Научная статья на тему 'Школа математических и навигацких наук в Москве в 1701–1705 гг.'

Школа математических и навигацких наук в Москве в 1701–1705 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Петр I / Навигацкая школа / Москва / история технического образования / Peter I / Navigation School / Moscow / history of technical education

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клейтман Александр Леонидович

В статье анализируется история одного из первых светских образовательных учреждений в России – Школы математических и навигацких наук – на начальном этапе ее становления. Новые факты по теме, к которой обращаются исследователи с XVIII столетия, удалось установить, благодаря введению в научный оборот малоизвестного комплекса документов Оружейной палаты, сохранившихся в личном фонде профессора Института Корпуса инженеров путей сообщения Н.П. Дурова (1831–1879) в отделе рукописей Российской государственной библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School of Mathematical and Navigational Sciences in Moscow in 1701–1705

The article analyzes the history of one of the first secular educational institutions in Russia – the School of Mathematical and Navigational Sciences – at the initial stage of its formation. New data on the topic, which researchers have been studying since the 18th century, were established thanks to the introduction into scientific circulation of a little-known set of documents from the Armory Chamber, preserved in the personal collection of the professor of the Institute of the Corps of Railway Engineers N.P. Durov (1831–1879) in the manuscript department of the Russian State Library.

Текст научной работы на тему «Школа математических и навигацких наук в Москве в 1701–1705 гг.»

Том 2, выпуск 1

История образования

Школа математических и навигацких наук в Москве в 1701-1705 гг.

Клейтман Александр Леонидович

Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Москва, Россия

В статье анализируется история одного из первых светских образовательных учреждений в России - Школы математических и навигацких наук - на начальном этапе ее становления. Новые факты по теме, к которой обращаются исследователи с XVIII столетия, удалось установить, благодаря введению в научный оборот малоизвестного комплекса документов Оружейной палаты, сохранившихся в личном фонде профессора Института Корпуса инженеров путей сообщения Н.П. Дурова (1831-1879) в отделе рукописей Российской государственной библиотеки.

Ключевые слова'. Петр I, Навигацкая школа, Москва, история технического образования.

School of Mathematical and Navigational Sciences in Moscow in 1701-1705

Alexander L. Kleitman

S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, the Russian Academy of Science, Moscow, Russia

The article analyzes the history of one of the first secular educational institu tions in Russia - the School of Mathematical and Navigational Sciences - at the initial stage of its formation. New data on the topic, which researchers have been studying since the 18th century, were established thanks to the introduction into scientific circulation of a little-known set of documents from the Armory Chamber, preserved in the personal collection of the pro fes-sor of the Institute of the Corps of Railway Engineers N.P. Durov (1831-1879) in the manuscript department of the Russian State Library.

Keywords: Peter I, Navigation School, Moscow, history of technical education.

История Навигацкой школы как одного из первых светских образовательных учреждений России стала привлекать внимание историков уже в XVII I столетии, и до настоящего времени интерес исследователей к данной

1 ORCID 0000-0003-4779-0321

теме не ослабевает. В дореволюционной историографии наибольший вклад в изучение начального этапа становления школы был сделан Ф.Ф. Веселаго, С.И. Елагиным и А.С. Кротковым. В советское время к этой теме обращались Н.И. Барбашев, Л.Г. Бескровный, А.П. Денисов, О.А. Ев-теев, В.К. Сергеев, А.Е. Сукновалов и ряд других авторов. Большое значение для изучения истории Навигацкой школы в первые годы ее существо -вания имеют труды современных историков В.Н. Бенды. Д.Ю. Гузевича, И.Г. Дурова, Д.О. Серова, И.И. Федюкина, Н.Г. Юркина.

Большая часть документов Навигацкой школы была утрачена во время пожара в Морском кадетском корпусе в 1771 г. Уцелевшие документы в настоящее время хранятся в Российском государственном архиве древ -них актов, Российском государственном архиве Военно-морского флота, архиве Санкт-Петербургского института истории РАН, Архиве Военно-ис-торического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 55; Федюкин, 2020). В личном фонде профессора Института инженеров путей сообщения Николая Павловича Дурова в научно-исследователь-ском отделе рукописей Российской государственной библиотеки (далее -НИОР РГБ) сохранилась рукопись с делопроизводственными источника -ми , составленными в Оружейной палате, которые до настоящего времени оставались вне поля зрения историков, хотя содержат уникальные сведения о становлении Навигацкой школы как одного из первых светских обра -зовательных учреждений в России (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1; Клейт-ман, 2023, 2024).

