Научная статья на тему 'ШОК COVID-19: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЕС'

ШОК COVID-19: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЕС Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
257
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ПАНДЕМИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОГРАНИЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егоров Александр Игоревич, Петровский Александр Михайлович

В статье проанализирована социальная политика государств-членов Евросоюза в начальный период пандемии коронавируса. На данном этапе в ЕСбыл практически парализован наднациональный уровень принятия и проведения решений. Каждое государство, входящее в ЕС, было вынуждено трансформировать социальную политику, пытаясь смягчить кризисные последствия пандемии для своего населения. Установлено, что главное внимание органы государственной власти уделяли мерам в сфере социального (физического) дистанцирования, ограничениям деятельности образовательных учреждений, обеспечению доступа к услугам здравоохранения, оказанию помощи социально уязвимым категориям населения, включая пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями, бездомных. Определена национальная практика, смягчающая негативные последствия пандемии в социальной сфере. Выявлены проблемы в виде нехватки важнейших ресурсов, включая необходимое медицинское оборудование. Сделан вывод, что государства Евросоюза не нашли оптимального ответа в социальной области на вызов пандемии короновируса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVID-19 SHOCK: EU MEMBER'S SOCIAL POLICY

The article analyzes social policies implemented by the European Union member states during the initial period of the coronavirus pandemic. Despite the fact that the whole region faced the same universal threat, the supranational level of decision-making and implementation was practically paralyzed in the European Union at this period. Each member state of the EU had to transform social policies in an attempt to combat spread of the pandemic and mitigate its consequences. Nevertheless, exclusions of essential civil and human rights made to strengthen anti-COVID measures turned out to be major fault lines in the relationship between society and governments.It became evident that the main attention of the state authorities was paid to measures in the field of social (physical) distancing, restrictions in the activities of educational establishments, ensuring access to health services, providing assistance to socially vulnerable groups of the population, including the elderly, the disabled, and the homeless. The authors explore different approaches implemented throughout EU to tackle social and medicalissues created by coronavirus.The main obstacles such as lack of essential resources, including the necessary medical equipment and their causes are highlighted. It is concluded that the European Union member states have not found an optimal response in the social field when they confronted the challenge of the coronavirus pandemic.

Текст научной работы на тему «ШОК COVID-19: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЕС»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 327 + 061.1Еи Александр ЕГОРОВ Александр ПЕТРОВСКИЙ

ШОК СОУГО-19: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЕС

Статья поступила в редакцию 11.02.2021

Аннотация. В статье проанализирована социальная политика государств-членов Евросоюза в начальный период пандемии коронавируса. На данном этапе в ЕС был практически парализован наднациональный уровень принятия и проведения решений. Каждое государство, входящее в ЕС, было вынуждено трансформировать социальную политику, пытаясь смягчить кризисные последствия пандемии для своего населения. Установлено, что главное внимание органы государственной власти уделяли мерам в сфере социального (физического) дистанцирования, ограничениям деятельности образовательных учреждений, обеспечению доступа к услугам здравоохранения, оказанию помощи социально уязвимым категориям населения, включая пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями, бездомных. Определена национальная практика, смягчающая негативные последствия пандемии в социальной сфере. Выявлены проблемы в виде нехватки важнейших ресурсов, включая необходимое медицинское оборудование. Сделан вывод, что государства Евросоюза не нашли оптимального ответа в социальной области на вызов пандемии короновируса.

Ключевые слова: Европейский союз, пандемия, социальная политика, права человека, ограничения, образование, здравоохранение.

В марте 2020 г. Европа оказалась в эпицентре пандемии коронавируса. С момента первого случая, зафиксированного 24 января 2020 г., все 27 стран ЕС подтвердили на своей территории факты заболевания вирусом СОУГО-19. По состоянию на 6 апреля

© Егоров Александр Игоревич - д.и.н., доцент, зав. кафедрой экономики и гуманитарных дисциплин, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. Адрес: 603950, Россия, Н. Новгород, ул. Минина, д. 24. Е-шаИ: dr.egoroif-al2012@yandex.ru © Петровский Александр Михайлович - директор Дзержинского филиала Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. Адрес: 606026, Россия, Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Гайдара, д. 49. Е-шаИ: pposdf@mail.ru БОТ: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42021119128

2G2G г. он поразил в ЕС 527 544 человека, из которых 42 744 умерли [Coronavirus, 2G2G: 13; Poljansek K., Vernaccini L., Ferrer M., 2G2G: 18-24].

