Научная статья на тему 'Проблемы материально-технического обеспечения деятельности первых военно-учебных заведений в начале XVIII в'

Проблемы материально-технического обеспечения деятельности первых военно-учебных заведений в начале XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЁТР I / Я.В. БРЮС / ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XVIII В / МОСКОВСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ШКОЛА / МОСКОВСКАЯ ШКОЛА МАТЕМАТИКО-НАВИГАЦКИХ НАУК / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧИТЕЛЯ / ШКОЛЬНИКИ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PETER I OF RUSSIA / JAMES DANIEL BRUCE / 1ST QUARTER OF 18TH CENTURY / MOSCOW ENGINEERING AND ARTILLERY SCHOOL / MOSCOW SCHOOL OF MATHEMATICS AND NAVIGATION SCIENCES / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHERS / SCHOOLCHILDREN / MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бенда Владимир Николаевич

В данной статье рассматривается проблема организации деятельности и обеспечения учебного процесса в первых военно-специальных школах (военно-учебных заведениях), созданных в Российском государстве в начале XVIII вв. Особое внимание в статье уделено вопросам финансового обеспечения функционирования Московской инженерноартиллерийской школы и содержания ее учеников за государственный счет. В работе анализируются работа органов государственного и военного управления и их руководителей по организации систематического обеспечения всеми видами довольствия для успешной деятельности военно-специальных школ. Автор приходит к выводу, что материальное обеспечение учеников и деятельности Московской инженерно-артиллерийской школы по сравнению со школой математических и навигацких наук было значительно хуже. В научный оборот вводится большое количество ранее не опубликованных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of material and technical support of the first military schools in the early 18th century

This article deals with the problem of organisation of activities and provision of the educational process in the first military special schools (military schools), created in the Russian state in the early 18th century. Special attention is paid to the financial support of Moscow school of engineering and artillery and the maintenance of its students at the state expense. The work analyses the work of state and military administration bodies and their leaders on the organisation of systematic provision of all kinds of allowances for the successful activity of military special schools. The author comes to the conclusion that the material support of pupils and activity of the Moscow engineering and artillery school in comparison with the school of mathematical and navigation sciences was much worse. A significant number of previously unpublished sources are being introduced into scientific circulation.

Текст научной работы на тему «Проблемы материально-технического обеспечения деятельности первых военно-учебных заведений в начале XVIII в»

DOI 10.34216/1998-0817-2019-25-4-20-24 УДК 37.015 ; 355.23

Бенда Владимир Николаевич

доктор исторических наук

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин

bvn.1962@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВЫХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В НАЧАЛЕ XVIII В.

В данной статье рассматривается проблема организации деятельности и обеспечения учебного процесса в первых военно-специальных школах (военно-учебных заведениях), созданных в Российском государстве в начале XVIII вв. Особое внимание в статье уделено вопросам финансового обеспечения функционирования Московской инженерно-артиллерийской школы и содержания ее учеников за государственный счет. В работе анализируются работа органов государственного и военного управления и их руководителей по организации систематического обеспечения всеми видами довольствия для успешной деятельности военно-специальных школ. Автор приходит к выводу, что материальное обеспечение учеников и деятельности Московской инженерно-артиллерийской школы по сравнению со школой математических и навигацких наук было значительно хуже. В научный оборот вводится большое количество ранее не опубликованных источников.

Ключевые слова: Петр I, Я.В. Брюс, первая четверть XVIII в., Московская инженерно-артиллерийская школа, Московская школа математико-навигацких наук, учебный процесс, учителя, школьники, материально-техническое обеспечение.

