Научная статья на тему 'Исторические источники изучения культурной жизни Санкт-Петербурга XVIII столетия'

Исторические источники изучения культурной жизни Санкт-Петербурга XVIII столетия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1349
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цыганова Любовь Александровна

В статье освещаются основные исторические источники культурной жизни Петербурга начала XVIII в. Вводимый в научный оборот комплекс архивных документов позволяет показать распространение европейского влияния на развитие основных видов искусства в России и становления национальной архитектурной школы. Отдельное внимание уделяется документам Канцелярии от строений и прошениям на высочайшее имя, которые позволяют реконструировать механизмы культурной и социальной адаптации иностранных мастеров в России XVIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Sources of Studying of St.Petersburgs Cultural Life of XVIII Century

This article outlines historical sources of cultural life of St. Petersburg in the beginning of XVIII century. Complex of archival documents, which was introduced into a scientific practice, illustrates European influence on development of the main streams of art in Russia and formation of national architecture school. The special attention is given to documents of chancellery of architecture and petitions in the royal name which allows to reconstruct methods of cultural and social adaptation of foreign masters in Russia XVIII century.

Текст научной работы на тему «Исторические источники изучения культурной жизни Санкт-Петербурга XVIII столетия»

Л.А. Цыганова

Исторические источники изучения культурной жизни Санкт-Петербурга XVIII столетия

XVIII в. в культурной и художественной истории России стал переломным моментом. Именно в начале этого столетия происходят основные изменения в культурной жизни нашей страны, связанные с иностранным, а точнее, европейским влиянием на развитие основных видов искусства. Безусловно, иностранное влияние на русскую культуру было и раньше: приглашение иностранных мастеров в России не было в новинку*. Но именно в XVIII в. привнесение европейской культуры на российскую почву стало носить массовый характер. Помимо приглашения иностранных мастеров в Россию, большое влияние на европеизацию русской культуры и русского искусства повлияло, конечно, и отправление молодых талантов на учебу за границу. Но нам бы хотелось остановиться на первом и самом важном факте, который повлиял на культуру России в XVIII в. - на приглашении иностранных мастеров, а точнее итальянцев, в Россию, их жизни и творчестве в нашей стране.

Для того чтобы Россия стала похожа на европейскую страну, чтобы привить ей западный вкус, Петр I делал все возможное: он привозил из заграничных поездок мастеров и произведения искусств, посылал самых талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Италию и Голландию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств - пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство. Представители России

* На рубеже XV-XVI вв. происходит массовый прорыв западноевропейского знания в Московию. Стремление Ивана III и его потомков обеспечить Русскому государству равное положение среди европейских держав заставляло московский двор постоянно держать открытой «дверь на Запад», привлекать в Москву иностранных специалистов во всех областях знания, однако приезд в Россию многих зарубежных художников еще не означал появления в Московском государстве культуры «подлинного Возрождения». Уже в это время общество начало испытывать на себе процесс европеизации, который с конца XVII в. стал господствующей темой в истории русской культуры. Бурное развитие России с середины XV в. позволило стране после долгого перерыва принять участие в крупных общеевропейских событиях, в том числе и через посредничество иностранных мастеров. Московское государство приобщилось ко многим научнотехническим инновациям той эпохи. Духовные импульсы Возрождения и европейского гуманизма нашли в русской культуре заметный, хотя поначалу и ограниченный, отзвук попытки идеологических и культурных реформ. Особенно тесные культурные связи установились между Москвой и итальянскими государствами Венецией, Римом, Миланом, куда в первую очередь направлялись русские посольства для приглашения мастеров.

в европейских странах, помимо своей основной задачи, отвечали также за покупку скульптур и приглашение иностранных мастеров (А.П. Измайлов**, Ю. Кологри-вов***, П.А. Толстой****, И. Лефорт*****).

