ОБРАЗ ВРЕДНОЙ ПРИВЫЧКИ
КУРИЛЬЩИКИ ТРУБКИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ГОЛЛАНДИИ ХУЬХУШ ВЕКОВ
Светлана Бородина, д.п.н., редактор журнала «Мир искусств»
АННОТАЦИЯ: статья посвящена эволюции образа курильщика в голландском изобразительном искусстве как визуализации отношения к курению в обществе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: старые мастера, художественный образ, табак, курение, трубка, «веселая компания», ванитас, «обезья ньи пиры», «остране-ние».
ABSTRACT: the article is devoted to the evolution of a smoker's image in Dutch art as a visualization of the attitude to smoking in society.
KEYWORDS: classic masters, artistic image, tobacco, smoking, pipe, «merry company», vanitas, «monkey feasts», «estrangement».
«...ИСПИТЬ ТРУБКУ ТАБАКУ»
Табак или «травку Нико» как стимулятор и лекарственное растение узнали в Нидерландах уже в конце XVI века. Нюханье и вдыхание дыма табачных листьев распространялись с такой скоростью, что к 1625 году этой «моде» подчинилось большинство населения. Дурманящее воздействие табака отразилось в языке, уравнявшим курение с приемом ал-ж коголя: тогда принято было говорить не «выкурить», (Р^ а «испить трубку табаку» [2]. Табак оказался в центре внимания всей нации: поэты складывали в честь ¡^ него гимны, его якобы целебным свойствам (защите ^ от чумы) были посвящены медицинские трактаты.
К концу века даже нищие имели свои табакерки, в которые, как пишет Пол Зюмтор, окунали паль-^ цы, прежде чем протянуть руку за милостыней [2]. ° Табак, продававшийся сначала у аптекарей, стал
предметом особой коммерции. Трубки курили длинные, из обожженной глины и с маленькой чашечкой. Для высшего общества пробовали делать трубки из серебра, но в них табак становился слишком едким. Производство трубок было налажено в добром десятке городов, из которых самой большой известностью пользовалась Гауда. Развитие этой отрасли здесь достигло такого размаха, что в 1720 году ею кормилось 15 тысяч человек.
Как всякое излишество, курение требовало времени, сосредоточенности и ритуала. Курильщик усаживался за стол, доставал табак, мелко крошил его особым ножиком, набивал трубку и зажигал ее от канделябра или специального горшочка с углями.
За один присест выкуривались четыре-пять трубок. Табак считался наиболее дешевым удовольствием везде - дома, в присутственных местах,
лавках, трактирах. Вся Голландия утопала в клубах табачного дыма. Оградить себя от этой заразы удалось только церкви.
Правительственные органы были обеспокоены такой популярностью зелья, хотя и не преминули воспользоваться всеобщей страстью. С одной стороны, они обложили табачную торговлю тяжелыми налогами, с другой, печатали для граждан предостережения; принц Мориц Оранский запретил курить солдатам своей армии, моряк, «пират на государственной службе», Пит Хейн сделал то же самое для служащих вверенного ему флота, синоды грозили анафемой... ничто не помогало. Только анабаптисты устояли перед табачной отравой, «гибельной для человеческого достоинства». Женщины из простонародья курили не меньше мужей, дамы из хорошего общества не поддавались этому соблазну только потому, что от него страдала их любовь к чистоте. Курящие женщины в голландской живописи встречаются редко. Гораздо чаще женщины изображаются в качестве глашатаев морали, с неодобрением взирающих на курильщиков. Другой часто встречающийся образ - старуха, набивающая трубку, но не для себя. На самом деле эти женщины - сводни, а жест имеет неприличный смысл. Трубка - это символ, и абсолютно ясно, что хотят сказать героини [3, с. 278].
Чтобы выветрить гадкий табачный дух из милых покоев, требовалось неимоверное усердие. Хозяйкам приходилось жертвовать одну из комнат, чтобы запирать в ней всех домашних курильщиков. Некоторые даже включали в свой брачный контракт особый пункт, согласно которому муж не имел права курить в доме. Однако такая реакция женщин лишь способствовала расцвету «курзалов». Чистюли попали, как говорится, из огня да в полымя. Многие жены жаловались, что мужьям представился не только удобный случай сорить деньгами, но и повод для регулярного пьянства и аморального поведения [2]. Эти «курзалы», в течение века наводнившие страну, были не больше чем разновидностью кабака, где, куря пущенную по кругу трубку, пили и играли, играли и пили, часто теряя всякое представ-т ление о приличиях.
