Научная статья на тему 'СХОДСТВО СУПРУГОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ТЕМНОЙ ТРИАДЫ'

СХОДСТВО СУПРУГОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ТЕМНОЙ ТРИАДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1346
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Темная триада / сходство супругов

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова М. С., Паршикова О. В., Черткова Ю. Д.

Сходство супругов по показателям Темной триады проверялось на выборке, включающей 214 супружеских пар, состоящих в браке от нескольких месяцев до 47 лет. Возраст жен варьировал от 19 до 68 лет (М=35,8, SD=11,99), возраст мужей – от 22 до 72 лет (М=37,8, SD=12,33). Полученные результаты свидетельствуют о невысоком значимом сходстве супругов по показателям неклинического нарциссизма и неклинической психопатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СХОДСТВО СУПРУГОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ТЕМНОЙ ТРИАДЫ»

6. Greenfield, Patricia. (2009). Technology and Informal Education: What Is Taught, What Is Learned. Science (New York, N.Y.). 323. 69-71. 10.1126/science.1167190

7. Kowalski RM, Giumetti GW, Schroeder AN, et al. (2014) Bullying in the digital age: a critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth. Psychological Bulletin 140(4): 1073-1139.

8. Livingstone, Sonia, & Helsper, Ellen. (2007). Gradations in digital inclusion: children, young people and the digital divide. New Media & Society, 9(4), 671-696

СХОДСТВО СУПРУГОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ТЕМНОЙ ТРИАДЫ

Егорова М. С., Москва (Россия), доктор психологических наук, заведующая кафедрой психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, ms_egorova@mail.ru

Паршикова О. В., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, ksapa2003@mail.ru

Черткова Ю. Д., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, y_chertkova@mail. ru

DOI:

Сходство супругов по показателям Темной триады проверялось на выборке, включающей 214 супружеских пар, состоящих в браке от нескольких месяцев до 47 лет. Возраст жен варьировал от 19 до 68 лет (М=35,8, SD=11,99), возраст мужей - от 22 до 72 лет (М=37,8, SD=12,33). Полученные результаты свидетельствуют о невысоком значимом сходстве супругов по показателям неклинического нарциссизма и неклинической психопатии.

Ключевые слова: Темная триада, сходство супругов

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ проект 19-013-00274

«Использование модели взаимодействия актора и партнера для анализа супружеских, детско-родительских и сиблинговых отношений»

SPOUSE SIMILARITY FOR THE DARK TRIAD TRAITS

Egorova M. S., Moscow (Russia), PhD., Doctor habilitatus, Head, Department of Behavioral Genetics, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, ms_egorova@mail.ru

Parshikova O. V., Moscow (Russia), PhD, Associate Professor, Department of Behavioral Genetics, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, ksapa2003@mail.ru

Chertkova Y. D., Moscow (Russia), PhD, Associate Professor, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, y_chertkova@mail.ru

The purpose of the study was to examine spouse similarity for the Dark Triad. The study included 214 marital pairs. The age of the wives ranged from 19 to 68 year (М=35.8, SD=11.99), the age of the husbands ranged from 22 to 72 years (М=37.8, SD=12.33). A modest degree of spouse similarity was found for two Dark Triad measures - subclinical narcissism and subclinical psychopathy.

Keywords: Dark Triad, spouse similarity

Темная триада представляет собой конструкт, предложенный без малого 20 лет назад [6] и объединяющий три негативных черты личности - макиавеллизм, неклинический

304

нарциссизм и неклиническую психопатию. Все три черты, входящие в Темную триаду, как было показано в десятках исследований, отчетливо связаны с деструктивными межличностными отношениями. Такие особенности компонентов Темной триады, как эмоциональная холодность, эгоизм, чувство собственного превосходства, цинизм, нарушение принятых норм поведения, склонность ко лжи и манипулированию не привлекают окружающих и не способствуют долговременным отношениям, будь то отношения с коллегами по работе или с друзьями. При этом и сами носители «темных» черт личности, используя окружающих как средство для достижения собственных целей, не испытывают потребности в сохранении хороших отношений с теми, кто не может быть им полезен: они нарушают договоренности, легко забывают свои обещания, задевают чувства других, подвергая их буллингу, часто демонстрируют нетерпимость и нередко бывают агрессивными (см. обзор [5]).

