Научная статья на тему 'Школа-студия глубинного интервью как эксполярная форма подготовки социолога-исследователя'

Школа-студия глубинного интервью как эксполярная форма подготовки социолога-исследователя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социологический журнал
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа-студия глубинного интервью как эксполярная форма подготовки социолога-исследователя»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ШКОЛА-СТУДИЯ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮ КАК ЭКСПОЛЯРНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ СОЦИОЛОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Статьи, публикуемые в данной рубрике, подготовлены в рамках Школы-студии глубинного интервью (ШСГИ), созданной в октябре 2006 году на базе кафедры социологии Саратовского государственного технического университета (СГТУ), руководитель — кандидат философских наук И.Е. Штейнберг. Школа представляет собой систему подготовки социолога-исследователя, использующего качественную методологию в соответствии с целями и задачами конкретного социологического исследования.

Основная «болевая точка» при использовании метода глубинного интервью в социологии — сам Исследователь как основной «инструмент» получения соответствующего знания. В отличие от логики анкетного количественного опроса, логика качественного глубинного интервью предполагает, что интервьюер знает, зачем он задает свои вопросы и что собирается делать с ответами на них. Это возможно только при условии, если он сам участвует во всех этапах исследования — разрабатывает программу, проводит интервью, обрабатывает и анализирует полученные данные, делает выводы и пишет отчет. Соответственно достоверность итогового научного продукта в качественном исследовании находится в прямой зависимости от подготовленности Исследователя как «инструмента» для получения знания. Современные способы обучения качественным методам в социологии можно условно представить в виде шкалы, где на одном полюсе находятся штатные лекции и семинары-практикумы, а на другом — «практика и еще раз практика». Однако гипотеза состоит в том, что наиболее эффективные мастера глубинных интервью «шлифовали» себя как Исследователей по преимуществу вне этих полюсов. Большинство из них, по крайней мере, среди встретившихся мне за последние десять лет, приобрели умение в исследовательских проектах, имевших следующую особенность. Здесь уделялось внимание методической рефлексии, то есть целью работы было не только получение научного результата, но и рост квалификации самого исследователя. Этот формат обучения более напоминает профессиональную «артель» с элементами обучающих

Штейнберг И.Е. Школа-студия глубинного интервью

105

программ. Например, такие эксполярные (вне полюсов) формы овладения методом глубинного интервью можно встретить в проектах Левада-Центра (Москва), ФОМа (Москва), ЦНСИ (Санкт-Петербург), ЦНСИ (Иркутск), НИЦ «Регион» (Ульяновск) Центра гендерных исследований (Саратов).

Однако называть эти обучающие практики системой можно лишь условно, так как в них трудно выделить общую методологическую основу подготовки исследователя, специализированную обучающую программу. Иными словами, есть разнообразные системы подготовки интервьюера, наблюдателя, модератора фокус-групп для качественных исследований, но нет системы «выращивания» социолога-исследователя, владеющего качественной методологией как способом мышления, превращающего себя в «инструмент исследования». В идеале хотелось бы иметь, что-то наподобие «системы Станиславского»: из актерского искусства выделяются элементы ремесла, им могут обучать все подготовленные для этого специалисты (основной признак метода) и достигать устойчивых результатов, то есть «выращивать» профессиональных «актеров» с базовой подготовкой, которая потом дает возможность «творить искусство» в меру своего таланта. Школа-студия глубинного интервью — это попытка создать такую эксполярную систему подготовки социолога-исследователя. Главное его свойство здесь трактуется как синоним кантовской «автономности мышления», что для глубинного интервью является базой методической рефлексии. В работе Школы-студии используется методология двойной рефлексивности, разработанная Теодором Шаниным в ходе десятилетнего междисциплинарного изучения российского села (1990-2001 гг)1. В ее основе — неокантианская традиция интерсубъективизма, методика создания научного коллектива исследователей для групповой рефлексии личного исследовательского опыта и проведения аналитической триангуляции результатов исследования (метод «длинного стола»). Деятельность Школы-студии проходит на базе «реальных», а не учебных исследований, но включает специальные методы подготовки Исследователя на всех циклах полевой работы. Например, на этапе «до поля» — это поиск и тестирование «ключевого исследовательского вопроса», различные упражнения по способности доверять своим чувствам в работе с респондентом, социологическая проблематизация темы, определение сути проблемы. Это определенная последовательность и выбор вопросов для группового обсуждения, например «достоверность и валидность в глубинном интервью», «компетенция и компетентность исследователя в поле», «основы доверительности респондента», «гипотеза в глубинном интервью», «понимание и объяснение смысла

1 Результаты опубликованы в: Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Е.М. Ковалев, И.Е. Штейнберг. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999; Рефлексивное крестьяноведение: десятилетие исследований сельской России / Под. ред. Т.Шанина, А.Никулина, В. Данилова. М.: РОССПЭН, 2002.

106

Социологический журнал. 2008. № 4

ответа», выявление индивидуального стиля исследователя в полевой работе, виды и способы выборки для интервью. На этапе работы «после поля» темами для обсуждения за «длинным столом» являются: «преданализ транскрипта», «естественные, неестественные и «противоестественные (вне контекста анализа)» кодировки и группировки», «рабочие схемы качественного анализа» и проч. Конечный этап работы — штатный отчет с соблюдением правил представления выводов исследования, а в полном формате — это статья, принятая редакцией признанного в научном сообществе журнала. Слушателями Школы являются профессиональные социологи из числа научных работников и аспирантов, готовящих диссертации, полевые исследователи. ШСГИ имеет три формата: 1) «один "длинный стол" — одна тема»: группа полевых исследователей работает над одной темой социологического проекта в течение всего срока его проведения; 2) «один "длинный стол" — разные темы»: группа научных сотрудников или аспирантов работают в режиме «длинного стола» над исследованиями по теме своих диссертаций в течение учебного года, встречаясь не реже 1-2 раз в месяц; 3) «социологический тренинг двойной рефлексивности» (СТДР) — экспресс-метод подготовки социолога-исследователя для проведения качественного исследования методом глубинного интервью (продолжительность занятий — 6 или 12 часов). В настоящее время занятия в «формате 3» проводятся уже третий год в рамках курса по качественным методам при Центре социологического и политологического образования Института социологии РАН. Занятия в «формате 2» проходят на базе кафедры социологии СГТУ, «формате 1» — в рамках конкретных социологических исследований с участием автора этих строк. Публикуемые статьи подготовлены участниками ШСГИ на базе кафедры социологии СГТУ в формате «один "длинный стол" —разные темы».

Илья Штейнберг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.