УДК 7.041.7 DOI 10.53115/19975996_2023_01_077-083
ББК 85; 85.103(3)
А.А. Дмитриева, И.И. Югай, Н.А. Соломонова, А.В. Успенская
ШКОЛА ФРАНСА ХАЛСА В ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII В.:
ТЕМАТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ МАСТЕРА
Предметом статьи является специфика творчества учеников голландского художника первой половины XVII в. Франса Халса. Объектом исследования выступают произведения живописи Яна Минсе Моленара, Юдит Лейстер, Адриана ван Остаде, Адриана Бра-увера, а также картины представителей семьи Халса. Актуальность статьи связана с отсутствием обобщающего научного исследования по искусству учеников Франса Халса. Научная новизна статьи обусловлена тем, что авторы впервые рассматривают такие аспекты темы, как отличительные приемы творческого метода художников школы Франса Халса и их сюжетное новаторство в области бытового жанра и портрета, семантику изображенных в картинах атрибутов музыки в контексте связи с эмблематикой. Предпринята классификация произведений художников, выявлена творческая индивидуальность учеников Франса Халса, определена их тематическая и стилистическая независимость от наставника. Особое внимание уделяется технике исполнения произведений, их колористическому и композиционному построению. Акцентируется определение харлемской региональной художественной школы, к которой относилось творчество названных живописцев.
Ключевые слова:
Франс Халс, Харлем, Ян Минсе Моленар, Адриан ван Остаде, голландская живопись XVII в., бытовой жанр, портрет, эмблематика.
Дмитриева А.А., Югай И.И., Соломонова Н.А., Успенская А.В. Школа Франса Халса в голландской живописи первой половины XVII в.: тематическая специфика, основные мастера // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 1. - С. 77-83. - DOI 10.53115/19975996_2023_01_077-083 © Дмитриева Анна Алексеевна - доктор искусствоведения, профессор, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов,
Санкт-Петербург; е-mail: [email protected] © Югай Инга Игоревна -доктор искусствоведения, доцент, профессор, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург; е-mail: [email protected] © Соломонова Наталья Алексеевна - доктор искусствоведения, профессор, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов,
Санкт-Петербург; е-mail: [email protected] © Успенская Анна Викторовна - доктор филологических наук, профессор, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург; е-mail: [email protected]
Франс Халс (1582/1583-1666) известен как выдающийся голландский портретист и жанрист XVII столетия. Его корпоративные заказные портреты стрелковых обществ и голландского бюргерства снискали мастеру почетную славу еще при жизни. Франс Халс родился в Антверпене, однако его имя тесно связывается с голландским городом Харлем, куда семья художника переехала по религиозным убеждениям. Пройдя в 1600-1603 гг. обучение у фламандского маньериста Карела ван Мандера (1648-1606), Халс остался равнодушным к его аллегорическим и историческим сюжетам, посвятив себя заказному портрету и однофигурному бытовому жанру [2, 20].
Художник изображал детей, музыкантов и сценических персонажей народного голландского театра: «Шут, играющий на лютне» (1624 г., Париж, Лувр), «Пекел-харинг» (ок. 1630 г., Кассель, Картинная галерея старых мастеров), «Юный рыбак» (1630/1632 г., Антверпен, Королевский
музей изящных искусств). В настоящее время известно лишь одно произведение Франса Халса из области многофигурного бытового жанра - «Веселая Масленица» (1616/1617 г., Нью-Йорк, музей Метрополитен). Картины Халса имели большой спрос на художественном рынке Харлема [12, р. 422]. Темпераментная манера письма, энергичный широкий мазок, масштабность фигур, сдержанный колорит с преобладанием черного и белого цветов вызвали множество подражаний в среде его учеников и последователей. Но если искусство самого Халса исследовано достаточно подробно, то публикации о его учениках крайне малочисленны. Некоторые картины сыновей Халса, также посвятивших себя искусству, в настоящее время не введены в научный оборот.
К школе Франса Халса зачастую относят всех тех художников, которые не о только учились у него, но и жили в одном £ с ним городе. Бесспорно, Халс возглав- Ц лял искусство Харлема в первой поло- о
о
вине XVII в., но в этом городе работали мастера, стилистика произведений которых отличается от картин Халса. Некоторые приехали в Харлем из других голландских городов после его смерти, например, жанрист Ян Стен (ок. 16261679), художники натюрморта Питер Клас (ок. 1597-1661) и Виллем Клас Хеда (1593/1594-1680/1682), пейзажист Ян ван Гойен (1596-1656). Однако называть их учениками Халса было бы некорректно, так как свое художественное образование они получали у других живописцев.