Пандемия создала серьезные проблемы для европейской солидарности [Яко-венко A.B., 2G2G: 8; Borell J., 2G2G], практически парализовала наднациональный уровень принятия и проведения решений в ЕС [Варфоломеев A.A., 2G2G: 16], поставила под сомнение перспективы продвинутого сотрудничества в области свободы, безопасности и правосудия [Войников В.В., 2G2G], неукоснительного соблюдения прав человека [Gimpolongo E., Benczur P., Campolongo F., Cariboni J., Manca A.R., 2G2G: 9], вызвала нарастание экономических проблем и безработицы [Montalto V., Sacco P.L., Alberti V., Panella F., Saisana M., 2G2G: 8, 15; Lapatinas A., 2020: 8-9], сокращение доходов населения [Fana M., Tolan S., Torrejón S., Urzi Brancati C., Fernández-Macías E., 2G2G: 9-17], породила немало вопросов относительно адекватности высказываний и действий ряда политиков ЕС [Чучалин А.Г. 2G2G: 7; Щипков А.В., 2G2G: 13], укрепила позиции евроскептиков [Gostynska-Jakubowska A, Scazzieri L., 2G2Ga]. Чтобы обеспечить ключевое право граждан - на жизнь и здоровье - органы государственной власти стран ЕС предприняли широкомасштабные меры по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции [Бабынина Л.О., 2G2G: 4-7]. Эти меры вызвали беспрецедентные изменения в повседневной жизни стран ЕС и повлияли на осуществление многих положений Хартии ЕС об основных правах (Страсбург, 12 декабря 2GG7 г.). При этом три государства-члена ЕС - Эстония, Латвия и Румыния - использовали возможность, чтобы отступить от обязательств, наложенных Европейской конвенцией по правам человека ввиду чрезвычайной ситуации, что допускает п. 1 ст. 15 этой Конвенции1. Между тем основной принцип международных стандартов в области прав человека гласит, что любые ограничения прав осуществляются в исключительных случаях, носят временный характер, подвергаются мониторингу и контролю; определенные права и свободы обеспечиваются при любых обстоятельствах2. К тому же ограничения, вытекающие из принятых мер, должны соответствовать международным правовым стандартам.

Пандемия со всей остротой поставила на повестку дня вопрос о том, придется ли ЕС выбирать между соблюдением прав человека и обеспечением общественной безопасности. Данная проблема имела важнейшее значение для устойчивости ЕС [Tschinderle F., 2G2G]. На первый взгляд, консенсус государства и общества в условиях начавшейся пандемии был обеспечен. Об этом свидетельствовали результаты опросов общественного мнения, проведенных в государствах-членах ЕС. 22 марта 2G2G г. состоялся интернет-опрос 15GG человек в возрасте 18 лет и старше, итоги которого продемонстрировали безусловную поддержку европейским гражданским обществом действий, осуществленных государством. В ответ на вопрос: что думают

1 Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г., 13 мая 2004 г.). URL: http://ivo.garant.rU/#/document/2540800/paragraph/1531:0 (дата обращения: 10.02.2021)

2 European Court of Human Rights, Guide on Article 15 of the European Convention on Human Rights, updated on 31 December 2019. URL: https://www.echr.coe.int/Docu-ments/Guide_Art_15_ENG.pdf (дата обращения: 02.02.2021)

респонденты об ограничительных мерах, предпринятых в их стране - подавляющее большинство респондентов в Италии, Испании и Франции их одобрили: 90, 88 и 86%, соответственно.

Появились доказательства того, что европейская общественность готова принять ограничения основных гражданских прав. Например, Австрийский институт изучения общественного мнения Дж. Гэллапа с 16 по 18 марта 2020 г. провел опрос лиц в возрасте 16 лет и старше, в ходе которого 94% респондентов указали, что пожертвуют рядом своих гражданских прав и свобод, если это поможет предотвратить распространение коронавируса [Coronavirus, 2020: 14]. Однако угрозы, возникшие в связи с пандемией, могли в любой момент поколебать консенсус европейского общества [Gostynska-Jakubowska A, Scazzieri L., 2020b].

