Научная статья на тему 'Школьная инклюзия детей с ограниченными образовательными потребностями в Республике Молдова'

Школьная инклюзия детей с ограниченными образовательными потребностями в Республике Молдова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ИНКЛЮЗИЯ / АССИМИЛЯЦИЯ ОПЫТА ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ / АДАПТАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / INCLUSION / ASSIMILATION OF THE EXPERIENCE OF THE SCHOOL ENVIRONMENT / ADAPTATION / SCHOOL ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плэтикэ Адина Анатольевна, Куртева Оксана Викторовна

В данной статье рассматриваются вопросы организации инклюзивного образования в общеобразовательных учебных заведениях Республики Молдова. Описываются ключевые моменты в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Программы развития инклюзивного образования в Республике Молдова на 2011-2020 годы предполагают реализацию подхода, согласно которому все дети должны иметь равные шансы на посещение школы и учиться вместе. Одна из важнейших задач современного образования, в том числе образования детей с особыми образовательными потребностями, заключается в формировании компетенций социальной инклюзии. Достижение данной цели требует сплоченности всех лиц, которые вовлечены в данный процесс и играют важную роль в процессе обучения данных детей, особенно в начале пути, облегчая адаптацию к учебному процессу и к группе сверстников с типичным развитием. Школа это учреждение, предоставляющее образовательные услуги любому ребенку, независимо от происхождения, биологических, психологических, социальных или культурных особенностей. Социальная эволюция в последние годы все больше и больше воплощает в жизнь идею человеческого разнообразия и возможностей для всеобщего образования. Процесс ассимиляции ребенком опыта школьной среды означает приспособление образцов собственного поведения к новым ситуациям. Данный процесс облегчен благодаря четкой структуре инклюзивного образования в Республике Молдова, включающей центральный (Республиканский центр психологопедагогической помощи), районный (Районная служба психологопедагогической помощи) и местный (Многопрофильная внутришкольная комиссия) уровни. На всех уровнях услуги в инклюзивном образовании представлены дидактическими кадрами, специализированным персоналом: психолог, логопед, психопедагог, кинетотерапевт, вспомогательный педагогический персонал и другие квалифицированные специалисты. Основная задача этих специалистов состоит в облегчении трудностей в образовании, устранении проблем структурного, организационного, эмоционального и другого характера, возникающих у учеников с особыми образовательными потребностями. Для успешной инклюзии детей с особыми образовательными потребностями, помимо работы специалистов, необходима заинтересованность со стороны родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL INCLUSION FOR CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN THE REPUBLIC OF MOLDOVA

This article discusses the organisation of inclusion in comprehensive schools of the Republic of Moldova and describes key points in the education of children with special educational needs. The Program for the development of inclusive education in the Republic of Moldova for 2011-2020 represents an approach whereby all children should have equal opportunities to attend school and study together. One of the most important tasks of modern education, including the education of special needs students, is to develop competencies for social inclusion. The achievement of this goal requires a united effort in behalf of all the people who are involved in this process and who play an important role in teaching these children, especially at the early stages, facilitating adaptation to the educational process and to a group of peers. A school is an institution that must provide educational services to any child regardless of their origin, and their biological, psychological, social, or cultural characteristics. In addition, in recent years social evolution has increasingly embraced the ideas of human diversity and the opportunity for universal education. The process of assimilating the experience of the school environment by a child means adapting his/her behaviour patterns to new situations. This process is made easier thanks to a clear structure of inclusive education in the Republic of Moldova at the top (Centre of Psychological and Pedagogical Assistance), district (District Psychological and Pedagogical Assistance Services) and local level (Multidisciplinary Intraschool Commission). At all levels, services in inclusive education are provided by pedagogical staff and specialised personnel, i. e. psychologists, speech therapists, psycho-pedagogues, kinetotherapists, auxiliary teaching staff and other highly qualified specialists. For inclusion to be successful, in addition to the effort made by professionals in education, parents should also be involved in the process of inclusive education for children with special needs.

