ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ
DOI: 10.48137/26870703_2024_27_3_90
Дэлгэрцэцэг УНУБИЛЭГТ
ШОС И ВОПРОС ЧЛЕНСТВА МОНГОЛИИ
Монголия в настоящее время является не только равноправным членом мирового сообщества, но и проводит активную внешнюю политику, основанную на поддержании мира и стабильности, а также демократических ценностях общества. Последовательная позиция Монголии находит широкую поддержку в мире, что является успехом и достижением нашей внешней политики за прошедшее столетие.
Монголия по сравнению со многими другими странами мира имеет некоторые географические особенности, связанные с ее территорией, географическим положением и геополитическим окружением. Наряду с тем, что она граничит с двумя ведущими мировыми державами с точки зрения экономики, военного потенциала, демографических факторов и других возможностей, она окружена еще двумя влиятельными крупными регионами Евразии: Северо-Восточной Азией и Центральной Азией. Эти географические обстоятельства оказывают значительное демографическое, политическое, экономическое и культурное влияние.
Также в концепции внешней политики Монголии обозначено в качестве одного из приоритетных направлений «участие в политических и экономических интеграционных процессах... в том числе в Центральной Азии»1.
Кроме того, Монголия активно стремится укреплять сотрудничество с межправительственными организациями и придает большое значение участию в их деятельности, в том числе усилению сотрудничества с Шанхайской организацией сотрудничества.
УНУБИЛЭГТ Дэлгэрцэцэг, аспирант Дипломатической академии МИД России, советник-посланник посольства Монголии в Российской Федерации. E-mail: [email protected], ORCID: 0009-0002-5420-2428.
1 Концепция внешней политики Монголии от 2011 г. Официальный интернет-портал Министерства иностранных дел Монголии // https://mfa.gov.mn/en/documentation/55645/, дата обращения 15.10.2023.
Изначальной целью Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) была борьба с терроризмом в Центральной Азии, и на данный момент принимаются значительные меры по снижению трех основных угроз и рисков для ее государств-членов: террористических атак, сепаратизма и экстремизма. Несмотря на то что со временем ее государства-члены стараются вносить на повестку организации вопрос торговой, инвестиционной и экономической интеграции между государствами-членами за счет расширения сферы ее деятельности, на практике до сих пор, к сожалению, не были реализованы национальные и региональные инвестиционные проекты в рамках организации. Иными словами, государства — члены ШОС пока не пришли к единой позиции по торгово-экономическому сотрудничеству в рамках организации. Хотя лидеры основных государств — членов организации в мае 2015 г. договорились согласовать проекты сопряжения китайской инициативы «Один пояс — один путь» с российским Евразийским экономическим союзом, но никаких конкретных мер до сих пор не было реализовано.
Что касается Монголии, то с 2004 г. она традиционно участвует в заседаниях ШОС на высоком уровне со статусом наблюдателя. Юридический статус наблюдателя Монголии в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) основывается на Положении о статусе наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества (17 июня 2004 г., Ташкент2), что не нарушает её международные договоры и законодательные акты и даёт возможность обсуждать вопросы в формате двусторонних отношений с государствами-членами.
За почти две декады участия Монголии в деятельности ШОС в статусе наблюдателя главные государства — члены организации не единожды предлагали Монголии повысить уровень сотрудничества с ШОС и стать полноправным её членом. Так, например, в 2018 г. председатель КНР Си Цзиньпин заявлял: «Монголия — первая страна — наблюдатель ШОС. Китайская сторона будет поддерживать монгольскую сторону в повышении уровня сотрудничества с ШОС. Мы хотели бы расширить координацию и сотрудничество в рамках ШОС и призываем монгольскую сторону активно участвовать в сотрудничестве ШОС». В своем выступлении в 2019 г. он сказал: «В будущем, если Монголия присоединится к ШОС, она будет лучше использовать свои преимущества, активно участвовать в региональном сотрудничестве и получит ощутимые выгоды. Чем раньше Монголия решит присоединиться к ШОС, тем больше возможностей у нее будет в региональном сотрудничестве».
Официальную позицию о вступлении Монголии в ШОС президент Монголии изъявил на трех расширенных саммитах ШОС в 2017, 2018 и 2019 гг.,
2 Положение о статусе наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества // https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/rso/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/1678990/, дата обращения 15.03.2024.
