Научная статья на тему 'Корпоративная форма для работников образования'

Корпоративная форма для работников образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
618
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ / ДРЕСС-КОД / ИСТОРИЯ ФОРМЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная форма для работников образования»

2. Коротов В. М. Главное на уроке. Иваново: ИПКиППК, 1996.

3. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Политехника, 2002.

4. Максимова Л. В. Особенности отношения младших школьников к учебному моделированию в условиях специальной организации учебной деятельности // Развитие и современное состояние теоретических и прикладных социально-психологических и психолого-педагогических исследований в системе образования: Материалы всерос. науч.-практ. конф. Иваново, 2627 ноября 2004 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004. Вып. 2.

5. Покровская С. В. Развитие вербальной продуктивности как средство преодоления трудностей в письменной речи у школьников: Автореф. дис ... канд. психол. наук / С. В. Покровская. М., 2007.

6. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография / Пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

7. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

8. Турчин А. С. Акмепсихология развития субъекта образования в деятельности со знаково-символическими средствами. М.; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011.

Т. И. Еремина

КОРПОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В последнее время в России активно обсуждается возможность и необходимость введения корпоративной формы для работников бюджетной сферы, работающих с детьми. Одеть в форму отечественных учителей по примеру Российской империи рекомендует уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов. Эту инициативу поддержал Дмитрий Медведев. По мнению Астахова, форма — дисциплинирующий и сдерживающий фактор, способный поднять статус учителя. Но изменится ли статус учителей в связи с введением для них формы? С приобретением единой формы как у большинства государственных служащих учителя не становятся государственными служащими со всеми вытекающими из этого последствиями в виде дополнительных льгот и преимуществ.

В Российской империи форменная одежда была предусмотрена для работников системы просвещения, которые обладали правом государственной службы. Создание регулярного бюрократического государства поставило вопрос о необходимости выделения с помощью униформы сначала военнослужащих, а потом и других служащих государственного аппарата. Первыми в России появились военные мундиры, а затем — форменная одежда для гражданских служащих. С конца XVIII века служебная форменная одежда становится одним из важных элементов повседневной жизни гражданских служащих различных ведомств. Люди в мундирах становятся важной составляющей государственного единства страны. Облачение в мундиры не обошло стороной и научные структуры. Еще в начале XIX века по представлению президента Академии наук Н. Н. Новосильцева был введен мундир для ученого состава и учеников Санкт-Петербургской академии наук.

Создание, визуальное оформление и изменения в гражданских мундирах осуществлялось с обязательным участием в этом процессе императора. Оценивая роль формы как организатора гражданского общества, император подвергал детальному рассмотрению предлагаемые проекты. При этом особое внимание уделялось соответствию разрядов

мундиров (вместе с этим и их различной внешней символики) и соответствующих долж-

«-» __Г! <-»

ностей, а также статусных характеристик служащих. В этой связи, в частности, следует отметить, что в замечаниях Николая I на предложения министра народного просвещения о различиях в мундирах по данному ведомству в 1830 году было указано, что почетные члены университетов «не могут иметь права преимуществовать перед теми лицами, которые удостоили их избрание в свое общество». Поэтому, по мнению императора, почетные члены университетов должны носить такой же мундир, как и ординарные профессора, т. е. 6 разряда, но не выше. В предложениях министра просвещения К. А. Ли-вена из списков разрядов мундиров были исключены звания кандидата, магистра и доктора, поскольку это звания «только ученые, а не должностные». Заметив это, император счел справедливым в виде исключения «для преимущественного уважения ученых по ведомству народного просвещения» определить для них степени мундира с шитьем: для кандидата — 10, магистра — 9, доктора — 8 разряда. [1. Л. 17, 19]. В течение XIX века в Российской империи было осуществлено несколько «мундирных» реформ; каждый новый царь считал необходимым внести изменения в эту сферу по своему разумению, с учетом рекомендаций советников и под влиянием исторических обстоятельств [2. С. 99].

