Научная статья на тему 'Механизм общественного контроля обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных в иностранных государствах'

Механизм общественного контроля обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных в иностранных государствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / SOCIAL CONTROL / ОСУЖДЕННЫЕ / CONDEMNED / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PRISONS / ОБЩЕСТВЕННАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / PUBLIC MONITORING COMMISSIONS / PENAL LAWS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Спасенников Борис Аристархович, Железная Юлия Юрьевна

В статье рассматривается опыт наблюдения и контроля за местами лишения свободы со стороны общественных организаций в иностранных государствах. Контроль со стороны структур гражданского общества может иметь важное значение в обеспечении прав и законных интересов лиц, лишенных свободы. Данное положение закреплено в международных правовых документах. Реформирование отечественной уголовно-исполнительной системы диктует необходимость повышения значения общественных организаций, привлекаемых к участию в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, укрепления правовых основ этой деятельности. Авторы проводят сравнительный анализ организации и контроля тюремных учреждений общественными организациями. Вопрос об общественном контроле за обеспечением прав заключенных в иностранных государствах решается исходя из особенностей национального законодательства, правоприменительной практики, политических, социально-экономических и других факторов. Общественный контроль за пенитенциарными учреждениями со стороны структур гражданского общества вносит значительный вклад в гуманизацию национальных пенитенциарных систем. Делается вывод о том, что большинство сотрудников европейских тюрем осуществляют единую стратегию во взаимодействии с неправительственными организациями по реинтеграции заключенных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of public control in ensuring the rights, freedoms and legitimate interests of convicts in a foreign countries

Article examines the international experience of monitoring of places of detention by non-governmental organizations. Monitoring by civil society organizations can be important in ensuring the rights of the persons deprived of their liberty. This provision is enshrined in international legal instruments. Reform of the Russian penal system necessitates the increasing importance of public organizations are involved in the activities of prisons, enforcing criminal penalties, strengthening the legal framework of this activity. The question of public control over the rights of prisoners in foreign countries is solved on the basis of the features of national law enforcement, political, socio-economic and other factors. Public control over the penitentiary institutions from the civil society greatly contributes to the humanization of the national penitentiary systems. It is concluded that the most European prisons carry common strategy in collaboration with non-governmental organizations for the inmates reintegration. This experience is recommended for use in the Russian penal system.

Текст научной работы на тему «Механизм общественного контроля обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных в иностранных государствах»

УДК 343.8

Б. А. Спасенников, Ю. Ю. Железная

МЕХАНИЗМ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОСУЖДЕННЫХ В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ

В статье рассматривается опыт наблюдения и контроля за местами лишения свободы со стороны общественных организаций в иностранных государствах. Контроль со стороны структур гражданского общества может иметь важное значение в обеспечении прав и законных интересов лиц, лишенных свободы. Данное положение закреплено в международных правовых документах. Реформирование отечественной уголовно-исполнительной системы диктует необходимость повышения значения общественных организаций, привлекаемых к участию в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, укрепления правовых основ этой деятельности. Авторы проводят сравнительный анализ организации и контроля тюремных учреждений общественными организациями. Вопрос об общественном контроле за обеспечением прав заключенных в иностранных государствах решается исходя из особенностей национального законодательства, правоприменительной практики, политических, социально-экономических и других факторов. Общественный контроль за пенитенциарными учреждениями со стороны структур гражданского общества вносит значительный вклад в гуманизацию национальных пенитенциарных систем. Делается вывод о том, что большинство сотрудников европейских тюрем осуществляют единую стратегию во взаимодействии с неправительственными организациями по реинтеграции заключенных.

Ключевые слова: общественный контроль; осужденные; уголовно-исполнительное законодательство; пенитенциарные учреждения; общественная наблюдательная комиссия.

