Научная статья на тему 'Социологический анализ источников музыкальных предпочтений современных тинейджеров'

Социологический анализ источников музыкальных предпочтений современных тинейджеров Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1324
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПОДРОСТОК / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевченко Елена Петровна

В статье рассматриваются результаты исследования, проведенного автором в 2008-2010 гг. Сбор и анализ материала проводился по методологии "двойной рефлексивности" с опорой на концепцию, разработанную Теодором Шаниным, связывающей теоретические категории качественного исследования и качественно-количественного интерфейса со стратегиями полевого исследования интерактивного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ источников музыкальных предпочтений современных тинейджеров»

чественнои промышленности, а также предметы роскоши, шелк-сырец, чаИ, кофе и т. п.

В начале XX в. возросла численность занятых в торговоИ отрасли, составив в 1910 г. более 2 млн человек. Передвижной торговлей занимались 345 тыс. развозчиков и разносчиков. Они почти не несли издержек обращения, им удавалось скрыть свои обороты и избежать обложения налогами или уплачивать их в незначительном размере, что способствовало росту передвижной торговли. Удельный вес магазинов в структуре торговоИ сети составлял лишь 13%, поскольку магазинная торговля требовала более значительных капиталовложений и более высоких эксплуатационных расходов по сравнению с лавочной и тем более палаточно-ларечной сетью. Торговля в магазинах требовала большего размера оборотного капитала, определяемого не только соответствующей величиной товарооборота, но и более медленной оборачиваемостью капитала. Поэтому магазинной торговлей занимались, главным образом, акционерные общества. В 1910 г. норма прибыли составляла для палаточно-ларьковой сети - 261%, лавочной - 108%, для магазинной - 45,5%13.

Таким образом, Россию на рубеже Х1Х-ХХ вв. отличали рост торговли, ее концентрация в руках монополий. Падала доля ярмарок во внутреннем товарообороте, развивалась магазинная форма торговли, увеличивалась роль банков. Капитал, помещенный в сферу торговли, приносил по сравнению с другими отраслями экономики наибольшие доходы.

УДК [316.74:78](470+571)

Примечания

См.: Лященко П. И. История народного хозяйства СССР : в 3 т. М., 1952. Т. 1. С. 485.

См.: Реформы Александра II. URL: http://refu.ru/ refs/33/6413/1.html (дата обращения : 12.09.2011).

См.: Структура общества. Положение сословий. URL: http://www.istmira.com/istoriya-rossii-xix-vek/2064-struktura-obshhestva-polozhenie-soslovij.html (дата обращения : 23.08.2011).

См.: Новиков А. А. История российского предпринимательства. М., 2010.

См.: Лященко П. И. Указ. соч. С. 456.

См.: Экономическая история СССР и зарубежных стран. М., 1978. С. 263.

См.: Торговля. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ bse/140456/Торговля (дата обращения : 23.08.2011). См.: Краткий экскурс в историю торгового предпринимательства в России. URL: http://yhdgbfhjng.ru/eko-nomika_firm/ekonomika_firm1.html (дата обращения : 23.08.2011).

См.: История Саратовского края. Саратов, 2000. С. 100. Там же. С. 101.

См.: Тимошина Т. К. Экономическая история России. М., 2000. С. 113.

См.: 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов / сост. О. Платонов. М., 1995.С. 30-31.

См.: Краткий экскурс в историю торгового предпринимательства в России.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ТИНЕЙДЖЕРОВ

Е. П. Шевченко

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются результаты исследования, проведенного автором в 2008-2010 гг. Сбор и анализ материала проводился по методологии «двойной рефлексивности» с опорой на концепцию, разработанную Теодором Шаниным, связывающей теоретические категории качественного исследования и качественно-количественного интерфейса со стратегиями полевого исследования интерактивного типа.

Ключевые слова: музыкальная социализация, музыкальные предпочтения, подросток, средства массовой информации, Интернет.

sociological Analysis of the sources of the Modern Teenagers Music Preferences

E. P. shevchenko

The paper focuses on the results of the research conducted by the author in 2008-2010. Data collection and its analysis were conducted

basing on the methodology of «double reflexivity» using the concept developed by Teodor Shanin who connected the theoretical categories of a qualitative research and qualitative - quantitative interface with the strategies of a field research of an interactive type.

