ШКОЛА-ИНТЕРНАТ КАК ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ-СИРОТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Овчинникова М. Н.
Донецкий институт психологии и
предпринимательства
Аннотация. Рассматриваются условия для формирования здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната с учетом психологических и организационных факторов. Исследуется функционирование системы обучения детей-сирот в условиях школы-интерната. Определены слабые звенья ее функционирования, причины ее неэффективности и разработана концепция построения системы формирования ЗОЖ детей. Раскрыты виды и формы работы по формирования здорового образа жизни детей-сирот в школе интернатного типа. Особое внимание уделяется внеклассной спортивно-массовой работе.
Ключевые слова: школа-интернат, дети-сироты, факторы, система, здоровье.
Анотація. Овчинникова М.Н. Школа-інтернат як інститут формування у дітей-сиріт здорового способу життя. Розглядаються умови для формування здорового способу життя у вихованців школи-інтернату з урахуванням психологічних і організаційних чинників. Досліджується функціонування системи навчання дитяти-сиріт в умовах школи-інтернату. Визначено слабкі ланки її функціонування, причини її неефективності й розроблено концепцію побудови системи формування ЗСЖ дітей. Розкрито види й форми роботи з формування здорового способу життя дітей-сиріт у школі інтернатного типу. Особлива увага приділяється позакласній спортивно-масовій роботі.
Ключові слова: школа-інтернат, діти-сироти, чинники, система, здоров'я.
Annotation. Ovchinnikova M.N. Boarding school as an institute of forming healthy way of life for the children-orphans. Conditions for formation healthy way of life at pupils of a boarding school are examined in a view of psychological and organizational factors. Functioning system of training of children - orphans in conditions of a boarding school is investigated. Weak parts of its functioning, the reason of its inefficiency is determined and the concept of construction of system of formation healthy way of life of children is developed. Kinds and forms of work on formations of a healthy way of life of children - orphans at boarding school type are opened. The special attention is given out-of-class sports - mass work.
Keywords: boarding-school, children-orphans, factors, system, health.
Введение.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни обусловлена необходимостью гармоничного развитии личности ребенка. Именно в школе на занятиях физической культуры дети должны освоить культуру здоровья, сохранить и пронести ее по жизни. С психологической точки зрения, главное в занятиях физической культурой
- воспитание у детей чувства уверенности в себе, веры в свои силы и возможности, а также товарищеское отношения друг к другу. С педагогической точки зрения в условиях школы, при максимальной учебной нагрузке и шестидневном или пятидневном учебном цикле, актуальность занятий физической культурой еще более возрастает, повышается роль занятий для сохранения и укрепления здоровья детей, развития двигательных способностей. А главное, школа для ребенка - это первый институт формирования здорового образа жизни.
Поэтому необходимо в этот период успеть сформировать двигательные умения и навыки, а главное, дать знания о формировании здорового способа жизни. Главная цель курса физической культу -
© Овчинникова М. Н., 2009
ры в школе - создание активного запаса умений и навыков (школы движений), а в процессе освоения азбуки движений - приобретение учащимися знаний о сохранении и укреплении их здоровья.
Указанные обстоятельства подчеркивают насущную необходимость более глубокого изучения противоречий, характерных для современной системы обучения учащихся основам физической культуры и здорового образа жизни. В настоящее время наиболее очевидными стали следующие недостатки:
1. Учитывая важность поэтапного освоения программы, в структуре обучения и выделяя такие уровни освоения, как знания, умения и навыки, имеются существенные недостатки в методах формирования двигательных представлений и недостаточном объеме усвоения учащимися двигательных умений.
2. На теоретическом уровне целенаправленное формирование необходимых знаний о здоровом образе жизни, рациональной структуре осваиваемого двигательного действия (когнитивный компонент обучения движениям), а также формирование четких представлений о рациональной технике выполнения двигательных действий (перцептивный компонент) звучит в каждом конспекте урока физической культуры. А в практической деятельности учителя этим вопросам не уделяют должного внимания. Методики и технологии решения указанных задач недостаточно разработаны и адаптированы к возможностям учащихся и учителей физкультуры.
