Научная статья на тему 'Швейцария и Индия как полярные модели этнического федерализма (сравнительно-правовое исследование)'

Швейцария и Индия как полярные модели этнического федерализма (сравнительно-правовое исследование) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
333
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ФЕДЕРАЦИИ / СТЕРЖНЕОБРАЗУЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПОРА / КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНАЯ СТРУКТУРА ФЕДЕРАЦИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ СТРОЕНИЕ ФЕДЕРАЦИИ / КАНТОНАЛЬНО-ОБЩИННЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В ШВЕЙЦАРИИ / ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ / ВЫСОКОЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В ИНДИИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / ETHNIC FEDERALISM / ETHNOLINGUISTIC ARCHITECTURE OF THE FEDERATION / THE CORE-FORMING NATIONAL CORE / CULTURAL AND RELIGIOUS STRUCTURE OF THE FEDERATION / TERRITORIAL AND ADMINISTRATIVE STRUCTURE OF THE FEDERATION / CANTONAL COMMUNAL FEDERALISM IN SWITZERLAND / POST-COLONIAL / HIGHLY CENTRALIZED FEDERALISM IN INDIA / COMPARATIVE FEDERALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саломатин А. Ю., Корякина А. С.

Этнический фактор имеет важное значение в развитии федерализма. Основополагающими элементами здесь являются этнолингвистическая архитектура и культурно-религиозная структура. Швейцария и Индия полярные модели этнического федерализма. Швейцарскую модель федерализма следует охарактеризовать в качестве кантонально-общинной. Швейцария, имея в своем составе 26 кантонов и полиэтнический состав населения, сумела избежать этнического сепаратизма. Государство, обладающее многовековым опытом в примирении лингвистических и культурных различий, является одним из наиболее благополучных вариантов федерации. Индийскую модель необходимо охарактеризовать в качестве постколониального высокоцентрализованного федерализма. Государство, состоящее из 28 самоуправляемых штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения, является мультиэтничным, конфессиально конфликтогенным. Индия обладает уникальным этническим, языковым и конфессиональным составом населения.The ethnic factor is important in the development of federalism. ethno-linguistic architecture and cultural-religious structure are the main elements. Switzerland and India are diff erent models of ethnic federalism. The Swiss model of federalism is cantonal-communal. Switzerland consists of 26 cantons; there is a multi-ethnic composition of the population. Switzerland escaped ethnic separatism. The state has centuries of experience in reconciling linguistic and cultural diff erences. The Indian model is postcolonial. The state is multi-ethnic. Indian federalism is highly centralized. India has a unique ethnic, linguistic and religious composition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Швейцария и Индия как полярные модели этнического федерализма (сравнительно-правовое исследование)»

в

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

Саломатин А. КЭ., Корякина А. С.

Швейцария и Индия как полярные модели этнического федерализма (сравнительно-правовоеисследование]

ШВЕЙЦАРИЯ И ИНДИЯ КАК ПОЛЯРНЫЕ МОДЕЛИ ЭТНИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)1

Аннотация. Этнический фактор имеет важное значение в развитии федерализма. Основополагающими элементами здесь являются этнолингвистическая архитектура и культурно-религиозная структура. Швейцария и Индия — полярные модели этнического федерализма. Швейцарскую модель федерализма следует охарактеризовать в качестве кантонально-общинной. Швейцария, имея в своем составе 26 кантонов и полиэтнический состав населения, сумела избежать этнического сепаратизма. Гэсударство, обладающее многовековым опытом в примирении лингвистических и культурных различий, является одним из наиболее благополучных вариантов федерации. Индийскую модель необходимо охарактеризовать в качестве постколониального высокоцентрализованного федерализма. Гэсударство, состоящее из 28 самоуправляемых штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения, является мультиэтничным, конфессиально конфликто-генным. Индия обладает уникальным этническим, языковым и конфессиональным составом населения.

Ключевые слова: этнический федерализм, этнолингвистическая архитектура федерации, стержнеобразующая национальная опора, культурно-религиозная структура федерации, территориально-административное строение федерации, кантонально-общинный федерализм в Швейцарии, постколониальный, высокоцентрализованный федерализм в Индии, сравнительный федерализм.

