Научная статья на тему 'Школа жизни: работа и учеба студентов'

Школа жизни: работа и учеба студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1230
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Results of survey of students on their temporary employment — their motivations, choices of occupations, working environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа жизни: работа и учеба студентов»

ШКОЛА ЖИЗНИ: РАБОТА И УЧЕБА СТУДЕНТОВ

"Не для школы, а для жизни мы учимся" — это крылатое латинское выражение в последнее время становится особенно актуальным. Многие российские студенты совмещают учебу с работой: молодые люди не только желают улучшить свое материальное положение, но и стремятся как можно раньше начать профессиональную карьеру, дабы к концу обучения, благодаря приобретенному практическому опыту и трудовому стажу, оказаться в числе востребованных специалистов.

Подтверждением тому служит исследование Института системного анализа социальных проблем мегаполисов и Российского центра содействия молодежному предпринимательству, посвященное временной занятости учащихся вузов. Опрос проводился в 2005 г. по репрезентативной выборке в 25 городах России.

Временная занятость

В ходе исследования выяснялись причины, по которым студенты ищут заработок в период учебы; определялись показатели, позволяющие судить об уровне

связи подработки с получаемой специальностью; выявлялись требования студентов к временному рабочему месту, спектр вакансий, занимаемых студентами во время учебы, а также факторы, влияющие на усиление связи между получаемой специальностью и временным рабочим местом.

Судя по полученным данным, до поступления в вузы работала примерно четверть опрошенных (в основном во время каникул). При этом оказалось, что немалая часть родителей относится к подработке как к важному элементу трудового воспитания своих детей, а не как к способу улучшить материальное положение.

Постоянный заработок имеют около трети студентов очной формы обучения, около четверти работают время от времени. 45% семейных студентов подрабатывают постоянно, среди проживающих в общежитии таковых около 40%. Несколько чаще в студенческие годы подрабатывают мужчины.

Реже остальных работают студенты-медики — среди них наибольшая доля никогда не работавших (36%) и наименьшая доля подрабатывающих постоянно (16%). Больше всего постоянно работающих студентов (45%) в Северо-Западном федеральном округе, здесь же — наименьшая доля (10%) никогда не работавших и не подрабатывавших. Высока доля тех, кто никогда не работал (36%), в Дальневосточном федеральном округе.

Самая высокая доля работавших на момент проведения опроса (38%) отмечена в Москве и Санкт-Петербурге, здесь же — наименьшая доля никогда не работавших во время обучения (15%). Число работающих студентов увеличивается от курса к курсу, на старших курсах свыше 40% работают постоянно, подавляющее большинство из них заняты интеллектуальным трудом.

Исследование показало, что желание улучшить свое материальное положение является весьма серьезным мотивирующим фактором к сочетанию учебы с работой (60% студентов в первую очередь работают с этой целью). Но есть и другие причины — подработка позволяет приобрести необходимые трудовые навыки и жизненный опыт (40%), помогает лучше овладеть специальностью (25%). Студенты стремятся занять позиции, связанные с получаемым образованием, и рассматривают свой труд как профессиональную стажировку.

По признанию 20% респондентов, они собираются трудоустроиться по окончании вуза на фирму, где работают сейчас, около 40% не отрицают подобной возможности. Выяснилось, что подрабатывающие учатся не хуже своих неработающих сверстников, что у вовлеченных в процессы вторичной занятости учащихся выше удовлетворенность выбранной специальностью и вузом, выше самооценка готовности к трудовой деятельности по окончании обучения.

Малоинтеллектуальными видами труда занято менее половины опрошенных, а средневзвешенный доход российских студентов, работающих постоянно, составляет 3400 руб. в месяц. Самый высокий доход у жителей Москвы и Санкт-Петербурга, самый низкий — у студентов из вузов малых и средних городов. Специальность на доходы студентов влияет незначительно. Доля студентов, работающих по получаемой специальности, наиболее высока в Приволжском федеральном округе (37%), а доля занятых интеллектуальным трудом, не связанным со специальностью, — в Москве и Санкт-Петербурге. Тех, чей заработок никак не связан с получаемой специальностью, — 46%. Чаще всего это представители сельскохозяйственных (54%) и инженерно-технических (53%) профессий. Не по специальности работают 21% обучающихся в области культуры и искусства, 34% будущих педагогов, 37% медиков и 38% экономистов.

Авторы исследования считают целесообразным повысить связь между получаемой специальностью и временной занятостью. Для этого необходимо:

1. Рассматривать работу по специальности в качестве производственной практики студента. Вуз должен приветствовать самостоятельный поиск работы по специальности. Стоит поставить вопрос об изменении положения о студенческой практике и государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, включив в соответствующие документы положения о создании и закреплении у учащегося навыков по самостоятельному трудоустройству.

2. Проводить разъяснительную работу с преподавателями о полезности подработки во время учебы для будущего выпускника вуза (на это указали свыше 40% респондентов).

3. Учитывать проблемы работающих студентов при составлении расписания занятий и распределении учебной нагрузки по курсам.

Рисунок 1.

Средний заработок студентов различных специальностей, подрабатывающих на момент проведения опроса, руб.

2500

Специальности Экономическая

3000

3500

4000

Естественно-научная

Инженерно-

техническая

Культура и искусство Гуманитарная Педагогическая Медицинская Сельскохозяйственная

3400

3600

] 3400 I 3400

3300

3000

] 2900 12900

Рисунок 2.