Меры социального (физического) дистанцирования

На первый план с точки зрения масштабности и относительной простоты реализации выдвинулись меры по обеспечению безопасного социального (физического) расстояния. 12 марта 2020 г. Европейский центр профилактики и контроля заболеваний (ECDC) определил перечень необходимых мер для смягчения воздействия пандемии1, включая немедленную изоляцию лиц с симптомами заболевания COVID-19, приостановку массовых собраний [Iacus S.M., Santamaría C., Sermi F., Spyratos S., Iacus S.M., Annunziato A., Tarchi D., Vespe M., 2020a: 6-7], социальное (физическое) дистанцирование на рабочих местах или перевод сотрудников на дистанционную работу, временное прекращение деятельности учебных заведений в очном формате, введение карантина в жилых районах с высоким уровнем распространения корона-вируса.

Синхронность действий государств-членов ЕС в обеспечении социального дистанцирования отсутствовала [Anghel S., Drachenberg R., 2020]. Они ввели такие меры в разное время и с неодинаковой интенсивностью. На ранних этапах пандемии власти в странах Евросоюза пошли по сравнительно мягкому пути [Iacus S.M., Santamaría C., Sermi F., Spyratos S., Tarchi D., Vespe M. 2020b: 5], обязав инфицированных и подверженных риску заражения лиц самостоятельно изолироваться. В некоторых странах (Болгария, Италия) было принято решение ввести карантин в целых провинциях и городах. В федеративных государствах (например, в Германии) отдельные субъекты приняли свои карантинные меры2. Ряд стран ЕС (Хорватия и др.) остановили общественный транспорт, а другие (Греция, Франция, Италия, Испания) - ввели запрет на его передвижение без специального разрешения.

1 ECDC (2020), Rapid risk assessment: Novel Coronavirus disease 2019 (COVID-19) pandemic: increased transmission in the EU/EEA and the UK - sixth update, 12 March 2020, URL: https://www.ecdc.europa.eu/en/publications-data/rapid-risk-assessment-novel-coronavirus-dis-ease-2019-covid-19-pandemic-increased (дата обращения: 31.01.2021)

2 Germany, Focus (2020), Kontakte, Masken, Kinder: Hier sehen Sie, welche Regeln für Sie ab heute gelten, 25 March 2020, URL: https://www.focus.de/finanzen/recht/grosser-ueberblick-kon-takte-radius-kinder-an-diese-corona-regeln-sollen-sie-sich-aktuell-halten_id_12601147.html (дата обращения: 23.01.2021)

Методы контроля для обеспечения соблюдения данных мер также отличались. В Венгрии предупреждающей табличкой красного цвета на двери отмечались помещения, где проживает человек, обязанный оставаться на карантине; полиция регулярно проверяла, как он соблюдает режим изоляции. Лица, нарушающие правила карантина, подвергались штрафам в сумме до 425 евро1. Кроме финансовых санкций, в пространстве ЕС было введено уголовное наказание: лишение свободы за несоблюдение карантинных мер (например, до трех месяцев в Бельгии)2.

Ограничения в деятельности образовательных учреждений

Страны ЕС, за исключением Швеции, к концу марта 2020 г. в связи с распространением вируса COVID-19 временно закрыли учебные заведения для посещения учениками и студентами. Вместе с тем треть стран ЕС (Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Эстония, Германия, Венгрия, Нидерланды и Словения) оставили школы открытыми для детей, чьи родители вынуждены оставаться в период пандемии на рабочем месте, а также для семей, в которых уход за детьми обеспечивался пожилыми родственниками.

