УДК 616-036.22
Ерубаев Т.К., Ковалева Г.Г., Мека-Меченко Т.В., ЛухноваЛ.Ю., Избанова У.А., СыздыковМ.С., СадовскаяВ.П., Абдел З.Ж., Нурмаханов Т.И., КульбаеваМ.М.
РГП на ПХВ «Национальный научный центр особо опасных инфекций имени Масгута Айкимбаева» Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Алматы, Казахстан
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ПО НЕКОТОРЫМ ОПАСНЫМ ИНФЕКЦИОННЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Приведены сведения по некоторым опасным инфекционным заболеваниям в Казахстане: чуме, холере, туляремии, сибирской язве, бруцеллезу, Крым-Конго геморрагической лихорадке и геморрагической лихорадке с почечным синдромом.Комплексный мониторинг за особо опасными инфекциями в Казахстане подчинен главной задаче - обеспечению биологической безопасности страны.
Ключевые слова: опасные инфекционные заболевания, заболеваемость, мониторинг.
Yerubayev T.K., Kovaleva G.G., Meka-Mechenko T.V., LukhnovaL.Yu., Izbanova U.A., SyzdykovM.S., Sadovskaya V.P., Abdel Z.Zh., Nurmakhanov T.I., KulbaevaM.M.
RSE on the REM «Masgut Aikimbayev's National Scientific Center for Especially Dangerous Infections» of the Ministry of Healthcare of the Republic of Kazakhstan, Almaty, Kazakhstan
EPIDEMIOLOGICAL SITUATION OF SOME DANGEROUS INFECTIOUS DISEASES IN THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Information is provided on some dangerous infectious diseases in Kazakhstan: plague, cholera, tularemia, anthrax, brucellosis, Crimea-Congo Hemorrhagic Fever and Hemorrhagic Fever with Renal Syndrome. Integrated monitoring of especially dangerous infections in Kazakhstan is subordinated to the main task - to ensure the biological safety of the country.
Keywords: dangerous infectious diseases, morbidity, monitoring.
Казахстан по площади занимает 9-е место (2724,9 тыс. км2) в мире. Страна расположена в глубине Евразийского материка (между 55°26' и 40°56' северной широты и между 45°27' и 87°18' восточной долготы) и занимает территорию от восточной окраины дельты Волги на западе до Алтая на востоке, от Западносибирской равнины на севере до гор Тянь-Шаня на юге. Разнообразие ландшафтов в Казахстане способствует укоренению на территории возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе особо опасных.
Республика Казахстан является одной из немногих стран мира, где имеются активно действующие природные очаги чумы, сибир-
ской язвы, туляремии и других природно-очаговых зоонозных инфекций.
В последние десятилетия эти очаги подвергаются интенсивному промышленному и сельскохозяйственному освоению, в результате чего в контакт с носителями и переносчиками возбудителей опасных инфекционных заболеваний вступают все новые и новые кон-тингенты населения, что в свою очередь увеличивает вероятность заражения человека в природных очагах.
В Казахстане мониторинг за особо опасными инфекциями осуществляют Национальный научный центр особо опасных инфекций имени М. Айкимбаева, 9 филиалов
© Ерубаев Т.К., Ковалева Г.Г., Мека-Меченко Т.В., Лухнова Л.Ю., Избанова У.А., Сыздыков М.С., Садовская В.П., _Абдел. ЗЖ, Нурмаханов ТИ, Кульбаева ММ, 7071_
нем2221-7711 Национальные приоритеты России. 2021. № 3 (42)
противочумных станций и 21 противочумное отделение.
В Казахстане расположены наиболее активные природные очаги чумы на территории СНГ, занимающие почти всю южную половину республики (41 % площади). При этом площадь природных очагов чумы в Казахстане является наибольшей по сравнению с другими странами СНГ и составляет более 50 % очаговой по чуме территории этих стран вместе взятых.