XVIII столетие в истории русского искусства в целом было периодом ученичества, и если в первой

** Андрей Петрович Измайлов (? -1714 ). В 1697 г. Измайлов был отправлен Петром I учиться за границу морскому делу. По окончании ученья ездил посланником к бранденбургскому курфюрсту, в 1701 - 1707 гг. состоял посланником в Дании; в 1709 г. ему поручено было состоять при гетмане Скоропадском для тайного наблюдения за действиями гетмана; затем, после временной немилости, Измайлов был сделан нижегородским губернатором.

*** Юрий Иванович Кологривов (1680(?) - июнь 1754, Москва). В 1707 г. числился стольником Петра I. Вместе с В.Н.Татищевым в начале декабря 1711 г. был отправлен обучаться артиллерии и кораблестроению в Голландию на Амстердамской верфи. Оттуда самостоятельно перебрался в Рим, где три года осваивал науку «архитектуры цивилис». В 1716 г. свободно владел несколькими европейскими языками, перевел с итальянского первую главу трактата римского архитектора Витрувия. В том же году по указу Петра I начал заниматься приобретением книг, картин, скульптур и других произведений искусства для царских коллекций, в частности, ему удалось переправить из Италии в Петербург знаменитую статую Венеры Таврической.

**** Толстой Петр Андреевич (1645-1729, Соловецкий монастырь) - государственный деятель, дипломат. В 1671 г. стал стольником и после смерти царя Федора Алексеевича П.А. Толстой принял участие в стрелецком бунте на стороне царевны Софьи Алексеевны. Затем служил воеводой и познакомился с Петром I. П.А. Толстой сумел добиться расположения Петра I, попросив разрешения в 1697 г, в возрасте 52 лет, отправиться в Италию изучать военно-морское дело. Он быстро выучил итальянский язык, овладел военно-морской наукой, хотя на море не служил, а попал в дипломатическое ведомство. В 1702 - 1714 гг. был первым постоянным послом России в Турции. В 1716-1717 гг сопровождал Петра I в западноевропейской поездке, принимал участие в дипломатических переговорах. В 1717 г. по приказу Петра I провел ответственные переговоры с австрийским императором в Вене о возвращении бежавшего царевича Алексея Петровича, сумел убедить царевича вернуться из Неаполя в Россию, после чего возглавил следствие по его делу. П. А. Толстой был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1718 г. к его обязанностям прибавилась служба первого министра Тайной канцелярии. В 1722-1723 гг. возглавил походную канцелярию Петра I в Персидском походе. В 1725 г П.А. Толстой вместе с А. Д. Меньшиковым способствовал возведению Екатерины I на престол. В 1726 г. стал инициатором создания Верховного тайного совета, вступил в борьбу против чрезмерного возвышения А. Д. Меньшикова, но потерпел поражение. В 1727 г. был арестован вместе с сыном и заключен в тюрьму Соловецкого монастыря.

***** Иван Лефорт - советник службы Его Царского Величества Петра I в Париже.

половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, большей частью итальянцы, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных. По прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом виде - с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств, с множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью.

Для иностранных художников, которые по той или иной причине не могли найти у себя на родине заказы и признание, в России при строительстве Петербурга, нового, нетрадиционного для страны города, открывались огромные возможности. Дело в том, что основная проблема петровских времен - это проблема нехватки специалистов. Необходимость в иностранных архитекторах была очень велика: в России практически не было кадров, способных реализовать планы царя. Но даже с прибытием европейских мастеров и открытием школ* проблема квалифицированных мастеров была решена не скоро.

Присутствие и профессиональная деятельность иностранного мастера в России регламентировались нормативными и деловыми бумагами. По приезду отношения между государством и приезжими мастерами регулировались с помощью договоров или кон -трактов, которые заключались при приеме на работу того или иного мастера. Обычно контракт состоял из нескольких частей. В первой говорилось, кто и с кем заключает договор, затем уточнялись сроки и отдельно оговаривались условия пребывания мастера в стране. В контракте оговаривался ежегодный оклад, дополнительные деньги на квартиру или дом, дрова, свечи и прогонные деньги. Договоры заключались на небольшие сроки, изначально - от года до трех лет, а затем продлевались по мере надобности. Контракт был практически единственным юридическим документом, к которому могли обращаться иностранцы, защищая свои права [1, л. 567-568; 2, л. 12; 3, л. 1-2].

