Современная Европа, 2022, № 6, с. 98-111
УДК 327, 33
ШПИЦБЕРГЕН: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
© 2022 ЖУРАВЕЛЬ Валерий Петрович*
Кандидат педагогических наук, доцент Отдел страновых исследований Центр арктических исследований, Институт Европы РАН 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3 *E-mail: zhvalery@mail.ru
© 2022 ТИМОШЕНКО Диана Сергеевна**
Кандидат экономических наук Отдел страновых исследований Центр арктических исследований, Институт Европы РАН 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3 **E-mail: artemideus@gmail. com
Поступила в редакцию 07.07.2022
После доработки 23.08.2022 Принята к публикации 09.09.2022
Аннотация. Шпицберген как арктическая территория находится в центре внимания множества игроков геополитической арены. Мирное экономическое и научное использование архипелага со статусом terra nullius было условием международного взаимодействия заинтересованных стран в XIX в. Оно было закреплено в Париже в 1920 г. в Договоре о Шпицбергене, к которому через 15 лет официально присоединился СССР (Россия). Российское присутствие на архипелаге обусловлено не столько экономическими выгодами от ведущейся добычи угля, рыболовного промысла, а также туризма, сколько стратегическим присутствием и перспективой открытия новых полезных ископаемых, особенно редкоземельных металлов. В целях выработки теоретико-методических и практических рекомендаций по проблематике российского присутствия на Шпицбергене в статье проанализированы российско-норвежские отношения в контексте определения статуса и хозяйственной деятельности на архипелаге, подводены итоги государственной политики современной России последнего 30-летия, раскрыты характер и алгоритм разрешения конфликта летом 2022 г., вызванного санкциями Евросоюза по доставке груза для треста «Арктикуголь». Сделан вывод о необходимости прове-
дения консультаций по пониманию и трактовке положений Договора о Шпицбергене с его подписантами с учетом актуальных международных реалий.
Ключевые слова: Шпицберген, Россия, Норвегия, Арктика, международное право, экономика, Арктикуголь, СВО.
DOI: 10.31857/S0201708322060079
EDN: gpwjzz
Архипелаг Шпицберген (общая площадь - 62,7 тыс. кв. км) омывается Баренцевым, Норвежским и Гренландским морями. В его состав включены несколько относительно больших островов (Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля, Эдж, Баренца, Земля принца Карла, Белый) и свыше тысячи островов и скал, расположенных в Северном Ледовитом океане, а также остров Медвежий, находящийся в 195 км южнее названных островов архипелага [Вылегжанин, Зиланов, 2006: 6].
Первое свидетельство о посещении русскими архипелага относится к 1578 г. Изыскательская деятельность археологов в последние десятилетия позволила получить значительную информацию о быте и деятельности более ста поселений поморов, что подтверждает активную и постоянную деятельность наших соотечественников в этом регионе. Их именами названы горы, ледники, озера, хребты, перевалы и др. Имеется свыше 60 русских географических названий.
Название Шпицберген («острые горы») дано голландским мореплавателем В. Баренцем в 1596 г. Норвежцы называют архипелаг Svalbard. Вплоть до начала прошлого века Шпицберген считался terra nullius. 9 февраля 1920 г. в Париже был подписан Договор о Шпицбергене (далее - Договор), согласно которому норвежцы получили суверенитет над архипелагом, с которым Правительство СССР согласилось в 1924 г. Из-за противодействия США официальное присоединение СССР к Договору состоялось только в 1935 г.
Договор устанавливает уникальный в мировой практике правовой режим. С одной стороны, им признается «полный и абсолютный суверенитет» Норвегии над Шпицбергеном (ст. 1), а с другой - этот суверенитет обладает целым рядом ограничений, включая предоставление гражданам стран-участниц права «одинаково свободного доступа» на архипелаг и возможности ведения там хозяйственно-экономической деятельности «на условиях полного равенства» (ст. 2 и 3). Кроме того, Договор предусматривает, что архипелаг не должен использоваться «для целей войны» (ст. 9). В 1925 г. в соответствии с королевской резолюцией одновременно вступили в силу Договор о Шпицбергене, Горный Устав для Шпицбергена (разработан Норвегией на основании ст. 8 Договора) и национальный Закон о Шпицбергене [Treaty..., 1920]. Участниками Договора 1920 г. являются 45 государств.
Официальным языком является норвежский. Архипелаг является зоной беспошлинной торговли. Верховным представителем Норвегии на архипелаге является губернатор Шпицбергена, резиденция которого расположена в административном
центре - поселке Лонгйир. С 1947 г. в российском поселке Баренцбург действует консульское представительство РФ, преобразованное в 2008 г. в генконсульство1.