Кроме того, государства-члены ЕС ввели дистанционное обучение, которое заключалось в отправке домашних заданий обучающимся по электронной почте, записи уроков в интернете, использованию онлайн-платформ и образовательных приложений для общения преподавателей со школьниками и студентами. Австрия, Франция и Словения предоставили для дистанционного обучения правительственные онлайн-платформы. В то время как в Хорватии, Венгрии и на Кипре образовательные материалы транслировались по телевидению. Однако не все учебные заведения, с одной стороны, и студенты - с другой, оказались обладателями необходимых технических средств для осуществления дистанционного обучения. По подсчетам Евростата в 2019 г. десять процентов домохозяйств в государствах-членах ЕС не имели доступа в интернет3. В ряде стран ЕС (Кипр, Болгария, Греция) образовательный процесс в центрах для беженцев был прекращен.

Полезной практикой стало предоставление необходимого оборудования для обучающихся из семей с низким уровнем доходов. Так, в Хорватии школам было поручено обеспечить компьютерами обучающихся, которые не имели материальной возможности для их приобретения. Понимая затруднения учебных заведений, правительство Хорватии выделило школам около 500 тыс. евро для закупки компьютеров [Coronavirus, 2020: 18]. Также школы были обязаны предоставить бесплатные сим-

1 Hungary, Origo (2020), Ilyen piros lapokat kapnak a hazi karanténban élok, 13 March 2020, URL: https://www.origo.hu/itthon/20200313-piros-figyelmezteto-lapokat-kapnak-a-hazi-karanban-levok.html (дата обращения: 03.02.2021)

2 Belgium, Police Fédérale (2020), La police veille à l'application stricte de l'interdiction de rassemblement, 18 March 2020, URL: https://www. police.be/5998/fr/presse/la-police-veille-a-lap-plication-stricte-de-linterdiction-de-rassemblement (дата обращения: 01.02.2021)

3 Digital economy and society statistics - households and individuals. Eurostat. Statistics Explained. Data extracted in September 2020, URL:https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Digital_economy_and_society_statistics_-_households_and_individuals (дата обращения: 29.01.2021)

карты на неограниченный срок тем своим ученикам, которые не имели домашнего интернета.

Доступ к услугам организаций здравоохранения

Приоритет лечения COVID-19 поставил под сомнение право каждого на медицинскую помощь на условиях, предусмотренных национальным законодательством и практикой (ст. 35 Хартии Европейского союза об основных правах). В ряде стран ЕС отложили несрочное хирургическое вмешательство, чтобы освободить медицинских работников для борьбы с коронавирусом. Это, в свою очередь, породило значительный риск для пациентов с другими серьезными заболеваниями, - например, онкологическими. Основная проблема заключалась с том, что европейская система здравоохранения оказалась не готова к борьбе с большим количеством тяжелых случаев заражения вирусом [Laky Z., 2020; Braun D., 2020: 38-41].

Возникла ситуация, в условиях которой врачи должны были делать трудный выбор: кому из пациентов оказывать помощь в первую очередь. Вскоре с целью инструктирования медицинских учреждений в Италии и Испании появились руководства, с помощью которых определялись приоритеты в части того, каких больных прежде прочих нужно лечить от вируса COVID-191. Ключевыми критериями стали возраст пациента и наличие/отсутствие сопутствующих патологий. Это вызвало негативную реакцию медицинских работников в странах ЕС. В Страсбурге во Франции врачи коллективно выразили возмущение тем, что руководством больниц и клиник к аппаратам искусственной вентиляции легких было решено не подключать больных в возрасте старше 80 лет2.

Опасения вызвали также проблемы с доступом к медицинской помощи, которые возникли у определенных групп населения. Представители малых этнических групп обладали более высоким риском заражения в силу неблагоприятных условий жизни. Так, в Швеции пять из первых пятнадцати смертельных случаев, связанных с COVID-19, произошли среди беженцев из Сомали, проживавших в перенаселенных и социально неблагополучных окраинах Стокгольма3.

