Научная статья на тему 'Школы архитектурно-строительного образования в России во второй половине XVIII века'

Школы архитектурно-строительного образования в России во второй половине XVIII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
662
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТОР / ЗОДЧИЙ / АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ARCHITECT / ARCHITECTURAL SCHOOLS / ARCHITECTURAL-ENGINEERING EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Залесов Валерий Геннадьевич

Статья посвящена развитию российских школ архитектурно-строительного образования во второй половине XVIII века в Москве и С.-Петербурге, созданных на основе архитектурных команд ведущих зодчих страны. Рассматриваются архитектурные школы Каменного приказа, зодчих Д.В. Ухтомского, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова в Москве; архитектурная школа «Канцелярии от строений» в С.-Петербурге. Прослеживается становление и полувековой путь развития архитектурной школы Академии художеств, где обучение создавалось на основах европейской академической методики архитектурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL-ENGINEERING SCHOOLS OF EDUCATION IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF XVIII CENTURE

The paper is devoted to the development of the Russian schools of architectural-engineering education in the second half of XVIII century in Moscow and St. Petersburg, created on the basis of architectural teams of leading Russian architects. The architectural schools of «Kamenny prikaz», architects D.V. Ukhtomsky, V.I. Bazhenov, M.F. Kazakov in Moscow; architectural school of «Kantselyariya ot stroeniy» in St. Petersburg are considered. The formation and half-century way of the development of architectural school of Academy of fine arts, where the training was created on the basis of the European academic technique of architectural education are shown.

Текст научной работы на тему «Школы архитектурно-строительного образования в России во второй половине XVIII века»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 711.424. 571.16

ЗАЛЕСОВ ВАЛЕРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, канд. архит., доцент, [email protected]

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ШКОЛЫ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

Статья посвящена развитию российских школ архитектурно-строительного образования во второй половине XVIII века в Москве и С.-Петербурге, созданных на основе архитектурных команд ведущих зодчих страны. Рассматриваются архитектурные школы Каменного приказа, зодчих Д.В. Ухтомского, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова в Москве; архитектурная школа «Канцелярии от строений» в С.-Петербурге. Прослеживается становление и полувековой путь развития архитектурной школы Академии художеств, где обучение создавалось на основах европейской академической методики архитектурного образования.

Ключевые слова: архитектор, зодчий, архитектурно-строительные школы, архитектурно-строительное образование.

ZALESOV, VALERIY GENNADYEVICH, Сand. of arch. sc., assoc. prof., [email protected]

Tomsk State University of Architecture and Building,

2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia

ARCHITECTURAL-ENGINEERING SCHOOLS OF EDUCATION IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF XVIII CENTURE

The paper is devoted to the development of the Russian schools of architectural-engineering education in the second half of XVIII century in Moscow and St. Petersburg, created on the basis of architectural teams of leading Russian architects. The architectural schools of «Kamenny prikaz», architects D.V. Ukhtomsky, V.I. Bazhenov, M.F. Kazakov in Moscow; architectural school of «Kantselyariya ot stroeniy» in St. Petersburg are considered. The formation and half-century way of the development of architectural school of Academy of fine arts, where the training was created on the basis of the European academic technique of architectural education are shown.

Keywords: architect, architectural schools, architectural-engineering education.

© В.Г. Залесов, 2009

Вторая половина XVIII в. характеризует собой новый этап в развитии архитектурно-строительного образования в России, последовавший за реформами Петра I в области просвещения. Заложенные царем-реформатором основы государственного архитектурно-строительного образования получили дальнейшее развитие. Появляются новые направления образования, связанные с регулярным обучением мастерству архитектора. Развивается и разнообразится московская школа, состоящая из архитектурных команд Каменного приказа и школ ведущих российских архитекторов зодчих Д.В. Ухтомского, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова. Формируется и развивается С.-Петербургская школа архитектурно-строительного образования. Образованная в 1857 году школа Академии художеств стала крупным учебным заведением, готовившим национальные кадры, крупным художественным центром, первым в России высшим художественным заведением. С началом ее работы теряется значение архитектурной школы при правительственном учреждении - «Канцелярии от строений». Подъем архитектуры и искусства барокко в 50-60-е гг. XVIII в., переход к архитектуре классицизма формируют зодчего нового типа.

