Научная статья на тему 'Штрихи к портрету учителя'

Штрихи к портрету учителя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шейх-заде Ю. Р.

Personal impression of the pupil about his teacher are described in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strokes to the teacher's portrait

Personal impression of the pupil about his teacher are described in the article.

Текст научной работы на тему «Штрихи к портрету учителя»

Ю. Р. ШЕЙХ-ЗАДЕ

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ УЧИТЕЛЯ

Кафедра нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета, г. Краснодар

Будучи одним из последних учеников Павла Михайловича Старкова, я, конечно, не мог быть свидетелем его творческого роста и становления в качестве одного из ведущих физиологов Советского Союза, но даже то, что я успел получить под его руководством, оставило самые яркие впечатления в моей профессиональной жизни. Должен сказать, эти впечатления постепенно изменяются и даже переосмысливаются по ходу великих перемен в истории нашей страны, по мере развития и эволюции нашего коллектива, а также просто в зависимости от тех или иных событий в моей собственной судьбе. При этом с годами я все лучше и лучше начинаю понимать мотивы тех или иных решений Павла Михайловича, почему и для чего он иногда был так суров или, наоборот, терпелив со своими учениками. А бывает и так, что, попав в какую-нибудь жизненную или академическую ситуацию, просто думаешь: а как бы повел себя при этом Павел Михайлович? И ответ, как правило, приходит сам по себе. Так, в 1990 году мне было предложено возглавить кафедру патологической физиологии вместо уходившего на пенсию профессора Р. Б. Цынкаловского. К недоумению многих, я сразу и окончательно отказался от этого предложения, не желая расставаться с любимой специальностью. А когда через несколько дней рассказал об этом своему учителю (который был тогда уже на пенсии), то получил полное понимание и одобрение своего поступка.

Многократно задумываясь над тем, чем я обязан Павлу Михайловичу и что он сумел вложить в меня, я всегда и неизменно возвращаюсь к вопросу, в чем заключались истоки его незаурядности, одинаково признаваемой как друзьями, так и оппонентами.

Отвечая на этот вопрос, хочу выделить две ключевые особенности его личности, дарованные ему природой. Первая - это несомненный физиологический талант, позволявший всем знавшим его с полным основанием и уважением относиться к нему как к истинному Мастеру своего дела. Все его научные разработки, как правило, отличались оригинальностью методических подходов и большим количеством конструкторских решений. Это был изобретатель и рукодел от Бога. Будучи выходцем из рабочей уральской семьи, он до глубокой старости сохранял любовь к различным механизмам и инструментам. По этим критериям он определял и профпригодность будущих сотрудников. Так, когда я впервые появился на кафедре (1966) с просьбой принять меня в физиологический кружок, он первым делом спросил меня, что я умею делать руками, а когда я ответил, что владею элементами электротехники, слесарного и токарного дела, сразу подобрел и тут же стал выбирать мне тему научной работы, при выполнении которой можно было максимально использовать мои навыки.

Яркой стороной его физиологического таланта было, конечно, и необыкновенное чутье на перспективные для разработки физиологические направления. Он никогда не занимался мелкотемьем или тиражированием однотипных фактов. Все диссертации, выходившие под его руководством, как правило, представляли самостоятельный научный интерес и неизменно отличались добротностью, оригинальностью и весомостью описываемых результатов.

Несомненным признаком таланта Павла Михайловича была также гармоничная широта его научных интересов. В рамках единой проблемы общей гипотермии у него выходили фундаментальные работы по электрофизиологии и кровоснабжению головного мозга, физиологии сердца и высшей нервной деятельности, газовому наркозу и т. д. И во всех этих вопросах он разбирался на уровне лучших специалистов страны, что создавало ему заслуженный авторитет среди многочисленных коллег и учеников.

Истоки этой эрудиции я понял гораздо позже - уже после кончины Павла Михайловича, когда его дети, исходя из его теплого отношения ко мне, особенно в последние годы жизни, подарили мне его научную библиотеку. Разбирая книги Учителя, я удивлялся широте его интересов не только в области физиологии, но и в других областях знания - философии, истории, физики и т. д. Так, рядом с руководствами по физиологии можно было увидеть трехтомную «Историю дипломатии». Поразило меня и то, что все книги выглядели как новые, создавая впечатление нечитаных, если бы не многочисленные закладки и вложенные листочки, на которых аккуратным почерком Павел Михайлович делал свои пометки и комментарии.

