DOI: 10.48137/2074-2975_2021_3_108 УДК 327.7
Монголия перед дилеммой: ШОС или «Шёлковый путь»
Коля ДЭМБЭРЭЛ
Монголия и ШОС
Юридический статус наблюдателя Монголии в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) основывается на Положении о статусе наблюдателя (17 июня 2004 г., Ташкент), что не нарушает её международные договоры и законодательные акты и даёт возможность обсуждать вопросы в формате двусторонних отношений с государствами-членами.
Одним из условий статуса наблюдателя Монголии является приоритетная политика ШОС в сфере экономики. Среди вопросов, рассмотренных на ташкентской встрече, кроме расширения организации главным было обсуждение деятельности ШОС по двум основным на-
правлениям: проблеме безопасности и торгово-экономическому сотрудничеству. В сфере экономического взаимодействия перед странами -участниками ШОС стоят такие важные вопросы, как наращивание торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
В 2003 г. утверждена долгосрочная Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств - членов ШОС. Приоритетными сферами взаимодействия признаны совместное развитие нефтегазового сектора, транспортной инфраструктуры, создание условий для свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий. Некоторые эксперты счи-
ДЭМБЭРЭЛ Коля - доктор политических наук, старший научный сотрудник Института международных отношений Академии наук Монголии, координатор Центра изучения Центральной Азии при ИМО, г. Улан-Батор, Монголия. E-mail: kdembee@gmail.com
Ключевые слова: Монголия, ШОС, «Один пояс - один путь», Китай, Россия.
тают, что в повестку дня развития сотрудничества в рамках ШОС необходимо внести вопросы охраны окружающей среды, рационального и эффективного использования водных ресурсов [ 1].
В географическом отношении Монголия имеет универсальное положение по меридиональному направлению - находится между Россией и Китаем, по широтному - между Восточной и Центральной Азией [ 2]. Поэтому, в случае вступления в ШОС, Монголия будет играть роль связующего звена, объединяющего эти обширные регионы в единое политическое целое, что предоставит ШОС определённый потенциал для развития.
Будущее расширение организации будет происходить за счёт стран, географически близких к Центральной Азии: Монголии, Туркмении, Ирана, Афганистана, закавказских государств. В долгосрочной перспективе все эти страны могут
считаться объектами расширения ШОС. Тем не менее обстановка в них очень разная.
Монголию можно рассматривать как беспроблемного перспективного участника. Её возможное членство в ШОС не вызовет сколько-нибудь существенных разногласий: в Монголии практически нет влияния идей терроризма, сепаратизма и экстремизма, в вопросах обеспечения её безопасности угроза терроризма занимает далеко не ведущее место и существенно не влияет на деятельность ШОС в этой сфере. Для Улан-Батора есть возможность, не становясь членом ШОС, решать двусторонние вопросы в рамках отношений с соседями. Успех зависит от того, сумеет ли организация найти для этого подходящие формы, и в ещё большей степени от того, сумеет ли она обеспечить непрерывное расширение и углубление сотрудничества во всех областях.
Монголия и «Новый Шёлковый путь»
Инициатива «Шёлковый путь» является началом международного экономического сотрудничества, который в будущем свяжет Восточную Азию с Западной Европой [3]. С исторической точки зрения связывающий Азию с Европой маршрут каравана верблюдов имел несколько направлений, отходящих от основного курса. Сегодня эта
идея по-прежнему сохраняется с разделением на несколько коридоров. Китай выступил с инициативой о создании коридора международного экономического сотрудничества в следующих направлениях:
- Китай - Монголия - Россия -Европа;
- Китай - Центральная Азия - Западная Азия;
1 Центральная Азия: Социально-гуманитарное измерение: научное издание / М. М. Лебедева, К. П. Боришполец, Н. А. Иванова, М. А. Чепурина. М.: Аспект Пресс, 2016.
2 Дэмбэрэл К. Тев Азийн аюул^й байдлын асуудал ба гурван талын хамтын ажиллагаа (Монгол, Орос, Хятад) // Олон улс судлал. 2009. № 2.
3 ХангайД. Монголо-российские отношения и современность. Улан-Батор, 2016. С. 91.
- Китай - полуостров Индокитай - Африка [ 4, с. 260].
