Научная статья на тему 'Сибирская ревизия и реформы М. М. Сперанского 1822 г'

Сибирская ревизия и реформы М. М. Сперанского 1822 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1888
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / М. М. СПЕРАНСКИЙ / РЕВИЗИЯ / РЕФОРМЫ 1822 Г / M. M. SPERANSKIY / SIBERIA / REVISION / REFORMS IN 1822

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дамешек Ирина Львовна

Рассматриваются ревизия и реформа М. М. Сперанского 1822 г. в Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revision of Siberia and the Reforms of M. M. Speranskiy in 18221

The article explores the revision of Siberia and the Reforms of M. M. Speranskiy in Siberia in 1822

Текст научной работы на тему «Сибирская ревизия и реформы М. М. Сперанского 1822 г»

Серия «История»

2012. № 1 (2). С. 66-72 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 94(571.53)

Сибирская ревизия и реформы М. М. Сперанского 1822 г.

И. Л. Дамешек

Восточно-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск

Рассматриваются ревизия и реформа М. М. Сперанского 1822 г. в Сибири.

Ключевые слова: Сибирь, М. М. Сперанский, ревизия, реформы 1822 г.

Важным направлением государственной деятельности России в первой трети XIX в. явилась кодификация российского законодательства. Основными средствами борьбы с недостатками бюрократического аппарата представлялись четкие инструкции и рационально организованный унифицированный административный механизм. Самодержавие было озабочено поисками оптимального административно-территориального устройства империи, стремилось найти пути и способы реорганизации местного аппарата управления. В правительственных кругах в эти годы появляются проекты, предусматривающие децентрализацию местного управления. Самодержавие стремилось создать сильную административную власть на местах, поставить наместника (генерал-губернатора) в один ранговый ряд в бюрократической иерархии с министром. Среди выдающихся государственных деятелей и реформаторов России XIX в. одно из первых мест принадлежит М. М. Сперанскому. Безвестный выходец из «жеребячьего сословия» (на Руси так традиционно называли представителей низшего духовенства), благодаря природному уму и трудолюбию Сперанский в короткий срок сделал блестящую карьеру, познав высочайшие взлеты и горечь падения, оставив по себе память признанного реформатора и выдающегося юриста. По воле судеб оказавшись в 1819 г. генерал-губернатором в огромном зауральском крае, он и здесь занялся реформами, благодатное влияние которых сибиряки ощущают и сегодня. Бескорыстное стремление к благу страны надолго остается в людской памяти!

Находясь с 1816 г. в опале в Пензе и занимая скромный пост пензенского губернатора, Сперанский неожиданно для себя получил царский рескрипт от 22 марта 1819 г. о назначении его сибирским генерал-губернатором. Вместе с этим фельдъегерем М. М. Сперанскому были доставлены в Пензу письма (частное и официальное) гр. А. А. Аракчеева, выписка из положения Комитета по делам Сибирского края, инструкция для ревизии и еще ряд бумаг. Александр I предписал М. М. Сперанскому наряду с ревизией «сообразить на месте полезнейшее устройство и управление сего отдаленного края и сделать оному начертание на бумаге». М. М. Сперанский принял назначение в Сибирь без энтузиазма: «Что я ни делал, чтоб избежать Сибири, - писал он

А. А. Столыпину, - и никак не избежал». Но поездка в Сибирь открывала путь к возвращению в Петербург. Поручение М. М. Сперанскому обозреть сибирское управление многие видные государственные деятели России того времени - В. П. Кочубей, О. П. Козодавлев восприняли благоприятно. Хотя М. М. Сперанский и был назначен генерал-губернатором, но его пребывание в крае было оговорено как временное - год-полтора. Получив назначение, он отчетливо сознавал, что управлять Сибирью при существующем порядке вещей невозможно. «Как вы могли себе представить, - писал М. М. Сперанский 13 мая 1819 г. А. А. Столыпину, - что я пущусь управлять Сибирью, коею никто и никогда управить не мог?». Впрочем, и само правительство пришло к пониманию, что улучшение не наступит без изменения системы управления.