РО!: 10.17803/2311 -5998.2020.68.4.155-162

Алексей

Юрьевич САЛОМАТИН,

заведующий кафедрой теории государства и права

и политологии Пензенского государственного университета, член корреспондент Международной академии сравнительного права, доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор

valeriya_zinovev@mail.ru

440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, д. 40

А. С. КОРЯКИНА,

магистрант Пензенского государственного университета vaieriya_zinovev@maii.ru

440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, д. 40

Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ «Этнический фактор в развитии федеративных государств: мировой и российский опыт (сравнительное историко-государство- ® А- Ю- Саломатин, ведческое и историко-правовое исследование)». Заявка № 20-011-00341. А- С- Корякина, 2020

Л 56

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МПОА)

'СТНИК

A. Y. SALOMATIN,

Chief of the Department for Theory of State and Law and Political Science, Head of Research and Education Centre for Comparative Legal Policy, Penza State University, Sc.D. in Law, Sc.D. in History, Professor

valeriya_zinovev@mail.ru 440026, Russia, Penza, ul. Krasnaya, 40

Abstract. The ethnic factor is important in the development of federalism, ethno-linguistic architecture and cultural-religious structure are the main elements. Switzerland and India are different models of ethnic federalism. The Swiss model of federalism is cantonal-communal. Switzerland consists of 26 cantons; there is a multi-ethnic composition of the population. Switzerland escaped ethnic separatism. The state has centuries of experience in reconciling linguistic and cultural differences. The Indian model is postcolonial. The state is multi-ethnic. Indian federalism is highly centralized. India has a unique ethnic, linguistic and religious composition. Keywords: Ethnic federalism, ethnolinguistic architecture of the federation, the core-forming national core, cultural and religious structure of the federation, territorial and administrative structure of the federation, cantonal communal federalism in Switzerland, post-colonial, highly centralized federalism in India, comparative federalism.

Этнический фактор сыграл огромную роль в развитии государств. Миграция народов по нашей планете, постоянно усложняя ее этническую карту, происходила с самых ранних моментов человеческой истории, а огромные империи древности и Средневековья умело и жестко интегрировали многочисленные этносы в единое целое.

Появление первых федераций дало шанс на более деликатное решение этнических противоречий в рамках сложносоставной, двухуровневой государственности2. Швейцария стала первым федеративным государством в Европе, которое родилось на фундаменте смягчения этнических, языковых и религиозных различий. Оборонительный союз лесных кантонов Ури, Швиц, Унтервальден (1291 г.)

2 Саломатин А. Ю., Сеидов 111. Г. Этнический фактор в развитии федерации (политоло-го-государствоведческий очерк на примере США, Канады, России) // Многосоставные государства: опыт и перспективы развития : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. Д. Гулякова. Пенза, 2019. С. 64—69.

A. S. KORIAKINA,

Master of Penza State University vaieriya_zinovev@maii.ru

440026, Russia, Penza, ul. Krasnaya, 40

SWITZERLAND AND INDIA AS DIFFERENT MODELS

OF ETHNIC FEDERALISM

в

I-I

ЕСТНИК Свломвтин А. КЗ., Корякина А. С. и_ ^

УНИВЕРСИТЕТА Швейцария и Индия как полярные модели этнического | f

имени o.e. кугафина(мгюА) федерализма [сравнительно-правовоеисследование]

был, по сути, примитивным конфедеративным объединением, к которому очень быстро присоединились другие члены — Обвальден (1315 г.), Люцерн (1332 г.), Цюрих (1351 г.), Гларус, Цуг (1352 г.). К началу XVI в. союз состоит уже из 13 членов, и он в результате успешной войны с герцогом Бургундским, Карлом Смелым в 1476—1477 гг. становится реальной силой в европейской политике.

В то же время с началом Реформации швейцарские земли не избежали религиозного раскола. Если проповедь радикальных протестантских взглядов Цвингли находит поддержку в Берне, Базеле и Шафхаузене, то центральные кантоны Ури, Швиц, Унтервальден, Люцерн, Цуг сохраняют верность католицизму.