Работа по организации Школы математических и навигацких наук была начата в 1699 г. Датой официального ее учреждения считают 14 января 1701 г., когда царем был подписан соответствующий указ. (Веселаго, 1852, с. 119-120). Школа находилась в ведении Оружейной палаты, возглавляемой Ф.А. Головиным. Фактическим ее руководителем был дьяк Оружейной палаты А.А. Курбатов (Письма и бумаги, 2003, с. 117-118). За организацию учебного процесса отвечали трое иностранцев, нанятых на царскую службу во время Великого посольства. Преподавателем матема-тики был шотландец Г. Фарварсон, навигацкие науки преподавали англи-чане С. Гвин и Р. Грейс (Бенда, 2009, с. 9). Учителем арифметики был Л. Магницкий, известный как автор первого фундаментального учебника на русском языке по данной дисциплине (Магницкий, 1703).

Первоначально под школу был отведен Большой полотняный двор в ма-стерских палатах в Кадашевской слободе в Замоскворечье. Поскольку учи -теля признали его не пригодным для нужд школы, вскоре она была переве-дена в здание Сухаревской башни (РГАДА. Ф. 158. 1700 г. Д. 49. Л. 1-2).

За набор учеников сначала отвечал англичанин А.Ю. Кревет. Впоследствии эта обязанность была возложена на А. А. Курбатова. К лету 1702 г. численность учеников достигла 200 человек (Кротков, 1901, с. 20). Большая часть историков сходились во мнении, что найти желающих обучать -ся наукам было трудно, образование не было востребованным в русском

обществе. Современный исследователь Н.Г. Юркин обратил внимание, что в Навигацкой школе обучались представители различных сословий. Однако, по его мнению, «представители простого народа шли в школу «обнадеженные» кормовыми» (Юркин, 2019, с. 22-23).

В фонде Н.П. Дурова сохранились челобитные, которые подавали бу-дущие ученики в Оружейной палате, прося зачислить их в школу. Эти документы позволяют уточнить и частично пересмотреть сложившиеся в историографии представления о процедуре набора учеников, об ихсоциаль-ном происхождении и мотивации к получению образования. Всего таких челобитных сохранилось 63. Их рассматривал дьяк Алексей Курбатов. Наиболее ранняя из сохранившихся челобитных была подана в Оружей-ную палату 12 марта 1702 г., самая поздняя - 5 мая 1703 г. Три челобитные были поданы сразу от двух (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 34-35, 41-41 об.), одна - от пятерых (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 9-9 об.) человек. Для зачисления в число учеников необходимо было доказать «сво-бодность чина». Челобитчики рассказывали о своем месте службы и о службе отца, некоторые - о месте, где они жили в Москве, иногда приводили другие биографические данные. Таким образом, в нашем распоря-жении имеются фрагментарные биографические данные о 70 первых учениках Навигацкой школы, которые позволяют составить общее представ -ление о них как о социальной группе.

Большая часть челобитчиков до поступления в школу служили млад -шими подьячими в различных приказах. Несколько человек были недо-рослями. Двое (Иван Болгирев и Степан Попов) раньше учились в Латинской школе (так в документах названа Славяно-греко-латинская акаде-мия) (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 39а-39а об.; 55). Четверо (Петр Косовский, Федор Головин, Иван Одинцов и Андреян Зубов) были сыновья -ми кабальных холопов и получили отпускные грамоты (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 39-39 об., 63-63 об., 69-70, 78-78 об.). Многие будущие ученики не были москвичами, специально приехали в Москву для поступле-ния в школу и временно жили у родственников. Так, например, Кирил Лихарев в допросе заявлял: «Отец ево служил по Москве и в прошлых де го-дех... умре. А он де, Кирила, живет с матерью своей со вдовою Феклою Ивановою дочерью в Вологоцком уезде в Першемской волости в селце Поповском... А ныне де он живет на Москве с неделю в Мещанской слободе новой у Василя Филипова» (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 51 об. - 52). Трофим Иванов специально пришел в Москву, «уведав про учение», а до этого жил в селе Козьякове Белевского уезда. у своего деда. земского дьячка (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 58-58 об.).

