Научная статья на тему 'ШОТЛАНДСКАЯ ТЮРЕМНАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ПРАВОВОЙ СТАТУС'

ШОТЛАНДСКАЯ ТЮРЕМНАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ПРАВОВОЙ СТАТУС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ШОТЛАНДИЯ / ШОТЛАНДСКИЕ ТЮРЬМЫ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ДЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурсалимов Константин Александрович, Степанова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются правовой статус Шотландской тюремной службы и ее место в системе органов власти Шотландии в контексте деволюционных полномочий Шотландского правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCOTTISH PRISON SERVICE AND ITS LEGAL STATUS

The article examines the legal status of the Scottish Prison Service and its place in the Scottish government in the context of the devolutionary powers of the Scottish government.

Текст научной работы на тему «ШОТЛАНДСКАЯ ТЮРЕМНАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ПРАВОВОЙ СТАТУС»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

DOI 10.47643/1815-1329_2020_12_17

ШОТЛАНДСКАЯ ТЮРЕМНАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ПРАВОВОЙ СТАТУС

МУРСАЛИМОВ Константин Александрович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Санкт-Петербургского университета Федеральной службы исполнения наказаний, г. Санкт-Петербург. E-mail: constant_mur@mail.ru; СТЕПАНОВА Татьяна Владимировна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки ВЮИ ФСИН России, г. Владимир. E-mail: t.stepanova@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются правовой статус Шотландской тюремной службы и ее место в системе органов власти Шотландии в контексте деволюционных полномочий Шотландского правительства.

Abstract: The article examines the legal status of the Scottish Prison Service and its place in the Scottish government in the context of the devolutionary powers of the Scottish government.

Ключевые слова: Шотландия, шотландские тюрьмы, пенитенциарная система, деволюция. Keywords: Scotland, Scottish prisons, penitentiary system, devolution.

Тюремная система Шотландии редко становилась объектом самостоятельного научного анализа в отечественной юридической науке. Исследования, посвященные шотландской правовой системе, освещая вопросы развития шотландского уголовного права, уголовно-исполнительное право, как правило, не рассматривали [1; 3], а имеющиеся научные работы о пенитенциарных системах европейских стран дают лишь общее представление о шотландской тюремной системе в контексте пенитенциарных систем Великобритании [4, с. 124-139].

Шотландская тюремная служба (The Scottish Prison Service, SPS), в том виде, в каком она существует в настоящее время, является исполнительным агентством правительства Шотландии и была создана в 1993 году. До принятия Акта (Закона) о Шотландии 1998 года (The Scotland Act 1998)и проведенной деволюционной реформе, состоявшей в делегировании полномочий местным властям, она была подотчетна Министерству по делам Шотландии (The Scottish Office), которое являлось отдельным департаментом правительства Великобритании. Акт о Шотландии 1998 года воссоздал парламент в Эдинбурге, избираемый на четыре года и обладающий широкими полномочиями, которые позволяют ему принимать законы во многих сферах, таких как государственное образование, здравоохранение, пенитенциарные учреждения [2, с. 242-243].

В соответствии с Актом о Шотландии, нормативно-правовое регулирование деятельности пенитенциарных учреждений отнесено к компетенции Шотландского парламента. Данная деятельность регламентируется как законами (актами Шотландского парламента), так и нормативными актами исполнительной власти - правительства Шотландии, формируемого Шотландским парламентом.

Основным нормативным правовым актом, определяющим правовой статус Шотландской тюремной службы, в настоящее время является так называемый Рамоч-

ный документ (SPS Framework Document), утвержденный в 2016 году министром юстиции Шотландии (The Cabinet Secretary for Justice) [8]. Кроме того, деятельность Шотландской тюремной службы в части исполнения наказаний и содержания по стражей регламентируется Правилами 2011 года о тюрьмах и учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (The Prisons and Young Offenders Institutions (Scotland) Rules 2011) [6] и иными законодательными актами Шотландского парламента.

Рамочный документ определяет политику, основы и границы деятельности Шотландской тюремной службы (далее - ШТС), установленные правительством Шотландии. Как исполнительное агентство, ШТС финансируется правительством Шотландии и подотчетно парламенту Шотландии за предоставление услуг по содержанию под стражей в соответствии с Правилами 2011 года о тюрьмах и учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей. В Рамочном документе описываются принципы работы Шотландской тюремной службы, ее полномочия и организационная структура, отношения с министерствами и правительством Шотландии, кадровое обеспечение и вопросы комплектования персонала, финансовая ответственность, ключевые показатели деятельности и другие организационно-правовые вопросы.