Экономика, туризм, население и наука
Основным российским предприятием на Шпицбергене является ФГУП «Государственный трест «Арктикуголь» (далее - трест), основанный на праве хозяйственного ведения. Предприятие создано во исполнение постановления Совета народных комиссаров Союза ССР от 7 октября 1931 г. № 836. Трест владеет 50 горными отводами, а также четырьмя земельными участками общей площадью 251 кв. км, на которых расположены один действующий рудник Баренцбург и два неработающих - Грумант и Пирамида, которые были законсервированы соответственно в 1961 и 1998 гг. В 2008 г. Распоряжением Правительства РФ трест вводится в ведомственное подчинение Минэнерго России2, в марте 2022 передается в ведение Минвостокразвития РФ3. В настоящее время добыча угля (антрацита) ведется только на одной из шахт Баренцбурга. Сейчас в связи с аварией на шахте (затопление) резко сократился объем добычи и ухудшилось качество угля. Данная хозяйственная деятельность не приносит высокую прибыль и ведется только с целью обеспечения присутствия России на архипелаге. С назначением в июле 2022 г. врио гендиректора треста И.А. Неверова определены новые перспективы развития предприятия с учетом текущей ситуации в регионе.
Промышленную добычу угля на Шпицбергене ведет и норвежская компания «Стуре Ношке» на Шахте 7 в Адвентдалене, расположенной около 2,4 км к юго-востоку от Лонгйира. Шахта работает более 50 лет и является последней работающей угольной шахтой в Норвегии. Уголь используется для производства электроэнергии в Лонгйире, обеспечивает металлургическую и химическую промышленность4.
Согласно данным Статистического бюро Норвегии, по состоянию на 2021 год на Шпицбергене постоянно (т.е. более 6 месяцев) проживает 2183 чел. Норвежская часть населения на 2021 г. составляет 1800 чел. Кроме них здесь проживают около 750 чел. из разных стран мира, которые в основном занимаются полярными научными исследованиями. За 30 лет население Баренцбурга и Пирамиды сократилось с 2407 (1990 г.) до 378 чел. (2021 г.), население Хорнсунна (польская исследовательская станция) - с 12 до 10 чел. Количество проживающих в Лонгйире и Ню-Олесунне выросло с 1125 в 1990 г. до 1795 чел. в 2021 г. Число приезжих в насе-
1 Значительный вклад в разрешение проблем на о. Шпицберген с 2006 по 2018 гг. сыграл Генконсул РФ на о. Шпицберген В.Г. Николаев (умер 7 февраля 2022 г.).
2 Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2008 г. № 1915-р. URL: http://government.ru/docs/alI/66581/ (дата обращения: 20.06.2022)
3 Распоряжение Правительства РФ от 25.03.2022 № 620 URL: http://government.ru/docs/all/140009/ (дата обращения: 20.06.2022)
4 Store Norske. Gruve 7. URL: https://www.snsk.no/bergverk/gruve-7 (дата обращения: 27.06.2022)
ленные пункты из-за границы и не проживающих на материке возросло с 293 в 2009 г. до 757 чел. в 2021 г.1.
Рост населения, изменение демографического состава ставят под вопрос жилищную ситуацию и местное территориальное планирование на Шпицбергене. Отмечается острая нехватка надлежащего жилья, что усугубляется географическим положением и отсутствием подходящей земли вблизи существующей инфраструктуры, а также законодательством о планировании, которое «преимущественно отдает предпочтение заботе об окружающей среде и культурном наследии, а не техническим жилищным потребностям» [Hovelsrud et al., 2020]. Первенство в законодательном решении данной проблемы должно принадлежать норвежской стороне, которая должна предоставить соответствующие условия для жизни и деятельности гражданам РФ и других государств.
Важно учитывать, что Шпицберген является районом нового туристского освоения. В конце XX в. туристическая индустрия стала основой развития экономики региона, постепенно вытесняя горнодобывающую промышленность [Timoshenko, 2020]. Ежегодно Лонгйир посещает около 30 тыс. туристов2. Россиянам для посещения Шпицбергена через Норвегию необходима двукратная туристская норвежская или шенгенская мультивиза. Москва имеет твердое стремление укреплять, диверсифицировать и модернизировать свое присутствие, в том числе через туризм и
"3
научную деятельность, создание новых предприятий3.
Центр арктического туризма «Грумант»4, созданный трестом в 2013 г., и ряд отечественных туроператоров вносят весомый вклад в продвижение внутреннего арктического туризма, популяризируют и интегрируют принципы устойчивости, бережного отношения к Арктике [Timoshenko, 2020]. В 2017 г. под руководством А.П. Веселова трест получил от обслуживания туристов более 200 млн руб. Была проделана масштабная работа по обновлению и созданию туристской инфраструктуры. Одно из первых заявлений И.А. Неверова 11 августа 2022 г. в статусе и.о. гендиректора треста посвящено единой цифровой системе для туристов, путешествующих по архипелагу Шпицберген. Общая цифровая архитектура будет включать в себя онлайн-приложения для путешественников, сервисы оплаты услуг в заведениях на архипелаге и множество других элементов5. Анализируя качество цифровых продуктов и услуг национального и регионального советов по туризму Нор-
1 Befolkningen pä Svalbard. URL: https://www.ssb.no/statbank/table/07430/ (дата обращения: 15.06.2022)
2 Store Norske. Turisme. URL: https://www.snsk.no/turisme/om-turisme (дата обращения: 27.06.2022)
3 О Шпицбергене и вокруг него. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. 25.02.2020. URL: https://www.mid.ru/ru/about/social_organizations/association/1428089/ (дата обращения: 27.06.2022)
4 Arctic Travel Centre Grumant. URL: https://www.goarctica.com/about-us (дата обращения: 20.06.2022)
5 «Арктикуголь» планирует создать на Шпицбергене единую цифровую систему для туристов. 11.08.2022. URL: https://tass.ru/ekonomika/15451047 (дата обращения: 11.08.2022)
вегии VisitNorway1 и VisitSvalbard2, целесообразность полного переноса акцента управления на крупномасштабные капитальные вложения в туризм и в заявленную И.А. Неверовым цифровую архитектуру сомнительна. Специфика арктических территорий и суровый климат Заполярья диктуют условия, при которых человеческий фактор, а не цифровой выходит на первое место.
