DOI 10.24412/cl-37280-2024-1 -62-66
Нижегородцева Юлия Евгеньевна, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» (Сибстрин), г. Новосибирск
Малахова Юлия Андреевна, студент ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» (Сибстрин), г. Новосибирск
Сибирская идентичность в творчестве архитектора Дмитрия Ощепкова
Аннотация. Данная статья представляет собой анализ понятия сибирской идентичности через объемно-планировочные образы, создаваемые архитектором Дмитрием Ощепковым.
Ключевые слова: архитектура, Дмитрий Ощепков, сибирская идентичность.
Понятие идентичности становится важнейшим аспектом современной архитектуры - о ней говорят, ее ищут, определяют и позиционируют. Данное понятие пришло в архитектуру из психологии и социологии, где оно расшифровывается как основа узнаваемости человека через его персональное отождествление с чем-либо: группой, местом, культурой или деятельностью. Тенденция распространения философии гуманизма, несомненно, влияет на столь близкое искусство к человеку - архитектуру. Именно это мы видим в определении идентичности архитектуры - свойстве объекта городской среды с узнаваемыми качествами.
Объектом исследования данной статьи являются результаты деятельности Дмитрия Ощепкова - архитектора мастерской «Лантерна» из Сибири.
Цель представленной работы - рассмотреть понятие Сибирской идентичности через творчество Дмитрия Ощепкова.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить некоторые задачи: определить понятие Сибирской идентичности и проанализировать ее видение через объемно-планировочные образы, выдвигаемые Дмитрием Ощепковым.
Тема идентичности становится актуальнее в связи с ростом регионального самосознания современного постоянно трансформирующегося общества - это выражается в желании людей привлечь внимание к особенностям культурного кода своего региона.
Рисунок 1. Административное здание на Немировича-Данченко 122а. Фото: Павел Комаров, nsknews.info
Невероятное здание, украшающее левобережье - это «Дом-утюг» на Немировича-Данченко - это объект из кирпича и стекла, удивляющий зрителя своей формой, лаконичностью и стилистическим богатством. Сразу можно задаться вопросом: где же в этом образе прослеживается сибирская идентичность? Ее Дмитрий Ощепков подчеркивает через локальные материалы, среди которых: алюминиевый профиль сибирского производства, использованный для оконных рам, кирпич родом из Искитима, красующийся на фасаде и создающий эффект многоступенчатой глубины (автор отмечает, что подобная иллюзия создается путем комбинирования текстур половин расколотого кирпича - гладкой и текстурной [Из интервью Дмитрия Ощепкова с Ларисой Сокольниковой для сайта «Новосибирские новости» от 4 сентября 2019 года]).
Рисунок 2. База отдыха в Заельцовском бору. Фото: Павел Комаров, nsknews.info
Следующий объект исследования удостоен премии международного архитектурного рейтинга «Золотая капитель» 2019 года и победитель премии Archiwood 2019 года - это турбаза в Заельцовском богу. Сибирская идентичность подчеркивается в данном объекте работой с местными особенностями ландшафта - подчеркивается рельеф, создается контраст между землей и тканью леса. Так команда мастерской «Латерна», включая Дмитрия Ощепкова, прячет технические помещения в склон оврага, а все наземные конструкции выполняет из максимально приближенном к местности материала - дерева.
V;'
Рисунок 3. Лодочная станция возле Бугринского моста. Фото: archi.ru
Магистерские слушанья
При работе над объектом, удостоенным пятью премиями по результатам Международного архитектурного рейтинга «Золотая капитель» 2017 года - лодочной станцией на берегу Оби у Бугринского моста - Дмитрий Ощепков ставит задачу сформировать речной фасад города и предложить новый открыточный вид города со стороны реки. Чтобы сделать выразительный силуэт и обеспечить разнообразие ракурсов, лодочную станцию разместили в отдельно стоящих корпусах, а для легкости и эффектности поставили их на 5-метровые опоры. Архитектура лодочной станции рассчитана на восприятие с разных расстояний, и сама служит объектом притяжения внимания, неким биноклем или фокусом для раскрытия «как сквозь пальцы» панорамы города.
Рисунок 3. Панорама города, вид на лодочную станцию. Фото: ngs.ru
«Архитектура здания на Немировича, здания на Восходе и базы отдыха -это попытка сказать что-то честным языком без картона, лепнины, декораций и подвесных потолков». [Из интервью Дмитрия Ощепкова с Ларисой Сокольниковой для сайта «Новосибирские новости» от 4 сентября 2019 года].
Подводя итоги, следует отметить, что в данной работе было рассмотрено понятие Сибирской идентичности в творчестве Дмитрия Ощепкова посредством сухого анализа термина в отрыве от строительного искусства и применительно для объектов проектной деятельности сибирского архитектора.
Библиографический список
1. Васеха, М.В. Сибирские территориальные идентичности: поиск форм визуальной репрезентации сибирских регионов / М.В.Васеха // Сибирсские исторические исследования. - 2023. - №3. - С. 14-39.
2. Анисимова, А.А. Сибирская идентичность: предпосылки формирования, контексты актуализации: монография / А.А.Анисимова, О.Г.Ечевская -Новосибирск: НГУ,2012. - 176 с.
3. Агеев, И.А. Брендинг города и региона как средство формирования территориальной идентичности: исторический опыт сибирских городов / И.А.Агеев // Сибирские исторические исследования. - 2015. - №2(17). -С. 155-162.