Научная статья на тему 'ШОС КАК НЕСУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ КОНСТРУКЦИИ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ'

ШОС КАК НЕСУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ КОНСТРУКЦИИ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
249
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / ШОС / РАСШИРЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / БОЛЬШАЯ ЕВРАЗИЯ / ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ / ЕАЭС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИИ / RUSSIA / CHINA / SCO / EXPANSION / STRATEGIC PARTNERSHIP / GREATER EURASIA / THE BELT AND ROAD INITIATIVE / EURASIAN ECONOMIC UNION / REGIONAL ORGANIZATION / STRATEGIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курылев Константин Петрович, Баранник Марина Андреевна, Станис Дарья Владимировна

В данной статье авторы рассматривают Шанхайскую организацию сотрудничества как институциональную платформу для продвижения Большого Евразийского Партнерства. В статье показывается, что процесс формирования ШОС тесно связан с китайско-российским стратегическим партнерством. Цель статьи состоит в выявлении эффективности ШОС на пространстве Большой Евразии. В статье показано, что в будущем судьба организации будет зависеть от политики России и Китая на евразийском пространстве. Авторы полагают, что организация находится на перепутье. С одной стороны, доминирование Китая в ШОС, с другой - попытки России ослабить доминирующее положение Китая в рамках ШОС. Основное внимание уделяется китайской инициативе «Один Пояс - Один путь» и российской концепции «Большая Евразия». В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить готовность России и Китая взаимодействовать в рамках ШОС и способствовать ее развитию. Дискуссионным остается вопрос о дальнейшей эволюции ШОС, в частности как она будет определять свою роль в Большой Евразии. Отдельно авторами рассматриваются перспективы Вьетнама как потенциального участника ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Курылев Константин Петрович, Баранник Марина Андреевна, Станис Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCO AS A SUPPORTING ELEMENT OF THE CONSTRUCTION OF GREATER EURASIA

In this article, the authors consider the Shanghai cooperation organization as an institutional platform for promoting the Greater Eurasian Partnership. The article shows that the SCO formation process is closely linked to the Chinese-Russian strategic partnership. The purpose of this article is to identify the effectiveness of the SCO in the Greater Eurasia. The article shows that the future destiny of the organization will depend on the policy of Russia and China in the Eurasian space. The authors believe that the organization is at a crossroads. On the one hand, China's dominance in the SCO, on the other is Russia's attempts to weaken China's dominant position within the SCO. The focus is on the Chinese «The Belt and Road initiative» and the Russian concept «Greater Eurasia». The question of the future evolution of the SCO, how it will determine its role in Greater Eurasia continues to be controversial. The authors consider the prospects of Vietnam as a potential member of the SCO.

Текст научной работы на тему «ШОС КАК НЕСУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ КОНСТРУКЦИИ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

ШОС КАК НЕСУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ КОНСТРУКЦИИ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ К.П. Курылев, М.А. Баранник, Д.В. Станис

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация: В данной статье авторы рассматривают Шанхайскую организацию сотрудничества как институциональную платформу для продвижения Большого Евразийского Партнерства. В статье показывается, что процесс формирования ШОС тесно связан с китайско-российским стратегическим партнерством. Цель статьи состоит в выявлении эффективности ШОС на пространстве Большой Евразии. В статье показано, что в будущем судьба организации будет зависеть от политики России и Китая на евразийском пространстве. Авторы полагают, что организация находится на перепутье. С одной стороны, доминирование Китая в ШОС, с другой - попытки России ослабить доминирующее положение Китая в рамках ШОС. Основное внимание уделяется китайской инициативе «Один Пояс - Один путь» и российской концепции «Большая Евразия». В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить готовность России и Китая взаимодействовать в рамках ШОС и способствовать ее развитию. Дискуссионным остается вопрос о дальнейшей эволюции ШОС, в частности как она будет определять свою роль в Большой Евразии. Отдельно авторами рассматриваются перспективы Вьетнама как потенциального участника ШОС.

Ключевые слова: Россия, Китай, ШОС, расширение, стратегическое партнерство, Большая Евразия, Один пояс - Один путь, ЕАЭС, региональная организация, стратегии.

