УДК 372.878
П. А. Абрамова
Учитель музыки МБОУ «СОШ № 24» г. Химки, Московская обл.
ШКОЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное школьное образование находится в процессе поиска оптимальных форм и методов общего обучения школьников. Цель статьи заключается в описании результатов практической работы по формированию музыкальной культуры школьников через преодоление проблем школьного музыкального образования. Методы исследования: анализ научной литературы по школьному музыкальному образованию; экспериментальная проверка разработанных путей преодоления выявленных проблем музыкального образования школьников; обобщение результатов экспериментальной проверки. Результатом исследования является описание путей преодоления выявленных проблем школьного музыкального образования. Вывод исследования заключается в том, что установлена эффективность путей преодоления проблем в школьном музыкальном образовании, которая доказана показателями сформированности музыкальной культуры школьников в начале и по окончанию учебного года.
Ключевые слова:
музыкальное образование, музыкальная культура, показатели музыкальной культуры школьников,
проблемы школьного музыкального образования.
В процессе школьного воспитания происходит формирование музыкального интереса у школьников, развитие их музыкальных способностей. Вопросами музыкального школьного образования занимались учёные Э.Б. Абдуллин [1], Ю.Б. Алиев [3], Л.А. Безбородова [3], Н.А. Ветлугина [6], Е.И. Павлов [10] и др. Их работы можно обобщить выводом о том, что в школьном образовании следует формировать фундамент для воспитания и развития музыкального образования подрастающего поколения. Проблему музыкальной культуры изучали А.С. Алпатова [2], А.Н. Никифорова [9], С.С. Скребков [13], Л.С. Шабакаева [9] и др. Под музыкальной культурой понимается совокупность музыкальных произведений вне их художественной ценности, и систему социальных институтов (музыкальное обращение, музыкальная критика, музыкальное книгопечатание, музыкальные студии, музыкальный шоу-бизнес) [13]. Музыкальная культура школьника заключается в качестве познания музыкальных произведений, и в умении адаптироваться в социальных институтах музыкальной сферы.
Школьное музыкальное образование закладывает фундамент для формирования и всестороннего развития музыкального вкуса, а затем и становления музыкальной культуры школьников. На основе работ Е.А. Бодиной [4], Л.Л. Бочкарёва [5], И.В. Груздовой [7], И.М. Красильникова [8], В.И. Петрушина [11], С.В. Рощёпкиной [12] и др., были выявлены, изучены и обобщены показатели сформированности музыкальной культуры школьников:
-эмоционально-ценностное отношение к музыкальным произведениям; -адекватное музыкальное восприятие музыкальных произведений; -нравственно-эстетическое понимание музыки; -накопление опыта музыкально-творческой деятельности.
Формирование обозначенных показателей музыкальной культуры школьников происходит через передачу базовых знаний, обучение умениям и выработкой устойчивых навыков в музыкальной деятельности, что послужит началом для самостоятельного знакомства с музыкальным искусством, а может быть и для музыкального самообразования, в условиях основной школы. В ФГОС обозначены цели и задачи музыкального школьного образования [14; 15]. Целью школьного музыкального образования является формирование и развитие музыкальной культуры школьников как одного из компонентов духовно-( 'б )-
нравственной культуры обучающихся, через создание условий для укрепления общей духовности общества, расширения мировосприятия обучающихся, формирования ориентиров в окружающем информационном пространстве. Задачи школьного музыкального образования обеспечивают сформированность показателей музыкальной культуры школьников и направлены на формирование и развитие:
-интереса и любви к музыке; умения понимать и ценить её красоту;
-эмоционального восприятия окружающего мира школьниками;
-музыкально-образного мышления, понимание закономерностей искусства;
-творческих музыкальных способностей, практических навыков исполнения музыкальных произведений, сочинения и слушание музыки, её пластическое интонирование;
-потребности в общении с музыкальными шедеврами и музыкальном самообразовании.
