Научная статья на тему 'Школа жизни: работа и учеба студентов'

Школа жизни: работа и учеба студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

    CC BY
    1240
    154
    Читать
    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

    Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

    Results of survey of students on their temporary employment — their motivations, choices of occupations, working environment.

    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
    Предварительный просмотр
    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

    Текст научной работы на тему «Школа жизни: работа и учеба студентов»

    ШКОЛА ЖИЗНИ: РАБОТА И УЧЕБА СТУДЕНТОВ

    "Не для школы, а для жизни мы учимся" — это крылатое латинское выражение в последнее время становится особенно актуальным. Многие российские студенты совмещают учебу с работой: молодые люди не только желают улучшить свое материальное положение, но и стремятся как можно раньше начать профессиональную карьеру, дабы к концу обучения, благодаря приобретенному практическому опыту и трудовому стажу, оказаться в числе востребованных специалистов.

    Подтверждением тому служит исследование Института системного анализа социальных проблем мегаполисов и Российского центра содействия молодежному предпринимательству, посвященное временной занятости учащихся вузов. Опрос проводился в 2005 г. по репрезентативной выборке в 25 городах России.

    Временная занятость

    В ходе исследования выяснялись причины, по которым студенты ищут заработок в период учебы; определялись показатели, позволяющие судить об уровне

    связи подработки с получаемой специальностью; выявлялись требования студентов к временному рабочему месту, спектр вакансий, занимаемых студентами во время учебы, а также факторы, влияющие на усиление связи между получаемой специальностью и временным рабочим местом.

    Судя по полученным данным, до поступления в вузы работала примерно четверть опрошенных (в основном во время каникул). При этом оказалось, что немалая часть родителей относится к подработке как к важному элементу трудового воспитания своих детей, а не как к способу улучшить материальное положение.

    Постоянный заработок имеют около трети студентов очной формы обучения, около четверти работают время от времени. 45% семейных студентов подрабатывают постоянно, среди проживающих в общежитии таковых около 40%. Несколько чаще в студенческие годы подрабатывают мужчины.

    Реже остальных работают студенты-медики — среди них наибольшая доля никогда не работавших (36%) и наименьшая доля подрабатывающих постоянно (16%). Больше всего постоянно работающих студентов (45%) в Северо-Западном федеральном округе, здесь же — наименьшая доля (10%) никогда не работавших и не подрабатывавших. Высока доля тех, кто никогда не работал (36%), в Дальневосточном федеральном округе.

    Самая высокая доля работавших на момент проведения опроса (38%) отмечена в Москве и Санкт-Петербурге, здесь же — наименьшая доля никогда не работавших во время обучения (15%). Число работающих студентов увеличивается от курса к курсу, на старших курсах свыше 40% работают постоянно, подавляющее большинство из них заняты интеллектуальным трудом.

    Исследование показало, что желание улучшить свое материальное положение является весьма серьезным мотивирующим фактором к сочетанию учебы с работой (60% студентов в первую очередь работают с этой целью). Но есть и другие причины — подработка позволяет приобрести необходимые трудовые навыки и жизненный опыт (40%), помогает лучше овладеть специальностью (25%). Студенты стремятся занять позиции, связанные с получаемым образованием, и рассматривают свой труд как профессиональную стажировку.

    По признанию 20% респондентов, они собираются трудоустроиться по окончании вуза на фирму, где работают сейчас, около 40% не отрицают подобной возможности. Выяснилось, что подрабатывающие учатся не хуже своих неработающих сверстников, что у вовлеченных в процессы вторичной занятости учащихся выше удовлетворенность выбранной специальностью и вузом, выше самооценка готовности к трудовой деятельности по окончании обучения.