Текст научной работы на тему «Школьная инклюзия детей с ограниченными образовательными потребностями в Республике Молдова»

Психология человека в образовании, 2020, т. 2, № 1 Psychology in Education, 2020, vol. 2, no. 1 _www.psychinedu. ru

Психологические технологии в образовании УДК 376(478) Э01: 10.33910/2686-9527-2020-2-1-113-118

Школьная инклюзия детей с ограниченными образовательными потребностями в Республике Молдова

А. А. Плэтикэ1, О. В. Куртева02

1 Тараклийский Государственный Университет им. Гр. Цамблак, Республика Молдова, МБ7402, г. Тараклия, ул. Мира, д. 9 2 Комратский Государственный Университет, Республика Молдова, МБ+3805, г. Комрат, ул. Галацана, д. 17

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы организации инклюзивного образования в общеобразовательных учебных заведениях Республики Молдова. Описываются ключевые моменты в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Программы развития инклюзивного образования в Республике Молдова на 2011-2020 годы предполагают реализацию подхода, согласно которому все дети должны иметь равные шансы на посещение школы и учиться вместе. Одна из важнейших задач современного образования, в том числе образования детей с особыми образовательными потребностями, заключается в формировании компетенций социальной инклюзии. Достижение данной цели требует сплоченности всех лиц, которые вовлечены в данный процесс и играют важную роль в процессе обучения данных детей, особенно в начале пути, облегчая адаптацию к учебному процессу и к группе сверстников с типичным развитием. Школа — это учреждение, предоставляющее образовательные услуги любому ребенку, независимо от происхождения, биологических, психологических, социальных или культурных особенностей. Социальная эволюция в последние годы все больше и больше воплощает в жизнь идею человеческого разнообразия и возможностей для всеобщего образования. Процесс ассимиляции ребенком опыта школьной среды означает приспособление образцов собственного поведения к новым ситуациям. Данный процесс облегчен благодаря четкой структуре инклюзивного образования в Республике Молдова, включающей центральный (Республиканский центр психолого-педагогической помощи), районный (Районная служба психолого-педагогической помощи) и местный (Многопрофильная внутришкольная комиссия) уровни. На всех уровнях услуги в инклюзивном образовании представлены дидактическими кадрами, специализированным персоналом: психолог, логопед, психопедагог, кинетотерапевт, вспомогательный педагогический персонал и другие квалифицированные специалисты. Основная задача этих специалистов состоит в облегчении трудностей в образовании, устранении проблем структурного, организационного, эмоционального и другого характера, возникающих у учеников с особыми образовательными потребностями. Для успешной инклюзии детей с особыми образовательными потребностями, помимо работы специалистов, необходима заинтересованность со стороны родителей.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, инклюзия, ассимиляция опыта школьной среды, адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация.

Сведения об авторах

Адина Анатольевна Плэтикэ, e-mail: platica1980@yahoo.com

Оксана Викторовна Куртева, e-mail: oxana-curteva@mail.ru Для цитирования: Плэтике, А. А., Куртева, О. В. (2020) Школьная инклюзия детей с ограниченными образовательными потребностями в Республике Молдова. Психология человека в образовании, т. 2, № 1, с. 113— 118. DOI: 10.33910/2686-95272020-2-1-113-118

Получена 28 февраля 2020; прошла рецензирование 1 апреля 2020; принята 6 апреля 2020. Права: © Авторы (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

School inclusion for children with special educational needs

in the Republic of Moldova

A. A. Platica1, O. V. Kurteva1

H2

1 Taraclia State University, 9 Strada Mira, Taraclia, MD7400, Republic of Moldova 2 Comrat State University, 17 Strada Galatana, Comrat, MD3805, Republic of Moldova

Authors

Adina A. Platica,

e-mail: platica1980@yahoo.com

Oksana V. Kurteva,

e-mail: oxana-curteva@mail.ru

For citation:

Platica, A. A., Kurteva, O. V. (2020) School inclusion for children with special educational needs in the Republic of Moldova. Psychology in Education, vol. 2, no. 1, pp. 113-118. DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-1-113118