Изучив нормативные материалов, научную, методическую и педагогическую литературу автор исследования составил рабочие программы по предмету «Музыка» для обучающихся 1-8 классов общеобразовательной школы. В течение учебного года составленные программы реализовывались с разной степенью успешности. На основе личного практического опыта организации процесса обучения музыке в общеобразовательной школе автор исследования выявил и сформулировал ряд проблем, которые не позволяют реализовать образовательные программы по музыке в полном объёме:
-нарушение целостности системы школьного музыкального образования;
-перегрузка школьников художественной и музыкальной информацией из окружающей и повседневной жизни;
-частичное неприятие обучающимися того, что предлагает учитель.
Поэтому актуальным становится вопрос о детальном изучении выявленных проблем и разработке путей их преодоления, что положительным образом скажется на общей воспитанности школьников в части музыкальной подготовки через эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения не только современного, но и классического и народного искусства. Степень успешность школьного музыкального образования проявляется в знаниях музыки и о музыке, в широте опыта эмоционально-ценностного отношения к музыкальным произведениям.
В ходе практической работы по преодолению проблем школьного музыкального образования были разработаны пути преодоления выявленных проблем. Рассмотрим их в порядке ранжирования проблем по степени важности.
- Нарушение целостности системы школьного музыкального образования. Принцип системности образования является обще дидактическим принципом педагогики, который подразумевает относится к школьному музыкальному образованию как к самостоятельной системе со всеми внутренними и внешними взаимосвязями. Под такой системой понимается не просто преемственность целей, задач, принципов, средств, форм, методов и музыкального материала от класса к классу (что обеспечивается требованиями ФГОС), но и обеспеченность школ учителями музыки. На практике случилась такая ситуация, что в некоторых классах уроки музыки не проводились один учебный год, что привело к потере интереса к музыке, пробелам в знаниях. Автору статьи пришлось усиливать дидактическое и содержательное наполнение уроков. Подготовка требовала комплексной проработки этапов уроков, учитывая музыкальный материал прошлого учебного года для подготовки школьников к восприятию материала по теме программы текущего года.
- Перегрузка школьников художественной и музыкальной информацией из окружающей и повседневной жизни. Несмотря на то, что проблемой развития музыкального вкуса школьников занимаются многих учёные, эта проблема продолжает оставаться актуальной из-за несформированной музыкальной культуры подрастающего поколения. К сожалению, музыка в настоящее время превратилась в практически не воспринимаемый шум, чему способствует её беспрестанное звучание по радио, ТВ, легкий доступ скачивания в сети интернет, что приводит к её обесцениванию, а далее к неумению людей серьёзно и осмысленно её слушать. Для преодоления этой проблемы полноценно подходит музыка классическая и народная. Воспитание активного слушателя классической и народной музыки имеет два аспекта. Первый
обеспечивает организацию условий для того, чтобы школьники активно воспринимали музыку, т.е. учились сопереживать музыкальным настроениям, заражаться эмоциями и настроениями, которые композитор подразумевает в музыкальном произведении. Затем следует организовать эстетическое обсуждение услышанного произведения, и осмысливание характера переживания, обсуждение выразительных средств, которые использовались при воплощении музыкально-художественного образа. Второй аспект заключается в художественном и педагогическом руководстве музыкальными интересами обучающихся, т.к. этот процесс имеет свои особенности и трудности. Как показал практический опыт, у школьников сформирован интерес к познанию музыки и желание чувствовать её, понимать и узнать как можно больше о музыкальном произведении. Школьники лучше воспринимают музыку, если она подходит к ним просто, непосредственно через чувства, а не через воспитательные цели взрослых. Задачей школьного учителя музыки является убедить обучающихся в том, что музыку нельзя не слышать, что умение слышать музыку является необходимой вещью для их развивающегося ума.
- Частичное неприятие обучающимися того, что предлагает учитель. Третья проблема логически вытекает из первых двух проблем. Для решения этой проблемы следует соблюдать ряд требований к организации уроков музыки: социологические (сочетание единство требований и уважения к личности каждого ребёнка); коммуникативные (характер взаимодействия учителя со школьниками); физиологические (необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности развития школьников); организационные (работоспособность школьников зависит от состояния здоровья, расписания, времени суток, и пр.); психологические (интерес к урокам музыки формируется в соответствии с возрастными особенностями школьников, степенью сформированности внимания, уровнем развития памяти).
