Научная статья на тему 'Архитектурно-строительное образование в России в первой половине XVIII в'

Архитектурно-строительное образование в России в первой половине XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
433
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / АРХИТЕКТУРА / СТРОИТЕЛЬСТВО / АРХИТЕКТУРНЫЕ ШКОЛЫ / EDUCATION / ARCHITECTURE / CONSTRUCTION / ARCHITECTURAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Залесов Валерий Геннадьевич

В статье рассматривается начальный этап российского государственного архитектурно-строительного образования, подготовленный реформами Петра I. В начале XVIII в. формируется система новых учебных заведений технического типа, создаются архитектурные команды российских и иностранных зодчих и др. Нововведения способствовали подготовке квалифицированных кадров для решения задач архитектуры и строительства развивающегося российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL-ENGINEERING EDUCATION IN RUSSIA AT THE FIRST HALF OF XVIII C

The paper presents aspects of initial stage of Russian state architectural-engineering education prepared by the reforms of Peter the Great. At the beginning of XVIII century the system of new technical educational institutions is organized, the architectural teams of the Russian and foreign architects are formed. The innovations promoted training of the qualified personnel for the decision of tasks of architecture and construction of the developing Russian state.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-строительное образование в России в первой половине XVIII в»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 711.424. 571.16

В.Г. ЗАЛЕСОВ, канд. архит., доцент,

[email protected]

ТГАСУ, Томск

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.

В статье рассматривается начальный этап российского государственного архитектурно-строительного образования, подготовленный реформами Петра I. В начале XVIII в. формируется система новых учебных заведений технического типа, создаются архитектурные команды российских и иностранных зодчих и др. Нововведения способствовали подготовке квалифицированных кадров для решения задач архитектуры и строительства развивающегося российского государства.

Ключевые слова: образование, архитектура, строительство, архитектурные школы

Крупномасштабные и радикальные реформы Петра I значительно видоизменили систему образования в России, заложили основы нового общественного порядка в образовании. Средневековая система образования, основанная на преемственной передаче знаний от мастера к ученику, к середине XVIII в. была полностью заменена государственной системой подготовки специалистов. Державе, где активно формировалась новая промышленность, развивалась внутренняя и внешняя торговля, возводились новые города, расширялись масштабы строительства, организовывались регулярные армия и флот, нужны были специалисты, обладающие техническими знаниями. Подготовка таких специалистов начинается в самом начале XVIII в. с организации новых учебных заведений, где технические знания преобладали над всеми остальными. Специализированные школы архитектурного и инженерного образования, учрежденные в середине и второй половине XVIII в., начали готовить специалистов, вооруженных знаниями инженерных наук и «архитектуры цивилис» [1].

В начале XVIII в. основным центром подготовки кадров для строительства стала Канцелярия городовых дел в С-Петербурге (с 1721 г. - Канцелярия от строений), руководимая лично Петром I1. Канцелярия не только контроли-

1 В 1723 г. Канцелярия городовых дел была переименована в Канцелярию от строений (до 1765 г.), затем в Канцелярию от строений Ее Величества домов и садов.

© В.Г. Залесов, 2009

ровала ход строительных работ в городе, осуществляла планирование застройки, но и вела подготовку мастеров строительного дела [2, 3]. Подготовка специалистов велась по средневековой схеме «ученик - подмастерье - мастер», когда ученик постигал тайны профессии в прямом общении с мастером.

Приглашение иностранных мастеров на русскую службу было одним из приоритетных дел Петра I по реформированию страны. Русские резиденты при иностранных дворах вербовали сотни ремесленников и мастеров, соблазняя их выгодными контрактами, условия соблюдения которых гарантировало русское правительство. По утверждению В.О. Ключевского, в Россию только из Амстердама приехало «до тысячи разных мастеров и ремесленников». Манифесты Петра о найме специалистов были распространены также в Германии, Франции и других европейских странах [4]. Отношение к иностранцам со стороны правительства и царя было крайне доброжелательным, им выдавалось высокое денежное содержание, предлагались выгодные условия контрактов. Однако непременным ответным требованием к «иноземцам» со стороны Петра I было условие «учить русских людей без всякой скрытости и прилежно» [4]. Иностранные специалисты в своих архитектурных командах обязаны были обучать учеников на практических занятиях и стройках. В первые годы XVIII в. в новую столицу из Европы были приглашены: итальянец швейцарского происхождения Д. Трезини (из Дании); Д.М. Фонтана, Н. Микетти, Г. Киавери, К.Б. Растрелли с сыном (из Италии); Ж.-Б. Леблон (из Франции); И. Браунштейн, Г.И. Маттарнови, И.Г. Шедель, А. Шлютер, Т. Швертфегер (из Германии); Г. ван Болес,

С. Ванн Звитен (из Голландии), Н.Ф. Гербель (из Швейцарии) и др. Многие из них имели учеников и на практике передавали свои знания.

