Научная статья на тему 'ШКОЛА КАК ОТКРЫТАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ШКОЛА КАК ОТКРЫТАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / GLOBALIZATION / DIGITALIZATION / SOCIALIZATION / EDUCATIONAL TRENDS / DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / SOCIAL IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна, Зияева Гульмира Акмаловна, Исланова Нина Николаевна

Статья посвящена анализу проблем, возникающих в системе школьного воспитания в связи с цифровой трансформацией и модернизацией, происходящей в последнее десятилетие. Авторы отмечают, что российская школа это современный институт социализации детей и молодежи, который тесно взаимосвязан с дошкольным, дополнительным и высшим образованием. Отмечается, что от результатов подготовки выпускников школы, качества получаемого образования и от воспитания зависит социокультурное и экономическое развитие страны и будущий рынок труда. Авторы заостряют внимание на особенностях протекания процесса модернизации школьного образования, который специфическим образом воздействует на воспитательную работу, процесс социальной идентичности школьников, актуализирует проблему деструктивного поведения современных обучающихся. В то же время отмечается, что данное явление носит глобальный характер. Нужны инновационные образовательные и воспитательные подходы в школе. Выделены ценности, лежащие в основе воспитательного процесса в школе: учитель и ученик равноправные партнеры, которые находятся вместе с другими субъектами образовательного процесса в едином образовательном пространстве; современная образовательная среда место общественной (групповой, командной, коллективной) социализации; личностная включенность в образовательный процесс и педагогов и обучающихся это базовый компонент самореализации обучающихся...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна, Зияева Гульмира Акмаловна, Исланова Нина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL AS AN OPEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE ERA OF DIGITAL TRANSFORMATION

The article is devoted to the analysis of the problems arising in the school education system in connection with the digital transformation and modernization taking place in the last decade. The authors note that the Russian school is a modern institution of socialization of children and youth, which is closely interrelated with preschool, additional and higher education. It is noted that the socio-cultural and economic development of the country and the future labor market depend on the results of the training of school graduates, the quality of education received and upbringing. The authors focus on the peculiarities of the process of modernization of school education, which has a specific effect on educational work, the process of social identity of schoolchildren, actualizes the problem of destructive behavior of modern students. At the same time, it is noted that this phenomenon is global in nature. We need innovative educational and training approaches in the school.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА КАК ОТКРЫТАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №1 2024 Раздел III. Педагогика и образобание

УДК 37.018.2

Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Зияева, Н.Н. Исланова ШКОЛА КАК ОТКРЫТАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Статья посвящена анализу проблем, возникающих в системе школьного воспитания в связи с цифровой трансформацией и модернизацией, происходящей в последнее десятилетие. Авторы отмечают, что российская школа -это современный институт социализации детей и молодежи, который тесно взаимосвязан с дошкольным, дополнительным и высшим образованием. Отмечается, что от результатов подготовки выпускников школы, качества получаемого образования и от воспитания зависит социокультурное и экономическое развитие страны и будущий рынок труда.

Авторы заостряют внимание на особенностях протекания процесса модернизации школьного образования, который специфическим образом воздействует на воспитательную работу, процесс социальной идентичности школьников, актуализирует проблему деструктивного поведения современных обучающихся. В то же время отмечается, что данное явление носит глобальный характер. Нужны инновационные образовательные и воспитательные подходы в школе. Выделены ценности, лежащие в основе воспитательного процесса в школе: учитель и ученик - равноправные партнеры, которые находятся вместе с другими субъектами образовательного процесса в едином образовательном пространстве; современная образовательная среда - место общественной (групповой, командной, коллективной) социализации; личностная включенность в образовательный процесс и педагогов и обучающихся - это базовый компонент самореализации обучающихся.

Сделаны выводы о том, что современная школа - открытая система развития базовых компетенций и навыков XXI века, и она имеет тенденцию к видоизменению. Отмечается, что сегодня образование является культурно-интеллектуальным ресурсом для России, поскольку содействует достижению определенного уровня социально-экономического роста и социальной устойчивости, а также стабильности государства как саморазвивающейся системы. Но, как любая система, она переживает процессы изменений.

