№2, 2000
Будучи частью общей культуры этно-
са, экологическая культура может успешно развиваться только как часть общей культурной традиции, в неразрывной связи с духовной культурой народа.
На наш взгляд, центральным звеном региональной системы экологического образования может стать новый предмет -“Экология края” или “Экологическая ре-гионология”, который позволит показать динамику освоения природы региона обществом, понять современные экологические процессы, прогнозировать их развитие. Определенную роль в решении проблем экологического образования в Мордовии должен сыграть учебник “Основы экологии” для 10 — 11-х классов под обей редакцией В.И.Жидкина (Саранск, 1994), рекомендованный Министерством образования Республики Мордовия.
В эпоху становления глобального мышления крайне важно изучать опыт других стран в области экологического образования. Однако наша экологическая культура должна родиться в России, иметь
российские корни, вырасти на традициях соборности, высокой духовности, непотребительского отношения К природе, исхо-ить из российского менталитета. Вот почему необходимо возродить отечественные духовные основы отношения к природе, традиции природосообразного мышления, поведения и деятельности. В этом заключаются, на наш взгляд, цель и смысл экологического образования.
Из рассмотренных положений следует, что всестороннее экологическое образование возможно при формировании соответствующей интеграционной теоретической системы знаний, включающей есте-ственно-научные, общественно-исторические, гуманитарные знания, при обопи нии его содержания национально-
духовными компонентами, которые в конкретной практической деятельности больше учитывают возможности локальных природных систем, а также при наличии всесторонне подготовленных специали-стов-профессионалов.
ШКОЛА СМОТРИТ В БУДУЩЕЕ
#
В. М. Смирнов, дарекгор экологического лицея № 7 г. Саранска
В 1993 г. саранская средняя школа № 7 стала участницей межгосударственного педагогического эксперимента по отработке модели общего образования “Экология и диалектика”. Сегодня можно подвести некоторые итоги работы в этом направлении. В школе разработана и внедрена в практику концепция непрерывного школьного экологического образования, которая позволяет готовить детей к реальной жизни с ее непростыми проблемами, среди которых все сильнее заявляет о себе проблема предотвращения экологического кризиса. Формирование экологического мировоззрения осуществляется через учебную и внеурочную деятельность.
В современных условиях необходим более широкий взгляд на экологию вообще и на экологическое образование в частности. „Экология” - это не просто отдельный
раздел биологии или географии и не некая самостоятельная наука. Экология сегодня — это новый методологический ■ подход который должен быть использован во всех науках и пронизывать все школьное образование. Такой подход требует смены многих стереотипов мышления, выхода на новое мышление в учебном процессе, во всех учебных предметах. В нашей школе он назван экологизацией сознания.
Задача экологизации сознания учащихся должна решаться на протяжении всех лет обучения, начиная с первого класса. Тогда у школьников возникает внутренняя убежденность в необходимости своего участия в спасении природной среды в условиях углубляющегося, экологического кризиса, их природоохранная деятельность приобретает глубину и размах, становится творческой и максимально эф-
© В.М.Смирнов, 2000
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
фектнвной. Именно в этом заключается деятельность можно лишь основываясь на
основной принцип экологического образования в школе, который позволяет формировать у учащихся соответствующие мотивы поведения с учетом возрастных особенностей.
Экологизация сознания, т. е. экологи-
как
зация знании о мире, самосознания, деятельности, реализуется на основе существенного обновления содержания учебного материала и методов его изучения в соответствии с требованиями принципа интегративно-гуманитарного подхода. В результате учащийся должен приобрести в процессе обучения в школе целостное видение мира и выйти в своем самосознании на позицию не безразличного стороннего наблюдателя, а заинтересованной личности, сознающей себя частью окружающего мира. Обновление содержания материала затрагивает все базовые предметы естественно-научного, так и гуманитарного цикла, но оно не вступает в противоречие с государственными стандартами.
Как показали аудиторская проверка школы, проведенная городским управлением образования, и аттестация школы, осуществленная Министерством образования РМ в 1998/99 учебном году, знания, умения и навыки учащихся находятся на оптимальном уровне. Школьники имеют хорошо сформированное мышление, что дает им возможность анализировать и обобщать происходящие в окружающем мире процессы. Решением обеих комиссий рекомендовано перевести школу в статус экологического лицея, что и было сделано в соответствии с распоряжением Главы г. Саранска 28 декабря 1999 г.
Уже привычными для школы стали тесные связи с Мордовским государственным университетом им. Н.П.Огарева.
Школа является базовой для прохождения практики студентов биологического и географического факультетов университета, а лицеисты один день в неделю занимаются в стенах университета, где занятия ведут доценты и профессора вуза. Лучшие из выпускников профильных классов пользуются правом на совмещенные экзамены во время итоговой аттестации для поступления на биологический и географический факультеты. В 1999 г. такое право получили 7 выпускников.