Важную роль для организации деятельности созданной в соответствии с указом Петра I в январе 1701 г. Московской инженерно-артиллерийской школы [3, л. 894] (здесь и далее курсив наш. - В. Б.) и привлечения широкого контингента недорослей, добровольно желающих учиться, сыграло то обстоятельство, что государство брало на себя заботу о материальном содержании учащихся. В первые годы существования школы, когда основой контингент ее учащихся состоял из детей артиллерийских служащих и других малообеспеченных сословий, школьникам предоставлялись бесплатное питание, одежда, учебные принадлежности. «И кормить и поить их в вышеписанных школах, а на корм положено им по 2 деньги человеку на день и из тех денег - из половины, покупая хлеб и харч, в постные дни рыбу, а в скоромные - мясо и варить кашу или шти; а по другой - на обуви и на кафтанишки и на рубашонки... - подчеркивалось в указе царя. - И учащим и переимчивым будет государево жалованье и дача смотря по учению» (здесь и далее орфография и стиль документа сохранены. - В. Б.) [3, л. 894894 об.]. Школьники, успешно овладевающие науками в «верхней» школе (инженерный класс (школа). - В. Б.), получали и «государево особливое» жалование [1, л. 26 об., 27, 32 об., 34, 77, 123, 123 об.].

Несмотря на государственную поддержку военно-специального образования, материальное положение как учеников, так и учителей, а также финансирование деятельности первых военно-учебных заведений оставалось крайне тяжелым. Это объяснялось рядом причин, основной из которых была крайняя напряженность государственного бюджета в связи с ведением тяжелой и изнурительной Северной войны. Правительствующему сенату (ПС) после его создания приходилось глав-

ным образом заниматься вопросами изыскания средств на покрытие огромных военных расходов страны. Из отчета о количестве учащихся инженерно-артиллерийской школы и денежной сумме, израсходованной на их содержание, представленного канцелярией Артиллерийского приказа Я.В. Брюсу, видно, что фиксированной штатной, так называемой окладной, суммы денег на содержание школы, на продовольственное и вещевое обеспечение учеников определено не было. В частности, в ответе дъяка Приказа артиллерии Н.П. Павлова на запрос Я.В. Брюса, написанном им 21 декабря 1705 г., по этому поводу указано, что «в артиллерии с какого году и месяца и числа велено учить школьных учеников и сколько в тех школах по которое число учеников было и ныне на лицо из каких денег они кормлены и что им из одежды дано, також из тех учеников сколько годовым денежными оклады верстаны и в иные чины сколько отдано, тому зделав выписку послал к милости твоей» [3, л. 894-897 об.]. Деньги эти брались из различных, порой случайных источников дохода Приказа артиллерии. Например, в упомянутом выше отчете Н.П. Павлова сообщается, что «.. .ученики кормлены из задельных денег, которые всяких чинов люди привозили битую колокольную и зеленую медь и имали целые колокола и у них битая и зеленая медь принимана, а вместо той меди отдаваны в тот же вес целые колокола, а вместо заделного имано по 8 алтын (3 копейки. - В. Б.) 2 деньги (0,5 копейки. - В. Б. ) с пуда. В том числе 30 сентября 1703 г. получены 501 рублей и 30 алтын. дому губернатора Александра Меншикова у человека ево у Ла-риона Думашева за отдаточную медь за 83 пуда за 26 фунтов» [3, л. 896].

Для финансирования деятельности Московской инженерно-артиллерийской школы в начальный период ее деятельности (в 1703, 1704 и 1705 гг.) на

Вестник КГУ .J № 4. 2019

© Бенда В.Н., 2019

20

одежду и обувь ученикам было взято из Сибирского приказа по рублю на человека - всего 810 р. Всего «...школьным ученикам с прошлого 1701 года августа с 1-го числа генваря по 1-е число 1706 году, итого в 4-х годах и в 6 месяцев в расходе на корм 1416 руб. 5 алтын 2 деньги. Да на одежду и на обувь 852 рубля 23 алтына 2 деньги» [1, л. 26 об., 32 об., 123 об.; 2, л. 239; 3, л. 895 об., 897].

О комплекте одежды, которым обеспечивались школьники, говорят следующие записи отчета: «...из школьных учеников выбранным самым скудным (речь идет о первом наборе недорослей в количестве 180 человек. - В. Б.) 61-му человеку дано платья по кафтану, да по штанам серым, по шапке, по черыкам с чулками, по 10 обувей лаптей ценой по 23 алтына 2 деньги человеку... Школьные ученики одеваны шубами и дано им по шапке, по штанам сермяжным, по черыкам с чулками, по 10 обувей лаптей в прошлом 1703 году 291-му человеку, в 1704 году 264-м человеком, в нынешнем 1705 году 255 человеком» [3, л. 895 об., 897]. Стоимость комплекта не превышала суммы 1,5 рубля: шуба овчинная - 21 алтын 4 деньги; кафтан серый - 11 алтын 4 деньги; штаны сермяжные 3 алтына 2 деньги; шапка - 1 алтын 4 деньги; черывики (ботинки, туфли. - В. Б.) с чулками - 5 алтын; пять пар лаптей - 10 денег [3, л. 895 об.].

