Научная статья на тему 'Шведы на горно-металлургических заводах Урала: к проблеме источниковой базы'

Шведы на горно-металлургических заводах Урала: к проблеме источниковой базы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ШВЕЦИЯ / УРАЛ / МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ЗАВОДЫ / RUSSIA / SWEDEN / THE URALS / METALLURGICAL PLANTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стародубова Олеся Юрьевна

С XVIII века в Россию эмигрируют иностранные специалисты, среди которых видную роль играли шведские предприниматели и инженеры. В изучении роли шведов в становлении металлургического производства на Урале важную роль играет ряд документов из центральных и региональных архивов. Он позволяет выявить причины, побудившие шведов участвовать в модернизации уральских заводов, оценить эффективность их деятельности, особенности управления и пребывания в исследуемом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWEDES AT URAL METALLURGICAL ENTERPRISES: RESEARCH SOURCE ISSUES

The 18 th century witnessed foreign specialists’ immigration to Russia, with Swedish entrepreneurs and engineers playing a prominent role. Documents from central and regional archives are essential for the study of the Swedes role in developing metallurgical industry in the Urals, which make it possible to identify the reasons for their participation in updating Ural plants, to assess their performance, peculiarities of their management techniques and their sojourn in the region under study.

Текст научной работы на тему «Шведы на горно-металлургических заводах Урала: к проблеме источниковой базы»

чи Великой Монгольской империи (1207-1266). Источники по истории Золотой Орды: от выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана. Казань, 375-390.

Гекеньян Х. 2001: Западные сообщения по истории Золотой Орды и Поволжья 12231556 // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556 / М. А. Усманов (отв. ред.). Казань, 82-110.

Закиев М. З. 2010: Проблемы оценки исторической роли Золотой Орды // Проблемы востоковедения.1 (47), 99-110.

Кочин Г. Е. 1936: Письмо архиепископа Бруно к германскому императору Генриху II // Памятники истории Киевского государства IX-XII вв. Л., 74-77.

Пашуто В. Т. 1977: Монгольский поход в глубь Европы // Татаро-монголы в Азии и Европе / С. Л. Тихвинский (ред.). М., 210-227.

Шастина Н. П. (ред.) 1957: Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука М., 84-194, 222-245.

Эрдели И. 1998: Волжские болгары и венгры // Finno-Ugrica. 1(2), 13-14.

CATHOLIC CHURCH PROPAGANDA IN THE MEDIEVAL VOLGA-URAL

REGION

G.N. Garustovich

The article raises a little-studied issue of the interaction between West European and Muslim civilizations in the medieval Ural-Povolzhye region (11th — 13th centuries). Catholic Church put much effort to find ways and means of infiltrating into the region to carry out missionary work, i.e. Christian propaganda, among Bashkirs and Bulgars.

Key words: Christian propaganda, Catholic Church, the Volga Bulgaria, Magna Hungaria (Bashkiria), Dominicans, Muslims, Bashkirs, the Pope

© 2013

О. Ю. Стародубова

ШВЕДЫ НА ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ЗАВОДАХ УРАЛА: К ПРОБЛЕМЕ ИСТОЧНИКОВОЙ БАЗЫ

С XVIII века в Россию эмигрируют иностранные специалисты, среди которых видную роль играли шведские предприниматели и инженеры. В изучении роли шведов в становлении металлургического производства на Урале важную роль играет ряд документов из центральных и региональных архивов. Он позволяет выявить причины, побудившие шведов участвовать в модернизации уральских заводов, оценить эффективность их деятельности, особенности управления и пребывания в исследуемом регионе.

Ключевые слова: Россия, Швеция, Урал, металлургические заводы

Стародубова Олеся Юрьевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Магнитогорского государственного университета. Е-шаД: olesenka1981@mail.ru

Эффективность развития горно-металлургической промышленности зависит от определенных факторов. Одним из таких выступает наличие профессиональных кадров, благодаря которым достигается результативность производства. С XVIII века в Россию эмигрируют иностранные специалисты, среди которых видную роль играли шведские предприниматели и инженеры.

Русско-шведские отношения имеют давнюю историю. Важнейшим периодом взаимодействия стала переориентация Петром I внешней политики России на балтийское направление. Подписание Фридрихсгамского мирного договора способствовало установлению в том числе и экономических связей со Швецией. В 1724 г. Петр I повелел собрать команду из 16 русских учеников и под руководством В. Н. Татищева отправил их в Швецию для изучения организации и функционирования горнозаводских предприятий. Так в XVIII в., в частности благодаря шведскому опыту, в стране образуется целая сеть железоделательных и горных производств. На Урале функционировали Невьянский, Алапаевский, Уктусский, Каменский, Белорецкий, Тирлянский заводы.