15 октября 2021 г. по итогам 51-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству (СРНК) были утверждены лимиты вылова общих запасов в Баренцевом и Норвежском морях3. Ушли в прошлое события, когда норвежская береговая охрана пыталась арестовать российские рыболовные суда «Чернигов» в 2001 г., «Электрон» в 2005 г. и «Сапфир II» в 2011 г. за нарушение ими правил в морской рыбоохранной зоне [0sthagen, 2018]. Комиссия, созданная в 1977 г., в настоящее время стала действенным органом в решении возникающих проблем. Преувеличением является утверждение, что «давнее и в значительной степени успешное двустороннее сотрудничество в Арктике между Норвегией и Россией охватывает рыболовство, природопользование, поисково-спасательные работы, а также подготовку и ликвидацию разливов нефти» [Kelman et al., 2020]. Хотя Россия и Норвегия значительно продвинулись в двустороннем сотрудничестве, необходимо более последовательно и целенаправленно строить и проводить соседскую политику на арктическом направлении.
В Баренцбурге с 2014 г. действует Российский научный центр, представляющий консорциум научно-исследовательских, научно-образовательных и других организаций по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе международных. Ранее такого согласования и сотрудничества между организациями не было. Координатором Центра является Арктический и антарктический научно-исследовательский институт в Санкт-Петербурге (ФГБУ ААНИИ), на базе которого была создана постоянно действующая Российская научная арктическая экспедиция на архипелаге Шпицберген (РАЭ-Ш). Работы, несмотря на начавшиеся санкционные ограничения, выполняются совместно с норвежскими, немецкими, польскими коллегами. Ежегодно на станции работают более 50 учёных. К примеру, за три недели мая 2022 г. они обследовали 16 географических объектов и начали подготовку к развёртыванию масштабной системы мониторинга многолетней мерзлоты4. Сезонная экспедиция продлилась до конца октября 2022 г.5. Следует признать, что проблемой для ученых стал износ инфраструктуры, транспорта и оборудования.
1 VisitNorway. URL: https://www.visitnorway.no/ (дата обращения: 12.08.2022)
2 VisitSvalbard. URL: https://visitsvalbard.com/ (дата обращения: 12.08.2022)
3 Норвегия и Россия согласовали квоты на вылов рыбы в Баренцевом море на 2022 год. 15.10.2021. URL: https://www.fishnet.ru/news/syrievaya_baza/norvegiya-i-rossiya-soglasovali-kvoty-na-vylov-ryby-v-barencevom-more-na-2022-god/ (дата обращения: 30.05.2022)
4 Российские учёные завершили сезонные работы на архипелаге Шпицберген. 02.06.2022. URL: https://www.aari.ru/press-center/news/nauka/rossiyskie-uchenye-zavershiH-sezonnye-raboty-na-arkhipelage-shpitsbergen (дата обращения: 02.06.2022)
5 Ученые начали сезонные работы в рамках РАЭ-Ш. 20.04.2022. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/14428173 (дата обращения:30.05.2022)
На сайте Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) еженедельно публикуется информация о деятельности Российского научного центра на архипелаге Шпицберген1, а также ежегодные отчеты о выполнении программы научных исследований и наблюдений РАЭ-Ш2. Данная систематичность является серьезным подспорьем для расширения научной составляющей российского присутствия и обеспечивает комплексное приращение научного знания по направлению естественных наук, развитие международного сотрудничества и популяризацию арктических исследований.
Современные дипломатические и политические проблемы
В трудах норвежских исследователей значительное место уделено вопросам дипломатии, политике международных отношений Норвегии в Арктике, развитию местных сообществ коренных народов. Поднимаются вопросы глобализации Арктики, а также суверенитета и создания сообществ разных государств на Шпицбергене [Grydeh0j, 2013].
Спорные вопросы на протяжении всего времени дипломатических переговоров с Норвегией по вопросу Шпицбергена, связанные с его открытием, освоением, правовым статусом, а также добычей полезных ископаемых и биоресурсов, решались в большинстве своем на двустороннем уровне. В этом плане позитивную роль сыграли документы, принятые Россией на федеральном уровне. 31 декабря 1997 г. Указом Президента РФ была одобрена Концепция политики РФ на норвежском архипелаге Шпицберген, согласно которой долгосрочной целью политики России на архипелаге является сохранение и укрепление российского присутствия в этом районе. 30 мая 1998 г. вышло Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по сохранению российских интересов на архипелаге Шпицберген»3, среди которых было создание Межведомственной комиссии по обеспечению сохранения российских интересов, производственной и научной деятельности на архипелаге Шпицберген (образована 12 октября 1998 г. Постановлением Правительства № 1191). В январе 2001 г. в упомянутую выше Концепцию были внесены поправки, которые утвердил Президент РФ В.В. Путин. В 2007 г. образована Правительственная комиссия по обеспечению российского присутствия на Шпицбергене4, которую с сентября 2018 г. возглавляет заместитель председателя Правительства РФ, пол-
1 Росгидромет. URL: https://www.meteorf.gov.ru/activity/water/arct/svalbard/ (дата обращения: 15.06. 2022)
2 Отчет о выполнении программы научных исследований и наблюдений РАЭ-Ш в 2021 г. URL: https://www.meteorf.gov.ru/upload/iblock/fde/Otchet%20RAE_SH%202021 .pdf (дата обращения 20.06.2022)
3 Постановление Правительства РФ от 30.05.1998 г. № 535 «О первоочередных мерах по сохранению российских интересов на архипелаге Шпицберген». URL: http://government.ru/docs/all/27025/ (дата обращения 20.06.2022)
4 Постановление Правительства РФ от 11.07.2007 г. № 442 «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген».