На первых 30 челобитных была поставлена резолюция. «По указу ве-ликого государя отослать ево для того учения в школы, допросив о сво-бодности чина» или с несколько иной, тождественной по смыслу формулировкой. Большинство желающих поступить в школу, обращавшихся в Оружейную палату после 11 августа 1702 г., принимались на обучение без жалованья, при этом на челобитных ставилась помета: «Отослать ево

для того учения в школы, буде похочет до упалого места учитца без жалованья ». Для некоторых просителей делалось исключение. Так, например, Иван Афанасьев, бивший челом в Оружейной палате 5 февраля 1703 г., был принят в число учеников с присвоением жалованья. Возможно был учтен особый, «высокий» слог, которым было написано его прошение. Он единственный назвал школу «математической академией», отмечал, что она была учреждена «во общенародную пользу». Челобитчик прямо попросил учинить жалованье. «против равенственных ему». чтобы ему во время учения было чем прокормиться. На его челобитной была поставлена помета: «Двусотой при даче кормовых денег» (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 53 об. - 54).

Ни одному из 70 челобитчиков. желавших поступить в школу. не было отказано. Также ни один из просителей не изменил своего решения обучаться математическим и навигацким наукам, узнав, что он не будет полу -чать кормовых денег. При принятии решения о том. будет ученик полу -чать жалованье или нет, не принималось во внимание, был ли он москви-чом, насколько он был обеспечен. Подводя итог, следует резюмировать: первые ученики сильно отличались друг от друга по возрасту, социально -му происхождению и уровню достатка.

Далеко не все родственники школьников оценили их решение получить образование. Так, уже 10 июня 1702 г. в Оружейную палату караульный солдат доставил скованного ученика Андрея Козлова с явными следами побоев. Как сказал в допросе потерпевший, он направился на двор к своему дяде подьячему Разрядного приказа Василию Юдину. у которого он раньше жил, чтобы забрать свои вещи. Слуга дяди встретил Андрея Коз -лова тумаками, бил по щекам и бокам. Сам Василий Юдин повалил и стал таскать племянника за волосы по полу, содрал с него кафтан, полукафтанье, кушак, шапку, немецкие сапоги, отобрал нож и приказал, сковав, посадить в хлев, где держали скот. Не известно, чем закончилась бы жизнь школьника Андрея Козлова, если бы ему на помощь не пришли товарищи, с которыми он пошел забирать у дяди свою рухлядь. Они побежали жаловаться учителям. Вызволять ученика верхом на лошади направился Ри-чард Грейс (Рыцарь Рыцаревич, как он был назван в одном из документов) с караульными солдатами. Василий Юдин сначала пытался убедить, что никакого Андрея Козлова у него во дворе нет. Однако, избитый ученик, услышав знакомые голоса, стал из хлева кричать и звать на помощь. Оковы с вызволенного из заключения школьника снимали уже в Оружейной палате. На протяжении нескольких последующих дней проходило судеб -ное разбирательство по поводу данного инцидента, закончившееся тем, что «Василей Юдин и племянник ево школной ученик Андрей Козлов ска -зали меж себя полюбовно», и потерпевшему было возвращено все забранное у него платье и деньги (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 85-99).

Ученики вынуждены были сбоем отстаивать свою честь не только пе-ред своими родственниками, но и перед другими москвичами. 10 июля 1703 г. мимо школы проходил конюшего чина Федор Шляхта, который, как

свидетельствовали ученики. стал называть их ворами и мошенниками, бранил матерно и говорил, что пора сослать всех школьников на Таган Рог . Согласно показаниям учеников, они сделали ему замечание и поин-тересовались, «для чего он их бранит и такие непристойные слова говорит», и отослали его прочь от школы. Сам Федор Шляхта подал в Оружейную палату челобитную, в которой жаловался, что на него напали математического учения ученики человек с десять и били, «не знамо за что, и глаза подбили». Школьники не были согласны с предъявленными объявле-ниями. Челобитную с жалобой на поведение Федора Шляхты, поданную в Оружейную палату 13 июля 1702 г., подписали «математиконавигацких наук ученики Козма Симанской, Петр Ранков, князь Андрей Кропоткин, Ва-силей Лошеков, Кирил Лихарев, Устин Лебедел, Алексей Коробовский с товарыщи двести человек» (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 131-134).