B. A. Spasennikov, J. Y. Zheleznaya

MECHANISM OF PUBLIC CONTROL IN ENSURING THE RIGHTS, FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS OF CONVICTS IN A FOREIGN COUNTRIES

Article examines the international experience of monitoring of places of detention by non-governmental organizations. Monitoring by civil society organizations can be important in ensuring the rights of the persons deprived of their liberty. This provision is enshrined in international legal instruments. Reform of the Russian penal system necessitates the increasing importance of public organizations are involved in the activities of prisons, enforcing criminal penalties, strengthening the legal framework of this activity. The question of public control over the rights of prisoners in foreign countries is solved on the basis of the features of national law enforcement, political, socio-economic and other factors. Public control over the penitentiary institutions from the civil society greatly contributes to the humanization of the national penitentiary systems. It is concluded that the most European prisons carry common strategy in collaboration with non-governmental organizations for the inmates reintegration. This experience is recommended for use in the Russian penal system.

© Спасенников Б. А., Железная Ю. Ю., 2015.

Key words: social control; condemned; penal laws; prisons; public monitoring commissions.

Контроль со стороны структур гражданского общества может иметь важное значение в обеспечении прав и законных интересов лиц, лишенных свободы. Данное положение закреплено в международных правовых документах.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации закрепляет общественное воздействие в качестве одного из средств исправления осужденных. Реформирование отечественной уголовно-исполнительной системы диктует необходимость повышение значения общественных организаций, привлекаемых к участию в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, укрепление правовых основ этой деятельности. В этой связи представляет интерес накопленный за рубежом опыт общественного контроля пенитенциарной системы, практику которого можно использовать при совершенствовании отечественной уголовно-исполнительной системы.

Сравнительный анализ нормативных правовых актов организации и эффективного общественного контроля за пенитенциарной системой показал, что значительные результаты достигнуты в многих европейских странах. В них в наибольшей степени реализуются требования Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, Европейских пенитенциарных правил, обеспечиваются международные стандарты в части организации и осуществления контроля за условиями содержания заключенных и обращения с ними. Тюремные системы европейских государств отличаются хорошо организованным контролем за местами лишения свободы со стороны гражданского общества. Деятельность различных общественных организаций направлена на сбор и анализ информации о происходящих процессах в пенитенциарных учреждениях, на установление нарушений в их работе, на уведомление компе-

тентных органов о допущенных нарушениях, на контроль за устранением нарушений и недостатков, а также на доведение до сведения общественности результатов своей работы. Предметом их проверок являются: соблюдение требований к качеству питания заключенных, материально-бытовых условий содержания, обеспечение доступа к образованию и медицинской помощи, трудовая занятость заключенных. Особенность их деятельности во многих государствах Европы состоит в том, что они не представляют ни тюремную администрацию, ни заключенных, а действуют в интересах всего общества [2, с. 32].

Так, в Англии и Уэльсе общественный контроль деятельности тюрем осуществляет независимый совет по мониторингу, который в соответствии с законом «О тюрьмах» 1952 г. назначается министром юстиции в каждое пенитенциарное учреждение. Это распространяется и на контрактные (частные) учреждения. Каждый независимый совет по мониторингу составляется из представителей общественности, работающих на добровольных началах, причем как минимум двое из них должны быть мировыми судьями [11]. Членами совета могут быть и бывшие сотрудники тюрем, однако не в том учреждении, где они прежде работали. Если у человека есть какие-либо профессиональные интересы в данном учреждении, то он не может быть членом совета этой тюрьмы либо обязан предупредить ее начальника о том, что представляет интересы определенного человека [1, с. 56]. Членом совета может стать и бывший осужденный, если прошло не менее пяти лет после отбытия им наказания. Вновь назначенные участники совета проходят учебный курс на базе независимого совета по мониторингу Великобритании (Independent Monitoring Boards). В масштабах страны деятельность советов независимых

наблюдателей согласовывает координационный совет по мониторингу.

В основные обязанности членов независимого совета по мониторингу входит: наблюдение за состоянием тюремных помещений, работой тюремной администрации и обращением с заключенными; своевременность реагирования директора тюрьмы по любому факту, требующему его внимания; информирование министра юстиции по любому факту, который они сочтут необходимым. Члены независимых советов по мониторингу призваны контролировать гуманность содержания заключенных и имеют право беспрепятственного круглосуточного доступа ко всем заключенным без исключения. Члены совета контролируют действия администрации, если в учреждении случаются беспорядки. Кроме того, если члены совета нуждаются в том, чтобы усилить давление на правительство, они могут напрямую обращаться к членам парламента.