Острые религиозные противоречия стали причиной двух межкантональных войн. В ходе первой Вильмергенской войны (1656 г.) победу одержали католические кантоны, что позволило сохранить статус-кво во внутрисоюзных отношениях. Во второй Вильмергенской войне (1712 г.) счастье улыбнулось протестантским кантонам, которые получили в Конфедерации контроль над совместно управляемыми территориями, но основы союза при этом остались прежними — с широчайшей автономией за участниками.

После недолгого господства наполеоновской Франции над Швейцарией по решению Венского конгресса в 1814 г. к ней были присоединены три франкоязычных кантона — Вале, Невштатель, Женева. За страной, в состав которой входили 22 кантона, был призван нейтральный статус, но союз «страдал от бессилия центральной власти». «Кантоны сделались слишком независимыми» и давали своим депутатам на общешвейцарском сейме, заседавшем попеременно в Цюрихе, Берне, Люцерне, «инструкции, прямо противоположные одна другой»3.

Июльская революция 1830 г. во Франции оказала влияние на многие европейские страны, в том числе и на соседнюю Швейцарию, где в течение нескольких месяцев 12 кантонов изменили свои конституции, отодвинув от власти аристократию. При этом политические споры переплелись с религиозными: либералам-протестантам противостояли консерваторы-католики, которые для защиты своих интересов сформировали союз 7 кантонов — Зондербург. Под предлогом подавления «бунта» либералы в ходе 25-дневный кампании одержали военную □

победу и поспешили разработать Конституцию (1848 г.) и оформить новое госу- ^

дарственное устройство в виде децентрализованной федерации.

В этом документе нигде прямо не упоминалось об этнолингвистических и куль- S

турно-религиозных противоречиях. Государство было структурировано по чисто m

территориально-административному принципу. Но существенные различия между ^

кантонами, их вековые традиции автономии не позволили создать ни централи- ^

зованную федерацию, ни тем более унитарное государство. В Швейцарии на рубеже XIX—XX вв. при населении 3,5 млн человек примерно 60 % населения Sq

составляли протестанты, 40 % — католики. Почти полностью католическими были Люцерн, Фрейбург, Тичино, Вале, и полностью протестантскими Цюрих, Берн, IH

Базель. «Однако в половине кантонов католики и лютеране перемешаны почти лч

в одинаковой пропорции»4. В Швейцарии 100 лет назад не было и этнолингви-

_

3 Эдамс, Коннигем. Швейцария и ее учреждения. СПб. : Типогр. С. В. Воллянского, 1893.

С. 23. □□

4 Мижуев П. Г. Главные федерации современного мира. СПб., 1907. С. 78. ПРАВО

>

Л 58

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кутафи на (МПОА)

стического единообразия. В 15 кантонах родной язык преобладающей части населения — немецкий, в 5 кантонах — французский, в одном — итальянский и в одном — ретророманский.

К настоящему времени Швейцария сохранила свою прежнюю этнолингвистическую архитектуру, базирующуюся на четырех основах (см. схему 1)5. В этой системе оба ведущих этноса — немецкоговорящие швейцарцы и франкоязычные швейцарцы — являются стержнеобразующими (на их долю приходится 84 % населения). В 22 кантонах существует единственный официальный язык, в трех кантонах признано двуязычие, в одном кантоне — трехъязычие.

Схема 1

Этнолингвистическая архитектура Швейцарии

Немецкоязычные швейцарцы, 65 %(немецкий язык является официальным в кантонах) Франкоязычные швейцарцы, 18 % (французский язык является официальным в кантонах) Италоязычные швейцарцы, 10 % (итальянский язык является официальным в кантонах) Ретороманцы, 1 % (ретророманский язык является официальным в кантоне)

Ап п е н целя ь-Ау се р-роден, Аппенцелль-Иннерроден.Аргау, Базель-Ланд, Базель-Штадт Берн, Вале, Гларус, Граубюнден, Золотурн, Люцерн, Нидвальден, Обваль-ден, Санкт-Галлен, Тургау, Ури, Фрибур, Цуг, Цюрих, Шаффха-узен, Швиц Берн, Вале, Во, Женева, Фрибур, Юра, Невшатель Граубюнден, Тичино Граубюнден

В Швейцарии также мирно уживаются представители различных религиозных конфессий, главными среди которых являются католики (42 %) и протестанты (33 %). Среди прочих конфессий — мусульмане (4 %), православные (2 %), они проживают преимущественно в крупных агломерациях. Отношения между религиозными общинами и государством определятся кантональными конституциями, но свободу вероисповедания гарантирует федеральная Конституция, что обеспечивает культурно-религиозную гармонию в государстве.

