Научная статья на тему 'Школа социального успеха в ускоряющемся мире'

Школа социального успеха в ускоряющемся мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / ПЕДАГОГИКА УСПЕХА / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессмертнова Наталия Александровна

The article describes the conditions and factors of modern education change-over from knowledge to competence-based paradigm. The most important component of this process is to focus on the success of the student and the teacher. The article critically analyzes the pedagogy of progress and the pedagogy of success. The author compares two social and pedagogical strategies: «received success» and «acquired success». There is also a separated question about the success of the teacher. The relevance of the pedagogy of the success is due to the contemporary social and cultural requirements. They are most suited to the model of "success overcoming," in which success is achieved through the personal efforts of the man, in spite of unfavorable circumstances making the achievement of goals more difficult. Successful people change social reality, overcome the difficulties on their way, and organize themselves around the needed social environment, therefore, they are always lucky and create the feeling that the results of their activities are easily got. It seamlessly combines individual and social, because the activity of the individual is impossible without a social field, which would implement personal characteristics and social environment is incapable to change without such poles of activity. Modern society forms and approves the doctrine of social success. Focus on success, commitment to its achievement in different areas, adherence to and demonstration of certain standards of success became a factor, structuring the educational process and transforming it into the mode of project activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School for social success in the accelerating world

The article describes the conditions and factors of modern education change-over from knowledge to competence-based paradigm. The most important component of this process is to focus on the success of the student and the teacher. The article critically analyzes the pedagogy of progress and the pedagogy of success. The author compares two social and pedagogical strategies: «received success» and «acquired success». There is also a separated question about the success of the teacher. The relevance of the pedagogy of the success is due to the contemporary social and cultural requirements. They are most suited to the model of "success overcoming," in which success is achieved through the personal efforts of the man, in spite of unfavorable circumstances making the achievement of goals more difficult. Successful people change social reality, overcome the difficulties on their way, and organize themselves around the needed social environment, therefore, they are always lucky and create the feeling that the results of their activities are easily got. It seamlessly combines individual and social, because the activity of the individual is impossible without a social field, which would implement personal characteristics and social environment is incapable to change without such poles of activity. Modern society forms and approves the doctrine of social success. Focus on success, commitment to its achievement in different areas, adherence to and demonstration of certain standards of success became a factor, structuring the educational process and transforming it into the mode of project activities.

Текст научной работы на тему «Школа социального успеха в ускоряющемся мире»

УДК 371 (045) DOI: 10.22412/1999-5644-11-4-16

ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА В УСКОРЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Бессмертнова Наталия Александровна,

аспирант, natalia_258@mail.ru, Московский политехнический университет Москва, Российская Федерация,

В статье описаны условия и факторы перехода современного образования от знаниевой к компетентностной парадигме. Самым важным компонентом этого перехода является ориентация на успех обучающегося и преподавателя. В статье разворачивается критический анализ педагогики успеваемости и педагогики успеха. Сравниваются две социально-педагогические стратегии: «успех полученный» и «успех приобретенный». Отдельно ставится вопрос об успешности педагога. Актуальность темы педагогики успеха связана с современными социокультурными требованиями. Им в наибольшей степени отвечает модель «успех — преодоление», при которой успех достигается благодаря личным усилиям человека, вопреки неблагоприятным обстоятельствам, затрудняющим реализацию поставленных целей. Успешный человек меняет социальную реальность, преодолевает стоящие на его пути трудности, организуя вокруг себя нужную ему социальную среду, таким образом, привлекает на свою сторону удачу, создавая ощущение, что результаты его деятельности даются легко и непринужденно. Здесь органично сочетаются индивидуальное и социальное, потому что активность индивида невозможна без социального поля, в котором бы реализовывались его личностные характеристики, а социальное окружение не способно изменяться без наличия таких полюсов активности. В современном обществе сформирована и утверждена доктрина социального успеха. Ориентированность на успех, стремление к его достижению в различных сферах, следование и демонстрация определенных стандартов успешности стало фактором, в значительной степени структурирующим образовательный процесс и переводящим его в режим проектной деятельности.

Ключевые слова: успех, педагогика успеха, компетентностно-ориентированное обучение

Для цитирования: Бессмертнова Н. А. Школа социального успеха в ускоряющемся мире// Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 11. 2017. № 4. С. 130-135. DOI 10.22412/1999-5644-11-4-16.