Если Вы работали/работаете, то укажите причины, %

0 10 20 30 40 50 60

_______I______I_____I______I_____I______I

Для денег 160

Работа позволяет приобрести необходимые трудовые навыки и жизненный опыт Работа помогает мне лучше овладеть моей специальностью

Рисунок 3.

Если Вы в настоящий момент не работаете, то почему, %

Вообщэ не могу найти работу

Не могу найти работу, хоть в какой-то степени связанную с интеллектуальным трупом

Не могу найти работу, хоть в какой-то степени связанную со специальностью

Считаю, что работа помешает мне учиться

Нет особой нужды в деньгах

Я работаю

30

21

15

22

--------1-------------1------------1-------------1-------------1--------------1

0 10 20 30 40 50 60

Рисунок 4.

Работали ли Вы когда-либо в период обучения?, %

Работаю и сейчас

Работал, но сейчас не работаю

Подрабатываю время от времени

Никогда не работал

10

20

30

32

25

27

26

22

19

40

41

50

□ Проживающие в общежитии □ В целом по выборке

Рисунок 5.

Какой минимум зарплаты устроил бы Вас сразу по окончании вуза?, %

35 30 25 20 15 10 -5

15

21

19

32

27

20

21

15

17

° 2 ГН

менее 5000 руб.

50005999 руб.

6000- 10000- 15000 и не ответили

9999 руб. 14999 руб. более руб.

□ 2003 г.

□ 2005 г.

Рисунок 6.

Минимум зарплаты в зависимости от наличия дополнительного заработка

Менее 5000 руб.

5000-5999

6000-9999

10000-14999

Свыше 15000

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

____і_______________і______________і_______________і_______________і______________і_______________і_______________і______________і_______________і

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

□ Работаю и сейчас □ Нет, никогда не работал

Рисунок 7.

Работаете ли Вы в период каникул?, %

40

Работаю

Как правило, работаю

Как правило, не Нет, никогда не работаю работаю

Рисунок 8.

Доли постоянно подрабатывающих респондентов, рассчитывающих после окончания вуза устроиться на работу, %

По специальности В какой-то степени Нет, не по

по специальности специальности

Не знаю

Рисунок 9.

Доли постоянно подрабатывающих опрошенных из разных федеральных округов, планирующих устроиться на работу не по специальности, %

Северо-Западный

Дальневосточный

Центральный

Приволжский

Сибирский

Уральский

Южный

11

12

14

18

О 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20

Омут или брод?

"Переход "учеба-работа": омут или брод?" — так называется исследование заведующего кафедры экономики труда и народонаселения ГУ-ВШЭ Сергея Ро-щина, представленное на семинаре с аналогичным названием. Переход "учеба-работа" может пониматься как процесс вступления в трудовую деятельность после получения образования. Более узкое определение — период между окончанием обязательного обучения и началом работы на основе полной рабочей недели. Оказалось, что в российских условиях такой переход — скорее, "омут", особенно для студентов, не работавших во время обучения. Впрочем, и в русле учебной практики можно отыскать "тропинки-броды".

Сергей Рощин подчеркивает, что данная проблема важна не только для отдельной личности, но и для экономики в целом — от того, как пройдет адаптация молодежи к трудовой деятельности, зависит, какая рабочая сила придет на смену сегодняшнему работоспособному населению.

Исследования, проводимые в разных странах мира, показали, что мотивацию студентов к поиску работы существенно снижают неравенство оплаты труда, оторванные от практики образовательные модели, родительская поддержка, определенные стратегии рынка труда. Наблюдается высокая взаимосвязь между отсутствием работы и расовой принадлежностью, а также успешностью учебы и уровнем образования. Труднее найти работу женщинам и молодым. На неблагоприятные позиции на рынке труда влияют инвалидность, а также принадлежность к низшим социальным слоям. Предпочтение нередко отдается опыту, образованию, что снижает преимущества молодых. Кроме того, молодежь часто не обладает нужной информацией. Многим приходится наниматься на фирмы с более низкой заработной платой и ожидать места в высокооплачиваемом секторе, все большее значение приобретает дополнительное образование. Рощин делает вывод, что хотя позиции молодежи на рынке труда западных стран улучшились, эффект этот был перекрыт негативными макротенденциями и в итоге занятость и заработки молодежи упали.

Следует отметить, что уровень безработицы в возрастной группе до 20 лет близок к 30% и превышает средний уровень безработицы в 4-5 раз. Такая тен-

денция сформировалась еще в 1990-е годы и сохранилась до сих пор. Только среди людей, достигших двадцатипятилетнего возраста, уровень безработицы снижается и становится сопоставимым со средним уровнем для всего населения. Кроме того, если в 1995/96 учебном году в вузах обучались 2791 тыс. студентов, то в 2003/04 учебном году — 6456 тыс. человек. Все это обостряет проблему перехода "учеба-работа".

В России активно развивается новая модель перехода к профессиональной деятельности, постулирующая совмещение учебы и работы и предполагающая завершение адаптационного периода к моменту окончания учебного заведения. Естественно, новая модель не вытеснила полностью традиционную. Более того, исследования показывают, что студенты, посвятившие все свое время учебе, хоть и проигрывают поначалу сокурсникам, имеющим трудовой стаж, но впоследствии, благодаря полученным знаниям, делают более успешную и быструю карьеру. Очевидно, что трудовая практика во время учебы должна дополнять получаемое образование, а не снижать его качество. Поэтому в организации студенческих стажировок более активное участие должны принимать сами вузы, имеющие возможность соответствующим образом корректировать свои учебные планы.

Results of survey of students on their temporary employment — their motivations, choices of occupations, working environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.