Опасения супруг не были напрасными. Рост чис-к ла курзалов, чайных и кофеен во второй половине века серьезно подорвал прежние семейные транса. диции, поскольку с появлением этих заведений у ^ мужчин появилась привычка исчезать из дому по вечерам, а то и проводить в них все выходные дни.
И, разумеется, курение как форма досуга и трубой ка как деталь обихода не могли не стать предме-^ том изображения в живописи. Картины эти служат си
теперь и как важные источники эволюции самого предмета, и как визуальное подтверждение социальной интерпретации курения. От диковинки, пришедшей из Латинской Америки, атрибута богатства, а с началом в 1621 году Восьмидесятилетней войны между Голландией и Испанией и знака доблести, до порицаемой привычки, легко читаемые образы курильщиков множатся и варьируются вплоть до середины XVII века. Сначала курение выступает стереотипом крестьянского образа жизни, а затем и высших слоев, что находит отражение в творчестве практически каждого голландского художника.
Как отмечает Геральд Гримм, образы курильщиков столь часто встречаются на картинах европейских художников, что дают возможность судить о популярности конкретных видов трубок, а благодаря Тенирсу (1610-1690) легко составить представление о типичных трубках середины XVIII века [4]. Хотя есть довольно деликатные изображения персонажей, курительные принадлежности которых опущены, очевидно, что большая часть их не считает привычку к курению зазорной.
Популярность курения доказывают изображения курильщиков на печных изразцах, знаках профессиональной принадлежности хозяев на жилых домах, что было распространено еще в начале XVII века.
Для мифологических и классических сцен, изображаемых фламандскими художниками XVII века, трубка была слишком современным предметом. Иначе обстояло дело в голландском искусстве, в начале XVII века в стране курили прежде всего бедняки. В курительных тавернах они забывали о своих тревогах. «Курение давало им надежду и утоляло голод» [3, с. 279]. Распространению курения способствовала эпидемия чумы в Амстердаме (16011602): многие верили, что табачный дым позволяет избежать заражения [1, с. 164].
В картинах этого времени курение ассоциировалось прежде всего с социальными аномалиями. Часто трудно определить, где находятся курящие и пьющие персонажи картин - в тавернах или борделях. Кальвинизм - религия умеренности, которая была основной религией Голландской республики, -осуждал такое дурное поведение. Курение делало человека физически инертным, а значит, приводило к потере главной ценности - времени.
НАТЮРМОРТ, ЖАНР, АЛЛЕГОРИЯ
Самые старые датированные изображения знакомят нас с процессом курения и его основным инструментом - трубкой - в нейтральной манере, хотя в работе Франса Франкена II, написанной в 1610-
1615 годах, мы вместе со сценами чревоугодия, прелюбодеяния, азартных игр и т.д., которые должны соблазнить святого и увести его с пути спасения души, видим вверху персонажа, в руках которого нечто курится дымом.
В жанровых картинах 1610-х годов появляются курящиеперсонажи из высшего общества - молодые люди в модных костюмах. Уделил внимание этой теме и Эсайас ван Вельде, придворный художник того самого принца Морица Оранского, запретившего курение в армии. Универсальное дарование потомственного художника позволило ван Вельде создать композицию, в которой жанровая сцена и пейзаж органично дополняют друг друга, создавая атмосферу приятного времяпрепровождения, где все - курение, беседа, трапеза - направлено на получение тонкого удовольствия истинных гурманов.
Еще один харлемец Виллем Бёйтевех едко высмеивал напыщенных отпрысков богачей, что не удивительно для простолюдина, родившегося в семье сапожника. Изнеженный облик, томность представителей золотой молодежи, деланность их манер переданы художником с иронией, чем-то напоминающей Франца Хальса, с которым он одно-т временно вступил в гильдию Святого Луки. В то же время младший Хальс - Дирк - написал «Веселую к компанию» в 1628 году без каких-либо признаков |-» критики. «Веселая компания» как термин исполь-Ца. зовался в истории искусства XVII века для обозна-^ чения картины, на которой изображена небольшая группа людей, услаждающих себя напитками, музыкой, приятной беседой. Очень плодовитым в этом поджанре являлся как раз младший брат Франса 5 Хальса.