Дата поступления статьи: 09.10.2017. Дата утверждения в печать: 13.11.2017.

Теория: Педагогика успеваемости и педагогика успеха

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» образованию отведен большой раздел, в котором выстроена следующая смысловая цепочка: модернизация системы образования — инновации в экономике — ускорение экономического роста — конкурентоспособная и безопасная страна. «Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг»1

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года http://govemmentm/mfo/6217/#sel=2:1:7Wj,2:11:VyW (дата обращения 01.07.17)

. Значительным этапом в развитии современной педагогической науки и практики стала Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», составляющей которой является сценарий «Школа социального успеха».

Социальный успех, на наш взгляд, не является искусственным лозунгом, частотность обращения к этому концепту в формулировках образовательных компетенций обусловлена реальными трансформациями социальных взаимоотношений последнего десятилетия. «Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться» [13, с. 14]. Современная ситуация не результат произошедших в обществе и государстве изменений, а само перманентное ускоряющееся

изменение. Сущностью культуры сегодня является изменяющийся мир, который ставит перед социальным институтом образования новые ориентиры — научить выпускника успевать за изменениями, то есть быть успевающим и успешным. Во вступительном слове на форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» 15 октября 2014 г. (Пенза) В.В. Путин подчеркнул: «...ожидания граждан очень большие, и поэтому следует приложить все усилия, чтобы качественно преподавать, соответствовать сегодняшнему времени, чтобы ответить на вызовы этого времени и готовить будущих граждан и специалистов для нашей страны так, как этого требует сегодняшний день. Чтобы школьники, независимо от места проживания, социального статуса родителей, получали прочные знания, и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха, и в жизни быть востребованными и полезными для своей страны, и сами получали полное удовлетворение от жизни»2 .

В свете нового педагогического видения, обусловленного происшедшими современными социально-политическими и социально-экономическими переменами, встали вопросы формирования таких личностных качеств, как стремление к карьере и успеху, деловитость, инициативность, активность, опора на собственные силы, хозяйственность. Эти характеристики в советское время не считались приоритетными, достойными того, чтобы видеть их в личностной структуре в положительном аспекте. Поэтому современная школа оказалась перед лицом необходимости реализации новых, в прошлом не рассматриваемых в качестве необходимых ценностных ориентаций. Организация же социальной жизни на новых началах — личностной свободы, идеологической раскрепощённости, демократической самостоятельности — способствовала привлечению внимания общеобразовательной школы к деятельности по формированию «человека успешного».

Речевые формулы «успевать по предмету (дисциплине)», «успеваемость по предмету (дисциплине)», по нашим наблюдениям, заметно снизили частотность употребления. Поскольку язык «проговаривает» социальную реальность,

2 Путин В.В. Вступительное слово на форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» 15 октября 2014 года Пенза [Электронный ресурс]. URL: http://pismadljaliz.livejournal.com/2044386. html (дата обращения 01.10.2017 г.).

можно предположить, что ценность успеваемости вытесняется ценностью успеха.

Ф.И. Ковальчук критикует советскую «педагогику успеваемости» за то, что она «обезличивает учащегося, ибо презентует его обществу через ту оценку, которую ему дает учитель» [9, с. 72]. Исследователь категоричен и называет «педагогику успеваемости» неантропологической, античеловеческой, негуманной и противопоставляет ей «педагогику успеха».

Очевидно, что для каждой культурной эпохи набор качеств успешной личности свой. Если А.С. Макаренко и К.Д. Ушинский видели залог успеха воспитания личности в умении преодолевать трудности, преграды, бороться с инерцией и ленью, то современный юноша успешен, если умеет достигать цели легко, не напрягаясь, без борьбы, умеет быстро находить неординарные, нетрадиционные способы решения задач. Это разные стратегии успеха, а значит требующие разных педагогических приемов.

Безусловно, современный социально успешный человек — это состоявшийся человек. Это тот, кто выстроил свою траекторию успеха в достижении поставленной цели, получил общественное признание. Но центральным его умением является готовность к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, поэтому в программах развития «Школы социального успеха» большое распространение получают методы проектного обучения. «Педагогика успеха» в качестве одного их основных направлений поддерживает реформу традиционного содержания образования, его ориентации на усвоение знаний как безличных «основ наук». Проектное обучение резко противопоставлено неприкладному усвоению знаний. Поэтому педагогику успеха также характеризуют как педагогику резервов, поскольку она нацелена на внутренние резервы организма обучающегося, на развитие возможностей человека к самопостроению и самосовершенствованию.