В донесениях и рапортах в Канцелярию от строений, наряду с требованиями строительных материалов, прослеживается постоянное требование мастеровых людей к тем или иным работам.

Архитекторы и мастера для того, чтобы как можно быстрее выполнять указы императора, для обеспечения строительства мастеровыми, материалами писали

* В 1709 г. при Канцелярии от строений создается школа для начального изучения зодчества. Рассчитывалось, что более глубокие познания ученики этой школы должны были получить в архитектурных командах в процессе практического сотрудничества опытных архитекторов. Однако школа и команды не могли обеспечить расширяющееся столичное строительство. Петр I приглашал опытных архитекторов из западных стран, что позволило почти сразу же вовлечь их в строительство города. А также отбирали талантливых молодых людей и командировали их для обучения в западноевропейские страны инженерным и архитектурным искусствам.

в канцелярию «доношения» - рапорты. Строительство новой столицы сопровождалось постоянной нехваткой всего: материалов, людей, денег. О постоянных нуждах Доменико Трезини в материалах, мастеровых людях можно судить по описи донесений и рапортов итальянского архитектора за 1725 г. [4, л. 360-362об.]. Надо заметить, что идет уже третье десятилетие строительства города, а не первое время, когда город возводился на пустом месте, и когда из-за нехватки рабочих рук использовался труд пленных [5, с. 90-91]. Столица уже перенесена, и город постепенно приобретал свои очертания. За 1725 г. Доменико Трезини обратился в Канцелярию от строений с просьбой строительных материалов - 8 раз, бумаги и карандашей для чертежей -2 раза, мастеровых людей - 6 раз. При строительстве дворца Прасковьи Федоровны в 1725-1726 гг. Гаэтано Киавери ведет регулярную переписку с Канцелярией от строений о предоставлении ему бревен, извести, других строительных материалов и инструментов [6, л. 31-32; 7, л. 105об.].

Все исторические источники по данной теме можно разделить на две большие группы: опубликованные и неопубликованные. В первой группе можно выделить следующие основные издания:

1. Полное собрание законов Российской империи.

- СПб., 1830;

2. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии.

- Л. : Наука, 1991;

3. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. Т. 1. - М. : Искусство, 1990;

4. Корольков М. Архитектор Трезини // Старые годы. - 1911. - Апрель.

Из неопубликованных источников были использованы фонды РГИА, РГАДА и ЦГИА СПб.

При этом основные источники по истории иностранного влияния на русскую культуру, о жизни и творчестве иностранных мастеров в России можно разделить на нижеследующие группы.

1. Законодательные акты. Среди них можно выделить следующие разновидности, которые сложились в XVIII в.:

- манифесты;

- указы;

- уставы;

- регламенты и учреждения;

- уставы и регламенты.

Желание Петра I в исторически короткий срок превратить Россию в европейскую державу привело к тому, что его законодательство носило масштабный и форсированный характер. Но при этом ни в первой четверти XVIII в., ни позже не существовало четкого определения закона. Названия законодательных актов не всегда соответствовали их содержанию, а нередко вопросы, составляющие предмет и содержание одних актов, получали оформление через другие [8, с. 163].

2. Делопроизводственные документы - это особенный вид исторических источников, функцией которых является документальное обслуживание различных управляющих систем. В структуре делопроизводственной документации можно выделить две группы материалов: 1) обеспечивающих принятие и реализацию решений; 2) обеспечивающих документооборот.

На протяжении XVIII в. большая часть делопроизводственных документов возникла в системе государственного аппарата. Нельзя также не отметить, что делопроизводственных материалов государственных учреждений было не только намного больше других, но они и лучше сохранились благодаря архивной системе хранения, организованной в начале XVIII в. Особенностью делопроизводства XVIII в. по отношению к предшествующему периоду является то, что его важнейшие основы утверждались законодательно. В частности, кардинальные изменения в делопроизводстве были обусловлены заменой его столбцовой формы тетрадной по указу 1700 г.