Решению задач подготовки отечественных специалистов высокой квалификации способствовал также институт пенсионерства, введенный Петром I в 1716 г. В различные иностранные государства командировались одаренные юноши - «пенсионеры», содержащиеся за счет казны. Государство было заинтересовано в скорейшем обучении за границей как можно большего числа талантливых молодых людей. Учеба за границей охватывала разного рода «мастерства» и «искусства», начиная с «философских и дохтурских наук» до печного мастерства и до искусства обивать комнаты и убирать кровати» [4]. По распоряжению правительства в европейские страны (Голландия, Германия, Франция, Италия) для «специальной выучки» инженерному и архитектурному делу направлялись наиболее одаренные юноши. Пенсионеры направлялись к конкретному зарубежному мастеру по предварительной договоренности, которую обеспечивали дипломатические службы. Петр I лично отбирал посланников. Так, в 1715-1718 гг. в Италию были отправлены молодые дворяне П.М. Еропкин, Т.Н. Усов, в Голландию - И.К. Коробов, И. А. Мордвинов, И.Ф. Мичурин. Петр I лично следил за обучением пенсионеров, определял направления их образовательной деятельности. Так, он писал И.К. Коробову, призывая его «выучиться маниру Голландской архитектуры, а особенно фундаментам, которые нужны здесь, ибо равную ситуацию имеют для низости стен, к томуж огородам (садам) препорция, как их размерять и украшать, как лесом, так и всякими фигурами, чего нигде в свете столько хорошо делать не умеют, как в Голландии, и я ничего так не требую, как сего; также слюзному

(шлюзному. - В.З.) делу обучаться надлежит, которое здесь зело нужно и того ради отложа все, сему предписанному учись» [5].

В 1720-х годах в России было введено три степени архитектурного звания, поощрявшие обучение профессии. Первая степень устанавливала звание «ученик», вторая - «помощник архитектора», который на иностранный манер назывался немецким словом «гезель» (подмастерье). Это звание позволяло вести самостоятельные работы, но было менее значимым, чем последующее звание «архитектор». Звание третьей степени обозначало собственно мастера - архитектора [6]. Специалист с таким званием мог работать самостоятельно и иметь учеников и помощников. Позднее количество степеней увеличилось до четырех, а архитекторам стали присваивать воинские чины. После гезеля была введена степень «за архитектора», что соответствовало чину капитана, а архитекторская степень была приравнена к чину секунд-майора [7].

В 1724 г. был издан царский указ об организации при ведущих мастерах «архитекторских команд», в которые должны были набираться не только помощники, но и ученики. Ученики, гезели, работая в команде, практически обучались на производстве под наблюдением архитектора. Все команды принимали способных юношей, которые в течение достаточно долгого времени проходили профессиональное обучение. Такие архитектурные команды -школы были образованы как в С-Петербурге, так и в Москве. В С-Петербурге команды были при архитекторах-иностранцах, а позже и при русских архитекторах М.Г. Земцове (команда Земцова существовала с 1724 г. и насчитывала 14 учеников-помощников), И.К. Коробове (с 1728 г.), С.И. Чевакинском (с 1739 г.) [8]. В 1731 г. в Москве первую команду организовал И.А. Мордвинов, которую с 1734 г. возглавил И.Ф. Мичурин. Небольшие команды были также у архитекторов А.П. Евлашева, И.Я. Бланка. По приезду в 1741 г. И.К. Коробова в Москву при нем собралась архитектурная команда, где обучались Д.В. Ухтомский, А. Рославлев, А.Ф. Кокоринов.

Значимую роль в подготовке архитекторов-строителей начального и среднего звеньев сыграла система военного и военно-морского образования, введенная Петром I в начале XVIII в. В январе 1701 г. в Москве была учреждена первая Школа «математических и навигацких наук», призванная готовить не только специалистов в области мореходного дела. Программа Школы, ее преподавательский состав позволяли готовить инженеров, артиллеристов, геодезистов, строителей и архитекторов. Молодых людей обучали практически «во все роды служб» [9]. Организация школы была поручена дьяку Оружейной палаты, видному деятелю Петровского времени, стороннику просвещения в России А.А. Курбатову. Он добился размещения школы в башне ворот Земляного города, расположенной рядом со слободой стрелецкого полка Л.П. Сухарева, - Сухаревой башне, сам подбирал состав первых преподавателей. В школу были приглашены английские специалисты морского дела: математик Г. Фарварсон, профессор Абердинского университета (Шотландия) и молодые выпускники математической школы Лондонского госпиталя, морские навигаторы С. Гвин, Р. Грэйс. В число преподавателей школы вошел также автор первого русского учебника по арифметике Л.Ф. Магницкий, выпускник Славяно-греко-латинской академии [10].

Школа математических и навигационных наук была самым крупным учебным заведением в Европе. В январе 1703 г. в Школе обучалось более 300 человек, а к 1715 г. в ней было подготовлено около 1200 специалистов. В 1715 г. Школа математических и навигационных наук была переведена в С-Петербург и преобразована в Морскую академию (Академия морской гвардии). Большая часть выпускников назначалась на флот, остальные определялись в артиллеристы, инженеры, бомбардиры, кондуктора, «к архитектурным делам» и др. Наиболее способных и состоятельных посылали на дальнейшую учебу за границу. Из стен Школы вышли многие выдающиеся моряки, строители, ученые, инженеры, архитекторы и др. Выпускниками Школы были известные мореплаватели А.И. Чириков, братья Д.Я. и Х.П. Лаптевы, историк В.Н. Татищев, механик А.К. Нартов. В 1720 г. С-Петербургскую морскую академию окончил архитектор И.Ф. Мичурин, который позже обучался за границей. Некоторые выпускники московской и петербургской школ становились помощниками крупных зодчих того времени.