Монголия поддерживает первое и второе направления и заинтересована в присоединении к ним, чтобы развивать собственную транспортную инфраструктуру, так как географически она полностью входит в регион, охватывающий эти направления. При этом второе направление, или основной маршрут «Шёлкового пути», нацелено на создание современного высокоскоростного транспортного коридора по историческому пути -маршруту каравана верблюдов; это возможность наиболее быстрого достижения результатов. Поэтому Монголия должна определить политику развития своей инфраструктуры в соответствии с этим направлением, так как при присоединении к этому направлению перед Монголией открывается возможность дополнительного выхода в Западную Европу и нового -к Индии.
На высшем уровне вопрос развития трёхстороннего сотрудничества в направлении Китай - Монголия - Россия - Европа имеется взаимопонимание [5]. Для его развития важно активизировать участие Монголии в создании транспортной инфраструктуры (автодороги, авиалинии, железные дороги и высокоскоростная оптиковолоконная кабельная сеть). С учётом этого Монголия начала строительство современных автодорог и прокладки
авиалиний, связывающих Азию с Европой.
Монголия имеет веские основания для того, чтобы поддерживать инициативу Китая - совместную работу в рамках монгольского проекта «Степной путь» и выделить его как приоритетное направление взаимовыгодного сотрудничества [ 6]. Одно из условий для участников проекта «Шёлковый путь», являющегося коридором экономического сотрудничества,- они должны строго придерживаться целей и принципов Устава ООН и руководствоваться пятью принципами мирного сосуществования.
Для всесторонней и полной реализации проекта необходима политическая поддержка со стороны России и Европейского союза, а также Центральной Азии. Правительство Китая, конечно, не будет тратить средства на неэффективный проект, так как иначе китайское финансирование «станет подобно пролившейся на песок воде».
Рост товарооборота между Европой и Азией может привести к развитию транспортной инфраструктуры участвующих стран за счёт транзитной транспортировки. Что касается Китая, то это позволит использовать не только ресурсы регионального первичного сырья, но и обеспечит оперативную доставку товаров более чем миллиарду потребителей Европы и Западной Азии. А это суть основ-
4 Ван Ивэй. "Нэг бYс, нэг зам": хятадын сэргэн мандал, тэнгэрийн доорхи YYPэг, хариуцлага. АйЭсди руби паблишинг. Улаанбаатар, 2019.
5 Басисансурэн Б. Орос, Хятадын завсар дахь Монгол Улс (1988-2018). Улаанбаатар, 2018.
6 Международная научно-исследовательская конференция «Экономический коридор между тремя государствами Россией, Монголией и Китаем». Сб. матер. Улан-Батор, 2015. С. 21.
ной концепции «Нового Шёлкового пути». Проект будет результативным только при активном финансировании со стороны всех стран, участвующих в экономической
программе «Шёлкового пути». Вероятность реализации данного проекта существенно снизится, если чрезмерно надеяться только на китайское финансирование.
Станет ли проект «Шёлковый путь» экономическим
блоком ШОС
В связи с утверждением стратегического плана ШОС до 2025 г. можно рассмотреть сценарии возможной координации деятельности ШОС с инициативой «Шёлковый путь» [ 7, с. 77].
Инициативой КНР, выдвинутой в составе трёх основных направлений (маршрутах) создания международного коридора экономического сотрудничества, является «Новый Шёлковый путь», или «Один пояс -один путь». В экономическом плане «Новый Шёлковый путь» является самым эффективным соединением рынков Западной и Восточной Европы с населением более 500 млн чел., рынков Центральной и Западной Азии с населением 600 млн чел., с китайским рынком с численностью населения 1,3 млрд чел. при использовании современной техники и технологий.
Следующая идея «Шёлкового пути» заключается в том, чтобы содействовать комплексному формированию сферы межгосударственных и межрегиональных работ и услуг, которые будут созданы вслед за транспортной инфраструктурой. Цель состоит в том, чтобы развивать
инфраструктуру каждого государства региона с получением соответствующих дивидендов. Поэтому каждое государство - участник проекта должно найти финансирование для работ на своём участке.
В целом можно считать, что «Новый Шёлковый путь» - это «менеджмент глобального характера». Методом реализации этого «менеджмента» является создание экономических центров на территории Евразии в рамках транспортного коридора «Шёлковый путь» [4, с. 260].
