УДК 371.486:376(Ломов)
ЧИСТОВ П.Д., ИГНАТЬЕВ С.Е. ШКОЛА ДИДАКТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИКА С.П. ЛОМОВА
Ключевые слова: изобразительное искусство, дидактика, художественно-графическое образование, научная школа, принципы обучения, Международная ассоциация деятелей художественного образования, Московский государственный областной университет.
В статье освещены основные особенности становления и принципы деятельности школы дидактики художественного образования академика С.П. Ломова. Показано, что деятельность научной школы С.П. Ломова, основанной на принципах реализма и глубокого изучения народного творчества, особенно актуальна на фоне современных вызовов глобализации культурных ценностей. Обращение к традиционным народным ценностям позволяет противостоять тенденциям унификации, «размывания» достижений национальной художественной традиции, существенно обогатить подготовку учителей изобразительного искусства. В данной связи проанализирована деятельность современной экспериментальной научной площадки академика С.П. Ломова - Московского государственного областного университета.
CHISTOV, P.D., IGNATYEV, S.E.
THE ACADEMICIAN S.P. LOMOV'S SCHOOL OF THE DIDACTICS OF ART EDUCATION
Keywords: fine art, didactics, art-graphics education, scientific school, principles of training, the International Association of Art Educators, Moscow State Regional University.
In the article highlights the main features of the formation of the academician S.P. Lomov's school of the didactics of art education and it indicated the principles of its activity. It is shown that the activity of the scientific school of S.P. Lomov, based on the principles of realism and in-depth study of folk art, especially relevant against the background of modern challenges of the globalization of cultural values. Appeal to the traditional national values allows to resist the tendencies of unification, "eroding" the achievements of the national art tradition, significantly enrich the training of teachers of the fine arts. In this connection, it is analyzed the activity of the modern experimental scientific site of the academician S.P. Lomov - Moscow State Regional University.
Одним из важнейших достижений в системе художественно-графического педагогического образования России является формирование собственной научной школы по подготовке учителей изобразительного искусства для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. В основу обучения должны быть положены академические принципы обучения изобразительному искусству с опорой на современные научные знания в различных направлениях. Основу такой научной школы заложили известные ученые, художники и педагоги.
Необходимость преподавания изобразительного искусства профессионалами, которые в равной степени владеют художественно-творческой деятельностью, психолого-педагогическим мастерством и методикой изобразительного искусства, доказательно обосновали известные ученые в области художественной педагогики Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, народные художники А.И. Курнаков, С.К. Белов и другие.
Академик РАО и РАХ, профессор С.П. Ломов - ученик и последователь Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина, автор многочисленных учебников и пособий по изобразительному искусству, сформировал на базе реформируемых художественно-графических факультетов международную научную школу дидактики художественного образования. Научная школа под его руководством является сегодня ведущей в России и за рубежом. На базе научной школы создано и успешно функционирует общественное объединение художников-педагогов из разных государств Азии и Европы - Международная ассоциация деятелей художественного образования (МАДХО).
Являясь руководителем научной школы в области педагогики художественного образования, С.П. Ломов подготовил более 30 кандидатов наук (из них 5 иностранных граждан) и 10 докторов наук. Многие его воспитанники стали народными и заслуженными художниками России, получили почетные звания профессоров и доцентов. Они работают в
ведущих творческих вузах России, Китая, Казахстана, в странах Европы. Научная школа, возглавляемая С.П. Ломовым, отличается высоким научным потенциалом и отстаивает высокие традиции классического искусства и отечественной культуры на всех уровнях художественного образования и эстетического воспитания молодежи.
С.П. Ломовым опубликовано более 200 научных трудов. Это книги по цветоведению, по теории света и цвета, по живописи, орнаментальной композиции, педагогическому рисунку и др. [1], [2], [3] и др. Особо необходимо отметить подготовленные академиком С.П. Ломовым линейки учебно-методических комплектов по изобразительному искусству для общеобразовательной школы [4], [5], [6], [7] и др. Данные учебно-методические комплекты пользуются авторитетом среди педагогического сообщества профессионалов и широко внедряются в образовательные учреждения, как в России, так и за рубежом.
Как руководитель научной школы, С.П. Ломов является одним из основных разработчиков государственных образовательных стандартов примерных программ и методических рекомендаций по художественным дисциплинам для общеобразовательных школ, колледжей и вузов [8]. К его работам обращаются многие современные исследователи проблем обновления современного российского образования [9]. Высокая публикационная активность, С.П. Ломова позволяет своевременно реагировать на вызовы времени, отвечает современным требованиям развития художественного образования и эстетического воспитания. Его научная и творческая деятельность получила широкое признание в международном сообществе художников-педагогов.