М. М. Сперанский воплощал в себе идеальный тип бюрократа-реформа-тора. Еще в Пензе у М. М. Сперанского созрел свой подход к реформированию местного управления. В лучшем устройстве губернских учреждений ему виделся способ улучшить управление в стране в целом, предварить административными преобразованиями реформы политические, дабы избежать серьезных потрясений. «Словом, - считал он, - добрая администрация есть первый шаг, а в администрации правила и учреждения занимают первое место; выбор и наряд исполнителей - второе; следовательно, начинать с них есть начинать дело с конца». Отличалась ревизия М. М. Сперанского хорошей организацией. Основная работа была сосредоточена в канцелярии сибирского генерал-губернатора, куда М. М. Сперанскому удалось привлечь нескольких талантливых сотрудников (в их числе был и будущий декабрист Г. С. Батеньков).

М. М. Сперанский лично объехал большую часть Сибири, посетил кроме губернских городов Омск, Верхнеудинск, Кяхту, Семипалатинск, Читу и др. Если в Тобольске проведение ревизии не представляло особой сложности, то в Томске наблюдалась противоположная картина: «Злоупотребления были вопиющие, и по глупости губернатора Илличевского, и по жадности жены его, по строптивому корыстолюбию брата его, губернского почтмейстера, весьма худо прикрытые». Если в Тобольске виновных следовало отдать под суд, то здесь «оставалось бы уже всех повесить».

Однако настоящим гнездом злоупотреблений являлась Иркутская губерния, границ которой Сперанский достигнул 14 августа, а 29 августа, накануне Александрова дня, прибыл в Иркутск. К приезду нового генерал-губернатора город готовился как никогда. Иркутянам надолго запомнилась встреча. Основные сооружения города - Кафедральный собор, Триумфальные ворота и главные улицы - Большая и Заморская - были буквально залиты огнями. На переправе через Ангару гремел оркестр, а среди огромного стечения народа выделялись губернатор Трескин с чиновниками в парадных мундирах и орденах. В дневнике Сперанский так описал впечатления об Иркутске: «Вид освещенного города из-за реки был великолепен».

4 сентября 1819 г. Сперанский собрал общее присутствие губернского правления и палат и сообщил им о намерении приступить к ревизии Иркутской губернии на основании сенаторской инструкции. Приступая к ревизии, Сперанский был хорошо знаком с укоренившимся в правительственных кругах с ека-

терининских времен мнением о том, что все сибиряки - «ябедники». А потому обращать внимание на их прошения и жалобы не стоит. С большим трудом он смог убедить жителей губернии в том, что жалобы на местное начальство «не составляют преступления». И тогда жалобы посыпались, как из рога изобилия. Число их доходило до трехсот в день. В Иркутске в считанные дни была раскуплена вся гербовая бумага, на которой следовало подавать жалобы. Быт Сперанского в Иркутске был организован очень просто. Вместе с приехавшими с ним молодыми чиновниками - Г. С. Батеньковым, К. Г. Репниным, Ф. И. Цейе-ром и другими он поселился в простом и не очень уютном доме золотопромышленника А. А. Кузнецова, расположенном отнюдь не в центре города, а на окраине, недалеко от реки Ушаковка. Единственной достопримечательностью этого дома был заброшенный сад, ставший любимым местом прогулок Сперанского и сопровождающих его молодых людей. По воскресеньям Сперанский присутствовал на обедне в приходской церкви, любил выехать за город на речку Каю, а к вечеру запросто заглянуть на огонек к знакомым купцам. Уже много лет спустя старожилы Иркутска вспоминали прогуливавшегося на свежем воздухе в любую погоду высокого, чуть сутулого человека, одетого в простую шинель без всяких знаков отличия, скромную кожаную кепку. Трудно было ощутить в этом одиноком страннике выдающегося мыслителя, в обмен на которого Наполеон предлагал Александру отдать любое из принадлежащих ему государств Европы.

Ревизия вскрыла вопиющую картину злоупотреблений и произвола местной администрации. По характеристике Сперанского, губернатор Трескин был хотя человек и неглупый, но наглый, «худо воспитан» и «хитер, как демон». Под стать ему была и стая чиновников, рангом пониже: Верхнеудинский исправник М. М. Геденштром, Иркутский - Войлошников, Нижнеудинский -Лоскутов. Ревизия вскрыла вопиющую картину злоупотреблений и произвола местной администрации. Сам ревизор писал, что общим предметом «следственных дел стало лихоимство во всех его видах». Генерал-губернатор Пестель был отстранен от должности, Иркутский губернатор Трескин отдан под суд, вместе с ним в различных злоупотреблениях оказались замешанными около семисот чиновников рангом пониже. В короткий срок Сперанский смог вычистить «авгиевы конюшни», и в этом его несомненная заслуга.