Федор Шляхта был не одинок в своем критическом отношении к школьникам. 25 августа четверо учеников - Петр Второв, Иван Сенков, Иван Козмин и Иван Травинин без видимых причин были избиты в тележном ряду двадцатью пушкарями. Судя по показаниям свидетелей. иных при -чин для агрессии, кроме принадлежности потерпевших к числу математических учеников, не было (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 148-151).

Очевидно, что задокументированы были только некоторые подобные инциденты, но происходило их больше.

Несколько конфликтов школьников с другими жителями Москвы были вызваны тем, что их разместили на постоялых дворах, где раньше кварти-ровали солдаты и офицеры со своими семьями.

Так, 13 декабря 1702 г. на двор в Новомещанской слободе, где жили несколько учеников, приехал капитан драгунского полка Алексей Трегубов со своими людьми. Они стали избивать школьников и выкидывать из горниц на двор их вещи. В результате были разбиты каменные доски, «на которых ученики писали свое учение». Как оказалось, капитан Трегубов был на службе великого государя в Пскове, а до этого жил на постоялом дво -ре, где в его отсутствие расположили школьников. На том дворе осталась его жена , хранились его пожитки. В результате судебного разбирательст-ва в Оружейной палате было вынесено решение в пользу пострадавших учеников. Капитан Трегубов возместил им все убытки, заплатив 37 рублей 5 алтын 3 деньги (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 102-113 об.).

В феврале 1703 г. из Оружейной палаты командующему двумя гвардейскими полками Ивану Ивановичу Чамберсу был направлен царский указ, из которого следует, что первоначально школьникам были отведены постоялые дворы в Панкратьевской, Мещанской, Спасской и Троицкой слободах. В силу отдаленности других слобод от школы и, вероятно, из-за возникавших конфликтов учеников с другими жителями Москвы, великий государь указал поселить их в Панкратьевской слободе и выселить отту-1_ да всех расквартированных солдат и людей иных чинов с семьями (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 123-123 об.).

Поддержку со стороны властей получали не только иногородние школьники, жившие в Москве на постоялых дворах. В октябре 1703 г.

х о_

ученик Василий Кирилов бил челом, чтобы с его двора в Казенной слободе в приходе Иоанна Предтечи была сведена пущенная на постой семья солдата Семеновского полка. В его дворе была всего одна изба. Вдова солдата с детьми. проживавшая вместе с семьей школьника под одной крышей, мешала ему учиться, а также создавала угрозу сохранности выданных ему циркулей, квадранта и других инструментов. 18 ноября 1703 г. из Оружейной палаты была направлена память главе Преображенского приказа Ф.Ю. Ромодановскому, чтобы он учинил царский указ о переводе солдатки со двора школьника Василия Кирилова (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 171).

Как свидетельствуют документы Оружейной палаты, сохранившиеся в личном фонде Н.П. Дурова, помимо расселения учеников и разрешения их конфликтов с другими жителями Москвы, руководителям Навигацкой школы приходилось решать целый ряд иных проблем, непосредственно связанных с организацией учебного процесса.

