Научная статья на тему 'АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ НА ШПИЦБЕРГЕНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ НА ШПИЦБЕРГЕНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
210
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ВНУТРЕННИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ШПИЦБЕРГЕН / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Валькова Татьяна Михайловна, Шумков Дмитрий Сергеевич

Цель. Комплексное изучение туристской системы архипелага Шпицберген. Процедура и методы. Дана характеристика основных видов туристских ресурсов региона, проанализировано современное состояние арктического туризма на архипелаге в целом и наиболее активно развивающихся его направлений, показаны перспективы развития арктического туризма на Шпицбергене. Для решения поставленных задач использовались описательный, сравнительный и аналитико-статистический методы исследования. Результаты. Проведённое исследование показало наличие большого количества ресурсов арктического туризма в регионе, благоприятных для развития различных его видов, привлекающих внимание туристов из многих регионов мира и не используемых в настоящее время в полной мере. При грамотном подходе к их освоению туристская отрасль покажет значительный рост, что укрепит местную экономику, создаст новые рабочие места, позволит принять ещё большее количество туристов. Современное состояние туристской инфраструктуры на архипелаге позволяет развивать активные наземные и круизные программы, программы экологического туризма; при этом экологический и круизный экспедиционный туризм являются наиболее перспективными направлениями развития туризма на архипелаге.1 Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие теории и методологии исследования туристических систем островной Арктики. Систематизирован накопленный предыдущими исследователями опыт, и акцентировано внимание на развитии ключевой отрасли экономической деятельности Российской Федерации на территории рассматриваемого архипелага, что имеет стратегическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Валькова Татьяна Михайловна, Шумков Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCTIC TOURISM IN SVALBARD: CURRENT STATE & PROSPECTSFOR THE DEVELOPMENT

Aim. The purpose of thе paper is a complex study of Svalbard tourist system. Methodology. The paper describes the main types of tourist resources on Svalbard and analyzes the current state and prospects for the development of the Svalbard tourism as a whole and its most actively developing types. The main methods of research are as follows: analytical, statistical, description and comparison. Results. The study showed the presence of a large number of Arctic tourism resources in the region, favorable for the development of its various types to attract the attention of tourists from many regions of the world; however, the resources are not currently fully used. With a competent approach to their development, the tourism industry will show significant growth, which will strengthen the local economy, create new jobs, and allow one to attract more tourists. The current state of the tourist infrastructure on the archipelago allows the development of active land and cruise programs, as well as eco-tourism programs; at the same time, ecological and cruise expedition tourism are the most promising areas for the development of tourism in the region. Research implications. The results of the study contribute to the development of the theory and methodology for the study of tourist systems of the Arctic islands. The experience gained by previous researchers is systematized and attention is focused on the development of the key branch of economic activity of the Russian Federation on the territory of the archipelago in question, which is of strategic importance.

Текст научной работы на тему «АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ НА ШПИЦБЕРГЕНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

рекреационная география и туризм

УДК 379.85+910 (082)

Б01: 10.18384/2712-7621-2022-1-70-92

арктический туризм на Шпицбергене: современное состояние, перспективы развития

Валькова Т. М, Шумков Д. С.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Комплексное изучение туристской системы архипелага Шпицберген. Процедура и методы. Дана характеристика основных видов туристских ресурсов региона, проанализировано современное состояние арктического туризма на архипелаге в целом и наиболее активно развивающихся его направлений, показаны перспективы развития арктического туризма на Шпицбергене. Для решения поставленных задач использовались описательный, сравнительный и аналитико-статистический методы исследования. Результаты. Проведённое исследование показало наличие большого количества ресурсов арктического туризма в регионе, благоприятных для развития различных его видов, привлекающих внимание туристов из многих регионов мира и не используемых в настоящее время в полной мере. При грамотном подходе к их освоению туристская отрасль покажет значительный рост, что укрепит местную экономику, создаст новые рабочие места, позволит принять ещё большее количество туристов. Современное состояние туристской инфраструктуры на архипелаге позволяет развивать активные наземные и круизные программы, программы экологического туризма; при этом экологический и круизный экспедиционный туризм являются наиболее перспективными направлениями развития туризма на архипелаге.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие теории и методологии исследования туристических систем островной Арктики. Систематизирован накопленный предыдущими исследователями опыт, и акцентировано внимание на развитии ключевой отрасли экономической деятельности Российской Федерации на территории рассматриваемого архипелага, что имеет стратегическое значение.

Ключевые слова: Арктика, внутренний и международный туризм, арктический туризм, Шпицберген, туристские ресурсы арктического туризма, перспективы развития арктического туризма

© СС БУ Валькова Т. М . , Шумков Д . С , 2022.

ARCTIC TOURISM iN SVALBARD: CURRENT STATE & PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT

T. Valkova, D. Shumkov

Lomonosov Moscow State University

Leninskie Gory 1, Moscow119991, Russian Federation

Abstract

Aim. The purpose of thm paper is a complex study of Svalbard tourist system. Methodology. The paper describes the main types of tourist resources on Svalbard and analyzes the current state and prospects for the development of the Svalbard tourism as a whole and its most actively developing types. The main methods of research are as follows: analytical, statistical, description and comparison.

Results. The study showed the presence of a large number of Arctic tourism resources in the region, favorable for the development of its various types to attract the attention of tourists from many regions of the world; however, the resources are not currently fully used. With a competent approach to their development, the tourism industry will show significant growth, which will strengthen the local economy, create new jobs, and allow one to attract more tourists. The current state of the tourist infrastructure on the archipelago allows the development of active land and cruise programs, as well as eco-tourism programs; at the same time, ecological and cruise expedition tourism are the most promising areas for the development of tourism in the region. Research implications. The results of the study contribute to the development of the theory and methodology for the study of tourist systems of the Arctic islands. The experience gained by previous researchers is systematized and attention is focused on the development of the key branch of economic activity of the Russian Federation on the territory of the archipelago in question, which is of strategic importance.

Keywords: Arctic, domestic and international tourism, Arctic tourism, Svalbard, tourism resources of Arctic tourism, prospects for the Arctic tourism development

Введение

Данная работа является продолжением цикла статей авторов, посвя-щённых архипелагу Шпицберген -территории, стоящей особняком от остальной Арктики ввиду своего особого географического положения и правового статуса [1].