оо
Франкен, Франс II
Искушение святого Антония (1610-1615) 46 х 36 см
Вельде, Эсайас ван
Веселая компания на террасе (ок. 1620) 44x78 см
Государственные музеи Берлина
Бёйтевех, Виллем Веселое общество (ок. 1615) Холст, масло. 72,6 х 65,4 см
Хальс, Дирк
Веселая компания (1623-1645 30 х 26 см. Лувр
Хальс, Франс Курильщик (ок.1626) Дерево, масло. 126 * 46,7 см Метрополитен музей
Картина его старшего брата более натуральна, ее герои переживают подлинные эмоции, в передаче которых Франсу Хальсу не было равных.
Десятилетием раньше, в 1616/1617 годах Франс Хальс написал сцену масленичного карнавала. Масленица — традиционный период послаблений перед ограничениями Великого поста. В Нидерландах XVII века это также было временем театральных представлений гильдий художников. Хальс изображает двух обязательных персонажей масле-
о|
ничных пьес: Ганса Вурста с колбасой, свисающей с головного убора, и Пекельхаринга (Селедочника) с гирляндой из соленой рыбы и яиц. Они обступили богато одетую особу (вероятно, юношу в дамском платье, поскольку женщинам не разрешалось участвовать в таких действах). Элементы натюрморта разбросаны по переднему плану, вызывая ассоциации как с традиционной пищей масленичной недели, так и с обилием эротических намеков. У Селедочника в петле шляпы непотухшая трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
Вернер ван ден Валькерт (1580-1635), ученик Хендрика Гольциуса, написал назидательную сцену: женщина отбирает трубку у мужчины, мягко убеждая его в пагубности этой привычки.
Ван ден Валькерт принадлежит к первой генерации голландских мастеров, наряду с Маттиасом Стомером (учеником Хонтхорста), Яном Ливенсом и молодым Рембрандтом определивших переход в живописи к стилю барокко. При этом если Матти-ас Стомер ориентировался на находки караваджи-стов, Ян Ливенс - на манеру венецианцев, то Валь-керт шел в искусстве своим путем.
Валькерт, Вернер ван ден Мужчина крошит табак (ок. 1620) Дерево, масло. 67 х 52 см Частная коллекция
Хальс, Франс
есельчаки на масленице ( ок. 1616-17) Холст, масло. 131,4 * 99,7 см Метрополитен музей
Примерно в это же время голландский художник немецкого происхождения, специализирующийся на натюрмортах, Питер Клас (ок. 1597- 1660), отец Николаса Берхема, написал первую работу в стиле «toebackjes» (табачный натюрморт), изображающую завтрак, состоящий в основном из сельди, хлеба, вина и табака.
Клас, Питер
Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой (1624) Частное собрание
№ I
И
N
N &
£
<Л| <Л|
о
<Л|
Клас, Питер
Натюрморт с глиняными трубками (1636) Холст, масло. 49 х 63,5 см Государственный Эрмитаж
Натюрморт из собрания Эрмитажа написан позже, когда Клас уже изменил свою творческую манеру. Примерно с 1627 года он высветлил ранее традиционно темный фон в своих картинах, и вскоре после этого последовал общей тенденции
голландской живописи к монохромности, которая -не только в монохромном гарлемском натюрморте - использовала палитру приглушенных серых и коричневых, предпочтительно охристых, тонов.
Использование Класом светотени виртуозно: он рисует отблески света, отражающиеся от одного предмета к другому, и может передать световые блики на различных поверхностях, что позволяет отличить оловянную тарелку от серебряной, керамический горшок от деревянной плошки и т.д.
Аллегорическая картина, изображающая философа, предающегося курению и пьянству, приписывается Хендрику ван Сомерену (1615-1685). Он происходил сразу от двух ветвей художников - по линии отца от ван Сомеренов, а вот матерью его была Леонора Мейтенс, дочь Аэрта Мейтенса. Хотя о жизни художника мало что известно, установлено, что он был одним из лучших в Амстердаме мастеров аллегорических сцен, пейзажей и натюрмортов.
Сомерен, Хендрик ван
Курильщик. Аллегория быстротечности и зависимости (1625)
Холст, масло. 128,5 х 101 см Рейксмюзеум
Моленар, Ян Минсе Трое детей пьют и шалят (ок. 1629) Холст, масло. 51 х 67, 9 см Частное собрание
Иронично-веселые сцены братьев Хальс вдохновили на изображение курильщиков в сатирическом ключе Джудит Лейстер (1609-1660), Яна Моленара (1610-1668) и Хендрика Пота (от. 1580-1657).
Лейстер, Джудит гм Два музыканта (1629)
о Дерево, масло. 28 х 22,8 см
од4 Частная коллекция
С!