Ф.И. Ковальчук также критикует «педагогику успеваемости» за то, что образование и педагогика превращаются в дрессировку. Оценка стимул, который выдается за заучивание (рефлекторную реакцию) и приобретение определенных навыков. Однако мы в этом аспекте не видим кардинального отличия педагогики успеха от педагогики успеваемости. Удовольствие от похвалы или сравнения с другими — такой же «сахар» в педагогической дрессировке.

Однако в том, что успех самоценен в современном социуме, нам видятся проблемы и психологического, и нравственного порядков.

Концепт «успех» переживает судьбу денег: успех перестает быть средством, посредником развития, творчества, созидания, упорядочивания; он сам — цель. Стремление к удовольствию от того, что он лучше, умнее, хитрее, наконец, удачливее других, руководит нашим современником. Поэтому мы считаем необходимым отличать концепт «социальный успех» от ситуации успеха, которую стремится создать школьный учитель (преподаватель высшей школы) для дальнейшего мотивирования ученика (студента) на достижение иных благ и обретение иных ценностей, обладающих более сложной духовной сущностью. Социальный успех — это элемент социальной реальности, он конвертируем в деньги и материальные блага. Социальный успех наращивает уверенность и свободу действий индивида. В педагогической ситуации успех ученика также как бы «развязывает ему руки», снимает блоки, освобождает от страхов. Это действие успеха на обучающегося и обусловило выбор педагогики в направлении создания искусственных ситуаций достижения успеха (искусственного или истинного — этот вопрос оставим на перспективу).

Успех полученный и успех приобретенный

Очень тщательно и беспощадно обрисовал ситуацию, в которой человеком в образовании руководит ценность успешности, современный американский писатель Дж. Хайнс в романе «Рассказ лектора» (2000). Композиция романа позволяет оттенять успех неуспешностью, которая детально изображена писателем: увольнение из университета, отказы редакций журналов в публикациях, охлаждение отношений с супругой, насмешки и пренебрежение успешных коллег и т.п. Ещё раньше негативную оценку социальному успеху, разменивающему настоящий талант на деньги, дал Н.В. Гоголь в повести «Портрет». Профессор Нельсон Гумбольдт («Рассказ лектора») получает магический дар власти, художник Андрей Чартков («Портрет») получает богатство и с ним — свободу. Оба героя талантливы и добродетельны, оба страдают из-за бедности, тяжелого труда и беспросветности. Сценарий для них один: были неуспешными и нравственными; обрели успех — потеряли душу, талант, добродетель, дружбу. Предостережения звучат одинаково актуально в XIX и в XXI столетиях. Однако и в художественных сценариях у героев есть выбор. Например, художник Чартков, найдя спрятанные в картине червонцы, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать

свой талант. Но вместо этого приобретает модную одежду, посещает рестораны, заказывает о себе хвалебную статью. Желание славы, удовольствий одержало победу над стремлением к творческому росту, что и приводит Чарткова к потере таланта, болезни и гибели.

Обращение к художественным образам предпринимается нами для более рельефного построения оппозиции полученного успеха и достигнутого успеха. Сегодня появилась потребность в личности, стремящейся к успеху, готовой к нему не как к предложенному и данному извне (по статусу, происхождению, семейному положению, волшебству и т.п.) объективными обстоятельствами, но как к добытому собственной активностью, настойчивостью, трудолюбием и умением. Конкуренция и стремление к приоритету как принципы современной жизни, вошедшие во всю систему общественных отношений, могут себя обнаруживать только в ситуации заинтересованности в успехе второго типа — «достигнутого».

Исследователь В.Г. Орешкин отмечает, что понятие «успех» приобретает различные смыслы в различных бытийно-образовательных пространствах [12, с. 111]. Справедливо принято вспоминать К.Д. Ушинского, которому удалось сохранить гуманную составляющую в теории успеха. В педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинский отметил: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении — это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам». В этой работе К. Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Первой заповедью воспитания он считал дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. [17, с. 150]. Исследование проблемы успеха в дидактике К.Д. Ушинского и выявление сопутствующих успеху технологических особенностей его подхода к процессу обучения это важная задача современной педагогики [10, с. 168].