номочный представитель Президента РФ в ДФО Ю.П. Трутнев. В 2020 г. распоряжением Правительства № 1083-р от 18 апреля 2020 г. под грифом «секретно» утверждена Стратегия российского присутствия на архипелаге Шпицберген до 2030 г., а также план её реализации на первый пятилетний период до 2025 г. Принятие новой Стратегии связано с необходимостью подведения итогов политики РФ на Шпицбергене в 1990-е гг. с тем, чтобы вписать её в общую систему государственной политики России в Арктике, где сконцентрированы практически все аспекты безопасности и российские национальные интересы.
В прошедшее десятилетие накопилось много проблем в российско-норвежских отношениях на архипелаге. Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров высказал обеспокоенность в связи с необеспечением норвежской стороной одинакового свободного доступа стран на архипелаг и возможностей ведения там хозяйственно-экономической деятельности1. Первый замминистра иностранных дел России В.Г. Титов обратил внимание на трудности доступа в перспективные с точки зрения науки районы архипелага, недополучение средств из бюджета Шпицбергена на нужды российских поселков. Под предлогом охраны окружающей среды вводятся новые ограничения для развития туризма, проведения полноценных научных исследований, реализации бизнес-проектов2. Данные претензии были связаны с тем, что в последние годы норвежцы активизировали усилия по укреплению своего вливания над архипелагом и регламентированию хозяйственной и прочей деятельности, в том числе путем дополнительного расширения заповедных зон (с 65 до 75% территории архипелага). Это сдерживает усилия РФ по инфраструктурному освоению территории. Проведя анализ документов Арктического Совета (далее - Совет, АС) за последние 15 лет, стоит отметить доминирование норвежской позиции по наименованию Шпицбергена Свальбардом. «Интерес Норвегии в такой лингвистической замене понятен: она способствует замене нормами норвежского национального законодательства неудобных для Норвегии положений Договора (прежде всего, о "равных правах" норвежцев и лиц иных государств-участников договора на Шпицбергене и в "территориальных водах Шпицбергена")», - отмечает А.Н. Вы-легжанин [Вылегжанин и др., 2021].
В новых условиях РФ необходимо сформировать долгосрочный план развития треста, начать реконструкцию ТЭЦ Баренцбурга с целью снижения уровня выброса в атмосферу загрязняющих веществ, наметить меры по снижению объёмов добычи угля на архипелаге в целях обеспечения международных обязательств РФ по соблюдению климатических и экологических стандартов, установленных в Норвегии.
1 О послании Министра иностранных дел России С.В.Лаврова Министру иностранных дел Норвегии И.М. Эриксен Сёрэйде по случаю 100-летия подписания Договора о Шпицбергене. Официальный сайт МИД РФ. 04.02.2020. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1426073/ (дата обращения: 02.06.2022)
2 Интервью первого заместителя Министра иностранных дел России В.Г. Титова информационному агентству «Интерфакс», 9 июня 2020 года. Официальный сайт МИД РФ. 09.06.2020. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1434282/ (дата обращения: 09.06.2022)
В 2019 г. И.С. Жудро (Институт государства и права РАН) обратил внимание на то, что в вопросе разграничения арктического шельфа, правовые позиции НАТО и ЕС сводятся к подчинению дна и недр центральной части Северного Ледовитого океана (СЛО) за пределами национальной юрисдикции арктических прибрежных государств режиму общего наследия человечества (ОНЧ) и распространению на арктические прибрежные государства-участников Конвенции по морскому праву 1982 г. обязанности «отграничить» свой континентальный шельф от района ОНЧ по геологическим и дистанционным критериям. По его мнению, в политико-правовом плане это создает угрозы безопасности России в Арктике, влечет существенное сокращение правовых возможностей использовать нормы международного права, которые отражают ее конкурентные преимущества [Жудро, 2020]. С.С. Жильцов (Дипломатическая академия МИД России) также обращает внимание на тот факт, что в 2020-2021 гг. проявилось несовпадение в подходах ЕС в сфере защиты климата и улучшения экологии с интересами других государств, подчеркивая, что наряду с другими факторами, это может поставить под сомнение эффективность политики ЕС в Арктике [Жильцов, 2022].
