после предыдущего исследования, после чего к устройству подсоединяют резиновую емкость для сбора альвеолярного воздуха. С целью предотвращения носового дыхания испытуемому надевают на нос специальную клемму. После выполнения рабочей операции емкость с отобранным альвеолярным воздухом отсоединяют от устройства для последующего газоанализа.
Как показали полученные результаты, при обследовании испытуемых в состоянии относительного покоя, когда частота дыхания 12—16 циклов в минуту, время отбора необходимого для газоанализа количества альвеолярного воздуха (300— 400 мл) равно 3—4 мин. При выполнении испытуемым физической работы, когда частота дыхания возрастала, время отбора проб воздуха сокращалось.
Данное устройство мы применяли при исследовании функционального состояния системы внешнего дыхания у горнорабочих открытых карьеров и глубоких рудников Крайнего Севера. Установлены хорошие эксплуатационные качества при температуре воздуха от —36 °С до 25 °С при относительнй влажности до 100%. Небольшие массы и размеры устройства позволили исследовать горнорабочих
как в состоянии относительного покоя, так и при выполнении горно-производственных операций на рабочих местах. Кроме того, незначительное время для отбора проб альвеолярного воздуха дало возможность проводить исследования при низкой отрицательной температуре воздуха, когда основным лимитирующим фактором отказа измерительной аппаратуры дыхательной системы является подмерзание клапанов устройств из-за конденсации на них влаги из выдыхаемого воздуха.
Применение данного устройства при широком диапазоне температурно-влажностных параметров окружающей среды и различной физической активности испытуемых показало целесообразность его использования при изучении в производственных условиях одного из основных компонентов внешнего дыхания — альвеолярного воздуха.
Литература. Генин А. М., Поляков В. Н., Асямо-лова Н. М. "и др. — Космическая биол., 1975, № 2,
с. 59—65.
Диагностическая и терапевтическая техника. Под ред.
В. С. Маята. М., 1969 ОльнянскаяР. П., ИсаакянЛ. А. Методы исследования газового обмена у человека и животных. Л., 1959.
Поступила 06.02-81
За рубежом
УДК в 13.644-07:612.84 + «12.8861-053.6+ в 12.84 + в I 2.88в).0М.45-053.в
Цв. Попиванова
ШУМОВИБРАЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВЕСТИБУЛЯРНО-ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ У ПОДРОСТКОВ
Научно-исследовательский институт гигиены и профессиональных заболеваний Медицинской академии, НРБ, София
Целью данного исследования являлось определение влняния шумовибрацнонного фактора на комплексную деятельность вестибулярного и зрительного анализаторов у подростков, обучающихся в текстильной и машиностроительной промышленности, и специально — вестибулярного влияния на зрительную систему, когда вестибулярный анализатор находится в неинерциальном состоянии.
При оценке взаимодействия вестибулярного и зрительного анализаторов применяли комплексную методику (КеИашу, 1980), с помощью которой учитывали влияние возбужденного вестибулярного анализатора на зрительную функцию при формировании восприятия пространства. На пульте в 2 вертикальных рядах расположены по солнечному спектру цветные световые объекты (красный, жел-
тый, зеленый, синий), находящиеся в круглых отверстиях диаметром 1 см и покрытые разноцветными фильтрами. Около них находятся градуированные кружки и подвижные стрелки (с обозначениями в сантиметрах и миллиметрах) для учета длины и направления наступивших деформаций. В горизонтальной панели на этом же пульте в круглые отверстия диаметром 1 см вставлено 17 пятнад-цативаттовых лампочек, связанных с приводящим электромеханизмом и электронным коммутатором, учитывающим скорость появившегося ложного движения световых объектов с электронной точностью от 1 до 100 импульсов и более в секунду. Исследуемый получает калорическую вестибулярную провокацию (в ухо в течение 10 с вводят 100 мл воды температурой 20 °С). Дается задание запомнить изменения в восприятии формы, яркости, направле-
ння и продолжительности наступивших деформаций, а также скорость эвентуально появившегося движения цветных объектов.
Наблюдения проводили за 60 подростками в возрасте 16—17 лет, обучающимися в специальных производственно-технических училищах (СПТУ) машиностроительной и текстильной промышленности. Полученные результаты сравнивались с показателями 56 подростков того же возраста, не подвергавшихся воздействию шумовибрационного фактора (контрольная группа).