Одной из них была нехватка учебного инвентаря. На этот факт неодно -кратно обращалось внимание в историографии. Документы из фонда Н.П. Дурова позволяют проиллюстрировать данную проблему рядом при -меров. Как следует из памяти, направленной из Оружейной палаты в Ра -тушу в ноябре 1703 г.. все циркули и иные использовавшиеся для обуче-ния инструменты были привезены из Англии. Доставленного из-за моря инвентаря было достаточно только для 100 человек. Половина из обучав -шихся в ноябре 1703 г. 200 школьников не имели необходимых для обучения инструментов. Для производства навигационных принадлежностей по английским образцам на работу в школу был принят житель Кадашев-ской слободы Иван Тихонович Сабуров. Однако, он жил на наемном дворе, где и занимался литьем из меди. Хозяин был недоволен, что Иван Сабуров постоянно разводил огонь, и хотел свести его с двора. Мастер инст-рументальных дел обратил внимание на две пустующих небольших по -стройки («полатки»). располагавшихся за новым Каменным мостом по пути в Кадашевскую слободу. Он подал в Оружейную палату челобитную, в которой просил передать их Навигацкой школе для размещения мастер -ских. Из Оружейной палаты в Ратушу была направлена память, в которой была детально описана проблема. объяснено. что Навигацкая школа была учреждена царским указом, что учеников было набрано 200 человек , из них половина не может нормально обучаться, поскольку нет необ-ходимых для этого инструментов. Однако, проблемы новой школы не нашли понимания в Ратуше. Под отпуском памяти в бумагах Оружейной па -латы приведена краткая помета: «По сему указу в ратуше от полатки отказано, для того, что та полатка им для росчения солодов самим надобна» (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 175-175 об.).

Хорошо известно, что в Навигацкой школе в первые годы ее работы было всего несколько учителей. Документы из фонда Н.П. Дурова свидете-льствуют, что не хватало также сотрудников, выполняющих вспомогатель-ные, хозяйственные функции. 3 марта 1703 г. в Оружейную палату была

подана челобитная тяглеца Полумясницкой сотни Ивана Афанасьева, ко -торый просил позволить быть ему сторожем в Навигацкой школе. Он от -мечал, что согласно царскому указу, всего в школе должно было быть четверо сторожей. Однако, у одного из них случилась ножная болезнь, из-за которой он не может работать. Дьяк Алексей Курбатов распорядился взять сказку у Леонтия Магницкого по данному поводу. Учитель пояснил, что «несправление» в работе сторожей действительно было. Требовался не только человек на замену заболевшего сотрудника, но и пятый сторож, поскольку «работа их многая»: пять нижних палат и верхних восемь (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 126-127).

Обязанности Леонтия Магницкого далеко не ограничивались препода -ванием арифметики. Он фактически был руководителем школы. решал хозяйственные вопросы. следил за тем. где жили и чем занимались уче-ники в свободное от уроков время. В сентябре 1703 г., когда в Оружейную палату обратился заболевший школьник Михаил Иевлев. просивший освободить его от обучения из-за его болезни, Леонтию Магницкому было поручено провести осмотр больного, вынести вердикт по поводу состоя -ния его здоровья (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 158-160 об.).

Одной из важнейших проблем. создававших реальные препятствия нормальной организации учебного процесса, была учебная дисциплина.

Уже в августе- сентябре 1702 г. несколько учеников просили пред оста -вить им отпуск. Федору Татаринову необходимо было отлучиться в свое поместье в Переславль-Залесском уезде, где крестьяне соседней деревни хотели пожать хлеб на его поле (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 44 об.). Петру Рамейкову потребовалось поехать в тот же уезд в связи с тем, что при смерти лежала его родная тетка (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 42).

Дьяк Алексей Курбатов попросил Леонтия Магницкого дать пояснения по поводу челобитной Василия Лебедева, который 28 января 1703 г. просил отпустить его к отцу в Угличский уезд, поскольку не навещал его в ны-нешнем году многое время: «Не ради ли гулбы излишния, по своему обы -чаю... об отлучке бьет челом»? Леонтий Магницкий посчитал, что «не безвиновно есть его челобитье» (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 50-50 об.).

Лев Иванов перестал посещать школу после Пасхи 1703 г., проучившись пять месяцев, поскольку другой ученик Ерофей Суханов сказал, что ему бо -льше не будут давать жалованье. Лев Иванов был сыскан и доставлен в Оружейную палату для суда только в начале июля. Ф.А. Головин приказал для страха другим ученикам наказать его перед школой и отправить в Воронеж в матросы. Нерадивый школьник бил челом в Оружейной палате, просил оставить его в Москве, поскольку у него старая больная мать, кото -рую, если она умрет, и похоронить будет некому. В итоге дело ограничилось нещадным битьем батогами перед школой. и направлением Льва Иванова обратно на учебу (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 152-157 об.).

