ШКОЛА ЖИЗНИ: РАБОТА И УЧЕБА СТУДЕНТОВ
"Не для школы, а для жизни мы учимся" — это крылатое латинское выражение в последнее время становится особенно актуальным. Многие российские студенты совмещают учебу с работой: молодые люди не только желают улучшить свое материальное положение, но и стремятся как можно раньше начать профессиональную карьеру, дабы к концу обучения, благодаря приобретенному практическому опыту и трудовому стажу, оказаться в числе востребованных специалистов.
Подтверждением тому служит исследование Института системного анализа социальных проблем мегаполисов и Российского центра содействия молодежному предпринимательству, посвященное временной занятости учащихся вузов. Опрос проводился в 2005 г. по репрезентативной выборке в 25 городах России.
Временная занятость
В ходе исследования выяснялись причины, по которым студенты ищут заработок в период учебы; определялись показатели, позволяющие судить об уровне
связи подработки с получаемой специальностью; выявлялись требования студентов к временному рабочему месту, спектр вакансий, занимаемых студентами во время учебы, а также факторы, влияющие на усиление связи между получаемой специальностью и временным рабочим местом.
Судя по полученным данным, до поступления в вузы работала примерно четверть опрошенных (в основном во время каникул). При этом оказалось, что немалая часть родителей относится к подработке как к важному элементу трудового воспитания своих детей, а не как к способу улучшить материальное положение.
Постоянный заработок имеют около трети студентов очной формы обучения, около четверти работают время от времени. 45% семейных студентов подрабатывают постоянно, среди проживающих в общежитии таковых около 40%. Несколько чаще в студенческие годы подрабатывают мужчины.
Реже остальных работают студенты-медики — среди них наибольшая доля никогда не работавших (36%) и наименьшая доля подрабатывающих постоянно (16%). Больше всего постоянно работающих студентов (45%) в Северо-Западном федеральном округе, здесь же — наименьшая доля (10%) никогда не работавших и не подрабатывавших. Высока доля тех, кто никогда не работал (36%), в Дальневосточном федеральном округе.
Самая высокая доля работавших на момент проведения опроса (38%) отмечена в Москве и Санкт-Петербурге, здесь же — наименьшая доля никогда не работавших во время обучения (15%). Число работающих студентов увеличивается от курса к курсу, на старших курсах свыше 40% работают постоянно, подавляющее большинство из них заняты интеллектуальным трудом.
Исследование показало, что желание улучшить свое материальное положение является весьма серьезным мотивирующим фактором к сочетанию учебы с работой (60% студентов в первую очередь работают с этой целью). Но есть и другие причины — подработка позволяет приобрести необходимые трудовые навыки и жизненный опыт (40%), помогает лучше овладеть специальностью (25%). Студенты стремятся занять позиции, связанные с получаемым образованием, и рассматривают свой труд как профессиональную стажировку.
По признанию 20% респондентов, они собираются трудоустроиться по окончании вуза на фирму, где работают сейчас, около 40% не отрицают подобной возможности. Выяснилось, что подрабатывающие учатся не хуже своих неработающих сверстников, что у вовлеченных в процессы вторичной занятости учащихся выше удовлетворенность выбранной специальностью и вузом, выше самооценка готовности к трудовой деятельности по окончании обучения.
Малоинтеллектуальными видами труда занято менее половины опрошенных, а средневзвешенный доход российских студентов, работающих постоянно, составляет 3400 руб. в месяц. Самый высокий доход у жителей Москвы и Санкт-Петербурга, самый низкий — у студентов из вузов малых и средних городов. Специальность на доходы студентов влияет незначительно. Доля студентов, работающих по получаемой специальности, наиболее высока в Приволжском федеральном округе (37%), а доля занятых интеллектуальным трудом, не связанным со специальностью, — в Москве и Санкт-Петербурге. Тех, чей заработок никак не связан с получаемой специальностью, — 46%. Чаще всего это представители сельскохозяйственных (54%) и инженерно-технических (53%) профессий. Не по специальности работают 21% обучающихся в области культуры и искусства, 34% будущих педагогов, 37% медиков и 38% экономистов.
Авторы исследования считают целесообразным повысить связь между получаемой специальностью и временной занятостью. Для этого необходимо:
1. Рассматривать работу по специальности в качестве производственной практики студента. Вуз должен приветствовать самостоятельный поиск работы по специальности. Стоит поставить вопрос об изменении положения о студенческой практике и государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, включив в соответствующие документы положения о создании и закреплении у учащегося навыков по самостоятельному трудоустройству.
2. Проводить разъяснительную работу с преподавателями о полезности подработки во время учебы для будущего выпускника вуза (на это указали свыше 40% респондентов).
3. Учитывать проблемы работающих студентов при составлении расписания занятий и распределении учебной нагрузки по курсам.
Рисунок 1.
Средний заработок студентов различных специальностей, подрабатывающих на момент проведения опроса, руб.
2500
Специальности Экономическая
3000
3500
4000
Естественно-научная
Инженерно-
техническая
Культура и искусство Гуманитарная Педагогическая Медицинская Сельскохозяйственная
3400
3600
] 3400 I 3400
3300
3000
] 2900 12900
Рисунок 2.
Если Вы работали/работаете, то укажите причины, %
0 10 20 30 40 50 60
_______I______I_____I______I_____I______I
Для денег 160
Работа позволяет приобрести необходимые трудовые навыки и жизненный опыт Работа помогает мне лучше овладеть моей специальностью
Рисунок 3.
