Научная статья на тему 'Сибирские легенды о первых шаманах: мотивный состав и ареальное распределение'

Сибирские легенды о первых шаманах: мотивный состав и ареальное распределение Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
2384
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАМАНИЗМ / SHAMANISM / НАРОДЫ СИБИРИ / SIBERIAN PEOPLES / ШАМАНСКИЕ ЛЕГЕНДЫ / SHAMANIC LEGENDS / МОТИВЫ / АРЕАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / AREAL DISTRIBUTION / ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / HISTORICAL INTERPRETATION / FOLKLORE MOTIFS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дувакин Евгений Николаевич

Статья посвящена исследованию сибирских шаманских легенд. На основе обработки нескольких сотен текстов делаются выводы о географическом распространении мотивов (первый шаман и орёл, соперничество шамана с богами, его дальнейшее устранение из мира людей и возможное возвращение), которые специфичны для нарративов о первых шаманах. Прослежены кетско-бурятско-якутские связи в области шаманской мифологии и приведены аргументы в пользу их исторической интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Siberian legends about the first shaman: Motif repertoire and their areal distribution

The article discusses Siberian shamanic legends. A processing of several hundred texts lead to conclusions about areal distribution of some motifs specific for narratives about the first shaman (the appearance of the first shaman, his rivalry with gods, a removal from human world and a possible return of the first shaman). Relationships between the Kets, the Buryats and the Yakuts in the area of shamanic mythologies are clear up. A historical interpretation of the motifs areal distribution is also given.

Текст научной работы на тему «Сибирские легенды о первых шаманах: мотивный состав и ареальное распределение»

Е.Н. Дувакин

СИБИРСКИЕ ЛЕГЕНДЫ О ПЕРВЫХ ШАМАНАХ: МОТИВНЫЙ СОСТАВ И АРЕАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Статья посвящена исследованию сибирских шаманских легенд. На основе обработки нескольких сотен текстов делаются выводы о географическом распространении мотивов (первый шаман и орёл, соперничество шамана с богами, его дальнейшее устранение из мира людей и возможное возвращение), которые специфичны для нарративов о первых шаманах. Прослежены кетско-бурятско-якутские связи в области шаманской мифологии и приведены аргументы в пользу их исторической интерпретации.

Ключевые слова: шаманизм, народы Сибири, шаманские легенды, мотивы, ареальное распределение, историческая интерпретация.

Проблема

Для культур многих регионов существуют исследовательские темы, которые без преувеличения можно назвать стержневыми. Как правило, они характеризуются наличием обширнейшей историографии, благодаря чему порой создается впечатление, что тема по своим узловым моментам исчерпана и остается заниматься лишь мелкими, уточняющими штудиями или же историографическими разысканиями (особенно если исследуемый феномен умер, исчез из культуры). Несомненно, что в сибиреведении такой центральной темой является шаманизм. Список исследований, посвященных ему, измеряется многими сотнями - казалось бы, нет ни одной проблемы, которая не оказалась разобранной в десятках работ.

Тем не менее и в таких темах иногда обнаруживаются пробелы, существенные для более глубокого понимания феномена и перспектив его исследования. На мой взгляд, в случае с сибирским шаманизмом этот пробел связан с шаманскими легендами.

© Дувакин Е.Н., 2011

Они широко зафиксированы на территории Сибири и, несмотря на устоявшееся название, представляют собой тексты разных жанров. Определяющими чертами этих нарративов являются их статус: носители традиции относятся к ним как достоверным, и центральная фигура, в качестве которой выступает шаман1.

Специальная публикация шаманских легенд - случай редкий2. В основном их тексты разбросаны по многочисленным изданиям XIX-XX вв., среди которых сборники фольклора, описания путешествий, отчеты об экспедициях, обобщающие этнографические работы и грамматики языков. Разные традиции представлены крайне неравномерно: от единичных легенд, например, у югов3 и ительменов4 до нескольких сотен, записанных среди якутов5.

В историографии сложилась несколько парадоксальная ситуация. С одной стороны, есть большой корпус текстов о важнейших в Сибири магических специалистах, существует великое множество работ по шаманизму. С другой - исследований, посвященных непосредственно шаманским легендам, считанные единицы. Это касается как работ сравнительного плана6, так и нацеленных на изучение отдельных традиций и сюжетов7.

Между тем нерешенными остаются несколько проблем, одна из которых лежит в области фольклорной диалектологии8. Учитывая специфику народной культуры, масштаб территорий и этническое разнообразие, можно a priori утверждать, что в рамках устных традиций Сибири существует диалектное деление. Но какие локальные варианты шаманской мифологии существуют? Как они между собой связаны и почему? Есть ли у шаманской мифологии такие черты, которые носят характер пансибирских, и если да, то какие? Решение проблемы регионального/локального в фольклоре, окружающем шамана, предполагает поиск ответов на эти и другие вопросы.

Границы между диалектными особенностями и общими тенденциями будут неясными, пока не станут известны мотивный состав и его ареальное распределение. До тех пор мы не можем, к примеру, говорить наверняка о специфике восприятия шамана в той или иной культуре, поскольку не знаем, что именно является особенным, а что общим для какого-то ареала или всего региона. Проверять это необходимо на максимально полном корпусе текстов, а главный фольклорный источник здесь - шаманские легенды.

Речь, таким образом, идет о массовой обработке материалов. Некоторые ее результаты и представлены здесь9.

Фиксации и общая характеристика текстов о первых шаманах

Корпус сибирских шаманских легенд включает группу текстов о происхождении шаманизма и деяниях первого из магических специалистов. Эти нарративы определяются мной на основании нескольких параметров: статус основных персонажей (высшие уровни), время действия (мифологическое), присутствие, за редким исключением, и масштабность этиологии (касается практически всех потомков, в частности последующих шаманов). Чаще всего шаман прямо назван первым, однако не всегда, что, в принципе, не исключает включение материалов в группу, если основные параметры соблюдены.

Записи указанных текстов, как и остальных шаманских легенд, датируются в основном второй половиной XIX - первой половиной XX в. Временем фиксации вызваны особенности собирания и публикации. В группе доминируют пересказы, порой довольно сжатые, и, по-видимому, присутствуют компиляции.

Легенды о первых шаманах обладают широким распространением10. Мне известны материалы, собранные у ненцев11, нганасан12, кетов13, енисейских14 и ербогаченских15 эвенков, «турухан-ских инородцев»16, хакасов (качинцев)17, алтайцев18, черневых татар19, кумандинцев20, тувинцев21, прибайкальских22 и забайкаль-ских23 бурят, якутов24, баргузинских ороченов25, нанайцев26, уйль-та27, коряков28. Вероятно, речь о первом шамане идет и в наррати-вах, записанных непских (киренских) эвенков29, эвенов30 и оро-чей31, хотя эксплицитно его статус в них не выражен.

В Западной Сибири, Северо-Восточной Азии и на Дальнем Востоке возникновение шаманизма обычно связано с культурным героем эпохи первотворения (Дяйба-нгуо и Нейминьг у нганасан, Ворон у коряков, Хадау у уйльта и т. д.), для которого статус первого шамана является лишь одной из многих других функций. Для Южной и Восточной Сибири эта черта не характерна. Здесь распространены легенды, в которых первый шаман является «исключительно первым шаманом», т. е. магическим специалистом, обладающим великой силой, но не принимающим участия в космогонических событиях.