Отмеченные недостатки школы указывают направление научного поиска и позволяют сформулировать проблему данного исследования, которая заключается в разработке и научном обосновании теоретических и методических основ системы обучения учащихся по предмету «Физическая культура» в контексте формирования здорового образа жизни.
Современная система обучения в школе строится главным образом на принципе взаимодействия приобретенных навыков и формируемых умений и навыков. Она предполагает определенную последовательность в приобретении новых знаний, разучивании упражнений и учитывает явление положительного переноса двигательного опыта в повседневную жизнь. [1, 2, 3, 4] Однако в программе, при раскрытии последовательности формирования двигательных умений, не учитывается влияние психологического фактора и педагогических условий школы.[5, 6]
На наш взгляд, существующая в настоящее время система обучения детей по предмету «Физическая культура» не является адекватной возможностям учащихся и не решает последовательно всех задач, начиная от приобретения знаний и представлений о двигательном действии, и завершая совершенствованием двигательных навыков, практическим их использованием.
Работа выполнена по плану НИР Донецкого института психологии и предпринимательства.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - раскрыть проблему формирования у детей-сирот здорового образа жизни в системе обучения общеобразовательной школы-интерната по предмету «Физическая культура».
Задачи исследования.
1. Исследовать функционирование системы обучения детей-сирот в условиях школы-интерната.
2. Определить слабые звенья ее функционирования, причины ее неэффективности и разработать концепцию построения системы формирования ЗОЖ детей.
3. Раскрыть виды и формы работы по формирования здорового образа жизни детей-сирот в школе интернатного типа.
Результаты исследования.
Практика показывает, что наиболее успешное формирование у учащегося здорового образа жизни, развитие его двигательных способностей происходит в том случае, когда ребенок достаточно много двигается и осознанно совершенствует разнообразные движения для сохранения и укрепления своего здоровья. Учебный процесс физического воспитания в школе-интернате состоит из следующих видов подготовки: психологической, физической, технической, и тактической. Данное разделение видов подготовки условно, поскольку на практике они тесно связаны между собой. А физическая подготовка позволяет быстрее овладеть не только техникой движения, но и психологическими и тактическими приемами. Но чтобы учебный процесс в школе-интернате был продуктивным, учителю физкультуры необходимо учитывать основные факторы влияния на формирование личности ребенка (таблица 1).
Все учащиеся школы-интерната и взрослые 3.
знают о роли движения, питания и закаливания для
организма, но не все адекватно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих. Это проявляется в: ограничении движений детей и чрезмерной опеки взрослых; неумении и нежелании активно и интересно проводить свое свободное время с друзьями и семьей; переедании и нерациональном питании; употреблении алкоголя, наркотиков и курении; жизни «по течению».
Жизнь ребенка, здоровье, интерес к различным видам деятельности во многом зависит от условий его существования. А. Исаев понятие «здоровье человека» представил как триаду, состоящую из компонентов: движения, питания, закаливания [1]. Соглашаясь с его мнением, на наш взгляд, необходимо ввести еще компонент - отношение к себе и другим. Особенно это значимо в работе с детьми школы-интерната.
Учебно-воспитательная работа в школе-интернате № 1 осуществляется соответственно Закону Украины «Об образовании», который отмечает, что основной целью образования является формирование всесторонне развитого человека, как высшей ценности общества. Поэтому основными направлениями экспериментальной работы по организации жизнедеятельности воспитанников школы-интерната № 1 относительно ЗОЖ были:
1. Внедрение нового режима дня в школе-интернате;
2. Внедрение новой структуры управления деятельностью учеников в сфере физического воспитания и привлечения совета школы-интерната к процессу образования и воспитания детей-сирот средствами физической культуры и спорта в составе: директора, его заместителей, учителя физической культуры, воспитателей, социального педагога, психолога и врача;
Проведение различных видов и форм занятий по физическому воспитанию с привлечением
Таблица 1.