Если Вы в настоящий момент не работаете, то почему, %
Вообщэ не могу найти работу
Не могу найти работу, хоть в какой-то степени связанную с интеллектуальным трупом
Не могу найти работу, хоть в какой-то степени связанную со специальностью
Считаю, что работа помешает мне учиться
Нет особой нужды в деньгах
Я работаю
30
21
15
22
--------1-------------1------------1-------------1-------------1--------------1
0 10 20 30 40 50 60
Рисунок 4.
Работали ли Вы когда-либо в период обучения?, %
Работаю и сейчас
Работал, но сейчас не работаю
Подрабатываю время от времени
Никогда не работал
10
20
30
32
25
27
26
22
19
40
41
50
□ Проживающие в общежитии □ В целом по выборке
Рисунок 5.
Какой минимум зарплаты устроил бы Вас сразу по окончании вуза?, %
35 30 25 20 15 10 -5
15
21
19
32
27
20
21
15
17
° 2 ГН
менее 5000 руб.
50005999 руб.
6000- 10000- 15000 и не ответили
9999 руб. 14999 руб. более руб.
□ 2003 г.
□ 2005 г.
Рисунок 6.
Минимум зарплаты в зависимости от наличия дополнительного заработка
Менее 5000 руб.
5000-5999
6000-9999
10000-14999
Свыше 15000
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
____і_______________і______________і_______________і_______________і______________і_______________і_______________і______________і_______________і
20
□ Работаю и сейчас □ Нет, никогда не работал
Рисунок 7.
Работаете ли Вы в период каникул?, %
40
Работаю
Как правило, работаю
Как правило, не Нет, никогда не работаю работаю
Рисунок 8.
Доли постоянно подрабатывающих респондентов, рассчитывающих после окончания вуза устроиться на работу, %
По специальности В какой-то степени Нет, не по
по специальности специальности
Не знаю
Рисунок 9.
Доли постоянно подрабатывающих опрошенных из разных федеральных округов, планирующих устроиться на работу не по специальности, %
Северо-Западный
Дальневосточный
Центральный
Приволжский
Сибирский
Уральский
Южный
11
12
14
18
О 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20
Омут или брод?
"Переход "учеба-работа": омут или брод?" — так называется исследование заведующего кафедры экономики труда и народонаселения ГУ-ВШЭ Сергея Ро-щина, представленное на семинаре с аналогичным названием. Переход "учеба-работа" может пониматься как процесс вступления в трудовую деятельность после получения образования. Более узкое определение — период между окончанием обязательного обучения и началом работы на основе полной рабочей недели. Оказалось, что в российских условиях такой переход — скорее, "омут", особенно для студентов, не работавших во время обучения. Впрочем, и в русле учебной практики можно отыскать "тропинки-броды".
Сергей Рощин подчеркивает, что данная проблема важна не только для отдельной личности, но и для экономики в целом — от того, как пройдет адаптация молодежи к трудовой деятельности, зависит, какая рабочая сила придет на смену сегодняшнему работоспособному населению.
Исследования, проводимые в разных странах мира, показали, что мотивацию студентов к поиску работы существенно снижают неравенство оплаты труда, оторванные от практики образовательные модели, родительская поддержка, определенные стратегии рынка труда. Наблюдается высокая взаимосвязь между отсутствием работы и расовой принадлежностью, а также успешностью учебы и уровнем образования. Труднее найти работу женщинам и молодым. На неблагоприятные позиции на рынке труда влияют инвалидность, а также принадлежность к низшим социальным слоям. Предпочтение нередко отдается опыту, образованию, что снижает преимущества молодых. Кроме того, молодежь часто не обладает нужной информацией. Многим приходится наниматься на фирмы с более низкой заработной платой и ожидать места в высокооплачиваемом секторе, все большее значение приобретает дополнительное образование. Рощин делает вывод, что хотя позиции молодежи на рынке труда западных стран улучшились, эффект этот был перекрыт негативными макротенденциями и в итоге занятость и заработки молодежи упали.
Следует отметить, что уровень безработицы в возрастной группе до 20 лет близок к 30% и превышает средний уровень безработицы в 4-5 раз. Такая тен-
денция сформировалась еще в 1990-е годы и сохранилась до сих пор. Только среди людей, достигших двадцатипятилетнего возраста, уровень безработицы снижается и становится сопоставимым со средним уровнем для всего населения. Кроме того, если в 1995/96 учебном году в вузах обучались 2791 тыс. студентов, то в 2003/04 учебном году — 6456 тыс. человек. Все это обостряет проблему перехода "учеба-работа".
В России активно развивается новая модель перехода к профессиональной деятельности, постулирующая совмещение учебы и работы и предполагающая завершение адаптационного периода к моменту окончания учебного заведения. Естественно, новая модель не вытеснила полностью традиционную. Более того, исследования показывают, что студенты, посвятившие все свое время учебе, хоть и проигрывают поначалу сокурсникам, имеющим трудовой стаж, но впоследствии, благодаря полученным знаниям, делают более успешную и быструю карьеру. Очевидно, что трудовая практика во время учебы должна дополнять получаемое образование, а не снижать его качество. Поэтому в организации студенческих стажировок более активное участие должны принимать сами вузы, имеющие возможность соответствующим образом корректировать свои учебные планы.
Results of survey of students on their temporary employment — their motivations, choices of occupations, working environment.