Оценить негативное воздействие на природу и организовать природоохранную
ва” на*
достоверных результатах исследований и знании процессов, происходящих в биосфере. Вот почему развитие учебноисследовательской деятельности учащихся становится одной из приоритетных задач лицея.
На протяжении 10 лет в школе разрабатывалась, а сегодня активно внедряется в практику концепция учебно-исследовательской деятельности учащихся, предусматривающая вовлечение ребят в исследовательскую работу по экологоэтнографическим проектам “Дерево земли, на которой я живу” и “Речка моего детст-
1ая с 8-го класса. Руководят этой работой не только учителя-предметники, но и студенты старших курсов и научные сотрудники университета, а также специалисты Министерства экологии и природопользования РМ.
Ежегодно учащиеся школы принимают участие в городских, республиканских и российских конкурсах, конференциях и олимпиадах, некоторые из них становятся победителями и призерами.
Благодаря поддержке Министерства экологии и природопользования Республики Мордовия при школе создан республиканский общественно-образовательный центр ’’Зеленый мир”, который занимается распространением зарубежного и отечественного, а также собственного опыта работы в области экологического образования, координирует работу преподавателей в этом направлении.
Основные формы организации деятельности центра таковы:
1. Семинар для работников образовательных учреждений города и республики с приглашением ведущих специалистов по учебным программам и проектам системы непрерывного экологического образования Уже проведено более 10 семинаров. Итогом их можно считать внедрение в учебные плацы школ программ по игровой и цветовой экологии и исследовательской деятельности учащихся по проекту
Дерево земли, на которой я живу”,
2. Проведение на базе биологической станции университета экологических сборов школьников. На сборах основная работа ведется над исследовательским проектом “Дерево земли, на которой я живу” Особенностью данного проекта является необходимость привлечения знаний не
и
г
только из области естественных наук, но и наук о прошлом своей земли, своего народа.
Созданная на сборе образовательная среда дает детям возможность получить огромный объем информации по экологии, почвоведению, ботанике, зоологии, истории, этнографии. Начиная с 1994 г. в экологических сборах приняли участие около 600 учащихся города и республики. Сборы стали настоящей школой для юных иссле-
В школе действует детская экологическая организация “Зеленый мир”, которая насчитывает в своих рядах более 2 тыс. учащихся. Сегодня она стала республиканской, так как в ее работе решили принять участие учащиеся из других школ города и республики — там созданы филиалы организации.
Детская экологическая организация включает в себя три ступени.
Первая ступень “Войди в Зеленый для учащихся 1 — 4-х классов. От-
дователей, они помогают поддерживать интерес к экологическому образованию и к получению знаний вообще.
3. Проведение республиканского конкурса исследовательских работ по эколого- мир”— для учащихся 5 — 8-х классов. На
этой ступени идет активное проникнове-
мир
ношение к природе здесь воспитывается через чувственное восприятие.
Вторая ступень “Познай Зеленый
этнографическому проекту “Дерево земли, на которой я живу” и последующей науч-
но-практическои конференции, посвященной Между нар одному дню Земли. Уже состоялось два таких конкурса, в которых приняли участие более 200 юных исследователей.
4. Практическая деятельность по оказанию помощи природе, участие в детских экологических акциях. Ежегодно в день Земли в салонах автобусов и троллейбусов вывешиваются рисунки на природоохранную тематику, чтобы привлечь внимание жителей города к экологическим проблемам. Проводится также множество других природоохранных мероприятий, в которых принимают участие дети и их родители.
ние в тайны природ ы Третья ступень — для учащихся 9
мир
Она
Сохрани Зеленый 11-х классов.
предусматривает формирование у учащихся гражданской позиции в решении
экологических проблем.
Смею утверждать, что ничто не изменю сторону в нашей стране,
и детей любовь к
III
нится в луч
пока мы не вложим в дуі природе и заботу о ней, а в их головы — экологическое мировоззрение. Ребенок никогда не будет стремиться вернуть чистоту реке, если она не протекает через его сердце.
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МОРДОВИИ
В.Н.Масдяев, доцент кафедры географии и геоэкологии МГУ им. Н.П.Огарева
С. И. Рун КОВ, доцент кафедры географии и геоэкологии МГУ им. II.П.Огарева
В. И. Панфилова, методист ГУО г. Саранска
Одной из важнейших проблем; стоящих в настоящее время перед человечеством, является проблема охраны окружаю-;ей среды и оптимизации природопользования. Ее решение связано с экологизацией отраслей материального производства и непроизводственной сферы. Процесс эко-
логических идей во все стороны общественной жизни, путь общественного развития, определяемый глобальными экологическими ограничениями... и в конечном итоге рассчитанный на сохранение возможности существования и развития длинной цепи поколений людей в рамках
логизации, по выражению Н.Ф.Реймерса, закона единства организм — среда и пра-
представляет собой “проникновение эко- вила соответствия условий среды генети-
т
Масляев, С.И.Рунков, В.И.Панфилова.