Научная статья на тему 'Сибирская церковная архитектура на примере малоизвестного памятника деревянного зодчества – церкви из деревни Мозговая Кежемского района Красноярского края'

Сибирская церковная архитектура на примере малоизвестного памятника деревянного зодчества – церкви из деревни Мозговая Кежемского района Красноярского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Глухих Екатерина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сибирская церковная архитектура на примере малоизвестного памятника деревянного зодчества – церкви из деревни Мозговая Кежемского района Красноярского края»

Е.11. Глухих, г Новосибирск

Сибирская церковная архитектура на примере малоизвестного памятника деревянного зодчесI на -церкви из деревни Мозговая Кежемского района

Красноярского края

В 2011 г, проходили полевые исследования Сибирского л-нографического отряда ИАЭТ СО РАМ в Нижнем Приангарье в пределах Кежемского района Красноярскою края. Одной из задач исследования было изучение культового зодчества русских п выявление построек, характеризующих культуру храмового строительства. Данное сообщение касается здания церкви, вывезенного из д. Мозговая (Верхняя Кежма) в связи с предполагаемым затоплением места расположения деревни искусственным водохранилищем Богучанской ГЭС. Работа выполнена в рамках исследований зоны затопления ЕоГЭС и проекта РГНФ 10-01-00470а «Сибирь и Русский Север: проблемы миграций и этнокультурных взаимодействий. XIX начало XXI в.»,

Церковь из деревни Мозговая уже становилась объектом изучения специалистов, однако опубликованная информация о ней крайне мала, практически она состоит из фотографии разных лет в местных изданиях [1]. Материалы отчетов по исследованиям архитекторов, готовивших данные по вывозу зданий для музеев под открытым небом, остались неизданными* Вместе с тем, согласно стратегии по сохранению культурного наследия н зоне затопления Богучанской ГЭС, в которой были ооозначены объекты

-116-

историка-архитектурного наследия, принятые к выносу в соответствии с техническим проектом 1976 г., наряду с прочими объектами указаны барабаны и маковки с часовни изд. Мозговая. На учете в комитете по охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края находится часовня из д. Мозговая [2]. Под грифом Районного муниципального учреждения культуры Кежемского и стер ико-зтнографического музея им. Ю.С. Кулаковой был создан проект концепции музея под открытым небом в Кежемском районе (рукопись), в котором церковь должна занять свое место среди выведенных крестьянских усадеб* Все это говори! о значимости се как недвижимого объекта культурного наследия* который требует пристального внимания и изучения.

В настоящее время части сруба н навершие церкви (рис. 2) в разобранном виде складированы под открытым небом на охраняемой площадке в г. Кодинскедля воссоздания в планируемом музее под открытым небом. В упомянутой концепции указано, что деревянная церковь в д. Мозговая (рис. I) была расположена на северо-восточной окраине деревни, на открытом высоком берегу Ангары, Она была ориентирована традиционно-алтарной частью па восток и входом на запад. К моменту исследований, использованных в документе, здание было заброшено, не огорожено и подвержено постоянному разрушению людьми, атмосферными явлениями. Церковь имела значительные утраты: полностью отсутствует звонница с входным крыльцом на западном фасаде; нет полов, окопных и дверных заполнений, иконостаса, обшивки фасадов; разрушено навершие с главкой храмовой час і и; в полуразрушенном состоянии находится северная пристройка. Вместе с тем удалось установить основные характеристики здания. Фундаменты церкви были свайные деревянные «стулья» в диаметре до 50 см, частично просевшие в восточной части. Стены храмовом части м пристройки рублены из бревен хвойных пород диаметром 30 36 см, вязка углов «в обло с остатком» 15 см. Внутренняя поверхность бревен стесана без скруглення углов.

Алтарь был рублен из бруса толщиной 16,5 см и шириной 34-35 см, вязка углов <<в лапу», Па внутренней поверхности стен видны следы побелки. Снаружи храмовая часть церкви и пристройки были обшиты тесом, о чем свидетельствую! остатки

-117-

каркасных брусков її обломок доски обшивки па южном фасаде» а также следы врубок на торнах перевязки венцов. На западном фасаде зафиксированы врубки от конструкций звонницы. Между храмовой частью и помещением пристройки сплошной стены нет, а выступающая от потолка балка опирается на две колонны из бруса квадрат ного сечения.