В 1712 г. была открыта Московская инженерная школа, готовившая полевых инженеров - мастеров и техников строительных специальностей. С 1703 по 1715 гг. появились высшие артиллерийские школы в Воронеже, Ревеле, Риге, Кронштадте, в 1713 г. была организована С-Петербургская инженерная школа, готовившая полевых инженеров - мастеров и техников строительных специальностей, включая фортификационные и гидротехнические.

Проведенное Петром I реформирование в области просвещения заложило основы государственного архитектурно-строительного образования, способствовало подготовке квалифицированных кадров для решения задач архитектуры и строительства развивающегося российского государства.

Библиографический список

1. Згура, В.В. Старые архитекторы / В.В. Згура. - М., 1923. - С. 46.

2. Семенцов, С.В. Система градоуправления в Санкт-Петербурге в XVIII - первой половине XX веков / С.В. Семенцов // Промышленное и гражданское строительство. - 2007. № 4. - С. 42-43.

3. Малиновский, К.В. Канцелярия от строений / К.В. Малиновский // Ленинградская правда. - 1985. - № 8. - С. 34-36.

4. Ключевский, В.О. Сочинения: Курс русской истории / В.О. Ключевский. - Т. 4. - М., 1958. - С. 110-111.

5. Иогансен, М.В. Иван Коробов / М.В. Иогансен // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. -СПб., 1997. - С. 191-216.

6. Николаев, И.С. Профессия архитектора / И.С. Николаев. - М.: Стройиздат, 1984. - С. 280.

7. Гринберг, Ф.И. Архитекторская школа Д. Ухтомского. 1749-1764 / Ф.И. Гринберг, Е.В. Гайшинец // Архитектурные школы Москвы: Исторические данные. 1749-1995. -Сб. 1. - М., 1995. - С. 14.

8. Борисова, Е.А. Архитектурное образование в Канцелярии от строений во второй четверти XVIII в. / Е.А. Борисова // Ежегодник Института истории искусств, 1960. - М., 1961. - С. 46-58.

9. Тетерин, Г.Н. История геодезии в России (до 1917 г.) / Г.Н. Тетерин. - Новосибирск: НИИГАиК, 1992.

10. Липник, В.Н. Школьные реформы в России: очерк истории / В.Н. Липник. - СПб., 2000. - С. 5-6.

V.G. ZALESSOV

ARCHITECTURAL-ENGINEERING EDUCATION IN RUSSIA AT THE FIRST HALF OF XVIII C.

The paper presents aspects of initial stage of Russian state architectural-engineering education prepared by the reforms of Peter the Great. At the beginning of XVIII century the system of new technical educational institutions is organized, the architectural teams of the Russian and foreign architects are formed. The innovations promoted training of the qualified personnel for the decision of tasks of architecture and construction of the developing Russian state.

УДК 728.6.002.237

А.Е. ЛИХАЧЕВА, [email protected] НГАХА, Новосибирск

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЖИЛИЩА КРЕСТЬЯНСКИХ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Выявлены основные факторы развития жилища крестьянских фермерских хозяйств в условиях Западной Сибири. Рассмотрены условия выбора объемно-планировочной структуры жилого дома фермера в зависимости от характера бытовых процессов: по обслуживанию основного производства, по обеспечению автономности жизнедеятельности, по реализации любительской и творческой деятельности, по развитию профессиональной деятельности, спортивно-оздоровительные процессы и другие. Рассмотрены принципы устойчивого развития жилого дома крестьянского фермерского хозяйства.

Ключевые слова: крестьянские фермерские хозяйства, жилье фермера, зонирование жилища, экодом, концепция гибкого трансформируемого дома.

Характерные особенности формирования жилища крестьянских фермерских хозяйств (далее КФХ) связаны, прежде всего, со спецификой сельскохозяйственного производства. Анализ местных условий и практики строительства КФХ показывает, что главными типообразующими факторами для фермерского жилища являются особенности сельского расселения, демографической структуры, быта и общественного обслуживания населения [1]. Эти условия, тесно связанные с характером сельскохозяйственного производства в относительно суровом климате, определяют сельскую специфику типов крестьянского фермерского жилища Западной Сибири, их главные функциональные особенности [2].

В структуре населенного пункта насыщение фермерскими хозяйствами идет постепенно, причем на территориях с развитой сетью сел и дорог появляются дополнительные фермерские поселения, размещаемые в основном на землях бывших хуторов, полевых станов или исчезнувших деревень. Наряду со стационарной формой проживания в них фермеров, существует потребность в сезоннообитаемых и мобильных типах жилищ на летних, дальних вы-

© А.Е. Лихачева, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.