Таблица
Общая инфицированность хантавирусами мелких млекопитающих в 2016-2021 гг.
Годы Первое полугодие Второе полугодие
абс. инф. % абс. инф. %
2016 100 4 4,0 745 18 2,4
2017 314 220 70,1 569 17 3,0
2018 201 2 1,0 730 50 6,8
2019 858 117 13,6 1263 111 8,8
2020 407 51 12,5 896 7 0,8
2021 333 2 0,6 - - -
СПИ* 21,0 4,8
*Средний показатель инфицированности за 2016-2020 гг.
Подводя итоги наших многолетних эко-лого-эпизоотологических исследований ГЛПС и исходя из анализа многочисленных литературных данных мы пришли к выводу, что важнейшими условиями формирования стойких первичных природных очагов этой инфекции в пределах всего ее ареала на территории Евразии являются:
1) наличие в эко- (паразитарных) системах хантавирусов разных геновариантов и природных резервуаров сохранения инфекции;
2) наличие больших массивов многоярусных высоко бонитетных широколиствен-
ных и смешанных лесов с обилием экотонов, достаточно протяженных лесополос со зрелым древостоем;
3) широкий спектр носителей инфекции (птиц и мелких млекопитающих) с доминированием мелких воробьиных птиц, серых и лесных полевок, домовых, полевых, лесных и желтогорлых мышей, землероек;
4) определенные климатические особенности (температура воздуха, количество дней с осадками, показатель увлажненности биотопов, характерные для широтной зоны ареала хантавируса (от 40° до 69° с. ш.).
Котоманова Виктория Геннадиевна-начальник зоолого-энтомологического отделения отдела обеспечения эпиднадзора ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области»,
Тарасов Михаил Алексеевич - доктор биологических наук, зоолог зоолого-энтомологического отделения отдела обеспечения эпиднадзора ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области».
УДК 616.9; 616-036.22
Лухнова Л.Ю., Избанова У.И., Мека-Меченко Т.В.
РГП на ПХВ «Национальный научный центр особо опасных инфекций имени Масгута Айкимбаева» Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Алматы, Казахстан
СИБИРСКАЯ ЯЗВА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 1999-2020 ГОДАХ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Проведен сравнительный анализ заболеваемости по сибирской язве на территории Казахстана в историческом аспекте и в настоящее время. Результаты исследования свидетельствуют, что в настоящее время реги-стрируют только спорадические случаи заболевания людей и животных. Наиболее неблагополучной территорией является юг Казахстана.
Ключевые слова: сибирская язва, заболеваемость, очаги.
ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫЕ ИНФЕКЦИИ И ИНВАЗИИ
LukhnovaL.Y., Izbanova U.A., Meka-Mechenko T.B.
M. Aikimbayev 's National Scientific Center for Especially Dangerous Infections, Almaty, Kazakhstan
ANTHRAX IN THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN 1999-2020, EPIDEMIOLOGICAL SITUATION
A comparative analysis of the incidence of anthrax on the territory of Kazakhstan in the historical aspect and at the present time has been carried out. The results of the study indicate that currently only sporadic cases of human and animal diseases are recorded. The most disadvantaged territories are the south of Kazakhstan. Keywords: anthrax, morbidity, foci.
На территории Казахстана сибирская язва была одной из широко распространенных и опасных инфекционных болезней. Эпизоотии этой инфекции причиняли огромный ущерб животноводству и уносили тысячи человеческих жизней.
На территории Республики Казахстан зарегистрировано 1778 стационарно неблагополучных по сибирской язве населенных пунктов (СНП), 2433 эпизоотических очагов, 2249 почвенных очагов [1]. Очаги, стационарно неблагополучные по сибирской язве населенные пункты имеются на всей территории Казахстана, но риск заражения возбудителем сибирской язвы различен. На основании ранжирования среднемноголетних показателей заболеваемости людей и животных сибирской
язвой, плотности распределения СНП на тыс.
2
км и индекса эпизоотичности, количества СНП, очагов, нами определены три группы территорий эпизоотолого-эпидемиологичес-кого неблагополучия на территории Казахстана по сибирской язве:
1) первая группа - выраженного неблагополучия (сумма рангов более 48), включающая Западно-Казахстанскую, Восточно-Казахстанскую, Туркестанскую, Жамбылскую, Алматинскую области;
2) вторая группа - среднего неблагополучия (сумма рангов 39-47), включающая Ко-станайскую, Карагандинскую, Актюбинскую, Акмолинскую области;
3) третья группа - относительного благополучия (сумма рангов меньше 38), включающая Мангистаускую, Северо-Казахстан-скую, Атыраускую, Кызылординскую, Павлодарскую области [2].