Это 7 природных и 15 автономных очагов чумы. Природные очаги Волго-Уральский степной, Урало-Уильский степной, Волго-Уральский песчаный, Таласский горный, Тянь-Шаньский горный (Сарыджаский автономный очаг), Центрально-Азиатский пустынный природный очаг (Арыскумско-Дарьялыктакыр-ский, Бетпакдалинский, Илийский межгорный, Кызылкумский, Мангышлакский, Мойынкум-ский, Предустюртский, Приалакольский, При-аральско-Каракумский, Прибалхашский, Севе-ро-Приральский, Таукумский, Урало-Эмбин-ский, Устюртский автномные очаги).
Каждый очаг является самостоятельным, очагом, отличающимся от других своеобразием ландшафта, пространственной и биоценотической структурой, частотой и интенсивностью эпизоотий. Стойкая энзоотия обеспечивается циркуляцией микроба в популяциях грызунов.
Анализ многолетних данных показывает, что пик заболеваемости в виде эпидемии чумы приходится на 20-е и 40-е годы. В 1951-1960 гг. в 37 очагах заболел 71 человек, в 1961-1970 гг. в 19 очагах - 60 человек. Характерной особенностью заболевания этих периодов является значительное число зарегистрированных эпидемических очагов при сравнительно низком количестве больных с единичными случаями антропонозного распространения. Начиная с 1968 г. отмечается общая тенденция к снижению заболеваемости чумой людей, а с 1972 г. ситуация стабилизировалась на уровне единичных случаев, что является результатом своевременного выявления больных и проведения необходимых противоэпидемических мероприятий по локализации эпидемических очагов. Последние три случая заболевания людей были зарегистрированы в 2003 г. в Кызылординской области.
Рост экономического развития Казахстана связан с освоением ранее безлюдных территорий, содержащих в своих недрах полезные ископаемые. Современными скоростными коммуникациями возможен вывоз инфекции за пределы энзоотичной территории, в том числе и за пределы государства. Актуальность действенного эпидемиологического надзора и профилактики чумы в современных условиях не снижается.
Помимо чумы ННЦООИ и его филиалы проводит работу по другим особо опасным инфекциям сибирской язве, туляремии, геморрагическим лихорадкам и бруцеллезу.
Кроме природно-очаговых инфекций существуют и антропогенные карантинные инфекции, в первую очередь холера, которая также представляет серьезную опасность для здоровья населения РК по выше названным причинам.
Территория Казахстана по эпидемическому типу проявления холеры разделена на три зоны. Эпидемические осложнения по холере в Казахстане связаны с завозами извне. В Центральной Азии после 20-летнего перерыва, начиная с 70-х ггг. прошлого века, холера проявила себя в 1993 г. Первые случаи заболевания в Казахстане зарегистрированы в августе в Келесском районе Туркестанской области вследствие ее заноса с территории Узбекистана. Во время этой вспышки выявлены 26 больных с различной степенью клинического проявления холерной диареи и 30 вибрионосителей. Анализ данных по эпидемическим осложнениям в республике за последующие годы, вплоть до 2008 г., выявил их непосредственную связь с завозами извне, в основном из сопредельных республик (Узбекистан, Таджикистан и др.) и таких стран, как Пакистан, Индия.
Заболевания людей эпидемической холерой протекали преимущественно в тяжелой форме с явлениями эксикоза и гиповолемиче-ского шока. Заболевания холерой в РК были зарегистрированы в 1993, 1994, 1995, 1997, 1998, 2000, 2001, 200 5, 2008 и 2014, 2017 и 2018 гг. Возбудитель был ввезен на территорию страны авиатранспортом (из Пакистана - 5, Турции - 2, Индии - 2, Индонезии - 1, Сингапура - 1), за исключением единственного случая, когда больной из Ирана прибыл морским транспортом.
