УДК 94 (47) «19»
ФОРМЕННЫЙ МУНДИР ЧЛЕНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В XIX ВЕКЕ
А
© Е.Н.Курочкина1
Иркутский государственный технический университет,
664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Становление высших органов управления Российской империи рассматривается через призму развития форменной одежды государственных служащих. Развитие гражданского форменного мундира происходило параллельно с развитием государственного аппарата. В контексте изучения истории гражданской форменной одежды объектом исследования являются предметы обмундирования чиновников. С развитием государства огромная роль отводилась управленческому аппарату.
Ил. 2. Библиогр. 15 назв.
Ключевые слова: государственный контроль; император; форменный мундир; служащий; Российская империя; мундирное шитье; история костюма; государственный аппарат.
FULL DRESS UNIFORM OF STATE CONTROL MEMBERS IN XIX CENTURY E.N. Kurochkina
Irkutsk State Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The formation of the supreme authorities of the Russian Empire is considered through the prism of civil servants' uniform development. The development of civil full dress uniform took place in parallel with the development of the state apparatus. In the context of studying the history of civil uniforms the object of the study is the items of officials' uniforms. The role of the administrative apparatus increased with the development of the state.
2 figures. 15 sources.
Key words: state control; Emperor; full dress uniform; employee; Russian Empire; uniform sewing; costume history; state apparatus.
Манифестами от 25 июля 1810 г. и 25 июня 1811 г. управление государственными доходами и расходами было разделено на 3 части, из которых первая была вверена Министру финансов, вторая - Государственному казначею, третья - Государственному контролёру [1].
Государственный контролёр получил все права министра Российской империи и вёл «высшее наблюдение за поверкой счетов» по всем военным и гражданским департаментам. Обычно Государственный контролёр присутствовал на заседаниях Сената, помимо этого он имел право непосредственного доклада императору. Под руководством Государственного контролёра Манифестом от 25 июля 1810 г. было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов, состоящее из двух департаментов: первый контролировал счета по гражданской части, второй - по военной.
В 1836 г. Главное управление ревизии государственных счетов было преобразовано в Государственный контроль, одновременно было утверждено новое положение о Государственном контроле, которое изменило его устройство и расширило права. Наряду с этим были установлены правила отчётности для министерств и главных управлений, а в 1836 г. окончательно сформировалась так называемая «система генеральной отчетности», которая просуществовала до первых лет царствования Александра II
(1855-1881 )[2].
К 1862 г. император Александр II приходит к выводу, что вследствие секретности мнение общества о госбюджете гораздо хуже, чем он «на самом деле того заслуживает» [2]. Предпринятая им финансовая реформа с 1862 г. снимает секретность с госбюджета, а с 1866 г. отчёты ведомства становятся публичными. Вводится единый для всех ведомств госбюджет с едиными остатками и единой кассой - кассой Министерства финансов.
Особым статусом в системе государственного финансового контроля в Российской империи в первой половине XIX в. обладали государственные учреждения, управление которыми непосредственно относилось к ведению императора и его жены. Эти учреждения имели иммунитет со стороны Государственного контроля при проверке финансовой отчётности, они самостоятельно осуществляли контроль над движением своих средств, однако технология этой деятельности тоже содержалась в частных счётных уставах. Наличие неподотчётных Государственному контролю учреждений не позволяло обеспечить целостность финансового контроля в Российской империи [3].
В конце декабря 1818 г. для чиновников Управления ревизии государственных счетов - Государственного контроля, были установлены новые мундиры (раньше служащие ведомства пользовались губернскими мундирами). Для приобретения новой формен-
1Курочкина Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры дизайна, магистрант Института архитектуры и строительства, тел.: 89148847924, 89501446005, e-mail: kurohka@mail.ru
Kurochkina Elena, Senior Lecturer of the Department of Design, Graduate Student of the Institute of Architecture and Construction, tel.: 89148847924, 89501446005, e-mail: kurohka@mail.ru
ной одежды служащим была произведена единовременная выплата в размере месячного оклада, донашивать мундиры старого образца запрещалось [4].
Служащие, ранее осуществлявшие контроль финансовой деятельности военного и морского ведомства и перешедшие в Государственный контроль, сохранили прежнюю военную и морскую форму [5].
Для ведомства Государственного контроля был утверждён тёмно-зелёный мундир с суконной красной выпушкой, с воротником и обшлагами из тёмно-синего бархата. По верхнему или нижнему краю воротника, обшлагам или карманным клапанам располагалось золотое одностороннее шитье в виде дубовых листьев с желудями, чередующихся с сухими веточками [6].
Для начальника ведомства, занимавшего должность Государственного контролёра, было введено двустороннее шитьё, элементы которого шли навстречу друг другу, окружавшее воротник, обшлага и клапаны (рис. 1) [7, л. 44].
Чины Государственного контроля, входившие в состав контрольных учреждений для проверки работ и расходов на местах, носили двубортные мундиры военного покроя с тёмно-зелёным суконным воротником и обшлагами. Светло-синяя выпушка проходила по воротнику, обшлагам, карманным клапанам и бортам мундира. Отложной воротник шился из чёрного сукна,
был украшен золотыми галунными петлицами со светло-синими просветами (рис. 2) [8, л. 45].