Первым регулярным учебным заведением в архитектурно-строительном образовании России стала специальная школа, образованная при архитекторе московской полиции князе Д.В. Ухтомском. Она была официально утверждена Сенатом при полицмейстерской канцелярии Москвы в октябре 1749 г. [1]. Школа была дополнена учениками других московских архитектурных команд, и первое время в ней обучалось до 20 учеников. Ухтомский и его ученики находились на жалованьи, которое выплачивал Сенат. Сам Ухтомский называл школу домом «для обучения архитектуре», в котором « ... архитектурные науки ... в пользу государственную обучаются. из недорослей» [2].

Архитектурная школа Д.В. Ухтомского располагалась в Охотном ряду в палатах XVII в., а в 1755 г. она была расширена пристройкой, выполненной по проекту руководителя. В пристройке находились учебные классы, библиотека, зал, где хранились собрания чертежей, макетов, увражей и проводились экзамены [3, 4].

Уровень подготовки и возраст учеников был различен - от 7 до 26 лет. Много было детей из семей, связанных с архитектурой и строительством. Это братья И. и Н. Коробовы, И. и Н. Бартеневы, А. и Н. Шеншины, И.Ф. Мичурин, В.С. Яковлев и др. В школе Ухтомского преподавали его помощник по команде П.Р. Никитин и «архитектурии прапорщики» из числа одаренных старших учеников - И. Парфентьев, А. Алалыкин, В.С. Яковлев, М.Ф. Казаков и др.

В школе было несколько этапов подготовки, каждый из которых по мере совершенствования отмечался воинским чином и степенью архитектурного звания. Чином прапорщика и степенью гезеля отмечался переход от ученичества к профессиональному уровню. В первой половине дня в школе велись теоретические и практические занятия. В летний период были предусмотрены практики, проходившие на стройках. В период обучения предусматривалась не только ученическая подготовка, также отводилось время для выполнения текущих проектных чертежей, макетов, для посещения строительных объектов и др. Ученики изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, форти-

фикацию, «правила» пяти ордеров архитектуры, различные теоретические курсы. Сочинялись проекты по темам, к ним вычерчивались планы, фасады, детали; практиковалось рисование орнаментов и различных фигур. В библиотеке школы были труды М. Витрувия, С. Серлио, А. Палладио, Д. Виньолы,

A. Поццо, Л. Штурма, Ф. Блонделя и др.

Указом правительственного Сената первые ученики школы были утверждены в звании «гезелей» уже в 1749 г. Это были К.И. Бланк, А.Ф. Ко-коринов и С.В. Ухтомский (брат Д.В. Ухтомского). Для перевода из одного архитектурного звания в другое производилось особое испытание, поручавшееся трем хорошо известным зодчим. От них требовалось свидетельство с заверением, что выдержавший экзамен достоин просимого звания.

Период с 1754 по 1760 гг. является наиболее плодотворным как в деятельности архитектурной школы, так и в творчестве самого Д.В. Ухтомского. В 1750 г. в школе обучалось 32 человека, в 1754 г. - 46, в 1760 г. - около 80 человек. Весь коллектив команды был вовлечен в практическое строительство не только Москвы, но и других российских городов. Выпускники школы возглавляли строительство в ряде провинциальных городов России: П.Р. Никитин - архитектор в «конторе строения» в Твери и архитектор казенной палаты в Калуге, В.И. Кафтырев - губернский архитектор в Казани, Н. Обухов - губернский архитектор в Смоленске, И. Парфентьев - губернский архитектор в Пскове, В.С. Поливанов - губернский архитектор в Новгороде и др.

В 1760 г. Д.В. Ухтомский был освобожден от руководства школой. Ее до 1763 г. возглавлял преемник Ухтомского «секунд-майор», главный архитектор Москвы П.Р. Никитин [5]. В 1764 г. школа прекратила существование.