Key words: music socialization, music preferences, teenager, mass media, Internet.

Важность музыки в жизни человека не подлежит сомнению. Являясь одним из самых ранних видов творчества, музыка успешно выполняет не только развлекательные, но и, в первую очередь, эстетические, а также воспитательные и социальные функции.

Музыкальная сфера общества рассматривается в научном дискурсе в связи с процессами рационализации (М. Вебер), культурного отчуждения (Т. Адорно, М. Хоркхаймер), становления субкультур (X. Пилкинтон, Д. Хебдидж), классовой структурой (П. Бурдье, П. Димадджио). Хотя социологические исследования музыки стали

3

4

7

12

13

© Шевченко Е. П., 2012

проводиться только в XX столетии, ее социальное значение было в полной мере осознано еще в учениях древних. У Платона, Пифагора, Аристотеля и других мыслителей прошлого имеются «праи-деи», которые получили дальнейшее развитие в трудах представителей социологии музыки.

В России первые работы, посвященные социокультурным аспектам музыкального искусства, были написаны уже в 20-х гг. XX в. С. Беляевой-Экземплярской1, А. Лосевым2, Б. Асафьевым3. Однако в рамках отечественной традиции эти исследования проводились в основном в русле гуманитарных наук, таких как искусствоведение, культурология, психология, философия, эстетика. Во второй половине XX в. социологические исследования имели достаточно широкий размах, но уже в 70-е гг. стал ощущаться кризис используемых методов изучения музыкальных предпочтений.

Именно во второй половине ХХ в. аксиомой стало утверждение, что музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Они - основные потребители музыкальной продукции. Мы согласны с мнением ряда ученых (Ф. Райс, А. Мудрик, И. Кон,

В. Мухина) по поводу того, что музыка - это самая значительная часть подростковой субкультуры. Для подростков выбор того или иного музыкального стиля - это, прежде всего, важнейший способ самовыражения, а создаваемая под этим влиянием субкультура - один из наиболее часто встречающихся вариантов личной адаптации к окружающему миру, возможность занять определенное положение в обществе, а также выбор приятного круга общения и способа проведения досуга. В отдельных случаях принадлежность к той или иной субкультуре оказывает серьезное влияние и на дальнейшую жизнь человека, в значительной степени определяя сферу его профессиональных интересов.

Имеет место «мода на музыку». Попав в новую для себя малую группу, подросток часто вместе с другими ее атрибутами принимает музыку, свойственную этой группе. Вообще, соотнесение своих вкусов с определенными музыкальными направлениями в какой-то мере и есть проявление моды. Следование моде - конструирующий признак именно подростковой субкультуры.

Многие поколения исследователей спорили и до сих пор спорят о возрастных рамках подростковой группы. Любая возрастная периодизация базируется на нескольких основаниях, у социологов - на изменении общественного положения и социальной деятельности личности, причем акцент делается скорее на особенностях подростков как социально-демографической группы. Психологов интересуют, прежде всего, психологические изменения - в личности и деятельности. Педагогический подход к подростку связан с содержанием воспитания и обучения на данном этапе развития. Все подходы, несмотря

на некоторые различия, по сути, интегративны. В прошлом возрастная терминология также не была единообразной. Например, в Толковом словаре

В. Даля говорится, что подросток - это мальчик или девочка на подросте, возраст которых около 14-ти, 15-ти лет4. Л. Толстой в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» стремится определить грань между этими периодами. Подростку из одноименного романа Ф. Достоевского исполняется 20 лет.

С. Холл, изучавший в конце XIX - начале XX в. психологические особенности детей, считается основателем фундаментальных исследований подросткового возраста. В свою книгу «Psycology of Adolescence» (1904) он включил наблюдения и размышления о сущности и причинах подросткового кризиса. С этого времени начинаются исследования проблем данного возраста. Ф. Ариес утверждал, что подростковый возраст впервые стал интересовать исследователей еще в XIX в.5 В настоящее время, когда в развитых странах мира контроль родителей за развитием ребенка продолжается вплоть до брака, этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным, он охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет6.