Факторы, влияющие на продуктивность урока физической культуры для формирования здорового образа
жизни
Психологический (мотивационный) Организационный Основные педагогические условия
Отношение к предмету учителя Внешний вид учителя и учеников, личный пример учителя Кадровое обеспечение школы учителями-профессионалами
Отношение к предмету ученика Четкая организация урока Личностная ориентация учащихся на ЗОЖ
Престиж учителя и моральноценностная ориентация учащихся Требовательность учителя к себе и к учащимся Методическое обеспечение школьного образования
Интерес учащихся к предложенным видам деятельности (урочная и внеурочная) Системность обучения предмету Научное обеспечение уроков как средство формирования ЗОЖ детей
Стиль отношений «учитель-ученик». Доверие к ученику и учителю. Соответствие методов обучения и формы работы на уроке возрастной категории учащихся. Наличие хорошего психологического климата в коллективе учителей и учащихся
Стимулирование обучения в школе и к уроку физкультуры в частности Контроль этапов прохождения программы. Домашние задания, как основная форма самостоятельной деятельности. Материально-техническое обеспечение урока
тренеров-преподавателей к спортивной работе в школе-интернате;
4. Организация совместной деятельности с другими общеобразовательными заведениями в направлении оздоровления и развития детей-сирот;
5. Привлечение одаренных воспитанников школы-интерната к спортивной деятельности в командах района, города и области.
Жизнь детей-сирот в школе интернатного типа круглосуточно проходит под контролем специалистов и подчинена обоснованному режиму дня. Первая половина дня в школе-интернате посвящена урокам, как и во всех общеобразовательных школах, но с девяти часов. Согласно нашей программы, день в школе-интернате стал начинаться в семь часов. Далее дети выполняли утреннюю гимнастику, гигиенические процедуры, посещали столовую. По нашим рекомендациям дети получили 1 час свободного времени до начала учебных занятий. Каждый ученик использовал его по своему усмотрению: занятиями ритмичной гимнастикой, выполнением упражнений на тренажерах, оздоровительным бегом, танцами, подготовкой к соревнованиям, кон -курсам и воспитательным мероприятиям.
Не подлежит сомнению, что система учебновоспитательной деятельности в условиях интерната во второй половине дня также имела большие резервы, потому что в ней заложены значительные
возможности для воспитания у детей-сирот интереса к занятиям в различных видах деятельности. И если учебно-воспитательная работа во второй половине дня была организована в школе рационально и постоянно совершенствовалась, то интерес к активной жизни у детей-сирот только прогрессировал.
Успех воспитательной работы обуславливается и развитием общественной деятельности школьников и учителей на принципах демократии, гуманизма, свободы выбора деятельности. Поэтому в школе-интернате в системе физического воспитания детей-сирот была создана система взаимодействующих социальных инфраструктур. Структура социальной деятельности включала урочную и внеклассную деятельность субъектов учебновоспитательного процесса, где каждый из них выполнял свою ролевую функцию (рисунок 1).
Организация учебной, игровой, спортивной и трудовой деятельности допускала свободу выбора деятельности учащегося и отвечала приобретенным социальным качествам ученика школы-интерната. Относительно формирования у детей-сирот активной жизненной позиции, нами были предложены и внедрены разные виды занятий и формы работы по физическому воспитанию. Все формы работы были взаимосвязаны и дополняли друг друга.
В учебной работе, согласно программы общеобразовательной школы, три раза в неделю проводились уроки физической культуры. Анализ
Рис. 1. Структура управления жизнедеятельности детей-сирот в сфере ЗОЖ в школе-интернате
посещаемых уроков физической культуры в школе-интернате выявил несоответствие названия предмета «Основы здоровья и физическая культура» содержанию видов деятельности. На современном этапе возможности учителя физической культуры, как профессионала, в выполнении программы мы реализовали в проведении двух курсов по одному предмету: теоретического - «Основы физической культуры и спорта» и практического - «Основы физического развития».
Работа учителя физической культуры в данном направлении изменила:
1. Назначение урока;
2. Содержание урока;
3. Восприятие урока воспитанниками;
4. Результаты влияния урока на учеников;
5. Самостоятельную деятельность учеников (на уроке и во внеурочное время).