Вышесказанное позволило сформулировать цель статьи - многоаспектный анализ социальных факторов, влияющих на процесс трансформации образовательно-воспитательной среды в российской школе, и предмет исследования - социальные процессы, происходящие в образовательной среде, связанные с цифровой трансформацией и изменением социального поведения и социальной психологией субъектов образовательной деятельности.

В статье отмечается, что система образования находится на переломном этапе развития, социальные процессы не имеют четких границ начала и конца. Авторами сделана попытка показать новые смыслы происходящих изменений в образовании, в т.ч. через необходимость постановки проблемы об изменении воспитательной парадигмы в отношении современных детей и взаимодействия с обществом.

Ключевые слова. Глобализация, цифровизация, социализация, образовательные тренды, цифровая трансформация образовательной среды, воспитание, воспитательные технологии, социальная идентификация

Для цитирования: Мухаметзянова Ф.Ш., Зияева Г.А., Исланова Н.Н. Школа как открытая воспитательная среда в эпоху цифровой трансформации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.68-74.

Farida Sh. Mukhametzyanova, Gulmira A. Ziyaeva, Nina N. [slanova SCHOOL AS AN OPEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE ERA OF DIGITAL TRANSFORMATION

The article is devoted to the analysis of the problems arising in the school education system in connection with the digital transformation and modernization taking place in the last decade. The authors note that the Russian school is a modern institution of socialization of children and youth, which is closely interrelated with preschool, additional and higher education. It is noted that the socio-cultural and economic development of the country and the future labor market depend on the results of the training of school graduates, the quality of education received and upbringing.

The authors focus on the peculiarities of the process of modernization of school education, which has a specific effect on educational work, the process of social identity of schoolchildren, actualizes the problem of destructive behavior of modern students. At the same time, it is noted that this phenomenon is global in nature. We need innovative educational and training approaches in the school. The values underlying the educational process at school are highlighted: the teacher and the student are equal partners who are together with other subjects of the educational process in a single educational space; the modern educational environment is a place of social (group, team, collective] socialization; personal involvement in the educational process of both teachers and students is a basic component of self-realization students. Conclusions are drawn that the modern school is an open system for the development of basic competencies and skills of the XXI st century, and it tends to change. It is noted that today education is a cultural and intellectual resource for Russia, as it contributes to achieving a certain level of socio-economic growth and social stability, as well as the stability of the state as a self-developing system. Well, like any system, it goes through the processes of change.

The above made it possible to formulate the purpose of the article - a multidimensional analysis of social factors influencing the process of transformation of the educational environment in the Russian school and the subject of the study -social processes occurring in the educational environment associated with digital transformation and changes in social behavior and social psychology of subjects of educational activity.

The article notes that the education system is at a critical stage of development, social processes do not have clear boundaries of beginning and end. The authors attempt to show new meanings of the ongoing changes in education, including

through the need to pose the problem of changing the educational paradigm in relation to modern children and interaction with society.

Key words: Globalization, digitalization, socialization, educational trends, digital transformation of the educational environment, education, educational technologies, social identification

For citation: Mukhametzyanova F.Sh., Ziyaeva G.A., Islanova N.N. School as an open educational environment in the era of digital transformation // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. C.68-74.

Введение

Современная ситуация в мире характеризуется противоречивыми процессами. С одной стороны, наблюдаются тенденции формирования Нового мира, сопровождающиеся сменой прежней парадигмы, основанной на глобализации, уничтожении национальных границ, универсализации поведения людей, излишней либерализации социального уклада жизни общества и нетрадиционных ценностей и т.п. Данные явления проявляются в факторах международной социально-политической и экономической нестабильности. В то же время формируются иные циви-лизационные и региональные подходы, построенные на принципе многополярности. В результате появляются уникальные культурные, информационные, образовательные, экономические, социальные и иные пространства в разных регионах мира [14].

