СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ШКОЛАХ
МОРДОВИИ
В.И.Жщкин, проректор по научно-методической работе МРИПКРО, доцент
Человечество существует и развивается за счет природы. Исследования группы Медоуз в Римском клубе показали, что оно исчерпало возможности нашей планеты и появилась угроза его существованию.
Выход из создавшейся ситуации видится во всеобщем и повсеместном образовании в области окружающей среды и
вому развитию. Устой-
і;і
переходе к устоич чивое, самоподцерживающееся развитие, декларированное на конференции ООН по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро в 1992 г., предполагает устранение угрозы экоцида будущих поколений человечества, сохранение биоразнообразия на Земле,;
исключение возможности кризисов антропогенного происхождения.
Существо концепции устойчивого развития заключается в развитии, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.
У каждого человека должна быть
сформирована ответственность перед человечеством и биосферой в целом за свои действия и за действия других людей, основанная на знаниях. Формирование этих знаний с детства является задачей образования в области окружающей среды.
В декларациях конференции подчеркивается необходимость просвещения населения планеты с целью развития ответственного отношения к жизни и окружающей среде. Таким образом, экологизация образования стала важным стратегическим направлением всего общего образования в нашей стране и за рубежом.
В обеспечении устойчивого общемирового развития ведущую роль играет
формирование экологической культуры и соответствующих стереотипов поведения и поступков людей. Эту задачу призвана решить перестройка системы традиционного образования в контексте концепции устойчивого развития. Цели современного экологического образования (ЭО) соотносятся с идеями устойчивого развития, наблюдается их переориентация с информационной модели на гуманистическую, суть которой составляют отказ от директивных методов прямой передачи знаний, поиск путей мотива]
ІГ.ІІ
и поддержки развития личностных качеств ученика до уровня активного выражения ценностных ориентаций, усвоенных в процессе обучения и воспитания.
На ЭО возлагается надежда, что оно сможет повлиять на представления о ценностях будущих поколений (такие ценности, как чистый воздух, чистая вода, находятся под угрозой). Ответственные соци-ально-экологические действия возможны только на основе понимания процессов, происходящих в окружающей среде. Экологическое образование способствует формированию социальной базы для претворения в жизнь идей устойчивого развития.
Реализация ЭО стала осуществляться в России в середине 60-х гг. Первоначально экология была включена в общее биологическое образование, затем — в географию, физику, химию и другие общеобразовательные дисциплины. В начале 70-х гг. ЭО в нашей стране рассматривалось только как просвещение, в то время как в ряде зарубежных стран уже была осознана необходимость решительных действий по охране природы и нацеленности экологического образования на решение экологических проблем.
© В.И.Жидкин, 2000 4
пШ
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
t i t • ' * * f
t
Во второй половине 80-х гг. задача ЭО в России стала пониматься как формирование экологической культуры и забота о защите природной среды. Был сделан шаг в направлении организации экологической деятельности самих учащихся. Важным обобщением идеи ЭО стала концепция непрерывного экологического образования, охватывающая всю систему обучения (дошкольное, школьное, вузовское и послевузовское).
В 90-х гг. на первый план выдвинулась проблема формирования ответственного отношения к природе и становления экологического мышления. На современном этапе целью ЭО является создание условий для формирования поколения, способного реализовать идеи устойчивого развития. Переход России к устойчивому развитию потребует обновления образовательных ориентиров. Сущность этого обновления состоит в экологиза] зации и информатизаи
ни
1Я
я, гумани-к образования, которые взаимосвязаны.
Наряду с экологизацией учебных предметов в школьные учебные планы стала вводиться самостоятельная дисциплина — экология, что вызвало необходимость решения целого ряда проблем;
- разработки концепции содержания и структуры предмета;
- определения места курса в системе школьного образовательного процесса и учебном плане средней школы;
разработки содержания курса для разных этапов его включения;
- выявления взаимосвязей курса с другими экологизированными дисциплинами;
- разработки и создания учебнометодического обеспечения (программ, учебников, наглядных средств, компьютерного обеспечения);
отовки учителя.