Для проектирования и строительства колоссального сооружения - Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории Московского Кремля в 1768 г. указом Екатерины II была учреждена «Экспедиция кремлевского строения». Главным архитектором Экспедиции был назначен

B.И. Баженов, который сам укомплектовал архитектурную команду помощников. В нее были включены три выпускника Академии художеств З.Е. Урядов, Ф. Стоянов и М. Максимов и превосходно проявивший себя на строительстве в Твери М.Ф. Казаков. Воодушевленный грандиозными проектами и предстоящей работой, Баженов для своей команды и будущих учеников разработал образец архитекторского мундира, который так и остался на бумаге.

Одновременно с формированием команды помощников В.И. Баженов делает набор в архитектурные ученики школы, которую он видел как «партикулярную академию» [6]. Архитектор хорошо был знаком с системой российского и европейского образования. Он обучался в «командах» Д.В. Ухтомского и С.И. Чевакинского, закончил С.-Петербургскую академию художеств. Ему были хорошо известны Французская академия архитектуры и итальянские архитектурные академические школы (Рим, Флоренция, Болонья), в которых он получил заслуженное признание во время пенсионер-ства. Школе Баженова был придан официальный статус, она финансировалась из бюджета, но за счет средств, выделяемых на проектирование и строительство дворца.

В период становления школы в 1768-1769 гг. в ней обучалось 5 «казенных» и 5 «своекоштных» учеников. Ученики не имели предварительной архитектурной подготовки, поэтому первые годы им преподавались арифметика, геометрия, геодезия, рисование, архитектура, живопись, проводились практические работы. К преподаванию в школе были привлечены помощники В.И. Баженова, члены его команды. Они вели технические и художественные дисциплины. Сам мастер преподавал архитектуру и «рисование фигур».

Позже, в 1770 г., в команду были приняты Ф.В. Каржавин, М.А. Тихомиров, И.Д. Ясныгин, И. Федоров, П.И. Козлов, В.С. Яковлев, Г. Булгаков, Е.Г. Зюзин, Ф.С. Смирнов, которые также привлекались к преподаванию. В период расцвета школы (1770-1773 гг.) у учеников появилась благоприятная возможность на практике изучать основы архитектурного мастерства. Усиливается и теоретическая подготовка. По инициативе

В.И. Баженова Ф.В. Каржавин делает переводы нескольких классических трудов по архитектуре (Витрувий, Шамбре), которые активно изучались воспитанниками. По подсчетам исследователя А.Г. Бориса, в это время в школе изучалось 12-14 «казенных» учеников, а общее число воспитанников было около 30 человек.

Последние два года существования школы были неблагоприятными: уменьшилось финансирование, ушла часть членов архитектурной команды. В 1775 г. осталось всего семь учеников, и вскоре школа была закрыта, команда В.И. Баженова расформирована. Среди воспитанников школы - успешные архитекторы, работавшие в Москве и провинции, К. Поливанов, М. Комаров, А. Третьяков, И. Пейч, Д. Баженов, Н. Бакенцев, Н. Матвеев, И. Марченков и др.

При учреждении Каменного приказа, созданного для руководства застройкой Москвы по новому генеральному плану 1775 г., при нем была сформирована подготовительная Архитектурная школа. В школе могли обучаться как штатные сотрудники, так и ученики, для которых была разработана специальная образовательная программа. В школу были набраны «самоучки», умеющие рисовать и способные к этому занятию воспитанники московской гарнизонной школы.

М.В. Будылина, детально изучившая архитектурное образование в Каменном приказе, всесторонне характеризует эту архитектурную школу [7]. Школа имела до 40 воспитанников (старшего и младшего классов), которые по окончании получали звание «архитекторского ученика», зачислялись в штат Приказа, а затем производились в «запомощники» или «архитекторские помощники». Воспитанники младшего класса изучали русскую грамматику, арифметику, катехизис, рисование. В старшем классе обучались истории, географии, геометрии, продолжали практиковаться в рисовании и вычерчивали архитектурные ордера, изучали «словесные науки». Со временем программа занятий была расширена, введены тригонометрия, французский язык, а к рисованию добавился предмет «Гравирование». Наряду с теоретическим обучением много внимания уделялось практическим занятиям на строительных площадках, учащиеся также проходили практику на казенных кирпичных заводах, занимались архитектурными обмерами.