Ученик Хальса, Ян Моленар - автор остросатирической картины «Трое детей пьют и шалят» - находился под влиянием своей супруги Джудит Лей-стер, особенно в части колорита. Однако в этой картине, включая сам выбор сюжета и мастерство в передаче эмоционального состояния героев, особенно девочек, налицо влияние Хальса.
В первой четверти XVII века курительные принадлежности, в основном, трубка, еще являлись метафорой тщеславия. Подобную иконографию можно обнаружить «В двух музыкантах» Джудит Лейстер.
Другая картина Лейстер - «Последняя капля» -до 1903 года приписывалась Франсу Хальсу, так как известная в XVII веке художница, ставшая первой женщиной в харлемской гильдии Святого Луки, была забыта вскоре после смерти.
В каталоге музея искусств Филадельфии «Последняя капля» интерпретируется тоже как масленичное веселье. Молодые люди бражничают перед ограничениями Великого поста. Скелет - это визуализация возможных последствий их баловства, он держит перед ними и череп, и песочные часы, но «измененное» состояние молодых людей не позволяет им оценить серьезность положения.
Хендрик Пот в своих жанровых сценах чаще всего изображал «Веселые компании» (считается, что
Лейстер, Джудит
Последняя капля (ок. 1639)
89,1 x 73, 5 см. Музей искусств Филадельфии
№ I
И N N
1а. §з
<Л| <Л|
о
<Л|
Пот, Хендрик
Веселая компания в борделе (1630-1635) 36 х 54 см. Государственные музеи Берлина
именно он заложил основы этого сюжета в жанровой живописи), сцены в борделе, которые изобилуют символами чувственных наслаждений. Так, в приведенной здесь картине мы видим ракушки устриц на полу, пустой стеклянный кувшин и характерно заведенную за спину ладошку ковшиком в ожидании платы за благосклонность сидящей к нам спиной дамы. Так же незаметно намерен расплатиться со сводней центральный персонаж картины, дабы действо было похоже на благопристойную вечеринку.
Как и Хальс, ученик Карела ван Мандера, Пот жил в Харлеме, был членом городской милиции, позже, до переезда в Амстердам (1648) неоднократно избирался деканом гильдии Святого Луки.
«Вечеринка в саду» и «Веселая компания на террасе» Эсайаса ван Вельде вдохновили Виллема ван Херпа (1613/14-1677) на создание похожих картин.
Считавшийся одним из лучших учеников Рубенса, подтверждений чему в истории искусства не найдено, Виллем ван Херп писал преимущественно полотна на религиозные и исторические темы, а также жанровые сценки наподобие «Слепого скрипача».
Талантливый караваджист Герард ван Хонтхорст (1592-1656), яркий представитель утрехтской школы, мастер «ночных сцен», также не избежал темы, а учитывая присутствие пожилой женщины, наливающей вина, можно предположить, что перед нами бордельная сцена, которые в наследии Хонтхорста, как и Хендрика Пота, встречаются часто. За мастерство изображения ночных сцен при искусственном освещении художник получил у итальянцев прозвище «Ночной Герардо», ещё его называли «Герардо Фламандец». С поразительным мастерством Хонтхорст, ровесник Жоржа де Латура, передает игру светотени на основе приема контраста цветового насыщения всех частей композиции - облика персонажей, фона, предметов обстановки и т.д.
Херп, Виллем ван, приписан Слепой скрипач (1637-1777 Холст, масло. 59,4 х 47,6 см. Бирмингем
Хонтхорст, Герард ван Курильщик
Благодаря ван Хонтхорсту и другим голландским караваджистам в некоторых картинах 1620-х годов сливаются жанр и аллегория, а раскуривае-
мые трубки в них являются интересным источником освещения, придающим бытовым сценам элементы театрализации.
Несмотря на то, что в реальности курению были подвержены беднейшие слои, на самых первых картинах, изображающих курильщиков в 1620-1640 годы, мы, за небольшими исключениями, видим представителей высшего общества, одетых модно и элегантно. Броувер и Тенирс первыми стали избирать в качестве традиционных персонажей своих произведений солдат, крестьян - заядлых курильщиков, не выходящих из таверн. Широкое распространение курения имело свою экономическую основу - в результате переноса табака из дорогих аптек в магазины его стоимость снизилась.
Несмотря на широкую распространенность курения, немногие мастера кисти решались изобразить себя с трубкой или в окружении гуляк в таверне. Только Адриан Броувер (1605/06-1638) и Дэвид Тенирс позиционировали себя как обличителей социальных язв, отображая самые грубые типы поведения своих персонажей и самокритично включая себя в происходящие в тавернах сцены, часто не только неблагопристойные, но откровенно отвратительные.