В связи с началом специальной военной операции РФ (СВО) на территории Украины в 2022 г. в период председательства России в АС изменился формат деятельности и состав Совета. 3 марта 2022 г. семь стран официально отказались участвовать в мероприятиях и встречах под председательством России1, а 8 июня приняли решение ограничено возобновить деятельность АС без участия России2.
В качестве ответной меры на недружественные действия североевропейских государств и введённые незаконные санкционные ограничения Россия в июле 2022 г. прекратила действия меморандумов между Правительством РФ и Северным Советом Министров (ССМ) об учреждении информационных бюро ССМ в Санкт-Петербурге и Калининграде3. Это свидетельствует о стремлении западных стран свернуть международное сотрудничество в регионе по широкому кругу вопросов, затормозить деятельность России по развитию Арктики.
Вектор политики изоляции России в Арктическом регионе в условиях гибридной войны прослеживался и ранее. Он оформился в Коммюнике Евросоюза от 13 октября 2021 г.4, содержание которого подтверждает, что Брюссель целенаправленно ведет агрессивную политику по вытеснению РФ из глобальной экономики [Ти-
1 Joint Statement on Arctic Council Cooperation Following Russia's Invasion of Ukraine. 03 March 2022. URL: https://www.state.gov/joint-statement-on-arctic-council-cooperation-following-russias-invasion-of-ukraine/ (дата обращения: 04.03.2022)
2 Joint Statement on Limited Resumption of AC Cooperation. 08 June 2022. URL: https://www.state.gov/joint-statement-on-limited-resumption-of-arctic-council-cooperation/ (дата обращения: 09.06.2022)
3 Россия прекращает действие меморандумов об учреждении информационных бюро Северного Совета Министров в Санкт-Петербурге и Калининграде. 14.07.2022. URL: http://government.ru/docs/46008/ (дата обращения: 15.07.2022)
4 Joint communication to the European parliament, the council, the European economic and social committee and the committee of the regions. Brussels, 13.10.2021. URL: https://eeas.europa.eu/sites/default/files/2_en_act_part1_v7.pdf (дата обращения: 11.11.2021)
мошенко, 2022]. Ученые ИМЭМО РАН подчеркивают, что в условиях «дремлющего» конфликтогена одним из серьезнейших рисков в Арктике является превращение Трансарктики в новый плацдарм разворачивающейся в мире гибридной войны против РФ [Лабецкая, 2021].
Политическая линия руководства Норвегии на «умиротворение и сдерживание» России в Арктике начала подкрепляться последовательными шагами Осло в области военного строительства, которые оказывают влияние на деятельность на Шпицбергене и вокруг него [Журавель, 2021]. В ноябре 2021 г. состоялся заход в порт Лонгйира фрегата ВМС Норвегии «Тур Хейердал». По оценке МИД России, организация визита норвежского военного корабля на архипелаг является очередным шагом в череде последовательных действий по включению этой территории в сферу национального военного строительства и попыткой скрытой милитаризации архипелага норвежской стороной1. Речь идет, кроме того, о таких решениях норвежской стороны, как распространение на Шпицберген2 норвежского Закона о портах и фарватерах, который подразумевает использование инфраструктуры архипелага в военном планировании обороны Норвегии, включая прием подкреплений союзников по НАТО3. Важно отметить, что аэропорт «Лонгйир» используется норвежскими военно-транспортными самолетами, а его технические возможности позволяют кораблям береговой охраны осуществлять патрулирование акватории Шпицбергена.
В связи с этим Посол по особым поручениям МИД РФ, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета Н.В. Корчунов заявил о возрастании международной военной активности в высоких широтах, интернационализации военной деятельности4. Обозначенная тенденция усилилась в связи с процессом вступления Финляндии и Швеции в блок НАТО, которые имеют свои позиции и многолетние интересы в Арктике, в том числе на Шпицбергене.
Периодически в СМИ Норвегии появляются статьи, раскрывающие «российскую военную активность» на норвежской земле, включая Шпицберген 5 , что
1 Комментарий официального представителя МИД России М.В. Захаровой в связи с норвежской военной активностью на архипелаге Шпицберген. 12.11.2021. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1785895/ (дата обращения: 20.06.2022)
2 Forskrift om havner og farvann pâ Svalbard. URL: https://lovdata.no/dokument/SF/forskrift/2021-03-12-721 (дата обращения: 20.06.2022)
3 Lov om havner og farvann (havne- og farvannsloven) LOV-2020-12-18-159 fra. 01.01.2021. URL: https://lovdata.no/dokument/NL/lov/2019-06-21-70 (дата обращения: 20.06.2022)
4 Афонин А. МИД России: Арктика превращается в интернациональный театр военных действий. Сетевое издание «Вечерняя Москва». 22.05.22. URL: https://vm.ru/news/968473-mid-rossii-arktika-prevrashaetsya-v-internacionalnyj-teatr-voennyh-dejstvij (дата обращения: 20.06.2022)
5 Комментарий Посольства. 27.09.2019. URL: https://norway.mid.ru/ru/embassy/press-cen-
tre/news/kommentariy_posolstva_v_svyazi_s_publikatsiey_sayta_aldrimer_no_po_povodu_yako by_deystviy_rossiyskog/ (дата обращения: 20.06.2022); Russland fortsetter opptrappingen av militœraktivitet i nord. 11.02.2021. URL: https://www.nrk.no/tromsogfinnmark/russland-
направлено на формирование образа врага в лице России, запугивании норвежской аудитории мнимой «российской угрозой».