Значительный интерес представляют архивные документы, в которых можно найти упоминание о производстве различного рода работ по благоустройству инженерно-артиллерийской школы и обеспечению учебного процесса. Были выделены деньги на изготовление «.в цифирных школах опечков и столов и лавок и перегородок» [1, л. 93], а также на покупку необходимого имущества и припасов для изготовления «.в инженерные школы печей за образцы и глину и кирпич сырой и жженый, за проволоку и крючки железные и иные припасы» [1, л. 140].

В ноябре 1702 г. из Приказа артиллерии выдается медь «.на дело в школу циркулей и перей», и уже в декабре «...часового дела мастеру Марку Францеву сыну Эру...» выплачивается 28 рублей 30 алтын «.за сделанные в новопостроенные школы к иноземцу Ягану Адлеру (прибыл в Приказ артиллерии в конце мая 1702 г. из Новгородского приказа в качестве учителя верхней «инженерной» школы, принятый на русскую службу еще в 1698 г. - В. Б.) для учения школьных учеников за 22 циркуля, да за 11 перьев медных наконешни-ки стальные, за 5 транспортиров» [1, л. 87, 89 об.]. Для инженерной школы покупаются 15 аспидных досок «...для учения школьных учеников геометрии» [1, л. 126 об.], в распоряжение Ягана Адлера отпускается еще одна стопа писчей и десть александрийской бумаги и т. д. [1, л. 77, 87].

Среди самых разнообразных записей в расходных документах Артиллерийского приказа, имев-

ших отношение к школе и свидетельствующих о том, что руководство Приказа принимало необходимые меры для обеспечения успешного хода учебного процесса, привлекает особое внимание запись о покупке для учеников инженерной школы 11 немецких азбук [1, л. 77]. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что помимо основных предметов учебной программы школьники изучали и иностранный язык, знание которого в новых исторических условиях все расширяющихся связей с зарубежными странами приобретало особое значение для будущих артиллерийских и инженерных специалистов. Под руководством датского инженера Ягана Адлера ученики инженерной школы успешно осваивали учебную программу и «.за прилежное учение геометрии и фортификации сверх кормовых денег» были вознаграждены дополнительным денежным жалованием [1, л. 126]. С этого момента школьники верхнего класса стали получать годовые оклады в размере 10 рублей [3, л. 895 об.]. Так, в частности, в справке канцелярии Приказа артиллерии на челобитной ученика инженерной школы Алексея Луцкого об установлении ему годового оклада в сумме 10 рублей говорится: «.10 человеком учинено ево великого государя жалования по 10 рублев человеку в год для того, что приняли науку геометрию и тригонометрию, феории и праксии сколько к артиллерии надобно геометрические пушечные и мортирные чертежи и станки ось и втулку и колесо так же и мортирной станок чертили» [4, л. 644].

В апреле 1704 г. Приказ артиллерии закупил в Оружейной палате несколько книг «Арифметики» и 100 книг синусов, которые были отданы в переплет [2, л. 257]. В этом же месяце «для науки, школьных учеников» в инженерную школу было дано 13 книг синусов [2, л. 245 об.]. Вскоре, для этой же школы, инженерный ученик - бомбардир Алексей Головачев - получил под расписку еще две книги синусов и одну арифметику [2, л. 331]. Заметим, что Алексей Головачев прибыл из бомбардирской школы Преображенского полка и был сразу зачислен в «верхнюю» инженерную школу [1, л. 126]. Этот факт весьма интересен с точки зрения существования связей между родственными школами. Вместе с этим «.в инженерную школу для учения школьников инженерной и арти-лерной наукам» направляются новые партии мате-магических инструментов: два циркуля [2, л. 331, 341], полуциркуль, «...да два квадранта из дерева опокаутова» [2, л. 315 об.], тринадцать транспортиров медных с цифровым обозначением [2, л. 308] и другие принадлежности.