Разбираемые тексты содержат мотивы, часто встречающиеся в других шаманских легендах (шаманские метаморфозы, шаманское дерево и пр.), а также распространенные преимущественно за пределами шаманских легенд (в частности, мотив ныряльщика). В то же время выделяются мотивы, которые можно назвать специфичными и составляющими стержень повествований о первых шаманах.

Дистрибуция мотивов

Вопросы, связанные с распределением специфичных мотивов, стоит обсудить подробно. Дальнейшее рассмотрение разбито по нескольким пунктам: условное название мотива, его формулировка, сведения о дистрибуции, образцы реализаций (резюме релевантных фрагментов).

1.1. Проводник в подземный мир.

1.2. Шаманы появились, потому что был необходим проводник в подземный мир.

1.3. Распространение: вилюйские якуты32, верхнеамурские нанайцы33.

1.4. Реализации:

Вилюйские якуты: абаакы жили на земле вместе с людьми и часто обижали последних, уводя к себе их жен; мужья, пускаясь в погоню, уходили в Нижний мир и там доходили до тех мест, где дальше уже невозможно было продолжать путь без коня; тогда люди обращались за помощью к Кыдай Мах-сыыну (кузнец подземного царства); он выковывал им лошадей, ставя условие, чтобы они, по возвращении на землю, посылали ему на работу девять черных лошадей с белыми мордами; люди спросили, с кем их высылать; Кыдай Мах-сыыну ответил, что выслать нужно со знаменитым шаманом; с тех пор стали появляться шаманы34.

Верхнемурские нанайцы: после того, как Ходай потушил стрелами из лука два лишних солнца, Мяменди спросила его, почему он не откроет дверь на тот свет; Ходай пошел искать эту дверь, нашел ее и отпер; люди стали умирать, на земле накопилось много трупов, но хоронить было некому, так как шаманов еще не было; Ходай увидел сон, в котором к нему явился сеон и сказал, что хочет сделать его шаманом, умеющим хоронить людей и провожать их в буни; сеон велел Ходай идти в лес, найти там шаманское дерево, на котором растут толи, конгокта и рога; утром Ходай отправился в лес и нашел шаманское дерево; Ходай выбрал себе множество шаманских вещей, положил их в мешок и принес домой; ночью все эти вещи зашумели, сказали, что их будет слишком много для одного Ходай; когда Ходай развязал мешок, шаманские вещи полетели в разные стороны к людям, достойным шаманского звания; появилось много шаманов, Ходай стал вместе с ними хоронить умерших и уводить души их в буни35.

11.1. Заступник.

11.2. Шаманы появляются, потому что людям был необходим помощник в борьбе со злыми духами.

11.3. Распространение: прибайкальские буряты36, северо-западные («туруханские») якуты (либо долганы)37.

11.4. Реализации:

Прибайкальские буряты: сначала людей не было, а только существовали тэнгрии; западные тэнгрии создали людей, которые в первое время жили счастливо, не знали ни болезни, ни горя; но вот люди заслужили немилость злых духов, восточных тэнгриев, и начали заболевать и умирать; западные тэнгрии испугались за участь людей и начали совещаться, как помочь людям; место совещания было на плеядах, а потом на луне; в помощь людям для борьбы со злыми духами решили дать шамана и выбрали для этого орла38.

Северо-западные («туруханские») якуты (либо долганы): Айы Тойон создал мир и людей, а чтобы последние имели целителей и заступник, дал им первого шамана; при его создании он вырастил у себя во дворе священное дерево, между его ветвей обитают светлые духи, дети Айы Тойона; на земле одновременно с этим Айы Тойон вырастил три дерева и, сидя у их основания, приготовил все принадлежности первому шаману и научил его, как нужно действовать на пользу людей в борьбе со злыми духами39.

111.1. Первый шаман и орел.

111.2. Появление первого шамана связано с орлом: орел (коршун) является первым шаманом, родоначальником шаманов либо передает шаманский дар человеку, обучает его; в результате появляется первый шаман (иногда с помощью посредника - женщины).

111.3. Распространение: кеты40, хакасы (качинцы)41, прибайкальские буряты42 (ср. у северо-западных («туруханских») якутов (либо долган)43).

111.4. Реализации:

Кеты: 1) первым шаманом был двуглавый орел (&)44; 2) двуглавый орел научил человека шаманить; за это он лишился своей второй голо-вы45; 3) шаман Дох научился шаманить у двуглавого орла; этот орел жил у Доха, помогал ему сражаться с врагами и вместе с Дохом ушел на небо46.

Хакасы (качинцы): орел был родоначальником шаманов47.

Прибайкальские буряты: 1) после сотворения первых людей тысяча небесных бурханов приставили к ним коршуна, чтобы он, в случае если бохолдой вздумает сделать людям зло, пришел и сказал бурханам об этом; после того как коршун сел на городьбу, его попытались застрелить дети; коршун вернулся к бурханам и сказал: «Людей этих я не могу караулить, так как они хотят меня застрелить»; бурхан сказал: «Сходи и передай кому-нибудь свою чудодейственную силу»; коршун заблудил одну девушку, пасшую овец, увел ее на расстояние трехдневного пути, ввел в лес и усыпил около свалившегося дерева; сам сел на него и передал девушке свою чудодейственную силу; девушка, пробудившись, стала видеть бохол-доев и предсказывать будущее; девушка сделалась шаманкой; утха этой шаманки Шошолок48; 2) в Монголии жил шаман - орел, который имел волшебную силу воскрешать мертвых, обогащать бедных; но никто его

слов не знал и сам он чужих слов не понимал; в эту пору одна молодая женщина из Урянхая совершила побег от своего мужа, которого невзлюбила; во время пути она устала и легла спать; увидев ее спящей, орел дунул ей в ухо и через дуновение передал все свои силы, а сам умер; женщина забеременела от дуновенья шамана-орла; у нее родился сын, который стал родоначальником всех шаманов49; 3) первым шаманом и кузнецом был орел, передавший шаманское и кузнечное искусство женщине; она на земле между людьми была первой шаманкой и первым кузнецом50.

1У.1. Соперничество с богами.

1У.2. Шаман соперничает с божествами высших уровней (божеством неба и божеством нижнего мира либо с одним из них).

1У.3. Распространение: ненцы51, кеты52, кумандинцы53, неп-ские (киренские) эвенки54, прибайкальские буряты55, центральные якуты56.

1У.4. Реализации:

Ненцы: ворожей после ударов бубна отправился на небо к Нуму; тот сказал, что не приглашал ворожея к себе, и велел идти ему к Нга (смерти), в зятья; после семидневных подземных скитаний ворожей попал к хижине Нга; тот не собирался отдавать ни одну из своих семерых дочерей, а велел оставить ворожея у себя слугой, в противном случае он бы его сожрал; после семидневной борьбы у Нга кончились силы, и он сказал: «Пожалуйста, освободи меня, не убивай! Я дам тебе самую младшую дочь. Оставайся впредь у меня помощником. Если ворожей в Верхнем мире ворожит с умом, то я освобождаю больного»; так ворожей стал зятем смерти57.