В школе преподавали сотрудники Каменного приказа: главный архитектор Приказа Н.Н. Легран и архитекторский помощник И. Крылов - рисование, «заархитектор» (впоследствии младший архитектор) Х.И. Розберг - «курс правил архитектуры» и др. При Каменном приказе была собрана значительная библиотека книг по архитектуре: коллекции увражей, рисунков и гравюр с изображением «фасадов разных ордеров», «с разными видами строений», «с древними зданиями» и др. Существенное количество книг было собрано по техническим наукам - учебные пособия по математике и естествознанию, книги, современные учебники и труды последних исследований русских (научные и учебные труды Академии наук) и зарубежных ученых, несколько диссертаций «на исторические темы» и др. В арсенале школы были «английский» телескоп и «самой большой величины» микроскоп. Такая обеспеченность литературой и оборудованием характеризует школу Каменного приказа как одно из передовых учебных заведений того времени, где, помимо профессиональных знаний, необходимых архитектору, широко давались дисциплины гуманитарного и естественнонаучного профиля. Обучение в школе отличалось также систематичностью занятий, проходивших по строгому расписанию (с раннего утра до позднего вечера) [8].

Среди учеников Каменного приказа были видные в последующем архитекторы, работавшие как в Москве, так и в российской провинции. Бывшие воспитанники братья И.В. и Н.В. Урюпины, С. Арфанов и Н.И. Кузмин работали в Кремлевской экспедиции под руководством В.И. Баженова при строительстве Царицынского ансамбля. Затем они перешли в команду М.Ф. Казакова. Бывший школьник Приказа И. Д. Жуков был зачислен в штат архитектурной экспедиции Московской управы благочиния, затем работал в Комиссии для строений в Москве. Архитекторский помощник Ф.К. Соколов служил секретарем при Московском главнокомандующем Я.А. Брюсе и участвовал в переработке Генерального плана Москвы 1775 г. Воспитанник Приказа А.И. Мелентьев стал губернским архитектором в Киеве, Н.В. Урюпин -в Тульской губернии.

Традиции школы В. И. Баженова были продолжены в архитектурной школе М.Ф. Казакова, который к середине 1780-х гг. становится ведущим зодчим Москвы. Ему было поручено руководство «Экспедицией Кремлевского строения», при которой в 1786 г. он возобновляет архитектурную школу.

М.Ф. Казаков имел достаточно широкое представление о системе и принципах российского архитектурного образования, с которыми он познакомился в командах крупных зодчих. В школе Д.В. Ухтомского он обучался и начал преподавательскую деятельность, ведя предмет «Рисунок»; в школе В.И. Баженова он познакомился с теоретическими идеями зодчего и с принципами организованного им учебного процесса - продолжал преподавать и занимался проектной работой, ведя воспитанников. Педагогический опыт М.Ф. Казакова позволил ему определить главную обязанность для учеников своей школы, которая заключалась в теоретическом и практическом получении знаний и обучении воспитанников архитектурной профессии. Исследователи отмечают своеобразную организацию учебного процесса в школе М.Ф. Казакова (в отличие от методов преподавания В.И. Баженова),

где особое внимание уделялось освоению архитекторами строительного мастерства [9].

В начале 1790-х гг. школа размещалась на Златоустинском переулке, в ней были устроены чертежная и классы. Ученики осваивали арифметику, геометрию и специальные предметы: «Рисование» и «Архитектуру» (по чертежам). В школе Казакова продолжали обучение бывшие ученики школы Баженова при Экспедиции Р.Р. Казаков, И.В. Еготов, Н. Пенч, бывшие ученики Каменного приказа Н.И. Козмин, братья И. и Н. Урюпины, С. Арфанов и др. В течение 1775-1801 годов в команде и школе Казакова обучались более 30 учеников и почти половина из них получили звание помощника. Среди учеников М.Ф. Казакова - крупные архитекторы эпохи классицизма О.И. Бове, И.В. Еготов, Ф.К. Соколов, Е.Д. Тюрин, А.Н. Бакарев, Р.Р. Казаков, которые сыграли ведущую роль в восстановлении Москвы после войны 1812 г., в архитектуре многих провинциальных городов России.