    Малоинтеллектуальными видами труда занято менее половины опрошенных, а средневзвешенный доход российских студентов, работающих постоянно, составляет 3400 руб. в месяц. Самый высокий доход у жителей Москвы и Санкт-Петербурга, самый низкий — у студентов из вузов малых и средних городов. Специальность на доходы студентов влияет незначительно. Доля студентов, работающих по получаемой специальности, наиболее высока в Приволжском федеральном округе (37%), а доля занятых интеллектуальным трудом, не связанным со специальностью, — в Москве и Санкт-Петербурге. Тех, чей заработок никак не связан с получаемой специальностью, — 46%. Чаще всего это представители сельскохозяйственных (54%) и инженерно-технических (53%) профессий. Не по специальности работают 21% обучающихся в области культуры и искусства, 34% будущих педагогов, 37% медиков и 38% экономистов.

    Авторы исследования считают целесообразным повысить связь между получаемой специальностью и временной занятостью. Для этого необходимо:

    1. Рассматривать работу по специальности в качестве производственной практики студента. Вуз должен приветствовать самостоятельный поиск работы по специальности. Стоит поставить вопрос об изменении положения о студенческой практике и государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, включив в соответствующие документы положения о создании и закреплении у учащегося навыков по самостоятельному трудоустройству.

    2. Проводить разъяснительную работу с преподавателями о полезности подработки во время учебы для будущего выпускника вуза (на это указали свыше 40% респондентов).

    3. Учитывать проблемы работающих студентов при составлении расписания занятий и распределении учебной нагрузки по курсам.

    Рисунок 1.

    Средний заработок студентов различных специальностей, подрабатывающих на момент проведения опроса, руб.

    2500

    Специальности Экономическая

    3000

    3500

    4000

    Естественно-научная

    Инженерно-

    техническая

    Культура и искусство Гуманитарная Педагогическая Медицинская Сельскохозяйственная

    3400

    3600

    ] 3400 I 3400

    3300

    3000

    ] 2900 12900

    Рисунок 2.

    Если Вы работали/работаете, то укажите причины, %

    0 10 20 30 40 50 60

    _______I______I_____I______I_____I______I

    Для денег 160

    Работа позволяет приобрести необходимые трудовые навыки и жизненный опыт Работа помогает мне лучше овладеть моей специальностью

    Рисунок 3.

    Если Вы в настоящий момент не работаете, то почему, %

    Вообщэ не могу найти работу

    Не могу найти работу, хоть в какой-то степени связанную с интеллектуальным трупом

    Не могу найти работу, хоть в какой-то степени связанную со специальностью

    Считаю, что работа помешает мне учиться

    Нет особой нужды в деньгах

    Я работаю

    30

    21

    15

    22

    --------1-------------1------------1-------------1-------------1--------------1

    0 10 20 30 40 50 60

    Рисунок 4.

    Работали ли Вы когда-либо в период обучения?, %

    Работаю и сейчас

    Работал, но сейчас не работаю

    Подрабатываю время от времени

    Никогда не работал

    10

    20

    30

    32

    25

    27

    26

    22

    19

    40

    41

    50

    □ Проживающие в общежитии □ В целом по выборке

    Рисунок 5.

    Какой минимум зарплаты устроил бы Вас сразу по окончании вуза?, %

    35 30 25 20 15 10 -5

    15

    21

    19

    32

    27

    20

    21

    15

    17

    ° 2 ГН

    менее 5000 руб.

    50005999 руб.

    6000- 10000- 15000 и не ответили

    9999 руб. 14999 руб. более руб.

    □ 2003 г.

    □ 2005 г.

    Рисунок 6.

    Минимум зарплаты в зависимости от наличия дополнительного заработка

    Менее 5000 руб.

    5000-5999

    6000-9999

    10000-14999

    Свыше 15000

    5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

    ____і_______________і______________і_______________і_______________і______________і_______________і_______________і______________і_______________і

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    20

    □ Работаю и сейчас □ Нет, никогда не работал

    Рисунок 7.