Увеличение интереса к архипелагу в последние годы, как со стороны туристов, так и со стороны туристических компаний всего мира, повысило научную значимость исследования данной территории как туристской дестина-ции для российской науки, т к туризм в данный момент является ключе-

вой отраслью экономики Российской Федерации на архипелаге, залогом её присутствия на данной территории Это придаёт проводимым исследованиям не только теоретическую, но и стратегическую значимость, подчёркивает актуальность выбранной темы

Цель настоящего исследования -комплексное изучение туристской системы архипелага Шпицберген, для чего были поставлены следующие задачи:

- дать характеристику основным туристским ресурсам архипелага;

- проанализировать современное состояние арктического туризма на

K4J

ISSN 2712-7613^

Шпицбергене и отдельных его видов, наиболее развитых в регионе;

- показать основные перспективы развития арктического туризма на архипелаге Шпицберген

Теоретико-методологическую базу работы составляют труды российских и зарубежных авторов, посвящённые теоретическим и практическим вопросам социально-экономической географии, рекреационной географии и географии туризма. Исследование опирается на системный анализ и пространственно-временной подход . Для решения поставленных задач использовались общенаучные и географические методы исследования: описательный, сравнительный и ана-литико-статистический . Значительная часть материалов исследования получена авторами в ходе практического изучения территории и работы в профильных туристских компаниях в течение 10 лет. На основе проведённых исследований авторами были составлены карты, показывающие главные туристские маршруты, точки туристского притяжения и пр

Туристские ресурсы архипелага Шпицберген

Природные туристские ресурсы архипелага. Согласно Договору о Шпицбергене, подписанному 9 февраля 1920 г. в Париже представителями Великобритании, Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии, США, Франции, Швеции, Японии и 5 английских доминионов и колоний, архипелаг Шпицберген - это все острова от 74°до 81 с . ш . и от 10°до 35°в . д -1

1 Treaty between Norway, The United States of America, Denmark, France, Italy, Japan, the Netherlands, Great Britain and Ireland and the

I >022 / № 1

Основным фактором, привлекающим туристов на архипелаг, является большое разнообразие природных туристских ресурсов территории

Шпицберген расположен на северо-западной окраине Евразийской литосферной плиты . Туристская привлекательность архипелага обусловлена значительным разнообразием форм рельефа в пределах небольшой территории, практически не подвергавшихся антропогенному воздействию Альпийский тип рельефа с крутыми склонами гор и острыми пиками характерен для западного и северо-западного побережья о . Западный Шпицберген . Горные плато часто рассечены широкими долинами с плоским дном, образовавшимися под воздействием движения ледников . Широко распространённые на Шпицбергене каменные глетчеры состоят из обломков пород и льда. Поскольку на Шпицбергене почвенный покров слабо развит, геологическая структура архипелага обнажена и доступна для изучения, за исключением участков, покрытых ледниками, что привлекает сюда любителей геологии со всего мира [3].

Средняя температура июля на Шпицбергене - 3-7°С, января - от -13° до -20°С. Северо-Атлантическое течение смягчает климат архипелага по сравнению с внутриконтинентальны-ми территориями, лежащими в этих же широтах. Это выгодно отличает Шпицберген от арктических регионов Канады и северной части России . Самая высокая температура воздуха

British overseas Dominions and Sweden concerning Spitsbergen signed in Paris 9th February 1920 : [Электронный ресурс]. URL: http:// library, arcticp ortal . org/1909/1/The_Svalb ard_ Treaty_9ssFy.pdf (дата обращения: 05.02.2020).

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

(+21,3°С) была зарегистрирована в июле 1979 г., а самая низкая (-46,3°С) -в марте 1986 г. Для территории характерна изменчивая погода и сильные ветры, особенно зимой . Летом часто возникают туманы, особенно вдали от суши . Осадки выпадают часто, но в небольших количествах, обычно менее 400 мм/год в западной части архипелага. Больше всего осадков приходится на необитаемую восточную часть, где может выпадать более 1000 мм осадков/год . На широтах основных населённых пунктов снег выпадает в конце августа, в сентябре формируется устойчивый снеговой покров, который держится до начала июня [3]

Ледовая обстановка в последние годы изменилась: если в ХХ в . зимой большинство фьордов промерзало полностью, то начало XXI в . ознаменовалось аномально тёплыми зимами, когда устойчивый ледовый покров не формировался даже в северной части Исфьорда [5]. Это привело в акваторию архипелага большое количество судов не ледового класса в летние периоды, в т. ч . крупных круизных судов из средиземноморского и североевропейского регионов . С точки зрения комфортности погодных условий оптимальный период для посещения региона - середина июня - начало августа, многие путешественники посещают архипелаг в марте-апреле из-за живописности зимних ландшафтов и возможности перемещаться по территории архипелага на снегоходах

Поскольку Шпицберген расположен к северу от Полярного круга, на его территории наблюдаются полярный день и полярная ночь . В период полярной ночи часто возникает эффект северного сияния Шпицберген явля-

ется одним из немногих транспортно-доступных мест на Земле, где его можно увидеть почти гарантированно [3]. Программы, связанные с наблюдением северного сияния, в последние годы становятся всё более популярными, особенно у азиатских потребителей . Это позволяет поддерживать туристский поток в период с конца ноября по март, когда традиционные программы приостанавливаются из-за сложной ледовой обстановки (круизные программы), отсутствия естественного света и сложных метеоусловий (активные наземные программы) . В отличие от полярной ночи полярный день - период крайне благоприятный для туристко-рекреационной деятельности, особенно при организации длительных пеших походов . Некоторые группы специально планируют свои маршруты на середину июня, когда по архипелагу передвигаться удобнее в ночное время, поскольку в это время обычно ослабевает ветер и меньше осадков

Из-за особенностей температурного режима, небольшой площади и специфики форм рельефа на Шпицбергене отсутствуют реки . На территории архипелага находится порядка 30 ледниковых озёр . Некоторые озёра вблизи поселений летом часто посещают туристы. Данные водные объекты пригодны только для купания, реже для других активных видов отдыха Рыбалка в озёрах невозможна, поскольку все они промерзают зимой практически до дна

На Шпицбергене находится 205 ледников, что составляет 60% его территории1 . Наиболее распространены они на

1 Welcome To The High Arctic OfSvalbard! // Visit Svalbard : [сайт]. URL: https://en.visitsvalbard. com (дата обращения: 08.03.2020).

Рис. 1 / Fig. 1. Типичный ландшафт архипелага Шпицберген / Typical landscape of the Svalbard archipelago

Источник: фото авторов

северо-востоке архипелага, где крупнейшим является ледник Аустфонна на о . Северо-Восточная Земля . В западной части под влиянием СевероАтлантического тёплого течения, а также проникающих сюда южных воздушных масс оледенение практически отсутствует. Ледники являются неотъемлемой частью туристских программ . В летний сезон круизные корабли и экскурсионные суда подходят к ледниковым стенкам с моря, зимой туристы посещают их на снегоходах (рис 1)

Летом 2019 г , согласно исследованиям сайта Marinetraffic, большая часть судов, заходивших в акваторию Исфьорда, посещала ледники в ходе своих маршрутов1. Многие предприятия питания в качестве маркетингового хода используют ледниковый лёд

1 Statistics Norway // SSB . NO : [сайт]. URL: https://www. ssb.no/en (дата обращения: 08.03 .2020) .

при приготовлении пищи и напитков . В частности, пивоварни Лонгйира и Баренцбурга используют в качестве основы воду из ледникового озера .