Анализ экспериментальных данных показал, что у 50% подостков подопытной группы вестибулярная провокация вызывала восприятие деформаций цветных объектов, а у 25% из них — восприятие ложных движений объектов. В контрольной группе деформации восприняли 24,3 %, ложные движения — 9 % (Р<0,01). При повышении шумовибрационного воздействия более чем в 2 раза встречаются изменения в пространственных восприятиях.
Поскольку вестибулярный анализатор не только создает фон, но и сам активно участвует в формировании зрительного образа (Kehaiov, 1977; А. Ке-хайов; Popivanova), можно предполагать, что профессиональная нагрузка шумовибрационными факторами повышает возбудимость вестибулярного анализатора и его сенсибилизирующее воздействие на зрительную систему при формировании пространственных восприятий.
Воспринимались два типа деформаций цветных объектов: круговые (равномерное уменьшение или расширение объекта в форме круга) и линейные (одно- или разнонаправленные в виде лучей). Большинство (93,4" ) подростков подопытной группы отмечали линейные деформации, а в контрольной 45% воспринимали круговые, а 55%— линейные деформации. Преобладание линейной деформации является биологически неблагоприятным, так как воспринимаемая форма объекта слишком далека от объективной и воспринятая ложная информация нарушает возможность целесообразного адаптирования. Следовательно, у подростков, испытывающих влияние шумовибрационного фактора, по-видимому, нарушаются приспособительные возможности.
При изучении направления деформаций цветных объектов установлено, что у подростков, испытывающих шумовибрационные воздействия, появившиеся деформации были направлены преимущественно к нижним квадрантам (у 98% в направлении 270 °), а в контрольной группе у 50% обследованных — к верхним.
Другим важным показателем являлась продолжительность деформаций, характеризующая измененное восприятие. У подростков контрольной группы она оказалась намного меньше (1—11/2 мин), чем у здоровых взрослых — 3—4 мин (А. Кехайов), что свидетельствовало о быстрых восстановительных возможностях организма подростков. У лиц, обу-
чавшихся в условиях шумовибрационного воздействия, время исчезновения деформаций составило 6—7 мин (Р<0,01). Вероятно, систематическая сверхвозбудимость нервных клеток под влиянием шумовибрационных факторов приводила к нарушению нервно-восстановительных процессов, связанных с наступлением охранительного торможения, что выражалось в медленном исчезновении деформаций.
Восприятие скорости ложного движения ложных деформаций у подростков экспериментальной группы достигало 35 импульсов и более, а у подростков контрольной группы — 25 импульсов в секунду. При обследовании здоровых, взрослых (летчиков) в возрасте от 20 до 40 лет оказалось, что у них восприятие ложного движения объектов появляется очень редко и не превышает 1 импульса в секунду (А. Кехайов). У подростков обеих групп по сравнению со взрослыми установлена высокая возбудимость нервных клеток, что было особенно выражено в эксперименте, где ложное движение возникало чаще и ложная скорость движения была больше. Следует отметить, что у подростков контрольной и особенно экспериментальной групп восприятие скорости движения как по абсолютным, так и по среднегрупповым показателям было почти одинаково для длинноволнового и коротковолнового диапазонов световых объектов. Это свидетельствует о том, что подростки (особенно те, которые подвержены шумовибрационным воздействиям) отличаются более интенсивными и недифференцированными реакциями. Мы полагаем, что указанный факт может быть объяснен быстрым распространением возбудительного процесса, приводящим к функциональному несовершенству взаимодействия вестибулярного и зрительного анализаторов, т. е. первый не успевает подготовить второй к дифференцированному восприятию разноволновых световых лучей.
Таким образом, полученные нами результаты показывают, что у подростков, работающих в условиях шумовибрационного воздействия, намного чаще и в более выраженной степени возникают отклонения в пространственных восприятиях. Подобные сдвиги могут привести к неадекватным реакциям во время работы независимо от повышенного внимания подростка. Поэтому установленные факты нужно иметь в виду при профессиональной ориентации подростков к трудовой деятельности, связанной с шумовибрационными воздействиями.
Литература. Kehaiov A.N. — Minerva Otorhino-
laring., 1977, v. 27, p. 171 — 174. Кехайов А. Пространство, време и движение. Вестибу-
ларни, зрителни и слухови перцепции. София, 1978. Kehaiov A.N. — Agressologie, 1980, v. 21. p. 165—169, Popivanova С. — Rev. Oto-neuro-ophtalm., 1979, v. 51.
p. 417—420.
Поступила 23.01.81