Учителя не только инициировали поиск и наказание провинившихся школьников, но и старались проводить профилактическую работу с ними. По заданию Леонтия Магницкого ученик Степан Марков со своим

товарищем Михаилом Киселевым ночами ходили по постоялым дворам, где жили школьники, и следили, чтобы «за ними какову дурну не было». Нескольких учеников застали в компании женщин легкого поведения. Они были подвергнуты наказанию, и им было запрещено перемещаться по го -роду ночью (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 177-183).

Правонарушения учеников не ограничивались дисциплинарными про -ступками. В первые годы работы школы несколько человек были пойманы на воровстве.

19 февраля 1703 г. на Потешный двор двумя солдатами полка Венедикта Батурина и солдатом Белгородского полка Петром Третьяковым был приведен ученик Сергей Муромцев и принесена суконная коричневая шапка с соболем. Эта шапка, вместе с некоторыми другими вещами, неделей ранее ночью была украдена из избы Петра Третьякова. Он увидел свою шапку на ученике возле Сретенских ворот, и вместе со стоявшими у ворот караульными доставил школьника на Потешный двор.

Сергей Муромцев заявил. что при свидетелях выменял эту шапку у другого школьника Петра Сучкова. Тот, узнав, что его ищут в Оружейной палате, бежал из Москвы. 17 марта он был найден и посажен в колод-ничью палату. Однако ночью. «разбив железьI». вылез в окно и. спустившись по веревке, бежал. Повторно его удалось поймать и допросить 6 апреля.

Запираться школьник не стал, и в допросе рассказал, что украл вещи у солдата Петра Третьякова, а затем продал на Москве совместно с другим учеником Яковом Савиновым. Своровав вещи, он хранил их у тяглеца Кадашевской слободы Андрея Камчи и постепенно продавал в разных мес-тах в Москве. Кроме того, он сознался, что увел лошадь у извозчика, которую затем продал в Ростове на конной площадке. Если Петру Сучкову, судя по всему, было хорошо знакомо воровское ремесло, то Яков Савинов , вероятно, стал соучастником преступления, находясь в сложной жиз-ненной ситуации. Он не продал ворованные красные кумашные штаны, а положил в залог, вместо других штанов, выбойчетых, которые до этого уже были в залоге (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 115-121 об.).

За это преступление Петр Сучков был в школе нещадно бит батогами, а затем отправлен в матросы в Воронеж в Адмиралтейский приказ. Попович Яков Савинов. как соучастник. был также бит. но оставлен для даль -нейшего обучения. Его имя было приведено в росписи учеников, которые «совершили науку навигации», составленном после 1709 г. (Документы РГАДА по истории государственной службь|).

Детективная история с участием нескольких учеников Навигацкой шко-лы . в сюжете которой переплелись и воровство. и предательство. и любовь, произошла в конце 1704 - начале 1705 гг.

Илья Домашнев, сын подьячего Печатного двора Алексея Домашнева, подговорив еще несколько учеников, обворовал собственного отца и мачеху, увезя их дворовую девку Марью, с которой он до этого «воровал блудно», и несколько мешков с вещами, деньгами и драгоценностями, в

село Перецкое Каширского уезда, к родственникам школьника Никифора Попова. Цель у этого мероприятия была благая - выдать Марью замуж за какого-нибудь человека. Украденными деньгами Илья Домашнев поде -лился с учениками Тимофеем Воиновым и Степаном Поповым, которые в торговой бане попросили его, «что б он им деньгами для скудости поступился ». Получив деньги от своего благодетеля. они купили «шапки бархатные соколошем серым овчинным трухменским, полукофтанье камча -тое жолтое. рубашку пестрединную красную с голуном золотным. кушак верблюжей рудо жолтой цвет», и даже кресты с цепочкою серебреные.

Свалившееся на Илью Домашнева и соучастников его преступления богатство не прошло не замеченным для других школьников, которые донесли о них учителям. Начался поиск Ильи Домашнева. После нескольких дней мытарств с ворованными деньгами и беглой девкой главный виновник происшествия добровольно сдался Леонтию Магницкому.