В 1801 г. школа при Экспедиции по указу Александра I получила особое бюджетное финансирование и новое штатное расписание. Но в конце года ее главный архитектор уходит в отставку, и руководство экспедицией берет на себя Р.Р. Казаков. В 1805 г. школа М.Ф. Казакова была официально преобразована в Архитектурное училище.

Мысль о создании учебного заведения с художественным образованием высказывалась еще в реформаторских деяниях Петра I. Первым шагом к этому была идея основания Академии наук. В 1724 г. на заседании Сената был утвержден проект основания «Академии наук и курьезных художеств». Предполагалось, что Академия будет не только научным, но и учебным учреждением. В списке предметов будущей Академии значились помимо естественных дисциплин также и технические науки, в том числе «архитектура гражданская и воинская».

Идеи «Академии архитектурной», которая бы служила для развития архитектурной науки «в пользу государственную», были развиты в 1730-1740-х гг. архитекторами П.М. Еропкиным, И.К. Коробовым и М.Г. Земцовым в архитектурно-строительном трактате «Должность архитектурной экспедиции». Ими была сформулирована российская система обучения, основанная на европейской академической методике архитектурного образования. Согласно трактату-кодексу архитектор должен был знать грамоту, арифметику, геометрию, историю, гражданское право, механику, иностранный язык, владеть рисованием («дабы имеющее в мыслях здание разными рисунками мог изобразить»), знать живопись и скульптуру. Вменялось в обязанность быть «не токмо смысленну, разсу-дительну и ученому, но и безпристрастному и прилежному, с доброю совестию, дабы никакого замешательства в делах своих не мог возыметь» [10]. Обучение профессии предполагалось начинать с «рисования пяти орденов архитектурии» по Д.Б. Виньоле. Замысел государственного учебного заведения по подготовке архитекторов был осуществлен лишь в середине XVIII в.

В ноябре 1757 г. в С.-Петербурге решением Сената была учреждена «Академия трех знатнейших художеств». Согласно правительственному указу Академию возглавил попечитель («куратор») Московского университета И.И. Шувалов. Академия была открыта с тремя отделениями: живописи,

скульптуры и архитектуры. Классы открылись в 1758 г., и первый выпуск состоялся в 1762 г. По Уставу 1764 г. «Академия трех знатнейших художеств» была преобразована в Императорскую академию художеств, которая являлась государственным учреждением, регламентировавшим художественную жизнь России. Академия распределяла официальные заказы и присуждала академические звания. Учреждение получило самоуправление во главе с Советом профессоров и президентом.

Первый набор учеников был произведен в 1758 г. из 16 воспитанников гимназии при Московском университете, которых дополнили 22 мальчиками из солдатских семей С.-Петербурга. Подготовкой молодых людей к поступлению в Академию художеств для обучения архитектуре занимался архитектор

С.И. Чевакинский, которой работал в Академии наук и преподавал в ее гимназии в 1757-1758 гг. Среди его воспитанников были будущие архитекторы

В.И. Баженов и И.Е. Старов. К концу 1761 г. здесь обучалось уже 68 человек. Созданными в Академии «классами», соответствовавшими различным видам и жанрам искусства, руководили вначале специалисты, приглашенные в С.-Петербург из-за границы: живописцы Л.Ж. Лоррен, Ж.Л. де Велли, Л.Ж. Лагрене; скульпторы Н.Ф. Жилле; гравер Г.Ф. Шмидт. Архитектурным классом Академии руководил русский архитектор А.Ф. Кокоринов. В 1758 г. он возглавил, а через три года стал директором Академии (с 1769 г. - ректором). В 1759 г. к преподаванию был привлечен французский архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот. Эти два педагога заложили основы архитектурной школы Академии художеств. Их обязанности разделялись таким образом, что А.Ф. Кокоринов вел теоретические занятия, а Ж.Б. Валлен-Деламот руководил учебным проектированием.