Можно выделить три группы делопроизводственной документации:

- переписка учреждений;

- внутренние документы;

- просительные документы.

Многообразие документов и их различные названия требуют следующего уточнения: нижестоящие учреждения или должностные лица посылали вышестоящим «доношения», которые могли называться рапортом. Учреждения одного уровня посылали друг другу «промемории», а учреждения, не связанные соподчиненностью, могли также посылать друг другу «ведения». Частные лица обращались в государственные учреждения с прошениями, которые в XVIII в. иногда по-прежнему назывались челобитными.

В начале 1702 г. был издан именной указ, в котором предписывалось писать в челобитных «государеву честь новым изложение: в начале - «державнейший царь, государь милостивейший», а потом писать дело, а перед прошением вместо «милосердного» - «всеми-лостивейший государь прошу Вашего величества», а потом прошение; а по прошении совершить «Вашего величества нижайший раб». В последующих законодательных актах не прослеживается четкого различия между челобитными и доношениями. В 1723 г. Петр I именным указом потребовал, чтобы челобитные и доношения «писать пунктами чисто, дабы что писано в одном пункте, в другом бы того не было».

Яркими примерами таких челобитных могут служить доношения Д. Трезини [9, л. 383-385об.] и Ф.Б. Растрелли [3, л. 7-8; 11, л. 1]. Традиционные формы челобитных уступали место новым, составленным «по пунктам», очень медленно. Поэтому и во второй половине XVIII в. челобитные писали, придерживаясь разных формуляров, и в одном доку-

менте одновременно употреблялись старые и новые словосочетания [8, с. 164].

Основной комплекс делопроизводственных материалов, касающихся истории культурной жизни северной столицы, - это документы, относящиеся к Канцелярии от строений, которая контролировала строительство в Санкт-Петербурге и осуществляла подготовку мастеров строительного дела*.

Во главе канцелярии стоял обер-комиссар, или директор над строительством. Первым этот пост занимал Ульян Акимович Сенявин, канцелярия которого размещалась в его доме на Городском острове, около Троицкой площади. Доменико Трезини взял на себя руководство строительной командой, состоящей примерно из 200 строителей и ремесленников. Будучи ближайшим помощником Петра I, он фактически возглавлял все строительство в Санкт-Петербурге. Здания и целые комплексы по проектам великого мастера возводились в ключевых точках Петербурга.

Интересным видом исторического источника по ранней истории Петербурга являются письма первого архитектора города Д. Трезини к Петру I. Их сложно отнести к прошениям и докладам в какую-либо инстанцию. Так как, с одной стороны, это частная жизнь, с другой, переписка с государем. Помимо отчета о проделанной работе, в них встречаются и поздравления с победой в Северной войне, и сетование на малое количество мастеровых людей, и обещания завершить работу до морозов [9, с. 21-22].

Доменико Трезини был первым и долгое время не только единственным иностранным архитектором

* Канцелярия городовых дел была учреждена в 1706 г. для постройки Петропавловской крепости и ведала вопросами строительства крепости, а затем и других городских районов. Функции градостроительного ведомства канцелярия приобрела в 1720-х гг., а в 1723 г. была переименована в Канцелярию от строений (до 1765 г.). Функции канцелярии время от времени менялись. В первой трети XVIII столетия Канцелярия от строений являлась ведущей организацией Санкт-Петербурга, курировавшей все строительные работы по возведению государственных и частных зданий и сооружений (мостов, набережных) не только в столице, но и в ее пригородах. В 1736 г. в состав Канцелярии от строений была включена Дворцовая контора строения домов и садов. Сенатским указом марта 1732 г. канцелярия была разделена на три структуры: Канцелярию Главной артиллерии и фортификации (сооружение Петропавловской и Шлис-сельбургской крепостей), Дворцовую контору строения домов и садов (императорские дворцы в Санкт-Петербурге, Стрельне, Петергофе и Ораниенбауме) и собственно Канцелярию от строений, которая курировала «церкви, коллегии, гостиные дворы, госпитали» и остальные сооружения. В 1736 г. Дворцовую контору строения слили с Канцелярией от строений. В 1765-1769 гг. эта ведущая строительная организация столицы именовалась «Канцелярией от строений Ее Императорского Величества домов и садов», а в 1769-1797 гг. - «Конторой от строений Ее Императорского Величества домов и садов». 7 марта 1797 г. ее объединили с Гофинтендантской конторой.