Члены совета руководствуются здравым смыслом и приемлемыми стандартами для определения подобающих критериев содержания заключенных и работы персонала. Во время посещений члены совета обращают внимание на различные факты: общий вид территории, зданий, ограждений, окружающего ландшафта, дорог, зеленых насаждений; охрана и безопасность заключенных и персонала; состояние ремонта и реконструкции всех сооружений; соблюдение правил приготовления пищи и стандартов столовых помещений; коммунальные услуги (отопление, свет, вода, сбор мусора); состояние санитарно-бытовых помещений, уровень шума и запахи. В Англии и Уэльсе все камеры для содержания заключенных должны быть сертифицированы. Ни одна камера не может быть использована, если она не сертифицирована в отношении максимального количества заключенных, которые могут в ней содержаться одновременно. Члены совета проверяют наличие сертификации камер. Если камеры перена-

селены, члены совета должны убедиться в том, что получено соответствующее разрешение министра юстиции. Члены совета проверяют на предмет соответствия: отопление, освещение и вентиляцию; средства противопожарной безопасности; доступ к санитарным устройствам; чистоту постельного белья и полотенец; места для хранения вещей и доски объявлений. Собранная членами совета информация анализируется на ежемесячных встречах членов совета. На этом совещании с докладом выступает и начальник учреждения. Когда оценки совета и начальника учреждения не совпадают, организуется совместная проверка. Ежегодные отчеты советов публикуются в средствах массовой информации. Однако в целях соблюдения конфиденциальности не все вопросы освещаются в средствах массовой информации. Перед любым контактом со средствами массовой информации член совета должен проконсультироваться с пресс-службой Тюремной службы. Пресс-релиз в обязательном порядке направляется начальнику учреждения, главе секретариата Совета по мониторингу, в пресс-службу Тюремной службы, в местную и центральную прессу.

Кроме независимого совета по мониторингу, в структуре Министерства юстиции Великобритании существует специальная инспекция тюрем Англии и Уэльса ее Величества (HM Inspectorate of Prisons — HMI) [10], которая проводит инспекции тюрем, учреждений для содержания молодых преступников, иммиграционных центров и мест содержания под стражей. Инспекция тюрем ее Величества является независимой инспекцией, которая контролирует условия содержания и лечения заключенных. В соответствии с положением, регламентирующим деятельность инспекции (Inspection Manual), принятым во второй редакции в 2008 г., определены исходные принципы деятельности и критерии оценки поведения заключенных и персонала. Инструкции содержит руководство по проведению инспекторских проверок,

образцы составляемых документов. Основной целью НМ1 является независимая проверка условий содержания и обращения с заключенными, а также продвижение концепции «здоровых тюрем» в целях сокращения рецидива правонарушений и достижения конечной цели пенитенциарной политики государства.

Концепция «здоровой тюрьмы» была впервые сформулирована Всемирной организацией здравоохранения, а затем инспекцией тюрем ее Величества разработаны и в настоящее время широко применяются критерии «здоровой тюрьмы» ("Ехреctatюns").

Критерии оценки НМ1 используются при инспектировании тюрем начиная с этапа приема заключенных и до их освобождения, и содержат следующие разделы:

Раздел 1: Безопасность Сопровождение из судов и переводы; прием вновь поступивших в учреждение; предупреждение запугиваний и насилий; предотвращение самоубийств и членовредительства; обеспечение охраны; обеспечение безопасного содержания; система стимулов и льгот; система дисциплинарных наказаний; злоупотребление психоактивными веществами. Раздел 2: Уважение Жилые помещения (камеры); отношение персонала к заключенным; равенство и предупреждение дискриминации; вера и религиозная деятельность; жалобы; юридические права; медицинские услуги; общественное питание; покупки.

Раздел 3: Перевоспитание Время нахождения вне камеры; обучение, приобретение навыков и трудовая деятельность; физическое воспитание и здоровый образ жизни. Раздел 4: Освобождение Стратегическое управление освобождением; управление процессом исправления и планирование освобождения; работа по успешной ресоциализации. Раздел 5: Специальные помещения Матери и ребенка; центры закрытого надзора; помещения для содержания

лиц с опасными и тяжелыми расстройствами психики; терапевтические помещения.

