Научная статья на тему 'Школьный устав: новые нормы и правила'

Школьный устав: новые нормы и правила Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1469
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОВШЕСТВА / LEGISLATIVE INNOVATIONS / УСТАВ КАК ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ / REGULATIONS AS LOCAL STANDARD ACT / СОДЕРЖАНИЕ УСТАВА / REGULATIONS CONTENT / ВИД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ТИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / TYPE OF EDUCATIONAL ORGANIZATION / TYPE OF EDUCATIONAL PROGRAM / УЧРЕДИТЕЛЬ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / PROMOTER / MANAGEMENT AUTHORITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кац Анатолий Моисеевич

Внесение изменений в устав: правовые аспекты. Практика изменения устава образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьный устав: новые нормы и правила»

ШКОЛЬНЫЙ УСТАВ:

новые нормы и правила

Анатолий Моисеевич Кац,

доцент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, e-mail: anmoka@yandex.ru

Устав школы представляет собой свод положений и правил, регулирующих её деятельность. Устав — документ учредительный, необходимый для регистрации организации в качестве юридического лица.

• законодательные новшества • устав как локальный нормативный акт

• содержание устава • тип образовательной организации • вид образовательной программы • учредитель • органы управления

Устав как локальный нормативный акт

Основное предназначение устава — регулирование деятельности школы. Действие устава как локального нормативного акта распространяется только на школу, для регулирования деятельности которой он предназначен. Среди локальных нормативных актов он выделяется тем, что регулирует деятельность школы в целом. Это единственный локальный нормативный акт, который утверждается не самой школой, а её учредителем.

Гражданский кодекс РФ определяет, что «юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утверждённого этим учредителем» (пункт 1 статьи 52). Государственные и муниципальные образователь-

ные организации (далее речь пойдёт только о них) создаются одним лицом (субъектом РФ), поэтому устав для них — обязательный учредительный документ, на основании которого они осуществляют свою деятельность.

В Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (далее — старый Закон) было установлено, что устав школы разрабатывается и принимается самой школой, а утверждается её учредителем. В нормах старого Закона, устанавливавших это правило, было сразу несколько юридических и смысловых ошибок. Прежде всего отметим, что устав становится документом, содержащим свод правил, регулирующим деятельность школы, только после его утверждения. Следовательно, школа могла разрабатывать только проект устава, но никак не сам устав.

Во-вторых, в абсолютном большинстве случаев устав разрабатывается тогда, когда создаётся образовательное учреждение, то есть когда оно ещё не существует. Поэтому школа не может разрабатывать ни сам устав, хотя это и было установлено старым Законом, ни даже проект устава. В действительности разработка устава — это забота учредителя, учреждающего (создающего) образовательное учреждение. Исключением можно считать те редкие случаи, когда школа существует, находясь в стадии реорганизации, а устав в соответствии с законодательством утрачивает силу.

В-третьих, принятие устава вновь учреждёнными школами в период действия старого Закона стало бессмысленным, когда уже утверждённый учредителем устав, зарегистрированный в качестве учредительного документа регистрационными органами, принимался трудовым коллективом задним числом, только для того, чтобы формально соблюсти требование закона о принятии устава — этапы создания образовательного учреждения вынуждали поступать таким образом. При создании образовательного учреждения, также как и любого другого юридического лица, сначала учредитель разрабатывает устав. Затем, при наличии этого учредительного документа, регистрируется юридическое лицо; с этого момента юридическое лицо считается созданным. Только после этого возможны назначение и приём на работу руководителя. Далее руководитель созданной организации принимает на работу сотрудников, формирует трудовой коллектив. И этот коллектив в соответствии со старым Законом ради соблюдения законодательного правила принимал устав, хотя в этом уже не было никакой необходимости, ведь устав к тому времени был уже утверждён и действовал.

Разработка и принятие его коллективом, даже если речь идёт не о самом тексте устава, а об изменениях, вносимых в него, есть действия юридически незначимые с точки зрения гражданского законодательства РФ. Поэтому законодательно регули-

ровать эти вопросы было совсем не обязательно, но, тем не менее, старый Закон устанавливал такие правовые нормы.