К ученикам Франса Халса непосредственно относятся Дирк Халс, Франс Халс Младший, Николас Халс, Хармен Халс, Ян Халс, Адриан ван Остаде, Адриан Браувер, Юдит Лейстер, Ян Минсе Мо-ленар [13, S. 146-178]. Названные художники изображали веселые праздничные застолья, компании музыкантов, крестьянские пирушки, в то время как портреты и пейзажи составляют малую часть их творчества.
Созданию оживленной, бравурной атмосферы бытовых сюжетов перечисленных мастеров во многом способствовали исторические условия, в которых развивался Харлем. Этот маленький голландский город, расположенный в двадцати километрах от Амстердама, в XVII столетии был одним из ведущих экономических центров страны. Основанный на судоходной реке Спарне, Харлем был связан через нее с Северным морем и являлся значимым пунктом в транзитной торговле Голландии со странами Западной Европы. Харлем издавна служил резиденцией корпораций голландских стрелков, выполнявших в XVII в. функции военной по -лиции [19, р. 46-52]. Именно корпоративные портреты стрелковых обществ стали первыми крупными заказами Франса Хал-са («Банкет офицеров роты св. Георгия» -1616 г., Харлем, музей Франса Халса; «Банкет офицеров роты св. Адриана» - 1627 г., Харлем, музей Франса Халса). Историк искусства В. Мартин в монументальном труде, посвященном голландской живописи, отметил: «В Харлеме восторжествовал бодрый, жизнерадостный, богатый выдумкой реализм Франса Халса и его школы» [15, р. 66-67].
Обратимся к анализу творческой деятельности перечисленных выше художников. Дирк Халс (1591-1656) был младшим братом Франса Халса [17]. Он поступил в обучение к Франсу Халсу в 1607 г., а в 1610 г. открыл собственную мастерскую в Харлеме. Дирк оказался мало восприим-
чивым к манере учителя. Его многофигурные картины тяготеют к жанровым мотивам Виллема Бейтевеха (1592-1624) и Эсайаса ван де Велде (1587-1630), писавшим веселые общества в интерьерах и на террасах городских домов. Примерами творчества Дирка Халса служат картины «Веселая компания в саду перед домом» (1620/1623 г., Харлем, музей Франса Хал-са), «Веселое общество в саду» (1627 г., Амстердам, Рейксмюзеум), «Музыканты» (1623 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Веселая компания в таверне» (1628 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Его герои одеты в красочные костюмы с множеством украшений, напоминающие не повседневную одежду, а театральный реквизит. Работы отличаются ярким колоритом и расположением большого числа фигур вокруг заставленного утварью стола. В полотне «Веселое общество в саду» персонажи группируются вокруг стола с напитками и угощениями на открытом воздухе. Пестрая тональность, нарядное окружение и внушительный формат картины, очевидно, инициированы богатым заказчиком художника.
О творчестве сыновей Франса Хал-са - Хармена, Николаса (Класа), Яна и Франса Халса Младшего сведения крайне скудны. Установление авторства картин сыновей Франса Халса представляет сложность в силу того, что свои ранние произведения они выполняли совместно с отцом. Даже самостоятельно созданные ими работы не всегда подписаны, многие картины не имеют точной атрибуции. Масштабные исследования творчества сыновей Франса Халса не предпринимались. Хронология жизни художников бегло упомянута в каталоге музея Франса Халса в Харлеме, составленном И. Тиль-Строман [23].
Ян Халс (1618/1620-1652/1654) учился у своего отца с 1640 по 1648 гг., затем работал в Делфте, но впоследствии вернулся в Харлем, вступил в местную гильдию и остался в Харлеме до конца жизни [23, р. 186-187; 24, р. 263-264]. Мастер писал заказные портреты и сюжеты на тему повседневных развлечений простых бюргеров. Его портреты во многом уступают образцам искусства Франса Халса: они выполнены в архаичной манере, характеры в них остаются нераскрытыми («Портрет пожилой женщины» - ок. 1648 г., Бостон, Музей изящных искусств; «Портрет неизвестного мужчины» - ок. 1648 г., Торонто, Художественная галерея Онтарио). Быто-
вых сюжетов Яна Халса известно немного, но они удачнее по манере исполнения, чем портреты. Он компактно группирует композицию в интерьерах с двумя или несколькими персонажами, наделяет пространство глубиной. Тематика картин сосредоточена вокруг азартных игр и народных праздников, о чем свидетельствует полотно «Веселая компания, играющая в карты» (1648/1650 г., Харлем, музей Франса Халса).