С сопредельными государствами были связаны 10 случаев завоза холеры (из Узбекистана - 7, Таджикистана - 1, Кыргызстана - 1, Туркменистана - 1); первыми инфицированными, стали в основном граждане Казахстана, которые имели тесные контакты с родственниками, проживающими в этих государствах. Эпидемические осложнения по холере в Казахстане связаны с завозами извне. Укоренения и формирования вторичных местных очагов не отмечено.
Впервые туляремия в Казахстане была установлена в 1928 г. Д.А. Головым А.Н. Кня-зевским, В.А. Бредниковым и В.Е. Тифловым, которые описали вспышку туляремии в пойме Урала на территории бывших Уральской и Оренбургской губерний. Широкое распространение туляремии в Казахстане связано с ландшафтно-географическими особенностями, способствующими укоренению возбудителя в природных условиях. На территории Казахстана расположены три ее провинции очаговости: Восточноевропейская (северо-западные области Казахстана), Западносибирско-Севе-роказахстанская (северные и северо-восточные области) и Среднеазиатская. Заболевания туляремией зарегистрированы почти во всех областях Казахстана, кроме Туркестанской и Мангистауской. Естественная зараженность туляремией установлена более чем у 30 видов позвоночных животных из отряда грызунов, зайцеобразных, насекомоядных, хищных.
Природные очаги туляремии разного типа зарегистрированы почти на всей территории Казахстана, кроме Мангистауской и Туркестанской областей. Их общая площадь превышает 552,14 тыс. км2, что составляет почти четверть территории страны.
На территории Казахстана имеются очаги туляремии четырех типов из семи основных: предгорно-ручьевой, пойменно-болот-ный, степной и тугайный. В период с 1928 по 2020 гг. в Казахстане зарегистрировано около девяти тысяч случаев заболеваний людей туляремией, более восьми тысяч случаев приходится на допрививочный период первой половины ХХ века. Крупнейшие города Республики (Нур-Султан и Алматы) расположены на природно-очаговой территории.
С 1950 по 1990 гг. происходило снижение заболеваемости, и к 1990 г. эти цифры снизились в сотни раз. Отсутствие вспышек
заболеваний объясняется тем, что с 50-х гг. ХХ столетия в Казахстане стала проводиться вакцинация населения, санитарно-просвети-тельные и организационные профилактические мероприятия. В этот период заболевания в основном регистрировались в северных и центральных областях Казахстана в связи с освоением залежных земель, что вызвало высокую миграцию населения с различных республик Советского Союза. К концу 90-х гг. оставалась значительная иммунная прослойка населения, что объясняет относительную стабильность эпидемиологической ситуации по туляремии в 1990-1999 гг.
Территория Казахстана характеризуется разнообразием природных условий, от пустынно-степных ландшафтов до вечных снегов гор. На территории Республики протекает около 10 тысяч рек, расположено множество озер, что создает благоприятные условия для формирования природных очагов туляремии. Эпизоотическая и эпидемическая активность их различна.
В настоящее время Отмечена высокая активность природных очагов в Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Западно-Казахстанской, Актюбинской, Северо-Казахстан-ской и Павлодарской областях. Природные очаги туляремии Костанайской, Жамбылской и Карагандинской областей малоактивны. В остальных областях заболевания и эпизоотии туляремии не регистрируются.
Территория Казахстана является неблагополучной по сибирской язве, официально заболевания регистрируют с 1935 г.