Все существующие гражданские мундиры не имели единообразия. Даже внутри одного ведомства в служебной форме существовали различия. Так, мундир Дерптского университета, утвержденный в 1802 году, был темно-синим с черным бархатным стоячим воротником, черными обшлагами и подкладкой, желтыми пуговицами. Мундир императорского Московского университета и подведомственных ему училищ был также темно-синим, но с малиновым стоячим воротником и обшлагами, желтыми пуговицами. Мундир служащих Харьковского университета был темно-синим, с черным бархатным стоячим воротником и обшлагами, белыми металлическими пуговицами. Мундир Санкт-Петербургского учебного округа был темно-синим с красным стоячим воротником и обшлагами, позолоченными пуговицами [3]. Красным цветом воротника, золотым шитьем подчеркивался особый статус Московского и Санкт-Петербургского университетов столичных городов. Требовалась систематизация и создание общего положения о единой системе гражданского форменного костюма.

В соответствии с принятым 27 февраля 1834 года Положением о гражданских мундирах [4] единая система гражданских мундиров была распространена на классных чиновников всех государственных учреждений. Гражданский мундир с этого времени обозначал ведомство, занимаемую должность и звание служащего. С приходом к власти в 1855 году Александра II ведомственные мундиры вновь подверглись реформированию. Правила, утвержденные 8 марта 1856 года, в течение почти пятидесяти лет оставались главным законодательным актом, определявшим систему гражданской форменной одежды.

Внешние символы гражданской службы — мундир и фуражка с кокардой были весьма привлекательны для преподавателей учебных заведений, но не все учителя имели на это право. Форменная фуражка была составной частью установленной форменной одежды, которую по действующему в то время законодательству имели право носить только государственные служащие. В указе Правительствующего сената от 24 ноября 1904 года было дано разъяснение, что из числа народных учителей правом ношения форменной одежды, в частности форменной фуражки, пользуются только учителя министерских и приходских училищ. Учителя земских и народных училищ этого права не имеют. После многочисленных обращений и ходатайств высочайшим повелением 13 мая 1857 года было разрешено носить мундирные фраки и сюртуки Министерства народного просве-

щения учителям-евреям казенных еврейских учебных заведений во время исполнения ими служебных обязанностей [5]. Учителя пытались отстаивать свое право на служебные символы. Так, в Правительствующем сенате рассматривалось дело по жалобе учителя еврейского начального училища на министра народного просвещения за непризнание за учителями еврейских училищ права на ношение мундирного фрака и плечевых погон на сюртуках. В разъяснении Сената было сказано, что учителя-евреи еврейских начальных училищ (не имеющие ученой степени) в соответствии со статьей 25 Положения о еврейских начальных училищах не имеют прав государственной службы, а значит, им не может быть предоставлено право носить плечевые погоны [6. С. 279-280].

Форменная одежда, разрабатываемая в ходе реформ служебного мундира, предназначалась для служащих мужчин. В учебных заведениях ведомства народного просвещения служебный костюм был определен и для женщин-учительниц, которые были наделены правом государственной гражданской службы. В Смольном институте благородных девиц у всех классных дам был принят только один фасон платьев синего цвета. В 1900 году министр народного просвещения разрешил установить для лиц женского пола, служащих в женских гимназиях и прогимназиях, подведомственных Министерству народного просвещения, ношение платьев синего цвета при исполнении служебных обязанностей. Особого покроя для таких платьев не требовалось [6. С. 279].

13 октября 1904 года были высочайше утверждены «Описание и правила ношения форменной одежды для гражданских чинов ведомства Министерства народного просвещения». Описание формы было регламентировано до мельчайших подробностей, вплоть до размера и цвета пуговиц на одежде. Ограничивалось появление в той или иной форме. Для лиц, занимающих должности ниже VI класса, ношение мундирного фрака разрешалось лишь в случаях, когда они получают приглашение на балы и различного рода празднества в присутствии «их императорских величеств и их высочеств членов императорского дома». Уволенные от службы «с мундиром» имели право носить формы: парадную, праздничную и обыкновенную, но не будничную, дорожную и особую, которые полагались только лицам, состоящим на действительной государственной службе [7. С. 2, 16].

