Научная статья на тему 'Построение образовательной среды художественной мастерской'

Построение образовательной среды художественной мастерской Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1059
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ART PEDAGOGY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ART WORKSHOP / PROFESSIONAL COMPETENCE / CREATIVITY / SKILL / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТВОРЧЕСТВО / МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистов П.Д., Кузьменко Е.Л., Павельева И.Н.

В статье поднимается проблема формирования профессиональности и компетентности в современной художественной педагогике. В основе эффективного формирования профессиональности лежит выстроенная образовательная среда художественной мастерской. Такой вывод делается в ходе анализа опыта функционирования творческих мастерских на базе факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. Мастерская рассматривается как опорная образовательная среда, обладающая оптимальными возможностями для формирования и развития профессиональных компетенций студентов, обучающихся по художественно-педагогическому направлению. В статье выделены условия построения образовательной среды художественной мастерской, определяющие эффективность ее функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистов П.Д., Кузьменко Е.Л., Павельева И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building of the educational environment of an art workshop

The article deals with the problem of formation of professionalism and competence in contemporary art pedagogy. The built educational environment of an art workshop is the cornerstone of effective formation of professionalism. Such a conclusion has been made in the course of analysis of experience of running creative workshops at the faculty of fine arts and national crafts of the Moscow State Regional University. The workshop is considered as a supporting learning environment with optimum opportunities for formation and development of professional competences of students in artistic and pedagogical direction. The article highlights the conditions of creating an educational environment of an art workshop, determining the efficiency of its functioning.

Текст научной работы на тему «Построение образовательной среды художественной мастерской»

1УДК 372.874 ББК 74.48

ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МАСТЕРСКОЙ

П. Д. Чистов, Е. Л. Кузьменко, И. Н. Павельева

Аннотация. В статье поднимается проблема формирования профессиональности и компетентности в современной художественной педагогике. В основе эффективного формирования профессиональности лежит выстроенная образовательная среда художественной мастерской. Такой вывод делается в ходе анализа опыта функционирования творческих мастерских на базе факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. Мастерская рассматривается как опорная образовательная среда, обладающая оптимальными возможностями для формирования и развития профессиональных компетенций студентов, обучающихся по художественно-педагогическому направлению. В статье выделены условия построения образовательной среды художественной мастерской, определяющие эффективность ее функционирования.

Ключевые слова: художественная педагогика, образовательная среда, художественная мастерская, профессиональные компетенции, творчество, мастерство.

BUILDING OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AN ART WORKSHOP

P. D. Chistov, E. L. Kuzmenko, I. N. Pavelyeva

Abstract. The article deals with the problem of formation of professionalism and competence in contemporary art pedagogy. The built educational environment of an art workshop is the cornerstone of effective formation of professionalism. Such a conclusion has been made in the course of analysis of experience of running creative workshops at the faculty of fine arts and national crafts of the Moscow State Regional University. The workshop is considered as a supporting learning environment with optimum opportunities for formation and development of professional competences of students in artistic and pedagogical direction. The article highlights the conditions of creating an educational environment of an art workshop, determining the efficiency of its functioning.

Keywords: art pedagogy, educational environment, art workshop, professional competence, creativity, skill.

Проблема формирования профессионализма и компетентности студентов в творческой мастерской является весьма актуальной в современной художественной педагогике [1]. Безусловно, результаты профессионально-педагогической подготовки студентов зависят прежде всего от качества художественного образования, которое, в свою очередь, определяется несколькими факторами: материально-технической базой мастерской, оснащенной необходимыми художественными материалами, приспособлениями и современными средствами обучения, профессионализмом художника-педагога (преподавателя), а также мотивацией обуче-

ния и самообразования студентов (В. С. Кузин, С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, Б. М. Неменский, Н. М. Сокольникова и др.). В совокупности названные факторы составляют образовательную микросреду, функциональные характеристики которой регламентируется требованиями государственного образовательного стандарта и формируемыми профессиональными компетенциями студентов, будущих учителей изобразительного искусства и народных ремесел и художников. Иначе говоря, образовательная среда художественной мастерской представляет собой определенную компе-тентностную модель, которая включает изучаемые студентами дисциплинарный и междис-

циплинарный комплексы и все виды организуемой практики.

Формирование профессиональной компетентности студентов при обучении в художественной мастерской является ее ключевой задачей, так как современная развивающая образовательная среда школы остро нуждается в учителях изобразительного искусства, способных к организации творческой учебно-познавательной деятельности, воспитанию и развитию детей [1]. А для этого требуется создать соответствующую образовательную среду в педвузе [2, с. 18]. Поэтому художественную мастерскую независимо от ее профиля (дизайн-студия, арт-студия, специализированная мастерская и т. п.) мы рассматриваем как один из элементов развивающей образовательной среды.