Генерал-фельдцейхмейстер Я.В. Брюс, освободившись к концу 1712 г. от непосредственного руководства боевыми действиями полевой артиллерии, стал больше уделять внимания вопросам управления артиллерийской школой и улучшения

ее материального обеспечения. По его настойчивым просьбам в ПС началось новое каменное строительство на Конюшенном и Гранатном дворах, сгоревших в мае 1712 г. На Конюшенном дворе было построено каменное здание для артиллерийской школы, которая была переведена сюда из временных помещений на полевом пушечном дворе у Красного пруда. Следует пояснить тот факт, что с момента образования в 1712 г. Московской инженерной школы профиль подготовки кадров в инженерно-артиллерийской школе изменился -в ней стали готовить в большей степени чисто кадры для артиллерии, не исключая из программы подготовки и инженерные дисциплины. Поэтому после 1712 г. Московская инженерно-артиллерийская школа стала именоваться просто артиллерийской школой.

Рассмотрим теперь организацию материального обеспечения Московской школы математико-навигацких наук, основанной практически одновременно с инженерно-артиллерийской, а если быть точным, то в соответствии с указом Петра I от 14 января 1701 г.

К концу 1702 г. в Московской школе матема-тико-навигацких наук под руководством 4 учителей обучалось порядка 200 школьников. В частности, А.Е. Викторов по этому поводу указывает, что в ноябре 1702 г. Оружейная палата израсходовала «...математико-навигацких школ ученикам 200 человек на кафтаны 236 р.» [7, с. 471]. Только в течение 1702 г. на содержание и жалование «на-вигацкой школы учителям (4) и ученикам (200), сторожам, переводчику, писцу и часовенику» было израсходовано 3002 рубля [7, с. 471], а всего, считая подготовительный период, с ноября 1699 г. по 1703 г. с прочими расходами - 12 772 руб., 23 алтына, 1 деньга [10, с. 291-292].

В 1711 г. по решению ПС монетные дворы -серебряный и медный - были изъяты из ведения Приказа морского флота и поступили в непосредственное управление канцелярии Сената [11, с. 713]. В результате этого Приказ морского флота в вопросах финансирования собственных нужд, в том числе и на содержание математико-навигац-кой школы, лишился самостоятельности и попал в полную зависимость от Сената. Лишился Приказ морского флота и еще одного солидного источника дохода (порядка 4 000 р.), ранее использовавшегося в основном на нужды школы. Это были деньги, которые взимались с некоторых царедворцев взамен их службы государству. В 1711 г. по приговору сената все такие царедворцы были направлены на службу [8, с. 45-46].

В начале второго десятилетия XVIII в. улучшения финансового обеспечения артиллерийской и навигацкой школ не произошло. Более того, финансовое положение школы математических и на-вигацких наук было крайне бедственным, что под-

тверждается донесением, поступившим в Сенат от Адмиралтейской канцелярии в конце 1711 г. В донесении Сенату сообщалось, что «...на дачу... жалования учителям и ученикам кормовых денег на будущий 712 год с января месяца и на всякие к школе расходы и во отправление навигаторов в практику денежной казны в приказе морского флота нет» и спрашивалось «...на вышеозначенные расходы денежной казны... откуда взять» [14, с. 302-303]. К донесению была приложена смета на годовое содержание школы: 1) учителям и техническому персоналу - 1 441 руб.; 2) ученикам «кормового жалования» - 7 500 руб.; 3) навигаторам на отправку за море и содержанке - 5 750 руб.; 4) на покупку учебных пособий - 660 руб.; 5) на хозяйственные расходы - 340 руб.; 6) на содержание мастерской при школе - 829 руб. 6 алтын и 4 деньги; 7) всего -16 523 руб. 6 алтын и 4 деньги. Кроме того, на содержание ранее отправленных за море навигаторов и наем морского флота служителей - 10 116 руб. Общая итоговая сумма - 26 639 рублей, 6 алтын и 4 деньги.