Р. Заззо, занимающийся изучением подростков из различных социально-экономических слоев общества в середине XX в., исследовал их личные представления о продолжительности этого возрастного этапа. Было отмечено, что начало отрочества почти все они относят к 14 годам, связывая его с половым созреванием, однако представления о сроках окончания расходятся. Рабочие и низкоквалифицированные служащие считают, что их отрочество закончилось в 19 лет, инженерно-технические работники отодвигают этот срок до 20 лет, предприниматели и лица свободных профессий -до 21 года. Таким образом, субъективная средняя продолжительность отрочества колеблется в зависимости от социального положения и длительности образования в целом от 4 до 7 лет7.

Л. Выготский, подходивший к подростковому периоду как к историческому образованию, считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируются в зависимости от уровня развития общества8. В 20-30-е гг. прошлого века в России был собран и проанализирован большой фактический материал, характеризующий отрочество в разных социальных слоях и группах (среди рабочих, крестьян, интеллигенции, служащих, кустарей), у подростков разных национальностей и у беспризорных (Н. Рыбников, В. Смирнов, И. Арямов).

И. Кон, исследовавший возрастную стратификацию в конце ХХ в., пишет о том, что возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и ступень индивидуального развития (созревания), но и определенный социальный статус, а также специфические для данного воз-

раста общественное положение и деятельность. Периодизация жизненного пути всегда включает нормативно-ценностный момент, указание на то, какие задачи должен решить индивид, достигший данного возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию9.

В английском языке для определения возрастных рамок подростка существует слово, на наш взгляд, наиболее точно отражающее данное понятие: Teenager. Teen - это суффикс числительных от 13 до 19, Age - в переводе означает возраст. Значит, в буквальном переводе teenager - человек 13-19 лет.

В силу своих психофизиологических особенностей подростковый возраст характеризуется потребностью в интенсивных физических и психических нагрузках, поэтому-то современная ритмичная музыка в значительной мере способствует реализации этой потребности. Кроме того, подростковый возраст характеризуется необходимостью в интенсивном общении (В. Мухина, Д. Фельдштейн, Д. Эльконин). Совместное пребывание на концертах музыкальных кумиров, бурные танцы, ажиотирован-ные движения и восклицания помогают подросткам реализовать потребности в сильных переживаниях.

Выдающиеся ученые прошлого и настоящего занимались вопросами социализации подрастающего поколения, среди них Г. Салливан, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О. Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г. Уолтер, Л. Выготский, П. Гальперин, А. Леонтьев, Ж. Пиаже,

С. Рубинштейн, И. Кон, Б. Парыгин, М. Каплан, Д. Р. Келли. Однако проблема музыкальной социализации подростков представляет собой мало исследованную область.

В нашем исследовании мы основываемся на следующем собственном определении. Музыкальная социализация - это процесс усвоения индивидом норм культурного общественного пространства и формирования собственного отношения к музыке посредством рефлексии подростком своих музыкальных предпочтений. К институтам первичной музыкальной социализации относится ближайшее окружение индивида, оказывающее наиболее сильное и значимое влияние на его формирование, - семья, друзья, одноклассники, учителя, средства массовой информации (СМИ). Что же в большей степени влияет на музыкальную ориентацию подростка - учителя или семья, друзья или одноклассники, телевидение или радио, печатная продукция или даже новомодный Интернет? Этот вопрос мы и задали себе в начале исследовательской работы.

Материалом для статьи послужило исследование, проведенное автором в 2008-2010 гг. В основе методологии лежала разработанная Т. Шаниным концепция «двойной рефлексивности», связывающая теоретические категории качественного исследования и качественно-количественного интерфейса со стратегиями полевого

исследования интерактивного типа, которому присущи вживание, глубинные интервью10. Также данная концепция основывается на коллективной интеллектуальной поддержке в режиме «длинного стола», который был организован кандидатом философских наук, доцентом Ильей Штейнбергом на занятиях школы-студии глубинного интервью при кафедре социологии Саратовского государственного технического университета.