Однако основным делом Сперанского в период его двухлетнего пребывания в Иркутске стала не ревизия, которая чрезвычайно тяготила реформатора, а разработка проектов будущей реформы. Уже к январю 1820 г. М. М. Сперанский посчитал свою миссию выполненной и доложил царю, что ему «делать в Сибири совершенно нечего. Управлять ею невозможно; к сему надобны люди и другой порядок». Несмотря на это, он пробыл в Сибири еще год. По возвращении М. М. Сперанского в Петербург для рассмотрения его отчета и плана реформ 21 июня 1821 г. был создан I Сибирский комитет, составленный из высших сановников империи. На заседании 3 ноября 1821 г. были конкретизированы функции Сибирского комитета: председателем был назначен министр внутренних дел В. П. Кочубей, с давних пор покровительствовавший М. М. Сперанскому. В первый состав комитета вошли также: министр финансов Д. А. Гурьев, министр народного просвещения и духовных

дел А. Н. Голицын, государственный контролер Б. Б. Кампенгаузен, А. А. Аракчеев и М. М. Сперанский. Примечательно, что с тремя из них (В. П. Кочубеем, А. Н. Голицыным и А. А. Аракчеевым) М. М. Сперанский, находясь в Сибири, состоял в переписке. Заручившись поддержкой А. Н. Голицына и В. П. Кочубея, а самое важное - А. А. Аракчеева, М. М. Сперанскому удалось быстро провести через Сибирский комитет свои реформаторские проекты. В день рождения А. А. Аракчеева (23 сентября) М. М. Сперанский отправил ему «вместо дара» только что отпечатанное «Сибирское учреждение» со словами благодарности: «Уверен, что вам приятно будет взглянуть, в свободные минуты, на дело, которое вам большею частию обязано успешным его движением и совершением». За короткий срок, с 28 июля

1821 г. по 19 мая 1822 г., в Сибирском комитете был рассмотрен целый пакет законодательных актов. Всего 22 июля 1822 г. было утверждено царем 10 законов, составивших особое «Сибирское учреждение» и поражающих своим объемом - оно включало 4019 параграфов, отличавшихся исключительной для того времени глубиной проработки правовых актов. Это «Учреждение для управления сибирских губерний», «Устав об управлении инородцами», «Устав об управлении киргиз-кайсаков», «Устав о ссыльных», «Устав об этапах», «Устав о сухопутных сообщениях», «Устав о городовых казаках», «Положение о земских повинностях», «Положение о хлебных запасах», «Положение о долговых обязательствах между крестьянами и между инородцами». Новою систему управления Сперанский попытался построить на компромиссе между верховной, т. е. самодержавной, властью и региональными интересами, отчетливо понимая невозможность в тот исторический отрезок времени подчинить Сибирь действию общеимперского законодательства.

В соответствии с реформой 1822 г. произошло административное разделение Сибири на два генерал-губернаторства - Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское, административными центрами которых стали соответственно Тобольск и Иркутск. Фактически, Сперанский произвел разделение Сибири на две части - Западную и Восточную. При этом он основывался на естественной границе края, проходящей по Енисею, на которую и ранее указывали известные российские географы-путешественники Паллас и Гмелин.

В состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства были включены Тобольская, Томская губернии и Омская область. К Восточно-Сибирскому генерал-губернаторству отнесли Иркутскую и Енисейскую губернии, Якутскую область, Охотское и Камчатское приморские и Троицко-Савское пограничное управления. В Енисейскую губернию с центром в Красноярске были включены уезды, выделенные из состава Томской и Иркутской губерний. Отныне в край посылались два генерал-губернатора. По этому поводу Сперанский справедливо отмечал, что с подобным разделением «соединяются все удобства» управления огромным сибирским краем.

В соответствии с «Учреждением» устанавливалась следующая административно-территориальная иерархия края. Губернии и области делились на округа, а те, в свою очередь, на волости и инородные управы. В результате была создана четырехуровневая система сибирского управления: главное,

губернское, городское, волостное и инородное. Высший уровень - Главное управление - составляли генерал-губернатор и возглавляемый им совет.