Одновременно и параллельно с данным явлением осуществляется формирование цифрового общества, также неоднозначным образом влияющее на национальные системы образования, которые, в свою очередь, генерируются в соответствии с определенными векторами развития своих государств. В итоге таких модификаций появляются образовательные пространства, в которых формируются иные, видоизмененные горизонты и стимулы в процессах и результатах обучения. При этом следует учитывать, что данные явления проявляются не везде с одинаковой скоростью и эффективностью. В то же время начавшаяся четвертая промышленная революция породила новые тренды современного развития: цифровизацию, автоматизацию, роботизацию; развитие сетевых технологий; глубинные демографические изменения и ускорение технических и технологических изменений [11] и т.п., которые трансформируют кардинальным образом современную реальность. Все названные тренды в той или иной степени влияют на образовательный процесс в России и поэтому важно сохранить преемственность школьного образования и воспитания, их взаимозависимость и дополняемость, успешность протекания социальной идентификации школьников, так как

данные факты в итоге будут влиять на качество и эффективность деятельности системы высшего образования в России.

Методология и методы

В статье на основе аналитического метода, сравнения и обобщения теоретико-педагогических исследований были изучены ряд работ отечественных ученых в области образования и педагогической науки (В.М. Дюков, И.Н. Семенов, Р.В. Шайхутдинова [6], Григорьева Е.В., П.Г. Горбунова [4], О.М . Кор-чажкина [7] и др.), которые представляют свою позицию на процессы реформирования российского образования, проведено обобщение современных подходов к содержательным изменениям школьного обучения и воспитания в условиях цифровизации и модернизации образования; а также исследования, направленные на раскрытие новых моделей и подходов воспитания и обучения в условиях реформирования школьного образования (А.В. Гам [3], Тебенькова Е.А. Несговорова, Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев [15], М.Ю. Кузьмин [9], А.И. Коротаева [10], О.О. Савина [13], В.В. Хрусталева [16], Л.Б. Шнейдер [17] и др.). Были проанализированы процессы, влияющие на социальную идентификацию школьников.

Изложение основного материала статьи

XXI век сопровождается образовательным бумом, который связан с высокой востребованностью высшего образования в мире, и потому сегодня главная задача основного общего образования заключается в создании необходимых условий для результативной социализации молодежи в быстро меняющемся мире.

Школа так же как семья, вуз, трудовой или детский коллектив и другие субъекты воспитания являются институтом социализации молодежи. Каждый из этих субъектов социализации выполняет свои «уникальные» институциональные роли, предписывает варианты желательных моделей поведения, способствует формированию неформальных статусов, создает условия для социального и профессионального самоопределения. Причем каждый субъект социализации вносит свой вклад в процесс формирования социальной идентичности подростка; иногда они

находятся по своим целям и задачам в альтернативном противостоянии, а в большинстве случаев они взаимодополняют друг друга. Но основная роль отводится, безусловно, школе как основе воспитания социально-активной, гражданско-ответственной личности, способной успешно учиться и трудиться в условиях социально-экономической неопределенности.

Для решения задач воспитания подрастающего поколения ключевое значение имеет модернизация системы школьного образования. Известно, что модернизация осуществляется в последние годы активно и предусматривает переход на инновационный и интен-сификационный путь развития, что означает обучение детей и молодежи на иных методологических основаниях. Суть этих оснований следующая: непрерывное и самостоятельное обучение на протяжении всей жизни; вариативность образовательных программ; подвижное расписание занятий; сочетание в обучении онлайн- и офлайн-форматов; внедрение маневренной системы оценки качества обучения. Чтобы данные принципы обучения было возможно реализовать повсеместно и в кратчайшие сроки, следует учесть наличие традиции преемственности и соблюдение ценностных образовательных приоритетов в российской образовательной практике.