Первым ключом интеграторов успеха «Школы будущего» Е.Н. Орлова называет Педагогику будущего — Гуманную педагогику, автором которой является Шалва Александрович Амонашви-ли. Его принципы имеют религиозно-духовный фундамент. Мощная нравственная составляющая педагогики Амонашвили убеждает нас в том, что в данной системе выбирается успех, который нужно достигать [13].

Проблема успешного педагога

На наш взгляд, очень пунктирно обозначен, почти совсем не разработан в научной педагогической литературе вопрос о том, кто учит и будет учить молодого человека быть успешным; как определять составляющие личности учителя, которые позволяют ему быть наставником школы социального успеха. Начиная с последних лет XX столетия и практически до сегодняшнего дня в России установился и действовал стереотипный образ школьного учителя — человека малообеспеченного и неудовлетворенного. На наш взгляд, ускорение разрушения этого стереотипного образа, самовоспитание школьного учителя должны начать процесс реализации педагогики успеха в российской средней школе. С.П. Пимчев ставит проблему совершенствования педагогического

потенциала, профессионализма учителя. При этом, опираясь на опыт постдипломного образования, он утверждает необходимость обеспечения высокого общественного внимания к учителю, который должен стать VIP [14, с. 37]. Исследователь подробно описывает приёмы, позволяющие современному учителю российской школы подержать собственное «самостояние», почувствовать себя автором своей методики. Только человек, ощущающий в себе личность, свободную, творческую, может воспитать эти качества в другом. Орлова считает процесс формирование «новой генерации учителей как новой общественной и профессиональной элиты» [13, с. 14] одним из наиболее необходимых и радикальных мер преобразования средней школы в России.

Литература

1. Бакуменко Г.В. Концепт социокультурного процесса символизации успеха // Человек и культура. 2014. № 5. С. 59-66.

2. Бакуменко Г.В. Перцепция в социокультурном процессе символизации успеха // Человек и культура. 2014. № 6. С. 21-28.

3. Бакуменко Г.В. Процесс символизации успеха как принцип пространственно-средовой ориентации элементов социокультурных систем // Политика и Общество. 2015. № 7. С. 964-977.

4. Бакуменко Г.В. Символизация успеха как социокультурная рефлексия // Человек и культура.

2015. № 4. С. 58-71.

5. Бакуменко Г.В. Символизация успеха как социокультурный процесс: постановка проблемы. // Философия и культура. 2015. № 5. С. 715-724.

6. Бакуменко Г.В. Социокультурный процесс символизации успеха как предмет исследования // Человек и культура. 2015. № 3. С. 41-55.

7. Ивлева М.Л., Саенко Н.Р. Особенности применения кейс-метода в курсе «Педагогика и психология высшей школы» для аспирантов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса.

2016. Том 10. № 2. С. 59-68.

8. Каюков В.А. Категория успеха: историко-философский экскурс // Психология и Психотехника. 2011. № 2. С. 77-81.

9. Ковальчук Ф.И. Актуализация проблемы «педагогики успеха» в современном российском образовании // Педагогика и современность. 2013. № 1 (3). С. 71-74.

10. Кондракова С. О. Успех как стимул учения в дидактике К. Д. Ушинского // Сибирский педагогический журнал (научно-теоретическое издание). 2007. № 5. С. 167-175.

11. Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М., Сентябрь, 2002. 160 с.

12. Орешкин В.Г. Категория «успех» в контексте современного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 2 (14). С. 109-117.

13. Орлова Е.Н. Гуманная педагогика - первый ключ интеграторов успеха «Школы будущего» // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 11-1. С. 13-16.

14. Пимчев С.П. Учитель 2030. Педагогика «самостоянья человека» vs педагогика «успеха» // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время новые решения". 2014. № 1. С. 33-38.

15. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебник. СПб.: Михайлов, 2002. 461 с.

16. Тубельский А. Экспертиза инновационной школы // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997. С. 159.

17. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974. 569 с.