Словом и собственным примером учитель, зная каждого ребенка-сироту индивидуально, строил взаимоотношения с ним на уровне будущей самостоятельной личности. Поэтому заинтересованность в получении знаний от учителя физической культуры стала нужной в школе-интернате, так как учитывала интересы и потребности учеников. Получая необходимые знания по предмету, ученики с желанием занимались после уроков на факультативных занятиях, в тренажерном зале, кружке «Грация», в спортивных кружках (по волейболу, баскетболу, аэробике, настольному теннису).
Также необходимо отметить, что в школе-интернате, после введения самоуправления и реализации социальной деятельности, ученики старшей школы имели реальную возможность получить инструкторскую практику и кураторские умения и навыки (в обычной общеобразовательной школе это очень трудно сделать потому, что ученики начальной, средней и старшей школы учатся одновременно). Ученики старших классов наладили тесный контакт с учениками младших классов, благодаря отведенному в распорядке дня времени на эту деятельность (утром - это утренняя гимнастика, час до занятий, вечером - время на самостоятельную работу или деятельность по интересам).
Приобретенные умения и навыки учеников старшей школы также использовались в организации и проведении воспитательных мероприятий, спортивных соревнований, конкурсов в начальной и средней школе. Помощь учителю физической культуры, учителям-предметникам, воспитателям в этом виде деятельности формировала у детей чувство особенной ответственности за свои поступки, за свое образование, ориентировала их на общечеловеческие ценности, тем самым формировала у них единый здоровый социум.
В физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня ежедневно, в зависимости от возраста и содержания учебных занятий проводились утренняя гимнастика, физкультминутки, спортивные часы, физкультпаузы и т.п.
Внеклассная спортивно-массовая работа осуществлялась под руководством учителя физиче-
ской культуры и созданного совета физкультурноспортивной работы. Проводились интегрированные физкультурные занятия с элементами валеологии и экологии, спортивные праздники, спортивные развлечения, спортивные соревнования, по разным видам спорта, организована работа кружков и секций спортивного характера.
В школе-интернате работают четыре тренера-преподавателя, которые постоянно тренируют свыше 60 детей-сирот по 4 видами спорта: футбол, бейсбол, плавание и легкая атлетика. Кроме того, в школе-интернате работает специалист по спортивным танцам и аэробике, где в двух группах занимаются 23 воспитанника.
Привлечение тренеров-преподавателей к работе в школе-интернате предоставило возможность ребенку-сироте эмоционально пережить активность жизни средствами спортивной деятельности. Эта активность не могла не отобразиться и на других воспитанниках школы-интерната. Рассказы о спортивных соревнованиях естественно имеют элемент преувеличения, что, в свою очередь, воспринимается слушателями как достижение высокого уровня, то есть высшего социального статуса, на который нужно равняться, на что нужно обратить внимание и что необходимо делать для достижения этого уровня.
Кроме существующих мероприятий и летних оздоровительных лагерей отдыха, с целью улучшения здоровья детей-сирот, нами были предложены и внедрены следующие виды деятельности внешкольной физкультурно-оздоровительной работы: «Дни здоровья» и разнообразные туристические мероприятия. Организация «Дней здоровья» требовала четкой организации деятельности всего педагогического коллектива школы-интерната и его воспитанников, в частности учеников старшей школы (инструкторская практика). Предложенные нами сценарии проведения в школе-интернате «Дней здоровья» содействовали развитию физических, социальных, моральных качеств и становлению социально общественных отношений у детей-сирот.
Внешкольная спортивно массовая работа
- это каждый раз маленький праздник для каждого ученика школы-интерната. Для них это не только спортивный праздник (посещение спортивных соревнований на стадионе или во Дворце спорта). Это также выход за границы школы-интерната для занятий в кружках и секциях спортивного характера, участия в соревнованиях на уровне района, города, области. Ученики школы принимают участие во всех воспитательных мероприятиях, которые проводятся городским отделом образования и отделом культуры. Большой интерес у учеников старших классов вызывают: военно-патриотический спортивный праздник «Будущий воин»; конкурс «Мисс-школы»; спортивные соревнования «Казацкие забавы». Эта целеустремленная активная деятельность содействует формированию у детей-сирот реальных взглядов на жизнь, убеждений в необходимости саморазвития, в накоплении жизненного опыта.