Главный инспектор тюрем (Chief Inspector of Prisons — HM) назначается Министром юстиции из лиц, не являющихся сотрудниками пенитенциарной службы, сроком на пять лет. Главный инспектор подчиняется непосредственно министру юстиции. Работа главного инспектора является важной частью обязательств Соединенного Королевства по проведению регулярных независимых проверок мест содержания под стражей в рамках Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток и унижающего достоинство осужденного обращения.

Все пенитенциарные учреждения подлежат осмотру не реже одного раза в пять лет, проверки подразделяются на плановые и внеплановые, с предварительным уведомлением и без. Инспекторы имеют право проводить проверки, и им не может быть отказано в посещении учреждения. Проверки бывают следующих видов: полномасштабные, когда инспекция собирает информацию из многих источников, в том числе от персонала, заключенных, посетителей или других лиц; полные повторные проверки, которые проводят инспекции без предварительного уведомления, оценивая достигнутый прогресс и проводя углубленный анализ; короткие повторные проверки, которые проводятся без предварительного уведомления в учреждениях, где предыдущие полные обследования показали наличие мелких проблем.

Министерством юстиции Великобритании разработана и применяется рейтинговая система оценки (Prison Rating System — PRS). Основная цель разработки модели PRS — создание единой, прозрачной системы, позволяющей выполнять оценку государственных и частных тюрем и составлять ежегодные рейтинги, основанные на статистических данных за полный календарный год, под девизом «Сокращение

повторных правонарушений и защита населения при сохранении соотношения цены и качества».

Внедрение модели PRS позволило проанализировать и оценить деятельность тюрем в зависимости от их показателей по четырем направлениям:

1. Общественная защита: аудит безопасности; качество и эффективность управления рисками правонарушений; доставка заключенного из суда после приговора; эффективный межведомственный механизм обеспечения общественной безопасности; процесс условно-досрочного освобождения.

2. Сокращение рецидива: обязательное тестирование на наркотики; программы помощи от наркологической зависимости; качество и охват заключенных целевой программой (совместный проект тюрьмы / службы пробации) (оценка потребностей); освобождение (социальная интеграция); ориентация на качество и своевременность мероприятий с правонарушителями; программы обращения с правонарушителями.

3. Порядок отбывания наказаний: равенство и отсутствие дискриминации; качество общего лечения заключенных; поддержание порядка, контроля, безопасности и снижения уровня насилия; безопасность тюремной системы; качество режима содержания; достойные условия содержания; психическое здоровье (членовредительство).

4. Управление ресурсами и оперативная эффективность: управление персоналом и организационная эффективность; эффективное управление заключенными для оптимизации ресурсов и мощностей; мотивация и эффективность работы персонала; соотношение цены и качества; порядок и контроль.

Для оказания помощи заключенным в досрочном освобождении в Великобритании действует комитет по помилованию (The Committee on the Prerogative of Mercy). Его создание было предусмотрено нормами закона «Об Уголовном правосудии» 1967 г. С 1994 г. комитет является независимым

общественным органом, не связанным с государственными структурами. В рамках своей компетенции комитет рассматривает дела о досрочном освобождении заключенных, отбывающих срок до 15 лет, дает рекомендации министру о досрочном освобождении заключенных, приговоренных к срокам, превышающим 15 лет, и участвует в принятии решений об освобождении лиц, приговоренных к пожизненному заключению, по отбытии ими минимального срока. В состав комитета входят судьи, психиатры, офицеры пробации. В обязанности комитета входит также рассмотрение случаев нарушения правил досрочного освобождения и принятие решений о возвращении в тюрьму лиц, нарушивших правила [9, с. 20].