В Шотландии 13 тюрем напрямую управляются ШТС, а еще две - операторами частного сектора по контракту с ШТС (тюрьмы Эддивелл и Килмарнок) [7, p. 1]. В Шотландской тюремной службе непосредственно работает около 4500 сотрудников при ежедневном содержании более 8000 осужденных. ШТС также заключено соглашение со Службой содержания под стражей и сопровождения заключенных Шотландии (Scottish Court Custody and Prisoner Escorting Service, SCCPES) для обеспечения безопасной и надежной перевозки лиц, находящихся под стражей, в суд и обратно [8, p. 6].

В состав ШТС входит также Колледж Шотланд-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 12(192)

ской тюремной службы (SPSC). Колледж отвечает за содействие образованию и развитию персонала всех тюрем страны и организует обучение сотрудников в соответствии с возникающими приоритетами. Большинство сотрудников ШТС приезжают в Колледж для прохождения первоначального обучения, а затем возвращаются к своей работе в учреждения [5, p. 123-124].

Основная цель Шотландской тюремной службы -способствовать повышению безопасности Шотландии посредством сокращения числа повторных правонарушений за счет реабилитации и реинтеграции осужденных и заключенных под стражу граждан [8, p. 6].

Национальная стратегия правосудия для Шотландии, принятая правительством Шотландии в 2017 году, предусматривает пропорциональный и ориентированный на человека подход к правосудию с упором на предупреждение преступлений и защиту от противоправных действий, что обеспечивает лучшие результаты в сфере обеспечения общественной безопасности. В Национальной стратегии правосудия утверждается роль тюрем в сокращении числа повторных правонарушений и в оказании помощи лицам, содержащимся под стражей, в их безопасной реинтеграции в общество.

Обязанности по определению общей политики, стратегии развития, планов деятельности, показателей эффективности, финансового обеспечения и утверждению Рамочного документа Шотландской тюремной службы возложены на правительство Шотландии, которое отчитывается перед Шотландским парламентом за надлежащее исполнение функций ШТС. Непосредственно данные задачи отнесены к компетенции министра юстиции Шотландии.

Возглавляет Шотландскую тюремную службу главный исполнительный директор (The Chief Executive), которому шотландским правительством предоставлены делегированные полномочия по управлению вверенным ему исполнительным агентством. Главный исполнительный директор ежемесячно отчитывается перед министром юстиции Шотландии.

Главный исполнительный директор Шотландской тюремной службы несет персональную ответственность за эффективную работу и финансовое управление службы, а также за выполнение ключевых задач, включая обеспечение финансовых показателей, операционной эффективности, механизмов управления рисками, подготовку и публикацию годовых отчетов, корпоративных и иных планов при условии утверждения их министерством юстиции, управление и развитие персонала, использование системы закупок и соглашений о совместном обслуживании, направленных на оптимальное соотношение цены и качества для ШТС и

для государственного бюджета. Главный исполнительный директор ШТС отчитывается перед Шотландским парламентом за правильность и надлежащую организацию государственных финансов службы [7, р. 4].

В состав Группы исполнительного управления, помимо главного исполнительного директора, входят три директората по операциям, стратегии и инновациям и корпоративным услугам. Каждый директорат возглавляет исполнительный директор.

При Шотландской тюремной службе существует Консультативный совет, который в настоящее время возглавляет главный исполнительный директор и который состоит из исполнительных директоров и 4 внешних неисполнительных директоров [7, р. 5]. Место председателя Консультативного совета не всегда может принадлежать главному исполнительному директору. Иногда эти обязанности возлагаются на одного из неисполнительных директоров. Роль Консультативного совета заключается в выполнении вспомогательных, консультативных, и опросных функций. Он поддерживает главного исполнительного директора при исполнении им своих обязанностей, предоставляя форум для обсуждения вопросов с участием исполнительных и неисполнительных директоров, что в конечном счете способствует в принятии обоснованных и хорошо информированных решений. Тем не менее, Консультативный совет и группа исполнительного управления не участвуют в привлечении главного исполнительного директора к ответственности за работу ШТС и не могут давать ему указания.

В состав органов управления Шотландской тюремной службы входит также Комитет по мониторингу рисков и аудиту (Risk Monitoring and Audit Committee, RMAC), в который входят неисполнительные члены Консультативного совета. Если требуется привлечение необходимых экспертов, ШТС назначает дополнительных независимых лиц [7, р. 5]. При выявлении существенных рисков и проблем в деятельности ШТС, которые могут иметь широкие последствия, Комитет информирует об этом правительство Шотландии.