Проводимая реформа имела ряд существенных особенностей. Одной из них явилось учреждение в обоих генерал-губернаторствах советов на всех уровнях управления. Это было новшеством не только в сибирской, но и в общероссийской административной практике. Главная задача, которая стояла перед Сперанским как основным разработчиком сибирской реформы, заключалась в установлении законности в управлении. Решение ее реформатор видел в создании такой системы, которая положила бы конец злоупотреблениям и произволу. При этом генерал-губернаторская власть должна была стать прежде всего органом надзора. По мысли Сперанского, именно советы могли стать той структурой, которая бы ограничила произвол высших сибирских начальников. Современники реформы высоко оценили новшество: советы «принесли огромную пользу; идея их была хороша. Они именно ограничивали произвол губернаторов». Между тем практика показала, что надежды реформатора оказались напрасными, поскольку сохранялась традиционная ситуация, при которой генерал-губернатор обладал всей полнотой власти в регионе. Не случайно местные жители называли его «господин главный начальник».

Совет Главного управления учреждался под председательством генерал-губернатора. Состоял он из шести советников, трое из которых «яко производители дел», назначались по рекомендации генерал-губернатора, и трое по «представлению» министерств (внутренних дел, юстиции и финансов) и утверждались императором. В случае недостатка последних предусматривалась возможность включения в состав Совета гражданского губернатора, председателей губернских мест (губернского правления, казенной палаты и суда) и губернского прокурора.

В соответствии с «Учреждением» 1822 г. именно эти «члены совета от министров должны были быть противовесом генерал-губернаторской власти, т. е. не допускать ее до произвола; на самом же деле выходило, что эти противовесы были покорными слугами власти, «а если кто вздумал высказывать мнения, неугодные генерал-губернатору, такого смельчака убирали с места». Главное управление должно было контролировать деятельность местной администрации. Таким образом, сферу влияния генерал-губернатора составляли наиболее важные вопросы управления, надзор за деятельностью местных управлений путем ревизии их дел, назначение и увольнение чиновников, а также представление к наградам и пр. По аналогичной схеме были организованы губернское и окружное управления. Фактически, они являлись прямым проецированием Главного управления на соответствующие уровни.

Второй уровень управления, которым являлось губернское, - разделялся по «Учреждению для управления Сибирских губерний» на общее и частное. Общее губернское управление составляли гражданский губернатор и совет под его председательством. В состав совета входили председатели губернского правления, казенной палаты, губернского суда и губернский прокурор. Основной задачей общего губернского управления являлся надзор за местной администрацией. Контроль за функционированием местной (губернской, областной и окружной) администрации губернатор осуществлял через личное

обозрение всех местных управлений и ревизии их дел. В исключительной власти губернатора было назначение и увольнение чиновников, утверждение членов дум, городового суда, ратуш, волостных голов, а также представление к наградам. Гражданскому губернатору был также позволен пересмотр уголовных дел, что фактически означало легитимность вмешательства администрации в судопроизводство.

Третьей степенью управления являлось окружное. «Учреждением» Сперанского Иркутская губерния была разделена на пять округов: Иркутский, Ниждеудинский, Верхнеудинский, Нерчинский и Киренский. Округа существенно различались по количеству проживающих в них людей. Поэтому территориально-демографический фактор учитывался при создании «Сибирского учреждения» М. Сперанского. В зависимости от количества проживающего населения округа и города подразделялись на малолюдные, средние и многолюдные. Набор административных учреждений в том или ином округе или городе напрямую зависел от количества народонаселения в нем (полный набор полагался в многолюдных, в средних и малолюдных он был значительно сокращен).