В настоящее время в отношении ШОС уже сформировалась достаточно критическая позиция. Так, в экономическом сотрудничестве между странами нет продвижений, а многостороннее экономическое сотрудничество практически отсутствует. Одним из реальных ответных действий на критику о том, что многостороннее экономическое сотрудничество «качественно не осуществляется», может явиться инициатива «Новый Шёлковый путь».
Хотя ШОС больше обращает внимание на сотрудничество в области безопасности [ 8], тем не менее не-
7 Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интересов России / отв. ред.-сост. Ю. В. Морозов. М.: ИДВ РАН, 2016. С. 77.
8 Иванов И. С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. М.: Олма-Пресс, 2002.
мало внимания уделяется расширению масштабов многостороннего экономического сотрудничества стран-членов, стран-наблюдателей и стран-партнёров.
К примеру, ШОС в стратегических задачах экономического сотрудничества до 2025 г. определила и конкретизировала следующие три вопроса:
- для обеспечения стабильного развития стран-членов углубить деятельность в торгово-экономическом, инвестиционном направлениях, расширять совместную проектную деятельность;
- в рамках ШОС разработать и реализовать совместные инфраструктурные проекты;
- для стран - членов ШОС инициативу «Экономический регион Шёлкового пути» «считать одним из способов создания благоприятной среды» по расширению экономического сотрудничества данной организации и «выработке своей общей позиции» [7, с. 77-80].
Во многих документах ШОС говорится о необходимости оказания широкой поддержки транспортному и транзитному сотрудничеству, что создаёт благоприятные условия для реализации проекта «Шёлковый путь» в рамках организации [ 9]. Во время встреч главы правительств стран - членов ШОС отмечали важность создания условий для участия наблюдателей и партнёров в развитии многостороннего транспортного сотрудничества.
ШОС в своих стратегических документах отразила поддержку всех методов, направленных на повышение спроса и конкурентоспособности международных и региональных транспортных коридоров, проходя-
щих через территории стран - членов организации. В этом проявляется готовность ШОС оказать поддержку проекту «Новый Шёлковый путь» в какой-либо форме.
С 2014 г. принимаются меры по претворению соглашения по улучшению международных автотранспортных условий. Необходимо начать крупную инвестиционную работу для приведения в соответствие качества автодорожного строительства и его стандартов к международным требованиям в странах - членах ШОС. Декларировано и принятие мер по использованию транзитно-транспортного потенциала и формированию регионального транспортного и транзитного коридоров. Определены также и направления работы в этом вопросе.
К примеру, проведены обновления в рамках логистики и инфраструктуры, которые будут направлены на расширение международных логистических центров в рамках ШОС за счёт формирования промышленной кластерной сети вдоль транспортной артерии [ 10].
Современное состояние железнодорожных магистралей в Центральной Азии приводит к тому, что необходимо решить вопрос о строительстве новой железной дороги и сдачи её в эксплуатацию в рамках совместного проекта.
Участники проекта должны реализовать крупнейшие инвестиционные работы по электрификации железных дорог, прокладке второго пути в не-
9 Уянаев С. В. Актуальные проблемы расширения ШОС. Материалы международной форума «Перспективы ШОС в контексте реализации китайской инициативы "Один пояс, один путь"». Сочи, 2016. С. 50.
10 Тев Азийн геополитик ба Монгол Улс / ред. К. Дэмбэрэл. Улаанбаатар, 2005. С. 205.
которых местах и строительству высокоскоростной железной дороги т. д.
Если ограничиться только странами - членами ШОС, указанными в стратегических и других документах, то это может привести к устранению от осуществления проекта «Новый Шёлковый путь» стран - наблюдателей и стран -партнёров ШОС.
Для интенсификации деятельности Банка развития ШОС необходимо создать Bank of SHOC и через него финансировать проекты регионального и глобального масштабов. В рамках ШОС целесообразно сформировать единую биржу энергоресурсов и системы их передачи в Центральной Азии, что станет возможным сделать её авторитетным и влиятельным членом международного сообщества в мировой энергетической отрасли (к примеру, инфраструктурные проекты в рамках проекта «Новый Шёлковый путь») [11].
Для Монголии целесообразно вступление в члены ШОС на условиях совместной реализации международного проекта, который станет крупной экономической поддержкой и окажет существенное влияние на монгольскую экономику со стороны России и Китая.