Как я понимаю, максимальное развитие таланта Павла Михайловича было бы невозможным без его второго дара, а именно исключительной цельности натуры. Все, что он делал, говорил или требовал от других, четко вписывалось в глубоко продуманную систему моральных принципов и правил поведения, не позволявших ему ловчить или лавировать в зависимости от обстоятельств. Неуклонное следование этой системе иной раз приводило его к трениям с людьми, исповедующими менее строгие взгляды, но в конечном счете дело обычно заканчивалось в пользу Павла Михайловича, так как в отличие от оппонентов он всегда говорил то, что думал, и делал то, что говорил.

Перебирая в памяти множество эпизодов с участием Павла Михайловича, я как бы заново перелистываю иллюстрации тех или иных сторон его характера. Из них наиболее глубинной, всеопределяющей и поэтому даже не обсуждаемой чертой являлось бескорыстное служение науке и строжайшее соблюдение ее неписаных законов.

Одним из таких законов он считал максимальную прозрачность проводимых исследований, а также их максимальное обсуждение в коллективе и на заседаниях физиологического общества. Поэтому все свои эксперименты мы выполняли буквально бок о бок на соседних столах и досконально знали все проблемы и достижения друг друга. Кроме того, не реже одного раза в месяц Павел Михайлович проводил заседания кафедры, на которых каждый сотрудник независимо от звания докладывал о промежуточных результатах своей плановой научной работы (а заниматься наукой должны были все преподаватели, аспиранты и старшие лаборанты, допущенные к преподаванию физиологии). При такой постановке вопроса скрыть свои неуспехи или отлынивание от научной работы было невозможно, и поэтому экспериментальный процесс на кафедре был организован, как хорошо отлаженный конвейер.

УДК 612.002.704.31

Огромное внимание Павел Михайлович уделял подготовке научных и педагогических кадров, которая осуществлялась в полном соответствии с традициями классической физиологии, которые носили далеко не тепличный характер. Так, аспирант первого года обучения должен был досконально изучить и вместе с лекционным ассистентом показать на всех студенческих потоках все предусмотренные планом демонстрационные эксперименты, многие из которых требовали высокой вивисекционной подготовки. При этом обязательно указывалось, на какой минуте лекции следует появляться в аудитории, а если это не получалось или, хуже того, не получался эксперимент, виновников ожидал малоприятный разнос в кабинете шефа, а то и публичный «разбор полетов» на уровне заседания кафедры. Поэтому все аспиранты, не жалея времени, заранее готовились к демонстрациям, что в конечном счете и приводило к тому, что от них требовалось - то есть к освоению тех или иных методик.

Иногда мне кажется, что некоторые опыты Павел Михайлович заказывал чисто в воспитательных целях, зная, что они все равно не получатся, а повод к методическому усовершенствованию у неудачника останется. Так, однажды он поручил мне показать на демонстрационном кимографе синхронную запись сокращений предсердий и желудочка лягушки, да так, чтобы запись была видна из дальних рядов аудитории. Сколько я ни бился, но получить приличную механограмму предсердий не мог из-за инерционности регистрирующих рычажков. Тогда я взял вилку от упсальского писчика, натянул на нее колечко из резиновой жилки, в которое вставил легкую соломинку, и повернул ее перпендикулярно колечку на 2 оборота. Получился очень легкий писчик, в котором скрученное резиновое колечко одновременно выполняло роль поперечной оси и противовеса. Получив требуемую запись, я дождался следующего дня и в точно указанное время въехал со своей установкой в аудиторию. Павел Михайлович спокойно взглянул на запись и обратил внимание студентов на ее хорошее качество. Заканчивая эту фразу, он вдруг запнулся, еще раз присмотрелся к установке и гневным голосом спросил: «А это еще что такое?». Я попытался ответить, что это специальный писчик для записи сокращений предсердий, но он не стал даже слушать это и приказал мне немедленно покинуть аудиторию. После этого был жесточайший разнос на заседании кафедры за нарушение классической техники графической регистрации.