Перекрытие выполнено из полубревеи е четвертью по балкам, причем над храмовой частью сохранилось полностью. Засыпка перекрытия землей составляет слой до 8 см. В юго-западном углу перекрытия имеется квадратное отверстие, предположительно лаз на чердак, т ак как церковь была холодная и печей не имела. Перекрытия алтарной части и северной пристройки не сохранились, На наружных стенах по нижнему венцу имеется вырубка в виде полочки для опоры половых плах. В алтарной части по внутренней стене виден след пола по линии побелки. Частично сохранилась низкая и широкая шатровая кровля нал храмовой частью, тесовое покрыт ие сильно обветшало, повреждено мхом. Коньковые угловые элементы отсутствуют. Кровля над северной пристройкой - односкатная. Завершение храмовой части из восьмигранной башенки с главкой утрачено почти полностью. Остался только столб основания и цокольные бруски. На верш не (рис. 3) с главкой алтарной части сохранилось, но с большими утратам и* Сохранились четыре кружала главки из восьми. На восьмигранном оголовке столба видны остатки кровельного металла. Декоративное убранство церкви, кроме главок храмовой и алтарной час гей, было представлено профилированной обшникой наружных карнизов и профилированного потолочного карниза храмовой част и. Все крепления деталей кровли, башенок, главок, карнизов, обшивки выполнялись коваными гвоздями.

Можно согласиться со специалистами, описывавшими церковь, в том, что она относится к типу одноэтажных клетских со звонницей» рубленных под обшивку с расположением главок на шатровом покрытии. Подобные церкви известны, они имели распространение на Русском С евере. Вместе с тем их датировка церкви концом XIX в. вызывает некоторые сомнения. Согласно «Краткому описанию приходов Енисейской епархии» [3], к моменту издания справочника в 1916 г. отдельного прихода и церк-

-118-

ви в д. Мозговая не 6ыло= Там располагался молитвенный лом, приписанный (с Кежем скочу Спасскому приходу, где находилась каменная церковь с тремя престолами: ко имя Спаса Перукотворно го образа, Казанской Божией матери и Усекновения главы Иоанна Предтечи. В эчом случае возможны два расположения. Либо церковь была построена л 1916 г., ориентировочно но время или сразу после выхода справочника. Либо уже существовавший молитвенный дом был перестроен в церковь. Внешний облик зда-ни я говорит о гоч, что строители использовали типовые проекты храмовых построек, утвержденные для строительства и связи с деятельностью фонда Александра III. Ближайшим по географии аналогом церкви является церковь из д. Юрохтьк которая гакже не упомянута в справочнике. Практически те же пропорции, низкие и широкие шатры, более напоминающие обычные четырехскатные кровли крестьянских домов. Отличием является более развитое навершис юрохтекого храма.

Подобные здания н большом количестве строились в приобских. при иртышских деревнях. Средства на постройку церквей выделялись фондом имени Александра III. В 1891 г. Николай II, тогда еще наследник прес юла, завершая кругосветное путешествие, проехал через Сибирь. Его поразила малочисленность церквей на пути его следования. Поэтому, будучи председателем Комитета но постройке Сибирской железной дороги, он поднял вопрос о строи тел ьег ве церкви к зоне строительства железной дороги, Для этой цели п был создан фонд имени императора Александра III* который складывался из взносов «ревнителей» церкви. Хотя кежемские земли находились вдали ot железной дороги, но кежмарями вполне могли быть использованы проекты, по которым строились храмовые здания, широко распространившиеся в Сибири, \ot5i практически есть уверенное] ь, что финансировать стройку нм пришлось без участия фонда. Решение вопроса о датировке церкви може і помочь принять дендрохронологический анализ. Приближение срока строительства церкви к нашим дням нисколько не умаляет значимость этого храмового сооружения. Это прекрасный образец русского деревянного зодчества, требующий дальнейшего внимательного изучения и сохранения.

Рис. 1. Церковь из д. Мозговой Кежемского района Красноярского края

Рис. 2. Главка церкви из д. Мозговой Кезйемского района Красноярского

края. Фото Е.И, Глухих, 2011 г.

Рис* 3, Фрагмент главки церкви и^Д. Мозговой Кежемскою района Красноярскою края. Фото Р.Л. Ут рюмовой, 201 I г.

Литература

1, Страницы истории земли кежемской, Кодинск: Изд-во «Бизне-спрёссинформ», 2007. 264 с.

2, Красноярский рабочий.. - 2010. 9 ноябре.

3, Краткое описание приходов Енисейской епархии. - Красноярск:

изд-е Книеейскогг) Церювно-историкк^археологи1(£ского общества* 1916. 324с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.