Научная статья на тему 'Школьная форма в современном обществе'

Школьная форма в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4252
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ФОРМА / ШКОЛА / УЧЕНИКИ / ТКАНЬ / ЦВЕТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьная форма в современном обществе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1 "2 Щербак А.А. , Богданова А.О.

1 Щербак Анастасия Андреевна - студент;

Богданова Арина Олеговна - студент, отделение «преподавание в начальных классах», Некрасовский педагогический колледж № 1, г. Санкт-Петербург

Ключевые слова: школьная форма, школа, ученики, ткань, цвет.

ВО!: 10.24411/2542-081Х-2019-11202

Актуальность работы:

На данный момент в нашей стране имеется много разногласий о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она даёт: повышает дисциплину и успеваемость или же лишает индивидуальности.

Цель исследования - изучение и анализ проблемы внешнего вида современного ученика.

Объект исследования - школьная форма

Предмет исследования - необходимость введения единой школьной формы для учащихся.

Ко Дню Знаний родители будущего школьника готовятся чуть ли не с января. Они встают в очередь на запись своего ребёнка в первый класс, собирают все необходимые документы, школа принимает решение о его зачислении, формируются коллективы первых классов, проводятся различные родительские собрания и дни открытых дверей, в которых говорится о том, что понадобится в первом классе. Чаще всего, на собраниях педагоги сразу говорят о необходимости приобрести школьную форму. Казалось бы, это обычная формальность, однако она часто создаёт немало хлопот, связанных с приобретением школьной формы, её использовании в повседневной жизни школьника (особенно это касается мальчиков зимой, когда они возвращались

70

домой в мокрой, заснеженной и мятой школьной форме после снежного побоища после занятий), а также заставляет родителей задуматься о ее целесообразности в принципе. Ведь без этой формы можно было бы сэкономить немало денег, времени на её выбор, а также стирку и глажку, ведь так? И, как правило, на фоне всех этих проблем встаёт старый, как мир, вопрос: «А нужна ли детям школьная форма?». Но прежде, чем попробовать ответить на этот вопрос, давайте заглянем в историю школьной формы. [3]

Первая школьная форма была введена в 1552 году в школе Christ Hospital в Лондоне, Великобритания. Ученикам выдали длинное синее пальто, а также желтые чулки по колено. Практически такая же школьная форма используется в этой школе и по сей день. А самое ранее задокументированное доказательство использование стандартного дресс-кода в учебном заведении датировано 1222 годом, когда архиепископ Кентерберийский постановил обязательное ношение Cappa Clausa, специального головного убора, напоминающего колпак. Эта практика эволюционировала в стандартный набор школьной формы в Англии и частично применялась в благотворительных школах, где школа предоставляла форму для бедных детей. Со временем, университеты, колледжи и школы использовали форму как показатель статуса ученика и его класса. И хотя в наше время школьная форма может выглядеть устаревшей, она проделала немалый путь от её первоначального вида до современного. [2]

В России же история школьной униформы началась в 1834 год, когда была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Изначально, форма имела полувоенный вид и состояла из мундира темно-зеленого сукна с темно-синим суконным воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам. При этом, для гимназистов трёх петербургских гимназий была оставлена особая форма, введённая чуть ранее: синие суконные однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами.

Парадные синие фрачные мундиры также украшали красный воротник с золотыми галунными петлицами и позолоченные пуговицы. Фуражки отличались лишь наличием выпушек: воспитанникам первой гимназии полагались красные, второй — белые, третьей — голубые. [1]