М ожно выделить следующие ценностные образовательные приоритеты:

- учитель и ученик - равноправные партнеры, которые находятся вместе с другими субъектами образовательного процесса в едином образовательном пространстве. Следовательно, первым и основным условием перехода на новый уровень воспитания в школе является равноправный формат внут-ришкольного общения [12], где должны существовать общие точки соприкосновения позиций педагогов, детей и родителей в понимании идей развития страны, ее истории, смысла будущего, моделей поведения, жизненно смысловых ценностей, эмоциональных проявлениях и др.:

- современная образовательная среда - место общественной (групповой, командной, коллективной) социализации. Здесь у каждого обучающегося формируется индивидуальное сознание, развивается социальная автономность, осознаются поведенческие границы, здесь можно и нужно познакомиться со смыслом и содержанием понятия «общечело-

веческие ценности»: труд на благо общества, социальная справедливость, взаимопомощь, стремление к духовному росту, освоение культурного наследия человечества, любовь к своей стране, уважение к другим народам, чувство долга. Это все является социально-культурными универсалиями общечеловеческой направленности, которые должны обсуждаться педагогами и детьми, родителями на родительских собраниях, классных часах, в рамках внеклассных мероприятий. Развить организаторские, лидерские, ораторские навыки и умение убеждать, общаться, работать в команде и т.д. - эти и другие компетенции обучающийся может также приобрести в школе;

- личностная включенность в образовательный процесс и педагогов и обучающихся - это базовый компонент самореализации обучающихся. Если личное участие для учащегося не является ценностью в процессе обучения, то сам процесс будет носить эпизодический характер с точки зрения получения и принятия определенных знаний. Однако сама личность педагога как образец перестала быть ценностью. Школьники не хотят быть похожими на педагогов, и образцы для подражания у детей совсем другие. Преломить данную тенденцию не просто, но сегодня в этом направлении начата огромная работа, уделяется большое внимание педагогическим династиям и в целом педагогической профессии. Президент страны В.В. Путин объявил 2023 год Годом педагога и наставника, и в связи с этим проводилось и проводится большое количество мероприятий, написано много исследовательских работ, организуются конкурсы, фестивали, конференции, форумы, а также формируются новые кумиры для молодежи, например, приглашаются участники и ветераны СВО и др.

Таким образом, изменения, которые должны произойти в системе воспитания подрастающего поколения, должны затронуть три базовые области: личность и ученик - равноправные личности, школа - это место позитивной социализации, обучение для ученика -личная ценность. Кроме названного, несомненно, ведущую роль играют и ценности, традиционные для нашего общества: духовные, нравственные, патриотические, семейные и т.д. Они тоже должны лежать в основе воспитательного процесса.

Актуализирует проблему поиска иных образовательных и воспитательных подходов и сокращение «жизненного цикла профессий». В этой ситуации более осмысленным представляется не прогнозирование конкретных профессий, а формирование набора навыков, освоив которые, работники смогут закрепиться в той или иной деятельности будущего, будучи готовыми к последующему переобучению [11].

Согласно атласу новых специальностей, составленному школой управления «Сколково» к 2030 году, 57 профессий исчезнет, например, такие как журналист, аналитик, переводчик, бухгалтер, статистик, референт, библиотекарь и другие, а появятся: оператор медицинских роботов, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, дизайнер-эргономист носимых устройств для безопасности. И выводы Microsoft и The Future Laboratory для современного общества необычны: 65% нынешних школьников и студентов займут должности, которых еще не существуют [8].

Чтобы современные дети смогли успешно трудиться в следующие десятилетия, в нынешний период времени школьное образование должно быть трансформировано на основе дальнесрочной стратегии развития, цифровых технологий и педагогических инноваций. Необходимо также изменить психологию участников образовательного процесса в сторону смещения градуса ответственности за результаты обучения на самих себя.