Эмпирическая база представлена 10 глубинными интервью с подростками (13-19 лет), обучающимися в школах, гимназиях, лицеях и высших учебных заведениях города Саратова. Среди них

5 девушек и 5 юношей. Количество респондентов обусловлено особенностью выбранного объекта, насыщением кодировочных категорий.

Мы согласны с мнением многих современных исследователей (А. Щекотуров, О. Чибисов, Е. Борисова, Т. Глушкова), которые считают, что на данном возрастном этапе достаточно четко проявляются музыкальные предпочтения, с 12-13 лет начинают формироваться музыкальные вкусы и пристрастия11.

Результаты нашего исследования подтверждают данную идею. Респонденты, отвечающие на вопрос относительно времени появления интереса к определенному стилю музыки, называют возраст 11-13 лет.

«Порядка трех-четырех лет назад, может больше, я стал увлекаться Hip-hopoM, RapoM. Стал потихоньку писать» (м., 15 лет).

«Класс ... седьмой. Я пришел к однокласснику. У него что-то сестра слушала... старшая. Я у нее спросил: «Что это такое?». Она мне почти все рассказала. С тех пор и пошло» (м., 15 лет).

«С 9 класса начал слушать зарубежную музыку, именно в зарубежной музыке очень много различных ответвлений, в российской - скорее всего пародия (смеется) оттуда. Все началось с группы Him, сначала Him, потом добавились такие, как Nirvana - совершенно разные по стилю группы. Одновременно к этому слушал русскую музыку - русский панк» (м., 19 лет).

При знакомстве подростков одним из первых задается вопрос: «Какую музыку ты слушаешь?» Мы задали подобный вопрос в Интернете в системе Google и увидели совершенно противоположные ответы12. Оказалось, что данный вопрос воспринимается в разных контекстах. Для одних -это оценка самого человека, другие воспринимают его в качестве варианта установления контакта. По-разному отвечают на данный вопрос молодые люди. Кому-то нравится рассуждать о своих музыкальных предпочтениях, кто-то не особенно хочет

06 этом говорить. Но, тем не менее, практически все они признают, что, давая ответ на подобный вопрос, подросток «идентифицирует себя» и круг своих интересов.

В настоящее время уже расхожим считается мнение о том, что подросткам нравится смотреть телевизор, развлекательные музыкальные каналы,

где и формируются их музыкальные предпочтения (В. Белобрагин, А. Морозов, Е. Скриптунова, М. Круглова, Т. Чулина). Конечно, современную урбанистическую культуру невозможно представить без телевидения. Телевизор сейчас - атрибут жизненного мира современного человека, а телевидение превратилось в четко очерченный общественный институт, оказывающий влияние на общественные процессы, их конфигурацию, структуру, динамику12. Современные подростки подвергаются сильному воздействию средств массовой информации. Результаты нашего исследования демонстрируют тот факт, что влияние телевидения и радио на подростков сильно преувеличено, недооценено же влияние Интернета. Тинейджеры предпочитают ориентироваться в музыкальном мире (если говорить только о СМИ, а не о друзьях, одноклассниках, родителях) не с помощью радио и телевидения, а Интернета. Именно Интернет среди средств массовой информации является доминирующим.

Чем же так привлекает глобальная Сеть подростков?

Во-первых, подростков в Интернете привлекает свое собственное действие и взаимодействие с другими людьми в сети.

«Сейчас все почти, точнее, вся молодежь сидит в Интернете. По телевизору - просто, а в Интернете ты можешь поделиться с другим человеком, что-то сказать. И узнаешь, и общаешься» (м., 13 лет).

«Возможно, даже оценить, на сайтах есть оценки. Сейчас в “Контакте” интересно общаться - это распространенная социальная сеть. Скачиваешь, оценку написал, нашел человека, который слушает это же. “Респект. Какую ты слушаешь песенку?”. Вот недавно общался в “Контакте” с девушкой. Она “клубняк” слушает. Как можно такую музыку слушать, не понимаю. Оскорблять ее не буду, но эта накрученная музыка

- нет, не моя» (м., 15 лет).

«Мне кажется, Интернет такая штука интересная, не только как поисковая система, но и для общения и для знаний...Что касается телевидения, там уже готовая информация, которую не надо искать и находить, просто прослушиваешь с определенным временем» (д., 18 лет).