В июне 2022 г. обострились дипотношения России и Норвегии в связи с недопущением груза 20 тонн (продовольствие, запчасти для автомобилей и морских судов, медоборудование, промтовары) в Баренцбург для обеспечения жизнедеятельности россиян и работников треста. Эти поставки шли десятилетиями. Через пункт пропуска на российско-норвежской границе «Стурскуг» они доставлялись в норвежский порт Тромсё, а оттуда - по морю норвежским транспортом до архипелага. Возникновение конфликта было связано с отсутствием должной самостоятельности Норвегии в принятии решений по данному вопросу в условиях западных санкций против России. 28 февраля 2022 г. Осло присоединился к антироссийским санкциям, введенным США и ЕС. 29 апреля эти санкции, в нарушение Договора 1920 г., были распространены и на Шпицберген. При этом Норвегия не является членом ЕС.
В МИД РФ заявили, что такие недружественные действия приведут к ответным мерам. Российские сенаторы отмечали, что отказ Осло разрешить транспортировку продовольственных товаров для россиян на Шпицбергене аморален и нарушает права человека. Норвегия предложила свое решение проблемы. Перевозчик по соглашению с трестом принимает из Мурманска российский груз, перевозит его через границу до порта Тромсё, перегружает на свое судно, которое доставляет его в Ба-ренцбург. По этой схеме 9 июля груз был доставлен к месту назначения. При этом доставка по сухопутному участку в будущем будет осуществляться не российскими, а норвежскими отправителями. Осло не дал разрешения на пропуск и транзит грузов российскими автоперевозчиками. Данное решение носит половинчатый характер, несмотря на то что для организации отправки грузов используется заявительный механизм. Допускаем, что блокада может повториться вновь под любым удобным для Норвегии предлогом.
Обстановка на архипелаге имеет тенденцию к изменению. В начале июля 2022 г. власти Турции приняли решение присоединиться к Договору. Это позволит турецким компаниям заниматься судоходством, промышленностью, добычей полезных ископаемых и торговлей как на самом Шпицбергене, так и в территориальных водах, которые находятся под суверенитетом Норвегии1. С учетом нынешнего уровня российско-турецких отношений это позволит укрепить российские позиции в регионе, привлечь Анкару к российским проектам по проведению научных арктических исследований.
Заключение
Уникальный правовой режим Договора о Шпицбергене обеспечивает все возможности для долгосрочного, уважительного и взаимовыгодного сотрудниче-
fortsetter-opptrappingen-av-militaeraktivitet-i-nord-_-har-tatt-i-bruk-frans-josefs-land-1.15364682 (дата обращения: 20.06.2022)
1 Hurriyet DailyNews. Turkiye to become a party to Svalbard Treaty. 03.07.2022. URL: https://www.hurriyetdailynews.com/turkiye-to-become-a-party-to-svalbard-treaty-175058 (дата обращения: 04.07.2022)
ства всех заинтересованных участников. Для этого каждый из подписантов этого документа, включая Норвегию, должен нести ответственность за его неукоснительное соблюдение.
Обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген является одной из основных задач государственной политики РФ в Арктике. У России имеются долгосрочные планы укрепления, диверсификации и модернизации хозяйственной и научной деятельности на архипелаге (добыча угля в ограниченных объёмах для своих нужд, рыболовство, развитие туризма, совершенствование инфраструктуры Баренцбурга, проведение комплексных исследований по поиску полезных ископаемых и изменению климата).
Арктическое коммюнике ЕС от 2021 г. и политика западных стран в отношении России после начала СВО в феврале 2022 г. только подтвердили выводы о планомерных, долгосрочных и всеобъемлющих угрозах национальным интересам и безопасности РФ со стороны НАТО, США и ЕС.
Одна из актуальных проблем в обеспечении национальной безопасности России в Арктическом регионе - завершение процесса установления в соответствии с нормами международного права пределов распространения ее суверенных прав на пространства СЛО и его природные ресурсы, в том числе вокруг Шпицбергена.
В последнее время к разногласиям из-за ужесточившихся требований норвежского законодательства по использованию особой зоны вокруг архипелага Шпицберген прибавились вопросы нарастающей милитаризации Норвегии, что усиливает военную напряжённость на севере Европы. В связи с этим возрастает необходимость усиления безопасности наших рыболовных судов возле архипелага и недопущения несанкционированного прохода судов (в том числе военных) из Атлантики в направлении Севморпути.
Вхождение Финляндии и Швеции в состав НАТО является прямым путем к подрыву существующего мира, стабильности и атмосферы взаимодействия в регионе и угрожает национальной безопасности России. Для обеспечения военно-политической стабильности вблизи северо-западных рубежей России необходимо и далее сохранять и поддерживать на Шпицбергене режим, запрещающий создание инфраструктуры, используемой для целей войны, укреплять безопасность и суверенитет страны на арктическом направлении.