Страны региона, расположенные в центральной части континента, не имеют выхода к морю, поэтому транспортные вопросы играют су-
щественную роль в их экономическом развитии [7, с. 107]. За счёт создания новых транспортных сетей они получат дополнительную возможность для развития связей с другими государствами мира. Китай может сыграть роль одного из экономических локомотивов в регионе: с одной стороны, он является поставщиком товарных, финансовых и технических ресурсов в Центральную Азию, а с другой - может рассматриваться как огромный потенциальный рынок для центрально-азиатских товаров.
Целью транспортного строительства является не только открытие прямого выхода к морю, что экономически чрезвычайно важно для стран региона, но и занятие ключевых позиций в логистическом объединении Европы с АТР. Для Центральной Азии очень выгодно, что через её территорию проходят так называемые евро-азиатские континентальные мосты, по которым идут грузы между этими регионами. Но без участия Китая эти мосты не смогли бы полноценно работать, и Центральная Азия потеряла бы ключевое значение как мост между Европой и АТР [ 12].
Из-за географического месторасположения и экономического интереса имеется возможность оказания полной поддержки проекта «Новый Шёлковый путь» как странами-членами, так и наблюдателями и партнёрами ШОС.
В целом внешние условия развития Монголии в конце ХХ - начале XXI в. можно охарактеризовать как относительно благоприятные. Хартия ШОС
11 Дэмбэрэл К. Актуальные проблемы расширения ШОС. Материалы международной форума «Возможности расширения деятельности ШОС». Сочи, 2016. С. 251.
12 Дэмбэрэл К. ШХАБ: ергежих YY, унтрах уу? // Олон улс судлал. 2011. № 1.
зафиксирована в Генеральной Ассамблее ООН, что даёт дальнейший стимул для сближения Монголии с организацией [ 13].
Почему перед Монголией стоит дилемма?
Это связано с тем, что у ШОС и у инициативы «Шёлковый путь» разные цели, направления и различные виды деятельности. Монголия имеет статус наблюдателя в ШОС, и пока нет необходимости в её членстве. А инициативу «Шёлковый путь» Монголия полностью поддерживает и определила своё участие в ней в виде 32 проектов, которые может осуществлять в рамках инициативы «Шёлковый путь» [5]. В случае, если инициатива «Шёлковый путь» станет экономическим блоком ШОС, то есть большая вероятность активного участия Монголии.
При этом если инициатива «Шёлковый путь» не получит широкой международной поддержки, то и в этом случае китайцы проект не оставят, поскольку будут вложены многомиллиардные финансовые ресурсы. Оправдать эти ресурсы можно, лишь сделав его в качестве экономического блока ШОС.
Тогда изменится Хартия ШОС и, соответственно, произойдёт изменение статуса Монголии, так как только на условиях членства можно продвигать 32 монгольских проекта.
Известно, что в ШОС позиции России и Китая не всегда совпадают [7, с. 96]. Руководители Китая больше обращают внимание на торговлю, а руководители России - на безопасность. В этом случае Монголия стоит перед выбором, чью сторону выбрать?
В рамках ШОС урегулировано сотрудничество в сфере силовых структур, что подтверждено деятельностью организации, а экономическое сотрудничество пока ещё находится в стадии формирования. Во внешнеполитической концепции Монголии определённо указано, что мы имеем равные отношения с соседними странами, т. е. Россией и Китаем, что также ставит страну перед выбором [ 14].
Монголия вне зависимости от её статуса в ШОС должна внимательно относиться к деятельности этой организации, так как два монгольских соседа являются её формирующим ядром.
Библиография • References
Дэмбэрэл К. Актуальные проблемы расширения ШОС. Материалы международной форума «Возможности расширения деятельности ШОС». Сочи, 2016.
[Demberel K. Aktual'nye problemy rasshireniya SHOS. Materialy mezhdunarodnoj foruma «Vozmozhnosti rasshireniya deyatel'nosti SHOS». Sochi, 2016]
Иванов И. С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. М.: Олма-Пресс, 2002.- 382 с.
[Ivanov I. S. Novaya rossijskaya diplomatiya. Desyat' let vneshnej politiki strany. M.: Olma-Press, 2002.- 382 s.]
13 Кокошина З. А. Шанхайская организация сотрудничества и интересы национальной безопасности России. М.: Ленанд, 2016. С. 39.