SCO AS A SUPPORTING ELEMENT OF THE CONSTRUCTION OF GREATER EURASIA

K.P. Kurylev, M.A. Barannik, D.V. Stanis

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract: In this article, the authors consider the Shanghai cooperation organization as an institutional platform for promoting the Greater Eurasian Partnership. The article shows that the SCO formation process is closely linked to the Chinese-Russian strategic partnership. The purpose of this article is to identify the effectiveness of the SCO in the Greater Eurasia. The article shows that the future destiny of the organization will depend on the policy of Russia and China in the Eurasian space. The authors believe that the organization is at a crossroads. On the one hand, China's dominance in the SCO, on the other is Russia's attempts to weaken China's dominant position within the SCO. The focus is on the Chinese «The Belt and Road initiative» and the Russian concept «Greater Eurasia». The question of the future evolution of the SCO, how it will determine its role in Greater Eurasia continues to be controversial. The authors consider the prospects of Vietnam as a potential member of the SCO.

Keywords: Russia, China, SCO, expansion, strategic partnership, Greater Eurasia, The Belt and Road initiative, Eurasian economic Union, regional organization, strategies.

В состав организации входят государства-члены — Республика Индия, Республика Казахстан, КНР, Киргизская Республика, Исламская Республика Пакистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан. У ШОС есть четыре государства-наблюдателя — Исламская Республика Афганистан, Республика Беларусь, Исламская Республика Иран, Монголия и шесть государств-партнеров по

диалогу — Республика Армения, Азербайджанская Республика, Королевство Камбоджа, Федеративная Демократическая Республика Непал, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка и Турецкая Республика. Кроме того, около десяти стран в разное время подавали заявки на статус наблюдателя/партнера по диалогу — Народная Республика Бангладеш, Королевство Саудовская Аравия, Сирийская Араб-

ская Республика, Арабская Республика Египет, Государство Израиль, Мальдивская Республика, Украина, Республика Ирак, Социалистическая Республика Вьетнам, Королевство Бахрейн, Государство Катар и Объединённые Арабские Эмираты1. Практически тридцать государств находятся в орбите ШОС.

В апреле 1996 г. Казахстан, КНР, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Шанхайское соглашение. Оно предусматривало урегулирование нерешенных пограничных проблем советского периода, а также регулировало военную деятельность в приграничных районах, запрещало провокационные военные учения в этих районах и предусматривало обмен стратегической информацией, проведение совместных учений и расширение военных контактов между подписавшими его государствами2.

Процесс формирования ШОС был тесно связан с формированием «стратегического партнерства» между Россией и Китаем. Подписание Шанхайского соглашения в 1996 г. произошло сразу после объявления в Москве Российско-китайского «стратегического партнерства». Последнее расширение ШОС состоялось в 2016 г., когда было подписано соглашение, в котором бывшие государства-наблюдатели ШОС Индия и Пакистан были приняты в качестве полноправных членов в 2017 г.

ШОС превратилась во влиятельную региональную организацию и обладает большим потенциалом для дальнейшего роста. Пекин и Москва продемонстрировали взаимную приверженность укреплению связей в различных сферах, в частности, создание ШОС расширило сеть политических взаимодействий, предоставив тем самым новые возможности для регионального сотрудничества. Расширение ШОС за счет включения Индии и Пакистана представляет интерес для России, поскольку она стремится позиционировать себя в геополитическом контексте Большой Евразии. Вступление Пакистана является еще одной российской целью: расширению членства в ШОС с целью

:Сайт Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://www.sectsco.org/RU/

2 Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества. 7-07-2002, Санкт-Петербург

включения в нее всех игроков Континентальной Азии, а также обеспечению более эффективного регионального сотрудничества по Афганистану. Шанхайская группа была расширена ранее, когда Узбекистан был принят в нее в 2001 г.

