ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1 2
Ходжаев Б.К. , Жураев Б.Т. Email: [email protected]
1Ходжаев Болта Курбанович - кандидат педагогических наук, доцент;
2Жураев Бобомурод Тожиевич - преподаватель, кафедра педагогики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается роль и место школьных музеев в нравственно-эстетическом воспитании школьников, обосновываются принципы организации работы школьных музеев. Нравственно-эстетическое воспитание представляет собой сознательную, целеустремленную, социально-организованную деятельность, направленную на формирование у молодого поколения общечеловеческих убеждений, знаний, черт, норм и навыков соответствующего поведения, развитие эстетических чувств, сознания и идеалов. В нравственно-эстетическом воспитании учащихся важную роль играют школьные музеи. В качестве примера рассматривается опыты работ ряда школьных музеев Республики Узбекистан.
Ключевые слова: школьный музей, нравственно-эстетическое воспитание, экспозиция, деятельность.
SCHOOL MUSEUM AS A MEANS OF MORAL AND AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN Khodzhaev B.K.1, Zhuraev B.T.2
1Khodzhaev Bolta Kurbanovich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; 2Zhuraev Bobomurod Tozhievich - Teacher, DEPARTMENT OF PEDAGOGY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article reveals the role and place of school museums in the moral and aesthetic education of schoolchildren, justifies the principles of the organization of school museums. Moral and aesthetic education is a conscious, purposeful, socially organized activity aimed at the formation of the young generation of universal human beliefs, knowledge, traits, norms and skills of appropriate behavior, the development of aesthetic feelings, consciousness and ideals. School museums play an important role in the moral and aesthetic education of students. As an example, the experience of a number of school museums of the Republic of Uzbekistan is considered.
Keywords: school museum, moral and aesthetic education, exposition, activity.
УДК 379.822
В годы независимости в Узбекистане одной из приоритетных проблем стало нравственно-эстетическое воспитание молодежи. Ведь благополучие и социально-экономическое развитие страны тесно связаны с молодым поколением и его нравственно-эстетическими воззрениями. В воспитании такой личности велика роль школьных музеев, отражающих жизненный путь и исторический подвиг народа, труд великих предков, национально-духовных ценностей и традиции. Как показывает опыт, ни один народ не может представить своё будущее, не зная своё прошлое и духовное наследие. Школьный музей представляет как яркий пример обычаи и традиции великого народа способствует формированию чувство гордости за богатое историческое прошлое и мужество народа. И поэтому является важным средством
нравственно-эстетического воспитания школьников. Недаром Президент Республики Ш.М. Мирзиёев подчёркивал: «Мы мобилизуем все силы и возможности нашего государства и общества для того, чтобы наша молодёжь обладала самостоятельным мышлением, высоком интеллектуальным и духовным потенциалом, ни в одной сфере не уступала своем сверстникам из других стран, была счастлива и уверенна в своём будущем» [1,40]. Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что нравственно-эстетическое воспитание в средней общеобразовательной школе - одна из самых существенных проблем в системе всесторонне гармонично-развитой личности. В национальной программы по подготовки кадров подчёркивается необходимость воспитания школьников в духе общественной идейности, творческой активности, самодеятельности, боевых и трудовых традиций узбекского народа, неукоснительного соблюдения нравственных норм, дисциплины, уважения к старшим, привития им бережного отношения к национальной собственности и природе. Эти требования направляют весь учебно-воспитательный процесс на совершенствование форм и методов идейно-политического, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Музеи как важное звено нравственно-эстетического воспитания признаны способствовать расширению кругозора учащихся, формированию у них системы научных, исторических знаний выработать умение самостоятельно оценивать исторические факты, анализировать новые события и явления с позиций общего хода социально-исторического процесса. По мнению отдельных учёных, они могут успешно решать эти задачи лишь при условии, если в основу их деятельности положен ряд принципов организации к работе школьных музеев [4, 25]:
- идейно-политическая направленность всей работы;
- связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом школы;
- учебно-исследовательский метод, поиск, включающий краеведение, как основа развития и деятельность музея; опора на предметные кружки и факультативы;
-общественно-полезная направленность работы; опора на положительной деятельности союз молодёжи;
-связь с местной махаллой и с ветеранами войны и труда.