Специалисты отмечают, что нынешнее цифровое поколение детей и подростков отличает от сверстников, живущих в XX веке, ряд особенностей: (М .М . Афанасьев, О.А.Ткачева [1], С.А. Дружилов [85], М .В. Богуславский [2] и др.):

- школу они воспринимают не как единственный источник обучения, а скорее дополнительный; самообучающиеся и самомотивирующиеся умеют решать одновременно разные задачи, различной степени сложности;

- финансово-ориентированы, а трудовую деятельность рассматривают как способ зарабатывания денег и достижения целей, а также считают, что деньги можно зарабатывать с помощью идей;

- конкурентоспособны и готовы конкурировать в различных сферах жизни;

- готовы к переменам в жизни, мобильны;

- проявляют нейтральное или индифферентное отношение к различным нетрадиционным (не вписывающимся в общие социальные рамки)проявлениям;

- по характеру они индивидуалисты, не стремятся к сотрудничеству, полагаются на себя и нередко переоценивают себя;

- считают идеи важнее, чем опыт;

- скептики, не доверяют мнению людей другого поколения;

- психологически нестабильны, т.к. живут с момента рождения под информационным и психологическим давлением;

- предпочитают жить в отфильтрованном мире, в мире виртуальной реальности, которую они рассматривают в качестве подлинной;

- личность современных детей и подростков формируется параллельно с процессом цифровизации экономики, поэтому они технологически продвинутые; ежедневно поглощают огромный объем информации, в т.ч. визуального характера; быстро осваивают цифровые инструменты, являются их «сознательными потребителями»; тяготеют к глобальному общению в реальном времени и геймифицированным процессам; добровольно выбирают образ жизни под видеодистанционным контролем.

Учитывая, что современные дети и подростки «иные» или «другие», что за спиной у них не стоят привычки и убеждения прошлого времени, внушенные им родителями или педагогами, надо признать, что они уникальны и даже феноменальны. М олодежь XXI века в целом не вписывается в стандарты воспитания, которые использовались в образовании раньше. По данным исследований психологов и социологов (Гам А.В., Тебенькова Е.А., Несговорова Н.П., Савельев В.Г., Кузьмин М .Ю., Коротаева А.И., Савина О.О., Хрусталева В.В., Шнейдер Л.Б. и др.), при разработке и применении воспитательных подходов и технологий нужно учитывать, что нынешнее поколение российских школьников:

• настроены на более технологический подход в обучении, и потому воспитание должно быть также через технологии -«подобное подобным»;

• привыкли к онлайн-общению в обучении и вне школы, а также пребыванию в социальных сетях, при этом склонны к созданию в социальных сетях образов успешных, путешествующих, действующих и

т.д., что, несомненно, школьные воспитатели должны учитывать, особенно, при работе с подростками;

• приучены к жизни в условиях многозадачности, поэтому следует предусмотреть разработку программы адаптации к их жизненному ритму, предусматривающую построение системы обучения в индивидуальном темпе (вариативная, гибкая, мобильная);

• имеют предрасположенность к предпринимательству, причем некоторые навыки у них уже развиты сильно;

• ориентированы на независимость.

Предназначение школы как объекта воспитания и социализации заключается не только в том, чтобы дать обучающимся знания, навыки и умения, необходимые для поддержания высокого уровня конкурентоспособности и самообучаемости в современном мире, но и помочь успешно завершить этап социализации и самоидентификации.

Воспитывать современных детей в цифровой среде значительно сложнее, чем обучать. Методы и технологии воспитания могут носить опосредованный характер, могут воздействовать прямым и открытым образом на сознание ребенка, косвенно влиять на модели поведения и способствовать переформатированию или формированию ментальных ценностей: дружбы, любви, ответственности, веры и т.п. Для этого могут быть пригодны различные формы детской и подростковой активности: самоуправление и творчество, проекты и программы, волонтерство, поисковая и краеведческая деятельность и другие направления, которые бы создавали необходимые условия как для развития детско-подростковых объединений и союзов (по типу пионерии, комсомола), построенных на их личной инициативе и добровольном желании, гражданской активности, так и для выявления и развития лидерских качеств у школьников (подготовка школьных активистов). В таком случае и процесс развития социальной идентичности будет протекать успешнее, т.к. создастся благоприятная среда для воспитания на основе идей коллективизма и сотрудничества, взаимной выручки и поддержки.