ЭО — не часть экологии, а особая, бы-строразвивающаяся система специальных знаний, активно использующая достижения педагогики, социологии и психологии. Целям и ценностям экологического образования соответствует не директивная, а гуманистическая модель, которая включает в себя, по В.Б. Калинину следующие
элементы;
1) субъект-субъектные отношения, предполагающие равноправное взаимодей-
ствие ученика и учителя в процессе достижения образовательных целей;
2) интерактивные методы, основанные на свободе ученика в решении образовательной задачи, на обратной связи в системе «учитель-ученик». По определеншо Д.Н.Кавтарадзе, интерактивное обучение — это обучение, погруженное в общение (направленная дискуссия и разнообразные
имитационные игры
и
i:i
подход
рующие ситуации, проявляющиеся в процессе возникновения и решения социально-экологических проблем). Когда знания открыты" самими детьми, тогда они станут для них значимыми;
3) холистический подход, базирующийся на целостной работе обоих полушарий головного мозга (whole—англ. целый, цельный). В нашей стране большее распространение получили методы, направленные на развитие левого полушария, поэтому учителю важно иметь в активе методы, способствующие развитию образного мышления и в цел типа деятельности;
4) фасилитациов литация от лат. создание благоприятных условий)— создание на занятиях среды, оптимальной для решения образовательной задачи на основе сотрудничества учителя с учениками, взаимоуважения и доверия, постоянной поддержки, мотивации и стимулирования учеников, веры в их способности, чувствительности учителя к атмосфере в классе, гибкости в построении урока. Фасилвггационный подход направлен на содействие развитию навыков решения конфликтов и выработке собственного мнения, формированию активной личностной позиции, наиболее полному удовлетворению познавательных и творческих потребностей, а следовательно, и самореализации учеников.
Задача учителя — поддержание и развитие мотивации ребенка к общению с природой. Усилия педагога на этом этапе работы должны быть сосредоточены на помощи детям в познании окружающего мира с помощью органов чувств, осознании уникальности и неповторимости каждого природного объекта, будь то лист дерева или крупная экосистема.
Умение видеть проблему в сочетании с личной значимостью создает у учащихся естественную предпосылку для возникновения желания искат
№2, 2000
проблемы. Роль педагога — помочь ребен-
ку в самосознании, предоставить ему материал в разнообразных и доступных формах.
Знания и умения должны подкрепляться действиями, что ведет к формированию навыков личного опыта. Образование необходимо осуществлять через действие, ориентированное на решение проблем.
Указанные подходы реализуются в образовательных учреждениях Республики Мордовия. Идеи концепции устойчивого развития широко пропагандируются на курсах повышения квалификации работников образования МРИПКРО, где ведется разработка республиканской концепции непрерывного образования.
С целью вооружения педагогов приемами работы с детьми на природе с учителями республики на турбазе “Сура” был проведен полевой экологический практикум по аналогии с практикумами, организованными на Байкале ведущими отечественными специалистами в области ЭО академиком И.Д. Зверевым и профессором
А.Н.Захлеб-ным, участником которых был автор этой статьи.
Деятельностный подход успешно реа-
лизуется лицеем № 7 г. Саранска, работающем по модели “Экология и диалектика” ЛВ.Тарасова. На базе лицея функционирует республиканская детская организация “Зеленый мир’’ Ее руководитель
В.М.Смирнов является организатором летних сборов школьников на биостанции МГУ им. Н.П.Огарева,
Образное мышление учащихся на
природном материале активно развивается в центре экологии гимназии № 20 г. Саранска художественно-эстетического направления (руководитель центра О.Е.Ручина)
В целях формирования у учащихся системы экологических знаний, а также умений и навыков рационального природопользования и охраны природы, в республиканский базисный учебный план
школ Мордовии введен учебный предмет “Основы экологии” (для 10 — 11—х классов), который преподается по региональным программе (В.И.Жидасин, 1994) и учебнику (В.И.Жвдкин, В.И.Астрадамов, Л.И.Ворсобина, М.А.Якунчев, 1994). Экспертная комиссия РАО на международной конференции по экологическому образованию детей в Санкт-Петербурге (1996) признала этот учебник наиболее удачным из изданных к тому времени в России учебников и пособий. В помощь учителям, преподающим новый предмет, издано методическое пособие «Уроки экологии» (М.А.Якунчев, В.И.Жидкин, 1998).
Свидетельством повышения уровня экологической подготовки учащихся республики являются их успешные выступления на Всероссийских олимпиадах и конкурсах проектов. В 1998 г. финальный этап Всероссийской экологической олимпиады был проведен в г. Саранске.
Начиная с 1990 г. через каждые пять лет проводятся республиканские научно-практические конференции, которые подводят итоги и ставят задачи по экологиче-
скому образованию в учреждениях Министерства образования Республики Мордовия. Всю работу координирует республи-
образованный при мини-
канскии совет, стерстве.
Вопросы экологического образования
в республике обсуждались на П экологическом съезде Мордовии, прошедшем в мае 1999 г. Они получили отражение и в федеральной программе “Возрождение Волги” Существенное внимание проблеме формирования ноосферного мышления у подрастающего поколения республики уделяется Региональным учебным округом при МГУ им Н.П.Огарева. В его структуре выделена секция экологического образования, которая для одаренных детей разработала тематику исследовательских проектов по экологии, ведет поиск новых форм и методов эколого-природоохранного образования и внедряет их в образовательные