Франс Халс Младший (1618-1669) вступил в гильдию св. Луки Харлема в 1633 г. и, по сведениям А. Бредиуса, работал исключительно в Харлеме [5, р. 215]. Атрибуция его произведений представляет наибольшую сложность по причине совпадения имени художника с именем его отца. В подписях к произведениям он не указывал себя как младшего из династии мастеров. В собрании Государственного Эрмитажа хранится картина «Молодой солдат» (1650-е гг., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), приписываемая этому живописцу. Из-за отсутствия конкретных сведений о художнике очень сложно установить специфику его тематических интересов и идентифицировать его среди множества анонимных голландских мастеров.
Николас (Клас) Халс (1628-1686), младший из сыновей Франса Халса, работал в Харлеме сначала в качестве помощника у своего отца (с 1646 по 1652 гг.), затем занимался искусством самостоятельно [4, р. 138-143; 23, р. 174-176]. Сфера деятельности художника была разностороннее, чем у других братьев. В годы, последовавшие после обучения, он примыкал к жанристам Харлема, однако предпочитал создавать не веселые компании, а тихие интерьеры с женскими фигурами («Женщина, читающая в комнате» - около 1660 г., Гаага, Маурицхейс). После 1660 г. его манера резко изменилась, и Николас начал писать зимние, лесные и дюнные пейзажи, в которых, на наш взгляд, очевидно влияние проживавшего в Харлеме Якоба ван Рейсдаля (1628/1629-1682). Вслед за Рейсдалем в его работах усиливается драматическое начало, что очевидно в картинах «Переправа через реку» (1650/1660 г., Будапешт, Музей изобразительных искусств; «Дорога в дюнах» (около 1660 г., частное собрание).
Хармен Халс (1611-1669) завершил художественное образование в 1631 г. Источники свидетельствуют о том, что он часто менял места проживания. Свою творческую деятельность Хармен начал в Хар-
леме в 1630-х гг., однако с 1642 по 1645 гг. он числился членом гильдии живописцев Вианена, а в 1645 г. мы находим его имя в регистрационных книгах гильдии Амстердама. Однако уже в 1646 г. живописец возвратился в Харлем [23, р. 184-185; 25, р. 40]. Большинство его работ - бытовые сюжеты, описывающие повседневную жизнь простого народа. Таковы картины «Деревенская школа» (1645/1650 г., частное собрание), «Юноша с кувшином вина» (1650/1660 г., Гронинген, Художественный музей), «Крестьянская свадьба» (1650/1660 г., Будапешт, Музей изобразительных искусств). Эти сюжеты тяготеют к крестьянским сценам Адриана ван Оста-де. Однако движения персонажей Харме-на Халса кажутся замедленными, почерк художника грубее, чем у Остаде, мазок неровный, колорит лишен тональных переходов. В целом работы Хармена имеют подражательный характер и не обогащают голландскую живопись новаторскими достижениями.
Характеризуя деятельность художников, принадлежавших к семье Франса Халса, следует предположить, что качество их работ оценивалось невысоко, и из всех мастеров династии наиболее самостоятельными можно признать его брата Дирка и сына Николаса, сумевших выработать свой собственный авторский метод.
Круг учеников Франса Халса не ограничивается членами его семьи. Близким другом Франса Халса был Ян Минсе Мо-ленар (1610-1668). Родившись в Харлеме и пройдя обучение живописи у Халса в 1636-1630 гг., Моленар вскоре переехал в Амстердам вместе со своей супругой Юдит Лейстер, также ставшей художницей. Однако, не упрочив положения в Амстердаме, живописцы в 1648 г. вновь вернулись в Харлем, где провели последующие годы жизни. По свидетельству харлемского торговца картинами Д. ван дер Боса, после возвращения в родной город Моленар мало занимался искусством, посвятив себя торговле недвижимостью и предметами антиквариата [24, р. 12]. Расцвет его творчества приходится на ранние годы. Художник создавал однофигурные сцены с музыкантами, детские образы. Особенное место в творчестве Моленара занимают многофигурные семейные концерты, в которых представители разных поколений одной семьи исполняют музыку подобно сплоченному ансамблю.