В отношениях с людьми противоположного пола, как и в отношениях с другими людьми, носители Темной триады ориентируются на кратковременные отношения, преследуют исключительно собственные интересы, игнорируют желания партнера и используют манипулятивные тактики. Однако в романтических отношениях «темные» черты личности не всегда вызывают опасение, и зачастую воспринимаются как привлекательные, свидетельствующие об исключительности и обещающие особые отношения. Вместе с тем есть немало свидетельств того, что в диадах и группах, включающих людей с выраженными «темными» чертами, высока вероятность неудовлетворенности отношениями, конфликтов и, в конечном счете, распада отношений.

Исследования влияния Темной триады на романтические отношения чрезвычайно разнообразны по содержанию и включают, например, продолжительность и динамику отношений, преобладающий стиль, степень доверия, варианты защитных реакций, обман и неверность. Сравнительно недавно появилась новая тема - исследования степени сходства романтических партнеров по чертам, входящим в Темную триаду. При постановке проблемы этих исследований высказывались прямо противоположные гипотезы. С одной стороны, предполагалось, что отношения между партнерами романтической диады должны быть дополнительными - один из партнеров обладает высоким уровнем «темных» черт, а второй готов мириться с неравноправными отношениями и соглашаться с тем, что желания и цели партнера являются приоритетными. Очевидно, что такая позиция возможна только при низких значениях показателей Темной триады. С другой стороны, на основании данных о сходстве романтических партнеров по базовым чертам личности, коррелирующим с Темной триадой (например, Доброжелательности и Сознательности), предполагалось, что показатели Темной триады у романтических партнеров также должны обнаруживать положительные корреляции.

В настоящее время опубликованы данные нескольких исследований, респондентами которых были пары, находящиеся продолжительное время в романтических отношениях, или пары, недавно вступившие в брак. Так, при сравнении 45 пар, не состоящих в браке, но имеющих продолжительный опыт романтических отношений, было показано, что пары похожи по макиавеллизму (г=0,28), психопатии (г=0,39) и общему показателю Темной триады (г=0,28) и не похожи по нарциссизму (г=-0,23) [7]. При сравнении 100 пар, из которых 23% состоят непродолжительное время в браке, а остальные встречаются не менее 6 месяцев, было получено сходство партнеров по всем показателям Темной триады - макиавеллизму (г=0,40),

нарциссизму (г=0,21), психопатии (г=0,26) и суммарному показателю (г=0,30) [3]. На этой же выборке было показано, что Темная триада влияет на тактики удержания партнера, причем у женщин были обнаружены только эффекты актора, а у мужчин и актора и партнера, т.е. Темная триада мужчин играет значимую роль для тактики удержания партнера, реализуемой женщиной [4]. Темная триада связана с агрессивностью партнеров романтических пар, причем, эффекты актора обнаруживаются у мужчин и женщин, а эффект партнера - только у мужчин [8].

На парах, имеющих продолжительный опыт семейных отношений сходство партнеров не исследовалось, и именно это является предметом нашего исследования.

Исследование, представленное в статье, является фрагментом обследования супругов по базовым и частным особенностям личности и ценностям. Исследование проводилось индивидуально и, соответственно, было неанонимным. Выборка исследования включала 428 респондентов (214 супружеских пар). Возраст жен варьировал от 19 до 68 лет (М=35,8, 8Б=11,99), возраст мужей - от 22 до 72 лет (М=37,8, ББ=12,33). Большинство супругов состоит в первом браке, остальные - не более, чем во втором. Стаж брака от нескольких месяцев до 47 лет (М=10,99, 8Б=11,05).