Однако нынешнее расширение представляет совершенно иной масштаб и чревато многими серьезными проблемами, включая соперничество между Индией и Китаем и продолжающийся конфликт между Индией и Пакистаном. Таким образом, она представляет собой серьезный вызов для России. При определенных усилиях Москвы она сможет создать полезную платформу для управления международным порядком на пространстве Большой Евразии. При неблагоприятном развитии событий ШОС станет неэффективной, а соперничество и вражда на континенте будут бесконтрольными.

ШОС - молодая организация, но сталкивается с рядом проблем в предстоящие годы. ШОС должна более эффективно реали-зовывать уже согласованные программы и тем самым стать устойчивой для обеспечения безопасности и экономического сотрудничества своих государств-членов. Для достижения этой цели ей необходимо будет укрепить свой потенциал перехода от соглашения к осуществлению, и жизненно важным шагом в этом направлении станет создание предлагаемого Фонда развития ШОС, который предоставит ШОС доступ к собственным ресурсам для осуществления ее повестки дня [Лукин 2015]. В то же время, по своей природе как межправительственная структура, ШОС будет и впредь полагаться на инвестиции ресурсов со стороны ее членов. Таким образом, для ШОС важно поддерживать согласие среди своих членов. Для этого ей необходимо будет контролировать напряженность между Россией и Китаем по поводу направления организации и между Таджикистаном и Узбекистаном по поводу водных ресурсов.

Дальнейшая эволюция ШОС во многом будет определяться тем, как она будет определять свою роль в Евразии. Россия и Китай использовали ШОС в качестве платформы для продвижения своих интересов в Цен-тральноазиатском регионе. Для Китая ШОС является эффективным инструментом по

предотвращению или устранению внешних акторов в регионе, прежде всего западных государств. Для России, которая является сопредседателем организации, ШОС является устоявшимся форматом китайско-российско-центральноазиатского сотрудничества для продвижения ее планов по расширению Евразийского партнерства. ШОС также имеет стратегическое и политическое значение для своих центральноазиатских членов, которые не имеют альтернативных платформ сотрудничества. ШОС эволюционировала от специального сотрудничества к решению насущных проблем безопасности, возникших в результате распада СССР. С тех пор государства-члены ШОС создали механизмы и процессы решения проблем, выработали более широкий подход к региональному управлению. Во многом форма и содержание ШОС определялись китайскими внешнеполитическими принципами и приоритетами.

Сегодня организация находится на перепутье. Экономический подъем Китая сместил баланс сил в Центральной Азии, а также в рамках ШОС. Обеспокоенная растущим доминированием Китая, Россия делает все возможное, чтобы уравновесить вес Китая. Она блокировала попытки Китая углубить экономическую интеграцию между членами ШОС и поддержала вступление Индии в организацию, чтобы ослабить доминирующее положение Китая в рамках ШОС. Вследствие этого дисбаланса ШОС может либо остаться важным актором сотрудничества в Евразии, либо рискует перерасти в символическую организацию.

Именно способность и готовность России и Китая взаимодействовать в рамках координации интересов в Центральной Азии определяли направление деятельности ШОС и способствовали ее развитию. В будущем судьба организации также будет зависеть от этих двух мировых держав. ШОС может сыграть свою роль в евразийских проектах сотрудничества, в частности, в китайской инициативе «Один Пояс - Один путь» и в российской концепции «Большая Евразия». В рамках этих проектов обе страны прилагают усилия для сохранения приверженности ШОС в целом как политическому инструменту в Центральной Азии и за ее пре-

делами и даже заинтересованы в дальнейшем укреплении ее роли. КНР проявляет интерес к объединению своих региональных и международных внешнеполитических усилий. Тематическое и географическое совпадение между инициативой «Один пояс - Один путь» и ШОС, в рамках которой осуществляется сотрудничество в области энергетики и инфраструктуры, является существенным. ШОС станет связующим элементом безопасности к экономическим инициативам Китая в регионе. Поскольку КНР продолжает массово инвестировать в политически нестабильные страны, существует очевидная необходимость обеспечить безопасность своей инфраструктуры и людей за рубежом.