Природно-климатические, экологические и социально-экономические условия
предопределяют укоренение в Казахстане возбудителя сибирской язвы. На территории Республики Казахстан имеются почвенные очаги сибирской язвы. Там, где эпизоотологические факторы способствуют распространению этого заболевания среди животных, регистрируются случаи сибирской язвы среди людей.
Почти ежегодно на территории Казахстана регистрируют спорадические случаи заболевания людей. Относительный показатель заболеваемости людей сибирской язвой в 1999-2020 гг. составил от 0,01 до 0,24 на 100 тыс. населения. Значительное число заболевших животных и людей отмечалось в период с 1960 по 1980 г. Затем до 1996 г. эпизоотическая и эпидемическая ситуация по сибирской язве была относительно благополучной, заболевания людей регистрировались приблизительно на одном уровне - от 13 до 25 случаев ежегодно. Резкое ухудшение эпидемической ситуации отмечено в 1997 г., когда в республике заболели сибирской язвой 66 человек. В период с 2002 по 2014 г. ежегодно регистрировали от 2 до 3 вспышек сибирской язвы среди животных и людей. В 2015 г. эпизоотическая и эпидемическая обстановка была благополучной. В 2016 г. сибирская язва зарегистрирована в четырех областях Казахстана: Алматинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Карагандинской. В Алматинской и Павлодарской областях в 2016 г. зарегистрировано по три случая заболевания людей сибирской язвой, в Восточно-Казахстанской области два, в Карагандинской области 11 человек. Заражение людей произошло при тайном вынужденном убое пяти коров, больных сибирской язвой. В 2018 г. зарегистрирована одна вспышка в Восточно-Казахстанской области, в 2019 г. зарегистрировано 12 случаев
заболевания людей в трех областях, в 2020 г. четыре случая.
Заражение людей происходит при непосредственном контакте человека с источником возбудителя инфекции, чаще всего с больным животным или его трупом. Восприимчивость человека к возбудителю сибирской язвы не вызывает сомнений, а чувствительность, достаточная для заболевания, зависит от состояния организма и инфицирующей дозы. По нашим данным, заражения в результате контакта с больным животным, при его убое и разделке обусловливают до 90 % всех регистрируемых в Казахстане случаев заболевания людей. В Казахстане зарегистрирован только один случай заражения человека сибирской язвой алиментарным путем (1 % в Туркестанской области), нередок (от 7,6 до 33,3 %) трансмиссивный механизм заражения. Аэрогенный путь заражения не характерен для Казахстана.
Характерной особенностью сибирской язвы в настоящее время является отсутствие профессиональной заболеваемости людей. Анализ случаев заболевания людей свидетельствует, что в Казахстане преобладает непрофессиональный приусадебный животноводческий подтип заболевания людей сибирской язвой. В 87,7 % заболевания сибирской язвой зарегистрированы у частных владельцев скота. Мужчины болели в 5 раз чаще, чем женщины, что связано с тем, что заражение возбудителем происходит, в основном, при убое сельскохозяйственных животных (97,2 %), в котором участвуют мужчины. Болеют, в основном, сельские жители, лица активного трудоспособного возраста - 20-60 лет. В рассматриваемый период (1999-2020 гг.) в 89,8 % случаев заболевания сибирской язвой у людей протекали в кожной карбункулезной форме, закончились выздоровлением, в 10,2 % зарегистрирована смешанная форма инфекции, в 4,1 % зарегистрирован летальный исход. Летальные исходы зарегистрированы в Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Кызылордин-ской, Карагандинской областях.
Общее число сельскохозяйственных животных, заболевших сибирской язвой в рассматриваемый период, составило около 100 особей. На территории Казахстана эпидемическую ситуацию по сибирской язве в период с 1999 по 2020 г. определяет крупный рогатый скот.
Эпизоотический анализ заболеваемости сибирской язвой на территории Республики Казахстан показал, что в структуре заболеваемости среди сельскохозяйственных животных доминирует мелкий рогатый скот, а крупный рогатый скот является основным источником заражения людей в 60,2 %, МРС - 16,3 %.