Изменения

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ существенным образом изменил требования, предъявляемые к разработке, утверждению и содержанию уставов образовательных организаций. Он вполне обоснованно отказался от регулирования вопросов, связанных с разработкой и принятием уставов; кроме того, он отказался также и от подробного регулирования других связанных с уставом вопросов. Сильно не мудрствуя, новый Закон определил, что «образовательная организация действует на основании устава, утверждённого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» (часть 1 статьи 25). Эта отсылочная норма Закона свидетельствует о том, что Закон не устанавливает каких-либо особенностей утверждения устава образовательной организации, определяя, что этот порядок не должен отличаться от общего порядка, установленного законодательством для всех организаций.

Остаётся только узнать, какой же порядок утверждения уставов установлен законодательством. Из действующих на сегодняшний день законов можно только узнать, что устав — это документ учредительный, утверждается в нашем случае, когда речь идёт о некоммерческой организации, созданной учредителем в организационно-правовой форме учреждения. Порядок же утверждения устава, в том числе образовательной организации, гражданское законодательство РФ не устанавливает. Лишь Федеральный закон «О некоммерческих организациях» по этому поводу даёт ещё одну отсылочную правовую норму, устанавливая, что «утверждение устава бюджетного или казённого учреждения осуществляется в порядке, установленном:

• Правительством РФ — в отношении федеральных бюджетных или казённых учреждений;

• высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетных или казённых учреждений субъекта РФ;

• местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казённых учреждений» (пункт 1.1 статьи 14).

По непонятной причине Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не упоминает здесь об автономных учреждениях, хотя всё, что сказано в пункте 1.1 статьи 14 о казённых и бюджетных учреждениях, полностью относится и к автономным учреждениям.

Из норм гражданского законодательства следует, что порядок утверждения учредителем устава учреждения, в том числе образовательного, — это забота самих учредителей, лишь бы устав был утверждён и представлен в качестве учредительного документа в органы регистрации юридических лиц. А разработка устава — это если и значимое действие, то только для самих учредителей. Поэтому установление порядка разработки — это тоже дело учредителей, хотя закон прямым образом и не возлагает на них эту обязанность.

Содержание устава

Старый Закон об образовании довольно подробно регламентировал содержание устава образовательного учреждения. С одной стороны, в этом были свои плюсы: поскольку разработку уставов (или проектов уставов) законодательство возложило на школы, им не нужно было особенно задумываться над содержанием уставов, в том числе когда приходилось готовить новую редакцию этого документа. Старый Закон об образовании диктовал, какие основные положения в обязательном порядке требуется включить в текст устава.

С другой стороны, в этом были и свои минусы. Контрольные органы, включая надзор в образовании и прокуратуру, пристальное внимание уделяли соответствию содержания

уставов законодательным требованиям, сравнивая фактическое содержание уставов с обширным списком тех положений, которые старый Закон определил как обязательные для включения в устав. Поскольку эти требования довольно многочисленны и не всегда чётко и понятно сформулированы, проверяющие почти всегда находили в уставах огрехи. И хотя было общее правило, что за содержание документа несёт ответственность орган, который его утвердил, контрольные органы свои претензии по поводу выявленных в уставах нарушениях, как правило, предъявляли школам, а не учредителям, которые этот устав утвердили.

В отличие от старого новый Закон об образовании в части 2 статьи 25, которая посвящена уставам образовательных организаций, выдвигает всего четыре требования к содержанию устава, устанавливая, что в нём должна быть следующая информация: тип и учредитель образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Столь малочисленные требования со стороны нового Закона к содержанию устава породили в среде руководителей школ необоснованный слух-утверждение, будто и в соответствии с новым Законом теперь уставы будут очень короткими, а в основном деятельность школ будет регулироваться локальными нормативными актами, число которых теперь непомерно возрастёт. Это утверждение не имеет под собой почвы, не соответствует действующему российскому законодательству: если в уставе не будет прописан какой-либо вид деятельности, например, хозяйственной или по оказанию платных образовательных услуг, то эта деятельность школы будет считаться незаконной, поскольку устав эту деятельность

не предусматривает и тем самым не даёт на неё разрешение. Кроме того, следует иметь в виду, что в других статьях Закона ещё немало правовых норм, которые выдвигают требования к содержанию устава. Часть же вторая статьи 25 содержит не все такие требования к содержанию устава, а лишь основные.