Двадцатипятилетний опыт организации и развития разных по специализации художественных мастерских в художественно-педагогической подготовке студентов на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета (МГОУ) позволяет определить некоторые особенности построения образовательной среды художественной мастерской.

Начиная с 1990-х гг. в обучении студентов тесно переплелась модель классического художественного образования с традиционной системой их педагогической подготовки в области изобразительного искусства. Возникшая органичная связь образовательной и художественно-творческой деятельности прослеживается и в настоящее время в существующих на факультете узкоспециализированных мастерских: станковой живописи, станковой графики, иконописи, финифти, скульптуры, народного костюма, современного костюма, керамики, росписи по ткани, тканого гобелена, росписи по фарфору, жостовской росписи, росписи матрешки и других мастерских. При этом мастерская играет роль базового организующего звена в общей структуре образовательного процесса, организуемого на факультете, само содержание учебной художественно-профессиональной деятельности устанавливает органичную связь общепрофессиональных, художественных дисциплин и выбираемой студентами специализации.

Как правило, студент закрепляется за мастерской с первого курса и осваивает выбранную им специализацию, выполняя междисциплинарную курсовую работу по педагогике и защищая выпускную квалификационную (дипломную) работу по профилю мастерской. Концентрация познавательных усилий студента при освоении одной определенной специализации является залогом его результативной деятельности, так как сформированные знания, умения и навыки в одной художественной области взаимодействуют, дополняются, обобщаются и интегрируются с знаниями, умениями и навыками, вырабатываемыми при изучении других художественных областей. Таким способом студенты постепенно осваивают учебные художественно-педагогические компетенции и овладевают педагогическим профессионализмом.

Следует отметить, что на ранней стадии формирования факультета практиковалась смена специализации групп студентов после каждого полугодия с 1-го по 3-й курс, после чего студент узко специализировался в одном направлении. Ознакомление студентов с разными видами художественной деятельности (батиком, гобеленом, художественными росписями, керамикой, станковой и уникальной графикой, живописью и т. д.) ставилось во главу угла образовательного процесса. Однако такой подход оказался педагогически нецелесообразным.

Особенностью построения образовательной среды художественной мастерской является изучение и выбор студентами специализаций, включающих в себя различные виды живописи и графики, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, иконопись, дизайн и скульптуру. Организуя ее построение, мы опирались на существующие теоретические и практические разработки в данном направлении [1-6]. Наиболее предпочтительным для нас представляется исследование В. А. Яс-вина [6], который выделяет основные координаты построения образовательных сред.

Следуя рекомендациям В. А. Ясвина, на младших курсах мы организуем художественно-познавательную деятельность студентов, делая акцент на выработку учебных умений, направленных на освоение технологических приемов и исполнительского мастерства, и

лишь на этой основе приступаем к постановке творческих задач, что соответствует организации догматического типа образовательной среды. Постепенно с ростом профессионального художественного мастерства студент переходит на уровень соревновательности в художественно-познавательной деятельности. Желание студентов самореализоваться, продемонстрировать свои умения и навыки требует от преподавателя проектирования карьерной образовательной среды. С этого момента начинается обучение студентов в условно заданной творческой образовательной среде.

Творческий посыл - это не единственное направление работы художественной мастерской. Придерживаясь показателя широты образовательной среды художественной мастерской, ее содержание мы дополняем такими элементами, как: экскурсии в музеи, посещение выставок, профессиональных мастерских и производственных участков (производственно-ознакомительные практики), выездные пленэры, ознакомление с деятельностью других учебных заведений по профилю деятельности, участие в выставках и конференциях, встречи с выдающимися мастерами, проведение мастер-классов и т. п. Безусловно, на общий качественный уровень высшего образования влияет научно-исследовательская работа студентов, к разновидностям которой мы относим вышеперечисленные виды деятельности. Кроме того, расширение видов деятельности существенно укрепляет междисциплинарные связи [7, с. 141].

При построении образовательной среды художественной мастерской мы учитываем такой показатель ее функционирования, как интенсивность. Кроме художественно-познавательной деятельности, организуемой непосредственно в мастерской, студент общается с однокурсниками и обменивается своим познавательным опытом, консультируется у руководителя, знакомится с необходимой ему литературой и традициями мастерской, изучает выставочные экспозиции, участвует в анализе художественных работ, подготовке и проведении мастер-классов и праздников.

Одним из показателей образовательной среды мастерской является ее устойчивость, которую мы связываем с традициями мастер-

ской, накоплением опыта организации в ней художественно-познавательной деятельности, преемственностью в обучении студентов старших и младших курсов, бакалавров и магистрантов, организацией их научно-исследовательской работы на базе одной или нескольких мастерских при выполнении дипломной работы.