В XVIII в. управление заводами осуществляла Берг-коллегия и подчиненные её горные правления. В 1775 г. после утверждения «Учреждения о губерниях» данный центральный орган управления был закрыт и местное управление казенными горными заводами и надзор за частными был передан в ведение горным экспедициям казенных палат. Внушительный массив документов по вопросам организации и функционирования горного и металлургического производств отложился в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Фонд Берг-конторы (Ф. 271) содержит ведомости о количестве казенных и частных медеплавильных и железоделательных заводов, находящихся в её ведении1, отчетную документацию по кадровому составу, списки десятинных и оброчных выплат с уральских заводчиков2 и др. Поскольку в течении рассматриваемого периода административно-территориальное деление страны претерпевало изменения, то документы по деятельности Екатеринбургской заводской конторы, приказы, проме-мории, рапорты, доношения главного правления заводских контор, книги выдачи денег и провианта мастеровым людям содержатся в фонде Канцелярии главного правления Сибирских и Казанских заводов (Ф. 298)3.

В ноябре 1796 г. правительство возобновило деятельность Берг-коллегии. С её восстановлением надзор за деятельностью казенных и частных уральских заводов был возложен на канцелярию Главного правления заводов в Екатеринбурге, при которой в 1802 г. было образовано горное начальство. Если рассматривать процедуру управления, то в начале XIX в. в горном ведомстве установилась мелочная опека коллегии над местными горными начальствами, что обеспечило рост бумажного делопроизводства4. В 1804 г. Министерство финансов составило «Историческое описание горных дел в России», которое предоставляло аналитические сведения о состоянии заводов. Среди недостатков были отмечены ветхость заводских строений и прудов, наличие неэффективной техники, недостаток ква-

1 РГАДА. Ф. 271. Оп. 2. Д. 102.

2 РГАДА. Ф. 271. Оп. 2. Д. 360. ЛЛ. 1-231.

3 РГАДА. Ф. 298. Оп. 1. Д. 75.

4 Ерошкин 2008, 423.

лифицированных специалистов, низкая выработка5. В целом был отмечен упадок горной промышленности. В силу этого властью было решено подготовить так называемую горную реформу. Осуществление данного мероприятия стало возможным в 1806 г. Реформа касалась вопросов организации управления, где взаимоотношения горных правлений с владельцами частных заводов заключалось в установлении производительности частных заводов, выдаче разрешений на постройку новых заводов, надзоре за выполнением «Горного положения»6.

В 1830 году Горное правление было переведено в Екатеринбург. С 1833 г. председателем горного правления был назначен главный начальник горных заводов Уральского хребта. В 1834 г. горное ведомство получило военное устройство; были милитаризованы местные горные учреждения, в которых должностными лицами являлись генералы и другие чины военизированного Корпуса горных инженеров. На заводах и рудниках были размещены воинские горные и соляные команды.

Военизация горного ведомства могла до известных пределов сдерживать проявление недовольства горнозаводских рабочих, но она не могла повысить производительности горных заводов7. Еще одной причиной кризиса стало низкое качество производимой продукции, сказывалось неумение русских мастеровых эффективно очищать от различных примесей железную руду, в результате чего правительство было заинтересовано в компетентных кадрах, способных решить стоящую перед российской промышленностью проблему. Такие специалисты нашлись в Швеции. Следует отметить, что во второй половине XIX в. данная страна переживала промышленный подъем. Причиной этого служило введение новых форм организации заводов, свободная торговля железом и использование уникальных по тем временам способов производства железа и чугуна (кричный, бессемеровский, мартеновский). Но бурное развитие промышленности имело и негативные моменты: Швеция была не в состоянии поглотить переизбыток рабочей силы. Так, безработица коснулась рабочих горнодобывающего района Бергслаген, которые были вынуждены искать применение своих знаний за границей. В Швеции началась массовая эмиграция. До 1930 г. Швецию покинуло около 1,2 млн. человек8.