Архипелаг располагается в зоне арктических тундр, встречаются участки арктических пустынь и полупустынь Растительность представлена мхами и низкорослыми растениями (карликовыми деревьями). Наиболее живописна тундра в конце июня в период цветения арктических цветов и пушицы в конце лета. Больший интерес для туристов представляет фауна. Белый медведь является символом Шпицбергена и охраняется законодательством. Популяция белых медведей на архипелаге и в прилегающей акватории Баренцева моря насчитывает около 1300 особей Большинство туристов, посещающих архипелаг, надеются увидеть белого медведя, что безопаснее всего осуществить в ходе круизных программ (рис 2)

Рис. 2 / Fig. 2. Белый медведь на архипелаге Шпицберген / Polar bear in the Svalbard archipelago

Источник: фото авторов

Наземные активные программы, в ходе которых туристы могут увидеть белых медведей, сложны с точки зрения их организации и безопасности участников . Помимо белого медведя, в дикой природе на архипелаге обитают 3 наземных вида млекопитающих: арктическая лиса, северный шпицбергенский олень и песцы . Большой интерес у путешественников вызывают песцы и северные олени

На архипелаге располагается одно из самых крупных птичьих сообществ в североатлантическом регионе, насчитывающее около 230 видов птиц: чайки-бургомистры, крачки, тупики, куропатки, полярные гуси и несколько видов певчих птиц [3] По берегам фьордов на скалах расположено большое количество птичьих базаров, посещение которых входит в программу активных и фото-туров . Разнообразна морская фауна архипелага: морские

котики, моржи и тюлени . В последние годы появляются киты, которые пропали после 2 периодов китобойного промысла в ХУШ-Х1Х вв . : в летний сезон 2019 г. в акватории Гренфьорда многократно наблюдали целые стаи китов малых полосатиков и белух

Шпицберген на протяжении всей своей истории был известен как промысловый рыболовный регион Во фьордах водятся треска, пикша, зубатка, палтус, а также арктический голец Рыболовные туристские программы появились на архипелаге одними из первых и популярны в настоящее время . Сезон начинается в середине августа и длится до октября, продолжительность программ - 7 дней, объём улова на 1 чел . может достигать нескольких десятков кг

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) занимают около 65% площади всего архипелага, и их коли-

чество постоянно увеличивается. На территории архипелага созданы1:

- 6 национальных парков;

- 6 заповедников (Северо-Восточный и Юго-Восточный Свальбард, 3 флористических района2 и 1 морской заповедник);

- 15 специализированных птичьих заказников;

- 1 геологический заповедник Первые резервации появились

в 1973 г. , а в 2001 г. был принят «Экологический акт Свальбарда», регламентирующий природоохранную деятельность . На Шпицбергене разрешено собирать образцы горных пород и минералов - в качестве сувениров и для научных исследований Запрещается собирать окаменелости в пределах территорий, объявленных охраняемыми в 1973 г., а также на территории природных заповедников

0 . Надежды и о . Медвежий . Туристы должны информировать губернатора Шпицбергена или Норвежский Полярный Институт о находках, представляющих особую научную ценность

Поскольку арктические экосистемы обладают крайне низкой устойчивостью к внешнему воздействию, на архипелаге действует строгое природоохранное законодательство, предусматривающее за отдельные нарушения уголовную ответственность В структуре администрации губернатора архипелага действует специальная служба экологического мониторинга

1 Welcome To The High Arctic OfSvalbard! // Visit Svalbard : [сайт]. URL: https://en .visitsvalbard. com (дата обращения: 08.03.2020).

2 Флористический район - территория, обладающая уникальным видовым разнообразием флоры .

и выявления нарушений, обладающая правами полиции В большинстве мест разрешено передвижение на лёгком, немоторизованном транспорте, а также активный отдых - трекинг, хайкинг и пр . Исключение - о . Земля Короля Карла, посещение которых находится под полным запретом, т к они являются уникальным местом размножения белых медведей В определённые месяцы запрещено также посещение птичьих заповедников и о . Моффен .

Национальные парки архипелага не оборудованы: отсутствуют экотропы, навигация и прочие характерные элементы инфраструктуры В некоторых местах установлены специальные спасательные домики, в которых можно укрыться от непогоды и диких животных В них хранятся и регулярно пополняются запасы еды, воды, медикаментов, наборы инструментов, средств самозащиты и связи

Культурно-исторические ресурсы. Культурно-исторические ресурсы архипелага представлены руинирован-ными строениями, напоминающими о периоде освоения территории поморами, китобойном промысле на Шпицбергене и начальных этапах освоения Северного Полюса Важный историко-культурным объект - законсервированный посёлок Пирамида (рис 3)

Культурная жизнь современных посёлков разнообразна: функционируют современный кинотеатр, музей, библиотека и Дом культуры, где регулярно проходят концерты иностранных и местных музыкальных групп. Раз в год, в начале июня, проходит культурный обмен между Баренцбургом и Лонгйиром, когда жители посёлков устраивают профессиональные кон-

Рис. 3 / Fig. 3. Посёлок Пирамида / Pyramiden settlement

Источник: фото авторов

церты Постоянно открыта лютеранская церковь, которая по специальному соглашению может принимать православных и католиков

Туристская инфраструктура. Посёлки имеют довольно развитую для северных широт инфраструктуру Лонгйире по количеству объектов социальной инфраструктуры на душу населения пока опережает российские поселения . Кроме того, в Лонгйире базируется спасательная служба архипелага, которая также выполняет функции полиции . Лонгйир - единственное поселение на архипелаге, где проложена сеть асфальтированных дорог Порт Лонгйира является крупнейшим на архипелаге и способен принимать суда любого водоизмещения и габаритов, в т. ч . круизные лайнеры . В нескольких километрах от посёлка находится единственный на архипелаге аэропорт, способный принимать ближние

и среднемагистальные воздушные суда - «Свальбард» . Коммерческие вертолетные перевозки запрещены законодательством Шпицбергена, поэтому полёты выполняют только с целью проведения спасательных работ, мониторинга окружающей среды, перевозки грузов для нужд поселений и перевозки работников

Средства размещения Лонгйира представлены 6 отелями, 4 гостевыми домами, 1 аппарат-отелем, 1 кемпингом, развиты и альтернативные варианты размещения (сервисы Л1гЬпЬ и СоисЬБей^) . Общий номерной фонд Лонгйира составляет 260 номеров . В Лонгйире функционирует 1 отель 5*, остальные имеют категорию 3-4* или без категории и характеризуются небольшой ёмкостью номерного фонда и ограниченным набором предоставляемых услуг В Лонгйире расположен торговый центр с сувенирной продукцией и

ISSN 2712-7613

товарами для активного туризма, 4 офиса туристских компаний, туристско-ин-формационный центр, центры проката спортивного инвентаря и оружия