Деятельность научной школы С.П. Ломова особенно актуальна на фоне современных вызовов глобализации культурных ценностей, которые унифицируют и «размывают» достижения национальной художественной традиции, что приводит не столько к развитию искусства, сколько к его упадку. На этом фоне объективно все более интересен и привлекателен образ культур разных стран и народов, их самобытность, неповторимость и величие. С.П. Ломов считает, что в образовательных учреждениях необходимо обратиться к изучению народного искусства и, особенно, художественных традиций, эффективно соединив классические виды искусства с развитием различных направлений народного творчества. В этой связи он обращается как к российской национальной художественной традиции, так и к традициям многих других народов [10].
Обращение к традиционным народным ценностям позволяет существенно обогатить подготовку учителей ИЗО, подняв проблемы национальной идентичности, выражаемые, в том числе, и семантике народного искусства.
Современную экспериментальную научную площадку академика С.П. Ломова сегодня успешно представляет факультет Изобразительного искусства и художественных ремесел Московского государственного областного университета. Как следствие, интерес к народному искусству, прививаемый студентам с 1-го курса, послужил сигналом к взаимодействию с художественными промыслами Московской области (жостовская роспись, федоскинская миниатюра, сергиево-посадская матрешка, богородская резная игрушка, павлово-посадские платки, гжельская роспись, дулевский фарфор и др.), где студенты вуза проходят ознакомительные, художественно-творческие и производственные практики. Многие выпускники продолжают заниматься народным искусством и после окончания вуза. К примеру, главным художником жостовской фабрики декоративной росписи стал заслуженный художник России, выпускник МГОУ М.В. Лебедев. В федоскинском художественно-промышленном училище миниатюрной живописи (ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств» Федоскинский филиал лаковой миниатюрной живописи) и на самой фабрике, в училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (техникум) г. Талдом, в Московском областном колледже искусств и технологий г. Егорьевск и в ряде других профессиональных заведений работают многие выпускники факультета ИЗО и НР.
Большое количество выпускников работают в общеобразовательных школах, художественных школах, кружках, ИЗО студиях и других учреждениях дополнительного
образования, прививая подрастающему поколению любовь к искусству, а вместе с ней и любовь к Родине. Сейчас мы часто видим своих питомцев на конкурсах и выставках, проводимых также и нашим Центром по работе с одаренными детьми Московской области, где они выступают уже как опытные и профессиональные педагоги, показывая успехи своих воспитанников. И уже их воспитанники становятся новыми студентами факультета. Таким образом, за 25 лет своего существования факультет Изобразительного искусства и народных ремесел занял определяющую позицию в сфере художественного образования региона.
По-своему уникальна образовательная система, построенная на факультете Изобразительного искусства и народных ремесел, представляющая сеть специальных художественных мастерских - станковой живописи, станковой графики, иконописи, финифти, скульптуры, народного костюма, современного костюма, керамики, росписи по ткани, тканого гобелена, росписи по фарфору, жостовской росписи, росписи матрёшки и т.д. Процесс обучения студента ориентирован на специфику мастерской. Мастерская играет роль базового организующего звена в общей цепи образовательного процесса.
Мастерские за эти годы посетили многие известные деятели образования, культуры и Церкви: министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, президент РАО Л.А. Вербицкая, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Московской области Л.Н. Антонова, министр образования Московской области М.Б. Захарова и другие. Ими была дана высокая оценка уровня подготовки мастерскими кадров мастеров народного творчества.
Среди множества мастерских особо отмечены мастерская иконописи под руководством проф. Ю.И. Мезенцевой, мастерские живописи под руководством проф. С.П. Ломова, народных художников России В.Б. Попова, С.М. Харламова, Е.Г. Захарова, В.В Шилова, заслуженных художников России Н.П. Митрофанова, М.В. Сидоренко, С.В. Сидоренко, мастерская народного костюма и театр русского костюма «Русская княжна» под руководством проф. М.В. Галкиной, мастерская жостовской росписи под руководством заслуженного художника России М.В. Лебедева, мастерская гобелена под руководством заслуженного художника России И.П. Воробьевой и др. Деятельность мастерских являет собой пример грамотной организации учебного процесса и совмещения его с художественной деятельностью.