Тип образовательной организации

Прежде всего, Закон требует, чтобы в уставах обязательно был указан тип образовательной организации: в соответствии с новым Законом в общем образовании могут действовать дошкольная образовательная организация и общеобразовательная организация (части 2 и 3 статьи 23).

Тип образовательной организации устанавливается в зависимости от уровня реализуемых ею образовательных программ. Если образовательная организация реализует образовательные программы нескольких уровней образования (а это разрешено законом), то её тип устанавливается в соответствии с определённой в уставе основной целью деятельности, ради которой создана эта организация.

В уставе образовательной организации, основная цель деятельности которой — реализация программ дошкольного образования, следует указать её тип — дошкольная образовательная организация. Если же основная цель деятельности — реализация образовательных программ начального, основного и общего образования (или хотя бы одной из них), то в уставе следует указывать, что эта организация относится к типу общеобразовательных.

Нередко в одно юридическое лицо объединяют образовательные учреждения (образовательные организации), относящиеся к различным типам, при этом бывает трудно определить тип такого образовательного учреждения: например, когда объединяются в одно юридическое лицо образовательные

организации, равные по правовому статусу, но разные по уровню реализуемых образовательных программ (общеобразовательные и дошкольные учреждения). В этом случае при установлении вида следует ориентироваться на следующее: объединённой образовательной организации, реализующей в качестве основной цели своей деятельности общеобразовательную программу, закон разрешает в качестве дополнительной цели образовательной деятельности реализовать программу дошкольного образования. Если в качестве основной цели деятельности объединённой образовательной организации заявить дошкольную программу, то такой образовательной организации будет запрещено реализовать общеобразовательные программы (пункты 1 и 2 части 3 статьи 23). Получается, что в соответствии с новым Законом образовательная организация, имеющая в своём составе в качестве структурных подразделений школу (школы) и детский сад (детские сады), может существовать только как тип — общеобразовательная организация.

Учредитель

Закон требует также, чтобы в уставах был указан учредитель образовательной организации. В уставах довольно часто учредитель указывается неверно: можно прочитать, что учредителем муниципального учреждения является муниципальный орган управления образованием, или администрация района, городского округа. Аналогичные ошибки допускаются и в уставах государственных образовательных учреждений.

Следует помнить, что учредителем государственной образовательной организации является либо Российская Федерация, либо субъект РФ в зависимости от того, кем из них создаётся эта организация. Осуществление функций и полномочий учредителей федеральных государственных образовательных учреждений (организаций) в соответствии с новым Законом

возлагается на уполномоченные федеральные органы государственной власти. Функции и полномочия учредителей государственных образовательных организаций субъектов РФ должны исполнять органы государственной власти этих субъектов, правительство или другие высшие органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку только они в полном объёме способны исполнять эти функции и полномочия.

Учредитель муниципальной организации — со ответствующий муниципальный район или городской округ, такие муниципальные образования, как сельские поселения, не вправе выступать учредителями образовательных организаций. Осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных учреждений (организаций) — обязанность исполнительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских окру гов (администраций районов, городских округов и т.п.).

Как учредителя в уставах обязательно следует указывать либо Российскую Федерацию, либо субъект РФ — для государственных образовательных организаций, либо муниципальный район или городской округ — для муниципальных образовательных организаций. Кроме того, целесообразно указать и орган, который исполняет функции и полномочия учредителя.

В соответствии с новым Законом в уставе образовательной организации должны быть перечислены все виды реализуемых образовательной организацией образовательных программ, причём с указанием уровня и (или) направленности образования.

К сожалению, в новом Законе не указано, что такое «вид образовательной программы». Остаётся только догадываться, что виды образовательных программ соответствуют видам образования, и тогда такие программы будут иметь названия: основные общеобразовательные программы; основные профессиональные образовательные программы; основные программы профессионального обучения; дополнительные образовательные программы.