в России, но и ближайшим сподвижником Петра I в планировке и строительстве города. Европейские мастера своими постройками, своей работой и учительством помогли России войти в систему общеевропейской культуры. Те, кто приезжал из Италии, а особенно из Рима, вез с собой огромное наследие формальных и композиционных идей античности, Возрождения и барокко. На этих идеях через ассоциации, переработку и отрицание сформировалась вся архитектура Западной Европы. Это же наследие передавалось и российским архитекторам и заказчикам в контексте «западных преобразований» Петра I.

3. Записки иностранцев о России являются специфическим видом исторических источников. Первым самостоятельным описанием новой столицы стало «Точное описание о крепости и городе Санкт-Петербурге...» (1710-1711 гг.) неизвестного автора. По сути это описание являлось путеводителем по городу. Практически все последующие описания Петербурга так или иначе имели в своей основе это сочинение [12, с. 3]..

Если характеристики военного, политического и экономического значения города однозначны, так как могут быть измерены, то подход к внешнему виду любого русского города, в том числе и Санкт-Петербурга, отражал некоторую систему ценностей выходцев из европейских стран [12, с. 7]. Многие записки о Санкт-Петербурге роднит то, что почти все иностранцы увидели в царской регулярной столице не город, а комплекс отдельных селений и районов-слобод. Острое восприятие разорванности градостроительства объясняется острым восприятием чужого, в данном случае - различий основных принципов планировки города.

Если в России строительство почти всегда привязывалось к природному ландшафту, а гармония достигалась путем синтеза природы и архитектуры, все это хорошо сочеталось с радиально-концентрической системой застройки. На Западе же мы встречаем принцип преодоления природы. И таким образом, было вполне естественно, что европейцам не нравилось отсутствие порядка домов, разбросанность строений, беспорядочно выведенные улицы [12, с. 7-8]. Все это было присуще раннему Петербургу и исправлялось по Петровским указам, начиная с 1710-х гг. Начинали выпрямлять улицы, переносили дома на красную ли*

нию , создавали правильные планы районов и города. Европейцам все это, а особенно правильные проекты города, говорило о том, что Россия становится цивилизованнее.

Таким образом, при всей мозаичности сведений и противоречивости оценок Петербурга, которые нашли западноевропейские читатели в сочинениях мемуаристов и письмах дипломатов, сочинения начала XVIII в. показывают, что в последнее десятиле-

* Условная граница в градостроительстве, отделяющая проезжую часть улицы от территории застройки.

тие правления Петра новая столица заняла одно из ключевых мест в высокой оценке Западом общего хода европеизации России. Произошло то, ради чего начиналось новое регулярное строительство на Неве, -новый, по-европейски цивилизованный Петербург заставил говорить о себе Европу и стал неотъемлемой частью просвещенной России [12, с. 11].

Мемуары, дневники, записки изобилуют многочисленными красочными подробностями, благодаря которым мы можем лучше узнать ранний Петербург. Множество ценных фактов можно извлечь из официальных депеш западноевропейских дипломатов, находившихся в эпоху Петра I при русском дворе [13, с. 3].

4. Записки Я. Штелина об изящных искусствах в России - это уникальный труд по истории искусства России, не имеющий аналогов в европейской культуре XVIII в. Никто в Западной Европе не ставил себе цели написать историю всех художеств своей страны. «Записки» включают в себя следующие главы: о живописи, о мозаике, об Академии художеств, о скульптуре и архитектуре и многое другое. Штелин сделал первую попытку создания истории русского искусства XVIII в. Его рукописи - единственное свидетельство современника о многих фактах и явлениях художественной жизни России того времени. Они позволяют проследить смену вкусов, тенденций и художественных ценностей в русском искусстве на протяжении нескольких десятков лет.