Парламент Шотландии имеет право требовать присутствия представителей Шотландской тюремной службы на заседаниях парламентских комитетов. В частности, главный исполнительный директор ШТС может быть вызван на заседание Комитета государственного аудита парламента Шотландии для отчета об исполнении своих обязанностей в соответствии с условиями Рамочного документа. Главный исполнительный директор обязан предоставлять всю необходимую информацию в рамках парламентских запросов и несет ответственность за выполнение любых соответствующих рекомендаций Комитета государственного аудита или других комитетов парламента Шотландии, одоб-

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ренных правительством Шотландии.

Главный исполнительный директор также несет ответственность за соблюдение эффективных процедур рассмотрения жалоб. Процедура подачи жалобы на действия сотрудников ШТС должна соответствовать принципам, установленным Законом об Уполномоченном по правам человека в Шотландии 2002 года (Scottish Public Services Ombudsman Act 2002). Если заявители недовольны результатом рассмотрения своей жалобы, они будут проинформированы об их праве на обжалование Уполномоченному по правам человека. Главный исполнительный директор гарантирует, что любые факты, установленные в ходе расследований Уполномоченного по правам человека в Шотландии, будут надлежащим образом и оперативно рассмотрены.

Полномочия Главного инспектора тюрем в Шотландии Ее Величества (Her Majesty's Chief Inspector of Prisons for Scotland) закреплены в Законе о тюрьмах 1989 года (Prisons (Scotland) Act 1989). Главный инспектор отчитывается перед министрами Шотландии об обращении с заключенными и условиях содержания в тюрьмах. Главный исполнительный директор несет ответственность за рассмотрение тех рекомендаций Главного инспектора тюрем в Шотландии Ее Величества, которые относятся к вопросам, делегированным Шотландской тюремной службе [7, p. 7].

Статус независимых тюремных наблюдателей закреплен в принятом Шотландским парламентом в 2015 году Законе о реформе государственных служб (инспекции и мониторинга тюрем) (Public Services Reform (Inspection and Monitoring of Prisons) (Scotland) Order 2015). С сентября 2015 года независимые тюремные наблюдатели действо-

Библиография/

вать от имени шотландских министров, чтобы обеспечить независимую роль в мониторинге тюрем. Роль независимого тюремного наблюдателя заключается в обеспечении соблюдения прав человека заключенных и в том, чтобы жизнь в тюрьме способствовала их реабилитации.

В целом, рассмотренная в данной статье модель функционирования Шотландской тюремной службы представляет собой интересный вариант децентрализованного построения пенитенциарной системы. В отличие от большинства пенитенциарных систем зарубежных стран, в результате деволюционной реформы 1998 года Шотландская тюремная служба подчинена местным властям Шотландии, а не центральному правительству Великобритании. Данная особенность обусловлена тем, что большинство вопросов внутренней политики, включая юстицию, в настоящее время отнесено к компетенции Шотландского парламента и правительства Шотландии. Кроме того, не в последнюю очередь это связано также с обособленным существованием шотландской правовой системы, имеющей существенные отличия от английской.

Указанная специфика Шотландской тюремной службы позволяет рассматривать ее в некоторой аналогии с пенитенциарной системой США, где имеются как федеральные тюрьмы, так и тюрьмы штатов. Подобный опыт децентрализации может быть полезным и в рамках определения стратегического развития отечественной уголовно-исполнительной системы, хотя в современных условиях навряд ли можно говорить о возможности эффективного функционирования исправительных учреждений, которые были бы подчинены не федеральному центру, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Графшонкина А.А. Эволюция институтов государства и права Шотландии: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.01. М.: [б. и.], 2016. - 193 с.

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Международные отношения, 2009. - 456 с.

Моррис М.В. Статус личности в праве Шотландии: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.01. М.: [б. и.], 2013.- 138 с. Тепляшин П.В. Европейские пенитенциарные системы (теоретико-прикладное и сравнительно-правовое исследование): диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.08. Красноярск.: [б. и.], 2018.- 496 с.

Morrison K. Reflective Practice at the Scottish Prison Service // Work Based Learning e-Journal, Vol. 8, No. 1, (2019).

Scottish Prison Service. The Prisons and Young Offenders Institutions (SCOTLAND) Rules 2011. URL: http: // www.sps.gov.uk/Corporate/Information/PrisonRulesandDirections.aspx.

SPS Framework Document. URL: https: // www.sps.gov.uk/Corporate/Publications/Publication-3925.aspx.

Unlocking Potential - Transforming Lives: Scottish Prison Service Annual Report & Accounts 2013-2014 / Presented to the Scottish Parliament in pursuance of the Prisons (Scotland) Act 1989; Laid before the Scottish Parliament by the Scottish Ministers. Edinburgh: Published on behalf of the Scottish Prison Service by APS Group, 2014. 84 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.