891. С. 442.

40 См. о нем: ПСРЛ. Т. 14. С. 55, 142-144; Т. 34. М., 1978. С. 200, 215; Шват-ченко О. А. Светские феодальные вотчины России в первой трети XVII века. М., 1990. С. 29. Ср.: Карамзин Н. М. История. Кн. 3. Т. 10. С. 148; Примеч. 439.

41 Острогом, по замечанию летописца, вначале был «поставлен» и Томск (ПСРЛ. Т. 36. С. 141, 369).

Солодкин Я. Г. Сибирские летописцы об основании «Первоимянитого»...

41

построили и Троицкую церковь с приделом Николая Чудотворца, располагалась там, — продолжает летописец последней четверти XVII в., — «где ныне Софийской двор и святительский сад, позаде каменной палаты».42 Как говорится в КЗ, «срубленный» Д. Чулковым «град», а также «поставленный» в 102 году при воеводах князьях Ф. М. Лобанове-Ростовском и М. Ноздроватом на том же Троицком мысу «из лодейнаго лесу ... весь рубленной полной», стоял «по 106-й год».43 Далее же сказано, что он находился там «с 95-го году (то есть «списатель», получается, предпочел датировку, имеющуюся в ЕЛ. — Я. С.) по 108-й год 12 лет».44 Вероятно, владычный книжник ошибся в подсчетах, ибо выходит годом больше.

По другим летописцам (подразумевается, видимо, ЕЛ), — читаем следом в КЗ, — Д. Чулкова прислали из Москвы в 7095 г. «для То-больскаго города поставления нарочным делом» (138, 139).45 Этот письменный голова, как явствует из начала летописного рассказа, отправленный для закладки русского города в запустевшую Старую Сибирь (иногда в СЛС она называется «Кучюмовской», см. 138, 189. Примеч. 6-15, 31-33; 190. Примеч. 45), выстроил его, однако, в устье Тобола и Иртыша. Сообщения о том, что «лодейный город» размещался на мысу, который в настоящее время занимают Софийский двор и «святительский сад», точнее, софийская колокольня, а в Троицкой церкви имелся придел Николая Чудотворца, склоняют к выводу о появлении одного из источников КЗ в окружении первого (Корнилия) (это вероятнее) или второго (Павла) сибирского митрополита.46 Отметим также, что во время страшного тобольского пожара

42 Эта каменная палата, сооруженная в 1674 г., через три года погибла в огне вместе с другими постройками митрополичьего двора (Копылова С. В. Каменное строительство на тобольском Софийском дворе в конце XVII в. // Известия Сибирского отделения АН СССР. Серия общественных наук. 1976. № 11. Вып. 3. С. 108, 112-113, и др.). На этом основании, между прочим, Н. А. Дворецкая пришла к выводу о создании свода тобольского владыки Корнилия между 1674 и 1677 гг. См., напр.: Дворецкая Н. А. Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в.). Новосибирск, 1984. С. 35.

43 В Академической редакции (далее — АР) СЛС назван 102 г. (ПСРЛ. Т. 36. С. 368), так как в то время острог был заменен городом.

44 В 108 году, как сообщается в рассказе о воеводстве С. Ф. Сабурова «с това-рыщи», «перенесен Тобольск рубленой город, что из лодейнаго лесу, с Троицкого мысу на другую сторону Торговаго звозу на мыс» (ПСРЛ. Т. 36. С. 140).

45 Вопреки мнению ряда тюменских историков, в СЛС, начиная с КЗ, возникновение Тобольска отнесено не к 1585-1589 годам (Со времен князя Самара: В поисках исторических корней Ханты-Мансийска. Переизд. Ханты-Мансийск, 2007. С. 36. Ср.: С. 41), а к 1585/86 и (преимущественно) 1586/87 г.

46 Корнилий, приняв схиму, умер в Тобольске 24 декабря 1678 г., Павел I приехал туда «на свой богонареченный престол» 25 февраля следующего года (ПСРЛ. Т. 36. С. 170, 171, 213, 214, 330, 331, 351, 375).