Таким образом, общее и частное управления полагались лишь в многолюдных округах (таковыми являлись Нижнеудинский, Верхнеудинский, Нер-чинский), в средних округах (Иркутский, Киренский) предусматривалось частное управление, а в малолюдных все управление сосредоточивалось в руках земского исправника. Основной функцией общего окружного управления был надзор за деятельностью местной (окружной, городской и волостной) администрации, назначение и увольнение «канцелярских чинов», представление к наградам и пр. Частное окружное управление состояло из окружного суда (по судебным гражданским и уголовным делам) и окружного казенного управления (по хозяйственным делам). Важной и специфической особенностью сибирских земских судов был надзор за ссыльными: «распределение ссыльных по их назначению, надзор в их провожании и водворении». Казенное управление составляли казначей и два смотрителя: питейной и соляной продажи. Ежемесячно они проводили ревизии казначейства, винной и соляной частей. Казначейство осуществляло мелкие финансовые функции, например, сбор различного рода доходов, взыскание недоимок по решению городского управления и земского суда, а также сборы за гербовую вексельную бумагу и паспорта. Все управление в малолюдных округах сосредоточивалось в руках земского исправника, который должен был осуществлять общий надзор «по делам полиции, продовольствия и казенных податей». Исправник подчинялся окружному совету (если таковой существовал в смежном округе) и действовал по его указаниям.

В связи с делением городов на многолюдные, средние и малолюдные городское управление, «единообразное в главных началах», имело свои особенности для каждой из категорий городов. В многолюдных городах (например, в Иркутске) городское управление состояло из полиции, хозяйственного управления и городского суда. Управление средних городов (Нерчинска, Верхнеудинска, Троицкосавска) заключалось лишь в полицейском управлении во главе с городничим. Сюда же входила частная управа - городничий и

квартальные надзиратели, медицинская часть. Хозяйственным управлением и судом в таких городах ведала ратуша в составе городского судьи, двух заседателей и трех кандидатов «на случай их отсутствия». В малолюдных городах (Нижнеудинске, Киренске, Селенгинске и Баргузинске) управление осуществляли только городничий (полиция), а также городские старосты и словесный суд (хозяйственное управление и суд). Гражданские и уголовные дела передавались на рассмотрение окружного суда.

Проект «Учреждения для управления Сибирских губерний» М. М. Сперанского был утвержден императором Александром I 22 июля 1822 г.

Стремление Сперанского учитывать региональные особенности легко прослеживается и на примере анализа других законов, составляющих комплекс «сибирского учреждения». Примером тому является регламентация податей и сборов, ссылки и этапов, создание государственных запасов хлеба, заключение торговых сделок и др. Оно логично вписывалось и дополняло доктрину окраинной политики самодержавия. Сибирское законодательство

1822 г., основы которого были разработаны в Иркутске, стало первым опытом регионального законодательства в империи, действовавшего без существенных изменений вплоть до конца XIX в. и опередившего общероссийскую кодификацию законов на десять лет.

1. Дамешек И. Л. Сибирь в системе 1. Dameshek I. L. Siberia in the sys-

имперского регионализма (компаратив- tem of imperial regionalism (comparative ное исследование окраинной политики research of Russian policy of outlying terri-России в первой половине XIX в.) / tories in the first half of the XlXth c.) / И. Л. Дамешек. - Иркутск, 2002. I. L. Dameshek. - Irkutsk, 2002.

2. Дамешек И. Л. Российские ок- 2. Dameshek I. L. Russian outlying

раины в имперской стратегии власти / territories in the imperial power strategy / И. Л. Дамешек. - Иркутск, 2005. I. L. Dameshek. - Irkutsk, 2005.

3. Сперанский М. М. Сибирский ва- 3. Speranskiy M. M. Siberian variant

риант имперского регионализма / of the imperial regionalism / M. M. Speran-М. М. Сперанский. - Иркутск, 2003. skiy. - Irkutsk, 2003.

Revision of Siberia and the Reforms of M. M. Speranskiy in 1822

I. L. Dameshek

East-Siberian State Academy of Education

The article explores the revision of Siberia and the Reforms of M. M. Speranskiy in Siberia in 1822.

Key words: Siberia, M. M. Speranskiy, revision, reforms in 1822.

Дамешек Ирина Львовна - доктор ис- Dameshek Irina Lvovna - Doctor of His-торических наук, профессор кафедры torical Sciences, Professor, Professor of the отечественной истории Восточно- Department of National History, the East-Сибирской государственной академии Siberian State Academy of Education, образования, 664009, г. Иркутск, ул. 664000, Irkutsk, Lower Embankment St., 6,

Н. Набережная, 6, тел. 8(3952)240700, phone 8(3952)240700, e-mail: dameshek@ e-mail: [email protected] rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.