ШОС можно рассматривать как многостороннюю платформу, в рамках которой Китай инвестирует в существующие региональные институты, укрепляет сотрудничество между ними и создает новые институты. ШОС является эффективным инструментом для реализации экономического развития Китая в Евразийском регионе. Это также включает в себя постоянные инвестиции Китая в исследования и наращивание потенциала по темам, имеющим отношение к ШОС. В качестве примера можно привести китайский Национальный институт школьного международного обмена и судебного сотрудничества, который был создан при президенте Си Цзиньпине [Ларин 2016: 69-81]. В рамках продвижения концепции «Большой Евразии» Россия стала стремиться к более тесному сотрудничеству с другими азиатскими государствами в то время, как расширение сотрудничества с Китаем остается приоритетной задачей. ШОС рассматривается как переговорная площадка для Большого Евразийского Партнерства при условии, что она превратится из чисто региональной организации в дискуссионный форум. Сохранение Китаем и Россией приверженности ШОС также представляется вероятным на фоне их общего партнерства: Россия не только является надежным партнером в ШОС, но и в других международных и региональных организациях и инициативах под руководством Китая, таких как Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ, 2015 г.), Фонд

Шелкового пути (2014 г.), Новый Банк Развития БРИКС (2014 г.) и инициатива «ЭПШП» (предложенная в 2013 г.) [Шанхайская организация сотрудничества].

В области безопасности обе страны сохраняют приверженность организации совместных военных учений. Кроме того, Россия и Китай выступают на конференциях по вопросам безопасности, таких как Шангри-Лаский диалог или Сяншаньский Форум, где интересы обеих стран во многом совпадают [Rollande 2017]. Отсюда следует, что организация успешно консолидируется и станет связующим звеном не только более сильного китайско-российского сотрудничества в Центральной Азии, но и евразийского сотрудничества в целом, включая Индию. Если Китай и Россия смогут объединить региональные и международные элементы организации, продвигая свои интересы, и сохранят приверженность организации как важному инструменту в своей внешней политике, то ШОС, вероятно, останется актуальной и для других членов.

Тем не менее, великие стратегии Китая и России для Евразийского региона все еще находятся в стадии разработки, и есть много оснований предполагать, что приоритеты скорее отойдут от ШОС. В настоящее время Китай не хочет, чтобы ШОС менялась или расширялась еще больше, тем самым еще больше ослабляя ее геостратегический фокус. Таким образом, перевод ее на более масштабную платформу, координирующую интересы всей Евразии, как это предусмотрено Россией, представляется маловероятным вариантом. Такая трансформация потребует больших усилий со стороны всех вовлеченных игроков, включая новых членов, что не дается на данном этапе. Кроме того, присоединение Индии и Пакистана добавляет неоднородности ШОС. Это несет новую динамику и проблемы в организацию, потенциально затрудняя поиск наименьшего общего знаменателя в будущем. Другие серьезные проблемы связаны с тем, будут ли Индия и Пакистан переносить свои конфликты в ШОС и будут ли они готовы делиться друг с другом разведданными, что является центральным элементом сотрудничества ШОС. Кроме того, необходимо успешно преодолевать практические

препятствия, такие как языковые барьеры. С присоединением Индии и Пакистана к ШОС центральноазиатские государства-члены, вероятно, будут испытывать больше трудностей в продвижении своих позиций в рамках организации. Расширение может помешать сотрудничеству.

Отсюда следует, что вызовы, стоящие перед ШОС в результате расширения и вызвавших его условий, многообразны: во-первых, Китай и Россия могли бы заблокировать дальнейшее развитие ШОС или просто выйти из нее вследствие постоянно отличающихся взглядов на географический охват организации (региональное и международное видение) и повестку дня (углубление экономической интеграции). Во-вторых, в результате присоединения Индии и Пакистана ШОС может пострадать от потери сплоченности и снижения способности к достижению консенсуса. В-третьих, не обслуживая больше интересы своих государств-членов, ШОС может утратить свою полезность как эффективный и легитимный инструмент формирования региональной политики. В свете этих событий более вероятный сценарий представляется в настоящее время реалистичным. Сотрудничество между государствами-членами ШОС в краткосрочной и среднесрочной перспективе будет переориентировано на основные направления деятельности: на борьбу с терроризмом и Афганистан. Такой сценарий предполагает сильный акцент на сотрудничестве в области безопасности в рамках ШОС. Обязательства государств-членов проявлять активность в этих областях уже очевидны. Например, возобновлена работа контактной группы ШОС-Афганистан [Шанхайская организация сотрудничества 2008]. Усилия будут сосредоточены на поиске специальных ответов. Попытки создания системы управления не будут продолжаться.