В определенном смысле, задачи, решаемые в мастерской, сходны с производственными. Есть и материалы, и технология, и процесс создания (большей частью, ручной), и конечный продукт. Студент вовлекается в профессиональную деятельность с первых дней обучения. Требования, предъявляемые к нему, соотносятся с качеством конечного продукта. Предельная конкретизация требований позволяет осуществлять контроль над учебным процессом, поддерживать должный уровень творческих работ, ориентировать студента на продуктивную работу. С одной стороны, уровень высшего образования - это уровень требований, с другой стороны, уровень требований - уровень производственных задач. Чем выше требования, тем сложнее и интереснее производственные задачи, и тем выше уровень образования. В современном образовании связь учебного процесса с производственным является приоритетом в деятельности вуза.
Результатами деятельности мастерской становятся творческие работы, которые используются в выставочной деятельности вуза, в оформлении интерьеров. Также эти работы являются объектами не только искусства, но и могут оцениваться как показатели профессионализма педагогического коллектива кафедры, факультета и вуза в целом. Они оказывают несомненное влияние на имидж вуза, его восприятия в широких кругах творческой интеллигенции, в среде российской и зарубежной общественности, научных работников.
Преподаватели и студенты факультета ИЗО и НР активно участвуют в выставочной деятельности (более 30 ежегодных выставок различного уровня), принимают участие в
конкурсах и фестивалях. За последние 2 года четыре представителя факультета (преподаватели и студенты) стали лауреатами Премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье», в 2013 и 2014 годах на Международном фестивале «Русская матрешка», г. Сергиев Посад, факультет ИЗО и НР дважды становился лауреатом, занимая лидирующие места. Студенты по разным направлениям изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и дизайна регулярно получают дипломы, благодарственные письма, грамоты за участие в реализации значимых проектов.
Факультет принимает активное участие в благотворительной деятельности. Это и помощь в художественном оформлении детских садов, школ, включающая в себя разработку дизайн-проектов, росписи интерьеров, благоустройство ландшафтов, передачу творческих работ. В церкви Московской области передан целый ряд икон из иконописной мастерской. Студенты принимают участие в реставрационных работах. Благотворительная деятельность является органичной частью образовательного процесса.
На факультете собран солидный профессорско-преподавательский состав - костяк научной школы академика Ломова Станислава Петровича, представленный выдающимися деятелями науки и культуры. В их число входят: академик РАХ, народный художник России, профессор Шилов В.В., академик РАХ, народный художник России, кандидат педагогических наук, профессор Ромашко Е.В., академик РАХ, народный художник России, профессор Яушев Р.И., народный художник России, профессор Харламов С.М., народный художник России, профессор Захаров Е.Г., народный художник России, профессор Попов В.Б., заслуженный художник России, главный художник Жостовской фабрики декоративной росписи Лебедев М.В., заслуженный художник России, профессор Митрофанов Н.П., Заслуженный художник России М.В. Сидоренко, заслуженный художник России С.В. Сидоренко и многие другие преподаватели, имеющие почетные звания в области культуры, искусства и науки, члены Союза художников России и Творческого союза художников России, которые достойно представляют научную школу академика С.П. Ломова. Естественно, что опора на опытных и профессиональных педагогов служит основой качества образования и развития национальной художественной культуры, в существенной степени определяет перспективы развития высшего педагогического образования [11].
Литература и источники
1. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. М., 2010.
2. Ломов С.П. Живопись. М., 2008.
3. Ломов С.П., Крылов В.П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и прикладного искусства. М., 1997.
4. Ломов С.П., Игнатьев С.Е. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М., 2009.
5. Ломов С.П., Игнатьев С.Е. Изобразительное искусство. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М., 2009.
6. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Изобразительное искусство. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М., 2010.
7. Сокольникова Н.М., Ломов С.П. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник. М., 2011.
8. См. напр.: Ломов С.П. Образовательная область «Искусство» в системе общеобразовательных дисциплин стандартов второго поколения // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. №4(29) С.118-124.
9. См. напр.: Карев Б.А., Мартынова Н.В. Проблема дифференциации образования и оптимизации высшей профессиональной школы // Современная научная мысль. 2013. №3. С.197-200.
10. См. напр.: Ломов С.П., Шин Е.Д. Цветовые композиции в дизайнообразовании (на основе корейских традиционных цветовых комбинаторик) // Современная научная мысль. 2013. №5. С.154-164.