Received 28 February 2020; reviewed 1 April 2020; accepted 6 April 2020 Copyright: © The Authors (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract. This article discusses the organisation of inclusion in comprehensive schools of the Republic of Moldova and describes key points in the education of children with special educational needs. The Program for the development of inclusive education in the Republic of Moldova for 2011-2020 represents an approach whereby all children should have equal opportunities to attend school and study together. One of the most important tasks of modern education, including the education of special needs students, is to develop competencies for social inclusion. The achievement of this goal requires a united effort in behalf of all the people who are involved in this process and who play an important role in teaching these children, especially at the early stages, facilitating adaptation to the educational process and to a group of peers. A school is an institution that must provide educational services to any child regardless of their origin, and their biological, psychological, social, or cultural characteristics. In addition, in recent years social evolution has increasingly embraced the ideas of human diversity and the opportunity for universal education. The process of assimilating the experience of the school environment by a child means adapting his/her behaviour patterns to new situations. This process is made easier thanks to a clear structure of inclusive education in the Republic of Moldova at the top (Centre of Psychological and Pedagogical Assistance), district (District Psychological and Pedagogical Assistance Services) and local level (Multidisciplinary Intra-school Commission). At all levels, services in inclusive education are provided by pedagogical staff and specialised personnel, i. e. psychologists, speech therapists, psycho-pedagogues, kinetotherapists, auxiliary teaching staff and other highly qualified specialists. For inclusion to be successful, in addition to the effort made by professionals in education, parents should also be involved in the process of inclusive education for children with special needs.

Keywords: children with special educational needs, inclusion, assimilation of the experience of the school environment, adaptation, school adaptation, social adaptation.

Введение

Известно, что исключение детей, молодых или взрослых людей из образовательного процесса признается дискриминацией и считается нарушением прав. Международное право содержит запреты на сегрегацию по признаку расы, этнической принадлежности или национальности в учебных заведениях. Социализация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями (ООП) является сегодня приоритетной задачей не только в международной политике, но и в политике образования Республики Молдова.

Краткий обзор состояния проблемы

С принятием «Программы развития инклюзивного образования в Республике Молдова

на 2011-2020 годы» инклюзивное образование стало государственным приоритетом. В нем предусматривается включение всех детей в общеобразовательную систему независимо от их культурной, социальной, этнической, расовой, религиозной и экономической принадлежности или от их умений и интеллектуальных или физических способностей, не нарушающее их права воспитываться и расти в семье. Основанное на парадигме «образование для всех», инклюзивное образование представляет собой подход, согласно которому все дети должны иметь равные шансы на посещение школы и учиться вместе (Постановление Правительства Республики Молдова № 523... 2011).

Одна из важнейших задач современного образования, в том числе образования детей с ООП, заключается в формировании компетенций социальной инклюзии. Достижение этой

цели требует сплоченности всех лиц, которые вовлечены в данный процесс и играют важную роль в обучении данных детей, особенно в начале пути, облегчая адаптацию к учебному процессу и к группе сверстников с типичным развитием. По данным Национального бюро статистики, дети с ограниченными возможностями составляют 1,7 % от общего числа детей Республики Молдова. Число детей с ограниченными возможностями в последние годы увеличивается. Каждый четвертый получатель пособия по инвалидности — это ребенок в возрасте до 18 лет. У детей основной причиной инвалидности являются врожденные пороки развития (26,1 %), а также психические и поведенческие расстройства (24,0 %) (Ре^оапе1е си ШгаЫ1М£... 2018).

Школьная адаптация как часть процесса инклюзии

Если мы воспринимаем школу как основной социализирующий институт, то школьная адаптация является частью процесса социальной инклюзии для детей с ООП. Этот процесс имеет фундаментальное значение для содействия дальнейшей адаптации к общественной жизни через формирование поведения и взглядов, умений и социальных навыков, способствующих интеграции в социум. Кроме того, школьная адаптация детей с ООП позволяет ученикам с типичным развитием под руководством учителей правильно воспринимать и понимать проблемы данных детей (СЬе^и^ 2016). Большинство авторов понимают школьную адаптацию как изменения поведения ребенка, необходимые для того, чтобы он получил возможность справиться со школьной программой и соотнести свою линию поведения со школьными правилами для принятия статуса и роли ученика. С одной стороны, адаптация — это постоянная борьба между личными желаниями, потребностями и требованиями школы, с другой стороны — это двойное движение, представленное эффектами ассимиляции (включения влияний окружающей среды в уже сложившиеся у ребенка поведенческие схемы) и размещения (использования ранее разработанных поведенческих схем в новых ситуациях).