России имеет смысл инициировать консультации участников Договора по поводу многочисленных фактов превышения полномочий Норвегией и прояснения положений документа с учётом современных реалий. Их проведение можно приурочить к 100-летию его вступления в силу1. Эту идею в 2017 г. в самом общем виде презентовали Т. Койвурова и Ф. Холиенчин [Koivurova, Holiencin, 2017]. Публичное обсуждение проблемы может значительно снизить конфликтность в районе Шпицбергена. Реализация данного предложения в условиях санкционного давления на Россию затруднена, но подготовку к данному мероприятию необходимо проводить, особенно в свете попытки июньского 2022 г. продовольственного бойкота россиян в Баренцбурге.
1 Договор о Шпицбергене вступил в силу 14 августа 1925 г.
Современная Европа, 2022, № 6
Текущая геополитическая ситуация, санкционная политика Запада против РФ, стали драйвером для Норвегии в создании очередной волны антироссийских действий по ущемлению российских прав на архипелаге. Тема Шпицбергена может в скором времени стать основной в дипломатической борьбе и противостоянии России и коллективного Запада в Арктике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вылегжанин А.Н., Зиланов В.К. (2006) Шпицберген: правовой режим прилегающих морских районов. СОПС, Москва, Россия. 161 с.
Вылегжанин А.Н., Буник И.В., Вяхирева Н.С., Киенко Е.В., Ростунова О.С. (2021) Арктический совет: статус и деятельность. Доклады РСМД. № 67/2021. 96 с. EDN JUTPYX.
Жильцов С.С. (2022) Арктический вектор политики ЕС. Современная Европа. № 3. С. 49-61. DOI: 10.31857/S0201708322030044. EDN: GEZAON
Жудро И.С. (2020) Международно-правовое обоснование границ арктического шельфа РФ. Дис. ... д-ра юрид. наук. Институт государства и права РАН, Москва, Россия. 493 с.
Журавель В.П. (2021) НАТО и вопросы национальной безопасности России в Арктике. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. № 2(20). С. 55-61. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran220215561 EDN: JFLJOF
Лабецкая Е.О. (2021) «Бесконфликтная Арктика»: pro et contra. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. № 4. С. 34-46. DOI: https://doi.org/10.20542/afij-2021-4-34-46 EDN: WNKCHI
Тимошенко Д.С. (2022) Новый вектор развития арктического туризма в период санкци-онной политики ЕС и США против России. Современная Европа. № 4(111). C. 50-65. DOI https://doi.org/10.31857/S0201708322040040. EDN: gjiiwf
Grydehej A (2013) Informal Diplomacy in Norway's Svalbard Policy: The Intersection of Local Community Development and Arctic International Relations. Global Peace, Change and Security. No. 26(1). Pp. 41-54. DOI: 10.1080/14781158.2014.856290
Hovelsrud G.K., Kaltenborn B.P., Olsen J. (2020) Svalbard in transition: adaptation to cross-scale changes in Longyearbyen. The Polar Journal. No. 10 (2). Pp. 420-442. DOI: 10.1080/2154896X.2020.1819016
Kelman I., Sydnes A.K., Duda P.I., Nikitina E., Webersik Ch. (2020) Norway-Russia disaster diplomacy for Svalbard. Safety Science. Vol. 130. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssci.2020.104896 Koivurova T., Holiencin F. (2017) Demilitarisation and neutralisation of Svalbard: how has the Svalbard regime been able to meet the changing security realities during almost 100 years of existence? Polar Record: a Journal of Arctic and Antarctic research. Vol. 53(2). Pp. 131-142. DOI https://doi.org/10.1017/S0032247416000838
Timoshenko D.S. (2020) Sustainable Tourism Development in the Russian Arctic: Challenges And Prospects. IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. Vol. 539. DOI https://doi.org/10.1088/1755-1315/539/1/012097 EDN: PUQZHC.
Treaty between Norway, The United States of America, Denmark, France, Italy, Japan, the Netherlands, Great Britain and Ireland and the British overseas Dominions and Sweden concerning Spitsbergen signed in Paris 9th February 1920. Universitetet i Oslo. Oversatte Lover. URL: https://app.uio.no/ub/ujur/oversatte-lover/data/lov-19250717-011-eng.pdf (accessed: 20.06.22)
0sthagen A. (2018) Managing Conflict at Sea: The Case of Norway and Russia in the Svalbard Zone. Arctic Review on Law and Politics. Vol. 9. Pp. 100-123. DOI http://dx.doi.org/10.23865/arctic.v9.1084
Spitsbergen: Past, Present, and Future
V.P. Zhuravel*
Candidate of Sciences (Pedagogy) Department of Country Studies Center for Arctic Studies, Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009 *E-mail: zhvalery@mail.ru
D.S. Timoshenko**
Candidate of Sciences (Economics) Department of Country Studies Center for Arctic Studies, Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009 **E-mail: artemideus@gmail.com
Abstract. Spitsbergen as part of the Arctic is the focus of attention for many actors in the geopolitical arena. In the 19th century the use of the archipelago for peaceful economic and scientific purposes was the main condition for international cooperation which was then encapsulated by the Spitsbergen Treaty in 1920 in Paris. The USSR joined the treaty fifteen years later. The paper emphasises that the Russian presence in Spitsbergen is preconditioned not only by economic benefits gained from ongoing coal mining, fishing, and tourism but also by strategic considerations as well as the prospect of discovering new minerals, especially rare earth metals. In order to develop theoretical, methodological and practical recommendations concerning the problems of the Russian presence on Spitsbergen, the article analyses Russian-Norwegian relations in the context of determining the status and economic activity on the archipelago. The paper explores the state policy of modern Russia over the last 30 years, reveals the nature and algorithm for resolving the conflict in summer 2022 caused by the sanctions of the European Union on the delivery of cargo for the Arktikugol trust. Growing militarisation of Norway and tightened requirements of Norwegian legislation concerning the use of a special zone around the Svalbard archipelago increase military tension in the European continent. Finland and Sweden's accession to NATO membership is a direct way to undermine the existing peace, stability, and atmosphere of interaction in the region and threaten Russia's national security. As a practical solution, the authors conclude that it is necessary to conduct consultations on the understanding and interpretation of the provisions of the Spitsbergen Treaty with its signatories, taking into account current international realities.