Таким же строгим Павел Михайлович был и при воспитании у нас других навыков экспериментальной культуры. В связи с этим вспоминается один смешной (теперь!) эпизод. Как-то утром ко мне в лабораторию зашел мой однокашник аспирант А. Б. Трембач (ныне профессор), положил свою шапку на мой кардиограф и стал что-то рассказывать. В этот момент в комнату заходит ПэЭм, видит шапку на приборе и начинает ругаться: «Что это за безобразие?! Кто из вас додумался до этого?! Чья это шапка?! Чей кардиограф?! Гнать вас надо из лаборатории...» И так далее. Кончилось это тем, что мы оба написали объяснительные записки и с тех пор уже никогда не клали шапки на приборы.

Будучи очень организованным человеком, Павел Михайлович всегда возмущался, если сотрудники отсутствовали на работе без его ведома, занимались болтовней, игрой в шахматы или в нарды. В таких ситуациях он всегда спрашивал: «А вы почему не в опыте? Идите ставить опыт!». Если человек оправдывался тем, что в виварий не завезли кошек, следовало указание: «Значит, идите и ловите сами». Ловля кошек считалась «святым делом» и признаком хорошего тона в лаборатории.

Спустя много лет, оценивая эти эпизоды, а также общаясь с Павлом Михайловичем после выхода его на

пенсию, я понял, что вся его суровость была своеобразным педагогическим приемом, продиктованным искренним желанием максимально раскрыть все функциональные возможности своих сотрудников и учеников. В качестве примера мне вспоминается еще один случай. Получив в качестве диссертационной темы задание изучить деятельность изолированного сердца кошки при охлаждении его до 0о , я рьяно взялся за дело, но вскоре убедился, что задача неразрешима из-за гибели всех препаратов при 16-20°. Изучив, как следует, литературу, я понял, что это не только моя проблема. Однако Павел Михайлович и слушать не хотел мои предложения по изменению темы. «Что за глупости?! Значит, плохо ищете причину. Идите и работайте», - все время повторял он. В результате после двух лет бесплодного поиска я решил уйти из аспирантуры, посвятив в это решение свою жену, которая в то время училась на одном курсе с невесткой Павла Михайловича Татьяной. Узнав от жены эту новость, Татьяна очень удивилась и сказала, что, по ее сведениям, все обстоит как раз наоборот, так как дома свекор отзывается об аспиранте только с положительной стороны. После этого я отложил свои капи-туляционные намерения, и вскоре действительно пришла удача. Оказалось, что достаточно снизить концентрацию кальция в перфузионном растворе и сердце после этого может сокращаться до 0-3о.

Обнаружив столь принципиальный для гипотермии факт, я написал первую в своей жизни статью и отнес ее на проверку к Павлу Михайловичу, который после этого 18 раз (!!!) возвращал мне ее на переработку. Честно говоря, тогда я полагал, что это перебор, а сейчас очень хорошо понимаю, что у него были дела и поважнее, но он не жалел личного времени, терпения и щедро (хотя и в суровом тоне) делился со мной своим опытом.

Отличительной особенностью Павла Михайловича было и его умение не переходить от личных обид и разногласий к травле и дискриминации непокорных сотрудников. И здесь на память приходит один показательный случай. За несколько часов до защиты мною кандидатской диссертации на кафедре состоялось бурное заседание, на котором несколько сотрудников, включая меня, с перевесом в один голос выступили против мнения шефа по очень важному для него вопросу. Нет нужды объяснять, насколько оскорблен и разгневан на меня был Павел Михайлович при его достаточно холерическом темпераменте. Многие предрекали мне тогда провал на защите и последующий дискомфорт на работе. Однако ровно в 14.00 шеф появился в зале заседания совета, молча отсидел защиту и сдержанно поздравил меня с ее завершением. Каково же было удивление коллег и мое в первую очередь, когда через некоторое время он появился на банкете, и не один, а с женой Жозефиной Вячеславовной, что однозначно говорило об их уважительном отношении к этому событию.

Надо сказать, что и после защиты я не заметил каких-либо изменений в своих отношениях с шефом, а после его выхода на пенсию они, как и следовало ожидать, приняли самый теплый и непринужденный характер.

Таков был мой Учитель, и я очень рад предоставленной мне возможности еще раз выразить свою глубокую благодарность человеку, в значительной степени предопределившему мой путь в науке и соответствующее отношение к ней.

Поступила 20.06.2006

YU. R. SHEIKH-ZADE

STROKES TO THE TEACHER’S PORTRAIT

Personal impression of the pupil about his teacher are described in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.