Во-вторых, существует определенное доверие к Интернету, в Сети подростков никто не учит и не поучает, что важно для них, они самостоятельны. По их мнению, в компьютере нет редактора, на радио и телевидении же навязывают определенные стили, музыкальные коллективы, солистов. У подростков существует четкое представление о том, что деньги являются доминирующим фактором в появлении той или иной группы на экране телевизора или на радиоволне.

«Я смотрю телевизор, как любой молодой человек. Группы есть, но я не слушаю людей, которые смешивают реп с коммерцией. Понимаю техреперов, которым нужны деньги. Деньги всем

нужны, поэтому многие работают на эстраде в более популярном стиле, но мне это не нравится. Поэтому телевизор я, если честно, мало слушаю. Считаю, что у людей, которые поют публичный эстрадный Hip-hop, все-таки не тот смысл в пес-няхзаложен. С чего все начиналось? Ведь смысл в чем? В чем была суть Hip-^ра, когда он зародился? Это были правдивые тексты, рассказывающие о чем-то реальном, в них не было вымысла. Сейчас считают что Hip-hop это тот же Тимати. Но это стиль мажоров, но Hip-hop был стилем улиц. Начиналось в Нью-Йорке, на Ямайке, это были бедные районы, где не было роскоши. Этот стиль им подходил по духу... На мой взгляд, очень многих просто не пропускает цензура» (м., 15 лет).

«На телевидении есть какое-то ... рецензирование, что-ли. То есть в Интернете можно найти все, что угодно, а на телевидении, что-то не допускается» (м., 15 лет).

В-третьих, 13-19-летние молодые люди считают, что в Интернете можно найти новинки, а также самую «свежую» информацию об их любимых группах, а телевидение в этом отношении проигрывает.

«Я ищу новинки. Набираю ’’НОВЫЕ ПЕСНИ”. Узнаю, когда выйдут. Потом диски покупаю или скачиваю из Интернета» (м., 13 лет).

«Недавно у нашей любимой группы вышел новый альбом. Я скачала первая. Получилось так, что никто не мог его найти. Мне чудом удалось вырвать его. Пришлось всем отсылать этот альбом... Сначала (новый альбом. - Ш. Е.) выкладывают в Интернет, а потом уже появляется на дисках. Тем более, зачем тратить деньги, если можно скачать из Интернета и быстрее по времени» (д., 15 лет).

«В “Тогге^” (файлообменная сеть. - Ш. Е.) можно даже скачать альбом, клип которого вышел две недели назад. В “Тогге^” вводишь в поиск название группы, ищешь, где скачать. Две недели, а он для желающих в сети, у тебя уже есть» (д., 19 лет).

В-четвертых, радиостанции и телевизионные каналы ограничиваются возможностью предоставления людям прослушивания результатов творчества отдельных музыкальных групп, нет при этом комментариев, содержащих анализ данного музыкального направления. Наибольшее количество фактической информации разбросано по многочисленным интернет-ресурсам (хотя часто эти сведения не систематизированы, неполны, неверны, обрывочны или искажены).

«Я сижу на ее (Аврил Лавин. - Ш. Е.) официальном сайте. И на американском, и канадском, и русском (говорит с акцентом). Там выкладывают новости» (д., 14 лет).

В-пятых, подростки считают, что телевидение существует для других людей, например взрослых, а Интернет - для них.

«Раньше очень часто смотрела (телевизор.

- Ш. Е. ), а последнее время даже не включаю...

Потому что там показывают какие-то больше попсовые песни, такие, которые неделю посмотришь и надоедает.. Ну, как-то не интересует. Легче скачать что-нибудь и уже послушаешь, что нравится» (д., 14 лет).

«Потому что там лажа, которую в основном слушают, но мы такого не слушаем» (м.,

14 лет).

«Ну, телевизор сейчас как-то редко смотрю, но бывает иногда. Но все равно там тоже с опоздание выходят все клипы, все песни. Не очень уже интересно... Да и заезженное. Там больше всего, что народу нравится, под массы рассчитано, а не под единицы» (д., 15 лет).