После 1917 года мундиры гражданской службы как символы социального различия были отменены наряду с титулами, чинами, званиями. В дальнейшем форменная одежда гражданских служащих была, в определенной степени, возвращена. Первыми гражданскими ведомствами, где в законодательном порядке была введена форменная одежда, были Наркомат иностранных дел СССР, Наркомат путей сообщения СССР и Прокуратура СССР (1943). В течение 1947-1953 годов форменная одежда была введена для целого ряда гражданских министерств и ведомств. В архиве исследователями были выявлены документы с проектом введения формы для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Введение форменной одежды для работников высшего образования должно было, по замыслу инициаторов, содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров в высших учебных заведениях и Министерства высшего образования, повышению авторитета руководящего и преподавательского состава высших учебных заведений, а также укреплению государственной дисциплины во всех органах высшего образования [8. С. 115]. Проект так и не был реализован. В 1954 году Указом Президиума Верховного Совета СССР были упразднены знаки различия и форма одежды в большинстве гражданских министерств и ведомств [8. С. 108, 112].

При обсуждении современного учительского дресс-кода речь идет не об униформе, а элегантной деловой одежде, выполненной в одном стиле. Дресс-код (англ. dress code —

кодекс одежды) — форма одежды, требуемая при посещении определённых штатных мероприятий, организаций, заведений. Термин «дресс-код» возник в Великобритании, но быстро распространился по всему миру. Используется для обозначения регламента в одежде, который показывает принадлежность человека к определённой профессиональной группе. В последнее время слово «дресс-код» прочно вошло в язык, а само явление стало элементом корпоративной культуры любой стремящейся к поддержанию собственного имиджа организации.

Вместе с новой волной молодых специалистов-педагогов в школы пришла и другая мода на одежду: джинсы, разнообразные яркие костюмы заполнили учебные классы. Профессиональный учитель должен понимать: дресс-код в школе необходим. И он уже определен во многих регионах: в школах учителям запрещается ходить с пирсингом, экстравагантными прическами, использовать в одежде яркие цвета, изображения людей и животных. В качестве корпоративной формы используется комплект из брюк, юбки, пиджака черного или синего цвета. Требования к одежде сотрудника могут быть детально оговорены в трудовом контракте, за нарушения могут предусматриваться санкции. Против дресс-кода мало кто возражает. Вопрос в том, за чей счет одеть учителя в корпоративную форму.

Литература

1. Российский государственный исторический архив. Ф. 733. Оп. 2. Д. 14.

2. Лебедева В. Г. Мундирные реформы в императорской России (культурологические аспекты) // Клио: Межвузовский журнал для ученых. СПб.: СПбГТУ, 2011. № 5(56).

3. Полное собрание законов Российской империи: Собр. 1. Т. 27. № 20322. СПб. 1830; Т. 28. № 21245, № 21345. СПб. 1830; Т. 29. № 22127; Т. 30. № 23444. СПб. 1830.

4. Полное собрание законов Российской империи: Собр. 2. Т. 9. № 6860. СПб. 1835.

5. Полное собрание законов Российской империи: Собр. 2. Т. 32. № 31829. СПб. 1858.

6. Лаурсон А. М. Справочная книга для учебных заведений и учреждений ведомства Министерства народного просвещения. СПб., 1911.

7. Описание и правила ношения форменной одежды для гражданских чинов ведомства Министерства народного просвещения. СПб., 1904.

8. Илизаров С. С., Жидкова А. А. Мундиры для советской профессуры (нереализованный проект 1949 г.) // Вопросы истории естествознания и техники. 2000. № 2. См. также: Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 132. Д. 210. Л. 55-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.