Картина «Автопортрет с семьей» (1635 г., Харлем, музей Франса Халса) изо-
о
бражает семейство художника и его супруги, включая детей и пожилых родителей мастера в интерьере. Многие персонажи играют на музыкальных инструментах. Семейное согласие в картине Моленара сравнивается с музыкальной гармонией, звуки исполняемой мелодии символизируют бесследно уходящие мгновения человеческой жизни. Перечисленные скрытые смыслы предметов не придуманы автором картины, они восходят к дидактической эмблематике, имевшей широкое распространение в искусстве XVI-XVII вв. [23, р. 91-99]. Эмблематика помогала раскрыть морализаторское значение многих голландских произведений бытового жанра и натюрморта, представляя их смысловой первоисточник [6, 9].
Высоким мастерством отличается картина Моленара «Трое детей, исполняющие музыку» (1629 г., Лондон, Национальная галерея), героями которой выступают его собственные дети. Художник подчеркивает контрастное сочетание одежды юных музыкантов. Скрипач облачен в наряд с белым воротником и шляпу с большими полями, но на ногах у него стоптанные бедняцкие башмаки. Девочка, верх платья которой украшен металлическими доспехами, ударяет ложками по железному шлему. Третий музыкант держит в руках роммельпот (готте1ро^) - народный инструмент в виде керамического кувшина. Данная работа отличается от «Автопортрета с семьей» общим светло-коричневым колоритом с акцентом красного костюма одного из музыкантов. Нейтральный фон и отсутствие глубины пространства - результат влияния кара-ваджизма. Светлая тональность картины сближает ее с произведениями Хендрика Янса Тербрюггена (1588-1629) - одного из ведущих голландских последователей Караваджо [18].
Голландская живопись XVII столетия по праву гордится именами женщин-художниц, среди которых следует отметить талантливую ученицу Франса Халса Юдит Лейстер (1609-1660). С 1629 по 1633 гг. Лейстер получала художественное образование в мастерской Франса Халса [3, р. 1012; 21, р. 55-84]. В том же 1633 г. она вступила в гильдию св. Луки в Харлеме. Успех сопутствовал Юдит на протяжении всей карьеры, и даже после рождения пятерых детей художница возобновила занятия живописью, нередко выполняя работы совместно со своим супругом - Яном Минсе Моленаром. Она была единственной женщиной в гильдии художников Харлема и
конкурировала в ней наравне с мужчинами. Наряду с бытовыми сюжетами, Юдит исполняла заказы в области натюрморта и портрета (однако таких картин в ее творчестве намного меньше).
Авторский почерк Юдит Лейстер можно узнать по свежести цвета, широкой, смелой, почти эскизной манере письма, уверенным мазкам кисти, нередко пастозному методу наложения красок. При сравнении ее произведений с работами остальных учеников Франса Халса становится очевидно, что техника Юдит Лейстер стоит к стилистике Халса ближе других художников [19]. Тематика жанровых картин Юдит Лейстер была разной: музыка, танцы, игры в карты, детские шалости, народные праздники. Примерами выступают полотна «Веселый пьяница» (1629 г., Амстердам, Рейксмюзеум), «Мальчик и девочка с кошкой и угрем» (1630/1635 г., Лондон, Национальная галерея), «Веселый кавалер» (1639 г., Филадельфия, художественный музей Филадельфии), «Юноша, играющий на флейте» (1630/1635 г., Стокгольм, Национальный музей). При знакомстве с творчеством Юдит Лейстер нельзя обойти вниманием ее известный «Автопортрет в мастерской» (1630/1633 г., Вашингтон, Национальная галерея). Юдит представила себя сидящей у холста, на мгновение прервавшей работу. Жест ее приподнятой правой руки, держащей кисть, перекликается с рукой изображенного на холсте музыканта, поднявшего смычок над струнами скрипки. Художница как будто передает зрителю мысль о том, что музыка и живопись имеют родственное происхождение, а рождение их шедевров - результат не только вдохновения, но и труда [14, р. 89].