    Работаете ли Вы в период каникул?, %

    40

    Работаю

    Как правило, работаю

    Как правило, не Нет, никогда не работаю работаю

    Рисунок 8.

    Доли постоянно подрабатывающих респондентов, рассчитывающих после окончания вуза устроиться на работу, %

    По специальности В какой-то степени Нет, не по

    по специальности специальности

    Не знаю

    Рисунок 9.

    Доли постоянно подрабатывающих опрошенных из разных федеральных округов, планирующих устроиться на работу не по специальности, %

    Северо-Западный

    Дальневосточный

    Центральный

    Приволжский

    Сибирский

    Уральский

    Южный

    11

    12

    14

    18

    О 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20

    Омут или брод?

    "Переход "учеба-работа": омут или брод?" — так называется исследование заведующего кафедры экономики труда и народонаселения ГУ-ВШЭ Сергея Ро-щина, представленное на семинаре с аналогичным названием. Переход "учеба-работа" может пониматься как процесс вступления в трудовую деятельность после получения образования. Более узкое определение — период между окончанием обязательного обучения и началом работы на основе полной рабочей недели. Оказалось, что в российских условиях такой переход — скорее, "омут", особенно для студентов, не работавших во время обучения. Впрочем, и в русле учебной практики можно отыскать "тропинки-броды".

    Сергей Рощин подчеркивает, что данная проблема важна не только для отдельной личности, но и для экономики в целом — от того, как пройдет адаптация молодежи к трудовой деятельности, зависит, какая рабочая сила придет на смену сегодняшнему работоспособному населению.

    Исследования, проводимые в разных странах мира, показали, что мотивацию студентов к поиску работы существенно снижают неравенство оплаты труда, оторванные от практики образовательные модели, родительская поддержка, определенные стратегии рынка труда. Наблюдается высокая взаимосвязь между отсутствием работы и расовой принадлежностью, а также успешностью учебы и уровнем образования. Труднее найти работу женщинам и молодым. На неблагоприятные позиции на рынке труда влияют инвалидность, а также принадлежность к низшим социальным слоям. Предпочтение нередко отдается опыту, образованию, что снижает преимущества молодых. Кроме того, молодежь часто не обладает нужной информацией. Многим приходится наниматься на фирмы с более низкой заработной платой и ожидать места в высокооплачиваемом секторе, все большее значение приобретает дополнительное образование. Рощин делает вывод, что хотя позиции молодежи на рынке труда западных стран улучшились, эффект этот был перекрыт негативными макротенденциями и в итоге занятость и заработки молодежи упали.

    Следует отметить, что уровень безработицы в возрастной группе до 20 лет близок к 30% и превышает средний уровень безработицы в 4-5 раз. Такая тен-

    денция сформировалась еще в 1990-е годы и сохранилась до сих пор. Только среди людей, достигших двадцатипятилетнего возраста, уровень безработицы снижается и становится сопоставимым со средним уровнем для всего населения. Кроме того, если в 1995/96 учебном году в вузах обучались 2791 тыс. студентов, то в 2003/04 учебном году — 6456 тыс. человек. Все это обостряет проблему перехода "учеба-работа".

    В России активно развивается новая модель перехода к профессиональной деятельности, постулирующая совмещение учебы и работы и предполагающая завершение адаптационного периода к моменту окончания учебного заведения. Естественно, новая модель не вытеснила полностью традиционную. Более того, исследования показывают, что студенты, посвятившие все свое время учебе, хоть и проигрывают поначалу сокурсникам, имеющим трудовой стаж, но впоследствии, благодаря полученным знаниям, делают более успешную и быструю карьеру. Очевидно, что трудовая практика во время учебы должна дополнять получаемое образование, а не снижать его качество. Поэтому в организации студенческих стажировок более активное участие должны принимать сами вузы, имеющие возможность соответствующим образом корректировать свои учебные планы.

    Results of survey of students on their temporary employment — their motivations, choices of occupations, working environment.

    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.