Более детально описание форменной одежды, в том числе и для чинов ведомства Государственного контроля, разъяснялось в специальном издании 1989 г. «Форменная одежда гражданских чинов всех ведомств и учреждений» [7].
Форменное платье для чиновников ведомства состояло из парадной, праздничной, обыкновенной, особой, будничной и дорожной форм.
Основным элементом формы служащих Государственного контроля был однобортный суконный полукафтан тёмно-зелёного цвета на девяти пуговицах со скошенным воротником-стойкой из синего бархата. Рукава с прямыми разрезными бархатными обшлагами с двумя пуговицами, задние карманные клапаны прямые с четырьмя пуговицами. Суконные канты светло-синего цвета проходили по верхнему краю воротника, обшлагам, борту и задним карманным клапанам. Карманные клапаны, воротник и обшлага украшало золотое шитье. Дополняли костюм матовые позолоченные пуговицы с изображением государственного герба. Подкладка под юбкой полукафтана была чёрная, а в рукавах - белая, на левой стороне полукафтана, ниже талии, на юбке, делалась прорезь для шпаги [6, л. 44].
Рис. 1. Форма обмундирования чинов 2-го разряда Государственного контроля
Рис. 2. Форма обмундирования чинов Государственного контроля
Сюртук, входивший в комплект формы чиновников ведомства, шился из тёмно-зелёного сукна общеустановленного покроя с отложным воротником из синего бархата, с теми же пуговицами, что на полукафтане. На отрезных обшлагах нашивались две пуговички малого размера. Государственному контролеру и его товарищу (помощнику) полагались продольные плечевые знаки. Всем остальным чиновникам для отличия чина - петлицы на концах воротника [6].
Продольные плечевые знаки изготавливали из золотого галуна шириной 4,5 см, «нашитого на светлосиний суконный подбой со светло-синим суконным кантом и такими же просветами, с серебряными звездочками для отличия чинов». Петлицы на сюртуке были из синего (тёмно-яхонтового) бархата со светлосиним суконным кантом. Для обозначения чинов служили «серебряные звёздочки и золотые просветы с золочеными матовыми пуговицами с двуглавым орлом в венке из дубовых ветвей». На тужурке, пальто и шинели петлицы того же образца, но длиною 9 см и с пуговицей большего размера на верхнем конце [8].
При парадной и праздничной формах обязательно носили однобортный полукафтан, шпагу и треугольную шляпу. Регламент ношения особой и будничной форм предписывал занимавшим должность не ниже шестого класса носить мундирный фрак. Для должностей с седьмого и ниже классов парадную, праздничную и особую формы составляли: двубортный сюртук, тёмно-зелёные брюки, белый жилет, треугольная шляпа, шпага, чёрный галстук, белые замшевые перчатки, ордена и знаки отличия по положению [8].
В обыкновенную форму входили сюртук, жилет и брюки одного цвета, головным убором служила треугольная шляпа. Будничную форменную одежду составляли те же предметы, только шляпа заменялась фуражкой. Дорожная форма состояла из тёмно-серой суконной тужурки на четырёх или шести пуговицах,
тёмно-зелёных брюк и жилета [8].
Длинные форменные брюки (белые или темные) носили поверх сапог, но при полукафтанах они могли быть и с галуном, и без него. При сюртуке и тужурке -тёмно-зелёные брюки без галуна и канта. Шпагу с серебряным темляком и кистью носили на портупее под полукафтаном и сюртуком [8, л. 45].
Треугольная шляпа входила в комплект парадной, праздничной и обыкновенной форм. Фуражка была единой для чинов всех разрядов - тёмно-зелёного сукна «с синим бархатным околышем и кантом вокруг нижнего и верхнего края околыша, но без канта вокруг тульи, с кокардою...» [8]. На околыше под кокардою крепился матовый золочёный двуглавый орёл в венке из дубовых листьев. Мерлушковая шапка была круглой формы с тёмно-зелёным суконным донышком, на тулье - орёл и кокарда. Чинам контрольных учреждений Наместничества на Дальнем Востоке и Иркутского генерал-губернатора вместо мерлушковой шапки полагалась папаха с тёмно-зелёным суконным дном [9, л. 45].
В летнее время носили сюртук, жилет, брюки и тужурку из белого полотна, а на фуражку надевали белый чехол. Брюки при летней форме могли быть и суконными [10].
Верхней форменной одеждой для всех чиновников было пальто (плащ) или шинель с капюшоном из чёрно-серого сукна общего покроя с петлицами на воротнике. Для лиц, которым по чину полагались на пальто и тужурке цветные отвороты, подкладка и канты должны были быть светло-синими. В холодное время на плаще вместо суконного воротника позволялось иметь чёрный мерлушковый воротник, допускалась и шинель с меховой подкладкой и меховым воротником [11, л. 45].