В историческом аспекте, помимо названных групп и видов сельскохозяйственных животных, в Казахстане зарегистрированы случаи заболевания сибирской язвой 9 верблюдов в Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Туркестанской и Мангиста-уской областях, 4 собак - в Восточно-Казахстанской и Туркестанской областях, 7 песцов и 95 норок на звероводческих фермах в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях, а также лисицы в Алматинской области. В Кызылординской области зарегистрирован падеж от сибирской язвы двух косуль [1].
Анализ эпизоотической ситуации по сибирской язве показал, что все виды сельскохозяйственных животных высоко восприимчивы к возбудителю сибирской язвы. Основной путь их заражения в Казахстане - алиментарный, входными воротами служат слизистые оболочки полости пищеварительного тракта, заражение животных происходит, в основном, в летние месяцы года. Единичные случаи заболевания сибирской язвой среди сельскохозяйственных животных регистрируют в течение всего года, но в апреле - мае их число увеличивается, в июне число вспышек превышает средние значения и достигает максимума в июле - августе, т.е. подъем заболеваемости животных совпадает с пастбищным периодом.
В Восточно-Казахстанской области в декабре 2000 г. и феврале 2002 г. заражение сибирской язвой сельскохозяйственных животных и людей произошло в Урджарском (село Кайынды), Аягозском районах (села Нарын, Айгыз, Мынбулак), где в 60-е гг. XX века проходила скотопрогонная трасса, и в прошлом, часто регистрировали вспышки сибирской язвы среди животных.
В настоящее время в открытых засушливых ландшафтах Казахстана, несмотря на высокий уровень вакцинации, не вакцинированные и часть вакцинированных животных, заражаются возбудителем сибирской язвой, в основном, через почву.
В Казахстане наиболее неблагополучные по сибирской язве административные
ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫЕ ИНФЕКЦИИ И ИНВАЗИИ
территории расположены в зоне распространения черноземных и каштановых почв, то есть в лесостепи и степях, а также в зоне высотной поясности гор. В природных условиях споры долго сохраняются в нижележащих слоях почвы - там, где нет условий для их прорастания. По мнению Б. Л. Черкасского, окружающая среда является лишь местом временного сохранения патогенных микроорганизмов до очередного внедрения их в восприимчивый макроорганизм, но не местом активного размножения и количественного накопления.
В историческом плане имеет место значительное сокращение числа сибиреязвенных очагов, а многие обширные и в прошлом неблагополучные по сибирской язве территории на протяжении вот уже ряда десятилетий являются свободными от этой инфекции. Вместе с тем однозначно установлено, что споры возбудителя сибирской язвы в определенных типах почв длительное время сохраняют свою жизнеспособность и вирулентность.
Существует мнение, что возбудитель сибирской язвы длительное время сохраняется в организме грызунов. Основной деятельностью грызунов является рытье нор. В случае нахождения этих нор на территории почвенных очагов сибирской язвы, возможно попадание с почвой в организм грызунов спор Bacillus anthracis, где они могут существовать длительное время, не причиняя вреда грызунам. Грызуны, осуществляя свою жизнедеятельность, обсеменяют почву спорами сибирской язвы. При попадании спор в организм восприимчивых животных происходит их заражение и гибель, с последующим обсеменением почвы спорами сибирской язвы [2].
В Казахстане проводится комплекс плановых мероприятий по предупреждению заболеваний сибирской язвой, основным звеном которых для сельскохозяйственных животных является специфическая профилактика. Для иммунизации сельскохозяйственных животных применяют вакцину против сибирской язвы, изготовленную из штамма 55 -ВНИИВВиМ. Проводившаяся в течение многих десятилетий массовая вакцинация живот-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кадастр стационарно неблагополучных пунктов в республике Казахстан (1935-2018 годы) : монография / под ред. Л.Ю. Лухновой. Алматы, 2019. 462 с.
ных уменьшила число вспышек сибирской язвы. Результаты вакцинации животных свидетельствуют, что с ее помощью можно добиться высоких положительных результатов.
Для вакцинации людей против сибирской язвы применяется сухая живая вакцина СТИ - 1. Существует мнение о нерациональности вакцинации людей против сибирской язвы в современных условиях, когда основная масса заражается при контакте с сырым мясом вегетативными формами, против которых споровые вакцины могут оказаться малоэффективными. В связи с этим вакцинации подвергается только декретированный контингент.