В середине XIX в. население Швеции насчитывало 3,5 млн. жителей. Преобладающим сектором экономики в стране было сельское хозяйство. В 60-х годах XIX в. русский историк В. И. Гурье в своей работе «О сословиях в Швеции» так проанализировал сложившуюся в стране ситуацию: «В настоящее время в Швеции... только 73 города, так что приходится по одному городу на 40 кв. миль. Народонаселение этих городов весьма малочисленно. В двадцати четырех городах число жителей не достигает и одной тысячи. В двадцати двух городах менее двух тысяч жителей. И в целой Швеции только 4 города, в стенах которых живут более 10 000 человек. Число жителей всех городов, взятых вместе, простирается только до 250 000, и в это число включены, кроме того, чиновники, духовные лица и дворяне, проживающие в городах. С этой скудностью городского населения сто-

5 Высочайшие утвержденные доклады и другие сведения о новом образовании горного начальства и управления горных заводов. 1807, 172-173.

6 Ерошкин 2008, 424.

7 Ерошкин 2008, 425.

8 Мелин 2002, 263.

ит в связи и бедность городов»9. Вероятнее, это и стало причиной эмиграции, повлекшей отток около 1 млн. шведов. Центром стали США, но в зависимости от специализации шведы выбирали и иные районы. Во второй половине XIX в. интересы нуждавшихся в работе шведских специалистов и русских заводчиков совпали. В 1878 г. немецкие владельцы Белорецкого и Тирлянского металлургических заводов командировали в Швецию (провинция Вермланд, Деренгрос) своего управляющего, инженера, шведа по национальности А. Э. Гассельблата. Целью поездки было приобретение чертежей новых горнов доменных печей и поиск специалистов, способных организовать по ним металлургическое производство10. В итоге на Тирлянский завод было привезено около 100 мастеровых11.

Заинтересованные в шведских специалистах правительство и заводчики предоставляли им хорошие условия для работы. На территории заводского поселка им выделялось бесплатное благоустроенное жилье, провиант и предоставлялся ежегодный отпуск на родину. Размер жалования составлял от 2000 до 25 000 рублей в зависимости от квалификации, объемов производства, прибыли12. Для эффективного развития металлургического производства было налажено промышленное сотрудничество между двумя странами. Помимо передачи опыта, прибывшие на Урал шведы овладели новыми для себя специальностями, например, прокатчик стального листа.

Следует отметить, что согласно архивным данным, первые шведские специалисты появились в Российской Империи в 1765 г. По разрешению Берг-коллегии барон Борегард привез их в страну13. Сферой деятельности иностранцев было по преимуществу сельское хозяйство. Правительством было решено образовать колонии-поселения, управление которыми осуществляла, созданная при Сенате 22 июля 1763 г. на правах коллегии, Канцелярия опекунств иностранных (РГАДА Ф. 283). В компетенцию данного органа входил вызов иностранных специалистов, устройство их на местах поселения, организация труда, обеспечение порядка и законности. Для вызова и устройства иностранцев правительство ежегодно выделяло 200 000 рублей. С 1797 г. делами иностранцев занималась созданная при Сенате Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства14.

В XIX в. контроль за иностранными специалистами, прибывшими в Россию, взяло на себя созданное 26 декабря 1837 г. Министерство государственных иму-ществ. Проблемами колонистов занимались 1 и 4 отделения15. Данное учреждение выпускало свой журнал, в котором нашла отражение информация о применении опыта иностранцев, в том числе и шведов, их достижения в сельском хозяйстве и промышленности.

Документы, свидетельствующие об интересе шведов к России, в настоящий момент находятся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) и Российском государственном историческом архиве (РГИА). Немало сведений

9 Гурье 1862, 757.

10 Новичкова 2012, 252.

11 Тирлян — чисто российские истории 2012, www.tirlyan.magnitogorsk.org>index13.php.

12 Шильникова 2009, 25-40.

13 РГАДА. Ф. 283. Оп. 1. Д. 56. Л. 1-3.

14 РГАДА. Ф. 1467. Оп. 1. Д. 119.

15 Шафранов 1904, 105-106.

о деятельности шведских предпринимателей и инженеров, внесших вклад в развитие металлургической промышленности в России, содержатся в РГИА. Среди документов Горного департамента (Ф. 37) и Штаб-корпуса горных инженеров Министерства финансов (Ф. 44) содержатся донесения о шведской горнодобывающей и металлургической промышленности, дела о командировании русских горных инженеров в Швецию и их отзывы о ней. Интерес к развитию данной отрасли подкрепляется целым корпусом документов, хранящихся в фондах Министерства торговли и промышленности (Ф. 23), Министерства финансов (Ф. 560), Комитета министров (Ф. 1263), которые содержат материалы о деятельности шведских кампаний в России, прошения шведов о выдаче ссуд на устройство фабрик и разрешения на деятельность шведских торгово-промышленных обществ и компаний. При изучении становления горной промышленности особую ценность представляют разрешения шведским подданным разрабатывать горные промыслы в России16. Шведский опыт всегда пользовался интересом русской стороны, поэтому данные фонды содержат донесения русских консулов о состоянии шведской промышленности в XIX — начале ХХ вв., документы об участии шведов в Политехнической выставке в Москве 1872 г.