В общей сложности в этой истории было задействовано более 10 чело -век , включая извозчика, родителей школьников, их родственников и зна-комых. В процессе допросов все нарушители порядка были неоднократно «биты нещадно», несколько недель провели в остроге. В результате, все украденное имущество. по представленной росписи. было возвращено потерпевшему. Школьники, которые потратили деньги на платье, сдали все купленные вещи в Оружейную палату. откуда они были переданы Алексею Домашневу.

Наиболее суровое наказание понесли ученики Тимофей Воинов и Яков Суханов, которым нужно было вернуть потерпевшему 6 рублей 30 алтын и 30 рублей соответственно. Поскольку у них не было таких денег, они пошли в солдаты за других людей, получив от них за это вознаграждение и направив его на уплату иска. Поскольку все долги Алексею Домашневу были возвращены, его сына ученика Илью приговорили выдать отцу под расписку. Однако потерпевший отказался от сына, сказав в Оружейной палате: «Сын ему Илья Домашнев за ево плутовство не надобен. Чтоб великий государь указал ево, Илью, сослать в Сибирские городы или куды великий государь укажет». 26 марта Илья 1705 г. бил челом государю, просил освободить его из острога и разрешить наняться в солдаты (НИОР РГБ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 1. Л. 191-245 об.).

Имена практически всех школьников - участников этого преступления: Никифора Попова, Нестера Фокина, Якова Суханова, Степана Попова и даже Ильи Домашнева присутствуют в списке учеников Навигацкой шко-лы, составленном после 1709 г. Вероятно, несмотря на все выпавшие испытания, им удалось вернуться в школу и успешно завершить обучение. В указанном списке не приведено имя Тимофея Воинова. О дальнейшем жизненному пути этого ученика информации найти не удалось (Докумен-ты РГАДА по истории государственной службы).

Таким образом, становление Навигацкой школы как одного из первых специальных учебных заведений технического профиля в России было сопряжено с целым рядом трудностей. С одной стороны, значительное

количество молодых людей стремились к обучению и были готовы полу -чать образование, даже без кормовых денег. С другой, многие жители Москвы не воспринимали учебное заведение как нечто серьезное и заслужи -вающее поддержки. Огромную роль в становлении Навигацкой школы сыграл Леонтий Магницкий. Одновременно с преподаванием и подготов-кой учебника по арифметике. он пребывал в постоянных хозяйственных хлопотах, следил за учебной дисциплиной, вел учет кормовых денег и решал огромное количество других организационных вопросов. Процесс формирования новой социальной группы учеников и учителей школы, об -ладавшей своей системой ценностей, нормами поведения, шел очень быстро, но сопровождался многочисленными конфликтами, которые отчас-ти были вызваны неоднородностью данной социальной группы, а отчасти-враждебностью внешней среды.

Источники и литература

1. Бенда В.Н. Деятельность военно-специальных учебных заведений по подготовке артиллерийских и инженерных кадров в XVIII веке: монография. СПб.: ГУАП, 2009. 158 с.

2. Веселаго Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. СПб.: тип. Морск. кадетск. корпуса, 1852. 208, 144 с.

3 . Документы РГАДА по истории государственной службы России. XVIII в. [ Электрон -ный ресурс]. Режим доступа: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/ 1700-1720/Gossluzba/text1 .htm

4. Клейтман А.Л. Забытый источник по истории Школы математических и навигацких наук// Вопросы истории естествознания и техники. 2024. (В печати).

5. Клейтман А.Л. Ученый, музейный работники библиофил Николай Павлович Дуров (1831-1879) и его вклад в развитие истории науки и техники в России // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2023. Труды XXIX Годичной научной конференции Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, посвященной 160-летию со дня рождения В.И. Вернадского. Москва, 2023. С. 192-195.

6. Кротков А.С. Морской кадетский корпус: краткий исторический очерк. СПб.: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1901. 229 с.

7. Магниикий Л. Арифметика, сиречь наука числителная. M.: Синодальная типогра-фия, 1703. 332 с.

8 . НИОР РГБ . Ф . 96 . Оп. 1. Д . 1. Материалы школы « математических и навигацких наук» , состоящей в ведении Оружейной палаты.