Из всех учеников Франса Халса в российских музеях лучше других представлено творчество Адриана ван Остаде (1610-1685), который получил известность как мастер сюжетов на тему крестьянского быта [23, р. 258-261]. Его картинами обладают Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный
музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), музеи Пензы и Рязани. Остаде изображал крестьян в бедных деревенских хижинах и тавернах, органично вписывал жанровые крестьянские сценки в сельский пейзаж. В 1627 г. Адриан ван Остаде поступил в обучение к Франсу Халсу и после его завершения уехал в Утрехт, где был зарегистрирован в гильдии св. Луки в 1632 г. В Утрехте Оста-де временно увлекся пасторальными пей-
зажами в духе местного художника Йоста Корнелиса Дрохслота (1586-1666), однако они не имели спроса и не приносили художнику прибыль. Годом позднее Остаде вернулся в Харлем, где в 1634 г. был принят в харлемскую гильдию живописцев. В зрелые годы, после кратковременной поездки в Амстердам, творчество Остаде дополнилось несколькими рыночными сценами с изображениями маленьких городских площадей (например, картины «Торговка рыбой» - 1672 г., Амстердам, Рейксмюзеум, «Торговец снедью» - 1674 г., Чикаго, Институт Искусств). Остаде принадлежит также известная картина «Мастерская художника» (1663 г., Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), предположительно, являющаяся его автопортретом [11, S. 87-82].
Образы крестьян, воплощенные в начальный период творчества Остаде с 1634 по 1642 гг., носят карикатурный, подчас сатирический характер. Посвятив свое творчество повседневной жизни простого народа, мастер отображал крестьян с очевидной насмешкой, особенно в ранних работах. Примерами выступают написанные на миниатюрных деревянных панелях сцены «Крестьянская драка» (1637 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Крестьянская пирушка в таверне» (1634/1636 г., Мюнхен, Старая Пинакотека), «Деревенский дантист» (1634 г., Вена, Музей истории искусств). Жанровые сцены с крестьянами за трапезой, домашними заботами или музыкой объединены художником в цикл «Аллегории человеческих чувств»: «Обоняние», «Слух», Зрение», «Вкус» (все картины - 1635 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж»).
Перечисленные работы сближает малый формат, теплая тональность с преобладанием золотистых и светло-коричневых оттенков, группировка немногочисленных действующих лиц в центре композиции и акцентировка их фигур яркими световыми пятнами. Во всех произведениях крестьяне отличаются грубыми чертами лиц. При этом Остаде ни разу не представил сцены тяжелого крестьянского труда, его персонажи беззаботно проводят свой досуг в веселых развлечениях, потасовках и кутежах. Типажи крестьян у Остаде карикатурны, как будто они сошли с подмостков комедийного театра риторов. Это не должно удивлять, так как Адриан ван Остаде принимал активное участие в театральных постановках риторов на правах актера-любителя [10, р. 131].
Начиная с середины 1640-х гг. стилистика картин Адриана ван Остаде меняется. Персонажи теряют черты грубости и карикатурности, интерьер прорабатывается детальнее, палитра обогащается голубыми и сиреневыми оттенками. Во многих произведениях жанровые сцены переносятся из крестьянских хижин на открытое пространство, существенную роль начинает играть пейзаж, в тематике получают преобладание народные праздники. Период с середины 1640-х по 1660-е гг. был самым успешным в его жизни [1, с. 25-28]. Произведения мастера ценились не только по причине оригинальности их тематики, но и за колористические достоинства. Они пользовались большим спросом на художественном рынке, о чем можно судить по картинам «Деревенские музыканты» (1645 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Крестьянский праздник» (1648 г., Кассель, Картинная галерея старых мастеров), «Крестьянская семья» (1667 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Адриан ван Остаде обладал особенным даром передачи светотени, и, несмотря на оригинальность произведений других упомянутых выше учеников Франса Халса, работы Остаде намного их превосходят по тонкости нюансов тонального колорита.