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы школьного музыкального образования, выявлены и решены при организации уроков музыки в общеобразовательной школе. Практическое исследование проводилось на протяжении всего учебного года. В течение первой четверти они были выявлены и проанализированы. Затем анализировалась научная педагогическая, методическая, психологическая литература, на анализе которой была определены пути преодоления выявленных проблем. Проблема нарушение целостности системы школьного музыкального образования проявилась в том, что в некоторых классах уроки музыки не проводились в прошлом учебном году, её решение сработало на формирование таких показателей сформированности музыкальной культуры школьников, как адекватное музыкальное восприятие музыкальных произведений; накопление опыта музыкально-творческой деятельности.
На первых же уроках музыки выявился тот факт, что школьники не ориентируются ни в видах музыкальных произведений, ни в музыкальных направлениях, считая классическую и народную музыку скучной и не модной. Работа по преодолению второй проблемы позволило создать условия для формирования следующих показателей: эмоционально-ценностное отношение к музыкальным произведениям; нравственно-эстетическое понимание музыки.
Третья проблема особенно остро проявилась в 7-х и 8-х классах, что объясняется психолого-педагогическими особенностями подросткового возраста. При её преодолении происходит формирование всех четырёх показателей сформированности музыкальной культуры школьников: эмоционально-ценностное отношение к музыкальным произведениям; адекватное музыкальное восприятие музыкальных произведений; нравственно-эстетическое понимание музыки; накопление опыта музыкально-творческой деятельности.
Список использованной литературы:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алпатова А.С. Народная музыкальная культура. Архаика : учебник для СПО. М.: Издательство Юрайт, 2019. 247 с.
3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. М.: «Академия», 2002.
4. Бодина Е.А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века : учебник для вузов.
М.: Издательство Юрайт, 2018. 333 с.
5. Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. М: БЭК, 1990.
6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. 415 с.
7. Груздова И.В. Психология воспитания школьника: электрон. учеб.-метод. пособие / И.В. Груздова, Г.А. Медяник. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2017.
8. Красильников И.М. Потребность школьников в музицировании и ее реализация в современной отечественной образовательной практике // Музыка в школе. 2018. № 1. С. 25-28.
9. Никифорова А.Н., Шабакаева Л.С. Развитие классических традиций музыкального образования и современные технологии // Музыка в школе. 2019. № 5. С. 53-56.
10.Павлов Е.И. Музыка и обучение ребенка [Электронный ресурс]: учебное пособие / Павлов Е.И., Глозман Ж.М. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2019. 122 е.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79775.html. ЭБС «IPRbooks».
11. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебник и практикум для СПО / В. И. Петрушин. М. : Издательство Юрайт, 2018. 380 с.
12.Рощупкина С.В. Музыкальное развитие учащихся начальной школы как средство формирования музыкально-творческой активности // Музыка в школе. 2017. № 2. С.64-67.
13.Скребков, С. С. Анализ музыкальных произведений: учебник для вузов / С. С. Скребков. М. : Издательство Юрайт, 2018. 302 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования // Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования // Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897.
© Абрамова П.А., 2020
УДК 37
О.А. Вяльцева
педагог дополнительного образования
с.Курсавка, РФ
ИТОГИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ КРАЕВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
Аннотация
В статье содержится информация об основных направлениях и методах маркетинговых исследований, а также об итогах маркетинговых исследований рынка труда региона за 2019 год, проведенных в рамках реализации краевой инновационной площадки, функционирующей на базе ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл» с января 2019 года.
Ключевые слова
Маркетинговые исследования, рынок труда, субъект рынка рабочей силы.
Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, внутренний потенциал субъекта рынка рабочей силы. Основой исследований маркетинга служит общенаучные и аналитико-прогностические методы. Информационное обеспечение складывается из кабинетных, а также из различных источников информации.
Конкретным результатом маркетинговых исследований являются разработки, которые используются