В российских поселениях инфраструктура развита не так хорошо, но постоянно модернизируется Порт Баренцбурга был отремонтирован в 2016 г. и способен принимать большие экспедиционные суда и круизные лайнеры . Осенью 2019 г. был приобретён 2-й причальный понтон, что позволило увеличить количество мест для швартовки маломерных судов в 2 раза Порт Пирамиды пока рассчитан только на небольшие и экспедиционные суда, но в скором времени планируется его масштабная реконструкция В обоих посёлках оборудованы вертолётные площадки

Средства размещения представлены 2 отелями - по одному в каждом посёлке - и хостелом в Баренцбурге Общий номерной фонд Баренцбурга и Пирамиды составляет 85 номеров категорий TWIN и DBL и 15 номеров TRPL . В Баренцбурге работают 2 ресторана, 2 сувенирных магазина, музей-выставка, хаски-ферма на 80 собак, центр ремёсел и пивоварня В Пирамиде открыто 2 сувенирных магазина, ресторан и кафе, а в летний сезон 2019 г. был открыт восстановленный советский кинотеатр с плёночным проектором

Социально-экономические ресурсы. Территорию архипелага можно отнести к экономически развитым регионам Норвегии, на что указывает высокая доля сферы услуг, низкий уровень безработицы, равномерное распределение доходов и высокие темпы экономического роста В настоящий момент туристская индустрия является ведущей отраслью экономики региона . В 2017 г.

I >022 / № 1

доходы от туризма и в российской, и в норвежской частях архипелага превысили доходы от горнодобывающей промышленности, которая долгое время была основой экономики архипелага. Доля населения, занятого в сфере туризма, составляет около 30-40% летом и порядка 25% - зимой .

Информационные ресурсы. На архипелаге действуют 2 туристско-ин-формационных центра (ТИЦ) - в Баренцбурге и Лонгйире . Туристы могут получить всю необходимую информацию о туристском продукте региона, а также о погодных условиях, чрезвычайных ситуациях, действующем законодательстве . Во всех населённых пунктах Шпицбергена навигация выполнена минимум на 2 языках: английском, русском и/или норвежском. С увеличением потока туристов из Китая в некоторых объектах стали также использовать китайский язык Стоит отметить, что навигация для туристов в российских посёлках выполнена на более высоком уровне, чем в Лонгйире, несмотря на то, что его посещает больше туристов, а сама структура потока более интернациональна. Особенно это касается портовой зоны, куда в первую очередь попадают круизные туристы

В интернете туристский продукт Шпицбергена продвигается через сайты и социальные сети Вся актуальная информация для путешественников размещена на сайте visitsvalbard. com. Помимо сайта, существуют также акка-унты @visitsvalbard в социальных сетях Instagram и Facebook1, где публикуют-

1 На момент публикации статьи (с 14 марта 2022 г. для Instagram / с 4 марта 2022 г. для Facebook) доступ к данным ресурсам полностью ограничен на территории Российской Федерации (прим. ред.).

Географическая среда и живые системы / Geographica! Environment and Living Systems

ся фотоматериалы авторов, снимающих Шпицберген, срочные новости и отзывы посетителей . Данные профили имеют аудиторию более чем 60 000 человек и регулярно обновляются . Кроме того, информацию о Шпицбергене можно получить на сайте губернатора архипелага, а также на сайтах ФГУП ГТ «Арктикуголь», Центра Арктического Туризма «Грумант» и в социальных сетях туристских компаний

Основные виды арктического

туризма, получившие развитие на архипелаге Шпицберген и особенности их развития

Наиболее популярными видами туризма, развитыми на архипелаге Шпицберген, являются:

- круизный;

- активный;

- экскурсионный;

- индустриальный арктический

Круизный туризм. Круизный туризм появился на архипелаге одним из первых, является самым массовым и самым прибыльным видом туризма Круизный туризм имеет ярко выраженную сезонность с мая по сентябрь с пиком в июле [7]. Долгое время в акваторию исследуемой территории заходили только небольшие экспедиционные суда ледового класса, вместимостью 100-200 туристов, компаний, входящих в международную организацию операторов арктических круизов (AECO) . Основными компаниями, организующими экспедиционные круизы на Шпицбергене, являются норвежская Hurtigruten AS, голландская Oceanwide Expeditions, русско-английская Poseidon Expiditions и канадские One Ocean Expiditions и Quark Expedition . Продолжительность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

круизов в акватории Шпицбергена составляет 1-2 недели . Большинство экспедиционных круизов стартуют из Лонгйира и заканчиваются там же . Есть продолжительные маршруты, когда Шпицберген выступает в роли конечной или начальной точки экспедиционного круиза, а второй дестинацией являются Исландия, Гренландия или Норвегия, реже Голландия, Германия или Великобритания. Соотношение подобных программ к преобладающим «радиальным» экспедиционным круизам - 30/70.

Маршруты экспедиционных круизов в акватории архипелага можно разделить на 3 типа . Самым распространённым и частым среди экспедиционных круизов является маршрут с посещением акватории посёлка Пирамида, основных ледниковых стенок Исфьорда и Земли Принца Карла (первый тип)1. Он проходит по акватории Исфьорда, затем вдоль западного побережья о Западный Шпицберген с подъёмом до 80°с. ш . и последующим возвращением тем же путём в порт Лонгйира (рис . 4) .

Ко второму типу можно отнести кольцевые маршруты, огибающие

0 . Западный Шпицберген . Первый сегмент, как правило, аналогичен первому типу маршрутов, затем круизные корабли огибают остров с севера, проходят по проливу Хинлопен, поворачивают на юг к о . Эдж и возвращаются в Лонгйир с юга

Третий - самый редкий тип маршрутов включает в себя посещение архипелага Семь Островов, о Белый и

1 Cruise Tourism // Environmental Monitoring

OfSvalbard and Jan Mayen : [сайт]. URL: http://

www. mosj. no/en/influence/traffic/cruise-tourism .html (дата обращения: 08.03.2020).

ISSN 2712-7613

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

2022/№ 1

Посёлки

^^ Норвежские

Российские

Границы ООПТ

Экспедиционные маршруты первого типа

Экспедиционные маршруты второго типа

Экспедиционные маршруты третьего типа

Рис. 4 / Fig. 4. Схема экспедиционных круизных маршрутов в акватории архипелага Шпицберген / Scheme of expeditionary cruise routes in the waters of the Svalbard archipelago

Источник: составлено авторами

обход о . Северо-Восточная Земля . В отличие от первого типа маршруты второго и третьего типов встречаются крайне редко из-за сложной ледовой обстановки в данном регионе1. Чаще всего их приходится значительно корректировать непосредственно во время круиза, вплоть до полной отмены некоторых элементов . В последние годы ледовая обстановка значительно изменилась [5], что позволило заходить в акваторию архипелага большим круизным судам ведущих круизных компаний - MSC, Carnival Cruise Line и т. д . , вмещающим более 1 000 пассажиров (рис . 5) .

Пока это единичные случаи, и нет чётко выработанных маршрутов, но в

1 Cruise Tourism // Environmental Monitoring Of Svalbard And Jan Mayen : [сайт]. URL: http:// www. mosj . no/en/influence/traffic/cruise-tour-ism.html (дата обращения: 08 .03 .2020) .