Формулируя наименование образовательной программы, реализуемой образовательной организацией, следует, как того требует Закон, вместе с видом образовательной программы указать уровень образования и (или) направленность соответствующей программы.

Образовательные программы общего образования, включающие в своё название уровни образования, обозначены в пункте 1 части 3 статьи 12:

• образовательные программы дошкольного образования;

• образовательные программы начального общего образования;

• образовательные программы основного общего образования;

• образовательные программы среднего общего образования (пункт 1 части 3 статьи 12).

Наличие в Законе названий видов образовательных программ и названий программ, определяющих уровень образования, не позволяет однозначно определить название образовательной программы, которое следует отразить в уставе образовательной организации. Существует несколько вариантов, но почти все они громоздки и содержат тавтологические обороты речи. Пожалуй, для общеобразовательных школ наиболее приемлемыми названиями образовательных программ, соответствующих требованиям Закона, которые следует указывать в уставе, будут: основная общеобразовательная программа начального общего образования; основная общеобразовательная программа основного общего образования; основная общеобразовательная программа среднего общего образования.

Направленность образовательной программы

Для тех общеобразовательных организаций, которые реализуют образовательные программы с углублённым изучением отдельных или нескольких учебных

Виды образовательных программ

предметов, дисциплин, циклов учебно-тематических дисциплин, в Законе есть требование о том, что в названии образовательной программы, реализуемой школой, должна быть указана и направленность программы. Под направленностью (профилем образовательной программы) Закон предлагает понимать ориентацию образовательной программы «на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие её предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности учеников и требования к результатам освоения образовательной программы» (пункт 25 статьи 2).

Если иметь в виду общеобразовательные учреждения, реализующие такие программы, то речь идёт о бывших лицеях, гимназиях, школах с углублённым изучением отдельных предметов. Бывшие — потому что современное законодательство об образовании не предусматривает деление образовательных организаций на виды. Но не запрещает образовательным организациям при определённых условиях реализовать программы углублённого содержания по различной учебной тематике — образовательные программы определённой направленности (профиля).

Органы управления

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 25 нового Закона в уставе в обязательном порядке должны быть прописаны структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. Исполняя это требование Закона, в уставах следует определить, прежде всего, порядок назначения руководителя школы на должность — это требование части 1 статьи 51 Закона. В уставе также должны быть указаны компетенция, права, обязанности и ответственность руководителя.

В общеобразовательной школе обязательно должны действовать такие коллегиальные органы управления, как общее собрание (кон-

ференция) работников и педагогический совет (часть 4 статьи 26). Так как Закон требует обязательного наличия в образовательных организациях этих коллегиальных органов управления, то в уставах должны быть указания на их обязательное наличие.

Кроме коллегиальных органов управления, по усмотрению учредителя или по поддержанной учредителем инициативе образовательной организации могут формироваться попечительский, управляющий, наблюдательный советы и другие коллегиальные органы управления. Все они имеют право на существование только в том случае, если их наличие и деятельность предусмотрены уставом соответствующей образовательной организации. При этом уставами должны быть: установлена структура каждого коллегиального органа управления, определена их компетенция, установлены порядок их формирования и сроки полномочий, определён порядок принятия ими решений и полномочия выступления от имени образовательной организации (часть 5 статьи 26).

Устанавливая в уставе порядок формирования органов управления, следует в обязательном порядке указать формы и порядок участия в управлении образовательной организацией отдельно учащихся (требование пункта 17 части 1 статьи 34) и родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся (пункт 7 части 3 статьи 44), а также педагогических работников (пункт 9 части 3 статьи 47).

Советы учащихся и родителей

В Законе также есть норма, предусматривающая наличие в образовательных организациях советов учащихся и родителей. Следовательно, их деятельность, а также права и компетенции, должны быть обязательно отражены в уставах. Закон устанавливает, что они создаются «в целях учёта мнения учащихся, родителей

(законных представителей) несовершеннолетних учащихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и педагогических работников в образовательной организации» (часть 6 статьи 26).