Значительный вклад в работу и усовершенствование пенитенциарной системы вносят общественные организации, такие как лига Говарда и фонд реформирования тюрем (Howard League and the Fund Reformiring Prisons). Они проводят исследовательскую работу, направленную на изучение детской преступности, помогают женщинам, содержащимся в тюрьмах вместе с детьми, привлекают внимание общественности к проблемам пенитенциарной системы. Национальная служба Великобритании (Англии и Уэльса) по контролю за правонарушителями (The National Offender Management Service — NOMS) [NOMS является исполнительным органом и подведомственна министерству юстиции. NOMS осуществляет руководство тюремной службой ее Величества (HM Prison Service), службой пробации (Probation and Contracted Services) и контроль деятельности частных тюрем (Privately Run Prisons). Тесно сотрудничает с общественными организациями, изучает их доклады, проводит совместные семинары и инспекции, что позитивно отражается на ее работе. Организация тюремных реформ на национальном уровне способствует улучшению условий содержания заключенных, помогает им в направлении жалоб и

заявлений на ненадлежащее обращение со стороны администрации пенитенциарных учреждений.

Национальная ассоциация оказания помощи и ресоциализации преступников, которая, помимо центрального управления в Лондоне, имеет свои филиалы в Бирмингеме, Манчестере, Ноттингеме, Дерби и других городах Англии и Уэльса, способствует подготовке заключенных к освобождению путем организации в тюрьмах профессиональной подготовки и системы получения образования, оказания помощи в устройстве на работу и подборе жилья. Штатные сотрудники этих и других организаций, опираясь на помощь добровольцев и государственных служащих, оказывают весьма существенную помощь заключенным. Эти неправительственные организации финансируются за счет добровольных взносов частных и государственных компаний, а также пожертвований частных лиц.

В своей работе данные организации опираются на помощь консультативных комитетов по вопросам преступности и социальной политики, национальной жилищной политики, психического здоровья, предупреждения преступности несовершеннолетних и др. Таким образом, помощь общественных комитетов является адресной, конкретной и квалифицированной. Это обеспечивается их составом, в который входят профессора университетов, зарубежные ученые, представители местных органов власти и управления, сотрудники тюрем и службы пробации, судьи, социальные работники, сотрудники МВД, работники других министерств и ведомств, представители других общественных и благотворительных организаций.

В Швейцарии действует специальный общественно-государственный контрольный орган — Национальная комиссия по предупреждению пыток (NCPT). Функционирование NCPT регламентируется Федеральным законом Швейцарии «О комиссии по предупреждению пыток», принятым 20 марта

2009 г. [7] Одной из главных задач комиссии является регулярное посещение пенитенциарных учреждений с целью проверки условий содержания заключенных, обеспечения медицинской помощи, а также предупреждения пыток и других форм унижающего достоинство обращения. В состав комиссии входит 12 человек, которые должны иметь достаточный опыт и знания в области медицины, права (в частности, уголовного) или межкультурных, межрелигиозных отношений. В комиссию обязательно должны входить представители обоих полов и четырех основных языковых групп. Назначаются члены комиссии со сроком на четыре года. Подбор и утверждение кандидатов на членство в комиссии осуществляется в два этапа. На первом этапе неправительственные организации вносят предложения по кандидатурам в Федеральный департамент юстиции и полиции и Федеральный департамент иностранных дел. На втором этапе список одобренных кандидатур направляется для утверждения в Федеральный совет Швейцарии.

Комиссия собирается на пленарное заседание пять раз в год. Комитеты встречаются с секретариатом ежемесячно. Работа комиссии полностью финансируется за счет федерального бюджета. Члены комиссии имеют право на возмещение расходов, связанных с осуществлением общественного контроля. Комиссия может нанимать экспертов и переводчиков, если это необходимо для проведения контрольных мероприятий. Годовой бюджет комиссии составляет 360 тыс. швейцарских франков (около 14 млн. рублей) в год [6, с. 89]. Эти средства покрывают расходы на содержание секретариата и осуществленные визиты во все места содержания под стражей. На государство также возложена обязанность по опубликованию и распространению в органах государственной власти ежегодных отчетов комиссии о проведенных мероприятиях и соответствующих рекомендациях [8].

Среди наиболее крупных неправительственных организаций Франции, осуществляющих контроль за деятельностью пенитенциарных учреждений, является Национальная ассоциация тюремных посетителей. Согласно статье D 472 Уголовно-процессуального кодекса Франции основными направлениями этой организации являются: контроль за условиями содержания заключенных, помощь социальным работникам и сотрудникам пенитенциарного учреждения, психологическая поддержка заключенных, способствующая их исправлению, материальная помощь нуждающимся заключенным и их семьям, а также освободившимся заключенным. Разрешение на членство в ассоциации дает министр внутренних дел. За каждым посетителем закрепляется один или несколько заключенных, которых он выбирает сам или по совету социального работника. Посетители могут приносить для заключенных предметы первой необходимости, учебную литературу, перечислять деньги на лицевые счета. Члены ассоциации должны встречаться с судьями, адвокатами и родственниками заключенных.

