Научная статья на тему 'Школьная идентичность ребенка'

Школьная идентичность ребенка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
467
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ШКОЛА / ОБЩЕСТВО / УРОК / САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / IDENTITY / SCHOOL / SOCIETY / LESSON / SELF-MANAGEMENT / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорьев Дмитрий Васильевич

Статья посвящена вопросам идентичности ребенка в школе и социализации учебных заведений в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCHOOL IDENTITY OF THE CHILD

The article is devoted to issues of identity of the child in school and socialization of the educational institutions in society.

Текст научной работы на тему «Школьная идентичность ребенка»

ТЕМА НОМЕРА: ФЕНОМЕН ДЕТСТВА

Д.В. Григорьев Школьная идентичность ребенка1

Статья посвящена вопросам идентичности ребенка в школе и социализации учебных заведений в обществе.

Ключевые слова: идентичность, школа, общество, урок, самоуправление, социализация.

Кем ребенок может ощущать себя в школе? Сыном или дочерью своих родителей. Мальчиком (юношей) или девочкой (девушкой). Другом своих школьных друзей. Другом своих нешкольных друзей (например, из дворовой компании). Учеником своих учителей. Участником детско-взрослой школьной общности («гражданином школы»). Гражданином общества. Членом своей этнической группы. Членом своей религиозной группы. Вот в первом приближении тот набор идентичностей ребенка, который имеет место в школьной реальности.

Хорошая школа обязательно поддерживает весь набор идентичностей, но особенно внимательно и глубоко работает с теми позициями, что попадают в сферу ее прямой ответственности — «ученик своих учителей», «гражданин школы» и «гражданин общества».

Каждая из указанных идентификационных позиций формируется специфическим образом:

— позиция «ученик своих учителей» формируется преимущественно в учебном процессе и школьном дополнительном образовании;

— позиция субъекта детско-взрослой школьной общности, «гражданина школы» получает оформление в общественной среде школы. Общественная среда — это клубы, общешкольные события, детско-взрослое управление, детское самоуправление и т. п.;

— позиция «гражданин общества» формируется во внешкольном (внешнем по отношению к школе, но все-таки связанном с ней) социализационном пространстве. Ребенок занимает эту позицию, участ-

1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект 11-06-00948а).

© Григорьев Д.В., 2012

вуя в социальных проектах школы, социальных акциях, общественных объединениях и т. д.

Три указанные сферы школьной реальности активно взаимодействуют, влияют друг на друга. Они почти никогда не находятся в равновесии, потому что за ними скрывается важнейшее социокультурное противоречие: учебность (школьная организация) — клубность (школьная община) — социальность (большое общество). Соотношение и движение этих трех сфер во многом определяет уклад школы.

В современной школе явно перевешивает первая сфера, и мы сталкиваемся со стратегией, которую можно назвать экспансией учебности — переносом учебных форм и учебного содержания и на общественную среду школы, и на внешкольное пространство.

Когда-то экспансия учебности из средневековых университетов способствовала развитию гражданских начал в европейском обществе. Не так сегодня. Редуцированная, очищенная от осмысленного ученичества учеб-ность массовой школы, к тому же загнанная в рамки ЕГЭ, не только лишает детей возможности стать учащими самих себя (субъектами учебной деятельности), разрушает их личностные структуры, но и подавляет, подминает по себя другие сферы школы. Вместо реального детского самоуправления мы сплошь и рядом имеем педагогическое задание детям ситуаций якобы самостоятельной работы, вместо школьных клубов — добровольно-принудительные факультативы и кружки, вместо совместных детско-взрослых социальных проектов — педагогически заданные учебные проекты. Процветает «заурочивание воспитания» (термин В.А. Караковского): «урок мужества», «урок этики», «урок толерантности» и т. д. вместо создания возможностей и ситуаций для мужественных, нравственных поступков. Ребенок прочитывается педагогами как «тотальный ученик», его субъ-ектность как гражданина школы и общества игнорируется.

На социальные вызовы, обращенные к ней, школа реагирует в той же «учебной» логике. Возникает проблема наркотизации — классный руководитель проводит беседу о вреде наркотиков. Дети втягиваются в потребительский образ жизни — отвечаем мероприятием на тему высокой духовности и нравственности, скроенным по учебным лекалам. Ответы очевидно не соразмерны вызовам.