Материалы Штелина помогают восполнить многие пробелы в области живописи, архитектуры и скульптуры. Неизвестные данные биографий, сведения о работах, творческие характеристики - все это содержит трактат Я. Штелина. О мастерах первой половины XVIII в. Штелин пишет по рассказам очевидцев и сведениям, полученным от знакомых живописцев, использует он и письменные источники [14, с. 36]. Однако путаность рассказов и историй, забывшиеся подробности и факты стали причиной ряда неточностей в его записях. Заметки о живописи содержат интересные сведения о жизни и творчестве многих европейских и русских художников, творивших в России, но особенно интересными для нас являются сведения об итальянских мастерах П. А. Ротари и С. Торелли, чье творчество оказало довольно сильное влияние на развитие русской портретной живописи.

Интересны сведения об итальянских плафонных живописцах и мастерах театральной живописи. Ште-лин на примере творчества Б. (Дж.) Тарсиа, Дж. Бона, Дж. Валериани, А. Перезинотти, Ф. Градицци, а также менее известных мастеров - Карбони, Балларини -показал путь развития в России плафонной и театральной живописи. Развитие такого вида искусства как скульптура в России представляет собой одну из наиболее интереснейших и наименее изученных областей культурной истории. Поэтому «Записки»

Я. Штелина являются интереснейшим источником по этому вопросу. Наравне с известными скульпторами, такими как Растрелли, он упоминает малоизвестные и даже вовсе неизвестные имена иностранных скульпторов и резчиков, называет их произведения.

«Записки» Я. Штелина об архитектуре имеют большую ценность как сведения очевидца. Об архитекторах, чье творчество пришлось на первую треть XVIII в., он пишет кратко, в связи с тем, что он не был очевидцем этих событий. Именно на эту часть записок об архитектуре приходится наибольшее количество ошибок и неточностей.

5. Большую роль в изучении творчества итальянских мастеров в России играют визуальные источники: фотографии, чертежи, рисунки и т.д. В связи с дальнейшими перестройками зданий или полным отсутствием здания именно благодаря этим источникам можно сложить впечатление о том или ином памятнике архитектуры. По эскизам, сохранившимся в собраниях музеев и архивах, можно увидеть ныне утраченные бесценные образцы плафонной живописи и театральных декораций.

Весь комплекс документов позволяет понять, как европейское влияние распространялось на русское искусство, и какими нормативными документами сопровождались нововведения. Изучая делопроизводство Канцелярии от строений и других институтов власти, можно восстановить сложный путь сооружения того или иного здания: заказ на создание, проект, формирование команды, нехватка материалов, постройка и т.д. Эти документы помогают восстановить сложную структуру взаимоотношений мастеров и государственных структур.

Жизнь итальянцев складывалась в России по-разному. Кто-то, как Д. Трезини и Ф. Б. Растрелли, оставались здесь до конца своих дней, другие же уезжали на родину. Но все они пытались выжить в чужой для них стране, обижаясь на невыплаченное вовремя жалование, а иногда и недоверие со стороны властей. Будучи гениями, они оставались просто людьми, которые ехали за удачей или деньгами, оставляли жен и детей и заводили новые семьи в России, завидовали чинам и званиям друг друга, радовались и разочаровывались.

Наибольшую ценность для восстановления жизни, быта и творчества итальянских мастеров в России составляют документы Канцелярии от строений. Именно благодаря этим материалам можно составить достаточно точное представление о жаловании, служебном росте, условиях работы и частной жизни итальянских мастеров, их государственном обеспечении жильем, дровами и многим другим в России XVIII в.

