Научная статья на тему 'Формирование позитивного отношения к собственному здоровью воспитанников учреждений интернатного типа как компонента жизненной компетентности средствами спортивного ориентирования (из опыта работы)'

Формирование позитивного отношения к собственному здоровью воспитанников учреждений интернатного типа как компонента жизненной компетентности средствами спортивного ориентирования (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ТУРИЗМ / СОРЕВНОВАНИЯ / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / КРУЖКИ / ТУРИСТСКИЙ ПОХОД / HEALTH / COMPETENCE / HEALTHY LIFESTYLE / SOCIAL ORPHANHOOD / TOURISM / COMPETITIONS / SPORTS ORIENTATION / HOBBY GROUPS / HIKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононова Альфия Абдуловна

Представлены результаты поиска новых путей сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, являющихся социальными сиротами. Показан опыт работы педагогов Донецкой общеобразовательной школы-интерната № 1 по формированию у детей компетентности в сфере здорового образа жизни. Показаны средства формирования здорового образа жизни школьников участие в соревнованиях, экскурсиях, походах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кононова Альфия Абдуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Positive Attitude to the Personal Health Among the Pupils of Boarding Schools as Part of Vital Knowledge by the Means of Sports Orientation

There are shown the results of search for new ways to preserve and improve health of children and teenagers, who used to be social orphans. The article presents the experience of teachers from Donetsk boarding school № 1 in the sphere of healthy lifestyle development among the pupils competitions, excursions and hiking.

Текст научной работы на тему «Формирование позитивного отношения к собственному здоровью воспитанников учреждений интернатного типа как компонента жизненной компетентности средствами спортивного ориентирования (из опыта работы)»

ник туризма Украины, 24 - удостоены почетных грамот Ива-но-Франковской облгосадминистрации и Ивано-Франковского областного совета, районных райгосадминистраций и районных советов, 8 - награждены нагрудным знаком «Отличник образования Украины», 22 - почетными грамотами Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, 53 - грамотами главного

управления образования и науки ОГА, 57 - грамотами отделов об__/л

разования райгосадминистраций и горисполкомов, 9 - грамотами Укргосцентра туризма и краеведения учащейся молодежи, 64 - наградами ОДЦТКУМ, 13 - почетными грамотами национальной Федерации спортивного туризма Украины. Всего наградами центральных и местных органов власти, ведомственными наградами удостоены 94 руководителя кружков, что составляет 80,3% от всех сотрудников Центра, работающих по совместительству и по срочному договору. Многие воспитанники центра стали руководителями в различных отраслях хозяйства области, работают в научных и образовательных учреждений, защитили диссертации.

УДК 376.64; 796.5 379.8.091

А. А. Кононова

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА КАК КОМПОНЕНТА

ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Представлены результаты поиска новых путей сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, являющихся социальными сиротами. Показан опыт работы педагогов Донецкой общеобразовательной школы-интерната № 1 по формированию у детей компетентности в сфере здорового образа жизни. Показаны средства формирования здорового образа жизни школьников - участие в соревнованиях, экскурсиях, походах.

There are shown the results of search for new ways to preserve and improve health of children and teenagers, who used to be social orphans. The article presents the experience of teachers from Donetsk boarding school № 1 in the sphere

of healthy lifestyle development among the pupils - competitions, excursions and hiking.

Ключевые слова: здоровье, компетентность, здоровый образ жизни, социальное сиротство, туризм, соревнования, спортивное ориентирование, кружки, туристский поход.

Keywords: health, competence, healthy lifestyle, social orphanhood, tourism, competitions, sports orientation, hobby groups, hiking.

Здоровье детей относится к числу важнейших показателей, характеризующих экономическое, социальное, моральное благополучие общества. Основной задачей современного образования становится воспитание компетентной личности, которая не только обладает знаниями, но умеет применять их на практике, действовать адекватно в соответствующих ситуациях, адаптироваться к сложным социальным условиям, преодолевать жизненные трудности, поддерживать свое здоровье на должном уровне, оказывать сопротивление негативным воздействиям.

Компетентность в сфере здоровья (как физического, так и психического) - одна из ключевых жизненных компетенций. Это способность человека заботиться о собственном и общественном здоровье на основе осознания ценности жизни, валеологических знаний, ответственности за свое поведение. Это способность самостоятельно получать необходимые знания, усваивать опыт предыдущих поколений по здоровому образу жизни. Компетентность в сфере здравоохранения реализуется через здоровый образ жизни. В процессе формирования позитивного отношения учащихся к своему здоровью необходимо учитывать специфику контингента воспитанников интернатного типа и особенности работы с ними. В работе с социальными сиротами есть ряд проблем в сфере социального и нравственного здоровья воспитанников.

Самое драматическое последствие социального сиротства -это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишенного опеки родителей. У большинства воспитанников отсутствует положительный опыт отношения к здоровью, не сформированы представления о способах его сохранения и модель поведения, которая способствует сохранению и укреплению здоровья. Определенное количество составляют учащиеся, которые имеют вредные привычки: курят, употребляют алкоголь, проявляют склонность к токсикомании.