На наш взгляд, представляет интерес опыт Японии. В Японии создана общенациональная система борьбы с преступностью, которая включает комплекс общественных организаций граждан [3, с. 88]. Члены общественных организаций систематически посещают заключенных в пенитенциарных учреждениях. В деле перевоспитания заключенных большой вклад вносят «добровольные посетители тюрем», одной из основных задач которого является оказание заключенным индивидуальной консультативной помощи по вопросам образования, культуры, адаптации после отбывания наказания, права, социального обеспечения и т. п. Для посещения заключенных членам данного общества необходимо по рекомендации начальника тюрьмы, получить разрешение начальника пенитенциарных учреждений округа. Данное разрешение выдается сроком на два года.

Примером эффективного общественного контроля также может служить институт социальных инспекторов в Польше, которые совместно с сотрудниками исправительных учреждений решают вопросы трудового и бытового устройства осужденных, информируют различные организации, например, профсоюзные, о необходимости оказания нуждающимся осужденным материальной помощи. Социальные инспекторы осуществляют наблюдение за этим процессом, а также сами оказывают помощь освобождаемым лицам в назначении пенсии, продолжении лечения и т. п. [5, с. 55].

В странах постсоветского пространства общественный контроль за обеспечением прав заключенных имеет много схожих черт с российским (ст. 23 УИК РФ). Например, в Казахстане (ст. 19.1 УИК Республики Казахстан) образуются областные общественные наблюдательные комиссии. Общественный контроль общественных наблюдательных комиссии осуществляется на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления и законности. При осуществлении общественного контроля не допускается вмешательство в деятельность учреждений, а также в оперативно-розыскную, уголовно-

процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях. Общественные

наблюдательные комиссии Казахстана вправе оказывать содействие администрации учреждений в целях создания условий для обеспечения прав и законных интересов осужденных. Общественная наблюдательная комиссия вправе в составе не менее двух членов беспрепятственно посещать учреждения в порядке, установленном уполномоченным органом уголовно-исполнительной системы; беседовать при наличии их согласия, а также принимать обращения и жалобы по вопросам нарушения их прав и законных интересов; обращаться с заявлениями к администрации учреждения и органам прокуратуры по вопросам,

связанным с обеспечением прав и законных интересов осужденных [4, с. 7374].

Таким образом, вопрос об общественном контроле за обеспечением прав заключенных в иностранных государствах решается исходя из особенностей национального законодательства, правоприменительной практики, политических, социально-экономических и других факторов. Общественный контроль за пенитенциарными учреждениями со стороны структур гражданского общества вносит значительный вклад в гуманизацию национальных пенитенциарных систем, гарантирует обеспечение прав и законных интересов заключен-

ных. В некоторых тюремных учреждениях хорошо организовано наблюдение за тюрьмами со стороны общественных советов. Наилучшей организацией такого рода является та, в которой представители гражданского сообщества назначаются для наблюдения за содержанием осужденных с последующим публичным отчетом. Большинство европейских тюрем открыты для различных неправительственных организаций, помогающих администрации в ресоциализации заключенных. В связи с этим представляется целесообразным использовать подобный опыт, адаптированный к отечественным условиям пенитенциарной системы.

Литература

1. Бабушкин А. В. Тюрьмы Великобритании // Российский тюремный журнал. — 2009. — № 2. — С. 54-58.

2. Железная Ю. Ю. Общественный контроль в деятельности пенитенциарных учреждений иностранных государств // Юридический вестник Кубанского государственного университета. — 2014. — № 4 (21). — С. 32-34.

3. Павлов А. А. Участие общественности в деятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе : дис. ... канд. юрид. наук. — Вологда, 2009. — С. 88.