В 1918 году школьная форма была объявлена буржуазным пережитком и отменена. Вернулась она в 1948 году и была очень похожа на дореволюционную: мальчикам полагалась синяя фуражка с серебристым гербом, серая гимнастерка, для девочек: серые или темно-серые и темно-коричневые платья с белыми подворотничками и с чёрными фартуками. Фартуки у девочек могли также быть белыми, но в качестве парадной формы. Также, была регламентирована прическа школьников. Так мальчиков первоклассников стригли наголо, третьеклассникам разрешали небольшие челки, пятиклассникам был доступен полубокс, а семиклассникам и старше разрешали польку. Девочкам даже в старших классах рекомендовали носить косы с чёрными (белыми в парадной форме) бантами, допуская какую-либо прическу лишь в исключительных случаях. Впоследствии, форма была модернизирована в 1962 году. Правила, касающиеся причёсок, стали менее строгими, мальчики стали носить темные пиджаки и брюки с однотонными рубашками, девочки — прежние платья коричневого цвета с повседневными чёрными фартуками, в особых случаях они надевали парадные фартуки и банты. Также существовали различия в некоторых советских республиках. Так, в Узбекской ССР девочки носили голубые платья, а в Украинской ССР форма мальчиков была коричневого цвета. Были отменены фуражки для мальчиков, а на форме слева красовались значки организаций, в которых состоял учащийся (Октябрятская организация, ВОДП, ВОКККП и т.п.). Пионеры носили красные галстуки и значки ВЛПО, члены ВЛКСМ носили соответствующий значок. В начале 1980 годов для девочек был введён темно-синий костюм-тройка с нарукавным знаком на пиджаке. В 1992 году

обязательная школьная форма была отменена, однако 20 лет спустя вновь получила законный обязательный статус, пусть и без единого стандарта. [4]

Психология цвета.

Немалое значение в одежде человека имеет цвет, поэтому мы приведём краткие характеристики некоторых цветов, которые чаще всего встречаются в одежде учеников школы. Психологи давно установили, что различные цвета вызывают у людей разные эмоциональные реакции. И наоборот, люди с различными уровнями беспокойности выбирают различные цвета. Белый. Цвет невинности и чистоты. Белый цвет у многих символизирует чистоту помыслов, искренность, юность, неискушенность. Даже врачи носят белые халаты, больничные палаты раньше были сдержаны в белом цвете). Однако белый цвет может быть целительным. Людей, склонных к так называемой «зимней» депрессии, лечат белым светом, который дает толчок образованию гормонов кортизола, «пробуждающих» организм. Постоянная темнота, напротив, делает человека апатичным и ввергает в депрессию. Психологи утверждают, что склонность к одежде сочетаний белого с другими цветами свидетельствует об уравновешенности личности, а также о творческой, жизнелюбивой натуре. Чёрный цвет - антоним белому. Это цвет тайны, зла, печали, смерти. Чёрная душа, чёрная зависть, чёрный рынок, чёрный день. Чёрный - это почти всегда что-либо негативное, опасное, запрещенное. Черный цвет - цвет противозаконности. В каждом вестерне найдётся бессовестный, одетый в чёрное убийца с револьвером в руке. Кроме того, чёрный цвет - цвет экзистенциалиста, философа, творческой личности, играющей своим интеллектом, как актёр на сцене. Люди, одевающиеся только в чёрное, привлекают к себе внимание психологов. Они хотят произвести впечатление, любят эффектные выходы и одновременно с этим подавляют свои подавляют свои внутренние наклонности.

Красный - цвет, пробуждающий наиболее глубокие и сильные чувства. Многим людям нравится красный цвет. Красный - цвет жизни, радости, здоровья. Красный символизирует и опасность (предостерегающие дорожные знаки большей частью красного цвета). Красный - цвет агрессивности и страсти. В ярости кровь приливает к щекам. Люди от смущения краснеют. В медицине красный цвет успешно используют при лечении ветрянки и кори.

Синий цвет вызывает приятные ощущения. Он успокаивает, охлаждает, расслабляет, умиротворяет. Синий цвет обозначает идеализм, интуицию, стабильность, покой, традиции. Синий цвет у многих народов - это символ отдыха и удовлетворения самим собой.

Склонность к синему цвету позволяет заключить, что человек добросовестно выполняет свои обязанности и действует продуманно и рационально.

В природе представлены все оттенки зелёного цвета. Зелёный цвет смягчает страсти и - так же как синий -успокаивает. Этот цвет надежды, естественности, юности, свежести.

Зелёный цвет в умеренных дозах успокаивает, обилие зелени вызывает депрессию.

Серый цвет - выражение желания остаться незаметным. Он обозначает готовность к компромиссам, балансированию и индифферентность. Серый цвет многим кажется скучным и незначительным. Одежду серого цвета носят мужчины и женщины на работу, этот цвет говорит о серьёзности, основательности, компетентности, усердии. [5]

Итак, возвращаемся к вопросу выше: Нужна ли школьная форма?