Все участники сообщали социально-демографические параметры - возраст, образование, количество браков, продолжительность брака, количество детей, структура родительской семьи.

Темная триада диагностировалась с помощью Короткого опросника Темной триады (ББЗ) [2], адаптированного для российской популяции [1]. Как и оригинальная версия, опросник содержит 27 утверждений и позволяет оценить неклинический нарциссизм, макиавеллизм и неклиническую психопатию. Использовалась 5-балльная шкала Ликерта. Суммы, полученные для шкальных оценок, делились на число утверждений, входящих в шкалу, и, таким образом, все шкалы сопоставимы по размерности и имеют разброс от 1 до 5.

Результаты, описанные в статье, представляют собой первый этап анализа данных, полученных при сопоставлении сходства супругов по показателям Темной триады. На этом этапе цель исследования состояла в выяснении, во-первых, того в какой степени полученные данные соответствуют данным других исследований (есть ли различия между мужчинами и женщинами, наблюдается ли снижение выраженности «темных» черт у старших групп по сравнению с младшими) и, во-вторых, есть ли значимое сходство супругов по показателям Темной триады.

Средние показатели макиавеллизма и нарциссизма (таблица 1), полученные на нашей выборке, находятся в среднем диапазоне значений, а показатели психопатии - сравнительно низкие. При этом индивидуальные значения варьируют от минимальных до максимальных значений: по макиавеллизму - от 1,4 до 5,0, по нарциссизму - от 1,0 до 4,8, по психопатии -от 1,0 до 4,8.

Как и в большинстве исследований, все показатели Темной триады выше у мужчин и все показатели (кроме макиавеллизма у мужчин) отрицательно коррелируют с возрастом респондентов. У женщин значимо снижаются с возрастом два показателя Темной триады (нарциссизма и психопатии), а мужчин - только один (нарциссизм). Таким образом, различия между мужчинами и женщинами по показателям Темной триады в нашей выборке выражено больше у респондентов старшего возраста.

Таблица 1

Средние показатели и стандартные отклонения черт Темной триады, их корреляция с

возрастом и сходство супругов (214 пар)

Темная триада Жены Мужья Сходство супругов

Среднее Станд. откл. Связь с возрастом Среднее Станд. откл. Связь с возрастом

М 3,2 0,71 -0,12 3,5 0,72 0,08 0,18**

Н 2,7 0,69 -0,29*** 2,8 0,71 -0,15 0,18**

ПП 1,8 0,53 -0,32*** 2,2 0,70 -0,10 0,15

Общий балл 2,5 0,49 -0,31*** 2,8 0,54 -0,07 0,19**

Примечание: * - p<0,05, ** - p<0,01, *** - p<0,001;

М - макиавеллизм, Н - нарциссизм, ПП - психопатия

Все связи Темной триады с образованием отрицательные. В выборке женщин они достигают значимого уровня по психопатии (r=-0,23, p=0,001) и суммарному баллу (r=-0,16, p=0,02). В мужской выборке те же показатели обнаруживают тенденцию к связи. Этот результат является косвенным показателем влияния социальной гомогамии (т.е. принадлежности к одной и той же социальной группе) на сходство мужей и жен по чертам, входящим в Темную триаду.

Сходство между супругами по показателям Темной триады несколько ниже, чем было получено в исследованиях, представленных в обзоре и полученных на выборках, находящихся на первой стадии романтических отношений. Тем не менее, сходство по двум из трех показателей (макиавеллизму и нарциссизму) и по суммарному баллу статистически значимы (p<0,01).