В мероприятиях по профилактике заболеваний животных и людей сибирской язвой участвуют территориальные органы ветеринарного контроля и санитарно-эпидемиологического надзора Республики Казахстан. К 2020 г. в Казахстане зарегистрировано и паспортизировано 1778 стационарно неблагополучных по сибирской язве населенных пунктов (СНП), 2433 эпизоотических и 1516 почвенных очагов, где с 1935 по 2021 гг. пало от сибирской язвы более 26 000 голов сельскохозяйственных животных и зарегистрировано 1909 случаев заболевания людей. Самый высокий риск заражения возбудителем сибирской язвы - на западе, в степной зоне, в южных и юго-восточных областях, в зоне высотной поясности гор (Западно-Казахстан-
ЖМ2221-7711 Национальные приоритеты России. 2021. № 3 (42)
ская, Туркестанская, Алматинская, Жамбыл-ская, Восточно-Казахстанская области). Самый низкий риск заражения - в Мангиста-уской, Кызылординской, Атырауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областях. В период с 2002 по 2019 г. зарегистрировано 38 вспышек сибирской язвы. В 2019 г. в трех областях Казахстана зарегистрировано 12 случаев заболевания людей сибирской язвой, в 2020 г. - заболели четыре человека. Заболевания связаны с убоем крупного рогатого скота, больного сибирской язвой, несоблюдением санитарно-ветеринарных мероприятий. Зарегистрированы летальные случаи.
Сибирская язва животных и людей продолжает характеризоваться высокой летальностью, даже в условиях применения современных лекарственных препаратов.
Бруцеллез людей и сельскохозяйственных животных представляет собой важную медико-социальную проблему для Казахстана, который занимает второе место по уровню заболеваемости бруцеллезом людей после Кыргызстана среди стран СНГ. Это определяется животноводческой ориентацией республики. Образованию и укоренению новых ан-тропургических очагов бруцеллеза в Казахстане способствуют скотопрогонные трассы, как межобластные, так и межгосударственные, используемые соседними республиками - Кыргызстаном и Узбекистаном. Массовое распространение бруцеллеза среди сельскохозяйственных животных и, как следствие, среди людей в Казахстане началось в 1930-е гг., когда в республике проводилась метизация местных пород овец с целью выращивания высокопородного тонкорунного поголовья. Связанное с этим перемещение животных, их завоз без соблюдения необходимых карантинных и других противоэпидемических мер приводили к возникновению новых эпизоотических очагов. К концу 40-х гг. во всех областях республики имелись пункты, неблагополучные по бруцеллезу мелкого и крупного рогатого скота людей.
До 2008 г. заболеваемость впервые диагностированным бруцеллезом людей в Казахстане оставалась на стабильно высоком уровне; однако в период с 2008 по 2020 г. отмечается снижение заболеваемости. В последние 6 лет (2015-2020) за счет энергично проводимых противобруцеллезных мероприятий
удалось достичь относительной стабилизации заболеваемости впервые диагностированным бруцеллезом людей, которая, однако все еще остается на высоком уровне. Особую роль в заражении бруцеллезом людей играет МРС (козы и овцы). Косвенным подтверждением этого является регистрация максимального уровня больных на территориях, где имеется наибольшее поголовье МРС.
Природные очаги Крым-Конго геморрагической лихорадки (ККГЛ) известны в пустынных, полупустынных и степных ландшафтах, где в массе обитают иксодовые клещи. В целом существование очагов во многом связано с засушливым климатом и высокими среднегодовыми температурами, необходимыми для репродукции вируса в клещах и позвоночных животных. Именно поэтому циркуляция возбудителя ККГЛ зафиксирована разными методами главным образом в южной половине Казахстана: Жамбылская, Туркестанская, Кызылординская области. Регулярная заболеваемость людей характерна для самых южных регионов республики. Для Республики Казахстан характерно расширение границ очаговой по ККГЛ территории. Хотя очаги по-прежнему не выходят за пределы трех указанных выше областей, внутри этих регионов произошли существенные изменения. Так, если в Туркестанской области до окончания прошлого века заболеваемость людей регистрировалась только в трех административных районах, то к концу первого десятилетия нынешнего века она зафиксирована уже в 11 из 12 районов области, а также в городах Кентау, Туркестан и Шымкент. Установлено увеличение площадей очагов ККГЛ и в Жамбылской области.