SCHOOL FOR SOCIAL SUCCESS IN THE ACCELERATING WORLD

Nataliya A. Bessmertnova, PhD student, natalia_258@mail.ru

Moscow Polytechnic University, Moscow, Russian Federation

The article describes the conditions andfactors of modern education change-over from knowledge to competence-based paradigm. The most important component of this process is to focus on the success of the student and the teacher. The article critically analyzes the pedagogy of progress and the pedagogy of success. The author compares two social and pedagogical strategies: «received success» and «acquired success». There is also a separated question about the success of the teacher. The relevance of the pedagogy of the success is due to the contemporary social and cultural requirements. They are most suited to the model of "success — overcoming," in which success is achieved through the personal efforts of the man, in spite of unfavorable circumstances making the achievement of goals more difficult. Successful people change social reality, overcome the difficulties on their way, and organize themselves around the needed social environment, therefore, they are always lucky and create the feeling that the results of their activities are easily got. It seamlessly combines individual and social, because the activity of the individual is impossible without a social field, which would implement personal characteristics and social environment is incapable to change without such poles of activity. Modern society forms and approves the doctrine of social success. Focus on success, commitment to its achievement in different areas, adherence to and demonstration of certain standards of success became a factor, structuring the educational process and transforming it into the mode of project activities.

Keywords: success, education success, competence-oriented education

For citations: Bessmertnova N.A., School for social success in the accelerating world. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma iservisa, 2017, vol. 11, no. 4, pp. 130-135 (In Russ.). DOI 10.22412/1999-5644-11-4-16.

References:

1. Bakumenko G.V., Model of socio-cultural process of symbolizing success. Chelovek i kul'tura, no. 5, 2014, pp. 59-66. (In Russ.).

2. Bakumenko G.V., Perception in the socio-cultural process of symbolizing success. Chelovek i kul'tura, no. 6, 2014, pp. 21-28. (In Russ.).

3. Bakumenko G.V., The process of symbolizing success as the principle of spatial-environmental orientation of the elements of socio-cultural systems. Politika i Obshchestvo, no. 7, 2015, pp. 964-977. (In Russ.).

4. Bakumenko G.V., Symbolizing success as a socio-cultural reflection. Chelovek i kul'tura, no. 4, 2015, pp. 58-71. (In Russ.).

5. Bakumenko G.V., Symbolizing success as a socio-cultural process: problem definition. Filosofiya i kul'tura, no. 5, 2015, pp. 715-724. (In Russ.).

6. Bakumenko G.V., Socio-cultural process of symbolizing success as a subject of study. Chelovek i kul'tura, no. 3, 2015, pp. 41-55. (In Russ.).

7. Ivleva M.L., Saenko N.R., Features of the application of the case method in the course "Pedagogy and psychology of higher education" for PhD students. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, vol. 10, no. 2, 2016, pp. 59-68. (In Russ.).

8. Kayukov V.A., Category of success: historical and philosophical digression. Psikhologiya i Psikhotekhnika, no. 2, 2011, pp. 77-81. (In Russ.).

9. Koval'chuk F.I., Actualization of the problem of "pedagogy of success" in modern Russian education. Pedagogika i sovremennost', no. 1 (3), 2013, pp. 71-74. (In Russ.).

10. Kondrakova S.O., The success as learning incentive in didactics by K. D. Ushinsky. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal (nauchno-teoreticheskoe izdanie), no. 5, 2007, pp. 167-175. (In Russ.).

11. Nemova N.V. School of achievements: the beginning of the way to success. Moscow, 2002, 160 p. (In Russ.).

12. Oreshkin V.G., The notion of success in the context of current education. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek, no. 2 (14), 2016, pp. 109-117. (In Russ.).

13. Orlova E.N., The humane pedagogics is the first key for integrators of success of "school of the future". Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, no. 11-1, 2014, pp. 13-16. (In Russ.).

14. Pimchev S.P., üchitel-2030. pedagogics of «samostoyanye of the person» vs «success» pedagogics. Osovskie pedagogicheskie chteniya "Obrazovanie v sovremennom mire: novoe vremya novye resheniya", no. 1, 2014, pp. 33-38. (In Russ.).

15. SokolovA.V., General theory of social communication: Textbook. St. Petersburg: Mikhailov V. A., 2002, 461 p. (In Russ.).

16. Tubel'skiiA., Expertise of innovation schools. Innovatsionnoe dvizhenie v rossiiskom shkol'nom obrazovanii, Moscow, 1997, pp.159. (In Russ.).

17. UshinskiiK.D., Selected pedagogical works. Moscow: Pedagogika, 1974, 569 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.