Какую стратегию можно противопоставить экспансии редуцированной учебности? Может быть, прямую альтернативу — экспансию социальности в образование? Экспансия социальности в образование — копирующий перенос явлений и процессов общественной жизни в школьное воспитание и обучение (например, властных отношений, организационных иерархий, демократических институтов и т. д.). Однако при прямом переносе социальность так мощно входит в школу, что начинает разрушать ее. Много сказано о пагубности бюрократизма для школьной жизни, о вреде излишней регламентации, опасностях иерархизма. Однако и школьные выборы,

парламенты, республики, президенты, суды и прочее при всей их внешней благополучности нарушают нечто важное в нормальном ходе детско-взрос-лых отношений, формализуют и зачастую нивелируют ту разницу, тот зазор, которые необходимы для подлинного диалога детского и взрослого миров. Копирование социального демократизма чревато для школы вымыванием из нее культуры наставничества и ученичества.

Общественная среда школы в силу своего срединного положения между учебным процессом и внешкольным социализационным пространством (отсюда и особая хрупкость этой среды) вряд ли может рассматриваться в качестве источника зарождения столь же мощного тренда, каковыми являются экспансия учебности и экспансия социальности в образование1. Слишком зависимо то, что мы называем школьной общиной, детско-взрослой общностью как от учебной, так и от социальной нормативности. Однако интересно, что именно в школах с развитой общественной средой сегодня есть осознание как бесперспективности дальнейшей экспансии учебности, тупиков экспансии социальности, так и необходимости выхода из «блестящей изоляции» школы от социума, осмысленной работы с социальностью.

На мой взгляд, сегодня надо прорабатывать иную стратегию — «проращивание» в школьное образование задач общественного развития. Не копирование социальности как она есть (что можно назвать социальной адаптацией школы), а посильное, культуросообразное участие школьного образования в общественных преобразованиях. Эту стратегию можно назвать стратегией неадаптивной социализации школы2.

К примеру, школа сталкивается с социальной пассивностью детей. Конечно, можно наращивать ресурс обществоведческих дисциплин, провести серию бесед «Что значит быть гражданином?» или активизировать работу школьного парламента, но эта работа, в лучшем случае, снабдит детей полезным социальным знанием, сформирует положительное отношение к общественному действию, но не даст опыта самостоятельного действия в социуме. Между тем, мы прекрасно понимаем, что знать о том, что такое гражданственность, ценить гражданственность — вовсе не значит поступать как гражданин, быть гражданином. А вот технология, предполагающая движение от проблемно-ценностной дискуссии с участием внешних экспертов к переговорной площадке школьников с представителями влас-

1 Жизнеспособные школы общинного типа были и остаются штучным явлением.

2 Различение социальной адаптации (вхождение в общество через приспособление к социальным нормам и структурам) и неадаптивной социализации (вхождение в общество через участие в общественных преобразованиях, конструировании социальности) предложено Ю.В. Громыко. Нами разрабатываются понятия культурной адаптации и неадаптивной инкультурации, которые вкупе с понятиями Ю.В. Громыко задают целостность картины социализации-инкультурации как индивидуумов, так и общественных институтов.

ти и общественных структур и далее — к общественно востребованному детско-взрослому социально-образовательному проекту, выводит подростков в самостоятельное общественное действие.

Запуск неадаптивной социализации школы происходит во внешкольном социализационном пространстве — через детско-взрослые социально-образовательные проекты; через формы продуктивной коммуникации школьного сообщества с другими общественными субъектами; через неимитационные социальные акции, инициируемые школой; через социально значимую деятельность школьных детско-юношеских общественных объединений и организаций, детско-взрослых образовательных производств.

Серьезная работа в этих формах накладывает глубокий отпечаток и на общественную среду школы, и на учебный процесс (основной и дополнительный). Нам становится под силу превратить школьные собрания из назидательных бесед, в которых мы подводим детей к заранее сформулированным выводам, в реальные акты социального самоопределения. В школьном самоуправлении у детей появляется собственная сфера ответственности, ресурсы для ее освоения и возможность настоящего действия. Школьные клубы обрастают социальными связями и отношениями, получают постоянный импульс к развитию (как показывает практика, без социального партнерства школьные клубы вырождаются в кружки). Социальные проекты становятся источником новых учебных проектов. В содержании уроков появляются не только учебные, но и социальные проблемы.

Если школа заходит на проблемы воспитания и социализации таким образом, от осмысленных ею задач общественного развития, то она находит и реальные задачи воспитания, и настоящих партнеров, и стоящие ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.