Обучение в Академии было организовано по образцу. В теоретической подготовке учащихся с 1760-х гг. основное значение приобрела теория классических ордеров, изучавшаяся по трактатам эпохи Возрождения. Проводником классицистических идей в Академии художеств явился представитель французской школы Ж.Б. Валлен-Деламот. Ученикам преподавали курс перспективы и некоторые разделы математики. Проведение занятий, однако, затруднялось из-за отсутствия учебных пособий на русском языке и неразработанности специальной терминологии.

Важнейшим элементом академического образования с первых же лет существования школы стал рисунок, которому будущие живописцы, скульпторы и архитекторы обучались совместно. Законы архитектурной композиции ученики постигали в процессе выполнения ряда постепенно усложнявшихся заданий на проектирование различных сооружений и их частей - фасадов, интерьеров, лестниц, галерей и т. д. Большое значение придавалось при этом знакомству с проектами самих профессоров, чертежи которых часто копировались учениками.

В 1763 г. по распоряжению императрицы Екатерины II первый президент Академии художеств И.И. Шувалов был «уволен за границу без срока». На его место назначен «генерал-поручик и кавалер» И.И. Бецкой, последователь идей французских просветителей. Новый президент провел реорганизацию Академии, при ней было создано Воспитательное училище, просущест-

вовавшее до 1843 г. Принципы реорганизации Академии были положены в основу ее устава, утвержденного в ноябре 1764 г.

Согласно этому уставу прохождение академического курса начиналось в Воспитательном училище. Учащиеся делились на три «возраста» (от 6 до 9, от 9 до 12 и от 12 до 15 лет), в учебную программу которых входили общеобразовательные предметы, «все части первого детского воспитания», различные ремесла и рисование. В третьем возрасте преподавались также «правила архитектуры и делание чертежей», а способным ученикам разрешалось посещать и академические классы. Академические классы составляли собственно Академию, соответствуя четвертому и пятому «возрастам».

Руководил Академией президент И.И. Бецкой, которому подчинялись директор и три ректора (по видам «художеств»). Помимо них в число педагогов художественных классов были включены адъюнкт-ректоры, профессора и адъюнкт-профессора. Все эти должностные лица составляли Собрание -высший «законодательный» орган Академии, куда входили также обладатели разных академических званий и профессора общеобразовательных предметов. «Исполнительным» органом, управлявшим повседневной работой учебного заведения, стал Совет Академии.

Срок обучения в академических классах был установлен продолжительностью в шесть лет. В течение этого срока учащиеся должны были ежемесячно выполнять «программы» (задания профессоров на определенную тему), а каждые четыре месяца представлять свои работы на «большой» экзамен. Программы выполнялись в обстановке творческого соревнования - конкурса, что стимулировало активность учащихся. На экзаменах лучшие работы последовательно награждались «малой» и «большой» серебряной и золотой медалями. Ученики, награжденные «большими» золотыми медалями («первого достоинства»), получали звание художника архитектуры. Учащиеся, добившиеся относительно меньших успехов, выпускались из Академии с аттестатами разных степеней. С 1767 г. награжденные золотой медалью выпускники направлялись совершенствоваться за границу как пенсионеры Академии. По возвращении в Россию пенсионер представлял свои работы на рассмотрение Совета Академии и мог быть удостоен за них почетных званий - «назначенного в академики» или «академика».