Взаимодействие, происходящее между студентами разных курсов в рамках образовательной среды, играет важную роль в их художественно-познавательной деятельности и развитии. Например, студенты старших и младших курсов, обучающиеся в живописных мастерских, часто находятся на разных уровнях сформированное™ восприятия цвета. Когда старшекурсники уже перешли на уровень «поли-хромного систематизированного восприятия цвета» [8, с. 75], студенты младших курсов, все еще находясь во власти усвоенных цветовых стереотипов, не видят в природном многообразии того широчайшего спектра оттенков, который существует в действительности, оставаясь на уровне «узко систематизированного восприятия цвета» [8, с. 75-76]. Постоянное взаимодействие студентов младших курсов со старшими товарищами, их совместные обсуждения выполняемых задач помогают младшекурсникам формировать и более сложные профессионально значимые качества. Мы проследили за процессом формирования целостного видения[9] в специализированной мастерской станковой графики и на аудиторных занятиях по рисунку. В условиях художественной мастерской процесс идет гораздо активнее.

Наряду с устойчивостью, важно учитывать такой показатель, как мобильность образовательной среды мастерской. Действительно, в мастерской обучаются студенты, имеющие разный уровень довузовской общей и художественной подготовки, опыт работы в художественных школах, разные художественные способности и другие индивидуальные характеристики. Поэтому преподаватели используют в своей работе со студентами разные подходы, методики и технологии организации образовательного процесса.

Для формирования художественной мастерской необходимо соблюдать ряд организационно-педагогических условий.

1. Учебная художественная мастерская по специализации должна быть стационарной, специально оборудованной и размещенной в аудитории, соответствующей всем требованиям к организации образовательного процесса. Это условие можно считать одним из главных. Мы располагаем многолетним опытом построения занятий по специализации вне мастерских, например, постановкой натюрморта по специализации «Живопись» в одной из учебных аудиторий. Результативность такой формы проведения занятий ниже, чем занятия в специализированной мастерской. Только проведение занятий в производственных (фабричных) художественных мастерских за пределами университета (специализации: «Гжельская роспись», «Жостовская роспись») оказались эффективными, так как профессиональная среда является оптимальной образовательной средой.

2. Мастерская должна быть оснащена необходимым специальным оборудованием, иметь фонд наглядных пособий, натурный фонд (при необходимости), фонд художественных работ по профилю специализации.

3. Руководство мастерской необходимо закреплять за опытным (ведущим) педагогом, имеющим ученую степень, ученое и почетное звание (народный художник РФ, заслуженный художник РФ, член союза художников России, творческого союза художников РФ, союза дизайнеров и т. п.). Педагогически целесообразно, чтобы в мастерской работали несколько преподавателей, как правило, из числа выпускников мастерской, представляющих одну и ту же специализацию. Так, например, на факультете изобразительного искусства и народных ремесел сформированы мастерские станковой живописи, иконописи, станковой графики, народного костюма, художественной росписи и керамики.

4. Работа в мастерской должна быть организована таким образом, чтобы студент мог посещать ее не только в учебное, но и в свое свободное время.

5. В мастерской должны заниматься студенты разных курсов, что позволяет студентам младших курсов изучать опыт старшекурсников, сотрудничать и помогать друг другу. В мастерской необходимо создавать атмо-

сферу творчества и заинтересованности в результатах труда.

6. Для успешного обучения студентов должны быть отобраны эффективные методики обучения специализации. Процесс обучения должен иметь творческий характер и строиться с соблюдением закономерностей и принципов дидактики. Используемые методики обучения должны быть ориентированы на освоение студентами технологии художественного творчества и достижение технологического качества выполняемой работы, так как освоение технологии является базой дальнейшего обучения в мастерской. Формирование профессионально значимых умений и навыков происходит на основе выработанных технологических умений и навыков. Творческие задачи в учебный процесс вводятся постепенно, по мере овладения технологией.

7. Обучение студентов должно сопровождаться стимулированием их активности путем посещения выставок, участия в выставках мастерской и самостоятельного творчества. Знакомство с творчеством профессиональных художников, посещение творческих мастерских, знакомство с образовательной деятельностью других художественных вузов, посещение значимых культурно-исторических объектов и знание культурных традиций своего региона являются неотъемлемыми атрибутами роста мастерства студента.

Необходимо отметить, что результаты деятельности обучающихся в мастерской (промежуточные и итоговые творческие работы) используются в выставочной деятельности вуза, в оформлении интерьеров. Эти работы не только являются объектами искусства, но и могут оцениваться как показатели профессиональной деятельности преподавателя, педагогического коллектива кафедры, факультета и вуза в целом, подвергаться оценке со стороны художников, общественности, ученых и педагогов. В этом смысле задачи, решаемые в мастерской, сходны с производственными задачами, так как в мастерской имеются определенные материалы, используются технологии, организуется процесс создания (большей частью, ручной) творческого продукта, студенты включены в постоянную учебную деятельность, придерживаются требований, предъявляемых к ее организации,

соотносят промежуточные результаты своего труда с качеством конечного продукта.