В других областях, таких как экономика, ШОС, вероятно, будет вытеснена другими региональными форматами сотрудничества, такими как Инициатива «Один Пояс - Один путь» под руководством Китая и Евразийский экономический союз под руководством России [Дадабаева 2018: 466]. ШОС нуждается в большей гибкости для повышения своей роли как площадки для диалога и ре-

гулярного взаимодействия между государствами, число которых продолжает расти. Помимо сотрудничества в области безопасности, вероятно, сохранится актуальность нормативного силового измерения сотрудничества ШОС. Даже если сотрудничество Китая и России в рамках ШОС ослабеет, его общее партнерство стабильно и существенно. Китай и Россия объединили свои усилия в стремлении изменить международный порядок и глобальные институты к лучшему, чтобы лучше соответствовать их интересам и статусу. В последние годы они стали более активными в разработке и продвижении норм. Все более важную роль в этом играют региональные организации, такие как ШОС. Эта деятельность будет продолжаться независимо от успеха ШОС как эффективного инструмента формирования региональной политики. Этот сценарий - тот, в котором не все достижения потеряны. ШОС имеет некоторые специфические особенности, которые делают ее устойчивой к серьезным изменениям, включая расширение членского состава. ШОС никогда не была исполняющим или принуждающим органом, но координирует, консультирует, создает пространство для создания общих пониманий, наращивает потенциал и помогает установить красные линии во взаимодействии государств-членов ШОС в Центральной Азии. Принятие решений без активного согласия всех членов возможно, как показывает пример процесса расширения. Кроме того, параллельная и гибкая структура двусторонних и многосторонних механизмов позволяет членам, наблюдателям и партнерам по диалогу представлять их интересы.

Отдельно стоит остановиться на перспективах участия в ШОС Вьетнама. Данная страна достаточно активно участвует в реализации концепции «Большая Евразия». Первая в рамках Евразийского экономического союза зона свободной торговли была создана именно с Вьетнамом (соглашение было подписано в 2015 г., а вступило в силу 2016 г.).

Если посмотреть на карту, видно: пространство ШОС занимает почти две трети Евразийского материка. Чувство дисгармонии, однако, создает брешь, зияющую на самой оконечности Юго-Восточной Азии.

Здесь, на Индокитайском полуострове, откуда открывается вид на два океана, лежит Вьетнам - страна с 90 млн населением, высокими темпами роста (6,5% в год), не уступающая другим «азиатским драконам»1.

Расширение ШОС за счет Вьетнама является вполне возможно. Выход ШОС в Юго-Восточную Азию и сближение с АСЕАН дало бы возможность укрепить стабильность и безопасность в регионе, усилить кооперацию двух структур, стимулировать развитие сотрудничества двух организаций. Тем более что Меморандум о сотрудничестве ШОС и АСЕАН практически не реализуется. Присоединение Вьетнама могло бы повысить эффективность торгово-экономического, финансового сотрудничества, дало возможность Вьетнаму более активно действовать на пространстве ШОС. Интеграция Вьетнама способна была бы содействовать процессу интеграционного сближения на разных уровнях и в различных комбинациях, включая взаимодействие отдельных стран АСЕАН, ШОС и ЕАЭС (концепция интеграция интеграций)2. В формате ЕАЭС (через ЗСТ) это уже происходит, в отношении ШОС сохраняются надежды.