С одной стороны, школьная форма нужна, так как она учит воспитанника дисциплине: за формой нужно следить и

поддерживать в опрятном виде. Также, в школьной форме, ребёнок выглядит респектабельнее и его проще воспринимать всерьёз, а самому школьнику проще влиться в какую-либо компанию, так как все равны перед друг другом. Также, государственный портал РосКачество провёл исследование, опросив более 2000 человек о необходимости школьной формы. 75% опрошенных в прошлом сами носили школьную форму, а 70% считают этот опыт положительным.

С другой стороны, школьная форма — это лишние затраты, это не всегда удобная одежда для ребёнка, особенно если он любит задержаться с друзьями после школы и погулять с ними. Свободная форма — это огромный простор самовыражения для школьника, и в каком-то плане, так ему будет проще найти именно тех друзей, которые будут обладать теми же вкусами и интересами, что и сам ребёнок.

Занимаясь этим вопросом, мы тоже решили узнать, как же всё-таки дети и их родители относятся к школьной форме и нужна ли она вообще. Для проведения исследования нами была составлена анкета (приложение 2), при помощи которой был проведен опрос учащихся начальной школы по параллелям

Проведя исследование, мы определили следующие данные.

По результатам опроса детей начальной школы:

Было опрошено 128 учеников начальной школы

83% школьников считают, что школьная форма в школе нужна

76% детей предпочитают одежду в строгом стиле

51% детей считают, что должен ли быть какой-либо отличительный аксессуар в школьной форме для обучающихся

72% детей считают, что если бы в школе ввели свободный стиль одежды то, они бы продолжил бы носить школьную форму

По результатам опроса родителей учеников:

87% родителей нравилось носить школьную форму

55% родителей считают, что школьная форма прививает вкус к деловому костюму, формирует чувство стиля и меры

44% родителей считают, что школьная форма снижает затрату времени и сил родителей на приобретение различных вариантов одежды для посещения ребенком школы

41% родителей считают, что школьная форма позволяет экономить семейный бюджет

38% родителей считают, что школьная форма устраняет визуальную разницу между обучающимися из семей с различным материальным достатком

33% родителей считают, что школьная форма прививает вкус к деловому костюму, формирует чувство стиля и меры

82% родителей считают, что обязательная (единая) школьная форма не имеет каких-либо недостатков

91% родителей считают, что школьная форма должна быть, качественной и безопасной для здоровья, функциональной и комфортной, легкой в уходе, доступной по цене, классической (строгой), оригинальной и стильной

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей исследовательской работе мы многое узнали, о том, когда появилась школьная форма в России, в чем заключалась потребность её введения. Собрали материал об истории школьной формы, выяснили, какое значение в одежде человека имеет цвет. В ходе проведения этой работы мы убедились в необходимости введения школьной формы. Ведь не зря она существует на протяжении продолжительного времени и является очень актуальной. Безусловно, у нее есть недостатки, но все же достоинства преобладают. Мы считаем, что школьная форма — это лицо ученика и ее ведение необходимо. К тому же как показывают результаты анкетирования, сами родители и дети по большей части сами лично не против школьной формы.

Список литературы

1. Рудова Л. Размышления о школьной форме //. 2004. С. 25-45.

2. Алексеева М. Первоклашки — «за», родители — «против». Российская газета. № 119 2004.

3. Покровская О. И бантик на запястье. [Электронный ресурс]. Апрель 2003. intermoda.ru/03521.html/ (дата обращения: 14.05.2019).

4. Сайт МБОУ лицей №1 имени семи Героев Советского Союза, выпускников школы, г. Славянска-на-Кубани [Электронный ресурс]. https://litsey1.obr23.ru/item/219327/ (дата обращения: 14.05.2019).

5. Выбор и психология цвета. Подбираем свой типаж. [Электронный ресурс] Ноябрь 2009. Раздел красота и здоровье. http://ilovehandmade.ru/2009/vybor-i-psixologiya-cveta-podbiraem-svoj-tipazh-prodolzhenie/ (дата обращения: 14.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.