Таким образом, в результате проведенного эпидемиологического анализа определено, что в настоящее время в Казахстане современными особенностями сибирской язвы являются:
- спорадический уровень заболеваемости людей и животных;
- преимущественная заболеваемость сельского населения;
- выраженная летне-осенняя сезонность заболеваемости людей и животных в результате того, что животные заражаются в основном на летних пастбищах;
- основную роль в распространении сибирской язвы играют заражения через инфицированные продукты животноводства;
- заболевают, в основном, частные владельцы скота, принимающие участие в убое больных сибирской язвой животных;
- заражение животных происходит алиментарным путем, людей - контактным;
- основными причинами заболеваний людей сибирской язвой являются несоблюдение элементарных санитарных правил убоя и реализации сельскохозяйственных животных;
- основными причинами заболеваний сельскохозяйственных животных является наличие обсемененных почв, водоемов и окружающей среды возбудителем сибирской язвы, несвоевременная вакцинация сельскохозяйственных животных в установленные сроки, неполный охват, низкое качество вакцины.
REFERENCES
1. Kadastr stacionamo neblagopoluchnyh punktov v respublike Kazahstan (1935-2018 gody) : monografiya / pod red. L.Yu. Luhnovoj. Almaty, 2019. 462 s.
2. Профилактика сибирской язвы в Казахстане : монография / Л.Ю. Лухнова, А.М. Айкимбаев, Т.К. Ерубаев, У.А. Избанова, Т.В. Мека-Меченко, В.Ю. Сущих. Алматы : 2020. 275 с.
2. Profilaktika sibirskoj yazvy v Kazahstane : monografiya / L.YU. Luhnova, A.M. Ajkimbaev, T.K. Erubaev, U.A. Izbanova, T.V. Meka-Mechenko, V.Yu. Sushchih. Almaty : 2020. 275 s.
Лухнова Лариса Юрьевна - доктор медицинских наук, главный научный сотрудник лаборатории зо-онозных инфекций; Избанова Уинкуль Айтеновна - кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией зоонозных инфекций; Мека-Меченко Татьяна Владимировна - доктор медицинских наук, главный научный сотрудник лаборатории зоонозных инфекций; РГП на ПХВ «Национальный научный центр особо опасных болезней имени Масгута Айкимбаева» Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
УДК 571.27
Лютов А.Г., Алешкин В.А., Новикова Л.И., Бочкарева С.С.
ФБУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского» Роспотребнадзора, Москва, Россия
ГАБРИГЛОБИН В ЛЕЧЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫХ ИНФЕКЦИЙ
В статье обобщается опыт применения отечественного иммуноглобулина для внутривенного введения «Габриглобин-IgG» при терапии энцефалитов, геморрагической лихорадки с почечным синдромом, цитомегало-вирусной инфекции и атипичной пневмонии. Высказывается тезис, что обычный поливалентный иммуноглобулин, в котором присутствует широкий спектр антител к различным возбудителям инфекционных заболеваний, циркулирующим на территории РФ, можно с успехом использовать для лечения многих тяжелых природно-очаговых инфекций, в том числе и Covid-19. Обсуждается механизм действия габриглобина.
Ключевые слова: габриглобин, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, цитомегаловирусная инфекция, атипичная пневмония, Covid-19.
Lyutov A.G., Aleshkin V.A., Novikova L.I., Bochkareva S.S.
G.N. Gabrichevsky Research Institute for Epidemiology and Microbiology, Rospotrebnadzor, Moscow, Russia
GABRIGLOBIN IN TREATMENT OF SOME NATURAL-FOCAL INFECTIONS
The article summarizes the experience of using domestic immunoglobulin for intravenous administration of Gabriglobin-IgG in the therapy of encephalitis, hemorrhagic fever with renal syndrome, cytomegalovirus infection and SARS pneumonia. The thesis is that the usual polyvalent immunoglobulin, in which there is a wide range of antibodies to various pathogens of infectious diseases circulating on the territory of the Russian Federation, can be successfully used to treat many severe focal infections, including Covid-19. The mechanism of action of gabriglobin is discussed.
Keywords: gabriglobin, hemorrhagic fever with renal syndrome, cytomegalovirus infection, SARS, Covid-19.
В терапии природно-очаговых и зооноз-ных инфекций используется обширный спектр лекарственных препаратов, однако при ряде заболеваний этиотропная терапия до сих пор
не разработана. Так, при геморрагической лихорадке с почечным синдромом (ГЛПС), которая занимает первое место среди зоонозных природно-очаговых заболеваний, лечение сво-