В то же время границы кантонов (за исключением образованного в 1977 г. франкоязычного кантона Юра) никогда не формировались на основе этнолингвистического принципа. В конституционно-правовом отношении Швейцария не придерживается ни германского этнократического принципа (государство принадлежит нации, его создавшей), ни французского принципа политического гражданства. Это государство, образованное людьми различных кантонов, которое

5 Этнический состав Швейцарии // URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/216823/ umfrage/ethnien-in-der-schweiz/ (дата обращения: 16.01.2020).

в

L-I

ЕСТНИК Саломатин А. КЗ., Корякина А. С.

УНИВЕРСИТЕТА Швейцария и Индия как полярные модели этнического имени o.e. кугафина(мгюА) федерализма [сравнительно-правовоеисследование]

пытается наити компромисс между этничностью и гражданственностью в государственном строительстве6.

Индийскую модель федерализма следует охарактеризовать как успешную постколониальную. Мультиэтничное государство с высокоцентрализованным федерализмом продемонстрировало приверженность демократии и поступательность развития.

На субконтиненте Индостан, расположенном в трех климатических зонах, во все исторические эпохи централизованное государство было редкостью. Видимо, не смогли создать единую систему управления и британские колонизаторы: при них наряду с колониальными анклавами существовали также свыше пяти сотен полунезависимых княжеств, занимавших 40 % территории субконтинента7.

Территориально-административная «чересполосица», несомненно, затруднила процесс государственного строительства в момент предоставления независимости в 1947 г. Но в еще большей степени его осложнили исключительная мультиэтничность и особенные межконфессиональные противоречия между индусами и мусульманами. В конце концов исламские политики настояли на создании своего, особого государства Пакистан, что вызвало необходимость массовых перемещений и человеческие жертвы в межконфессиональных столкновениях (от 200 тыс. до 2 млн человек, по разным оценкам). Само же индийское государство трактовалось не как обычная федерация, а как «семья, члены которой, обретя впервые свой собственный дом, должны выработать взаимоприемлемые нормы общежития»8.

На конституционном уровне этнические и языковые группы не выступают в качестве субъектов права на самоуправление, но вправе сохранять письменность и культуру. В силу Конституции каждый штат имеет право устанавливать официальные языки, несмотря на то, что на территории государства в качестве официального языка провозглашен хинди. В рамках каждого штата существует этнолингвистическая автономия9.

Индийское государство изначально строилось как асимметричное образование: 27 штатов делились на 4 категории, из которых только штаты группы А не □ управлялись центральным правительством10. В дальнейшем с 1956 г. сложное ^ деление было упразднено, штатов стало 14, а союзных территорий, управляемых из центра, оказалось 6. Но самое главное — началось этнолингвистическое упорядочение территориально-административных единиц, в ходе которого центр m шаг за шагом шел навстречу пожеланиям крупных этносов. ^

I

- □

6 Fleiner T. The current situation of federalism in Switzerland // Revistad 'Estudis Autonomies

i Fédérais. No. 9. October 2009. P. 74—75. | □

7 Девяткина T. Ф. Ликвидация княжеств в современной Индии. M., 1961. С. 7—8.

8 Austin J. The Indian Constitution: Cornerstone of a Nation. Bombay : Oxford Univ. Press, 1966.

P. 186, 192. -C H

9 Tillin L. United in Diversity? Asymmetry in Indian Federalism // Publius. 2007. Vol. 37. No. 1. цЛ

P. 45—67. <□ §

10 Семенова H. И. Изменения в структуре индийского союза в 60—70-е годы // Индия —

союз штатов. Проблемы политического и социально-экономического развития. М., 1981.