42

Вестник «Альянс-Архео» № 11

29 мая 1677 г. сгорел весь «без остатку» архиерейский двор (о котором говорится в начале КЗ), в том числе Троицкая церковь «новосозданная» и соборная колокольня, где растопилось несколько колоколов; эта колокольня была восстановлена только в 1685 г. (101, 102, 170, 212, 219, 278, 330, 334, 350-351, 374). Источник ранней редакции СЛС, в свою очередь, мог восходить к нарративному сочинению, где, между прочим, упоминалось о «судовом и лодейном лесе», из которого ратники Д. Чулкова «срубили» острог (просуществовавший до 1593/94 г.), и Никольском приделе первой местной церкви.

Обратим внимание на то, что в КЗ сказано про состав отрядов служилых людей, заложивших Березов, Пелым, Сургут, Туринский острог и Томск (139-141, ср. 369). Аналогичными сведениями относительно «славного» Тобольска, да и Тюмени, летописец, вероятно, не располагал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В следующей по времени создания редакции СЛС — Головинской — из сообщений КЗ остались только указания на «поставление» в 7095 г. города «на горе», в том числе Троицкой церкви (190, ср. 177, 186).

В более поздних Нарышкинской и Шлецеровской редакциях свода вначале сказано о «посылке» Чулкова «из полку» тюменских воевод В. Б. Сукина и И. Мясного вниз по Туре и Иртышу до города Сибири и строительстве, причем согласно царскому указу, города на горе у «Тобольнаго устья» с церковью во имя Святой Троицы;47 далее, в «Описании о поставлении городов и острогов в Сибири по взятии ее», поясняется, что Тобольск был заложен вместо «бесерменского города Сибири» там, где ныне Софийский двор,48 — на горе пониже устья Тобола, и в то время «срубили» Вознесенскую церковь (252-253, 258-259, 312, 315, 345).49

В АР знакомый нам по КЗ рассказ о «зачале» Тобольска подвергся сокращению и стилистической правке. Так, в этой редакции

47 Подобную версию находим в Бузуновском летописце. См.: СЛ. С. 303-304.

48 Кстати, Г. Ф. Миллер писал о закладке Тобольска на месте нынешнего архиерейского двора по устным рассказам (Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. С. 270), а не СЛС. Надо думать, что ни одной из тех разновидностей этого памятника, в которых сообщалось, где находилась резиденция сибирских «первосвятителей», ученый не располагал.

49 Тобольская Вознесенская церковь сгорела в пожар 1677 г. (ПСРЛ. Т. 36. С. 212). См. также: Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. С. 647; ЛП. С. 290, 397. Ср.: С. 302. Как констатировал И. И. Тыжнов, первая тобольская церковь называлась или Троицкой, или Вознесенской (Тыжнов И. Заметки о городских летописях Сибири. Ч. 1. СПб., 1898. С. 69, 76, 188). Вознесенский храм был воздвигнут не в самом начале XVII в. (Симачкова Н. Становление воеводского управления в Сибири (конец XVI — начало XVII вв.). Тюмень, 2006. С. 48), а на протяжении 1599-1600 годов, когда Тобольском управлял его первый «разрядный» воевода окольничий С. Ф. Сабуров. См.: Тобольский архиерейский дом в XVII веке. С. 156.

Солодкин Я. Г. Сибирские летописцы об основании «Первоимянитого»...

43

свода утверждается, что Д. Чулков прибыл «ставить» новый город не «нарочным делом», а «собою», то есть будучи самостоятельным, отнюдь не следуя воле тюменских властей. В АР читаем про Софийский дом вместо «Софийский двор и святительский сад, позаде каменной палаты», военных (ср. 369), а не ратных людей, «первенство» взамен «старейшенство». Располагая, видимо, другой рукописью КЗ, чем сохранившаяся, переписчик Академического списка данной редакции свода отметил, что «по местам (а не «нос». — Я. С.) заби-ран», острог был «не больше» вместо «небольшей» (368, ср. 139).50

В «Истории Сибирской» С. У. Ремезова (далее — ИС), которая иногда считается (думается, без должных оснований) вершиной развития летописания Сибири XVII в.,51 говорится об отправке Д. Чул-кова из Тюмени во главе 500 служилых людей, чтобы основать город «против устья Тоболу», и сооружении на первых порах в этом «святом граде» двух церквей — Троицкой и Спаса на Звозе.52 О 500 «ратных», «поставивших» Тобольск, в Ремезовской летописи, видимо, сообщается наугад, быть может, под влиянием ЕЛ, где сказано о пяти сотнях татар, отправившихся с Сейдяком к Тобольску (66). Столько же «воев», если верить Ремезову, находилось в подчинении князя С. Д. Болховского,53 хотя документально и благодаря ПЛ известно, что этот воевода, выступивший за Урал в 1584 г., располагал тремя сотнями стрельцов. О церкви же Спаса54 на Звозе, «сруб-

50 В других списках АР эти указания опущены.