Самостоятельная деятельность. Дети-сироты, которые не имеют особых спортивных способностей, в свободное время собираются в группы по интересам и активно отдыхают. Эти
дети, с помощью воспитателя, уже умеют самостоятельно организовать свой досуг (подвижные и спортивные игры). Они самостоятельно выполняют упражнения относительно нормализации своего веса и развития физических качеств. Их гуманные отношения и взаимоуважение к каждому основываются на признании ценности каждого из них. Это внимательное отношение друг к другу, помощь учителю физической культуры в судействе спортивных соревнований, разнообразных физкультурнооздоровительных мероприятий и организации часов досуга для младших воспитанников.
Самостоятельной деятельностью в сфере физического воспитания занимаются ученики, которые умеют применять теоретические знания на практике. Проявляя собственную инициативу, ученик школы-интерната сам составляет индивидуальную программу физического развития, где учитель физической культуры контролирует его планирование и нагрузку и поддерживает ребенка-сироту в этой деятельности. Так по индивидуальным планам дополнительных занятий в интернате учатся 7 юношей и 4 девушки. Компании, которые возникали стихийно, были как постоянными, так и временными, ситуативными. В ситуативные группы попадали школьники, которые не нашли применения своих способностей в школе-интернате. Очень важно было использовать интересы школьников к своему физическому самосовершенствованию, чтобы отвлечь их от нежелательных компаний и коллективов.
Формирование индивидуальности, интеллекта, темперамента и характера проявляется в отношении ребенка к себе и к его окружению. Целенаправленность и направленность - это особенные социальные качества, на которые мы обратили внимание. Изучая поведение детей-сирот, мы изучали их духовные потребности и мировоззрение, что особенно важно при формировании здорового образа жизни детей.
Выводы:
1). Системное обучение предмету «Физическая культура» будет продуктивным и педагогически целесообразным, в аспекте формирования у детей ЗОЖ, если в основе его проектирования учитываются психологические, организационные факторы и педагогические условия.
2). Деятельность учителя физической куль -туры в данном направлении изменила назначение уроков физкультуры, их содержание, восприятие урока воспитанниками и результаты влияния урока на учеников, а также самостоятельную деятельность учеников (на уроке и во внеурочное время).
3). Физическая культура и спорт, как виды активной деятельности, удовлетворяют внутренние потребности человека. Поэтому, мы учим детей-сирот постоянно следить за своим здоровьем и физическим развитием (необходимым уровнем силы,
выносливости, ловкости, гибкости, скорости, и т.п.). Умение оценивать свое физическое состояние и фигуру является очень важным стимулом для девушек и самоутверждающим фактором для юношей, а также для укрепления здоровья, повышения уровня работоспособности в учебной и трудовой деятельности.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении: проверка эффективности использования форм, средств и методов работы по формирования ЗОЖ у детей-сирот после окончания школы интернатного типа.
Литература:
1. Если хочешь быть здоров: Сборник / Сост. Е S4 А. А. Исаев.
- М.: Физкультура и спорт, 19SS. - З52 с.
2. Плоткин М.М., Ципурский В.Г. Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате: Пособие для директоров школ-интернатов. - М.: Просвещение, 19S2. -192 с.
3. Шиян Б.М. Теорія і методика фізичного виховання школярів. Частина 1. - Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2001. -272 с.
4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. - М.: Педагогическое общество России 1999. - 192 с.
5. Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми: Метод. пособие / Е.А. Бабенкова. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 200З. - 206 [2] c.: ил.
6. Міністерство освіти і науки України, Програма для загальноосвітніх навчальних закладів, Фізична культура 5-12 класи, Навчально-практичне видання. К.: ІРПІНЬ 2005
- 272 с.
Поступила в редакцию 24.04.2009 г.