В 1770-х гг. произошла смена педагогов архитектурного класса (в 1772 г. скончался А.Ф. Кокоринов, а в 1775 г. из России уехал Ж.Б. Валлен-Деламот. Руководителем архитектурного класса стал Ю.М. Фельтен, удостоенный звания профессора. Преподавательскую работу в Академии начал А.А. Иванов, возвратившийся из пенсионерской поездки и получивший звание «назначенный в академики» (с 1776 г. - академик). Он обучал учеников четвертого и пятого возрастов «перспективе, общим правилам архитектуры и деланию чертежей». В 1769-1772 гг. преподавательской работой в архитектурном классе занимался И.Е. Старов. С 1787 г. к обучению архитекторов подключился адъюнкт-профессор А.Д. Захаров, вернувшийся из-за границы, где он был пенсионером.

В 1794 г. вышел в отставку президент Академии И.И. Бецкой, на место которого вскоре был назначен советник императрицы граф М.Г. Шуазель-

Гуфье. При нем в 1798 г. был учрежден класс бесплатного рисования «для вольноприходящих людей всякого звания».

В 1790-х гг. Ю.М. Фельтен и А.А. Иванов подали в отставку, и преподавателями архитектурного класса были А.Д. Захаров и Ф.И. Волков. Общее количество учащихся в четвертом и пятом возрастах не превышало 12-15 человек, а выпуск в это время производился раз в три года. Из-за событий Французской буржуазной революции отправка выпускников за границу была отменена и вскоре заменена «внутренним пенсионерством» - занятиями под руководством своих же профессоров. С 1760 по 1785 гг. из Академии за границу было послано пятнадцать пенсионеров-архитекторов. К концу XVIII века академическая школа имела прочный и заслуженный международный авторитет.

Таким образом, к началу XIX в. в России отчетливо обозначились два центра архитектурно-строительного образования - Московская и С.-Петербургская школы. Московское архитектурное образование, оформившееся на базе команд крупных московских архитекторов Д.В. Ухтомского, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, к началу XIX в. стояло у порога основания Кремлевского архитектурного училища. С.-Петербургская архитектурно-строительная школа приобрела централизованный вид еще в середине XVIII в., когда в 1757 г. была основана Академия художеств, организованная по лучшим европейским образцам.

Библиографический список

1. Архитектурные школы Москвы: Исторические данные. 1749-1995. - Сб. 1. - М., 1995. -С. 13-16.

2. Гринберг, Ф.И. Архитекторская школа Д. Ухтомского. 1749-1764 / Ф.И. Гринберг, Е.В. Гайшинец // Архитектурные школы Москвы: Исторические данные. 1749-1995. -Сб. 1. - М., 1995. - С. 16.

3. Кипарисова, А.А. Д.В. Ухтомский / А.А. Кипарисова // Зодчие Москвы. - М. : Московский рабочий, 1981. - С. 124.

4. Михайлов, А.И. Архитектор Д.В. Ухтомский и его школа / А.И. Михайлов. - М., 1951.

5. Грабарь, И.Э. Школа и «команда» архитектора кн. Д.В. Ухтомского / И.Э. Грабарь // Архитектура. Ежегодник Московского архитектурного общества. - № 3-5. - М., 1923.

6. Борис, А.Г. Школа В. Баженова при экспедиции Кремлевского строения: 1768-1775 / А.Г. Борис // Архитектурные школы Москвы: Исторические данные. 1749-1995. -Сб. 1. - М., 1995. - С. 17-20.

7. Будылина, М.В. Архитектурное образование в Каменном приказе (1775-1782) / М.В. Будылина // Архитектурное наследство. - № 15. - М. : Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963. - С. 111-120.

8. Клименко, Ю.Г. Школа Каменного приказа: 1775-1782 / Ю.Г. Клименко // Архитектурные школы Москвы: Исторические данные. 1749-1995. - Сб. 1. - М., 1995. - С. 21-24.

9. Борис, А.Г. Архитекторская школа М. Казакова при экспедиции Кремлевского строения: 1768-1803 / А.Г. Борис // Архитектурные школы Москвы: Исторические данные. 1749-1995. - Сб. 1. - М., 1995. - С. 25-26.

10. Аркин, Д.Е. Должность Архитектурной Экспедиции: Трактат-кодекс 1737-1740-х годов / Д.Е. Аркин // Архитектурный архив. - М., 1946. - Вып. 1. - С. 7-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.