Курящих крестьян, их грубые нравы жестко высмеивал и роттердамец Питер де Блот (ок. 16011658). Его работы сопоставимы с работами других художников из Роттердама, таких как Корнелис Сафтлевен и Хендрик Сорг, но их легко отличить по физиономиям персонажей, как правило, круглолицых и курносых.
Броувер, Адриан
Сценка в таверне (1630)
32 х4 3 см, Dulwich Picture Gallery, Лондон
fN fN О fN
Блот, Питер де В таверне (1630-е) Дерево, масло. 48 х 66 см Частное собрание
Тенирс, Давид Младший Курильщик
Холст, масло. 18,5х22,5 см Государственный Эрмитаж
Влит Ян Георг, ван ден Запах (1634) Офорт. 242 х 195 мм
На гравюре Яна ван ден Влита по картине Рембрандта «Запах» мы видим протест женщины против табачного дыма, который намеренно выдыхает в ее сторону молодой человек аристократического вида.
НЕ ОБЛИЧАЯ, НЕ МАНИФЕСТИРУЯ...
Уже с середины XVII века курильщики изображаются в нейтральной манере, будь то солдаты или крестьяне, либо кто-то еще, кто ничего не манифестировал этой привычкой, а просто курил. Это связано с признанием курения властями в конце XVII-начале XVIII веков.
Дук (Дюк), Якоб
Солдаты и девушки (ок. 1650)
Якоб Дюк (1600-1667) отлично владел чувством цвета, виртуозно воспроизводил блеск ткани, был точен в изображении мелких деталей. Этой сценой, которая явно разыгрывается в борделе, - стоящая на полу виолончель, форма которой напоминает женскую фигуру, ничем не прикрыта, всюду развешано пользованное белье, столовое и кухонное,
гм
О!
- он говорит нам об остаточной добродетели женщины, которая, несмотря на род ее занятий, сторонится трубки и сигар.
Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vamtas» («суета сует»). Натюрморты этого типа впервые появились во фламандской живописи XVII века, а затем получили распространение в Голландии, Италии и Испании.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Художнику принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами «суеты сует».
Байи разместил на столе все атрибуты суеты и тщеславия, а главное, изобразил себя юным человеком, лишь держащим автопортрет в зрелом возрасте, хотя в то время ему исполнилось 66 лет. Справа лежит трубка, символизирующая быстротечность земных удовольствий, которую словно бы давно не раскуривали.
Ливенс Ян, круг Курители трубок Голландия, XVII век Холст, масло. 116*93 см БСИИ ASG, инв. №04-2929
Байи, Давид
Натюрморт с автопортретом и символами „суеты сует" (1651)
В Большом собрании изящных искусств ASG имеется полотно круга Яна Ливенса «Курители трубок». В некоторых источниках значится, что Ливенс был учеником Рембрандта, но это не так, они работали вместе в мастерской Питера Ластмана, писали одних и тех же натурщиков, а то и друг друга. До приобретения в БСИИ ASG она находилась в коллекции Жозефа Легаре (1795-1855) - художника и политического деятеля Нижней Канады. На полотне мы видим молодого человека, легко раскуривающего трубку, а рядом уже приготовлена другая,
Ливенс, Ян Мужчина с трубкой (1640-ые) Дерево, масло. 60 х 45 см.
и старика, который старается раздуть угли. То, что речь здесь идет не только о курении, зрителям картины было очевидно.
Жанровые картины Питера де Хоха (16291684?), воспроизводящие практически все социальные слои тогдашней Голландии самых разных моральных устоев, практически всегда включают героев, занятых курением.
Подобно своему современнику Вермееру, он специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом. Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. С 1645 по 1647 годы он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме. Де Хох изображал сцены бюргерского быта (преимущественно хлопоты хозяйки дома), добиваясь особой поэтической одухотворённости в изображении домашней среды, наполненных солнечным светом интерьеров и двориков.
Тенирс, Давид II
Курящие и пьющие обезьяны (ок.1660) Дерево, масло. 21 х 30 см. Прадо
Тенирс, Давид II Обезьяны в кладовой
Дерево, масло. 21 х 30 см. Прадо
Хох, Питер де
Голландский дворик (1658-1660)
Холст, масло. 69,5 х 60 см
Национальная галерея искусств, Вашингтон
№ I
И N N
1а. §з
гч гч о гч
Несколько позже, в 1660-ые годы, появляются работы пародийного жанра, в числе авторов которых особое место занимает Тернер Младший. Его знаменитая обезьянья серия - результат наблюдательности и самоиронии.