Кеты: Дого поднялся наверх; Есь его пытает - правда ли, что он семью мыслями ходит, все исполнить может; Есь попросил принести ему для еды птицу еккыт; Дого сходил, принес; Есь начал есть, кости в Дого кидает, хочет его ранить; Дого увертывается, ловит кости на лету, в Еся кидает, попадает - только кровь брызжет; Есь сказал, что вспотел, признал, что сила Дого больше, и послал его к Тыгылам, чтобы принести костяной сюк; за это Есь пообещал Дого свою дочь; Дого взял рыбы и мяса и полетел; прилетев к Тыгылам, Дого бросил ее волкам-стражам еду и вошел в дом; Тыгылам сидит на сюке, разложив на нем постель, скоблит ее; у Дого с собой был еккыт, от которого дом накалился; Тыгылам стало жарко, вспотела вся, сидеть на сюке не может, скатилась с него - сюк гладким стал; Дого схватил его и понес к Есю; тот отдал ему дочь58.

Кумандинцы: Эрлик в прошлом жил в среднем мире; он стал есть всех людей - и тех, кого осудил Ульген, и тех, кого не осудил; первый шаман изгнал Эрлика из среднего мира, однако люди все равно продолжали вымирать; шаман решил пойти к Эрлику и уничтожить его; он явился к нему и снова одержал победу, но никак не мог уничтожить глаза главы злых духов; они горели, словно огонь; тогда шаман сказал: «Хорошо, не трогай

больше людей... непредназначенных свыше. Живи здесь. Последующие камы будут ходить к тебе и приносить к твоим трем дверям подно-шение»59.

Непские (киренские) эвенки: большой шаман оживлял мертвых и ни одному человеку не давал умирать; к шаману пришел бог, предложивший выяснить, кто из них сильнее; бог дал шаману два куска мяса и предложил их сжарить; шаман не сумел сжарить второй кусок мяса60.

Прибайкальские буряты: 1) первый шаман Моргон-Хара нисколько не уступал и даже превосходил по силам Эрлэн-Хана; несколько раз злой дух похищал души людей и заключал их в ад, но Моргон-хара возвращал души обратно; Эрлэн-Хан поднялся на небо и пожаловался Эсэгэ-Малан-Тэнгэри на шамана, который нарушает правило; Эсэгэ-Малан-Тэнгэри решил испытать Моргон-Хара, похитил душу одного человека и спрятал ее в бутылку; шаман нашел душу, и, обратившись в осу, укусил Эсэгэ-Малан-Тэнгэри в лоб; тот от испуга ударил себя рукой по лбу, в это время шаман выхватил душу и отправился на землю61; 2) первый бурятский шаман Бо-холи-Хара обладал огромной силой, не уступал богам и соперничал с ламами, имел письменную книгу, которую получил от Эсэгэ-Малан-Тэнгэри; жил один очень богатый человек, который не имел детей; шаман создал ему ребенка; крылатые посланники сообщили богу о создании ребенка; шаман не имел права создавать человека без участия богов, поэтому Эсэ-гэ-Малан послал трех крылатых посланников, чтобы они принесли ему душу мальчика; посланники обратились в трех лам и попросились ночевать к богачу, а на другое утро ушли, забрав с собой душу ребенка; они отправились к Эсэгэ-Малану; он положил душу в бутылку, которую закрыл большим пальцем правой руки; шаман ищет душу, приходит к Эсэгэ-Ма-лану, безуспешно просит вернуть душу мальчика; затем обращается в осу, жалит бога, выхватывает душу, возвращает ее в тело; Эсэгэ-Малан рассердился на шамана, потребовал его к себе, разорвал его книгу; потом рассек его бубен на две части, чем уменьшил его силу, затем еще на четыре и наконец на восемь частей, отчего уменьшил силы и прочих шаманов; в это время к Эсэгэ-Малану вошли 9 сыновей неба и сказали: «Он нам нужен, так как мы каждый день пускаем на землю 9 стрел, которые он отсылает обратно на небо»; Эсэгэ-Малан отпустил Бохоли-Хара на землю, попробовать его силы: 9 сыновей неба опять послали на землю девять стрел и также 9 стрел ламам, чтоб узнать, кто из них скорее поднимет на небо; книгу Бохоли-Хара съел баран; шаман заколол барана, взял лопатку и увидел там все; вот почему нынешние шаманы ворожат на лопатке; Бохоли-Хара скорее поднял обратно на небо 9 стрел и также 9 ламских, а ламы только до половины прочитали книгу62; 3) первый шаман имел волшебную силу, полученную в наследство от шамана-орла, и посредством своей силы присваивал себе все, что ему было угодно; Эрлик-намон-хан жаловался богу Будде: живет шаман, который присваивает себе все, что угодно ему;

Будда, чтобы испытать волшебную силу шаман, взял душу единственного сына одного богатого человека, положил ее в бутылку, отверстие зажал пальцем; шаман, превратившись в осу, прилетел к богу и укусил его в лоб; бог вздрогнул и опустил палец с бутылки; шаман взял душу и полетел на своем бубне63; 4) Эсэгэ Малан не хотел, чтобы у одного богатого бурята был сын; бурят обратился за помощью к самому первому великому шаману Бухли хара боо (Целый черный шаман); шаман помог богачу, создал ему сына и стал найжи этого ребенка; рассерженный Эсэгэ-Малан забрал душу ребенка к себе на небо и держал ее около себя; шаман полетел на бубне на небо; во время полета шамана побрякушки его одеяния так красиво звенели, что звери и птицы, оставив своих детенышей и птенцов, заслушались этими звуками и забыли о своем потомстве, которое умерло с голоду; прилетев на небо, шаман обратился в осу и ужалил Эсэгэ-Малана в лоб, из-за чего тот вздрогнул и упустил душу ребенка; шаман схватил ее и вернулся на землю; ребенок выздоровел; разозленный Эсэгэ Малан отнял душу ребенка обратно64.

Центральные якуты: первый шаман Ан-Аргыл-Оюн был очень могущественен и совершал великие чудеса; кроме исцеления больных, он воскрешал мертвых, умерших три года назад, и давал зрение слепым; это стало известно Аи-тоену, который три раза посылал своего служителя спросить, во имя кого шаман делает такие чудеса и верует ли в него; на это первый шаман сказал, что делает чудеса своей силой и не верует в Аи-тоена 65.

У.1. Устранение.

У.2. Независимо от результата соперничества с богами (успеха или неуспеха) шаман устраняется из мира людей и/или лишается сил; часто указывается, что из-за этого жизнь людей ухудшается.

У3. Распространение: ненцы66, кеты67 (ср. у югов68 и селькупов69), непские (киренские) эвенки70, прибайкальские буряты71, центральные якуты72. У.4. Реализации:

Ненцы: после того как ворожей победил Нга (смерть) и стал его зятем, он со своей женой спустился еще дальше, где теперь сидит с землей в руке; он называется Земляной старик73.

Кеты: 1) шаман Дох поднялся на небо так стремительно, что его ульвей упал; кыньси схватили ульвей и унесли на Мертвый остров; Хосадам хотела его съесть, но сломала себе зуб; Хосадам прибила уль-вей к дереву; утратив ульвей, Дох вынужден был уйти на небо; он встал на бубен, который превратился в облако, и стал подниматься на небо; люди заплакали; Дох снял свой шаманский плащ, бросил его своей внучке, которая была его помощницей при камлании, и сказал: «Теперь она будет шаманить вам»74; 2) из-за неудачи Дога «Хосядам нас до сих пор таскает»75.