Сведения о размерах жалования и о званиях можно также выявить из табелей [15, л. 34-34об., 42-42об.] и из прошений на высочайшее имя [10, л. 383-385об.;

3, л. 7-8, 9; с. 33-34], где указывался размер заработной платы, и не только свой, но и коллег. Вот пример

такого типичного прошения: «Всепресвятлейшая державная государыня императрица Елизавета Петровна. Бьет челом двора вашего императорского величества обер-архитектор граф де Растрелли, а в чем мое прошение есть следует пункты. А понеже бывшие архитекторы награждены были армейского штап офицерского ранга, а именно Андрей Трезин -инженер-полковника. Еропкина - полковника, а я нижайший никаким армейским чином не награжден и конфирмации на обер-архитекторский чин и патента вашего императорского величества не имею. Всеми-лостейвейшую государыню прошу вашего императорского величества о сем моем прошении решение учинить апрель 1744 г. Обер-архитектор граф фон Растрелли» [3, л. 7-8].

Насущными проблемами почти всех архитекторов в первой четверти XVIII в. было отсутствие строительных материалов, инструментов, рабочих рук и квалифицированных мастеровых, а также периодические задержки жалования. Об этом свидетельствуют постоянные просьбы зодчих о выделении им того или иного материала или инструмента, вплоть до 15 топоров, а также просьбы о выплате в декабре жалования, задержанного на 8 месяцев.

При завершении отделки церкви Святого Петра и Павла в Петропавловской крепости в рапорте архиепископу новгородскому Феофану в 1732 г. Трезини отмечает, что орнаментисты сняты с работы «без ведома» в дом ее императорского величества, и «по объявленной работе определить некого». Не вызолочена часть элементов декора из-за «неимения золота, о котором канцелярия от строений обнадеживает из Москвы скоро прислать, понеже объявляют из оной канцелярии, что в Москву о присылке того золота давно писано» [16, л. 4об.].

Безусловно, собственно художественный аспект творчества итальянских мастеров в России важен и является основным в истории культурной жизни страны означенного периода. Но не менее существенно и то, что в той или иной степени могло оказывать влияние на создание шедевра - звания, жалование, оплаченные дома, дрова, свечи, условия труда и творчества, в том числе вовремя предоставленные мастеровые люди и материалы и т. д.

Говоря об исторических источниках культурной жизни Петербурга XVШ в., безусловно надо отметить, что нельзя все эти документы рассматривать отдельно друг от друга. Только комплексное восприятие помогает восстановить полную картину жизни и быта итальянских мастеров в России. Однако наибольшую ценность для восстановления жизни, быта и творчества итальянских мастеров в России составляют документы Канцелярии от строений и прошения на высочайшее имя. Именно благодаря им можно составить точное представление о жаловании, росте по служебной лестнице, об условиях работы иностранных специалистов в России XVIII в.

Библиографический список

1. РГАДА. - Ф. IX. - Оп. 2. - Кн. 36.

2. РГИА. - Ф. 467. - Оп. 4. - Д. 55.

3. РГАДА. - Ф. 17. - Д. 298.

4. РГИА. - Ф. 467. - Оп. 2. - Кн. 54а.

5. Эренмальм Л .Ю. Описание города Петербурга, вкупе с несколькими замечаниями / Л.Ю. Эренмальм : пер. и примеч. Ю.Н. Беспятых // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра III в иностранных источниках. - Л., 1991.

6. РГИА. - Ф. 470. - Оп. 5. - Д. 27.

7. РГИА. - Ф. 470. - Оп. 5. - Д. 33.

8. Чекунова А.Е. Видовые особенности и терминология письменных источников конца XVII - первой четверти XVIII века / А.Е. Чекунова // Отечественная история. - 2001.

- №4.

9. Корольков М. Архитектор Трезини / М. Корольков // Старые годы. - 1911. - Апрель.

10. РГИА. - Ф. 467. - Оп. 2. - Кн. 42а.

11. РГАДА. - Ф. 17. - Оп. 1. - Д. 300.

12. Агеева О.Г. Петровский Петербург глазами иностранцев / О.Г. Агеева // Отечественная история. - 2003.

- №3.

13. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии / Ю.Н. Беспятых. - Л., 1991.

14. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. - М., 1990. - Т. 1.

15. РГИА. - Ф. 1601. - Оп. 1. - Д. 35.

16. ЦГИА СПб. - Ф. 19. - Оп. 119. - Д. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.