Система воспитания в современной российской школе должна стать основой для реализации успешных социально-значимых проектов (интегрирующей и идеологической направленности). Детей и подростков, их ро-

дителей, а также педагогов должны объединять социально-культурные универсалии широкого спектра действия, и их разработка и внедрение должны реализовываться именно школьными институтами социализации. Процесс воспитания в школе должен быть построен таким образом, чтобы школьное детство и юность запомнилось детям как счастливое время, наполненное дружбой и коллективизмом, дисциплиной, чувством долга и ответственности за близких, а также активной жизненной позицией и стремлением к победе, к первенству. В нем должны минимально присутствовать риски проявлений деструктивного поведения в детско-подростковой среде. Большую роль в создании действенной системы воспитания в образовательных организациях могут сыграть педагоги-наставники и педагоги-тьюторы, школьные психологи, социальные педагоги.

Современные воспитательные технологии должны иметь мощный социально-воздействующий потенциал, идейно-патриотическую подложку, устранять межпоколенные психологические барьеры в мировоззрении, переформатировать сознание с идеи индивидуализма и конкуренции на коллективизм и дружбу. Важно, чтобы они способствовали активизации процесса формирования социальной идентичности школьника, которая в реальной жизни происходит с большими искажениями и погрешностями. Чаще всего, как показывают результаты психологических исследований, нарушения или незавершенность процесса социальной идентичности подростка во время обучения в школе происходят потому, что он одинок во всех смыслах, а окружающая его социальная среда не является благоприятной.

Новая система воспитания нужна обществу и стране потому, что нужна молодежь, восприимчивая к идее коренного реформирования российского общества, адаптации его к новым общественно-политическим условиям.

олодежь должна участвовать в реформировании и уметь работать с реальными проблемами, которые волнуют, беспокоят общество.

Таким образом, применение современных воспитательных подходов к поколению нынешней молодежи - обязательное условие привлекательности школы, которые необходимо освоить в ближайшие годы.

Выводы

Современная эпоха развития российского общества - это период постоянных смен парадигм, в том числе и в образовании. Парадигма «Цифровая образовательная среда» по мере развития технологий будет продолжать трансформироваться, а вместе с ней будут меняться участники образовательного процесса - это естественный процесс развития, к которому надо адаптироваться. Все типы и виды образовательных организаций включены в данный процесс, нужны новые подходы и модели обучения и воспитания. В системе школьного образования, несомненно, необходимо создавать условия, при которых будет эффективно работать механизм воспитания гражданско-ответственной и социально-

активной, патриотически-настроенной личности. Продуманная система интеграции воспитательно-социализирующих ресурсов семьи, образовательной среды, социального окружения и школьных детских коллективов будет способствовать формированию адекватной системы ценностей и менталитетов (учитывая его полиэтнический состав). Необходимо активно внедрять инновационные воспитательные технологии и подходы (в т.ч. альтернативные, неформальные, психолого-педагогические и т.п.), которые уже показали свою эффективность. Нужно активно продвигать детское самоуправление, инициированное самими детьми подростками, при этом учитывать различные виды особенностей молодого поколения российских школьников.

Литература:

1. Афанасьев М . М ., Ткачева О.А. Проблемы современной системы образования в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения : 15.09.2023).

2. Богуславский М.В. Инновационные факторы образования в информационном обществе // Инновационные технологии в образовании : субъектность, ресурсность, технологичность : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 2011. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=zefkzp (дата обращения : 15.09.2023].

3. Гам А.В. Оценка социокультурной идентичности у младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 33-39.

4. Григорьева Е.В., Горбунова П.Г. Проблемы и перспективы развития современного образования в России // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 143-145.

5. Дружилов С.А. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты // Психологические исследования. 2018. №11(59). URL: https://cyberpsy.ru/articles/negativnye-vozdejstviya-informacionnoj-sredy (дата обращения : 15.09.2023).

6. Дюков В.М ., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Основания для разработки стратегии развития школ // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. 2010. № 6. С. 22-29.