В XVII веке в богатых домах Фландрии держали для забавы мартышек, а чтобы ограничить подвижность любопытного и сметливого зверька, его содержали на цепи, на конце которой находился тяжелый металлический шар. И, конечно, для Те-нирса обезьяны - лишь средство обозначения людских пороков. Обезьяна - символ греховности, коварства, стремления к роскоши, злобности, лени и, в силу кажущейся неловкой походки, - пьянства.
Фламандские мастера в XVII века даже создали особый жанр так называемых «обезьяньих пиров» (Simmenfeest). И вот «Курящие и пьющие обезьяны» и «Обезьяны в кладовой» Тенирса с юмористическим, но и морально-аллегорическим подтекстом: у них так же, как у людей, налицо имущественное неравенство, заставляющее «бедных» прислуживать «богатым». Какая обида разлита на физиономии персонажа, которого не посадили за игровой стол! Как погружена в свои невеселые мысли мартышка, которую отправили нацедить вина из бочки, как выразительна ее поза, чисто обезьянья, но при этом такая человеческая.
Давид Тенирс Младший считается одним из самых известных художников фламандской школы. За свою жизнь он написал более двух тысяч полотен, успешно работая в разной тематике. Он писал пейзажи, портреты, натюрморты, «охоты», картины на библейско-евангельские и аллегорико-мифологи-ческие сюжеты. Барочное жизнелюбие и наблюдательность, равно как и дар колориста, лучше всего проявились в бытовых композициях.
Как уже было отмечено, на начальном этапе преобладала эйфория по поводу положительного
влияния табака на здоровье, хотя отмечалась его горечь. О вреде табака в полный голос впервые заговорили в 1665 году.
КОВАРСТВО «ТРАВКИ НИКО»
В густонаселенной картине Яна Стена, сочетающей обыденное и привычное с гротесковым и фантастическим, разобраться в сюжете непросто. Стен имел привычку «остранять» (от слова «странный») самые обыденные вещи.
На переднем плане мы видим веселую пару -мужчину, подвыпившего ровно настолько, чтобы на него снизошли кипучая энергия и желание действовать, и даму, чье поведение никак не назовешь скромным. Мужчина, по всей видимости, - хозяин дома. Но кто такая эта особа, сидящая рядом с ним? Явно не жена, ибо жена задремала, склонившись над столом, в то время как домочадцы делают все, что обычно им категорически запрещено - собака ест пирог, сын сосет трубку, девочка полезла в ящик с мамиными драгоценностями и, чтобы заняться ими без помех, уже дала самому младшему ожерелье...
Стен, Ян
Школьный класс со спящим учителем
(1672) 38,3 х 49,4 см
Стен, Ян
Кавардак (ок. 1663 Холст, масло.105 х 145 см Музей истории искусств. Вена
В литературе можно встретить трактовку, что эта безмятежно улыбающаяся дама - аллегория беспутной расточительной жизни. Если внимательно вглядеться в набор предметов, хаотично разбросанных по всему пространству картины, видно их логическое единство, предупреждающее о бесславном конце спокойной жизни. Из корзины, висящей практически над головой хозяина, торчат костыль и погремушка - атрибуты уличного попрошайки. Там же и розги, которыми наказывали бродяг.
Спиралевидная кожура лимона означает бренность человеческой жизни, а сам лимон - предательство, обезьянка - символ греховности - останавливает время для хозяина и всего семейства, из бочки без пробки утекает жизнь...
Ян Стен был последователен в своей беспощадной критике пьянства и курения, в 1672 году он написал остросатирическую картину «Школьный класс со спящим учителем». Образование в Голландии в то время было трехступенчатым: существовали младшие школы, средние, называемые «латинскими», и высшие учебные заведения - университеты. Если учителя в средних школах должны были обладать хоть какими-то знаниями, то в младших классах они порой даже сами не умели читать. Именно эту школу мы видим на приведенной выше картине, где в просторной классной комнате находятся разновозрастные ученики: в младшую школу посылали детей от трех лет, причем и мальчиков, и девочек. Судя по всему, основной задачей учителя было не научить их чему-нибудь, а просто не дать разнести школу. Недаром в Голландии существовала поговорка: «Уж лучше мимо кузни пройти, чем мимо школы». Школы, особенно деревенские, мог-
ли располагаться в старых конюшнях или сараях. Так как желающих справляться с орущей толпой малышей было мало, а квалификации и знаний от учителя особых не требовалось, то на должность педагогов «первой ступени» брали и женщин, и проштрафившихся на других должностях мужчин. Судя по разнузданности учеников, учитель привычно задремал под воздействием горячительного, и видимо, отношения между ним и учениками таковы, что нет такой гнусности, которой бы обучаемые не приготовили к пробуждению наставника.