В школах республики организованы различные школьные музеи, которые можно классифицировать следующим образом: исторические, литературные, художественные, технические, естественнонаучные (ботанические, зоологические, географические, этнографически и т.д.), краеведческие. Основная цель этих музеев исходит из решения следующих задач:
- осуществление идейного, нравственного, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные работы, связанные с приобщением к сокровищам родного края;
- расширение политической зрелости, художественно-эстетических наклонностей, дарований учащихся в области культуры;
- воспитание нравственно-эстетических качеств, идеалов, мировоззрения, чувства патриотизма;
- организация культурного досуга, разумных развлечений школьников, способствующих творческой активности, индивидуальных способностей, укреплению здоровья, бодрости и жизнерадостности.
Рис. 1. Общий вид города Бухары
Как показывает опыт, самым распространённым видом музея в школах республики являются музеи исторические и музеи боевой и трудовой славы. Цель этих музеев заключается в раскрытии роли правового демократического государства и гражданского общества как направляющей и организующей силы в развитии социально-экономического, духовно-культурного общества.
В формировании у молодого поколения научного мировоззрения, общечеловеческой морали, убеждения, нравственного и эстетического идеала важное значение имеет организованный музей «Истории Бухары» школы N06 города Бухары, который знакомит учащихся с жизнью и деятельностью бухарского народа в героических прошлых лет.
Чему посвящен этот музей? Экспозиции, представленные в нем, раскрывают наиболее значимые вехи старой Бухары. Музей рассказывает о вкладе жителей города Бухары и Бухарской области в развитии духовно-нравственного и культурного жизни Республики.
В школе №6 города Бухары под руководствам директора организован музей «Истории Бухары». В музее находятся такие экспонаты, которые не только ограничиваться отражением в нем жизни и деятельности бухарского народа, его мужественную борьбу за создание общечеловеческой культуры, но и показать как бухарский народ в эти эпохи самоотверженно трудился за строительство нового демократического гражданского общества. Также необходимо в экспозициях показать сущность событий отражающие жизнь и самоотверженный труд и раскрывать его деятельность с точки зрения прошлого. В музей «Истории Бухары» расположен такой экспонат который отражает Арк Бухары, где жиле семя Эмира и его близких, подчинённых. В музее находятся витрины где, хранятся посуды, и домашние обиходы который пользовался народ. Экспонаты на музее переданы в дар хокимиятом города и области, приобретены или изготовлены силами населений города, учащихся и педагогов.
Согласно закону об образовании Республики Узбекистан и нормативно-правовым актом, регулирующем деятельности школьных музеев, одной из важных задач является воспитание патриотизма у школьников, как важный компонент нравственно-эстетического воспитания систематически в музее «Истории Бухары» школа №6 города Бухары проводятся уроки мужества и занятия отражающие жизни и трудовые деятельности жителей Бухарской области. Средства музейной деятельности школы №23 города Бухары делятся на художественные (книги, фотоальбомы, художественных произведений, фотографии писателей, печатные издания, репродукции картин, видео материалы), социально-производственные (экскурсии по фабрикам, заводам, сельского хозяйства), общественно-исторические (экскурсии по общественным учреждениям, по историческим памятникам и т.д.). Эти экскурсии способствовали развитию у учащихся литературоведческие, искусствоведческие, естественно - производственные, историческое знания, навыков и умения школьников. В отдельных школах республики организованы литературные и художественные музеи, которые направлены на знакомство учащихся с жизнью и творчеством узбекских писателей, народным художественным творчеством. Школьные коллективы стремятся, чтобы глубокая идейная убеждённость, безграничная вера в правоту великого кустарного дела служили неиссякаемым источником духовных сил современного юношества, его морально-политической сплоченности.
Музей, - пишет И.М. Банников, - культурно-образовательное, научно-просветительское учреждение, хранилище, памятников духовной культуры, историко-краеведческих и художественных ценностей [2, 16]. Следуя этого высказывания школы города Бухары часто организуют экскурсии по школьным музеям, которые развивают ум, мышления, способности учащихся по изучаемым школьным предметам.
В выше указанной школе под руководством учительницы М.Р. Шоймардоновой организован классный исторический музей, которые имеют картины, стенды, экспонаты отражающие обиход узбекских семьей, коллекции сельскохозяйственных продуктов и активистов школьной общественности. Это можно проследить по нижеуказанным стендам.