Непские (киренские) эвенки: шаман проиграл поединок с богом; с тех пор люди стали умирать, шаман не мог оживлять мертвых; если бы шаман сжарил, не умирали бы люди76.

Прибайкальские буряты: 1) Эсэгэ-Малан-Тэнгэри рассердился и разделил хэсэ Моргон-Хара на две части; в итоге силы уменьшились не только у первого шамана, но и у всех шаманов, бывших после Моргон-Хара; Эсэгэ-Малан-Тэнгэри наказал Моргон-Хара - заставил его плясать на черном камне до тех пор, пока тело шамана совсем не сотрется; Моргон-Хара до сих пор скачет на камне; чем больше стирается тело Моргон-Хара, тем хуже становятся шаманы; когда он совсем сотрется, тогда у бурят шаманов не будет77; 2) Эсэгэ-Малан осудил шамана Бохоли-Хара скакать на черном камне, до тех пор, пока сотрется камень или он сам; если Бохоли-Хара сотрется сам прежде камня, то его не будет, а шаманы будут плохи; если Бохоли-Хара не сотрется, а скорее сотрется камень, то он явится на землю с прежними силами78; 3) бог пустил в первого шамана ошир-хонхо; она попала в бубен и пробила его крылья, лишив возможности лететь дальше; с тех пор бубен шамана стал открытым и неспособным к полету, а волшебная сила шамана убавилась наполовину; поэтому современные шаманы не имеют такой волшебной силы, как их шаманы-предки79; 4) разозленный Эсэгэ-Малан заставил шамана плясать на черном плоском камне, пока он совсем не скроется в скалу; чем больше из века в век углубляется шаман, тем больше падает шаманство, хуже становятся шаманы80.

Центральные якуты: разгневанный бог велел сжечь непокорного шамана, чтобы ничего не осталось от него; так как все тело шамана состояло из пресмыкающихся гадов, то огня избежала одна лягушка; она поселилась на вершинах высочайших гор и расплодилась; у нее родились следующие демоны - шаманы: Хара баргыя тоен (черный клокочущий господин) и Кюн кянгись оюн (солнце ненасытный), которые до сих пор даруют якутам знаменитых шаманов и шаманок81.

У1.1. Возвращение.

У1.2. Устраненный из мира людей шаман, возможно, вернется.

У1.3. Распространение: кеты82, прибайкальские (кудинские) буряты83.

У1.4. Реализации:

Кеты: когда богатырь Альба вернется на землю, он освободит ульвей Доха и тогда сам Дох вернется на землю84.

Прибайкальские (кудинские) буряты: Эсэгэ-Малан осудил шамана Бохоли-Хара скакать на черном камне, до тех пор, пока сотрется камень или он сам; если Бохоли-Хара сотрется сам прежде камня, то его не будет, а шаманы будут плохи; если Бохоли-Хара не сотрется, а скорее сотрется камень, то он явится на землю с прежними силами; Бохоли-Хара, танцую-

щий на камне, надел неизносимые железные сапоги, которые получил от неба Зан-Сагана; теперь скачет на камне, который стирается и уже стерся до половины85.

Среди специфичных мотивов есть как неминуемо связанные с темой появления шаманизма (к примеру, объясняющие причины данного события), так и те, для которых жесткая тематическая приуроченность на первый взгляд не очевидна, но в итоге все же характерна. Известно, что жизнь сибирского шамана наполнена бесконечными поединками. Однако прямая конфронтация шамана с богами неба и/или подземного мира является, судя по имеющимся данным, действием нетривиальным. Шаманы-потомки, как правило, соперничают с духами болезней, посланниками высших божеств и другими второстепенными персонажами. Открытую же борьбу с богами вели первые шаманы. Тенденцию быть приуроченными к теме первых шаманов имеют и мотивы устранения и возможного возвращения.

Интерпретация результатов

Легенды о первых шаманах зафиксированы в Западной, Восточной и Южной Сибири, в Северо-Восточной Азии и на Дальнем Востоке, т. е. во всех ареалах региона. При этом ни один из мотивов, специфичных для этой группы текстов, не распространен в Сибири повсеместно. Говорить об универсальности, таким образом, не приходится, как, вероятно, и о случайности распределения, поскольку оно в большинстве случаев является вполне определенным.

В распределении мотивов отчетливо прослеживаются кетско-тюрко-монгольские связи. Пересечения в области мотивного состава у енисейцев, хакасов и кумандинцев можно было бы считать результатом поздних контактов (как и у непских эвенков и тюрко-монголов, кетов и самодийцев). Однако такое объяснение не годится в случае кетов и прибайкальских бурят, а ведь между ними связи являются наиболее полными (мотивы «Первый шаман и орел», «Соперничество с богами», «Устранение шамана», «Возвращение шамана»). Географическая взаимоудаленность традиций, отсутствие некоторых мотивов в промежуточных районах («Устранение шамана», «Возвращение шамана») и на остальных территориях («Возвращение шамана») заставляют искать истоки кетско-бурят-ских связей не в этнографически зафиксированной реальности, а в более отдаленном прошлом86. Там же, несомненно, лежат и причины связей между бурятами и якутами.

«Кетская проблема» - так называется одна из лучших обобщающих работ, посвященных этногенезу кетов87. С момента выхода

статьи Е.А. Алексеенко кетская проблема не перестала быть таковой - история этого народа и енисейцев в целом до сих включает множество неразрешенных вопросов. И все же многое теперь понятно. Несомненным является южное происхождение енисейцев, язык которых родственен северокавказским и синотибетским88. Данные топонимики свидетельствуют о том, что носители енисейских языков продолжительное время обитали в некоторых частях Южной Сибири, в частности Минусинской котловине и Туве89. Южное происхождение кетов подтверждается этнографическими источниками90 и, возможно, хакасско-кетскими связями в области фольклора91. Археологическая идентификация протоенисейцев сильно затруднена; существует мнение, что предками кетов являются носители карасукской археологической культуры либо одной из культур карасукского типа92, однако есть и другие варианты языковой атрибуции карасукцев93, а правомерность выделения карасукс-кой общности сейчас отвергается94. Так или иначе, но кеты мигрировали на средний Енисей из Южной Сибири, причем довольно поздно - основные волны, по-видимому, относятся к IX- XIII вв.95

Более ясной, чем у кетов, является картина этногенеза якутов и их локальных групп. Текст о соперничестве первого шамана с Аи-Тоеном и последующем уничтожении шамана зафиксирован только в центральном районе Якутии, бывшем Якутском округе96, тогда как для других групп якутов характерны иные сюжеты97. Иногда они включаются в цикл об Эллее и связывают первого шамана с именем его сына Лабынгха.

Неавтохтонность якутов является бесспорной. Отделение якутского языка от тюркской основы датируется по методу глоттохронологии примерно 160 г. н. э.98 Среди сибирских тюркских языков в якутском выделяется наивысшее количество слов монгольского происхождения99. В антропологическим типе якутов присутствуют центральноазиатские особенности, что сближает их с бурятами и тувинцами100. Приход якутов с юга подтверждается помимо прочего данными генетики101.

Разные группы якутов различаются в области культуры в зависимости от этнических компонентов, которые легли в их основу. В частности, выделяются кыпчакский и курыканский компоненты, с первым из которых, по-видимому, связан цикл об Эллее102. Что касается второго компонента, то он соотносится с тюркизирован-ными монголоязычными, а также испытавшими монгольское влияние тюркскими предками якутов, занимавших Алдано-Ленское плоскогорье Центральной Якутии103.