основном они ограничиваются заходом в акваторию Исфьорда, посещением Лонгйира и одного из российских поселений2 .

Активный туризм. Активный арктический туризм на Шпицбергене имеет 2 «высоких» сезона: «зимний» в марте-апреле и «летний» в июне-сентябре . Зимние программы начинаются с концом полярной ночи в марте и длятся до середины-конца апреля, пока держится устойчивый снежный покров . Большинство программ - снего-ходные, маршруты проходят в южной части о Западный Шпицберген между

2 Cruise study Svalbard: An examination of the

economical impact of cruise tourism (expedi-

tion- and conventional cruise) in Svalbard . 2019 : [Электронный ресурс]. URL: https://www.

aeco . no/wp-content/uploads/2019/09/2019-

Epinion-Cruise-Study-AECO-and-VisitS-

valbard-Final-report.pdf (дата обращения:

08 .03 .2020) .

Маршруты классических круизов:

Рис. 5/Fig. 5. Схемамаршрутов Шпицберген/Schemeofclassic cruises in the

акваториями Исфьорда, Мейенфьорда и Стур-Фьорда. ^тдолжительность программ - 5-8 дней, которые начинаются и завершаются в Лонгйире;

сиомежпточнымиппнФтамилогсрупа-

ют посёлки Баренцбург и Пирамида, а также отель «Исфь°РД-раДио»> рлс-положенный на мысе Линнея. Есть радиальные программы из Лонгйира, Пирамиды,Оартицбурга,ФоонейлФ1е -Лонгйир-Баренцбург, Лонгйир-Пира-длд», Лонглир-ИсДтсрд-оодио, Бхремц-бург-Исфьорд-радио, Баренцбург-Пирамида

По Фу»пар1^оЫ ёшб^т^о

маршрута программы на архипелаге можно разделить наУтипа:мофоттие (не более 100-200 км), средние (300600 км) и длинные (более 1000 км) .

Схруттура пихреТителей тнего-ходных программ: путешественники ввоорастм Дт-П5 лем (болло^^ОЛл^т общего числа туристов) из Норвегии

ихкруизоввакваторииархипелага watersof theSvalbardarchipelago

Источник: составлено авторами

и стран северной и западной Европы . СоотношониежуФсл»голжла о мен-скому - 60/40. Туристы из России и стран СНГ составляют 10% от общего читласотгободно-хлурост ов, их число ежегодно возрастает. У туристов из Китати Юго-в»стучаой Азиисного-ходный туризм не пользуется большой популярностью. Количество путеше-сттедниоов, попившие онегоритные программы в период с 2015 по 2020 гг. , вырослюна 2П%.

Основными туроператорами, организующими снегоходные программны ла арсшплаге, я»^)м^,^сяно^1^ежо ские компании Basecamp Explorer, А0, -Better Moments, Spitsbergen Guide Service и российский ЦАТ «Грумант», специализирующий-сяна еуристт ту Ротсдх и ст»ян СНГ (рис 6)

Пояжно пртсрамм на соегохотсФ, туроператоры разрабатывают на ар-

Поселки Морские

О Норвежские ^^^^^^^ экскуРсионные

маршруты

^^ Российские

Снегоходные маршруты

Границы О ОПТ

О Природные объекты показа

О Антропогенные объекты показа: Пешие маршруты

1 Исфьорд-радио (отель)

2 Домик Старостина (охотничий домик)

3 Мыс Финнисет (остатки строений китобоев, радиовышки ХХ в.)

4 Мыс Хеер (вертолетная площадка, орудие Второй мировой) 5-7, 16-18 Охотничий домик

8 Тундра Богеманна (первая территория, приобретенная ГТ Арктикуголем на Архипелаге)

9 Колсбей (заброшенный посёлок)

10 Грумант (заброшенный рудник)

11-15 Остатки старых зданий и инфраструктуры шахт Лонгйира

19 Остатки старого норвежского поселения

20 Свеаргрува (норвежская Шахта)

Рис. 6 / Fig. 6. Основные снегоходные, пешие и морские экскурсионные маршруты на архипелаге Шпицберген / Main snowmobile, hiking and sea excursion routes on the Svalbard archipelago

Источник: составлено авторами

хипелаге горнолыжные программы и программы на беговых лыжах Норвежские туроператоры Svalbard Wildlife Expiditon и Arctic Guides организуют недельные лыжные походы по архипелагу Также распространён фрирайд - катание на горных лыжах по неподготовленным склонам . В 2018 и 2019 гг. в Баренцбурге проводился горнолыжный фестиваль «Последний снег», который собрал более 300 участников со всего света. Популярным аттракционом у туристов стало катание на собачьих упряжках В Баренцбурге и Пирамиде обустроено 2 хаски-фер-мы общим поголовьем 80 собак

В летний сезон на архипелаге распространены такие виды активного туризма, как хайкинг и треккинг, каякинг, охота и рыбалка Летние туристские программы на Шпицбергене крайне разнообразны, условно их можно разделить по категориям сложности и необходимому уровню подготовки .

Экскурсионный туризм на архипелаге включает в себя пешие экскурсии по посёлкам с местными гидами, однодневные морские экскурсии на маломерных прогулочных судах и скоростных катерах, посещение музеев и объектов этнографии и культуры . Данный вид туризма считается наиболее доступным для туристов на архипелаге после круизного В летний сезон прогулочные суда ежедневно совершают переходы между посёлками, заходя на своём пути в ледниковые бухты, где часто организовывают пикники. Экскурсионные программы по посёлкам варьируются по продолжительности от получаса до нескольких часов и включают в себя такие элементы, как обзорный маршрут по основным достопримечательностям и куль-

турно-развлекательные мероприятия, например, показ отрывков советских фильмов на пленочном проекторе или выступление местных самодеятельных фольклорных групп .

Промышленный туризм. Через несколько лет после консервации шахтерский посёлок Пирамида получил мировую известность как поселение-призрак. Сохранившийся в идеальном состоянии посёлок - памятник советского арктического прошлого -является визитной карточкой архипелага и обязательным пунктом посещения большинства экскурсионных программ промышленного туризма. Несмотря на то, что с 2016 г. Пирамида считается расконсервированной и там постоянно проживает несколько десятков человек, все строения, в т ч и промышленные, специально поддерживаются в виде, максимально приближенном к изначальному, что вызывает значительный туристский интерес. Заброшенные рудник Грумант и посёлок Колсбей в большую часть программ промышленного туризма не включаются: в них отсутствует причальная стенка - туристы добираются до посёлков на маломерных скоростных катерах или пешком В 2018 г. ФГУП Трест «Аркикуголь» согласовал с правительством архипелага и российскими контролирующими органами проведение экскурсионных программ в шахте Баренцбурга. На данный момент это одна из нескольких в мире экскурсионных программ в действующую шахту

С 2010 г. наблюдается рост количества авторских тематических программ (фототуры и пр . ), для их проведения арендуются маломерные суда на 5-10 чел . сроком от нескольких дней до 2-3 недель .