7. Корчажкина О.М . Интеграция педагогических и новых информационных технологий как способ повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2014. № 10. С. 598-606.

8. К 2030 году с рынка труда исчезнут 57 специальностей // Вестник цифровой трансформации. URL: https://cio.osp.ru/news/190917-K-2030-godu-s-rynka-truda-ischeznut-57-spetsialnostey (дата обращения : 15.09.2023).

9. Кузьмин М Ж Сравнение идентичности младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // Сибирский психологический журнал. 2015. № 58. С. 61-75.

10. Коротаева А.И. Динамика развития гендерной идентичности младших школьников // Яросл. педагогич. вестн. 2011. № 4. С. 241-244.

11. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко [и др.] URL: https://spkurdyumov.ru/uploads/2017/10/navyki-budushhego-chto-nuzhno-znat-i-umet-v-novom-slozhnom-mire (дата обращения : 15.09.2023].

12.Решетников О.В. Поколение Z и недалекое будущее рынка труда // Школьные технологии. 2014. № 1.С. 58-71.

13. Савина О.О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте : условия, структура, динамика, типология : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2003. 28 с.

14. Солуянов В.С. Концепция многополярности: многообразие подходов и интерпретаций // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Серия: Политология. 2021. Т.23, №3. C424-445.DOI:10/22363/2313-1438-2021-23-3-124-445.

15. Тебенькова Е.А. М етодическая система формирования гражданской идентичности младших школьников / Е.А. Тебенькова, Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев // Вестн. Курган. гос. ун-та. 2018. № 3(50). С. 88-92.

16. Хрусталева В.В. Структурно-содержательные характеристики и проявления социальной идентичности старшеклассников в условиях профильного обучения : автореф. дис. & канд. психол. наук. Москва, 2016. URL:https://www.dissercat.com/content/strukturno-soderzhatelnye-kharakteristiki-i-proyavleniya-sotsialnoi-identichnosti-starshekla (дата обращения : 15.09.2023).

17. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М осква : М осковский психолого-социальный институт, 2007. 128 с.

References:

1. Afanas'ev М.М., Tkacheva О.А. Problemy sovremennoj sistemy obrazovanija v Rossii // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya-v-rossii (data obrashhenija: 15.09.2023].

2. Boguslavskij M.V. Innovacionnye faktory obrazovanija v informacionnom obshhestve // Innovacionnye tehnologii v obrazovanii : sub#ektnost', resursnost', tehnologichnost' : cbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2011. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=zefkzp (data obrashhenija : 15.09.2023].

3. Gam A.V. Ocenka sociokul'turnoj identichnosti u mladshih shkol'nikov // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2017. № 6. S. 33-39.

4.Grigor'eva E.V., Gorbunova P.G. Problemy i perspektivy razvitija sovremennogo obrazovanija v Rossii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2023. № 79-1. C. 143-145.

5. Druzhilov S.A. Negativnye vozdejstvija sovremennoj informacionnoj sredy na cheloveka: psihologicheskie aspekty // Psihologicheskie issledovanija. 2018. №11(59). URL: https://cyberpsy.ru/artides/negativnye-vozdejstviya-informacionnoj-sredy (data obrashhenija : 15.09.2023].

6. Djukov V.M., Semenov I.N., Shajhutdinova R.V. Osnovanija dlja razrabotki strategii razvitija shkol // Municipal'noe obrazovanie : innovacii i jeksperiment. 2010. № 6. S. 22-29.

7. Korchazhkina O.M. Integracija pedagogicheskih i novyh informacionnyh tehnologij kak sposob povyshenija jeffektivnosti uchebno-poznavatel'noj dejatel'nosti uchashhihsja // Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie. 2014. № 10. S. 598-606.

8. K 2030 godu s rynka truda ischeznut 57 special'nostej // Vestnik cifrovoj transformacii. URL: https://cio.osp.ru/news/190917-K-2030-godu-s-rynka-truda-ischeznut-57-spetsialnostey (data obrashhenija : 15.09.2023].