Южносибирский исход протоякутов, в отличие от енисей-цев, отчетливо прослеживается по археологическим источникам.

В У1-Х вв. в Прибайкалье существует курыканская (курымчин-ская) археологическая культура, а в XIV в. на севере Лено-Амгин-ского междуречья появляются кулун-атахские памятники104. Обнаруженные на них типы керамики и ножей, бусы из бирюзы, нефрита и перламутра, наконечник со знаками рунического письма, формы жилищ и мн. др. проявляют определенную связь с аналогичными вещами из культур Южной и Западной Сибири, в основном датируемых курыкано-уйгурским временем105. Преобладающее значение имели явные курыканские элементы106, появление которых в сильноудаленном от Прибайкалья районе свидетельствует о миграции части курыкан на территорию Алдано-Ленского плоскогорья. Впоследствии они составили основу населения Центральной Якутии, среди которого проводил полевые исследования Н. Припузов107.

Упадок курыканской культуры в 1Х-Х вв. отчасти был связан с кыргызской агрессией108. Другим фактором, изменившим ситуацию в Прибайкалье, стала миграция сюда в Х-Х1 вв. монгольского племени хори. Вероятно, именно под их давлением часть курыкан уходит вниз по Лене, в район северного Лено-Амгинского междуречья, тогда как остальные курыкане остаются на своей территории и входят в состав нового политического объединения, возглавляемого хори109. На основании этого этнического образования формируются затем западные буряты. Примечательно, что тексты о получившем дар от орла первом шамане, соперничавшем с богами и устраненном из мира людей, записаны у разных групп прибайкальских бурят, но не встречаются у забайкальских. Таким образом, легенды с данными мотивами зафиксированы только у тех групп бурят и якутов, в этногенезе которых присутствует сильный куры-канский компонент. Впрочем, в случае бурятских фиксаций дело может заключаться и в ламаистском влиянии на восточных бурят, выразившемся в стирании шаманских традиций в Забайкалье.

Список сокращений

БС - Бурятоведческий сборник. Издание Бурят-Монгольской Секции Восточносибирского Отдела Русского Географического Общества. Иркутск: Власть труда, 1927.

МЭФ - Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору / Сост. Г.М. Васи-левич; Под ред. Я.П. Алькора. Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1936. (Труды по фольклору. Т. 1.) ВСО - Восточно-Сибирский отдел ИРГО. Иркутск.

ЖС - Живая старина. Периодическое издание Отделения этнографии ИРГО. Санкт-Петербург.

ИРГО - Императорское Русское Географическое Общество. Санкт-Петербург. СМАЭ - Сборник Музея антропологии и этнографии при Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург / Сборник Музея антропологии и этнографии при Российской Академии Наук. Ленинград.

Примечания

1 Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления

структур. 2-е изд., испр. и доп. М.: Восточная литература, 2004. С. 229-231.

2 Кузнецова-Ярилова А.А. Два рассказа о шаманах // Сборник в честь семидесяти-

летия Григория Николаевича Потанина. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1909. (Записки ИРГО по отделению этнографии. Т. XXXIV.) С. 141-144; Бал-дунников А.И. Первый шаман // БС. 1927. Вып. III—IV. С. 67-69; Дамеев Д.Д. Легенда о происхождении шаманизма и падении волшебства // БС. 1927. Вып. III—IV. С. 69—70; Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов: Материалы к мифологии урало-алтайских племен в Северной Азии. Ч. 1 // Ксенофонтов Г.В. Шаманизм: Избранные труды (Публикации 1928—1929 гг.). Якутск, 1992. С. 35—109; Батьянова Е.П. Телеуты рассказывают о шаманах // Шаманизм и ранние религиозные представления: К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П. Потапова / Отв. ред. Д.А. Функ. М.: Б. и., 1995. (Этнологические исследования по шаманству и иным ранним верованиям и практикам. Т. 1.) С. 48—61; Schamanengeschichten aus Sibirien / Aus dem Russ. übers. und eingeleitet von A. Friedrich und G. Buddruss. Berlin: Zerling, 1987.

3 Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. К описанию некоторых кетских семиотических

систем // Труды по знаковым системам / Отв. ред. Ю. Лотман. Тарту: Б. и., 1965. II. (Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 181.) С. 137—138; Werner H. Das Jugische (Sym-Ketische). Wiesbaden: Harrassowitz, 1997. (Veröffentlichungen der Societas Uralo-Altaica. Bd. 50.) S. 264 (текст 17), 290—292 (текст 34).

4 Орлова Е.П. Ительмены: Историко-этнографический очерк. СПб.: Наука, 1999.

С. 135—136.

5 Ксенофонтов Г.В. Указ. соч.; Schamanengeschichten aus Sibirien; и мн. др.

6 Знаменитая работа Г.В. Ксенофонтова «Легенды и рассказы о шаманах у якутов,

бурят и тунгусов» представляет собой крупнейший сборник шаманских легенд, ценность которого трудно переоценить, однако аналитики там по существу мало: комментарии касаются отдельных деталей (географических наименований, мифологических персонажей и т. п.) и некоторых проблем перевода, но не текстов как таковых. Единственные работы, в которых шаманские легенды рассматриваются в широком сравнительном освещении, принадлежат Е.С. Новик: Новик Е.С. Поэтика шаманских легенд (к вопросу о соотношении

обряда и фольклора) // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока (Материалы Всесоюзной конференции фольклористов) / Ред.: Н.В. Емельянов, В.Т. Петров. Якутск: Якутский филиал СО АН СССР, 1978. С. 104-109; Она же. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме.

7 Гурвич И.С. Якутско-юкагирские предания об оспе (к вопросу о путях формиро-

вания демонологических образов) // Социальная организация и культура народов Севера / Отв. ред. И.С. Гурвич. М., 1974. С. 249-269; Подузова С.А., Сагалаев А.М. Из истории шаманства на Алтае // Известия Сибирского отделения АН СССР. Серия общественных наук. 1983. № 6. Вып. 2. С. 111-114; Пурбуева М.В. Шаманский прозаический фольклор бурят: Сюжеты, мотивы и персонажи: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ: ИМБТ СО РАН, 2010. С. 16-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 О региональном/локальном начале в фольклоре см. подробнее: Путилов Б.Н.

Фольклор и народная культура; In memoriam / Отв. ред. А.Н. Анфертьев. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. С. 156-165.

9 К настоящему времени собрано и проанализировано более 500 текстов о шама-

нах, записанных в 26 сибирских традициях: Дувакин Е.Н. Каталог мотивов сибирских шаманских легенд. М., 2011 (рукопись).

10 Ранее небольшая сводка данных о первых шаманах была сделана М. Элиаде

(Шаманизм: Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000. С. 43-45).

11 Мифы и предания ненцев Ямала / Сост. Л.А. Лар. Тюмень: Изд-во Института

проблем освоения Севера СО РАН. С. 188-205. См. также: Попов А.А. Енисейские ненцы (юраки) // Известия Всесоюзного географического общества. 1944. Т. LXXVI. Вып. 2-3. С. 89; Ненецкий фольклор. Мифы, сказки, исторические предания / Сост. К.И. Лабанаускас. Красноярск: Б. и., 1995. С. 15-17; Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев). Томск: Изд-во Томского университета, 1998. С. 10-12.