¡$$N2712-7613 ^

Современное состояние арктического туризма на Шпицбергенe

Архипелаг Шпицберген, согласно концепции Ж . О . Ж . Лундгрена, относится к четвёртой ступени иерархической структуры модели туристского дестинационного пространства -дестинация с хорошо сохранившейся природной средой - территория нового туристского освоения, доступная для туристов воздушным или водным путём [2]. Шпицберген значительно удалён от регионов, формирующих туристские потоки, поэтому сильно зависит от стран - поставщиков туристов . При угасании прочих отраслей экономики туристская индустрия стала ведущим направлением экономического развития региона - реализуются новые инициативы в области туризма и научных исследований

Туристы на Шпицбергене знакомятся с неповторимыми арктическими ландшафтами, фауной (северный олень, песец, белый медведь и др . ), испытывают на себе влияние полярного дня или ночи . Большая часть туристских программ на Шпицбергене -комбинированные и сочетают в себе элементы сразу нескольких видов туризма, что полностью отвечает современным мировым тенденциям. В основном, - это пакетные предложения туроператоров, однако набирают популярность и самодеятельные трек-кинговые/хайкинговые программы -500-700 посетителей Шпицбергена ежегодно принимают в них участие

Все туристские маршруты обладают высокой пейзажной привлекательностью, для лучшего наблюдения в некоторых точках оборудованы обзорные площадки, которые пользуются боль-

| >022 / № 1

шой популярностью у фототуристов В зимний период преобладающий вид транспорта для прохождения маршрутов - снегоход или собачьи упряжки Летом большинство маршрутов проходятся пешком или на спортивных велосипедах. Кроме того, лето - период круизных программ Туристам также интересны и сами северные посёлки, организация жизни в них: в Баренцбурге создан музейно-выста-вочный комплекс, где посетители узнают об истории освоения архипелага и этапах его развития, также там представлены многочисленные картины, написанные на Шпицбергене

Главный транспортный хаб архипелага - Лонгйир, миновать который могут только круизные туристы, которые высаживаются с корабля в портах Пирамиды или Баренцбурга (их доля минимальна) В данных населённых пунктах сконцентрированы все коллективные средства размещения (КСР) Шпицбергена: Лонгйир - отели и кемпинг, Баренцбург - отель и хостел, Пирамида - отель Суммарное количество ночей, проведённое во всех КСР архипелага туристами, в период 19962019 гг. увеличилось примерно в 4 раза (рис 7)

Анализ объёмов и структуры туристских прибытий на территорию Шпицбергена показал, что в 2015 г. 65% всех ночёвок приходилось на норвежских туристов, в 2017 г. количество иностранных туристов сравнялось с норвежскими, а в 2018 г. - превысило их число . В 2019 г. эта тенденция сохранилась, общее количество ночёвок выросло на 7%, а количество иностранных туристов в структуре ночёвок увеличилось на 15% по сравнению

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

Рис. 7 / Fig. 7. Динамика количества ночей, проведённых туристами в КСР Шпицбергенав 1996-2019 гг. / Dynamics of thenumberofnights spent by touristson Svalbard CEBin 1996-2019

Источник: составленоавторами по даннымStatistics Norway // SSB.NO : [сайт].

URL: https://www.ssb. no/en (дата обращения: 08. 03.2020).

с предыдущим годом и составило 55%х . При этом поток норвежских туристов наархипелаг посравнениюс2015г. вырос более чем на 10%2 . Средняя про-должнтелиносрн преГывания -6-8 дней, что является высоким показате-лрмдл ясрнричеиног о нс гияна.

Для оценки туристских прибытий на архипелаг используютсяобщие данные прибытий в аэропорт Лонгйира с введением экспертных поправок, при этом в аэропорту отсу ствует паспортный и таможенный контроль, ннэннжунев енётлястатистическио учёт прибывающих по целям поездки инлгионор, из сотррыхнни нрнНыли. Исходя из этого, оценку туристских

1 Eeg-Henriksen F., Sjnmwling Е. Stat^istics Norway. This is Svalbard 2016 What the figures say. 2016 : [Электронный ресурс] // Statistisk sentralbyra: [сайт! URL:https://wrnv.ssb.no/ en/8efolkning/artikler-og-publikasjoner/this-is-svalbard-2016 (дата обращения: 08.03.2020) .

2 Statistics Norway // SSB. NO : [сайт]. URL: https://

www ssb no/en (дата обращения: 08 03 2020)

п])ибь^1^^11М(^жно произвеститолько с определённой погрешностью, опе-рируяпоказателями суммсрногепас-сажиропотока, количеством трудовых сезонных мигралтов и аолсй трлдо-вых мигрантов в структуре населения ^гласягэтимдапуох^колкчество туристов, посетивших Шпицберген через аэропорт,увеличилосьв период с 2015 по 2018 гг. на 22% и составляло до 2020 с бЛООП-70 ОООчедавек еие-годви3.

Туристы, прибывающие по морю, дплаюо эпоягОонскрсизных лайое-рах, либо на частных яхтах. За послед-сое 5 апт ШпиоСергсн ежетодкососе-щали 40-60 частных яхт. Количество круизных лайнеров, которые заходят

3 Eeg-Henriksen F. , Sj0m»ling E. Statistics OorwabThicisSvalbardg016Wha/th2e--ures say 2016 // Statistisk sentralbyra : [сайт] URL: https://www. ssb. no/en/befolkning/ar-tikler-og-publikasjoner/this-is-svalbard-2016 (дата обращения: 08 03 2020)

¡$$N2712-7613 ^

на Шпицберген на 1-2 дня в рамках длительного путешествия по Северной Европе, остаётся стабильным уже несколько лет - 20-30 судозаходов/год . Многие туристы, прибывающие на Шпицберген на самолёте, также участвуют в 4-7-дневных экспедиционных круизах по архипелагу или начинают свою круизную программу на Шпицбергене1

Арктический круизный туризм на Шпицбергене активно развивается . В 2019 г. круизные туристы выходили на берег примерно в 180 точках за пределами населённых пунктов архипелага Архипелаг является лидирующим направлением арктического круиз-ного туризма в мире, что подтверждается данными исследования, проведённого Ассоциацией Арктических Экспедиционных Круизных Операторов (АЕСО). В 2005-2014гг.количе-ство круизных турис товнаархипелаге ежегодно стабильно превышало количество ар ических круизных туристов в Гренландии, Канаде и России, причём как в сегменте экспедиционных арктических круизов, так и в сегменте классических круизов . Число туристов, посетивших архипелаг в рамках классических круизных программ, ежегодно увеличивается: с 35 000 чел в 2005 г. до 45 000 чел . в 2018 г. В сегменте экспедиционных круизов тоже наблюдается интенсивный рост - число туристов, участвующих в этом виде круизов, возросло с примерно 5 000 в 2001 г. до чуть более 17 000 в 2018 г. (на 240%) (рис 8)

1 Welcome To The High Arctic Of Svalbard! // Visit Svalbard : [сайт]. URL: https://en .visitsvalbard. com (дата обращения: 08.03.2020).