Таким образом, результаты, полученные на нашей выборке (половые различия и возрастная динамика), в целом соответствуют тенденциям описанным в литературе и позволяют перейти ко второму этапу анализа - во-первых, выяснению причин сходства супругов (является ли оно результатом ассортативности, т.е. направленного выбора брачного партнера, или же связано с конвергенцией, происходящей благодаря совместной жизни); во-вторых, выяснению взаимозависимости показателей Темной триады мужей и жен (т.е. определению акторских и партнерских эффектов каждого из супругов).

Литература

1. Егорова М.С., Ситникова М.А., Паршикова О.В. Адаптация Короткого опросника Темной триады. // Психологические исследования, 2015, 8(43), 1. http://psystudy.ru

2. Jones D.N., Paulhus D.L. Introducing the Short Dark Triad (SD3): A Brief Measure of Dark Personality Traits. // Assessment, 2014, 21(1), 28-41.

3. Kardum I., Hudek-Knezevic J., Schmitt D. P., Covic M. Assortative mating for dark triad: Evidence of positive, initial, and active assortment. // Personal Relationships, 2017, 24(1), 7583.

4. Kardum I., Hudek-Knezevic J., Mehic N., Pilek M. The effects of similarity in the dark triad traits on the relationship quality in dating couples. // Personality and Individual Differences, 2018, 131, 38-44.

5. Lyons M. The Dark Triad of Personality: Narcissism, Machiavellianism, and Psychopathy in Everyday Life. - London, Academic Press, 2019.

6. Paulhus D.L., Williams K.M. The dark triad of personality: Narcissism, Machiavellianism, and psychopathy. // Journal of Research in Personality, 2002, 36, 556-563.

7. Smith V.C., Hadden B.W., Webster G.D., Jonason P.K., Gesselman A.N., Crysel L.C. Mutually attracted or repulsed? Actor-partner interdependence models of Dark Triad traits and relationship outcomes. // Personality and Individual Differences, 2014, 67, 35-41.

8. Webster G.D., Gesselman A.N., Crysel L., Brunell A., Jonason P.K., Hadden B.W., Smith C.V. An actor-partner interdependence model of the Dark Triad and aggression in couples: relationship duration moderates the link between psychopathy and argumentativeness. // Personality and Individual Differences, 2016, 101, 196-207.

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СТИЛЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРОВ

Самойленко Б. И., Казань (Россия), магистр по профилю «Психология и педагогика детско-юношеского спорта», Казанский федеральный университет, boreychik@ gmail.com,

Самойленко М. А., Казань (Россия), магистр по профилю «Психология и педагогика детско-юношеского спорта», Казанский федеральный университет,

ema. samoylenko@ gmail. com

Лопухова О. Г., Казань (Россия), кандидат психологических наук, доцент, руководитель магистерской программы «Психология и педагогика детско-юношеского спорта», Казанский федеральный университет, lopuhova15@gmail.com

DOI:

Стереотипные установки о том, что женщина-тренер, в отличие от мужчины, больше направлена не на результат спортсмена, а на межличностные отношения и сам процесс тренировок, определили проблему данного исследования. В исследовании с помощью номотетических методов установлено, что большинство опрошенных тренеров относятся к андрогинному гендерному типу личности и придерживаются в своей педагогической деятельности стилей, направленных как на результат, так и на процесс обучения.

Ключевые слова: гендерный тип личности, индивидуальный стиль педагогической деятельности тренера, гендерные различия.

GENDER DIFFERENCES IN INDIVIDUAL STYLES OF PEDAGOGICAL

ACTIVITY OF TRAINERS

Samoilenko B., Kazan (Russia), Master in Psychology and Pedagogy of Children and Youth Sports, Kazan Federal University, boreychik@ gmail.com

Samoilenko M., Kazan (Russia), Master in Psychology and Pedagogy of Children and Youth Sports, Kazan Federal University, ema.samoylenko@gmail.com

Lopukhova O., Kazan (Russia), PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogical Psychology, Head of the Master's Program in Psychology and Pedagogy of Children and Youth Sports, Kazan Federal University, lopuhova15@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.