12 Попов А.А. Нганасаны: Социальное устройство и верования. Л.: Наука; Ленин-

градское отделение, 1984. С. 44-45; Симченко Ю.Б. Традиционные верования нганасан. Ч. I. М.: Б. и., 1996. С. 56-59, 65-67, 74-75.

13 Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков. СПб.: Типография ИАН,

1914. (СМАЭ. Т. II. 2.) С. 7-8, 14, 16, 23; Финдейзен Г. Из поездки к кэто (енисейским остякам) в 1927-28 гг. // Северная Азия. 1929. № 2 (26). С. 130-131; Северные сказки / Сост. и обр. М. Ошаров. [Новосибирск:] Б. и., 1936. С. 106109; Дульзон А.П. Очерки по грамматике кетского языка. I. Томск: Изд-во Томского университета, 1964. С. 188-195; Николаев Р.В. Фольклор и вопросы этнической истории кетов. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. С. 123 (прил. 2); Мифы, предания, сказки кетов / Сост., предисл., коммент. и глоссарий Е.А. Алексеенко. М.: Восточная литература, 2001. С. 103-104 (текст 44), 104-106 (текст 45), 107-108 (текст 46); Кетские народные сказки / Сост. Г.Х. Николаева. Красноярск: Поликор, 2006. С. 24-26, 43, 51-53; Donner K. Ethnological notes about the Yenisey-Ostyak (in the Turukhansk Region). Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1933. (Mémoires de la Société Finno-ougri-

enne. LXVI.) P. 93-94; Ibid. Ketica. Materialen aus dem Ketischen oder Jenisseiostjakischen / Bearb. und hrsg. von Aulis J. Joki. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen seura, 1955. (Mémoires de la Société Finno-Ougrienne. 108.) S. 37.

14 Северные сказки. С. 21; Ошаров М. Тунгусские сказки // МЭФ. С. 280 (текст 12);

Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 179-182.

15 Пежемский В.С. Две легенды ербогаченских эвенков // МЭФ. С. 272-273

(текст 1).

16 Третьяков П. Туруханский край // Записки ИРГО. По общей географии. (Отде-

лениям географии физической и математической.) 1869. Т. II. С. 424-425.

17 Штернберг Л.Я. Культ орла у сибирских народов (Этюд по сравнительному

фольклору) // Ко дню 80-летия академика Василия Васильевича Радлова (1837-1917 гг.). Л.: Изд-во АН СССР, 1917-1925. (СМАЭ. Т. V. [Вып. 2.]) С. 733.

18 Ландышев С. Космология и теогония алтайцев язычников // Православный со-

беседник. 1886. Март. С. 330-331; Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка / Сост. В. Вербицкий. Казань: Типолитография В.М. Ключникова, 1887. С. 75 (s.v. Jангара), 123 (s.v. Кам); Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей и исследований. М.: Высочайше утв. Т-во Скоропечатни А.А. Левенсон, 1893. С. 103 (текст 9); Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Л.: Изд-во РАН, 1924. (СМАЭ. Т. IV. 2.) С. 18.

19 Клеменц Д. Несколько образцов бубнов минусинских инородцев // Шаманские

поверья инородцев Восточной Сибири. Иркутск: Б. и., 1890. (Записки ВСО ИРГО по этнографии. Т. II. Вып. 2.) С. 35.

20 Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального

сравнительного исследования). Новосибирск: Наука, 1984. С. 57.

21 Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии: Результаты путешествия, ис-

полненного в 1879 году по поручению Императорского Русского Географического Общества. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1883. Вып. IV: Материалы этнографические. С. 288 (текст 63а), 289-290 (текст 63з); Штернберг Л.Я. Культ орла у сибирских народов. С. 736.

22 Шашков С. Исследования и материалы. Шаманство в Сибири. СПб.: Типогра-

фия В. Безобразова и комп., 1864. (Записки ИРГО. Кн. 2.) С. 81; Первый шаман Бохоли-Хара. (Вариант легенды о первом шамане у кудинских бурят; записан со слов шамана Манжу) // Известия ВСО ИРГО. 1880. Т. XI. № 1-2. Май. С. 89-90; Первый бурятский шаман «Моргон-Хара» // Известия ВСО ИРГО. 1880. Т. XI. № 1-2. Май. С. 87-89; Потанин ГЛ. Указ. соч. С. 265 (текст 53г), 290 (текст 63и); Сказания бурят, записанные разными собирателями. Иркутск, 1890. (Записки ВСО ИРГО. По этнографии. Т. I. Вып. 2.) С. 123-124 (текст LI); Хангалов М.Л. Суд заянов над людьми // Шаманские

поверья инородцев Восточной Сибири. Иркутск: Типография К.И. Витков-ской, 1890. (Записки ВСО ИРГО по этнографии. Т. II. Вып. 2.) С. 16; Он же. О шаманстве у бурят // Хангалов М.Н. Собрание сочинений: В 3 т. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1960. Т. 2. С. 130; Он же. Несколько слов о шамане (О кудинских шаманах) // Там же. С. 140-143; Агапитов Н.Н., Хангалов М.Н. Материалы для изучения шаманства в Сибири // Хангалов М.Н. Собрание сочинений: В 3 т. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1958. Т. 1. С. 300 (прим.), 325, 363-364, 365; Балдунников А.И. Указ. соч. С. 67- 69; Дамеев Д.Д. Указ. соч. С. 69-70; Цыбиков Г.Ц. Культ огня у восточных бурят-монголов // БС. 1927. Вып. III—IV. С. 64; Румянцев Г.Н. Примечания // Банзаров Д. Собрание сочинений / Отв. ред. Г.Д. Санжеев. Подготовка к печати и примеч. Г.Н. Румянцева. М.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 263 (прим. 42); Варламов О.Б. Шаманизм западных бурят: Легенды и обряды. Иркутск: Б. и., 1995. С. 6; Михайлов В.А. Религиозная мифология. Улан-Удэ: Соел, 1996. С. 63-64; Кульганек И.В. Каталог монголоязычных фольклорных материалов Архива востоковедов при СПбФ ИВ РАН. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. С. 142-143 (№ 80), 293 (№ 276); Жамцарано Ц. Путевые дневники: 1903-1907 гг. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. С. 66, 73-74; Curtin J. A journey in Southern Siberia: The Mongols, their religion, and their myths. Boston: Little, Brown, and Company, 1909. P. 105; Harva U. Die religiösen Vorstellungen der altaischen Völker. Helsinki: Suomalainen tiedeakatemia, 1938. (FF communications. Vol. LII. No. 125.) S. 543-544.

23 Сказания бурят. С. 122-123 (тексты Lа, б).

24 Сведения для изучения шаманства у якутов Якутского округа. (Собраны по

программе Н.Н. Агапитова народным учителем Николаем Припузовым) // Известия ВСО ИРГО. 1884. Т. XV. № 3-4. Ноябрь. С. 64; Приклонский В.Л. Три года в Якутской области. Этнографические очерки. Глава II // ЖС. 1890. Вып. II. С. 28-30; Он же. Три года в Якутской области. Этнографические очерки. Глава V // ЖС. 1891. Вып. IV. С. 52; Васильев В.Н. Изображения долгано-якутских духов как атрибуты шаманства // ЖС. 1910. Вып. IV. С. 286; Попов А.А. Получение «шаманского дара» у вилюйских якутов // Труды Института этнографии АН СССР. Новая серия. 1947. Т. II. С. 290; Он же. Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа: (Тексты). Новосибирск: Наука, 2006. С. 31-32, 44; Предания, легенды и мифы саха (якутов) / Сост. Н.А. Алексеев, Н.В. Емельянов, В.Т. Петров. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1995. С. 52-55 (текст 2, блок 8, 10).