Из этой нормы Закона вытекает, что советы учащихся и советы родителей по своему назначению и деятельности не являются коллегиальными органами управления школой. Более того, при внимательном прочтении Закона можно выяснить, что они вообще не являются органами управления: по характеру своей деятельности и полномочиям, установленным новым Законом, советы учащихся и советы родителей ближе к профессиональным союзам, действующим в образовательных организациях. Закон рассматривает их как бы через запятую, в одном ряду. Если профсоюзы, действующие в образовательных организациях, призваны защищать трудовые права и интересы работников этих организаций, то советы учащихся и советы родителей должны создаваться и действовать в целях защиты законных прав и интересов учащихся, поэтому относить их к коллегиальным органам или к каким-либо иным органам управления и наделять какими-либо управленческими функциями было бы неправильно. Тем не менее, в Методических рекомендациях Минобрнауки РФ «О создании и деятельности советов учащихся в образовательных организациях» допущена серьёзная ошибка — советы учащихся в этом документе названы коллегиальными органами. Если уж есть необходимость как-то назвать советы учащихся и советы родителей, то наряду с профсоюзными организациями их следует отнести к представительным органам. По крайней мере, это более точно указывает на их полномочия и функции, предусмотренные Законом.

Профсоюзные подразделения

Поскольку в образовательных организациях могут действовать профсоюзные организации, в их уставах также следует упомянуть об этом.

Структурные подразделения

Закон не ограничивается четырьмя требованиями к содержанию уставов образовательных организаций, которые представлены в части 2 статьи 25. В других статьях Закона также есть ряд правовых норм, которые требуют, чтобы устав регулировал отдельные стороны деятельности школы. «Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении» (часть 4 статьи 27).

Из этой нормы следует, что наличие структурных подразделений требуется отразить в уставе школы, но не конкретно, а в общем виде, например, указав только профиль их деятельности, чтобы при изменении структуры организации и (или) наименования структурных подразделений не требовалось бы каждый раз вносить изменения в текст устава. Если у школы есть филиал (филиалы) и представительство (представительства), они также в обязательном порядке должны быть указаны в уставе, иначе их деятельность будет считаться незаконной.

Нормы и положения

Закон требует, чтобы уставы имели среди своих норм и положений такие, которые указывали бы на самостоятельность в образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, а также на самостоятельность в разработке своих локальных нормативных актов (часть 1 статьи 28). Хорошо, если в уставах будет определён порядок осуществления всех этих видов деятельности, хотя бы в самом общем виде. А порядок принятия локальных нормативных актов должен быть отражён в уставах в обязательном

порядке: нужно отразить то, что «при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права учащихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов учащихся, советов родителей, представительных органов учащихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов)» (часть 3 статьи 30). В уставе необходимо отразить только те органы, мнение которых необходимо учитывать при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права учащихся и работников, которые в соответствии с уставом действуют (должны действовать) в данной школе.

Если школа намерена вести научную и (или) творческую деятельность, или Закон либо учредитель требует этого, то такая деятельность должна быть обязательно предусмотрена в её уставе (часть 4 статьи 28). Закон требует ещё и определить в уставах права, обязанности и ответственность инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и других работников, осуществляющих вспомогательные функции работников школ (часть 3 статьи 52).

Из текста части 1 статьи 102 вытекает, что в уставе школы должны быть перечислены все виды деятельности, которыми ей разрешено заниматься. А часть 3 той же статьи устанавливает, чтобы в уставах было указание, на какие цели развития образования должно быть направлено имущество ликвидированной образовательной организации, если такая ликвидация случится. Эта норма перекочевала из старого в новый Закон почти в неизменённом виде, но думается, что она несла и несёт в себе нарушение прав собственника, запрещая ему распоряжаться собственным имуществом по своему усмотрению. Причём практика показывает, что довольно часто эту норму, помещённую в устав по требованию Закона, невозможно

исполнить. Например, здания ликвидированных сельских школ в очень многих случаях невозможно использовать на «цели развития образования», поскольку они вообще образованию, и не только образованию, довольно часто бывают не нужны.