В данном контексте «инклюзия» — это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. Степень, в которой ребенок обладает необходимыми умениями и оказывается в состоянии отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в условиях школьного обучения, будет

определять то, насколько хорошо он к ним приспособлен. Когда между этими двумя факторами возникает несоответствие и поведение или учеба ребенка не отвечают школьным ожиданиям, его рассматривают как недостаточно адаптированного и нуждающегося в определенном вмешательстве. Это вмешательство, в свою очередь, может быть связано с коррекцией дефицита умений ребенка или с изменением требований и характеристик самой школьной ситуации (Крившенко 2005).

Подготовка ребенка к школе — неотъемлемая часть социальной инклюзии — начинается в семье и продолжается в годы, проведенные в другом учреждении (ясли, детский сад), посещаемом до школы. В этот период устанавливаются «основные вехи» адаптации, которые дополняются и постепенно углубляются в последующие годы (Соа^ап, Уа8Пе8си 1988).

В результате даже в течение одного учебного года дети находятся под влиянием новых ценностей, и постепенно происходит развитие личности. «Специфика школьной адаптации — это переплетение механизмов межличностной и педагогической адаптации» (Nevogan 2006, 173).

Последний механизм определяется как соответствие ответа учащегося на учебные требования, возможность усваивать информацию, эффективно и творчески ее использовать. Члены семьи хорошо знают друг друга и имеют крепкие эмоциональные отношения, поэтому ребенку очень трудно в первые недели школы адаптироваться к другим требованиям и отношениям, которые больше не имеют аффективного отклика. В школе ребенок должен уважать общественный строй, подчинять свое поведение системе правил. Таким образом, процесс школьной адаптации требует умственной и поведенческой перестройки.

В литературе процесс адаптации часто описывается как имеющий три периода (СЬе^и^ 2016).

Острый период (дезадаптация) характеризуется конфликтом между поведением и привычками ребенка, стереотипами и новыми требованиями к окружающей среде. Он проявляется через отклонения в поведении ребенка (в отношениях «ребенок — ребенок», отношениях «взрослый — ребенок» и т. д.). Могут наблюдаться нарушения беглости речи, расстройства вегетативной нервной системы, изменения массы тела, изменения в иммунной системе (частые заболевания, апатические состояния) и др.

Латентный период (фактическая адаптация) — это период, когда ребенок активно осваивает новую среду, формируя новые образцы поведения. Период сопровождается следующими признаками: постепенное уменьшение конфликтных состояний; подавление аппетита; нарушения поведения и вербального общения и др.

Период компенсации — это период, в течение которого ребенку удается принять новые правила и следовать им. Характерным признаком данного периода является стабильность поведения, эмоционального и соматического состояния.

Уровни инклюзивного образования

Процесс ассимиляции ребенком опыта школьной среды, приспособление образцов собственного поведения к новым/текущим ситуациям облегчены благодаря четкой структуре инклюзивного образования в Республике Молдова, представленной тремя организационными уровнями:

1. Центральный уровень. Республиканский центр психопедагогической помощи, который подчиняется Министерству образования, культуры и исследований. Его основными задачами являются:

• разработка и адаптация инструментов диагностики развития ребенка;

• разработка методологии предоставления помощи детям со специальными образовательными потребностями;

• инициирование и развитие межведомственного партнерства с различными структурами в целях внедрения программ инклюзивного образования;

• рассмотрение обжалований по заключениям специалистов, осуществляющих комплексную оценку развития детей, в которых определяется характер образовательных потребностей ребенка, и предоставлению психолого-педагогической помощи ребенку и семье, предоставление методологической помощи специалистам в работе с детьми со специальными образовательными потребностями на уровне районной службы психопедагогической помощи и принятии решений по этим вопросам (Постановление Правительства Республики Молдова № 732... 2013).