9. Kuz'min M.Ju. Sravnenie identichnosti mladshih shkol'nikov, podrostkov i lie junosheskogo vozrasta // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2015. № 58. S. 61-75.

10. Korotaeva A.I. Dinamika razvitija gendernoj identichnosti mladshih shkol'nikov // Jarosl. pedagogich. vestn. 2011. № 4. S. 241-244.

11. Navyki budushhego. Chto nuzhno znat' i umet' v novom slozhnom mire / E. Loshkareva, P. Luksha, I. Ninenko [i dr.] URL: https://spkurdyumov.ru/uploads/2017/10/navyki-budushhego-chto-nuzhno-znat-i-umet-v-novom-slozhnom-mire (data obrashhenija: 15.09.2023].

12. Reshetnikov O.V. Pokolenie Z i nedalekoe budushhee rynka truda // Shkol'nye tehnologii. 2014. № 1.S. 58-71.

13. Savina 0.0. Psihologicheskij analiz stanovlenija identichnosti v podrostkovom i junosheskom vozraste : uslovija, struktura, dinamika, tipologija : avtoref. dis.... kand. psihol. nauk. Moskva, 2003. 28 s.

14. Solujanov V.S. Koncepcija mnogopoljarnosti: mnogoobrazie podhodov i interpretacij // Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Serija: Politologija. 2021. T.23, №3. S. 424-445. DOI: 10/22363/2313-1438-2021-23-3-424-445.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Teben'kova E.A. Metodicheskaja sistema formirovanija grazhdanskoj identichnosti mladshih shkol'nikov / E.A. Teben'kova, N.P. Nesgovorova, V.G. Savel'ev // Vestn. Kurgan, gos. un-ta. 2018. № 3(50). S. 88-92.

16. Hrustaleva V.V. Strukturno-soderzhatel'nye harakteristiki i projavlenija social'noj identichnosti starsheklassnikov v uslovijah profil'nogo obuchenija : avtoref. dis. & kand. psihol. nauk. Moskva, 2016. URL:https://www.dissercat.com/content/strukturno-soderzhatelnye-kharakteristiki-i-proyavleniya-sotsialnoi-identichnosti-starshekla (data obrashhenija : 15.09.2023].

17. Shnejder L.B. Lichnostnaja, gendernaja i professional'naja identichnost' : teorija i metody diagnostiki. Moskva : Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2007.128 s.

УДК 378.4

Р.С. Наговицын, Р.Г. Гилязов СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМ ИРОВАНИЯ М УЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ИНСТИТУТА

Статья посвящена разработке структурной модели формирования музыкальной культуры личности студента института через выявление ключевых теоретико-методологических и содержательных особенностей вокально-педагогической деятельности. В целевом и методологическом блоках модели представлены основные цели формирования личности студента, концептуальные подходы и принципы реализации образовательно-воспитательного процесса. Ведущий содержательный блок структурной модели выявил основные этапы исследования и комплекс необходимых педагогических условий для реализации эффективности внедрения авторской разработки. В итоге уровневый и результативный блоки через создание ключевых компонентов и уровней определили главный и самый важный результат исследовательского процесса: студент со сформированной музыкальной культурой личности.

Ключевые слова: модель, музыкальная культура, формирование, студент, вокально-педагогическая деятельность

Для цитирования: Наговицын Р.С., Гилязов Р.Г. Структурная модель формирования музыкальной культуры личности студента института // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.74-79.

Roman S. Nagovltsyn, Rlnat G. Gllyazov STRUCTURAL MODEL OF FORMATION OF MUSICAL CULTURE OF AN INSTITUTE STUDENT PERSONALITY

The article is devoted to the development of a structural model of the formation of the musical culture of the personality of an institute student through identifying the key theoretical, methodological and content features of vocal and pedagogical activity. The target and methodological blocks of the model present the main goals of the process of forming a student's personality, conceptual approaches and principles for implementing the educational process. The leading content block of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.