«То есть из Интернета ты извлекаешь, и это уже твое будет, а на канале музыкальном не всегда поймаешь исполнителя, которого хочешь» (д., 18 лет).

«Телевидение? Мы смотрим иногда по программе фильмы. Даже на AOne (кабельное телевидение. - Ш. Е.) очень мало нашего. Я лично не разу не видел чего-то стоящего. Я видел как-то клип Him, очень старый, который снят очень давно (смеется). Например, если Первый канал брать - это канал для блондинок. У кого-то, может, ТУ и формирует предпочтения, но не у нас. Новости послушаешь и все. А по радио - так вообще...» (м., 19лет).

В-шестых, привлекает мобильность. У подростков четкое ощущение, что они «берут» из Интернета то, что им интересно и в данный момент нужно.

«Сейчас стало проще с распространением Интернета, с распространением файлообменных сетей. Раньше нужно было диск найти. Хочешь песню, не знаешь, как она называется, ее не найти. Сейчас проще. Появилось что-то новое, захотел получить, нашел, послушал, оценил, скачал. Не понравилось, не стал скачивать...» (м., 15 лет).

«Так проще на компьютере. Там ты можешь выбирать ту музыку, которую ты хочешь слушать, а не ту, которую тебе предлагают» (д.,

15 лет).

«Интернет много чего может дать. Много чего оттуда можно выудить интересного, важного, нужного. Фильмы, музыку понаскачивать можно. Причем это достаточно быстро делается и не выходя из дома. Тебе не приходится идти куда-то, чтобы покупать весь диск из-за одной песни. Ну, к примеру. Это очень удобно» (д., 16лет).

«Все берется из Интернета в основном. Потому что в Саратове найти трудно. Есть даже такие популярные группы из того же симфо блек металла, конечно, мы не говорим об экстрим готик металле . трудно найти, поэтому приходится скачивать из Интернета. Большой клад хранится на сайте МР-3 real. Там очень много можно скачать и совершенно бесплатно. Сайт со множеством ответвлений» (м., 19 лет).

В-седьмых, подростки считают, что настоящих лицензионных дисков предпочитаемых ими

групп и певцов купить в провинциальном городе, к которым относится Саратов, невозможно.

«У нас в городе не продают ее (Аврил Лавин. - Ш. Е.) дисков лицензионных. Поэтому приходится покупать какие продают (д., 14лет).

«. вряд ли можно попасть на хороший диск. Тебе говорят он лицензионный, а он, тем не менее, пиратский диск. Бывает, что покупаешь диск, а там чего-то не хватает - там написано фотографии, видео. Открываешь, а там ничего нет, папочки только пустые» (д., 19 лет).

По прогнозам ряда специалистов (А. Ра-китов, Е. Матвейчук, С. Олейников, А. Ершов, А. Венгеров), домашний компьютер, вместе с разнообразными on-line-службами, текстовыми и аудиовизуальными новостями, видеоиграми в перспективе победит телевизор, погубит интерактивное телевидение, являясь сегодня не только прообразом будущих средств массовой информации, но и представляя собой объективную реальность, особую «новую силу», активно вмешивающуюся в процесс социализации подростков и конкретно музыкальной социализации14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поиск музыки в Интернете на сегодняшний день представляет собой простой и чисто формальный процесс: достаточно знать название композиции, имя автора или исполнителя. Именно с этими данными работают традиционные поисковые системы, никак не соприкасающиеся с собственно музыкальным содержанием звукового файла. Однако для многих любителей музыки крайне важен момент, который пока им приходится обеспечивать самостоятельно: любить музыку означает искать и находить что-то новое, что может понравиться и гармонично интегрироваться в существующую коллекцию записей. Государственный научный фонд США (National Science Foundation) - правительственная структура, которая поддерживает фундаментальные научные исследования и образовательную деятельность в сферах естественно-научного знания, не относящихся к медицине, - профинансировала разработку поискового инструмента, который не просто находит те или иные звуковые фрагменты, но и улавливает эстетическое сходство между ними. Совсем скоро новый поисковик будет искать музыку на слух и давать рекомендации, что послушать. Таким образом, специалисты в области интернет-технологий пытаются изменить существующую систему поиска.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы.