В конце 1713 и начале 1714 г. в результате плохого и нерегулярного финансирования школы математических и навигацких наук ученики в течение 5 месяцев не получали продовольственного жалования и пришли в крайне бедственное состояние, особенно те из них, для которых кормовые деньги являлись единственным источником существования. Сообщая об этом Ф.М. Апраксину, глава Адмиралтейской канцелярии А. Беляев 27 февраля 1714 года писал, что многие ученики «...не толи-ко с себя. проели кафтаны, но истинно босыми ногами ходя, просят милостыню у окон». В апреле этого же года он уже ставит перед Апраксиным резко вопрос о судьбе школы: «.ежели оной быть, то потребно на содержание ее деньги, а буде даваться не будут, то истинно лучше распустить» [14, с. 304].

Будучи сам сенатором и близким к царю человеком, Ф.М. Апраксин, очевидно, сделал соответствующее «сильное» представление Сенату о дальнейшей судьбе школы и потребовал определения: 1) о твердом бюджете школы; 2) о постоянном источнике ее финансирования и регулярности отпуска денег на ее содержание. 7 апреля 1714 г. Сенат приговорил: отпускать, «расчисляя по третям с денежных дворов», в дополнение к сумме денег, собираемых с царедворцев, «двадцать две тысячи четыреста пятьдесят девять рублей, 6 алтын, 4 деньги». Таким образом, Сенат утвердил годовой бюджет школы согласно смете, представленной А. Беляевым еще в конце 1711 года, и подтвердил прежний источник ее финансирования [9, с. 294-296]. По пункту 3-му «докладных Сената», озаглавленному «В Адмиралтейский приказ на содержание навигацкой школы и посланным за море 22 459 рублей», Петр I 16 апреля 1714 года

22

Вестник КГУ ^ № 4. 2019

наложил резолюцию: «Давано с верх положенного числа (то есть с царедворцев. - В. Б.) с денежных дворов, и ныне давать оттуда ж» [12, с. 97].

С момента образования в Санкт-Петербурге морской академии статус Московской школы математических и навигацких наук изменился. Соответственно, изменилось и финансовое обеспечение её деятельности. На имя директора Санкт-Петербургской морской академии Г. Скор-някова-Писарева, который принял руководство академией от графа А.А. Матвеева, назначенного сенатором и президентом юстиц-коллегии [6, с. 47], указом от 22 января 1719 г. было велено выделять на содержание Московской школы: на жалованье учителю и подмастерьям, на все учебные и хозяйственные расходы и кормовое довольствие школьников в год всего 5600 рублей [13, л. 171, 173]. Из этой суммы выплачивалось жалование: Л.Ф. Магницкому - 260 руб., в то время как учитель-иноземец А. Фарварсон получал годовое жалование в 955 рублей 84 копейки, другой иностранец, Степан Гвын, 400 рублей, его помощники, подмастерья и «навигаторы» - 440 рублей, адмиралтейский комиссар - 100 рублей. Остальные деньги шли на учебные, хозяйственные расходы и кормовое жалование школьникам [13, л. 171, 173 и др.].

В заключение заметим, что на содержание инженерно-артиллерийской школы с 1701 по 1706 гг. было израсходовано всего 2 268 рублей, 28 алтын и 4 деньги [3, л. 897]. На содержание артиллерийской школы в 1714 г. Сенат предлагал отпускать в год «3 037 р. 18 алтын и 4 деньги в год которую велено давать. из Военной канцелярии. из взятых на их дачу денег с денежных дворов» [5, л. 402].

Таким образом, все вышеизложенное позволяет нам утверждать, что материальное обеспечение учеников и деятельности Московской инженерно-артиллерийской школы по сравнению со школой математических и навигацких наук было значительно ниже. Недостаточность средств и нерегулярность их выделения органами государственного и военного управления на содержание первых военно-специальных школ, на продовольственное и вещевое обеспечение учеников этих школ вынуждали последних заниматься попрошайничеством, сидеть по домам, выражаясь современным языком, голодными, босыми и голыми. Следует заметить, что правительства преемников Петра Великого предпринимали различные меры и действия для улучшения материального обеспечения деятельности военно-учебных заведений и содержания проходивших в них обучение учеников.