Опыт нашей работы со студентами в художественных мастерских показывает, что успешно обучающиеся студенты вступают в профессиональные общественные организации (союзы художников, дизайнеров и т. п.). Творческая работа в мастерских стала для них базой для выполнения научных исследований и проведения экспериментов.

Таким образом, организация образовательной среды художественной мастерской в соответствии с имеющимися научно-методическими разработками построения образовательных сред в вузе и школе, опытом организации художественных мастерских на факультете изобразительного искусства и народных ремесел МГОУ позволяет эффективно формировать профессиональную компетентность студентов, будущих педагогов и художников.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ломов, С. П. Дидактика художественного образования [Текст] / С. П. Ломов. - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010.

2. Хроменков, П. А. Готовность студентов педвуза к профессиональной деятельности в развивающей образовательной среде [Текст] / П. А. Хроменков // Наука и школа. - 2014. - № 2. - С. 17-20.

3. Дерябо, С. Д. Диагностика эффективности образовательной среды [Текст] / С. Д. Дерябо. - М., 1997.

4. Хроменков, П. А. Развивающая образовательная среда педвуза в условиях межнаучной коммуникации [Текст] / П. А. Хроменков. -М.: МГОУ, 2013.

5. Чистов, П. Д. Условия формирования образовательной среды художественной мастерской [Текст] / П. Д. Чистов // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. -2016. - № 2. - С. 122-130.

6. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001.

7. Львова, И. А. Научно-исследовательская работа студентов-дизайнеров как фактор повышения компетентностного уровня [Текст] / И. А. Львовва // Развитие креативности личности в современном образовательном про-

странстве: сб. материалов междунар. науч. конф. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2015. -С.139-142.

8. Бубнова, М. В. Формирование цветовосприя-тия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / М. В. Бубнова. -М., 2010.

9. Чистов, П. Д. Целостное видение в тональном рисовании [Текст] / П. Д. Чистов // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Методика обучения изобразительному и декоративному искусству. - 2006. - № 1. - С. 30-32.

REFERENCES

1. Lomov S. P. Didaktika khudozhestvennogo ob-razovaniya. Moscow: GOU Pedagogicheskaya akademiya, 2010.

2. Khromenkov P. A. Gotovnost studentov pedvu-za k professionalnoy deyatelnosti v razvivay-ushchey obrazovatelnoy srede. Nauka i shkola.

2014, No. 2, pp. 17-20.

3. Deryabo S. D. Diagnostika effektivnosti obrazovatelnoy sredy. Moscow, 1997.

4. Khromenkov P. A. Razvivayushchaya obrazo-vatelnaya sreda pedvuza v usloviyakh mezhna-uchnoy kommunikatsii. Moscow: MGOU, 2013.

5. Chistov P. D. Usloviya formirovaniya obrazo-vatelnoy sredy khudozhestvennoy masterskoy. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: Peda-gogika. 2016, No. 2, pp. 122-130.

6. Yasvin V. A. Obrazovatelnaya sreda: ot mode-lirovaniya k proektirovaniyu. Moscow: Smysl, 2001.

7. Lvova I. A. Nauchno-issledovatelskaya rabota studentov-dizaynerov kak faktor povysheniya kompetentnostnogo urovnya. Razvitie kreativ-nosti lichnosti v sovremennom obrazovatelnom prostranstve. Proceedings of international scientific conference. - Elets: EGU a. n. Bunin,

2015. Pp.139-142.

8. Bubnova M. V. Formirovanie tsvetovospriyati-ya mladshikh podrostkov v protsesse obucheni-ya izobrazitelnoy deyatelnosti. PhD dissertation (Psychology). Moscow, 2010.

9. Chistov P. D. Tselostnoe videnie v tonalnom risovanii. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: Metodika obucheniya izobrazitelnomu i de-korativnomu iskusstvu. 2006, No. 1, pp. 30-32.

Чистов Павел Дмитриевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой рисунка Московского государственного областного университета e-mail: p-chistoff@mail.ru

Chistov Pavel D., PhD in Education, Chairperson, Drawing Department, Moscow State Regional University e-mail: p-chistoff@mail.ru

Кузьменко Евгения Львовна, доктор филологических наук, заведующая кафедрой композиции Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московского государственного областного университета e-mail: kel_mpu@mail.ru

Kuzmenko Evgeniya L., ScD in Philology, Chairperson, Composition Department, Moscow State Regional University

e-mail: kel_mpu@mail.ru

Павельева Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры живописи Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московского государственного областного университета e-mail: pavelevairina@mail.ru

Pavelyeva Irina N., PhD in Education, Associate Professor, Painting department, Moscow State Regional University

e-mail: pavelevairina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.