В одно время с Адрианом ван Оста-де в мастерской Франса Халса оказался фламандский художник Адриан Браувер (1605/1606-1638), разделивший с Остаде интерес к крестьянскому бытовому жанру. За свою короткую жизнь этот самобытный мастер обогатил фламандскую живопись редкими для нее сюжетами из жизни простонародья. Но его камерные сценки мало ценились в аристократической Фландрии, и вклад художника в искусство был переосмыслен только после его смерти. Адриан Браувер родился близ города Ауденарде на территории Восточной Фландрии в простой семье. Любовь к живописи привела его в Харлем, где он с 1628 по 1630 гг. проходил обучение в мастерской Франса Хал-са [16, р. 23-34]. Знакомство с Адрианом ван Остаде, вероятно, повлияло на выбор общей для них тематики. После учебы Адриан Браувер вернулся во Фландрию, работал преимущественно в Антверпене. Его крестьянские сцены пришлись по вкусу Питеру Паулю Рубенсу, который приобрел несколько картин художника для своей коллекции [8, р. 302-333]. Однако лишь немногие покровители Браувера смогли по достоинству оценить его мастерство, а сам мастер так и не приобщился к нарядной
о
барочной живописи Фландрии, сохраняя верность приемам камерного искусства в духе малых голландцев.
Среди наиболее известных полотен Адриана Браувера можно выделить следующие: «Деревенский шарлатан» (1620-е гг., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Сцена в кабачке» (1634/1638 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Курильщики» - возможный автопортрет художника (1637 г., Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен) [7, р. 196-216], «Горький напиток» (ок. 1635 г., Франкфурт-на-Май-не, Художественный институт Штеделя), «Крестьянская пирушка» (1635 г., Мюнхен, Старая Пинакотека), «Драка крестьян при игре в карты» (1635/1638 г., Дрезден, Картинная галерея старых мастеров). В большинстве ранних картин 1620-х гг. действие происходит в скромном крестьянском интерьере, но начиная с 1630-х гг. художник размещает фигуры в сельском пейзаже. В подобной эволюции жанрового кругозора мастера можно увидеть тенденции, аналогичные творчеству Адриана ван Остаде, открывшего для себя пейзаж лишь в зрелые годы.
Искусство Харлема первой половины XVII в. не исчерпывается произведениями названных художников. В непосредственном контакте с Халсом работали, сотрудничали с ним и даже становились героями его портретов такие мастера, как Хендрик Герритс Пот (1580-1657), Питер Кодде (1599-1678), Виллем Дейстер (15991635), Якоб Дюк (1600-1667) и ряд других живописцев. Последние два начинали профессиональную деятельность в Утрехте и Харлеме, но стали известны после переезда в Амстердам. Однако, несмотря на подражание в ряде произведений Франсу Халсу схожей тематикой и художественной манерой, к его непосредственным ученикам их не относили.
Заключение
Рассмотрение фактов биографий названных живописцев и созданных ими произведений позволяет сделать следующие выводы.
Определение школы Франса Халса допустимо только к тем художникам, которые получали у него профессиональное образование и некорректно по отношению
Список литературы:
к живописцам, подражавшим ему, но не имевшим подобного опыта обучения. Круг обозначенных мастеров объединял интерес к бытовому жанру, который в их творчестве преобладал над портретом, пейзажем и другими жанрами. Из всех учеников Франса Халса наименьшую известность имели его сыновья.
Анализ произведений сыновей Халса показал, что творческий метод Яна, Николаса (Класа), Хармена и Франса Халса Младшего имел подражательный характер и отличался зависимостью от искусства их отца и других голландских живописцев. Стилистика Дирка Халса, несмотря на некоторое сходство с работами Виллема Бейтевеха и Эсайаса ван де Велде на тему веселых обществ, отличается своеобразием найденных композиционных решений, подробной трактовкой деталей и ярким колоритом, что выделяет этого художника из всего семейства Халсов.
Ян Минсе Моленар - единственный среди учеников Франса Халса, кто разрабатывал тему семейных концертов. Изображенные в его работах детали имеют скрытый смысл и трактуются посредством обращения к сюжетам дидактической эмблематики. Техника Юдит Лейстер (широкий динамичный мазок, плотность краски, масштабность образов) больше других мастеров соотносится со стилистикой Франса Халса. Однако сюжеты ее работ тяготеют к караваджистам.
Адриан ван Остаде и Адриан Браувер первыми из нидерландских живописцев XVII в. обратились к эпизодам крестьянской жизни, примеров воплощения которой в творчестве Франса Халса не найдено.