Возникли проблемы с доступом к профилактической медицинской помощи для людей, находящихся в тюрьмах и приютах; для душевнобольных мигрантов; к медикаментам ввиду роста цен на фоне высокого спроса в период пандемии. В ряде государств-членов Евросоюза (Болгарии, Чехии и Франции) были установлены верхние

1 См., напр.: Italy, SIAARTI (2020), Raccomandazioni di etica clinica per l'ammissione a tratta-menti intensivi e per la loro sospensione, in condizioni eccezionali di squilibrio tra necessità e risorse disponibili, 6 March 2020, URL: https://www.ilmattino.it/uploads/ckfile/202003/docu-mento%20anestesisti_08100700.pdf (дата обращения: 02.02.2021)

2 France, Franceinfo (2020), Coronavirus: comment sera décidé le tri des patients admis en réanimation si les hôpitaux arrivent à saturation? 19 March 2020, URL: https://fr.news.ya-hoo.com/coronavirus-sera-d%C3%A9cid%C3%A9-tri-patients-105751190.html (дата обращения: 18.01.2021)

3 Sweden, Swedish Television (2020), Läkarförening larmar: Flera svensksomalier bland coro-nadödsfall i Stockholmsomrâdet, 23 March 2020, URL: https://www.svt.se/nyheter/inrikes/lakar-forening-larmar-over-halften-av-de-doda-ar-svensksomalier (дата обращения: 19.01.2021)

пределы цен на лекарства. В Португалии были возбуждены уголовные дела за получение прибыли от незаконной продажи спиртосодержащего геля.

Поддержка уязвимых общественных групп

Меры, принятые органами власти в свете пандемии коронавируса, затронули различные общественные группы, в том числе и те, которые оказались в особо уязвимом положении.

В начале пандемии Всемирная организация здравоохранения указала, что пожилые люди, живущие в учреждениях интернатного типа (домах престарелых), подвержены большему риску заболевания COVID-19 в связи с возрастным ослаблением здоровья и затруднениями в соблюдении социального дистанцирования1. Подчиняясь необходимости, большинство государств-членов ЕС пошли по пути временного ограничения или приостановления визитов в такие социальные учреждения в попытке предотвратить распространение коронавируса. Это вызвало негативную реакцию со стороны правозащитников. Так, словенский омбудсмен по правам человека предупредил, что ограничения по посещению домов престарелых должны быть обоснованными [Coronavirus, 2020: 27]. Между тем в домах престарелых были зафиксированы множественные случаи заражения COVID-19, а необходимой социальной ответственности сотрудники домов престарелых не проявили. В Мадриде персонал частного дома престарелых, опасаясь за свое здоровье, перестал ходить на работу после того, как в нем выявились случаи заболеваний корона-вирусом. Больные подопечные были оставлены без присмотра, что привело к смерти 25 человек2.

Государственные органы стран ЕС прилагали усилия для обеспечения доступа пожилых людей к жизненно важным услугам и информации. На Мальте пожилые были занесены в базу под названием «Аптека по вашему выбору», после чего получали двухмесячный запас лекарств. Это позволяло сократить время их пребывания в общественном пространстве, а значит, уменьшить риск заражения COVID-19. Люксембург разработал онлайн-платформу для того, чтобы пожилые люди могли приобрести все необходимые товары. В Словакии был введен в действие телефон доверия для пенсионеров, а в социальных сетях была размещена информация о том, на какую помощь со стороны государства они могут рассчитывать.

13 марта 2020 г. Европейский форум инвалидов (EDF) в открытом письме к лидерам ЕС и его государств-членов проанализировал круг угроз в отношении инвалидов, в том числе приостановление оказания услуг, необходимых для поддержания

1 WHO (World Health Organization) (2020), Infection prevention and control guidance for long-term care facilities in the context of COVID-19: interim guidance, 21 March 2020, URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/331508 (дата обращения: 19.07.2020)

2 General Prosecution Office (2020), The Prosecutor's Office investigates the Defense complaint about the state of some homes for the elderly, March 23, 2020, URL: https://www.fis-cal.es/web/fiscal/-/la-fiscalia-investiga-la-denuncia-de-defensa-sobre-le-estado-de-algunas-resi-dencias-de-anciano (дата обращения: 02.02.2021)

их жизнедеятельности1. Это повышало риск развития серьезных заболеваний или даже смерти лиц с ограниченными возможностями здоровья. Страны ЕС приняли различные меры по соблюдению прав и удовлетворению потребностей инвалидов. Болгарское правительство открыло муниципалитетам дополнительное финансирование в сумме 10 млн евро2 для оказания прямой денежной поддержки нуждающимся, в первую очередь инвалидам. Тем не менее проблемы сохранились. Большинство из них было связано с отказом от социальных обязательств государственных и частных компаний, испытывавших серьезные затруднения в связи с существенным сокращением доходов. 20 марта 2020 г. Национальное общество бельгийских железных дорог (SNCB) объявило об отмене льгот для лиц с ограниченными возможностями3. В Словакии были приостановлены бесплатные групповые занятия по обучению юридической защите, проводимые Ассоциацией лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями.