Учительницей М.Р. Шоймардоновой составлен примерный план классного музея, который выглядит так:
1. Собрать материалы по историческим местам и памятникам г. Бухары.
2. Установить связь с музеями г. Бухары которые обогащает экспонатами школьного музея.
3. Найти и начать переписку с членами героями прошлых событий г. Бухары и представителями передовиков — промышленников области.
4. Приготовить стенды, фотоальбомы, экспозиции;
5. Проводить дни героев и передовиков народного хозяйство, культуры и искусства;
6. Организовать инсценировки, утренники и вечера, посвященные историческим событиям и датам.
7. Написать сочинения на тему: «Что взволновало меня в событиях отражённых в экспозициях музея».
В школе № 21 Гиждуванского района Бухарской области организован школьный музей «Национальное ремесло». Музей постоянно обогащаетесь народными продукциями национального ремесла, архитектурными памятниками, портретами местных мастеров изобразительного искусства, ветеранами войны, передовиками сельского хозяйства района найденными членами музея. Члены музея изучают и знакомятся с культурой, искусством, народным творчеством, историческими памятниками родного края, своего города, села и охраняют местные исторические памятники. Изучая героические подвиги отцов и дедов в годы Великой Отечественной войны организуют встречи с ветеранами, труда года воны с участниками этих войн, с художниками любимых картин и портретов, совершают
экскурсии, походы и путешествия по историческим местам города, области, республики, собирают для музея исторические архитектурные материалы, посещают памятные места, связанные с именами местных деятелей искусства и культуры. Музей школы богат с материалами национального ремёсла и историческими архитектурными памятниками, портретами художников республики, области, рисунками самих учащихся. В школе часто проводятся областные, республиканские семинары по нравственно-эстетическому воспитанию. Руководителем музея является зам. директора по воспитательной работы Рахмат Махмудов. Интересные занятия в музее проводят члены редколлегии и руководители музея Б. Камалов, С. Тошева, Ш. Эргашев. Особенно, на наш взгляд, большое нравственное и эстетическое значение имеют беседы проводимые ими на тему: «Национальные ремёсла родного края», «Как ты понимаешь красоту человеческого труда», «Образ нашего современника в произведениях художников и в действительности», «Чему учат нас экспонаты национального ремёсла» и т.д.
Наибольшей интерес вызывают краеведческие и естественнонаучные музеи, организованные в школах республики силами педколлективов и школьников. В них учащиеся знакомятся с памятниками истории и природы, связанными с социально-экономическим, политическим и культурным развитием родного края. В экспозициях музеев сохраняются материалы, изображающие историю родного города, района (села), школы, что способствует воспитанию у учащихся чувства патриотизма, безграничной любви к родному краю. В этом отношении хорошо организована работа в школе № 15, 21, 32 Пешкунского района. В школе имеемся хорошо оборудованный ботанический музей, где выращиваются и сохраняются культурные богатства родной природы. Большинство уроков ботаники проводятся в этом музее. Наряду с образовательными задачами музей выполняет и большую воспитательную работу.
Таким образом, просветительско-воспитательная миссия школьных музеев оказывают большое влияние на нравственное и эстетическое становление личности. Только их нужно методически правильно использовать в учебно-воспитательном процессе. Это дает удивительные результаты, усиливает работу по выполнению государственно-общественной программы по всестороннему и гармоническому развитию личности.
Список литературы /References
1. Мирзиёев Ш.М. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. Выступление на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат. Ташкент: «Узбекистан» НМИУ, 2016. С. 40.
2. Банников М.И. Патриотическое воспитание курсантов в социально-культурной среде военного вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Банников Максим Игоревич. Челябинск, 2019. С. 113.
3. Жураев Б. Т. Социально-духовное развитие студентов // ББК 74.48 Р76. С. 22.
4. Огризко З.Л., Сейненский А.Е. Организация и деятельность школьных музеев. В кн.: Школьные музеи. М.: Просвещение, 1977. С. 25.
5. Ходжаев Б.К., Ходжаев Б.Б. Подготовка студентов педагогического факультета к формированию эстетической культуры у школьников //Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив, 2016. С. 184-188.