Канцелярские служащие носили «двубортный сюртук без петлиц; треугольную шляпу обер-
офицерского образца, фуражку и мерлушковую шапку установленного образца с кокардой; тужурку, пальто и шинель с синими суконными петлицами без звездочек» [12]. Право ношения шпаги без темляка для этой категории служащих Государственного контроля было присвоено только дворянам и лицам, не имеющим чина, но занимающим классные должности [12].
Чиновники, служащие одновременно в разных ведомствах, носили на службе форменную одежду того учреждения, «по которому они исполняют служебные обязанности в данное время», а также «полукафтаны с шитьём разряда и рисунка, присвоенного должности, занимаемой по последнему ведомству» [13]. Так, причисленные чиновники «.не ниже четвертого класса, не занимающие классные должности», согласно правилу № 23 Свода законов от 6 мая 1894 г., носили полукафтаны. А те чиновники, которые одновременно с причислением состояли в классных должностях, носили полукафтан с шитьём рисунка ведомства, к которому были причислены, но по разряду занимаемой классной должности. Вне службы разрешалось носить форму того или другого ведомства по своему усмотрению, но без смешения предметов, составляющих форменное обмундирование [14].
Будничную и дорожную формы носили служащие, состоящие на действительной Государственной службе.
Ушедшие в отставку и уволенные со службы чиновники в качестве признания их заслуг получали право на ношение мундира, этот акт назывался «увольнение от службы с мундиром». Отставные чиновники носили полукафтаны или двубортные сюртуки и дру-
Библиограф
1. Коняев А. Финансовый контроль в дореволюционной России (Очерки истории). М.: Госфиниздат, 1959. 164 с.
2. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000. 189 с.
3. Пушкарева В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики. М.: Финансы и статистика. 2003. 272 с. С. 69.
4. Начинкин Д.Б. Эволюция казначейской службы в России // Финансы. 2002. № 5. С. 18-21.
5. Ялбулганов А.А. Финансовый контроль в российской армии XIX - начала XX вв.: организационно-правовые реформы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. С.12.
6. Российский государственный исторический архив (РГИА). Фонд 1409. Опись 10. Дело 121.
7. Судейкин В.Т. Государственный банк. Его экономическое и финансовое значение. СПб., 1891. 520 с. С. 67-69.
8. Центральный банк России. Сборник статистики. СПб., 1915. С.83.
9. Сакович В.А. Государственный контроль в России, его история и современное устройство в связи с изложением сметной системы кассового порядка и устройства государ-
гие принадлежности форм по образцу, приставленному в то время, когда они вышли в отставку, но с некоторым ограничением. Так, лица, которым «по службе были присвоены поперечные или продольные плечевые знаки, по выходу в отставку заменяют их петлицами на воротнике, соответствующими» их чину [15].
Первоначально служащие Управления ревизии государственных счетов - Государственного контроля, пользовались губернскими мундирами, но в 1818 г. был установлен ведомственный тёмно-зеленый мундир с суконной красной выпушкой, с воротником и обшлагами из тёмно-синего бархата. По воротнику располагалось золотое шитье, изображавшее дубовые листья с желудями, чередующимися с сухими веточками. Для приобретения форменного платья служащие получили выплату в размере месячного оклада.
Служащие, ранее осуществлявшие контроль финансовой деятельности военного и морского ведомства и перешедшие в Государственный контроль, сохранили прежнюю военную и морскую форму.
В XIX в. каждый чиновник твердо знал, какой мундир и с какими нашивками ему положен, как и в каком порядке должны располагаться на нем награды, когда следует надеть парадный мундир и в каких случаях можно обойтись без него.
Поскольку к концу XIX в. накопилось много законов и инструкций, касавшихся форменной одежды гражданских чиновников, в начале 1890-х годов был подготовлен специальный свод положений и правил под официальным названием «Свод правил о ношении форменной одежды чинами гражданских ведомств».
ский список
ственной отчетности. Ч. 1. СПб.: «Центральная» типолитография М.Я. Минкова, 1898. 368 с. С. 347.
10. Бочковский Ф.И. Организация государственного контроля в России сравнительно с государствами Западной Европы. СПб., 1895. 120 с. С. 112.
11. Высочайше утвержденное 28 апреля 1892 года «Учреждение Государственного контроля» // Свод законов Российской империи. Т. I. Ч. II. СПб., 1892. С. 156-158.
12. Алышевский Н.В. В память В.А. Татаринова. О прошлом и нынешнем устройстве государственного контроля в России. СПб., 1881. С.87.
13. Ялбулганов А.А. Финансовый контроль как правовой институт: основные этапы развития // Правоведение. 2000. № 3. С. 84-92.
14. Ялбулганов А.А. Очерки истории финансового права дореволюционной России // Правоведение. 2000. № 5. С. 1723. М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Моск. ин-т-интернат, Каф. гос.-правовых дисциплин.
15. Кочерин Е.А. Кочергин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля // Правоведение. 1998. № 2. С. 44-52. М.: Филинъ, 2000.