51 См., например: Копылов А. Н. Памятники истории и культуры Сибири XVI — середины XIX в. (историографический очерк) // Вопросы истории Сибири досоветского периода (Бахрушинские чтения, 1969). Новосибирск, 1973. С. 46; Резун Д. Я. Очерки истории изучения сибирского города конца XVI — первой половины XVIII века. Новосибирск,1982. С. 52.

52 СЛ. С. 349, 440. Называя Тобольск «первым столным» «во всех городех», Ремезов, по мнению А. А. Дмитриева, имел в виду и важное значение Верхотурья (Дмитриев А. Пермская старина. Сборник исторических статей и материалов преимущественно о Пермском крае. Вып. 6. Пермь, 1895. С. 24-25. Ср.: С. 29). Скорее, в ИС таким образом подчеркнута роль «преславного» Тобольска в «Сибирской стране», его место среди городов Сибири. Верхотурье же считалось «пригородком» Тобольска (Разрядная книга 1475-1605. Т. 4. Ч. 1. С. 105).

53 СЛ. С. 339, 430.

54 Так Ремезов называл и первый тюменский храм. В других сибирских летописцах, кроме Бузуновского, эта церковь считается не Спасской, а Троицкой или Преображенской (ПСРЛ. Т. 36. С. 126, 136, 312; СЛ. С. 303). В царской грамоте от 29 февраля 1600 г. говорится, что «начальный храм» Тюмени «ставлен обыдень» во имя Рождества Богородицы (Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. С. 16, 182; Буцинский П. Н. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. Тюмень, 1999. С. 89).

44

Вестник «Альянс-Архео» № 11

ленной» при возникновении Тобольска, автор ИС, думается, знал понаслышке.55

Итак, довольно лаконичный рассказ Саввы Есипова об основании «Тобольского города» последующими сибирскими летописцами не раз дополнялся, но при этом зачастую лишь уточнялось местоположение «срубленного» Д. Чулковым острога (особенно в Забелинском виде ЕЛ, ПЛ, КЗ), а иногда приводилось наименование первой церкви. Несколько оригинальных подробностей строительства «златоразрядного града», имеющихся в ИС, скорее всего, отражают устную традицию. Сибирские книжники XVII — первых лет XVIII вв. были единодушны в том, что Тобольск с самого начала являлся «стол-ным» («столнейшим»),56 сменив в этой роли Кашлык (Искер), хотя заложенный в 1587 г. город приобрел такое положение на востоке России вскоре после коронации Бориса Годунова.

55 О. Н. Вилков, подобно Г. Ф. Миллеру, не сомневался в достоверности известия Ремезова о первых двух храмах Тобольска (Вилков О. Н. Некоторые аспекты административной и строительной культуры Тобольска в конце XVI — начале XVIII в.: Препринт. Новосибирск, 1999. С. 13).

Е. В. Вершинин на основании летописного рассказа (ПСРЛ. Т. 36. С. 139) указал, что в конце XVI в. тобольская Спасская церковь размещалась не в остроге, а в городе, «поставленном» несколько лет спустя, на Торгу (Вершинин Е. В. Воеводское управление в Сибири (XVII век). Екатеринбург, 1998. С. 109).

Кстати, в 1601/02 г. у Премского звоза была выстроена Никольская церковь (ПСРЛ. Т. 36. С. 98, 191, 259, 316, 346). Не принял ли ее Ремезов за Спасскую?

56 Резун Д. Я. Очерки... С. 36, 76. Точнее, по наблюдению С. Ф. Платонова, в глазах летописца Тобольск сделался «столнейшим градом» Сибири со времени пленения Сейдяка (Платонов С. Ф. Смутное время. СПб., 2001. С. 237).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.