Key words: Spitsbergen, Russia, Norway, the Arctic, international law, economics, Arktikugol, special military operation.
DOI: 10.31857/S0201708322060079
EDN: gpwjzz
REFERENCES
Grydeh0j A (2013) Informal Diplomacy in Norway's Svalbard Policy: The Intersection of Local Community Development and Arctic International Relations, Global Peace, Change and Security, no. 26(1), pp. 41-54. DOI: 10.1080/14781158.2014.856290
Hovelsrud G.K., Kaltenborn B.P., Olsen J. (2020) Svalbard in transition: adaptation to cross-scale changes in Longyearbyen, The Polar Journal, no. 10(2), pp. 420-442. DOI: 10.1080/2154896X.2020.1819016
Kelman I., Sydnes A.K., Duda P.I., Nikitina E., Webersik Ch. (2020) Norway-Russia disaster diplomacy for Svalbard, Safety Science, vol. 130. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.ssci.2020.104896 Koivurova T., Holiencin F. (2017) Demilitarisation and neutralisation of Svalbard: how has the Svalbard regime been able to meet the changing security realities during almost 100 years of existence?, Polar Record: a Journal of Arctic and Antarctic research, vol. 53(2), pp. 131-142. DOI: https://doi.org/10.1017/S0032247416000838
Labetskaya E.O. (2021) «Beskonfliktnaya Arktika»: pro et contra. [«Conflict-free Arctic»: pro et contra. Analysis and forecast.], Analiz iprognoz. Zhurnal IMEMO RAN, no. 4, pp. 34-46. DOI: https://doi.org/10.20542/afij-2021-4-34-46 EDN: WNKCHI (in Russian).
Timoshenko D.S. (2020) Sustainable Tourism Development in the Russian Arctic: Challenges And Prospects, IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci., vol. 539. DOI https://doi.org/10.1088/1755-1315/539/1/012097 EDN: PUQZHC.
Timoshehko D.S. (2022) Novyj vektor razvitija arkticheskogo turizma v period sankcionnoj politiki EU i USA protiv Rossii. [A New Vector of the Arctic Tourism and the EU and the US Sanctions Against Russia.], Sovremennaya Evropa, no. 4(111), pp. 50-65. DOI https://doi.org/10.31857/S0201708322040040. EDN: gjiiwf (in Russian).
Treaty between Norway, The United States of America, Denmark, France, Italy, Japan, the Netherlands, Great Britain and Ireland and the British overseas Dominions and Sweden concerning Spitsbergen signed in Paris 9th February 1920. Universitetet i Oslo. Oversatte Lover. URL: https://app.uio.no/ub/ujur/oversatte-lover/data/lov-19250717-011-eng.pdf (accessed: 20.06.22)
Vylegzhanin A.N., Zilanov V.K. (2006) Spitsbergen: pravovoy rezhim prilegayushchikh mor-skikh rayonov [Svalbard: the legal regime of adjacent maritime areas], Council for the Study of the Productive Forces, Moscow, Russia (in Russian).
Vylegzhanin A. N., Bunik I.V., Vyahireva N.S., Kienko E.V., Rostunova O.S. (2021) Ark-ticheskiy sovet: status i deyatel'nost' [The Arctic Council: status and activities], RIAC reports, no. 67/2021. EDN JUTPYX (in Russian).
Zhiltsov S.S. (2022) Arkticheskiy vektor politiki ES. [Arctic vector of EU policy], Sovremennaya Evropa. no. 3, pp. 49-61. DOI: 10.31857/S0201708322030044. EDN: GEZAON (in Russian).
Zhudro I.S. (2020) Mezhdunarodno-pravovoye obosnovaniye granits arkticheskogo shelfa RF. [International legal substantiation of the boundaries of the Arctic shelf of the RF], D. Sc. Thesis, Jurisprudence, The Institute of State and Law of The Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. (in Russian).
Zhuravel V.P. (2021) NATO i voprosy natsional'noy bezopasnosti Rossii v Arktike. [NATO and Russia's national security issues in the Arctic], Nauchno-analiticheskiy vestnik Instituta Evropy RAN, no. 2(20), pp. 55-61. DOI http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran220215561 EDN: JFLJOF (in Russian).
0sthagen A. (2018) Managing Conflict at Sea: The Case of Norway and Russia in the Svalbard Zone, Arctic Review on Law and Politics, vol. 9., pp. 100-123. DOI http://dx.doi.org/10.23865/arctic.v9.1084