11. См.: Ломов С.П., Лейфа А.В., Плутенко А.Д. Перспективы развития высшего педагогического образования в России: тенденции и риски // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. №1. С.113-119.
References and Sources
1. Lomov S.P. Didaktika hudozhestvennogo obrazovaniya. M., 2010.
2. Lomov S.P. ZHivopis'. M., 2008.
3. Lomov S.P., Krylov V.P. Ornamental'naya kompoziciya na urokah izobrazitel'nogo i prikladnogo iskusstva. M., 1997.
4. Lomov S.P., Ignat'ev S.E. Uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij: v 2 ch. M., 2009.
5. Lomov S.P., Ignat'ev S.E. Izobrazitel'noe iskusstvo. 5 klass: Uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij: v 2 ch. M., 2009.
6. Lomov S.P., Ignat'ev S.E., Kaimazina M.V. Izobrazitel'noe iskusstvo. 6 klass: Uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij: v 2 ch. M., 2010.
7. Sokol'nikova N.M., Lomov S.P. Izobrazitel'noe iskusstvo. 2 klass: uchebnik. M., 2011.
8. Sm. napr.: Lomov S.P. Obrazovatel'naya obast' «Iskusstvo» v sisteme obshcheobrazovatel'nyh disciplin standartov vtorogo pokoleniya // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2010. №4(29) S.118-124.
9. Sm. napr.: Karev B.A., Martynova N.V. Problema differenciacii obrazovaniya i optimizacii vysshej professional'noj shkoly // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2013. №3. S.197-200.
10. Sm. napr.: Lomov S.P., SHin E.D. Cvetovye kompozicii v dizajnoobrazovanii (na osnove korejskih tradicionnyh cvetovyh kombinatorik) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2013. №5. S.154-164.
11. Sm.: Lomov S.P., Lejfa A.V., Plutenko A.D. Perspektivy razvitiya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii: tendencii i riski // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2015. №1. S.113-119.
ЧИСТОВ ПАВЕЛ ДМИТРИЕВИЧ - кандидат педагогических наук, декан факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета.
ИГНАТЬЕВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета.
CHISTOV, PAVEL D. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Dean of the faculty of Fine arts and crafts, Moscow State Regional University (p-chistoif@mail.ru)
IGNATYEV, SERGEY E. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Methods of Teaching Fine Arts, Moscow Pedagogical State University(ignatyev@mail.ru).
УДК 37.036:7.01
КАТХАНОВА Ю.Ф., ДУН ЮЭ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ
Ключевые слова: зрительное восприятие, способности, цветовое восприятие, образное видение, творческое мышление, процесс творчества.
В большинстве работ методика развития творческого мышления и формирования гармоничного колористического видения у студентов рассматривается без комплексного подхода к определению и обоснованию элементов творческого видения и восприятия цвета. Рассмотренная проблема исследована в ракурсе подготовки условий обучения, способствующих развитию творческих способностей у студентов и управления процессом художественного и творческого видения. Систематизация элементов художественно -творческого мышления и гармоничного восприятия цвета у студентов составляют основополагающую концепцию исследования. Процесс художественного творчества рассматривается как процесс мыслительной деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, в конечном счёте новый продукт творчества. В статье даётся обоснование структуры проявлений элементов художественно-творческого мышления и гармоничного восприятия цвета у студентов.
KATHANOVA, Yu.F., DONG, YUE CREATIVE THINKING OF ARTIST-PEDAGOUGE AS THE BASIS OF HARMONIOUS
COLOR PERCEPTION
Keywords: visual perception, abilities, color perception, imaginative vision, creative thinking, creative process.
In most works, the methodic of developing of creative thinking and the formation of a harmonious color vision for students is considered without a comprehensive approach to the definition and substantiation of elements of creative vision and color perception. The examined problem is investigated in the context of preparation of learning conditions that contribute to the development of creative abilities among students and the management of the process of artistic and creative vision. Systematization of elements of artistic-creative thinking and harmonious perception of color for students constitute the fundamental concept of research. The process of artistic creativity is seen as a process of thinking activity, creating qualitatively new material and spiritual values, ultimately a new creative product. In the article provides a substantiation of the structure of manifestations of elements of artistic and creative thinking and harmonious perception of color among students.
В настоящее время особую актуальность приобретают исследования в области формирования художественно-творческого мышления у студентов, как личности и творца. Всё больше внимания уделяется необходимости разработки теоретических и методических основ реализации потенциала творческой деятельности посредством формирования профессионального восприятия цвета у художника-педагога в рамках учебного процесса.