25 Малых П. Несколько слов об ороченах и их фольклоре // МЭФ. С. 270 (текст 9).

26 [Трусов Д.] Отчет о состоянии камчатской миссии за 1883 г. // Иркутские епар-

хиальные ведомости. Прибавления. 1884. Октября 6. № 40. С. 448-449; Шим-кевич П.П. Материалы для изучения шаманства у гольдов. Хабаровск: Типография канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1896. (Записки Приамурского отдела ИРГО. Т. II. Вып. 1.) С. 9-11; Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские: Опыт этнографического исследования.

Владивосток: Б. и., 1922. (Записки Общества изучения Амурского края Владивостокского отделения Приамурского отдела РГО. Т. XVII.) С. 237-238; Штернберг Л.Я. Культ орла у сибирских народов. С. 734-735; Он же. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны: Статьи и материалы. Хабаровск: Дальгиз, 1933. С. 455-457, 471-472, 484, 488, 492-495, 519-520; Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы нижнего Амура). М.: Наука, 1991. С. 233; Сем Т.Ю. Амурский космогонический миф: модель и варианты // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки: Духовная культура / Отв. ред. и сост. Е.А. Окладникова. СПб.: МАЭ РАН, 1996. Вып. 3. С. 135-136; История и культура нанайцев: Исто-рико-этнографические очерки / Отв. ред. В.А. Тураев. СПб.: Наука, 2003. С. 183.

27 Васильев Б.А. Основные черты этнографии ороков. Предварительный очерк по

материалам экспедиции 1928 г. // Этнография. 1929. № 1. С. 20-21.

28 См.: Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос: Цикл Ворона. М.:

Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1979. С. 33-79.

29 Василевич Г.М. Материалы по фольклору эвенков Сибири // МЭФ. С. 74

(текст 56).

30 Роббек В.А., Дуткин Х.И. Миф о происхождении земли и человека в эвен-

ском фольклоре // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. С. 156-157.

31 Маргаритов В.П. Об орочах Императорской гавани. СПб.: Б. и., 1888. С. 29.

32 Попов А.А. Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа. С. 31-32.

33 Лопатин И.А. Указ. соч. С. 237-238; Сем Т.Ю. Указ. соч. С. 134-135.

34 Попов А.А. Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа. С. 31-32.

35 Лопатин И.А. Указ. соч. С. 237-238; Сем Т.Ю. Указ. соч. С. 134-135.

36 Агапитов Н.Н., Хангалов М.Н. Указ. соч. С. 363-364.

37 Васильев В.Н. Указ. соч. С. 286.

38 Агапитов Н.Н., Хангалов М.Н. Указ. соч. С. 363-364.

39 Васильев В.Н. Указ. соч. С. 286.

40 Анучин В.И. Указ. соч. С. 23, 54.

41 Штернберг Л.Я. Культ орла у сибирских народов. С. 733.

42 Сказания бурят, записанные разными собирателями. С. 123-124 (текст LI); Бал-

дунников А.И. Указ. соч. С. 67-68; Дамеев Д.Д. Указ. соч. С. 69; Агапитов Н.Н., Хангалов М.Н. Указ. соч. С. 363-365; Хангалов М.Н. О шаманстве у бурят. С. 130; Он же. Несколько слов о шамане. С. 140-143.

43 Васильев В.Н. Указ. соч. С. 285-286; Штернберг ЛЯ. Культ орла у сибирских

народов. С. 721.

44 Анучин В.И. Указ. соч. С. 23.

45 Там же.

46 Там же. С. 54.

47 Штернберг Л.Я. Культ орла у сибирских народов. С. 733.

48 Сказания бурят, записанные разными собирателями. С. 123-124 (текст LI).

49 Дамеев Д.Д. Указ. соч. С. 69. Ср. у желтых уйгуров и сартов: Малов С. Остатки

шаманства у желтых уйгуров // ЖС. 1912. Вып. I. С. 62; Он же. Шаманство у сартов Восточного Туркестана. (К пояснению коллекции Музея Антропологии и Этнографии по восточно-туркестанскому шаманству) // Ко дню 80-летия академика Василия Васильевича Радлова (1837-1917 гг.). Петроград: Типография РАН, 1918. (СМАЭ. Т. V. Вып. 1.) С. 15-16.

50 Хангалов М.Н. О шаманстве у бурят. С. 130.

51 Лехтисало Т. Указ. соч. С. 11-12.

52 Анучин В.И. Указ. соч. С. 7-8, 14; Финдейзен Г. Указ. соч. С. 130-131; Мифы, пре-

дания, сказки кетов. С. 103-104 (текст 44); 107-108 (текст 46).

53 Алексеев Н.А. Указ. соч. С. 57.

54 Василевич Г.М. Указ. соч. С. 74 (текст 56).

55 Шашков С. Указ. соч. С. 81; Первый бурятский шаман «Моргон-Хара». С. 87-88;

Первый шаман Бохоли-Хара. С. 89-90; Балдунников А.И. Указ. соч. С. 68; Дамеев Д.Д. Указ. соч. С. 69-70; Михайлов В.А. Указ. соч. С. 63-64; Жам-царано Ц. Указ. соч. С. 73-74.

56 Сведения для изучения шаманства у якутов Якутского округа. С. 64; Приклон-

ский В.Л. Три года в Якутской области. Этнографические очерки. Глава V. С. 52. Текст, приведенный В.Л. Приклонским, почти идентичен легенде, которую опубликовал Н. Припузов («Сведения для изучения шаманства...»). Ссылка отсутствует, однако о работе Припузова Приклонский наверняка знал, о чем свидетельствует упоминание в другом месте (С. 44). Поэтому я склоняюсь к тому, чтобы рассматривать легенду, рассказанную у Приклонского, как цитату, нежели вторую фиксацию.

57 Лехтисало Т. Указ. соч. С. 11-12.

58 Мифы, предания, сказки кетов. С. 103-104 (текст 44).

59 Алексеев Н.А. Указ. соч. С. 57.

60 Василевич Г.М. Указ. соч. С. 74 (текст 56).

61 Первый бурятский шаман «Моргон-Хара». С. 87-88.

62 Первый шаман Бохоли-Хара. С. 89-90.

63 Дамеев Д.Д. Указ. соч. С. 69-70.

64 Михайлов В.А. Указ. соч. С. 63-64.

65 Сведения для изучения шаманства у якутов Якутского округа. С. 64.

66 Лехтисало Т. Указ. соч. С. 11-12.

67 Анучин В.И. Указ. соч. С. 7-8, 54; Финдейзен Г. Указ. соч. С. 130-131; Север-

ные сказки. С. 106-109; Дульзон А.П. Указ. соч. С. 192-195; Мифы, предания, сказки кетов. С. 104-106 (текст 45), 107-108 (текст 46); Кетские народные сказки. С. 24-26, 43; DonnerK. Ethnological notes about the Yenisey-Ostyak. P. 94.

68 Иванов Вяч. Вс, Топоров В.Н. Указ. соч. С. 137-138.