С. 7. ПРАВО

>

1 ВО ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ /Т

Ч ^^ I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Между тем, этнолингвистическая архитектура Индии отличается крайней сложностью. Здесь проживают четыре коренные этнические группы, как в Швейцарии, носители свыше 1 ООО языков и наречий (см. схему 2)11.

Схема 2

Этнолингвистическая архитектура Индии

Английский язык как инструмент постколониального коммуникационного направления

Носители Хинди как консолидирующая этнолингвистическая сила на Севере и в масштабах страны

Крупнейшие этнолингвистические анклавы, млн чел.

Хиндустанцы, 265

Бенгальцы, 225

Пенджабцы, 115

Бихарцы,115

Тамилы, 70—80

Маратхи, 70—80

Телугу, 70—80

Гуджаратцы, 55

Официальное моноязычие царит в 11 штатах, 15 штатов являются двуязычными, 2 штата — трехъязычными. Среди 9 союзных территорий официально моноязычие признается на одной из них, остальные являются двуязычными, трехъязычными, четырехъязычными и даже шестиязычными (территория Понддичерри).

Консолидирующей силой для всей страны является язык хинди, который признается официальным во всех 28 штатах (в 11 штатах он является единственным официальным языком). Однако наличие подобной консолидирующей силы не способно предотвратить чрезвычайную подвижность внутренних территориально-административных границ в стране. После официального размежевания в 1956 г. через 3 года были изменены границы штатов Уттар Прадеш, Андхра Прадеш, Мадрас. В 1960 г. штат Бомбей был разделен на штаты Махараштра и Гуджарат, в 1966 г. из штата Панджаб был выделен штат Хариана.

Во второй половине 1960-х гг. реорганизация коснулась менее развитых, периферйных северо-восточных районов, населенных представителями иной, тибето-бирманской группы языков. В результате «сегодня политическая карта северо-востока скорее напоминает лоскутное одеяло из семи штатов, большинство которых выделилось из территории Ассам»12.

В XX столетии процесс образования новых штатов продолжался. Так, в 2000 г. были учреждены три новых штата — Чхаттисгарх, Уттарханд, Джаркханд, что «было основано на принципиально новом социально-экономическом подходе политико-территориальной реорганизации государства»13. Иными словами эт-

11 Сайт официальной статистической информации о результатах переписи населения в Индии // URL: http://www.censusindia.gov.in/Census_Data_2001/Census_Data_Online/ Language/Statementl .aspx (дата обращения: 10.01.2020).

12 Индия: страна и ее регионы/отв. ред. Е. Ю. Ванина. М. : УРСС, 2004. С. 112.

13 Кузнецова С. С. Этнические и экономические аспекты индийского федерализма и их отражение в конституционном праве // Российское право: образование, практика, наука. 2016. №4. С. 42.

"^^ЕСТНИК Саломатин А. HD., Корякина A.C. _ _ _

Ш УНИВЕРСИТЕТА Швейцария и Индия как полярные модели этнического | |

имени o.e. кугафина(мгюА) федерализма [сравнительно-правовоеисследование]

нолингвистическими лозунгами инициаторы новой территориальной единицы маскировали социально-экономический интерес.

Аналогичной была история с учреждением выделенного из штата Андхра-Прадеш нового штата Телангана в 2014 г. Путем давления на центральную власть демонстранты добились создания новой территориальной единицы, столицей которой должен стать процветающий Хайдарабад — столица нового, прежде единого штата. Все это вызывает справедливое опасение, что «Индия в конечном счете пойдет по пути Югославии». По некоторым оценкам «удовлетворение всех чаяний различных национально-этнических групп может привести к формированию по меньшей мере 20 новых штатов»14.

С другой стороны, существует мнение, что дробление штатов Индии по национально-лингвистическому принципу соответствует интересам федерального центра, поскольку общеиндийскому правительству легче иметь дело «с небольшими субъектами федерации, сознающими бесперспективность и бессмысленность стремления к полной независимости»15.