Во-первых, подростки усваивают нормы культурного общественного пространства и формируют собственное отношение к музыке. На их музыкальные предпочтения оказывают влияние разные факторы, среди которых первостепенное значение в настоящее время приобретает Интернет. Хотим заметить, что влияние последнего на подростков только усиливается, другие же источники все больше уходят на второй и третий план.

Во-вторых, роль телевидения, в частности музыкальных каналов, как основного музыкального источника для современного подростка явно преувеличена. Выбор тинейджеров не останавливается на телевидении в связи с тем, что:

- взрослые (родители) чаще «оккупируют» именно диван у телевизора, так проводя свободное время. Подростку остается компьютер, Интернет для него - свободен, то есть это явная проблема доступности;

- на телевидении практически отсутствует интеракция (исключение составляют прямые линии по задаванию вопросов важным персонам и дорогостоящие «СМС-отгадывания»), а тинейджеры стремятся к взаимодействию, непрерывному диалогу;

- подростки убеждены, что на телевидении много цензуры и нет ощущения реальности.

Таким образом, в результате исследования выявлено, что музыкальное звучащее пространство Интернета вышло за пределы рамок глобальной Сети, оказывая доминирующее влияние на процесс музыкальной социализации современных тинейджеров.

Автор выражает признательность руководителю школы-студии глубинного интервью при социально-гуманитарном факультете СГТУ кандидату философских наук И. Е. Штейнбергу и коллегам по «длинному столу» кандидату педагогических наук Е. В. Преображенской и аспиранту И. А. Павловой.

Примечания

1 См.: Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. Записки Психологической лаборатории при Академии социального воспитания / под рук. проф. В. М. Экземплярского. Вып. 1. М., 1923.

2 См.: Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики. М., 2008.

3 См.: Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М., 1930.

4 См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М., 1980. Т. 3. С. 199.

5 См.: Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории : сб. ст. / общ. ред. и вступ. ст. проф. И. С. Кона. М., 1977. С. 216-244.

6 См.: Обухова Л. Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы. М., 1995.

7 См.: Заззо Р. Стадии психического развития ребенка // Развитие ребенка. М., 1968.

8 См.: Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М., 1982.

9 См.: Кон И. С. Психология юношеского возраста : (Проблемы формирования личности) : учеб. пособие. М., 1979.

10 См.: Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Ковалев Е. М., ШтейнбергИ. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999. С.317-344.

11 См.: Всплески радиоволн. Интервью с Татьяной Глуш-ковой, руководителем исследований радиокомпании КОМКОН // Интервью с интересными людьми. URL: http://interviewme.ru/2008/06/26/vspleski-radiovoln-intervyu-s-tatyanoy-glushkovoy-mkovoditel-issledovaniy-radio-kompanii-komkon/ (дата обращения : 25.09.2008).

12 См.: Про вопрос: «Какую музыку ты сейчас слушаешь?» URL: http://www.lovehate.ru/opinions/34207 (дата обращения : 10.08.2008).

13 См.: Роль российского телевидения в жизни общества // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/3318.html?nocache=1&cHash= 4036958afe (дата обращения : 12.12.2008).

14 См.: ДомозетовХ. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и развития личности // Философская и социологическая мысль. 2000. № 4. С. 93-99.

УДК 364.222

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАСХОДОВ СЕЛЬСКИХ ДОМОХОЗЯЙСТВ НА ДЕТЕЙ

а. а. Вяльшина

институт аграрных проблем российской академии наук, г. Саратов E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются сравнительные особенности экономического и социологического подхода к анализу сущности расходов сельских домохозяйств на детей, их специфики для сельской местности и факторы, детерминирующие степень их тяжести для бюджета сельского домохозяйства. Представлен анализ теоретических концепций и материалов проведенного социологического исследования.

Ключевые слова: сельские домохозяйства с детьми, расходы на детей, инвестиции в детей.

social-economic Analysis of the Expenses of Rural Families to Children

A. A. Vyalshina

In article are considered comparative particularities economic and sociological approach to analysis of essence of the expenses rural families on children, their specifics for rural terrain and factors, determined degree of their gravity for budget of rural families. There

© Вяльшина А. А., 2012

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.