2. Районный уровень. Районная служба психопедагогической помощи, которая юридически подчиняется районному управлению образования, а методологически — Республикан-

скому центру психолого-педагогической помощи. Ее основными задачами являются:

• осуществление комплексной оценки детей для инклюзивного образования;

• определение специальных образовательных потребностей и разработка рекомендаций по мерам вмешательства и услугам поддержки для инклюзивного образования в зависимости от специфических потребностей детей;

• осуществление переоценки детей со специальными образовательными потребностями;

• издание рекомендаций по инклюзивному образованию;

• предоставление методической поддержки по психолого-педагогической помощи и психологическому консультированию учреждениям образования (Постановление Правительства Республики Молдова № 732. 2013).

3. Местный уровень.

А. Многопрофильные внутришкольные комиссии создаются в общеобразовательных заведениях и находятся в подчинении у администрации этих заведений. Основными задачами комиссий являются:

• выявление трудностей в обучении детей и первичная оценка уровня развития;

• определение специфических потребностей учеников с ООП и мер вмешательства, которые может оказать учебное заведение;

• координирование и составление индивидуального учебного плана для каждого ученика с ООП и представление их на педагогическом совете для утверждения (Ефтоди, Балан 2016).

Б. Ресурсные центры инклюзивного обучения действуют при учебных заведениях и имеют цель облегчить инклюзию детей в общеобразовательные учреждения и квалифицированно подходить к их особым потребностям. Их основными задачами являются:

• планирование и осуществление мероприятий образовательной поддержки для детей с особыми образовательными потребностями;

• оказание специализированных услуг по психологической, логопедической и другой помощи;

• оказание информационной и методической поддержки дидактическим кадрам из учебного заведения в отношении особенностей развития и путей вмешательства, направленного на решение проблем,

с которыми сталкиваются дети во время образовательного процесса;

• обеспечение условий для развития ребенка соответственно индивидуальным возможностям и потенциалу;

• организация программ по информированию общественности (Metodología de organizare sifunctionare... 2015).

На всех уровнях услуги в инклюзивном образовании представлены дидактическими кадрами, специализированным персоналом: психолог, логопед, психопедагог, кинетотерапевт, вспомогательный педагогический персонал и другие квалифицированные специалисты. Основная задача этих специалистов состоит в облегчении трудностей в образовании, устранении проблем структурного, организационно-

го, эмоционального и другого характера для учеников с ООП (Platica 2007).

Выводы

Школьная жизнь важна для процесса инклюзии детей с ООП, в котором заинтересованы непосредственно родители и учителя, а также все специалисты, помогающие ребенку. Создание дружеской атмосферы, сотрудничество в образовательной среде способствуют развитию позитивного отношения к другим людям, повышает вовлеченность в общественную жизнь, ориентирует на общение со сверстниками и взрослыми людьми, стимулирует к проявлению себя не только как объекта, но и как субъекта межличностных отношений.

Литература

Ефтоди, А., Балан, А. (2016) Инклюзивное образование. Методическое пособие для непрерывного обучения дидактических кадров, работающих в области инклюзивного образования детей. Ч. 3. Кишинев: б. и., 128 с.

Крившенко, Л. П. (2005) Педагогика. М.: Проспект, 429 с.

Постановление Правительства Республики Молдова № 523 от 11.07.2011 «Обутверждении Программы развития инклюзивного образования в Республике Молдова на 2011-2020 годы». (2011) [Электронный ресурс]. URL: https://www.legis.md/cautare/getResults?doc_id=103260&lang=ru (дата обращения 11.12.2019).

Постановление Правительства Республики Молдова № 732 от 16.09.2013 «О Республиканском центре психопедагогической помощи и районной/муниципальной службе психопедагогической помощи». (2013) [Электронный ресурс]. URL: https://www.legis.md/cautare/getResults?doc_id=22066&lang=ru (дата обращения 11.12.2019).

Coa^an, A., Vasilescu, A. (1988) Adaptarea $colara. Bucure^ti: Editura $tiintifica Enciclopedicá, 128 p.

Ghergut, A. (2016) Educatia incluziva si pedagogía diversitátii. Iasi: Polirom, 232 p.