В тяжелом положении оказались бездомные, которые по понятным причинам не могли самоизолироваться. Европейская федерация национальных организаций по работе с бездомными (FEANTSA) отметила, что они оказались в зоне особого риска заражения COVID-194.

В нескольких государствах-членах ЕС учли это обстоятельство при планировании и реализации мер, сдерживающих распространение коронавируса. Например, в Латвии были проверены на наличие симптомов COVID-19 все лица, содержащиеся в приютах для бездомных. В Хорватии организовали контроль за бездомными, употребляющими пищу на общественных кухнях. Муниципалитеты Нидерландов создали специальный жилищный фонд для бездомных, зараженных коронавирусом. Министр жилищного строительства Франции объявил, что государство потратит 50 млн евро на размещение граждан, оставшихся без жилья5. В ряде стран Евросоюза

1 European Disability Forum (2020), Open Letter to Leaders at the EU and in EU Countries: Covid-19 - Disability Inclusive Response, 13 March 2020, URL: https://www.edf-feph.org/pub-lications/human-rights-report-impact-of-covid- 19-on-persons-with-disabilities/( дата обращения: 03.02.2021)

2 Bulgaria, State Gazette (Държавен вестник) (2020), Закон за мерките и действията по време на извънредното положение, обявено c решение на Народното събрание от 13 март 2020 г., 24 March 2020, Art.12, URL: https://dv.parliament.bg/DVWeb/showMaterialDV.jsp?id-Mat=147150 (дата обращения: 09.02.2021)

3 Belgium, National Railway Company (NMBS/SNCB) (2020), Reizigers met beperkte mobiliteit, URL: https://www.belgiantrain.be/nl/travel-info/prepare-for-your-journey/assistance-reduced-mobility (дата обращения: 20.01.2021)

4 European Federation of National Organisations Working with the Homeless (FEANTSA) (2020), COVID-19: "Staying Home" Not an Option for People Experiencing Homelessness, 18 March 2020, URL: https://www.feantsa.org/en/news/2020/03/18/covid19-staying-home-not-an-option-for-people-experiencing-homelessness?bcParent=26 (дата обращения: 28.12.2020)

5 France, Government Website (2020), L'État mobilise 50 million d'euros et met à disposition des chambres d'hôtel pour les plus démunis, 20 March 2020, URL: https://www.gouverne-ment.fr/covid-19-l-etat-mobilise-50-millions-d-euros-et-met-a-disposition-des-chambres-d-hotel-pour-les-plus (дата обращения: 31.01.2021)

обозначились серьезные проблемы: в Германии и Люксембурге стали известны случаи непредоставления услуг бездомным, что официальные лица пытались объяснить отсутствием необходимых средств индивидуальной защиты для работников социальных учреждений. В Ирландии множество бездомных было размещено в аварийном жилье, требующем капитального ремонта.

Выводы

Социальный шок периода пандемии привел к актуализации конфликта между соблюдением прав человека и необходимостью их ограничения в чрезвычайной эпидемиологической ситуации. Резко обострилось противоречие между гражданскими и государственными интересами, преодолеть которое страны-члены Евросоюза оказались не в состоянии. Их усилия были направлены на смягчение последствий тех ограничений, которые пришлось ввести в связи с угрозой массового заражения вирусом СOVID-19. Члены ЕС не продемонстрировали единства в сроках и содержании антикризисных мер, пытаясь действовать в зависимости от складывающейся обстановки в их регионах. Социальная политика в условиях роста заболеваний коронави-русом претерпела трансформацию, сосредоточив внимание на мерах физического дистанцирования, временного прекращения образовательного процесса в очном формате, усилиях в сфере здравоохранения, выделении дополнительной помощи социально слабым слоям населения.