Закон (часть 3 статьи 25) обязует школы обеспечить открытость и доступность информации об их деятельности, в том числе информации, содержащейся в их уставах. Закон рассматривает устав школы как документ открытого доступа, он должен быть доступен для всех заинтересованных в знании его содержания или обязанных знать текст этого документа. В школах должны быть созданы условия для того, чтобы все работники, учащиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся могли познакомиться с их уставами.

Устав образовательной организации указан в числе документов, копии которых должны быть в открытом доступе, в том числе размещены на её официальном сайте в Интернете (статья 29). Кроме того, правовая норма, данная в части 2 статьи 55 Закона, обязывает школы знакомить со своим уставом всех поступающих на обучение и (или) их родителей (законных представителей).

В тексте старого Закона была норма о том, что «при необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения» (Закон РФ «Об образовании», пункт 3 статьи 13). Поскольку эта статья старого Закона довольно подробно регламентирует содержание устава и, соответственно, требует регламентации в нём практически всей деятельности школы, почти все локальные акты образовательного учреждения приходилось

регистрировать в качестве дополнений к уставу в органах, осуществляющих регистрацию юридических лиц. Кроме того, что это хлопотно, это ещё и пусть небольшие, но всё же финансовые затраты, которые ложились на школы, так как такие регистрационные действия требуют уплаты государственной пошлины.

Новый Закон об образовании не содержит подобной нормы, освобождая от излишних бюрократических препятствий и затрат, создав благоприятные условия для формирования и развития локальной нормативной базы.

С введением в действие нового Закона отпадает необходимость помещать в устав перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность школы. В старом Законе это требование было сформулировано настолько неоднозначно, что даже юристы не могли точно разобраться, что требовал Закон: указывать в уставах приказы, распоряжения, положения, инструкции как виды локальных актов или давать в уставах весь перечень локальных актов, принятых в школе. Теперь с этим вопросом предстоит разбираться учредителям, поскольку определять содержание устава в части, не урегулированной Законом, — это их забота.

Отметим, что законодательные новшества в регулировании вопросов, связанных с разработкой, утверждением и содержанием устава, внесли довольно существенные изменения в функции школ. Из текста нового Закона и других законодательных актов следует, что устав — документ учредителя, который обязан разрабатывать устав школы строго в соответствии с требованиями законодательства; утверждать устав и изменения к нему в порядке, разработанном самим учредителем; следить за изменениями законодательства и своевременно вносить соответствующие изменения в текст устава; регистрировать устав и вносимые в него изменения в порядке, установленном законодательством.

С введением в действие нового Закона школы освобождаются от обязанности разрабатывать и принимать устав. Поскольку обязан-

ность разрабатывать устав предполагала и слежение за изменениями законодательства, и внесение в него соответствующих изменений, это тоже в большинстве случаев ложилось на школы. На практике как-то сложилось само собой, что утверждением своих уставов и регистрацией уставов и вносимых в них изменений занимались также школы, они же из своих средств оплачивали пошлины, взимаемые органами регистрации юридических лиц, при регистрационных действиях.

Новый Закон прямым образом не снимает эти функции со школ, но и не закрепляет их за ними. По крайней мере, в статье 28, определяющей компетенцию образовательных организаций, ничего не говорится о том, что они должны осуществлять какие-либо действия с уставами. В отношении устава законодательством для образовательных организаций установлена задача — формировать локальную нормативную базу и осуществлять свою деятельность строго в соответствии с уставом.

Однако на практике большинству школ (а возможно, и всем) вряд ли удастся освободиться от работы, связанной с внесением изменений в устав и регистрацией этих изменений. Мало того, что учредителям эта работа непривычна и обременительна, многие из них, особенно представляющие крупные муниципальные образования, выступающие учредителями большого количества образовательных организаций, могут просто не справиться с таким объёмом работ без привлечения к участию в них своих образовательных организаций. Кроме того, устав школы — это документ, который обладает двойным статусом: с одной стороны, это документ учредительный, документ учредителя, с другой стороны, это локальный нормативный акт школы. Вторая его ипостась накладывает на школу обязанность заботиться, наряду с учредителем, о состоянии и содержании своего устава. НО

Подводя итоги:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.