Ученик Халса, Адриан ван Остаде разрабатывал практически одну тему - крестьянская жизнь, ее быт, будни и развлечения. На картине «Скрипач» мы видим сильно нуждающуюся пару, вероятно, отца и
Дюсарт, Корнелис Чтение газеты Дерево, масло. 58*45 см БСИИ ASG, инв. №04-1787
Остаде, Адриан ван Скрипач (1673) Дерево, масло. 45 х42 см Маурицхёйс
сына, подошедших к двери сельской таверны в надежде заработать себе на ужин. То ли звуки скрипки и шарманки очень жалобны, то ли внешний вид «артистов» очень забавен для сельских выпивох, но их просто разбирает смех, а хозяйка таверны, прекрасно видя, как утомлен мальчик, какое большое расстояние он преодолел своими маленькими ножками в сбитых стоптанных башмаках, не спешит предложить им ни хлеб, ни отдых.
Хореманс, Ян Йозеф Мастерская сапожника (1712) Холст, масло. 50 х 60 см Художественный музей Вены
Хореманс, Ян Йозеф В мастерской сапожника Холст, масло. 42*56 см 8 БСИИ ASG, инв. № 04-4200
Газеты появились в Амстердаме примерно одновременно с табаком - между 1617 и 1619 годами. Их число быстро росло, хотя муниципалитет поначалу относился к такого рода рекламе скорее враждебно. Зато у публики газеты пользовались невероятным успехом. Их чтение превратилось в национальное увлечение, так же, как употребление табака [2], что отразил в своей картине Корнелис Дюсарт.
Ян Хореманс (1682-1759) оставил после себя множество жанровых картин, в которых, нередко в анекдотической форме, излагаются две точки зрения на одно и то же событие. В картине из БСИИ передняя стена мастерской выходит на городскую улицу и выполняет роль витрины - на противоположной стене у притолоки прибиты образцы обуви, которую здесь можно заказать. Это не только реклама, это своего рода сертификат. Деятельность гильдий была строжайше регламентирована. Ремесленник мог, скажем, иметь право пришить новый рукав к старому полукафтану, но не имел права шить новый полукафтан целиком. Гильдия лудильщиков протестовала против продажи книготорговцами чернил в приборах из олова. Запрещалось ткать или чесать шерсть летом; варить пиво более одного раза в неделю; выполнять более трех разных операций (для ткачей); придавать пирогу форму, не зарегистрированную официально. Товары проштамповывались, и все, что не было отмечено печатью, беспощадно отвергалось. Так что, прежде чем зайти к башмачнику, заказчику было нелишне удостовериться, что он имеет право сшить требуемое. Ремесленники одного цеха обычно селились
Лисевски, Ежи
Заседание табачной коллегии (ок. 1737) Потсдам
вместе. Именно так появились улицы бочаров, сапожников, булочников. И у Хореманса мы видим, что в мастерскую заходит сосед в сапожном фартуке, чья мастерская находится, видимо, рядом. Судя по обилию клиентов, наполнивших мастерскую уже с утра, поскольку жена собирается за покупками, дела у мастера идут хорошо. Он показывает своему подмастерью, что и как нужно сделать, а сам тем временем выкуривает маленькую (табак в Голландии очень дорог) трубочку, и даже привычная утренняя перебранка с женой не может испортить ему настроения.
В начале XVIII века король Пруссии Вильгельм I основал «Табаксколлегиум», куда собирались друзья и доверенные лица короля, чтобы курить и пить пиво в традициях голландских курзалов, где люди могли общаться, и ранги не были так важны, как это было в строго иерархическом придворном обществе. Он был одним из первых правителей, кто был изображен как курильщик в 1737 году.
Между двумя «веселыми советниками» во главе длинного узкого стола художник вставил зайца, который, вероятно, призван символизировать «хазелантов», как называли в период барокко хвастливых шутов. Справа от Фридриха Вильгельма I, вполовину повернутого к зрителю спиной, на деревянной скамье без спинки сидит его любимый сын Август Вильгельм, принцы Генрих и Фердинанд входят в комнату, вероятно, чтобы пожелать спокойной ночи «милостивейшему папе». Каждый вечер люди собирались в Вустерхаузене в Tabakskollegium в замке, в хорошую погоду - на открытом воздухе, и обсуждали политику, мораль, образование и религию далеко за полночь, употребляя много табака и алкоголя. Для раскуривания длинных голландских глиняных трубок использовались угольные кастрюли, а тем, кто не хотел или не мог курить, приходилось имитировать курение.