На этом пути страны Евросоюза столкнулись с рядом серьезных трудностей, которые вытекали из неподготовленности ключевых общественных институтов к встрече с пандемией коронавируса. Под угрозой оказалось ключевое право человека на медицинскую помощь, поскольку система здравоохранения стран ЕС не обладала достаточным запасом ресурсов, необходимых для оказания помощи всем зараженным COVID-19. В ряде государств ЕС медицинские учреждения, руководствуясь инструкциями властей, фактически обрекли на смерть многих граждан старшего поколения. Не с лучшей стороны зарекомендовала себя и система негосударственных социальных организаций, осуществлявших уход за пожилыми людьми. Выявились существенные проблемы в сфере образования, порожденные недостатком компьютерной техники и отсутствием интернета у ряда домохозяйств в странах Евросоюза.

Список литературы

Бабынина Л.О. (2020) Коронавирус: что может сделать и делает Европейский союз, серия "Аналитические записки Института Европы РАН", № 195, URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/up-loads/analitika/2020/an195.pdf (дата обращения: 28.12.2020)

Варфоломеев А.А. (2020) Международные организации и борьба с новыми пандемиями. Международная жизнь, № 7, С. 16-25.

Войников В.В. (2020) Продвинутое сотрудничество в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС. Современная Европа, № 3. С. 16-27. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32020

Чучалин А.Г. (2020) Мы расплачиваемся за нашу беспечность. Международная жизнь, № 5. С. 4-7.

Щипков А.В. (2020) Политическая философия коронавируса. Международная жизнь, № 5, С. 12-19.

Яковенко А.В. (2020) COVID-19: поле битвы или возможность для сотрудничества? Международная жизнь, № 5, С. 8-11.

References

Anghel S., Drachenberg R. (2020) The European Council as COVID-19 crisis manager a comparion with previous crises. European Parliamentary Research Service. PE 642.822. March, URL: https://www.eu-roparl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2020/642822/EPRS_BRI%282020%29642822_EN.pdf (accessed: 18.07.2020)

Babynina L.O. (2020) Koronavirus: chto mozhet sdelat' i delaet Evropejskij soyuz, [Coronavirus: what the European Union can and is doing], seriya "Analiticheskie zapiski Instituta Evropy RAN" No 195, URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an195.pdf (accessed: 18.07.2020) (in Rus.).

Borell J. (2020) The Post-Corona World is already there, International Politics, No 4, URL: https://in-ternationalepolitik.de/de/die-post-corona-welt-ist-schon-da (accessed: 18.07.2020)

Braun D. (2020) How we learned to stop the Pandemic, International Politics, No 4, pp. 38-41.

Chuchalin A.G. (2020) My rasplachivaemsya za nashu bespechnost' [We are paying for our carelessness], Mezhdunarodnaya zhizri, No 5, pp. 4-7. (in Rus.).

Coronavirus Pandemic in the EU - Fundamental Richts Implications (2020) Bulletin 1. 1 February - 20 March/ FRA, Eurorean Union Agency for Fundamental Richts, Luxembourg, Publications Office of the European Union, 60 p.

Gimpolongo E., Benczur P., Campolongo F., Cariboni J., Manca A.R. (2020) Time for transformative resilience: the COVID-19 emergency, Publikations Office of the European Union, Luxemburg, 14 p.

Gostynska-Jakubowska A, Scazzieri L. (2020a) The EU can emerge stronger from the coronavirus crisis, URL: https://www.cer.eu/in-the-press/eu-can-emerge-stronger-coronavirus-crisis (accessed: 18.07.2020)

Gostynska-Jakubowska A, Scazzieri L. (2020b) The EU needs to step up its response to the COVID-19, Centre for European Reform. 23 March, URL: https://www.cer.eu/sites/default/files/in-sight_AG_LS_23.3.20.pdf (accessed: 18.07.2020)

Fana M., Tolan S., Torrejön S., Urzi Brancati C., Fernandez-Macias E. (2020) The COVID confinement measures and EU labour markets, Publikations Office of the European Union, Luxemburg, 32 p.

Iacus S.M., Santamaria C., Sermi F., Spyratos S., Tarchi D., Vespe M. (2020a) How human mobility explains the initial spread of COVID-19, Publikations Office of the European Union, Luxemburg, 25 p.