Необходимо подчеркнуть определяющую роль организации внеурочной деятельности учащихся в воспитании социальных сирот. Дети из-за бедности жизненного опыта часто не способны осваивать действительность опосредованно и усваивают ее непосредственно путем подражания. И первые, кому дети подражают в школе-интернате, - это воспитатели и руководители кружков, которые являются авторитетом для учеников, пользуются их уважением, в определенном смысле выступают эталоном поведения и деятельности. Поэтому стараюсь привить воспитанникам положительное отношение к собственному здоровью, помочь с определением жизненных приоритетов через занятия спортивным ориентированием.

По своему воздействию на организм ребенка спортивное ориентирование занимает важное место в числе других видов спорта. Занятия ориентированием оказывают положительное влияние на совершенствование психических процессов и морально-волевых качеств. Спортивное ориентирование по характеру физических нагрузок можно сравнить с бегом на длинные дистанции и лыжными гонками, однако по количеству технических приемов, тактических ситуаций, по психологическому воздействию этот вид спорта можно отнести к группе спортивных игр. Разнообразие видов деятельности на соревнованиях по ориентированию способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, показателей глазомера.

После года занятий ориентированием у детей 10 лет наблюдается улучшение показателей зрительной памяти, восприятия зрительного пространства, процессов переключения внимания. Таким образом, работами многих ученых и практиков доказана высокая оздоровительная и прикладная значимость занятий ориентированием на местности. Умения читать карту, пользоваться компасом, ориентироваться в сложных условиях незнакомой местности могут пригодиться в повседневной жизни каждому человеку.

Хочу отметить, что Федерация Украины по спортивному ориентированию работает под девизом «Ориентирование - спорт для здоровья нации». Поэтому цель моей работы как руководителя кружков - социализация детей, адаптация их в современном обществе, позитивное восприятие жизни, позитивное отношение к собственному здоровью, формирование здорового образа жизни.

В настоящее время работаю в двух направлениях:

- спортивная подготовка на учебно-тренировочном этапе с детьми среднего и старшего школьного возраста (кружок «Спортивное ориентирование»);

- профессионально ориентированная подготовка с учащимися старшего школьного возраста, которые ранее занимались в кружках туристско-спортивного направления (кружок «Юные судьи соревнований по спортивному ориентированию и спортивному туризму»).

По первому направлению работаю по учебным программам Н. Е. Платоновой и А. В. Жукова, методистов Центра. Работая по этим программам, в комплексе решаю оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Следующее направление моей работы - обеспечить учащуюся молодежь потребностью в творческой самореализации, в получении дополнительного образования, умений и навыков по интересам, формировании профориентации. Мною была разработана программа «Юные судьи соревнований по спортивному ориентированию и спортивному туризму», которая проходит апробацию в течение последних трех лет на базе Донецкой общеобразовательной школы-интерната № 1. Создание такой системы позволяет мне познакомить большое количество детей со спортивным ориентированием, подготовить их к дальнейшим занятиям спортом, а также достижению ими высоких спортивных результатов.

Почему я сама занимаюсь спортивным ориентированием и пытаюсь привить такую же привязанность к этому виду спорта и у детей?

1. Спортивное ориентирование - это спорт для всех, для людей любого возраста и физической подготовки, даже инвалиды могут им заниматься.

2. Это отличный способ для оздоровления организма.

3. Спортивное ориентирование напрямую связано с туризмом (ещё одно мое увлечение).

4. Ориентирование - это общение с природой.

5. Ориентирование - это спорт для всей семьи.

6. Ориентирование - массовый вид спорта, к тому же не требующий больших финансовых вложений.

7. Занятия спортивным ориентированием и туризмом (в случае со мной, и надеюсь, мои воспитанники последуют моему примеру) - это шаг к будущей профессии и увлечению на всю жизнь.

8. Ориентирование к тому же и спорт высших достижений. И здесь у меня и у детей все впереди.

В заключение хочу отметить, что без проявления личностных качеств невозможно достичь высоких результатов ни в спорте, ни в любой другой деятельности человека. Воспитанники, которые принимают участие в большинстве соревнований, успешно выступают в дальнейшем в других соревнованиях по спортивному ориентиро-

т г ^ о

ванию разного уровня. У них появляется устойчивый интерес, нацеленность на достижение высокого спортивного результата и, как следствие, потребность тренироваться, повышать свой физический и технический уровень. Используемые формы работы по спортивному ориентированию, на мой взгляд, могут помочь достичь главной цели - создания позитивного отношения воспитанников к собственному здоровью, понять смысл здорового образа жизни.

Современная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков стимулирует к поиску новых путей сохранения и укрепления их здоровья. И хотя здоровье детей во многом зависит от них самих, их сознания и ответственного отношения к собственному здоровью, задача педагогов - сформировать компетентности в сфере здравоохранения, которые реализуются через здоровый образ жизни. Успех в формировании позитивного отношения в значительной мере зависит от форм и методов работы. Среди них эффективными являются участие в соревнованиях, экскурсиях, походах, а также обсуждение ситуаций, тренинги и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.