РЕАБИЛИТАЦИЯ КУРЕНИЯ И ТАБАКА
Художники часто изображали трубку на автопортретах, что позволяло придать картинам симво-в лическое значение. Если художник изображен ку-Ж рящим спиной к пустому холсту, это означает, что он тратит время впустую. Если же он сидит лицом к холсту, это символизирует, что курение для него -
10
¡о, источник вдохновения.
Распространение курения было не остановить, поэтому налог на табак выступал методом регулирования и, что показательно, Ост-индская компа-Е^ ния снабжала табаком каждого нового нанятого ^ матроса.
Остаде, Адриан ван Курящий аптекарь (1646) Дерево, масло. 14 х 16,6 см
Во второй половине XVII века к курению стали относиться более уважительно. Чтобы уменьшить жар и вредоносный дым из трубок, их стали делать длиннее. Таким образом, длинные трубки указывали на определенный социальный статус. Растущая популярность курения среди зажиточных слоев отчасти вытеснила с холстов крестьян. С 1660 года участники светских приемов часто изображались в элегантных позах с трубкой в руке. Сцены вроде «Курящего аптекаря» Адриана ван Остаде, где табак представлен в качестве лекарственного средства, редки. В искусстве курение в большей степени ценилось как источник удовольствия.
В натюрмортах типа «vanitas», темой которых была быстротечность и изменчивость жизни, трубка означает земные радости, которые не принесут душе спасения. Жизнь коротка, как табак, который обращается в дым и рассеивается. Очень часто табачный дым представлен на картинах, изображающих пять человеческих чувств, причем он может символизировать не только обоняние, но и вкус.
Томас Патч (1720-1782) в своей сцене на постоялом дворе изображает курящих путников, уже никоим образом не используя эту деталь поведения как способ характеристики персонажа. Кто-то курит, кто-то нет, главная задача теперь - не навязывать своего мнения, а объективно отражать действительность.
Ян Экельс Младший (1759-1793) - нидерландский художник-жанрист, подражатель старых
it'
щ у <т
V
Патч, Томас На постоялом дворе Холст, масло. 41,5*61 см БСИИ ASG, инв. № 04-2250
мастеров, особенно Я. Моленара и сам - потомственный художник - обучался в Амстердамской художественной академии, с 1776 по 1778 год учился в Париже, где увлекся классицизмом. В 1781 году он получил первую премию Амстердамской академии рисования и медаль от Жерара де Лересса. В 1783 году он и два друга путешествовали по Рейну, чтобы посетить музеи Германии. Унаследовав после родителей небольшое состояние, он занимался живописью только на досуге, оставив после себя около 50 картин и множество рисунков.
Приведенная здесь картина и еще одна, более поздняя, в которой тема курильщиков раскрывается в контексте аллегории органов чувств, отличаются вполне респектабельным образом курильщика, что отражает общественную «реабилитацию» курения.
В XVIII века курение стало менее привлекательным не только в искусстве, но и в жизни. Табак предпочитали не курить, а нюхать, только деревенские жители остались верны трубке, но живопись к ним уже охладела.
Экельс, Ян
Крестьянин курит трубку (1787) Дерево, масло. 26,3 х 22,5 см
Список использованной литературы: № 1. Душенко К.В. Бенно Темпел. Символ и образ: курение в искусстве с XVII века // Вестник культурологии. - 2014. - №4 fg (71). - С.164-167.
^ 2. Зюмтор П. Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта: Пер. с фр. М. В. Глаголева. - М.: Мол. гвардия, ИЗ 2001. - 389 с.
3. Темпел Б. Символ и образ: Курение в искусстве с XVII века // Smoke: Всемирная история курения / Под ред. Сандера Л. Джилмена и Чжоу Сюнь; Пер. с англ. А. Валиахметовой, А. Летучего, И. Машковой. - М.: НЛО, 2012. - С. 277-292.
4. Grimm G. V. The Image of a Habit //Europa Postmediaevalis 2020: Post-Medieval Pottery in the Spare Time. - 2021. - С. 1-11.
5. Martin W. Michiel Sweerts Als Schilder // Oud Holland-Journal for Art of the Low Countries. - 1907. - Т. 25. - №. 1. - С.
P la. is
fN
g 132-156.
fN