За годы своего существования ШОС превратилась в региональную организацию, которая сосредоточена на укреплении экономического сотрудничества между государствами-членами. Важность ШОС обуславливается тем, что ее члены обладают достаточным влиянием, чтобы изменить архитектуру региональной безопасности. Развитие событий потребует от ШОС новых обязательств, которые могут сыграть значительную роль в решении как ее повестки дня в области безопасности, так и экономической повестки дня. ШОС представляет собой модель межгосударственного взаимодействия, способной обеспечить институциональную платформу для «Большого Евразийского Партнерства». Цели и задачи такого партнерства определяются, прежде

1 Виноградов Б.П. Почему Ханой не желает присоединиться к ШОС // URL: https://www.ng.ru/courier/2016-12-12/10_6882_shos. html

2 Вопрос расширения Шанхайской организации сотрудничества за счёт Вьетнама // URL: https://to-ros.info/?p=1360

всего, необходимостью решения актуальных сотрудничества лучший выбор в качестве

региональных проблем, общим стремлением международной организации для регио-

к диалогу и поиску подходов к достижению нального экономического сотрудничества в

взаимовыгодного устойчивого развития. От- контексте новых реалий Евразийского раз-

сюда следует, что Шанхайская организация вития.

Бибилиографический список

1. Дадабаева З.А. Потенциал ШОС в реализации межгосударственных проектов на Евразийском пространстве // сборник статей Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество Ежегодник ИНИОН РАН. Москва, 2018. С.466

2. Ларин В. Российско-китайское трансграничье в контексте проектов евразийской интеграции. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 12, с. 69-81.

3. Лукин А.В. Шанхайская организация сотрудничества: в поисках новой роли // Россия в глобальной политике. Валдайские записки. 2015.

4. Рахимов К.Х., Курылев К.П. Роль Шанхайской Организации Сотрудничества в обеспечении безопасности в Центральной Азии. Москва, Издательские решения», 2018.

5. Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития / Под ред. А.Ф. Клименко. - М.: Ин-т Дальн. Вост., 2008

6. Шанхайская организация сотрудничества: от становления к всестороннему развитию. / Под ред. А.Лукина. - М.: МГИМО - Университет, 2008

7. Rollande N. China's Eurasian Century? Political and Strategic Implications of the Belt and Road Initiative. Washington DC: National Bureau of Asian Research, 2017.

Сведения об авторе: Курылев Константин Петрович, д.и.н., профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН, директор Центра исследований постсоветских стран (ЦИПС), (e-mail: kurylev-kp@rudn.ru); Баранник Марина Андреевна - магистр в области международных отношений кафедры теории и истории международных отношений РУДН, (e-mail: 1032185066@rudn.ru); Станис Дарья Владимировна - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Российского университета дружбы народов, (e-mail: stanis_dv@rudn.ru)

References

1. Dadabaeva Z. A. Potential of the SCO in the implementation of interstate projects in the Eurasian space // collection of articles Greater Eurasia: Development, security, cooperation Yearbook of INION RAS. Moscow, 2018. P. 466

2. Larin V. Russian-Chinese cross-border area in the context of Eurasian integration projects. World economy and international relations, 2016, vol. 60, no. 12, pp. 69-81.

3. Lukin A.V. Shanghai cooperation organization: in search of a new role // Russia in global politics.

4. Rahimov K.H., Kurylev K.P. Rol' Shanhajskoj Organizacii Sotrudnichestva v obespechenii bezopasnosti v Central'noj Azii. Moskva, Izdatel'skie resheniya», 2018.

5. Shanghai cooperation organization: to new frontiers of development / Edited by A. F. Klimen-ko. - M.: In-t dal'ne. East, 2008

6. The Shanghai cooperation organization: from becoming to comprehensive development. / Edited by A. Lukin, Moscow: MGIMO - University, 2008

7. Rollande N. China's Eurasian Century? Political and Strategic Implications of the Belt and Road Initiative. Washington DC: National Bureau of Asian Research, 2017.

About the author: Kurylev Konstantin Petrovich, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Theory and History of International Relations of the RUDN University, Director of the Center for Studies of Post-Soviet Countries (CIPS), (e-mail: kurylev-kp@rudn.ru); Barannik Marina Adreevna, master in International affairs, Department of Theory and History of International Relations, RUDN University, (e-mail: 1032185066@rudn.ru); Stanis Darya Vladimirovna, PhD (Economics), Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, RUDN University, e-mail: (stanis_dv@rudn.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.