а также на онлайн-заседании саммита ШОС в 2020 г. В частности, на саммите 2019 г. президент Х. Баттулга сообщил, что «Монголия детально изучает возможность повышения её статуса в ШОС, ведутся соответствующие обсуждения в политических и общественных кругах страны. Общественное мнение в нашей стране разделилось, пока не пришло к консенсусу по вопросу членства Монголии в ШОС».
В 2020 г. он четко изложил свою позицию: «Монголия внимательно наблюдает за развитием ШОС, проводит соответствующие исследования, сохраняет позицию наблюдателя и активно участвует в практической деятельности экономического и гуманитарного секторов. Продвижение проектов автомобильных дорог, центральной железной дороги, восточного и западного коридоров, которые являются важными компонентами «экономического коридора» Монголии, России и Китая, позволит углубить сотрудничество в рамках ШОС, соединив рынки Восточной и Центральной Азии. Подчеркнем важность такой практической и эффективной деятельности».
В 2024 г. Монголия также 20 раз примет участие в саммитах ШОС в статусе наблюдателя. В связи с этим для полного понимания такого подхода Монголии ниже приведу примеры за и против сохранения сегодняшнего статуса в ШОС по мнению монгольского исследователя А. Даваасурэна3.
Преимущества и возможности пребывания Монголии в качестве наблюдателя Шанхайской организации сотрудничества
Основная цель организации — выйти за рамки терроризма, экстремизма, сепаратизма, борьбы с терроризмом, региональной политики и вопросов безопасности, и ей не удалось инициировать торговое, экономическое, инвестиционное взаимодействие и сотрудничество в целях развития между государствами-членами. В связи с этим пока что для Монголии лучше сохранить статус наблюдателя в ситуации, когда деятельность организации не выходит за рамки встречи глав государств-членов и ее будущее сохраняет неопределенность.
Монголия не имеет прямой границы с государствами-членами в Центральной Азии (кроме России и Китая), торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество с государствами-членами развито недостаточно, нет территориальных споров и конфликтов, терроризма, сепаратизма, религиозного экстремизма. Поскольку не существует незаконной торговли оружием или проблемы беженцев, а также нет заинтересованности в организации, для Монголии уместно на данный момент сохранить статус наблюдателя, не становясь ее членом.
3 Davaasuren Avirmed, 2022. Mongolia and regional cooperation organizations: Opportunities and risks. // Journal of International Studies. No. 45. Pp. 90-100. D01:10.5564/jis.v45i114.2465.
Недостатки и риски
Ограниченная возможность Монголии напрямую участвовать в решении политических, экономических, социальных, гуманитарных и геополитических проблем безопасности региона.
Ограниченная возможность получить поддержку развития и безопасности Монголии от развивающихся стран, входящих в ШОС.
Общность кочевой культуры и обычаев со странами Центральной Азии ШОС может исчезнуть.
И хотя народы стран Средней Азии считают себя потомками Чингисхана, считают Чингисхана и Бату-хана своими ханами, относятся к монголам с уважением, но эти традиционные социальные и гуманитарные отношения с государствами Средней Азии могут со временем угаснуть и стать отдаленными.
Преимущества и возможности для Монголии стать членом ШОС
1. В рамках этой организации участие и голос Монголии в решении острых проблем региона возрастут, а ее зарубежная репутация, вероятно, улучшится.
2. Культурные, социальные и гуманитарные связи с народами стран Центральной Азии будут углубляться.
3. Возможность расширить сферу политико-дипломатических отношений и торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества со странами-членами и странами-наблюдателями организации возможно с использованием внутренней транспортно-логистической сети России и Китая.
4. Вполне вероятно, что Монголия получит право участвовать в международных и региональных инвестиционных проектах и программах развития инфраструктуры, которые сейчас обсуждаются в рамках организации.
Недостатки и риски
— Членство в ШОС затруднит последовательную реализацию политики «третьего соседа» Монголии*.
— Отсутствие единого общественного мнения в Монголии по вопросу членства в ШОС.
* Понятие «третий сосед» связано с визитом госсекретаря США Дж. Бейкера в Монголию в 1990 г. Тогда он сказал, что «даже если у вас есть только два соседа, вы можете иметь добрососедские отношения с тремя большими странами, в том числе с Соединенными Штатами». Для осуществления масштабных реформ в политической, социальной и экономической сферах для Монголии стала очень важной помощь и поддержка всего внешнего мира, а не только ее двух ближайших соседей.
— В организации доминируют Россия и Китай, особенно Китай, который является более развитым и индустриализированным, обладающим техническими, технологическими и финансовыми возможностями, поэтому существует риск ускорения процесса политической, экономической и социальной утраты идентичности Монголии.