4. Пертли Л. Ф., КрасновЮ. А. Наказание и исполнение лишения свободы в отношении несовершеннолетних правонарушителей: сравнительно-правовой анализ иностранного государства : учебное пособие. — М., 2012. — SB с.

5. Пертли Л. Ф., Фумм А. М., Железная Ю. Ю., Борисова Т. В. Порядок и условия отбывания лишения свободы: сравнительно-правовой анализ европейского законодательства : учебное пособие. — М., 2012. — 100 с.

6. Реент Я. Ю. Организация и правовое регулирование общественного контроля за обеспечением прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы России : дис. ... канд. юрид. наук.

— Рязань, 2014. — 226 с.

7. Bundesgesetzüberdie Kommissionzur Verhütungvon Folter [Электронный ресурс] // Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. — Режим доступа: //http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/20092626/index.html (дата обращения 20.04.2015).

8. Commission nationale de prévention de la torture [Электронный ресурс] // Commission nationale de prévention de la torture. — Режим доступа: //http://www.nkvf. ad-min.ch/content/nkvf/en/home/die_oe.html (дата обращения 27.03.2015).

9. Creigthon Simon, King Vycky, Arnott Hamich. Prisoners and the law. — 3-rd edition.

— Tottel publiching, 2005.

10. Gov. Uk <http://www.justice.gov.uk/about/hmps>. Официальный сайт Министерства юстиции Великобритании (дата обращения 17.02.2015).

11. HM inspectorate of prisons. — Режим доступа: //http://www.justice.gov.uk/about/ hmi-prisons (дата обращения 17.02.2015).

Сведения об авторах

Спасенников Борис Аристархович: ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва), главный научный сотрудник, доктор юридических наук, профессор. E-mail: borisspasennikov@yandex.ru Железная Юлия Юрьевна: ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва), старший научный сотрудник. E-mail: popkova.80@mail.ru

Information about the authors

Spasennikov Boris Aristarkhovich: the Research Institute of the FPS of Russia (Moscow), main researcher scientist, doctor of Law, professor. E-mail: borisspasenni-kov@yandex.ru

Julia Yurevna Zheleznaya: the Research Institute of the FPS of Russia Russia (Moscow), senior researcher. E-mail: popkova.80@mail.ru

УДК 383.43

А. М. Смирнов, В. А. Егельский

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСУЖДЕННЫХ, РАНЕЕ СОДЕРЖАВШИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В статье приводятся основные результаты социально-демографической, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной характеристики осужденных к лишению свободы, ранее содержащихся в местах лишения свободы, составленной на основании анализа социальных паспортов коллективов осужденных исправительных учреждений. Делается вывод, что осужденные, ранее содержащиеся в местах лишения свободы, это лица, находящиеся в зрелом трудоспособном возрасте; обладающие низким общим, так и профессиональным образовательным уровнем; трудящиеся на низкоквалифицированных и тяжелых работах; чаще всего не состоящие в браке; характеризующиеся низкой социальной активностью или вообще отсутствием таковой. В основном они привлечены к уголовной ответственности с назначением отбывания лишения свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступных деяний, посягающих на личность, собственность, общественное здоровье и безопасность. У данных осужденных отмечаются устоявшиеся криминальные императивы поведения и желание вести антисоциальный образ жизни. В процессе отбывания наказания они стремятся занимать нейтральную линию поведения. Однако в основном именно в их среде находятся лица, чтящие и соблюдающие обычаи и традиции криминальной субкультуры, отрицательно настроенные к сотрудникам ИУ и режимным требованиям. Данные осужденные не проявляют активности в общественной жизни ИУ и не стремятся реализовать себя в существующих системах социального стимулирования и развития. Вместе с тем женщины, повторно осужденные к лишению свободы, более предрасположены к исправлению и улучшению условий отбывания наказания. Среди этих осужденных присутствуют лица с различного рода психопатологиями и девиациями, страдающие психическими отклонениями, алкогольной, наркотической или иной зависимостью, социально значимыми заболеваниями. Повторное нахождение в местах лишения свободы создает трудности при реализации в отношении данных осужденных исправительного процесса и эффективного решения вопросов социальной адаптации к жизни на свободе, обусловленные их привыканием к условиям социальной изоляции.

© Смирнов А. М., Егельский В. А., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.