9. Письма и бумаги прибыльщика Алексея Курбатова (1700-1720-е годы) / Сост. и науч. ред. Д. Серов, А. Видничук, А. Жуковская, И. Федюкин. М.: ИД ВШЭ, 2023. 552 с.

10. РГАДА. Ф. 158. Оп. 1. 1700 г. Д. 49. Декабря. Дело по челобитью математической и навигации наук учителей Андрея Фархфарсона, Ричарда Грейса и Степана Гвина о даче им нового на Покровке или на Мясницкой улицах дома для школы.

11. Федюкин И.И. Прожектеры. Политика школьных реформ в России в первой полови -не XVIII века. М.: Новое литературное обозрение, 2020. 424 с.

12. Юркин Н.Г. Профессиональные школы Петра I: новаторство или продолжение тра-диций //Интеллигенция и мир. 2019. № 4. С. 9-30.

References

1. Benda V.N. Dejatel'nost' voenno-special'nyh uchebnyh zavedenij po podgotovke artil-lerijskih i inzhenernyh kadrov vXVIII veke: monografija. St. Petersburg, GUAP, 2009. 158 p. (In Russian).

2. Veselago F.F. Ocherkistorii Morskogo kadetskogo korpusa s prilozheniem spiska vospi-tannikovzaWOIet. St. Petersburg, tip. Morsk. kadetsk. korpusa, 1852. 208,144 s. (In Russian).

-e-

3. Dokumenty RGADA po istorii gosudarstvennoj sluzhby Rossii. XVIII v. URL: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1700-1720/Gossluzba/text1.htm (In Russian).

4. Klejtman A.L. Zabytyj istochnik po istorii Shkoly matematicheskih i navigackih nauk. Vo-prosyistorii estestvoznanija i tehniki. 2024. (V pechati). (In Russian).

5. Klejtman A.L. Uchenyj, muzejnyj rabotniki bibliofil Nikolaj Pavlovich Durov (1831-1879) i ego vklad v razvitie isto rii nauki i tehniki v Rossii. Institut istorii estestvoznanija i tehniki im. S.I. Vavilova. Godichnaja nauchnaja konferencija, 2023. TrudyXXIXGodichnojnauchnojkonferencii Instituta istorii estestvoznanija i tehniki im. S. I. Vavilova RAN, posvjashhennoj 160 letiju so dnja rozhdenija V.I. Vernadskogo, Moscow, 2023, p. 192-195. (In Russian).

6. Krotkov A.S. Morskoj kadetskij korpus: kratkij istoricheskij ocherk. St. Petersburg, Jek-spedicija zagotovlenija gos. bumag, 1901. 229 p. (In Russian).

7. Magnickij L. Arifmetika, sirech' nauka chislitelnaja. Moscow, Sinodal'naja tipografija, 1703. 332 p. (In Russian).

8. NIOR RGB. F. 96. Op. 1. D. 1. Materialy shkoly «matematicheskih i navigackih nauk», sostojashhej vvedenii Oruz hejnoj palaty.

9. Pis'maibumagipribyl'shhika Alekseja Kurbatova (1700-1720-e gody). Comp. and ed. D. Serov, A. Vid nichuk, A. Zhukovskaja, I. Fedjukin. Moscow, ID VShJe, 2023. 552 p. (In Russian).

10. RGADA. F. 158. Op. 1. 1700 g. D. 49. Dekabrja. Delo po chelobit'ju mate maticheskoj i navigacii nauk uchite lej Andreja Farhfarsona, Richarda Grejsa i Stepana Gvina o dache im no-vogo na Pokrovke ili na Mjasnickoj ulicah doma dlja shkoly.

11. Fedjukin I.I. Prozhektery. Politika shkol'nyh reform v Rossii v pervojpolovineXVIII veka. Moscow, Novoe lit eraturnoe obozrenie, 2020. 424 p. (In Russian).

12. Jurkin N.G. Pro fes sional'nye shkoly Petra I: novatorstvo ili prodolz henie tradicij. Intelli-gencija i mir, 2019, no. 4, p. 9-30. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 18 января 2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.