Подводя итог, хочу подчеркнуть, что ввиду уникальности географического положения Монголии другие страны — члены ШОС, кроме России и Китая, географически находятся далеко от Монголии, поэтому существует риск неэффективной, не полномерной торговли и экономико-инвестиционного сотрудничества с другими членами организации, а негативные влияния, такие как терроризм, сепаратизм, вопрос беженцев и незаконный оборот наркотиков, будут превалировать над плюсами активного сотрудничества в данной организации.
Хотя ввиду недавних событий в Израиле и террористического акта, совершенного в комплексе «Крокус Сити Холл» в городе Красногорск Московской области, вопрос борьбы с терроризмом снова на повестке у всего мирового сообщества, включая Монголию, которая решительно осуждает любую террористическую деятельность, представляющую угрозу человечеству и гражданскому населению4.
А также многие монгольские исследователи, как и ректор Дипломатической академии МИД России Александр Яковенко, считают, что на сегодняшний день, к сожалению для нас, «пространство для дипломатии сжимается в отношениях Запада с Россией и Китаем, которые им «сдерживаются», где на основе ШОС может сложиться система инклюзивной, неделимой безопасности и сотрудничества...»5 [5]. Данная тенденция и оценка, конечно, противоречат политике Монголии неприсоединения к какому-либо военному альянсу или блоку.
Таким образом, в ближайшее время вряд ли стоит ждать принятия Монголией решения о вступлении ее в ШОС на правах постоянного члена. Обозначенные выше факторы, представленные в комплексе, являются важным препятствием на пути к более тесному сотрудничеству монгольского государства с ШОС. Шанхайская организация сотрудничества для Монголии — это достаточно удобная площадка для международного диалога с ближайшими соседями, перевода в формат многосторонних связей отношений с КНР и РФ. Нынешний статус постоянного наблюдателя для монгольской стороны представляется самым оптимальным. Став же постоянным чле-
4 Официальное заявление МИД Монголии от 23 марта 2024 г. // https://mfa.gov.mn/78098, дата обращения 25.03.2024.
5 Яковенко А. В., 2022. 25 тенденций современных международных отношений и мирового развития // https://forpost-sz.ru/a/2022-09-06/25-tendencij-sovremennykh-mezhdunarodnykh-otnoshenij-i-mirovogo-razvitiya, дата обращения: 22.03.2024.
ном ШОС, Монголия будет обязана брать на себя ряд обязательств в политической и социально-экономической сферах отношений с остальными членами (в первую очередь с Россией и Китаем), что ограничит свободу действий страны в сфере внешней торговли и инвестиционной политики.
В заключение хотелось бы отметить, что достижения в сотрудничестве Монголии и ШОС можно резюмировать следующим образом.
Во-первых, если провести анализ с точки зрения отношений Монголии с ее крупными соседями — Россией и Китаем — в рамках ШОС, становится очевидным, что тесное и дружеское сотрудничество между великими державами является предпосылкой к дальнейшему развитию ШОС и развитию Монголии в рамках этой организации. Таким образом, сотрудничество с Китаем и Россией — важнейший фактор взаимоотношений Монголии и ШОС.
Во-вторых, сотрудничество между Монголией и Шанхайской организацией в основном сосредоточено на экономических аспектах. Монголия заинтересована в создании транспортных коридоров в Центральную Азию и Россию. Также в сферах энергетики, экономики, транспорта и туризма, дорожной карты и в рамках «Одного пояса — одного пути» Монголия надеется на реализацию данных инициатив во взаимодействии с ШОС.
В-третьих, Монголия и ШОС активно сотрудничают в форуме ученых и молодежных обменов, что играет положительную роль в углублении взаимопонимания Монголии со странами ШОС в гуманитарной сфере.
В-четвертых, по соображениям национальной безопасности два непосредственных соседа Монголии — большие державы, и у Монголии недостаточно сил для обеспечения собственной безопасности. Она может полагаться только на дипломатические средства и международные организации для поддержания национальной безопасности и суверенитета.
Монголия считает, что региональное экономическое сотрудничество является главной опорой стабильного развития ШОС, а также основой для всестороннего развития и экономического процветания всех стран-членов и стран-наблюдателей. Хотя Монголия — небольшая и развивающаяся страна, она надеется развиваться вместе с соседними странами и другими странами региона. Однако Монголия не видит целесообразности полноправного членства в ШОС. Это в будущем может стать основным препятствием на пути дальнейшего сотрудничества с организацией.