Рис.8 / Fig.8. Экономическийэффект от круизов 2018 г. / Economic effect of cruises 2018

Источник: составлено авторами по: CruisestudySvalbard:Anexamination ofthe economicimpactofcruisetourism (expedition-andconventionalcruise)on Svalbard. 2019 : [Электронный ресурс]. URL: https://www. aeco . no/wp-content/ uploads/2019/09/2019-Epinion-Cruise-Study-AECO-and-VisitSvalbard-Final-report.

pdf (дата обращения: 08. 03. 2020).

Доходы от круизного туризма в 2018 г. составили 11,8 млн долл . США и превысили доходы от всех остальных видов туризма на архипелаге, при этом большую их часть составили доходы от экспедиционных круизов (66,7%), несмотря на то, что они в 3 раза уступают классическим круизам по объёму туристского потока. Если оценивать экономический эффект от экспедиционных круизов, то он также значительно превышает показатели классических круизных программ: в 2018 г. 470 долл . США с пассажира принесли в бюджет региона экспедиционные круизные компании и 90 долл США с пассажира - классические (рис . 9) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V8V

ДОХОДЫ

ТУРИСТСКИЙ ПОТОК

Рис. 9 / Fig. 9. Структура доходов и туристского потокапо видамкруизов2018 г. / Structure of incomeand touristflowby type ofcruise 2018

Источник: составлено авторами по : Cruise study Svalbard: An examination of the eco-nomicalimpact ofcruise tourism (expedition- and conventio nal cruise ) in Svalbard. 2019 : [Электронный ресурс]. URL: https://www.aeco.no/wp-content/uploads/2019/09/2019-Epirno n-Cruise-Study-AECO-and-VisitSvalbard-Final-report.pdf

(дата обращения: 08.03 .2020)

Потребительский сегмент круизно-го туризма на архипелаге в основном состоит из туристов среднего и старшего возраста из северной и западной Европы - их доля составляет более 60% от общей доли круизных туристов (лидируют норвежцы и немцы) . Порядка 25% составляют туристы из Китая и Юго-Восточной Азии, причём в последнее десятилетие этот сегмент стремительно увеличивается - ещё в 2005 г. их доля составляла не более 3%; 10% - из США и Канады, 5% - из остальных стран (рис 10)

Перспективы развития туризма на архипелаге Шпицберген

До 2020 г. индустрия туризма на архипелаге демонстрировала стабильный рост по всем показателям,что указывало на высокие темпы еёразв и-тия и позволяло с высокой долей веро-

Туриегы из Северной Европы Китай и страны Юго-Восточной Азии США и Канада Другие страны

Рис. 10 / Fig. 10. Структура круизного туристского потока на Шпицбергене 2016-2019 гг. /Structureof cruisetourist flowonSvalbard2016-2019

Источник: составлено авторами

V877

ISSN 2712-7613

ятности строить положительные прогнозы дальнейшего развития туризма в регионе . Начало 2020 г. ознаменовалось появлением и стремительным распространением новой коронавирус-ной инфекции COVID-19, из-за чего правительствами большинства стран мира были приняты беспрецедентные меры по предотвращению её распространения . Пока сложно оценить, как текущая ситуация изменит туризм на архипелаге, но можно предположить, что к моменту возобновления стадии роста основные виды туризма, а именно активный и круизный, всё ещё будут преобладающими в структуре туристского продукта. Также, скорее всего, кардинальным образом не поменяется половозрастной и национальный состав потребителей, однако можно спрогнозировать увеличение доли туристов из Восточной и Юго-восточной Азии . Стоит ожидать снижение количества российских выездных туристов в связи с предполагаемым снижением уровня реальных доходов населения на фоне надвигающегося глобального экономического кризиса.

В долгосрочной перспективе можно выделить наиболее перспективный вид туризма для развития на территории архипелага С учётом особенностей региона, а именно низкой устойчивости ландшафтов и экосистем к внешнему воздействию, на территории архипелага целесообразно развивать, в первую очередь, арктический экологический туризм .

Международное общество экоту-ризма даёт следующее определение экологического туризма: «ответственное путешествие среди природных ландшафтов, которое сохраняет окружающую среду, поддерживает благо-

| >022 / № 1

получие местного населения и включает в себя просвещение персонала и путешествующих» . Развитие данного вида туризма позволит снизить антропогенную нагрузку от возрастающего потока туристов и минимизировать ущерб природной среде

Для достижения этого результата необходим следующий комплекс мер:

1. Коммерциализация посещения ООПТ - эта мера подразумевает взимание платы за посещение ООПТ с целью отдыха, а также создание отдельного фонда, куда будут поступать эти средства Средства данного фонда должны расходоваться исключительно на природоохранную и просветительскую деятельность, улучшение инфраструктуры и экомониторинг Подобные проекты наиболее успешно реализуются в национальных парках Чили, Аргентины и США . Для упрощения туристских формальностей для самих путешествующих данный сбор может быть включён непосредственно в стоимость путёвки Необходимо также предусмотреть возможность взимания платы с индивидуальных туристов Это возможно реализовать с помощью дополнительных электронных сервисов, а также в ТИЦ поселений, на ре-сепшенах отелей, в портах и аэропорту архипелага, включения данной суммы в стоимость авиабилетов и пр . С помощью изменения цены за посещение ООПТ также можно регулировать объём туристского потока;

2. Поддержка туроператоров, занимающихся развитием экологического туризма Правительству архипелага стоит уделить отдельное внимание работе с туроператорами, которые предлагают туристский продукт, включающий элементы экотуризма, а также

Географическая среда и живые системы / Geographica! Environment and Living Systems

полноценные экотуры . В качестве мер поддержки можно предложить упрощение налогообложения, продвижение продукта этих туроператоров на информационном портале «^^уаШагё» и в ТИЦ региона .

Также можно выделить наименее перспективный вид туризма - классический круизный туризм. Данный вид туризма не целесообразно развивать на архипелаге по следующим причинам:

- Угроза безопасности туристов. В настоящее время службы спасения на архипелаге не обладают достаточными силами для организации полноценной спасательной операции, если большое круизное судно потерпит бедствие в акватории архипелага Как показал опыт, полученный спасательными службами Норвегии во время отказа систем управления на круизном судне у северного побережья страны весной 2019 г., подобные ситуации могут потребовать привлечения спецавиации и большого количества спасательных судов Поскольку аварийно-спасательная служба архипелага обладает всего двумя вертолетами и несколькими катерами, она на данный момент не способна обеспечить оперативную эвакуацию пассажиров с больших круизных судов Ситуация осложняется частым несоблюдением организаторами классических круизов необходимых рекомендуемых мер по обеспечению безопасности при организации круизов в высоких широтах

- Негативное воздействие на окружающую среду В отличие от экспедиционных круизных кораблей, большие круизные лайнеры, которые посещают акваторию архипелага, создают значительное количество выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду,

что негативно отражается на экосистемах Шпицбергена. Также стоит отметить, что шум и вибрации, создаваемые двигателями таких судов, негативно воздействуют на китообразных и прочих морских обитателей акватории архипелага Из-за большого количества пассажиров, образовательная деятельность, повышающая уровень их экологической информированности, либо не проводится организаторами круизов, либо проводится на очень низком уровне Последствиями такого халатного отношения являются многочисленные очаги загрязнения в местах высадки туристов на берег, уничтожение растительного покрова и различные травмы у животных [4; 6].