Iacus S.M., Santamaria C., Sermi F., Spyratos S., Tarchi D., Vespe M. (2020b) Mapping Mobility Functional Areas (MFA) by using Mobile Positioning. Data to Inform COVID-19 Policies, Publikations Office of the European Union, Luxemburg, 52 p.

Laky Z. (2020) Novel Coronavirus Outbreak. State of Play, and the EU's Public Health Response, Policy Department for Economic, Scientific and Quality of Life Policies Directorate-General for Internal Policies, Brussels, 9 p.

Lapatinas A. (2020) The effect of COVID-19 confinement policies on community mobility trends in the EU, Publikations Office of the European Union, Luxemburg, 39 p.

Montalto V., Sacco P.L., Alberti V., Panella F., Saisana M. (2020) European Cultural and Creative Cities in COVID-19 times Jobs at risk and the policy response, Publikations Office of the European Union, Luxemburg, 37 p.

Poljansek K., Vernaccini L., Ferrer M. (2020) Inform COVID-19. Risk Index Methodology and results, Publikations Office of the European Union, Luxemburg, 29 p.

Rappold J. (2020) Presidency in the Pandemic, International Politics, No 4, pp. 76-77.

Shchipkov A.V. (2020) Politicheskaya filosofiya koronavirusa [Political philosophy of coronavirus], Mezhdunarodnaya zhizn', No 5, pp. 12-19. (in Rus.).

Tschinderle F. (2020) Democracy under lockdown, International Politics, No 4, URL: https://interna-tionalepolitik.de/de/demokratie-unter-lockdown (accessed: 18.07.2020)

Varfolomeev A.A. (2020) Mezhdunarodnye organizacii i bor'ba s novymi pandemiyami [International organizations and the fight against new pandemics], Mezhdunarodnaya zhizn', No 7, pp. 16-25. (in Rus.).

Vojnikov V.V. (2020) Prodvinutoe sotrudnichestvo v ramkah prostranstva svobody, bezopasnosti i pra-vosudiya ES [Advanced cooperation within the EU space of freedom, security and justice], Sovremennaya Evropa, No 3, pp. 16-27. (in Rus.). DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32020

Yakovenko A.V. (2020) COVID-19: pole bitvy ili vozmozhnost' dlya sotrudnichestva? [COVID-19: Battleground or Opportunity for Cooperation?], Mezhdunarodnaya zhizn', No 5, pp. 8-11. (in Rus.).

COVID-19 Shock: EU Member's Social Policy

Received 11.02.2021

Authors: Egorov A., Doctor of Science (History), Associate professor, Head Department of Economics and Humanities, Nizhny Novgorod State Technical University R.E. Alekseev. Address: 24 Minin, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950. E-mail: dr.egoroff-al2012@yandex.ru

Petrovsky A., Director of the Dzerzhinsky branch of the Nizhny Novgorod State Technical University R.E. Alekseev. Address: 49 Gaidar, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod region, Russia, 606026. E-mail: pposdf@mail.ru

Abstract. The article analyzes social policies implemented by the European Union member states during the initial period of the coronavirus pandemic. Despite the fact that the whole region faced the same universal threat, the supranational level of decision-making and implementation was practically paralyzed in the European Union at this period. Each member state of the EU had to transform social policies in an attempt to combat spread of the pandemic and mitigate its consequences. Nevertheless, exclusions of essential civil and human rights made to strengthen anti-COVID measures turned out to be major fault lines in the relationship between society and governments. It became evident that the main attention of the state authorities was paid to measures in the field of social (physical) distancing, restrictions in the activities of educational establishments, ensuring access to health services, providing assistance to socially vulnerable groups of the population, including the elderly, the disabled, and the homeless. The authors explore different approaches implemented throughout EU to tackle social and medical issues created by coronavirus. The main obstacles such as lack of essential resources, including the necessary medical equipment and their causes are highlighted. It is concluded that the European Union member states have not found an optimal response in the social field when they confronted the challenge of the coronavirus pandemic.

Key words: European Union, pandemic, social policy, human rights, restrictions, education, health.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42021119128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.