Помимо документов центральных архивов, информацию о шведских специалистах, условиях их пребывания содержат материалы Государственного архива Свердловской области (ГАСО). Фонды Уральского горного управления (Ф. 24), Канцелярии Главного начальника Уральских заводов (Ф. 43), а также фонды уральских казенных и частных заводов предоставляют материалы по вопросам управления, кадрам и организации производства.

В развитии уральских заводов немаловажную роль играли компетентные управленческие кадры. Примером грамотного руководство металлургическим производством служит деятельность Акселя Эмильевича Гассельблата (ок. 18471901 гг.). Под его руководством была осуществлена модернизация металлургического производства Кагинского и Узянского чугуноплавильных заводов. С 1888 г. он проектировал и консультировал строительство нового чугуноплавильного Зи-газинского завода17.

Важным для раскрытия темы представляется использование статистической документации рассматриваемого периода: количества прибывших на уральские заводы шведов, число вернувшихся обратно, размеры жалованья и прочих выплат. Но при её выявлении возникает ряд трудностей, связанных с организацией предоставления такого рода данных в Центральный статистический комитет при Министерстве внутренних дел.

Во второй половине XIX в. статистические комитеты существовали во всех губерниях Российской Империи. Сведения о движении населения, заводах и фабриках должны были сообщаться ежегодно. Для получения сведений о заводах полиция выборочно раздавала владельцам специальные бланки. Сообщавшиеся предпринимателями сведения не подвергались проверке. Поэтому точность такого рода данных является сомнительной18. Автор настоящей статьи столкнулся с проблемой их отсутствия.

16 Берсенев 1998, 95-96.

17 Гассельблат 2003, 9-17.

18 Никитин 1940, 71-72.

Информативным источником, рассказывающим о быте и деятельности шведских специалистов, является устная история. Данный исторический источник позволяет сохранить свидетельства непосредственных участников исторических событий, «маленьких людей», которые в официальных источниках фигурируют только в качестве статистических единиц, а чаще всего оказываются забытыми. Устная история обеспечивает трансляцию систем ценностей и культурно-семантического кода от поколения к поколению. Благодаря устной истории прошлое предстает через мировоззрение рядовых участников исторического процесса19. Ценным для раскрытия темы является интервьюирование, проведенное аспиранткой исторического факультета Магнитогорского государственного университета К. А. Новичковой потомков шведских специалистов, прибывших в XIX в. на Тир-лянский завод. Данный источник позволил выявить личности мастеровых, проследить их биографию, процессы ассимиляции и культурного взаимодействия.

Таким образом, при изучении вопросов деятельности шведов по развитию и совершенствованию металлургического производства на Урале во внимание исследователей попадает целый пласт архивной документации центральных и региональных архивов. Использование данных материалов позволяет выявить причины, побудившие шведов участвовать в модернизации уральских заводов, оценить эффективность их деятельности, особенности управления и пребывания в исследуемом регионе.

ЛИТЕРАТУРА

Берсенев В. 1998: Материалы по истории русско-шведских отношений в Российском государственном историческом архиве // Шведы на берегах Невы /А. В. Кабак (ред.). Стокгольм, 93-98.

Гассельблат Г. В. 2003: Аксель Эмильевич Гассельблат — организатор модернизации южно-уральских заводов в родственном окружении (фрагмент 500-летней истории рода Гассельблат) // Сплетались времена, сплетались нравы. 25, 9-17.

Гурье В. И. 1862: О сословиях в Швеции // Русский Вестник. 4, 755-806.

Ерошкин Н. П. 2008: История государственных учреждений дореволюционной России. М.

Васильев А. И. (ред.) 1807: Высочайшие утвержденные доклады и другие сведения о новом образовании горного начальства и управления горных заводов. СПб.

Мелин Я. 2002: История Швеции. М.

Макарова Н. Н., Чернова Н. В. (ред.) 2008: Методические рекомендации по архивной практике. Магнитогорск.

Никитин С. А. 1940: Источниковедение истории СССР. XIX в. М.

Новичкова К. А. 2012: История появления шведских переселенцев в поселке Тирлян-ский в последней четверти XIX в. // Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России. IV Всероссийские научные Зворыкин-ские чтения / Н. В. Чайковская (ред.) Муром, 252-255.

19 Макарова, Чернова 2008, 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.