Учитывая эти факторы, а также тот факт, что классические круизные программы обладают низкой экономической эффективностью по сравнению с экспедиционными, видится целесообразным закрыть акваторию архипелага для больших круизных судов не ледового класса Дальнейшее возобновление их деятельности возможно при соблюдении ряда условий:

- разработки программ спасательных операций для больших круизных судов и дооснащение спасательных служб до необходимого уровня;

- введение единого стандарта эко-логичности для круизных судов в пределах акватории архипелага;

- введение ограничения на максимально возможное одновременное количество круизных судов в пределах акватории архипелага и количество пассажиров, одномоментно высаживающихся на берег (модель Антарктики);

- введение дополнительного экологического сбора для участников классических круизных программ

ISSN 2712-7613^

Альтернативой классическим круизам являются экспедиционные круизы, которые не имеют вышеперечисленных недостатков из-за небольшого числа пассажиров, высокого уровня экологической и ледовой безопасности судов, грамотного и профессионального подхода к планированию и реализации программ высадок на берег, значительного внимания экологическому просвещению туристов и повышенным мерам контроля над поведением туристов на берегу

Заключение

Шпицберген - это район нового туристского освоения . В конце XX в . туристская индустрия стала основой развития экономики региона, постепенно вытесняя горнодобывающую промышленность. Современная туристская система региона имеет как сильные стороны, так и слабые . К сильным сторонам относятся:

- географическое положение и туристские ресурсы архипелага, позволяющие создавать на их основе неповторимый туристский продукт, привлекающий туристов со всего мира;

- незамерзающие порты, которые позволяют кораблям осуществлять навигацию почти круглый год;

- высокий уровень компетенции местной туристской администрации;

- хороший уровень профессиональной подготовки гидов и экскурсоводов

Среди слабых сторон стоит выделить:

- удалённость от регионов - поставщиков туристов;

| >022 / № 1

- высокие транспортные издержки в стоимости туристских программ на архипелаге;

- низкая устойчивость экосистем к внешнему воздействию;

- суровые климатические условия, обуславливающие относительно короткий период туристского использования территории в течение года и приоритетные виды туризма для каждого времени года

В настоящий момент туристско-рекреационные ресурсы архипелага Шпицберген используются не в полной мере, при грамотном и продуманным подходе к их освоению туристская отрасль покажет значительный рост, что укрепит местную экономику, создаст новые рабочие места, позволит принять ещё большее количество туристов . При этом важно соблюдать баланс между развитием туризма и сохранением естественных экосистем архипелага в их первозданном виде, что потребует ужесточение контроля в сфере природоохранного законодательства и развития видов туризма, минимизирующих антропогенную нагрузку

Уровень развития туристской инфраструктуры и оценка степени воздействия различных видов туризма на экосистему региона позволяют сделать вывод о перспективности развития в регионе экологического и круизного экспедиционного туризма Полученные выводы могут применяться туристскими организациями и администрацией архипелага для оптимизации работы и дальнейшего развития туризма в регионе

Статья поступила в редакцию 18.12.2021

Географическая среда и живые системы / Geographica! Environment and Living Systems

V90y

ЛИТЕРАТУРА

1. Валькова Т. М. , Шумков Д . С. Арктический туризм: Шпицберген // Географическая среда и живые системы . 2020. № 4 . C. 87-107.

2. География туризма: учебник / под ред. А. Ю . Александровой . М. : КноРус, 2020. 592 с.

3. Цекина М. В. Туризм в Российской Арктике . М. : Содружество культур, 2018. 80 с.

4 . Elias S . Threats to the Arctic . Amsterdam: Elsevier, 2021. 604 p .

5 . Khare N. , Khare R. The Arctic: A Barometer of Global Climate Variability. Amsterdam:

Elsevier, 2021 306 p

6 . Maritime Transport and Regional Sustainability / K. Y. Adolf, J. Monios, Ch . Jiang, eds .

Amsterdam: Elsevier, 2019. 360 p.

7 . Viken A . , Jшrgensen F. Tourism on Svalbard // Polar Record. 1998. № 189 (34). P. 123-128.

REFERENCES

1. Valkova T. M . , Shumkov D. S . [Arctic tourism: Svalbard], In: Geograficheskaya sreda i zhivye sistemy [Geographical Environment and Living Systems], 2020, no. 4, pp. 87-107.

2. Aleksandrova A. Yu. , ed. Geografiya turizma [The geography of tourism], Moscow, KnoRus Publ. , 2020. 592 p.

3. Tsekina M. V. Turizm v Rossiiskoi Arktike [Tourism in the Russian Arctic], Moscow, Sodruzhestvo kultur Publ. , 2018. 80 p.

4 Elias S Threats to the Arctic Amsterdam, Elsevier, 2021 604 p

5 Khare N , Khare R The Arctic: A Barometer of Global Climate Variability Amsterdam, Elsevier, 2021 306 p

6 . Adolf K. Y. , Monios J. , Jiang Ch . , eds . Maritime Transport and Regional Sustainability.

Amsterdam, Elsevier, 2019. 360 p.

7 . Viken A. , J0rgensen F. Tourism on Svalbard. In: Polar Record, 1998, no . 189 (34), pp. 123-

128 .

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Валькова Татьяна Михайловна - кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: valkovatm@yandex. ru

Шумков Дмитрий Сергеевич - магистрант кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М. В . Ломоносова; e-mail: shumkovd@gmail. com

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tatiana M. Valkova - Cand . Sci. (Geography), Assoc. Prof. , Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: valkovatm@yandex. ru

Dmitry S. Shumkov - Master's Degree Student, Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: shumkovd@gmail. com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Валькова Т. М. , Шумков Д . С. Арктический туризм на Шпицбергене: современное состояние, перспективы развития // Географическая среда и живые системы. 2022. № 1. C. 70-92.

DOI: 10.18384/2712-7621-2022-1-70-92

FOR CITATION

Valkova T. M. , Shumkov D. S . Shpitsbergen Arctic tourism: current state & prospects . In: Geographical Environment and Living Systems, 2022, no . 1, рр . 70-92. DOI: 10.18384/2712-7621-2022-1-70-92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.