Таким образом, в представленном исследовании впервые была предпринята классификация произведений и выявлена творческая индивидуальность учеников Франса Халса, определена их тематическая и стилистическая независимость от наставника. Освоив свою профессию в мастерской одного из самых влиятельных художников Голландии, они подготовили расцвет бытового жанра живописи Яна Вермеера (1632-1675), Герарда Терборха (1617-1681), Габриэла Метсю (1629-1667) и других прославленных мастеров голландской живописи середины - второй половины XVII столетия.
[1] Кузнецов Ю.И. Адриан фан Остаде. 1610-1960: выставка произведений художника к 350-летию со дня рождения. - Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1960. - 167 с.
[2] Сененко М.С. Франс Хальс. - М.: Искусство, 1965. - 244 с.
[3] Biesboer P., Welu J. Judith Leyster: a Dutch Master and her Wold. - New Haven: Yale University Press, 1993. - 391 p.
[4] Borenius T. Claes Hals // The Burlington Magazine. - 1921, Vol. 38. - P. 138-143.
[5] Bredius A. Eenige gegevens over Frans Hals den Jonge // Oud Holland. - 1924, № 41. - P. 215.
[6] Daly P. The Emblem in Early Modern Europe: Contributions to the Theory of the Emblem. - Farnham: Asgate, 2014. - 234 p.
[7] De Clippel K. Adriaen Brouwer, Portrait Painter: New Identifications and Iconographic Novelty // Simio-lus. - 2003, Vol. 30. - P. 196-216.
[8] De Clippel K. Rubens Meets Brouwer. Confrontations with Low-life Genre Painting // Nederlands Kunsthistorisch Jaarboek. - 2004, № 55. - P. 302-333.
[9] De Jongh E. Zinne- en minnebeelden in de schilderkunst van de zeventiende eeuw. - Amsterdam: Neder-landse Stichting Openbaar Kunstbezit, 1967. - 104 p.
[10] Dixhoorn A. Lustige geesten: rederijkers in de Noordelijke Nederlanden (1480-1650). - Amsterdam: Amsterdam University Press, 2009. - 441 p.
[11] Ebert A. Adriaen van Ostade und die komische Malerei des 17. Jahrhundert. - Berlin: Deutscher Kunstverlag, 2013. - 317 s.
[12] Goosens M.E. Schilders en de markt: Haarlem 1605-1635. - Leiden: Leiden University Press, 2001. - 517 p.
[ 13] Grimm C. Frans Hals und seine Schule // Münchner Jahrbuch Bildender Kunst. - 1971, № 3 (22). -
S. 146-178.
[14] Hofrichter F. Judith Leyster: a Woman Painter in Holland's Golden Age. - Doornspijk: Davaco, 1989. -144 p.
[15] Martin W. De Hollandsche schilderkunst in de 17e eeuw. - Amsterdam: Meulenhoff, 1942. - 471 p.
[16] Meersschaert E. Adriaen Brouwer: zo zijn leven, zo zijn werk. - Oudenaarde: Boekhandel Beatrijs, 2018. -383 p.
[17] Nehlsen-Marten B. Dirck Hals. 1591-1656. Oeuvre und Entwicklung eines Haarlemer Genremalers. - Weimar: VDG, 2003. - 419 s.
[18] Nicolson B. Hendrick Terbrugghen. - London: Lund Humphries, 1958. - 138 p.
[19] Puype J., Houven M. The Arsenal of the World: the Dutch Arms Trade in the Seventeenth Century. - Amsterdam: Batavien Lion, 1996. - 143 p.
[20] Slive S. Frans Hals. - London: Phaidon, 2014. - 399 p.
[21] Sutton E. By Candlelight: Uncovering Early Modern Women's Creative Uses Of Night. Women Artists and Patrons in the Netherlands, 1500-1700. - Amsterdam: Amsterdam University Press, 2019. - 190 p.
[22] Van Thiel P. Marriage Symbolism in a Muscial Party by Jan Miense Molenaer // Simiolus. - 1967/1968, Vol. 2. - P. 91-99.
[23] Van Thiel-Stroman I. Painting in Haarlem 1500-1850. The collection of the Frans Hals Museum. - Gent: Ludion, 2006. - 771 p.
[24] Weller D., Rupprath C. Jan Miense Molenaer: Painter of the Dutch Golden Age. - Raleigh: North Carolina Museum of Art, 2002. - 203 p.
[25] Wiersum E. Harmen Hals te Vianen // Oud-Holland. - 1935, Vol. 5. - P. 40.