Первые достоверные данные о заболеваниях людей геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС) в Казахстане (Бурлинский район Западно-Казахстанской области) получены в 2000 г. В последующие годы установлена природная очаговость ГЛПС на территории четырех северных районов области. Очевидно, что это краевая зона обширного очага ГЛПС в Российской Федерации. Очаговая территория занимает весь казахстанский отрезок среднего течения реки Урала и его притоков.
Комплексный мониторинг за особо опасными инфекциями в Республике Казах-
стан, проведение профилактических, противоэпидемических мероприятий с 1949 г., и в настоящее время осуществляется силами практических учреждений (филиалы противочумных станций ННЦООИ) при научной консуль-
тативно-методической помощи ученых Национального научного центра особо опасных инфекций имени М. Айкимбаева, что подчинено главной задаче - обеспечение биологической безопасности страны.
Ерубаев Токтасын Кенжеканович - доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор; Ковалева Галина Геннадьевна - кандидат медицинских наук, заместитель директора; Мека-Меченко Татьяна Владимировна - доктор медицинских наук, главный научный сотрудник; Лухнова Лариса Юрьевна - главный научный сотрудник; Избанова Уйнкуль Айтеновна - кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией болезней общих для человека и животных; Сыздыков Марат Сулейменович - доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник; Садовская Вероника Петровна - сотрудник отдела мониторинга, геоинформационных систем; Абдел Зият Жумадилович - кандидат медицинских наук, врач-микробиолог отдела эпидемиологического мониторинга и методической помощи; Нурмаханов Талгат Ибрае-вич - заведующий лабораторией вирусных инфекций; Кульбаева Мадина Мухаметалиевна - научный сотрудник лаборатории холеры; Национальный научный центр особо опасных инфекций им. М. Айкимбаева, Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
УДК 616.98:579.841.95:614.4(470.63)
Зайцев А.А., Агапитов Д.С., Газиева А.Ю., Гнусарева О.А., Остановим В.В., Ашибоков У.М.
ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора, Ставрополь, Россия
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПРОГНОЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ЭПИДЕМИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ТУЛЯРЕМИИ В ПРИРОДНОМ ОЧАГЕ СТЕПНОГО ТИПА НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Цель исследования - сравнительный анализ активности (интенсивности) эпидемических и эпизоотических проявлений туляремии в природном очаге степного типа на территории Ставропольского края за период 1938-2019 гг. для прогнозирования амплитуды заболеваемости на среднесрочную перспективу. Собственные исследования проведены в 2003-2018 гг. Изучено 5692 мелких млекопитающих, 865 погадок хищных птиц и помета хищных млекопитающих, 71 387 взрослых иксодовых клещей, 94 пробы воды из местных водопроводов и 93 пробы из прочих объектов внешней среды. В природном очаге туляремии степного типа на территории СК эпизоотии протекают преимущественно локально, что позволяет прогнозировать почти ежегодную регистрацию от 1 до 12 новых случаев спорадической и реже групповой заболеваемости заболевания людей туляремией, не смотря на то, что охват иммунизацией населения в настоящее время достигает значений близких, к необходимым. На территории СК в осенне-зимний период возможно увеличение заболевания людей туляремией в пределах 40 случаев и более, если будет наблюдаться повышение интенсивности эпизоотий до разлитых при осенней численности ММ в открытых стациях от 13,2 % попадания и более. Подъем заболеваемости туляремией у людей возможен в первую очередь за счет случаев охотничье-пищевого и бытового эпидемиологических типов. Значительное увеличение числа больных туляремией возможно при возникновении водного эпидемиологического типа, через контаминированную питьевую и техническую воду местных водопроводов.
Ключевые слова: туляремия, лабораторная диагностика, иксодовые клещи, мелкие млекопитающие, вода, природный очаг туляремии степного типа, эпизоотия.
© Зайцев А.А., Агапитов Д.С., Газиева А.Ю., Гнусарева О.А., Остапович В.В., Ашибоков У.М., 2021