69 Пелих Г.И. Селькупская мифология. Томск: Изд-во Томского университета, 1998.

С. 67-68.

70 Василевич Г.М. Указ. соч. С. 74 (текст 56).

71 Шашков С. Указ. соч. С. 81; Первый бурятский шамап «Mоргон-Xара». С. 88-89;

Первый шаман Бохоли^ара. С. 90; Балдyнникoв AM. Указ. соч. С. 68-69; Дамеев Д.Д. Указ. соч. С. 70; Михайлов BA. Указ. соч. С. 64; Жамцарано Ц. Указ. соч. С. 73-74.

72 Сведения для изучения шамапства у якутов Якутского округа. С. 64; Приклон-

ский В.Л. Три года в Якутской области. Этнографические очерки. Глава V. С. 52.

73 Лехтисало Т. Указ. соч. С. 11-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

74 AuyHau В.И. Указ. соч. С. 7-8.

75 Ирикова M.M., нос. Келлог Туруханского р-па Красноярского края, август

2009 г., зан. Е.Н. Дувакип (Mатериалы экспедиции НИВЦ M^ и Института лингвистики РГГУ к сымским эвепкам и кетам, август 2009 г., рук. - О.А. Казакевич).

76 Василевич Г.М. Указ. соч. С. 74 (текст 56).

77 Первый бурятский шамап «Mоргон-Xара». С. 88-89.

78 Первый шамап Бохоли-Xара. С. 90.

79 Дамеев Д.Д. Указ. соч. С. 70. Ср. у хорчипских монголов: Chiodo E. Songs

of Khorchin shamans to Jayagachi, the protector of livestock and property. Paderborn; München; Wien; Zürich: Verlag Ferdinand Schöningh, 2009. (Abhandlungen der Nordrhein-Westfälischen Academie der Wissenschaften und der Künste. Bd. 121.) P. 90- 91, 98.

80 Михайлов ВЛ. Указ. соч. С. 64. Ср. у забайкальских бурят: «Удел всех шаманок

и шамапов, как говорят, таков, что опи до скопчапия веков должны блуждать, шаманить на том месте, где похоронены. Должны прыгать до тех пор, пока пе скроется копчик косы нод землею. А уходит шаман в землю медленно, но одному пальцу в столетие» (Жамцарано Ц. Указ. соч. С. 247).

81 Сведения для изучения шамапства у якутов Якутского округа. С. 64.

82 AuyHau В.И. Указ. соч. С. 8.

83 Первый шамап Бохоли-Xара. С. 90.

84 В.И. Указ. соч. С. 8.

85 Первый шамап Бохоли^ара. С. 90.

86 Тема происхождения кетского цикла вкратце памечепа в: Дyвакин Е.Н. Кетские

тексты о Доге на общесибирском фоне (к проблеме происхождения цикла) II Mатериалы международной конференции «XXVI Дульзоповские чтения». Томск: ТГПУ, 2011 (в печати).

87 Ллексеенкo EA. Кетская проблема // Этпогепез пародов Севера / Отв. ред. И.С. Гур-

вич. M.: Наука, 1980. С. 118-140.

88 Старостин С.Л. Праеписейская реконструкция и впешпие связи енисейских

языков II Кетский сборник: Антропология, этнография, мифология, лингвистика I Отв. ред. Е.А. Алексеенко. Л.: Наука, 1982. С. 144-237; Он же. Гипотеза о генетических связях сипотибетских языков с енисейскими и севернокав-казскими I/ Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока: Тезисы и доклады конференции / Ред. колл.: И.Ф. Вардуль, В.А. Дыбо и др.

М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1984. Ч. 4: Древнейшая языковая ситуация в Восточной Азии. С. 19-38.

89 Дульзон А.П. Былое расселение кетов по данным топонимики // Вопросы гео-

графии. М.: Гос. изд-во географической литературы, 1962. Сб. 58: Географические названия / Отв. ред. Э.М. Мурзаев, В.А. Никонов. С. 50-84.

90 Алексеенко Е.А. Южносибирские элементы в культуре кетов. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1973. (IX Международный конгресс антропологических и этнографических наук (Чикаго, сентябрь, 1973). Доклады советской делегации.); Она же. Кетская проблема. С. 133-137.

91 Николаев Р.В. Общие элементы в кетских и хакасских эпических сказаниях // Советская этнография. 1974. № 1. С. 145-150.

92 См., напр.: Членова Н.Л. Соотношение культур карасукского типа и кетских топонимов на территории Сибири // Этногенез и этническая история народов Севера / Отв. ред. И.С. Гурвич. М.: Наука, 1975. С. 223-230.

93 Клейн Л.С. Тохарская миграция в свете археологии // Stratum plus. 2000. № 2. С. 178-187.

94 Ковалев А.А. Древнейшая миграция из Загроса в Китай и проблема прародины тохаров // Археолог: детектив и мыслитель. Сборник статей, посвященный 77-летию Льва Самойловича Клейна / Отв. ред. Л.Б. Вишняцкий, А.А. Ковалев, О.А. Щеглова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2004. С. 264.

95 Алексеенко Е.А. Кетская проблема. С. 139-140.

96 Сведения для изучения шаманства у якутов Якутского округа. С. 64; При-клонский В.Л. Три года в Якутской области. Этнографические очерки. Глава V. С. 52.

97 Васильев В.Н. Указ. соч. С. 286; Попов А.А. Получение «шаманского дара» у вилюйских якутов. С. 290; Он же. Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа. С. 31-32; Алексеев Н.А., Емельянов Н.В., Петров В.Т. Указ. соч. С. 52-55 (текст 2, блок 8, 10); и др.

98 Дыбо А.В. Хронология тюркских языков и лингвистические контакты ранних тюрков // Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Пра-тюркский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка / Отв. ред. Э.Р. Тенишев, А.В. Дыбо. М.: Наука, 2006. С. 784.

99 Рассадин В.И. Монголо-бурятские заимствования в сибирских тюркских языках. М.: Наука, 1980. C. 65-90, 92-93.

100 Алексеев В.П., Гохман И.И. Антропология азиатской части СССР. М.: Наука,

1984. C. 104-105, 131, 165.

101 Pakendorf B. et al. Investigation the effects of prehistoric migrations in Siberia: Genetic variation and the origins of Yakuts // Human Genetics. 2006. Vol. 120. No. 3. P. 334-353; Тарская Л.А., Гоголев А.И., Ельчинова Г.И., Егорова А.Г., Лим-борская С.А. Этническая геномика якутов (народа саха): Генетические особенности и популяционная история. М.: Наука, 2009.

102 Там же. С. 24, 26.

103 Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск:

Изд-во ЯГУ, 1993. С. 61.

104 Гоголев А.И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья ^ГУ^УШ вв.). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. С. 10-51; Он же. Якуты. С. 87-96; Алексеев А.Н. Древняя Якутия: железный век и эпоха средневековья. Новосибирск: Изд-во ИАЭ СО РАН, 1996. С. 30-32.

105 Гоголев А.И. Археологические памятники Якутии. С. 48; Он же. Якуты. С. 94.

106 Там же. С. 50.

107 Сведения для изучения шаманства у якутов Якутского округа. С. 59-66.

108 Гоголев А.И. Якуты. С. 44.

109 Дашибалов Б.Б. Археологические памятники курыкан и хори. Улан-Удэ: БНЦ

СО РАН, 1995. С. 164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.