Библиографический список

1. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВ и ВС). - Ф. 2. - Оп. 1 (Приказ артиллерии). - Д. 1.

2. Архив ВИМАИВ и ВС. - Ф. 2. - Оп. 1. - Д. 3.

3. Архив ВИМАИВ и ВС. - Ф. 2. - Оп. 1. - Д. 4.

4. Архив ВИМАИВ и ВС. - Ф. 2. - Оп. 1. - Д. 10.

5. Архив ВИМАИВ и ВС. - Ф. 2. - Оп. 2.-Д. 253.

6. Веселаго Ф.Ф. Очерк истории морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. - СПб.: В тип. Морского кадетского корпуса, 1852. - 366 с.

7. Викторов А.Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1613-1725. -М.: Тип. М.П. Щепкина, 1883. - Вып. 2. - 290 с.

8. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого. - СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1880. - Т. 1: Год 1711. - 476 с.

9. Доклады и приговоры, составленные в Правительствующем сенате в царствование Петра Великого. - СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1888. - Т. 4. - Кн. 1: Год 1714. - 600 с.

10. Материалы по истории русского флота. Ч. 3. - СПб.: Тип. Морского министерства, 1866. -749 с.

11. Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание (ПСЗ). - СПб.: Тип. II отделения собственной ЕИВ канцелярии, 1830. - Т. 4: 1700-1712. - 881 с.

12. ПСЗ. 1-е собр. - СПб.: Тип. II отделения собственной ЕИВ канцелярии, 1830. - Т. 5: 17131719. - 780 с.

13. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). - Ф. 176. - Оп. 1. -Д. 25.

14. Сукновалов А.Е. Первая в России военно-морская школа // Исторические записки. - М.: Академия наук СССР, 1953. - Т. 42. - 307 с.

References

1. Arhiv Voenno-istoricheskogo muzeya artillerii, inzhenernyh vojsk i vojsk svyazi (Arhiv VIMAIV i VS). - F. 2. - Op. 1 (Prikaz artillerii). - D. 1.

2. Arhiv VIMAIV i VS. - F. 2. - Op. 1. - D. 3.

3. Arhiv VIMAIV i VS. - F. 2. - Op. 1. - D. 4.

4. Arhiv VIMAIV i VS. - F. 2. - Op. 1. - D. 10.

5. Arhiv VIMAIV i VS. - F. 2. - Op. 2.- D. 253.

6. Veselago F.F. Ocherk istorii morskogo kadetskogo korpusa s prilozheniem spiska vospitannikov za 100 let. - SPb.: V tip. Morskogo kadetskogo korpusa, 1852. - 366 s.

7. Viktorov A.E. Opisanie zapisnyh knig i bumag starinnyh dvorcovyh prikazov 1613-1725. - M.: Tip. M.P. SHCHepkina, 1883. - Vyp. 2. - 290 s.

8. Doklady i prigovory, sostoyavshiesya v Pravitel'stvuyushchem Senate v carstvovanie Petra Velikogo. - SPb.: Tip. Imperatorskoj akademii nauk, 1880. - T. 1: God 1711. - 476 s.

9. Doklady i prigovory, sostavlennye v Pravitel'stvuyushchem senate v carstvovanie Petra

Velikogo. - SPb.: Tip. Imperatorskoj akademii nauk, 1888. - T. 4. - Kn. 1: God 1714. - 600 s.

10. Materialy po istorii russkogo flota. CH. 3. -SPb.: Tip. Morskogo ministerstva, 1866. - 749 s.

11. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Pervoe sobranie (PSZ). - SPb.: Tip. II otdeleniya sobstvennoj EIV kancelyarii, 1830. - T. 4: 17001712. - 881 s.

12. PSZ. 1-e sobr. - SPb.: Tip. II otdeleniya sobstvennoj EIV kancelyarii, 1830. - T. 5: 17131719. - 780 s.

13. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv Voenno-morskogo flota (RGA VMF). - F. 176. - Op. 1. - D. 25.

14. Suknovalov A.E. Pervaya v Rossii voenno-morskaya shkola // Istoricheskie zapiski. - M.: Akademiya nauk SSSR, 1953. - T. 42. - 307 s.

24

Вестник КГУ Ji № 4. 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.