Metodología de organizare sifunctionare a Centrului de Resursepentru Educatia Incluzivi din institutia de inátámant preuniversitar. (2015) Ordinul Ministerului educatiei al Republicii Moldova № 100 din 26.02.2015. [Online]. Available at: https://mecc.gov.md/sites/default/files/ordin_me_nr_100_26_02_2015.pdf (accessed 11.12.2019).

Nevogan, V. (2006) Introducere in psihologia educatiei. Bucure^ti: Editura Universitará, 224 p.

Pláticá, A. (2007) Problema integrárii copiilor hipoacuzici in rándurile semenilor sánáto^i. Univers pedagogic, no. 2, pp. 64-68.

Persoanele cu dizabilitáti in Republica Moldova in anul 2017. (2018) Biroul National de Statisticá. [Online]. Available at: http://www.statistica.md/newsview.php?l=ro&idc=168&id=6191 (accessed 09.05.2019).

References

Coa^an, A., Vasilescu, A. (1988) Adaptarea $colará [Schooladaptation]. Bucure^ti: Editura §tiintificá Enciclopedicá, 128 p. (In Romanian)

Eftodi, A., Balan, A. (2016) Inklyuzivnoe obrazovanie. Metodicheskoe posobie dlya nepreryvnogo obucheniya didakticheskikh kadrov, rabotayushchikh v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya detej [Inclusive education. Toolkit for continuing education of didactic personnel working in the field of inclusive education for children]. Pt. 3. Kishinev: s. n., 128 p. (In Russian)

Ghergut, A. (2016) Educatia incluzivá si pedagogia diversitátii [Inclusive education and diversity pedagogy]. Iasi: Polirom, 232 p. (In Romanian)

Krivshenko, L. P. (2005) Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Prospekt Publ., 429 p. (In Russian)

Metodologia de organizare sifunctionare a Centrului de Resurse pentru Educatia Incluzivi din institutia de inátámant preuniversitar [Methodology of the organization and functioning of Resource Centers of Inclusive Education in pre-university educational institutions]. (2015) Ordinul Ministerului educatiei al Republicii Moldova № 100 din 26.02.2015 [Approved by the Order of the Ministry of Education of the Republic of Moldova No. 100 of February 26, 2015]. [Online]. Available at: https://mecc.gov.md/sites/default/files/ordin_me_nr_100_26_02_2015. pdf (accessed 11.12.2019). (In Romanian)

Nevogan, V. (2006) Introducere in psihologia educatiei [Introduction to the psychology of education]. Bucure^ti:

Editura Universitara, 224 p. (In Romanian) Persoanele cu dizabilitati in Republica Moldova in anul 2017 [People with disabilities in the Republic of Moldova in 2017]. (2018) Biroul National de Statistica [National Bureau of Statistics]. [Online]. Available at: http://www.statistica.md/newsview.php?l=ro&idc=168&id=6191 (accessed 09.05.2019). (In Romanian) Platica, A. (2007) Problema integrarii copiilor hipoacuzici in randurile semenilor sanato^i [The problem of inclusion hard of hearing children among healthy peers]. Univers pedagogic — Pedagogical Universe, no. 2, pp. 64-68. (In Romanian)

Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Moldova № 523 ot 11.07.2011 "Ob utverzhdenii Programmy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v Respublike Moldova na 2011-2020 gody" [Decree of the Government No. 523 of July 11, 2011 "On the approval of the Program for the Development of Inclusive Education in the Republic of Moldova for2011-2020"]. [Online]. Available at: https://www.legis.md/cautare/getResults?doc_id=103260&lang=ru (accessed 11.12.2019). (In Russian) Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Moldova No. 732 ot 16.09.2013 "O Respublikanskom tsentre psikhopedagogicheskoj pomoshchi i rajonnoj/munitsipal'noj sluzhbe psikhopedagogicheskoj pomoshchi" [Decree of the Government No. 732 of September 16, 2013 "About of Republican Center for Psycho-Pedagogical Assistance and the District / Municipal Service for Psycho-Pedagogical Assistance"]. [Online]. Available at: https://www.legis.md/cautare/ getResults?doc_id=22066&lang=ru (accessed 11.12.2019). (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.