В Индии, в отличие от Швейцарии, культурно-религиозная структура характеризуется более сильным доминированием ведущей религии. Индусы составляют 82 % населения, в то время как мусульмане только 12 %, сикхи — 2 %, христиане—2 %16. При этом, хотя религиозная принадлежность населения официально не влияет на статус субъектов, фактические религиозные противоречия время от времени дают о себе знать. Религиозный фактор играет значимую роль в партийно-политической жизни, особенно на уровне субъектов, где действует большое число партий, является наряду с этнолингвистическими различиями провоцирующей силой внутриполитической нестабильности.

Подведем некоторые итоги. В динамическом и статистическом режиме федерализм целесообразно описывать через некоторые модели.

А. Д. Гуляков впервые описал структуру этих моделей, которые включают в себя факторы, оказавшие влияние на их формирование, этапы развития и сущ- □

ностные характеристики17. ^

Ш

Однако в развитии федерализма следует выделить еще один очень важный

аспект — этнический. Поэтому, видимо, следует дополнительно ввести такое понятие, как этническая модель федерализма. Ее составными элементами долж- гп ны стать собственно этнолингвистическая архитектура и культурно-религиозная ^ структура. §

гп

_ =:□

14 Этничность. Культура. Государственность. Проблемы этнического федерализма в XXI < р веке : монография / М. С. Саликов, М. В. Гончаров, С. С. Кузнецова [и др.] ; под ред. М.

С. Саликова. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2014. С. 135—136.

15 Этничность. Культура. Государственность. С. 136. цЛ

16 Яковлев А. Ю. Этнос и политика в Индии // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 1. ^ § С. 294—307.

17 Гуляков А. Д. Федерализм: механизм возникновения и основные направления развития (историко-государствоведческое исследование). М. : Риор, 2019. С. 43. ПРАВО

>

Л 62

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Для Швейцарии и Индии эти две составляющие оказались совершенно разными. Так, если небольшая страна в центре Европы на основе децентрализованной кантонально-общинной модели смогла путем демократического компромисса реализовать этнолингвистические и религиозно-культурное разнообразие, то для исключительного многообразия этносов и острого культурно-религиозного конфликта на Индостанском субконтиненте потребовалась высокоцентралили-зованная постколониальная модель сдерживания.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гуляков А. Д. Федерализм: механизм возникновения и основные направления развития (историко-государствоведческое исследование). — М. : Риор, 2019.

2. Девяткина Т. Ф. Ликвидация княжеств в современной Индии. — М., 1961.

3. Индия: страна и ее регионы / отв. ред. Е. Ю. Ванина. — М. : УРСС, 2004.

4. Кузнецова С. С. Этнические и экономические аспекты индийского федерализма и их отражение в конституционном праве // Российское право: образование, практика, наука. — 2016. — № 4.

5. Мижуев П. Г. Главные федерации современного мира. — СПб., 1907.

6. Саломатин А. Ю., Сеидов Ш. Г. Этнический фактор в развитии федерации (политолого-государствоведческий очерк на примере США, Канады, России) // Многосоставные государства: опыт и перспективы развития : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. Д. Гулякова. — Пенза, 2019.

7. Семенова Н. И. Изменения в структуре индийского союза в 60—70-е годы // Индия — союз штатов. Проблемы политического и социально-экономического развития. — М., 1981.

8. Эдэмс, Коннигем. Швейцария и ее учреждения. — СПб. : Типогр. С. В. Вол-лянского, 1893.

9. Этничность. Культура. Государственность. Проблемы этнического федерализма в XXI веке : монография / М. С. Саликов, М. В. Гончаров, С. С. Кузнецова [и др.] ; под ред. М. С. Саликова. — Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2014.

10. Яковлев А. Ю. Этнос и политика в Индии // Социально-гуманитарные знания,—2011,—№ 1.

11. Austin J. Thelndian Constitution: Cornerstone of a Nation. —Bobamy : Oxford Univ. Press, 1966.

12. Fleiner T. Thecurrent Situation of federalism in Switzerland // Revistad'Estudis Autonomics i Federais. — October 2009. — No. 9.

13. Tillin L. Unitedin Diversity? Asymmetry in Indian Federalism // Publius. —2007. — Vol. 37, —No. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.