14 Дэмбэрэл К. Олон улсын харилцааны онол Yйл ажиллагааны Yндэс. Улаанбаатар, 2018. С. 309.
Кокошина З. А. Шанхайская организация сотрудничества и интересы национальной безопасности России. М.: Ленанд, 2016.- 104 с. [KokoshinaZ.A. SHanhajskaya organizaciya sotrudnichestva i interesy nacional'noj
bezopasnosti Rossii. M.: Lenand, 2016.- 104 s.| Международная научно-исследовательская конференция «Экономический коридор между тремя государствами Россией, Монголией и Китаем». C6. матер. Улан-Батор, 2015.
[Mezhdunarodnaya nauchno-issledovatel'skaya konferenciya «Ekonomicheskij koridor mezhdu tremya gosudarstvami Rossiej, Mongoliej i Kitaem». Sb. mater. Ulan-Bator, 2015]
Перспективы развития ШОC с точки зрения национальных интересов России I
отв. ред.-сост. Ю. В. Морозов. М.: ИДВ РАН, 2016.- 304 с. [Perspektivy razvitiya SHOS s tochki zreniya nacional'nyh interesov Rossii I otv. red.-
sost. YU. V. Morozov. M.: IDV RAN, 2016.- 304 s.] Уянаев С. В. Актуальные проблемы расширения ШОС Материалы международной форума «Перспективы ШОC в контексте реализации китайской инициативы "Один пояс, один путь"». &)чи, 2016. [Uyanaev S. V. Aktual'nye problemy rasshireniya SHOS. Materialy mezhdunarodnoj foruma «Perspektivy SHOS v kontekste realizacii kitajskoj iniciativy "Odin poyas, odin put'"». Sochi, 2016] Хангай Д. Монголо-российские отношения и современность. Улан-Батор, 2016. [Hangaj D. Mongolo-rossijskie otnosheniya i sovremennost'. Ulan-Bator, 2016] Центральная Азия: Cоциально-гуманитарное измерение: научное издание I М. М. Лебедева, К. П. Боришполец, Н. А. Иванова, М. А. Чепурина. М.: Аспект Пресс, 2016.- 224 с.
[Central'naya Aziya: Social'no-gumanitarnoe izmerenie: nauchnoe izdanie I M. M. Lebedeva, K. P. Borishpolec, N. A. Ivanova, M. A. CHepurina. M.: Aspekt Press, 2016.- 224 s.|
БаасансурэнБ. Орос, Xятадын завсар дахь Монгол Улс (1988-2018). Улаанбаатар, 2018.- 270 с. [Баасансурэн Б. Монголия между Россией и Китаем. Улан-Батор: ШУТИСю 2018.- 270 с.] Ван Ивэй. "Нэг 6y^ нэг зам": хятадын сэргэн мандал, тэнгэрийн доорхи YYрэг, хариуцлага. АйЭсди руби паблишинг. Улаанбаатар, 2019 [Ван Ивэй. Один пояс - один путь: возрождение Китая, его роль и ответственность под небом. Улан-Батор: Ай Эс Ди руби паблишинг, 2019.- 350 с.] ДэмбэрэлК. Олон улсын харилцааны онол Ym ажиллагааны Yндэс. Улаанбаатар, 2018.- 570 с. [ДэмбэрэлК. Теоретико-практический основ международных отношения. Улан-Батор: Адмаркет, 2018.- 570 с.] Дэмбэрэл К. Teв Азийн аюулгYЙ байдлын асуудал ба гурван талын хамтын ажил-лагаа (Монгол, Орос, Xятад) II Олон улс судлал. 2009. № 2. Т. 47-55 [Дэмбэрэл К. Безопасность Центральной Азии и трехстороннего сотдуничества (Монголия, Россия, Китая) II Международное исследование. 2009. № 2. C. 4755]
Дэмбэрэл К. ШXАБ: eргeжих yy, унтрах уу? II Олон улс судлал. 2011. № 1. Т. 108116 [Дэмбэрэл К. ШО& расширение или угасание? II Международное исследование. 2011. № 1. C. 108-116] Teв Азийн геополитик ба Монгол Улс I ред. К. Дэмбэрэл. Улаанбаатар, 2005.
Отатья поступила в редакцию 20 февраля 2021 г.