Научная статья на тему 'Чему меня научил учитель: научная школа профессора П. М. Старкова'

Чему меня научил учитель: научная школа профессора П. М. Старкова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покровский В. М.

Starkov's personality as a creator of the scientific school is described in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What my teacher taught me - professor Starkov's scientific school

Starkov's personality as a creator of the scientific school is described in the article.

Текст научной работы на тему «Чему меня научил учитель: научная школа профессора П. М. Старкова»

лучше перейти на теплое укутывание, так как при этих температурах ЦНС способна самостоятельно быстро и полноценно восстановить температуру и все функции организма. Многочисленные работы по гипотермии были обобщены в книгах «К проблеме острой гипотермии» (Краснодар, 1957) и «Гипотермия и местное действие холода на мозг и сердце» (Краснодар, 1968).

За годы заведования кафедрой нормальной физиологии Кубанского медицинского института П. М. Стар-

ковым подготовлено 36 кандидатов и 5 докторов наук. Ученики Павла Михайловича составили целую плеяду современных ученых Кубани.

Поступила 25.09.2006

V. M. POKROVSKII

STARKOV PAVEL MIKHAILOVICH -TO BIRTH CENTENARY

Short description of P. M. Starkov’s creative road.

В. М. ПОКРОВСКИЙ

ЧЕМУ МЕНЯ НАУЧИЛ УЧИТЕЛЬ: НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА П. М. СТАРКОВА

Кафедра нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета, г. Краснодар

Созданное на Кубани Павлом Михайловичем Старковым, вряд ли может быть охарактеризовано наиболее распространенным представлением о научной школе как «сообществе исследователей, интегрированных вокруг ученого - генератора идей». Основное научное направление кафедры - всестороннее изучение функций организма при гипотермии - носило преимущественно аналитический, а не синтетический характер. Группы или отдельные ученики изучали изменение функций отдельных органов или систем при понижении температуры организма. Мне, а позже консолидированной вокруг меня группе досталось сердце. Какой-либо стержневой идеи принципов изменения функций при понижении температуры сформулировано не было. Более того, попытки учеников на базе новых фактов создать новые представления или альтернативные взгляды встречались сдержанно. Вероятно, прежде всего этим объясняется то обстоятельство, что после прекращения Павлом Михайловичем активной научной деятельности среди его учеников не нашлось продолжателя развития научного направления и исследования по гипотермии на Кубани вскоре прекратились. Это обстоятельство невольно заставляет задуматься, является ли научная идея учителя основным, системообразующим фактором научной школы.

Мне представляется, что мой учитель дал мне много больше, нежели свою научную идею, для дальнейшего развития. Он воспитал у своих учеников и, в частности, у меня принципы научного познания, основанные на скрупулезной тщательности в проведении эксперимента и придирчивой объективности анализа его результатов. Такой подход позволил каждому из его учеников в дальнейшем в зависимости от генетической способности к познанию выстроить свою схему критического анализа результатов и формирования путей решения возникших несоответствий между добротными фактами и существующими на данный момент принятыми представлениями.

Мощным воспитательным моментом на кафедре всегда был высокий уровень требовательности не только к научному эксперименту, но и ко всем формам деятельности преподавателя и аспиранта: от точности

в появлении на работе, ответственности при подготовке и проведении практических занятий со студентами и лекционных демонстраций. На регулярно проводимых учебно-методических заседаниях кафедры каждый преподаватель должен был представить кимо-граммы записей практических работ, выполненных студентами под его руководством и сделанных самим преподавателем, демонстрирующим студентам технику записи, к примеру, суммации мышечных сокращений или кардиограммы изолированного по Штраубу сердца лягушки. Демонстрацией опытов сопровождалась практически каждая лекция, что требовало от сотрудника, демонстрирующего опыт, длительной и очень тщательной подготовки, включавшей как теоретическую подготовку, так и отточенность техники выполнения сложных манипуляций. Каждый из сотрудников, прошедших такую школу, оказывался всесторонне подготовленным. Он мог в равной мере выполнить как сложный острый эксперимент, так и достаточно сложную операцию в стерильных условиях с последующим выхаживанием животного после операции и выполнением на нем хронических наблюдений. Широта теоретической и, в особенности, методической подготовки позволяла ученикам Павла Михайловича при построении логики исследований в их самостоятельной последующей работе видеть целостный организм и обеспечивать наиболее рациональные пути получения информации о формировании и протекании функций в нем.

Все воспитанники школы Павла Михайловича Старкова безмерно благодарны своему учителю за широту подготовки, высочайшую требовательность к тщательности и чистоте физиологического эксперимента, непримиримость к научной недобросовестности.

Поступила 03.10.2006 V. M. POKROVSKII

WHAT MY TEACHER TAUGHT ME - PROFESSOR STARKOV’S SCIENTIFIC SCHOOL

Starkov’s personality as a creator of the scientific school is described in the article.

УДК 612 (092)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.